Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ЭЛЕКТРОННОЙ ТАМОЖНИ В РАМКАХ РАБОТЫ ПОДКОМИТЕТА УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИЕЙ ВТАМО'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ЭЛЕКТРОННОЙ ТАМОЖНИ В РАМКАХ РАБОТЫ ПОДКОМИТЕТА УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИЕЙ ВТАМО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
58
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕМИРНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ВТАМО / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ЕАЭС / ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ / ЕЭК / ПОДКОМИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИЕЙ / ЦИФРОВАЯ ТАМОЖНЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО / ТАМОЖНЯ / ЕДИНОЕ ОКНО / ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мозер Сергей Владимирович

В статье затронута проблематика формирования института электронной таможни во Всемирной таможенной организации. Акцентировано внимание на результатах работы Подкомитета управления информацией ВТамО по данному вопросу. Автором анализируется проект «Стратегия электронной таможни ВТамО. Электронная торговля: стратегическая связь между международной торговлей транспортными и логистическими отраслями и основной деятельностью таможенных и других пограничных регулирующих органов» (2007г.). Исследовательский материал представляет интерес для широкого круга специалистов, деятельность которых связана с модернизацией института электронной, цифровой таможни, совершенствованием таможенного регулирования, а также международным таможенным правом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL ISSUES OF THE DEVELOPMENT OF THE INSTITUTE OF ELECTRONIC CUSTOMS WITHIN THE FRAMEWORK OF THE WCO INFORMATION MANAGEMENT SUB-COMMITTEE

The article touches upon the issues of forming the e-customs institute in the World Customs Organization. Attention is focused on the results of the work of the WCO Information Management Sub-Committee on this issue. The author analyzes the project «WCO E-Customs Strategy. E-Commerce: A strategic link between international trade transport and logistic industries and the core business of customs and other border regulatory agencies» (2007). The research material is a matter of interest to a wide range of specialists whose activities are related to the development of the institute of electronic, digital customs, the improvement of customs regulation, as well as international customs law.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ЭЛЕКТРОННОЙ ТАМОЖНИ В РАМКАХ РАБОТЫ ПОДКОМИТЕТА УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИЕЙ ВТАМО»

9. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО,

ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.10)

9.1. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ЭЛЕКТРОННОЙ ТАМОЖНИ В

РАМКАХ РАБОТЫ ПОДКОМИТЕТА УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИЕЙ ВТАМО

Мозер Сергей Владимирович, канд. юрид. наук. Должность: Заместитель начальника отдела. Место работы: Департамент таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии. Подразделение: отдел перспективных таможенных технологий. E-mail: moser-info@yandex.ru

Аннотация: В статье затронута проблематика формирования института электронной таможни во Всемирной таможенной организации. Акцентировано внимание на результатах работы Подкомитета управления информацией ВТамО по данному вопросу. Автором анализируется проект «Стратегия электронной таможни ВТамО. Электронная торговля: стратегическая связь между международной торговлей транспортными и логистическими отраслями и основной деятельностью таможенных и других пограничных регулирующих органов» (2007г.). Исследовательский материал представляет интерес для широкого круга специалистов, деятельность которых связана с модернизацией института электронной, цифровой таможни, совершенствованием таможенного регулирования, а также международным таможенным правом.

Ключевые слова: Всемирная таможенная организация, ВТамО, Евразийский экономический союз, ЕАЭС, Евразийская экономическая комиссия, ЕЭК, Подкомитет управления информацией. электронная таможня, цифровая таможня, электронная коммерция, таможенное регулирование, международное таможенное право, таможня, единое окно.

ACTUAL ISSUES OF THE DEVELOPMENT OF THE INSTITUTE OF ELECTRONIC CUSTOMS WITHIN THE FRAMEWORK OF THE WCO INFORMATION MANAGEMENT

SUB-COMMITTEE Mozer Sergei Vladimirovich, PhD at law. Position: Deputy Head of Division. Place of employment: Department of Customs Legislation of the Eurasian Economic Commission. Department: Advanced Customs Technologies division. E-mail: moser-info@yandex.ru

Annotation: The article touches upon the issues of forming the e-customs institute in the World Customs Organization. Attention is focused on the results of the work of the WCO Information Management Sub-Committee on this issue. The author analyzes the project «WCO E-Customs Strategy. E-Commerce: A strategic link between international trade transport and logistic industries and the core business of customs and other border regulatory agencies» (2007). The research material is a matter of interest to a wide range of specialists whose activities are related to the development of the institute of electronic, digital

customs, the improvement of customs regulation, as well as international customs law.

Keywords: the World Customs Organization, the WCO, the Eurasian Economic Union, the EEU, the Eurasian Economic Commission, the EEC, Information Management Sub-Committee, electronic customs, e-customs, digital customs, e-commerce, customs regulation, international customs law, customs, single window.

Обзор Стратегии электронной таможни ВТамО (2007)

В предыдущей публикации мы исследовали проблематику формирования института электронной таможни в рамках деятельности Совета и Постоянного технического комитета (далее - ПТК) Всемирной таможенной организации (далее - ВТамО).1 Нами проанализирован «Стратегический документ таможня и электронная коммерция», который впервые представлен вниманию международного таможенного сообщества в штаб-квартире ВТамО в 2007 году. Концепция электронной таможни в рамках последующих дискуссий во ВТамО была изменена, а впоследствии рассмотрена на заседаниях Подкомитета управления информацией и ПТК. Анализ ее основных положений представлен в настоящем исследовательском материале.

Прежде всего отметим, что на 54-м заседании Подкомитета управления информацией (далее - Подкомитет) в январе 2008 года обсуждалась стратегия электронной таможни. Делегаты интересовались связями с «Первоначальным документом», а также с Рамочными стандартами безопасности и упрощения мировой торговли (SAFE). В свою очередь Секретариат Всемирной таможенной организации (далее - Секретариат ВТамО, Секретариат) сообщил, что проект может иметь потенциальные последствия для различных инструментов ВТамО, таких как Пересмотренная Киотская конвенция,2 Модель данных ВТамО и Уникальный указатель груза (UCR). Документ находится в процессе разработки, и ему требуется структура, в которой необходимо изложить цель и актуальность, и который мог бы объединить различные виды деятельности ВТамО с потенциалом для интеграции IT-разработок с усилиями по гармонизации данных и концепцией «единого окна». Как таковой, он также связан с аспектами проекта «Таможня в 21 веке», и Секретариат ВТамО будет поддерживать соответствующие связи.3

Следует добавить, что Секретариат принял к сведению все замечания, сделанные по первому проекту документа, и взял обязательства получить дополни-

1 Мозер С.В. Формирование института электронной таможни во Всемирной таможенной организации // «Социально-политические науки». - № 2. - 2019. URL. http://customs-academy.net/?p=12345 (дата обращения: 12.05.2019).

2 International Convention on the Simplification and Harmonization of Customs Procedures. URL: http://www.wcoomd.org/en/ top-ics/facilitation/instrument-and-tools/conventions/pf_revised_kyoto_ conv/kyoto_new/preamble.aspx#ar8 (дата обращения: 01.03.2019).

3Items 4-5. E-Customs Strategy. Secretariat note. Agenda Item VII.

Information Management Sub-Committee, 55th Meeting. Doc.

PM0224E1a. Brussels, 16 May 2008. - P. 2.

тельную ясность по вопросу разработки проекта в марте на заседания ПТК. Далее планировалось подготовить другой стратегический документ к 55-му заседанию Подкомитета управления информацией и впоследствии к июньскому заседанию Совета ВТамО. Как было запланировано, в проекте документа должны быть четко определены роли и ожидания всех участников цепи поставки товаров, причем, как со стороны правительства, так и промышленности. Он должен быть адресован нетехническим специалистам и включать ссылку на другие стратегические документы и инструменты ВТамО.

На 54 заседании Подкомитета, председатель напомнил, что на 179-й / 180-й сессиях ПТК рассматривался вопрос о Стратегии электронной таможни ВТамО. Было решено, что таможня должна адаптироваться путем принятия соответствующих мер, чтобы идти в ногу с постоянно меняющимся миром Информационных таможенных технологий и часто пересматривать свои процедуры и, следовательно, требования к данным.4 Председатель ПТК обратил внимание, что низкие затраты и быстрый выпуск товаров являются одними из ключевых показателей для электронной таможни. Поэтому администрациям рекомендуется создавать единые точки доступа, предпочтительно «единое окно», позволяющее экономическим операторам подавать свои декларации в электронном виде в компетентные таможенные органы. Здесь же отмечено, что после «Бакинской декларации», принятой Советом ВТамО в июне 2001 года в качестве Декларации Совета таможенного сотрудничества, касающейся электронной торговли, Организация разработала последовательную стратегию электронной торговли - однако ее члены постоянно выражали необходимость в сводном документе, касающемся электронной таможни, для определения того, какие основные действия следует предпринять, а также возможных сроков, которые должны быть соблюдены всеми соответствующими сторонами.

По нашему мнению, наиболее интересным этапом 54-го заседания Подкомитета стало представление проекта Стратегии электронной таможни,5 который впоследствии должен был рассматриваться на заседании ПТК в марте 2008 года. Таким образом, члены Подкомитета впервые получили официальную возможность ознакомиться с этой инициативой, и крайне важно, чтобы точка зрения Подкомитета была доведена до сведения ПТК. Не может быть никаких сомнений в том, что этот документ предоставил ВТамО возможность проявить интеллектуальное лидерство в общей области информационных технологии, «единого окна» и интеграции данных.

В рамках исследования генезиса понятия «электронная таможня» следует обратить внимание на записку Секретариата, озаглавленную «Вопросы, вытекающие из 54-го заседания Подкомитета управления информацией» и представленную 11 февраля 2008 года на 54-м заседании Подкомитета управления информаци-ей.6 В данном документе отмечается, что Подкомитет

4 Item 82. Draft Report to the Permanent Technical Committee on the 54th Meeting of the Information Management Sub-Committee. Information Management Sub-Committee. 54th Meeting. Doc. PM0213E1a. Brussels, 21 April 2008. - P. 15.

5 The WCO e-Customs Strategy.

6 Secretariat Note «Issues arising from the 54th IMSC meeting». Agenda Item XII. Information Management

Sub-Committee, 54th Meeting. Doc. PM0212E1a. Brussels, 11 February 2008.

провел оценку проекта Стратегии электронной таможни (E-Customs Strategy) («стратегия»), который был представлен на 179-й / 180-й сессиях ПТК в ноябре 2007 года. Далее отмечается, что во время 54-го заседания Подкомитета состоялось широкое обсуждение важности такого документа, а также приоритетов и направленности, которые должны быть отражены в нем. Здесь же указано, что IMSC полагает, что знак «Е» в настоящее время является безусловным прекурсором (предшественником) практически всех стратегических рассмотрений, с которыми сталкиваются пограничные ведомства и их партнеры по торговле. Иными словами, что проблемы в области информационных технологий (далее - IT) и управления информацией больше не следует рассматривать как чисто ключевые факторы, стимулирующие бизнес, а скорее как основной бизнес самостоятельно. С учетом этих моментов, четкое мнение 54-го заседания Подкомитета заключалось в том, что стратегия по праву относится к сфере ее постоянного развития с регулярным обзором со стороны ПТК.

Анализ стратегии. Перед тем как мы представим краткий обзор Стратегии электронной таможни ВТамО, зададимся вопросом, в чем отличие электронной таможни от электронной торговли, каковы их характеристики и сходства. Попробуем ответить на эти вопросы посредством обращения к Стратегии электронной таможни ВТамО.7 Добавим, что полное название анализируемого документа - «Стратегии электронной таможни ВТамО. Электронная торговля: стратегическая связь между международной торговлей транспортными и логистическими отраслями и основной деятельностью таможенных и других пограничных регулирующих органов»8 (далее - Стратегия, Проект).

Обратим внимание, что в названии документа, по сути, акцент делается не на электронной таможне, но на электронной торговле. В пояснительном письме Секретариата к проекту стратегии отмечается, что растущее использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) создало новые условия (среду)9 для ведения бизнеса. Различная информация, ее увеличение и своевременное обновление означает, что мир управления информацией постоянно меняется.10 По мнению Секретариата, таможня должна адаптироваться, принимая соответствующие меры, чтобы быть в курсе этого постоянно меняющегося мира и часто пересматривать свои процедуры и, следовательно, требования к данным. Необходимо, чтобы это осуществлялось не только в отношении трансграничных операций, таких как экспорт и импорт, но и в области таможенного контроля, после выпуска и требований, предъявляемым к данным.11 Быть в курсе (идти в ногу со временем) значит быть звеном в международной цепи поставки товаров, равным другим звеньям. В информационной записке Секретариата отмечается, что, несмотря на существование «Бакинской

7 WCO E-Customs Strategy.

8 WCO E-Customs Strategy. E-Commerce: A strategic link between international trade transport and logistic industries and the core business of customs and other border regulatory agencies. Annex to Doc. PM210E1 // WCO E-Customs Strategy. Secretariat note. Agenda Item VII. Information Management Sub-Committee, 54th Meeting. Doc. PM0210E1a. Brussels,14 December 2007.

9 Environments.

10 Item 2. Secretariat note. Agenda Item VII. Information Management Sub-Committee, 54th Meeting. Doc. PM0210E1a. Brussels,14 December 2007.

11 Customs Post Audit Controls and Enforcement data require-

ments.

декларации»,12 «Стратегического документа ВТамО, таможня и электронная коммерция»13 и Руководства по информационным таможенным технологиям к Киот-ской конвенции,14многие страны-члены ВТамО выразили желание иметь сводный документ, касающийся электронной таможни и создания безбумажной среды для таможни и торговли, и учитывающий последствия для таможни постоянно растущего обмена цифровой информацией15 (например, электронная торговля), а также основные проблемы и возможности, которые представляет это явление. В контексте исследования понятия «электронная таможня» обратим внимание на использование понятия «цифровая информация». Главная цель проекта Стратегии состояла в том, чтобы определить, какие основные действия должны быть предприняты, а также возможные сроки, которые должны быть соблюдены всеми соответствующими сторонами.

Итак, структура Стратегии представлена шестью разделами, такими как: введение, что такое электронная торговля, влияние электронной торговли, проблемные вопросы, правовая проблематика и заключение. Вновь обратим внимание на тот факт, что понятие «электронная таможня» не просматривается в структуре Стратегии электронной таможни ВТамО. Забегая вперед, обратим внимание, что Стратегия не содержит определения понятия «электронная таможня», а также ответа на вопрос, что следует понимать под этим комплексным явлением. По нашему мнению, это обстоятельство очень парадоксально. Обратимся к содержанию Проекта, представленного международному таможенному сообществу 14 декабря 2007 года.

При отсутствии в Стратегии электронной таможни ВТамО определения понятия «электронная таможня», здесь отмечается, что электронная торговля, обычно определяемая как покупка и продажа продуктов или услуг через электронные системы, такие как интернет и другие компьютерные сети, на первый взгляд может показаться ограниченной миром бизнеса и потребителей. Однако такой подход упускает из виду жизненно важные взаимодействия между бизнесом и правительством, которые характеризуют миллионы ежедневных глобальных грузовых, морских и пассажирских перевозок. Работа таможенных и других регулирующих органов на границе тесно связана с бизнес-процессами в международной торговле и транспортной отрасли. Все, что меняет методы работы этих предприятий, может оказать влияние на таможню.

Относительно влияния электронной торговли на внешнеторговые операции, в Проекте отмечается, что основные изменения в деловой практике, связанные с постоянным развитием и развитием электронной торговли, делают ее одним из наиболее важных актуальных вопросов, стоящих сегодня перед таможней, и любой анализ ее воздействия должен учитывать де-

12 Declaration of the customs Cooperation Council Concerning ECommerce (Baku Declaration), June 2001. URL: http://www.wcoomd. org/-/media/wco/public/global/pdf/about-us/legal-instruments/ declara-tions/baku_declaration.pdf?la=en (дата обращения: 01.03.2019).

13 WCO strategy Document, Customs and e-Commerce.

14 Application of information and communication technology. Chapter 7. General Annex Guidelines. Kyoto Convention. URL: http://www.wcoomd.org/-/media/wco/public/global/pdf/topics/facilita-tion/instruments-and-tools/tools/ict-guidelines/ict-guidelines.pdf?db= web (дата обращения: 01.03.2019); General information: ICT Guidelines. World Customs Organization. URL: http://www.wcoomd.org/en/ Topics/Facilitation/Instrument%20and%20Tools/Tools/ICT%20Guide-lines (дата обращения: 01.03.2019).

15Digitalized information exchange.

ловые, технологические и правовые последствия. Международная торговля, отмечают разработчики Стратегии, - это двусторонний процесс, и современное мышление, основанное на целостном подходе к цепи поставки товаров, требует сотрудничества и согласованности действий всех сторон. Обсуждения Стратегии определенным образом должны учитывать «цифровой разрыв»16 в любых дискуссиях. Обратим внимание, что применительно к электронной торговле используется понятие «цифровое» разделение. В рамках настоящего исследования и в целях решения поставленных задач для нас интересна динамика формирования применяемого понятийного аппарата. Например, почему используется понятие «электронная таможня», а не «цифровая таможня», «электронная торговля», а не «цифровая торговля». Является ли это все словесной полемикой, или же за каждым понятием в нашем случае стоят свои уникальные характеристики, позволяющие вычленить одно правовое явление от другого.

В Стратегии отмечается, что методы электронной торговли в сочетании с внедрением передового опыта таможенного администрирования, как описано в Пересмотренной Киотской конвенции ВТамО, могут существенно сократить эти потери, сопряженные с неэффективными процедурами и системами в глобальной торговле. Рамочные стандарты ВТамО17 дают четкое признание ВТамО важности электронной торговли на стратегическом уровне. В частности, в пункте 6.2 отмечается, что: «Стандарты 7.1, 6.9, 3.21 и 3.18 Генерального приложения к Пересмотренной Киотской конвенции требуют от таможни применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для таможенных операций, в том числе с использованием технологий электронной торговли». Здесь же указывается, что таможенные администрации, сталкивающиеся с общей проблемой эффективной работы в таких условиях, должны использовать множество возможностей, которые предоставляет электронная торговля, для улучшения существующих процессов с помощью новых механизмов доставки, учитывающих изменяющуюся торговую практику. В частности, таможенным администрациям необходимо предоставлять отрасли ряд простых и легко доступных электронных услуг. Таким образом, таможня согласуется с сегодняшним глобальным распространением инновационных решений электронной торговли для бизнеса (В2В).

Далее констатируется, что многочисленные последствия электронной торговли заставляют таможенные администрации разрабатывать комплексные бизнес-стратегии, обеспечивать политическое одобрение на высоком уровне, а также приоритет исполнительного руководства. В свою очередь упрощенные и стандартизированные таможенные процессы и требования в соответствии с Пересмотренной Киотской конвенцией и иными инструментами ВТамО, как Модель Данных ВТамО18 и Уникальный указатель груза (UCR),19 Ра-

16 Digital divide.

17 WCO SAFE. World Customs Organization. URL: http://www.wco-omd.org/en/topics/fadNtation/instrument-and-tools/frameworks-of-standards/safe_package.aspx (дата обращения: 02.03.2019).

18 WCO Data Model. World Customs Organization. URL: http://www.wcoomd.org/en/topics/facilitation/instrument-and-tools/~/link.aspx?_id=3BD324CD868948748147E210059706BC&_z= z (дата обращения: 01.03.2019); WCO Data Model. Trade Implementation Guide. URL: http://tfig.unece.org/contents/wco-data-model.htm (дата обращения: 01.03.2019).

19 WCO Unique Consignment Reference (UCR).World Customs Organization. URL: http://www.wcoomd.org/en/topics/facilitation/resour-

мочные стандарты SAFE и Руководства по интегрированному управлению цепями поставки товаров, позволяют достичь более высокого уровня соответствия и безопасности. Снижение нагрузки на торговлю и снижение издержек, связанных с соблюдением требований, привносят новую реальность в концепцию действительно цельных международных торговых операций.

В Проекте не обошлось без упоминания механизма «единого окна». Разработчики Проекта обращают внимание, что у правительств есть много веских причин, чтобы помочь этому полезному процессу, содействуя при помощи «единого окна» сотрудничеству между таможней и другими официальными органами по управлению границей для обмена данными о международной торговле и анализа рисков на национальном и международном уровнях. При этом для правильной работы любая система «единого окна» должна соблюдать все соответствующие стандарты и правила международной торговли. Одним из ключевых факторов является стандарт данных, в соответствии с которым все стороны могут гармонизировать свои информационные потребности, а Версия 3.0 модели данных ВТа-мО, включающая данные из определенных нетаможенных доменов, обеспечивает именно такой стандарт.

По нашему мнению, проект Стратегии 2007 года не дал ответа на вопрос, что есть «электронная таможня», и наличие каких признаков, характеристик позволяет сделать вывод, что она является именно «электронной». В то же время разработчики Стратегии, рассматривая электронную торговлю, затрагивают отдельные характеристики таможни, которая должна идти в ногу со временем с электронной торговлей. В частности, разработчики Проекта отмечают, что по сравнению с десятью годами ранее современная информационная и коммуникационная среда характеризуется улучшенными вычислительными мощностями и безопасностью при более низких затратах, большим коммерческим использованием интернета, более строгим соблюдением стандартов, улучшением общего понимания информационных технологий и постоянно растущей пропускной способностью. Мировое таможенное сообщество должно оптимально использовать эти возможности, проявляя гибкость и дальновидность при разработке электронных методов контроля и содействия торговле. Необходимость работы таможни в такой международной и открытой среде с использованием интернета потребует наличия:

гармонизированных таможенных процедур и процессов на основе Пересмотренной Киотской конвенции, а также электронного законодательства, касающегося таких вопросов, как «подпись» и «документ»;

только минимального объема данных от промышленности для ведения таможенного дела;

стандартизированных требований к данным, определенных в Модели данных ВТамО;

комплексной стратегии информационной безопасности, касающейся, в частности, трансграничного удостоверения подлинности (аутентификации), включая распознавание цифровых сертификатов.

Что касается контроля над электронными передачами, в Стратегии отмечается, что глобальный и безграничный характер электронной торговли означает, что таможня, которая больше не может выполнять функции пограничной стражи традиционным способом,

ces/~/media/633F01FC1783462EA9DBDE125AF48834.as (дата обращения: 01.03.2019).

должна будет полагаться на самооценку в сочетании с контролем после выпуска на основе СУР и другие современные процедуры взаимодействия и партнерские отношения, изложенные в Рамочных стандартах SAFE. Это, в свою очередь, потребует от системы вознаграждения за добровольное соблюдение, а также серьезное наказание за несоблюдение.

Как было отмечено выше, один из разделов Стратегии электронной таможни ВТамО именуется «Отдельные правовые вопросы». К сожалению, анализируемый раздел Проекта не связан с электронной таможней и не раскрывает правовые аспекты такой таможни как комплексного правового явления. Здесь позиционируется лишь роль Комиссии ООН по праву международной торговли (UNCITRAL),20 а также разрабатываемые ею акты в области электронной торговли. Так, в Стратегии отмечается, что UNCITRAL является основным юридическим органом Организации Объединенных Наций, ответственным за право международной торговли, который уполномочен модернизировать и гармонизировать торговое законодательство, тем самым уменьшая правовые препятствия для электронной торговли. Этот орган разрабатывает ряд официальных конвенций, охватывающих такие важные темы, как «Использование электронных сообщений в международных договорах», цель которых состоит в том, чтобы «повысить правовую определенность и коммерческую предсказуемость». Здесь же отмечается, что Комиссия ООН также выпустила два очень важных «Модельных закона», касающихся электронной торговли и цифровой подписи, которые были добавлены в главу 7 Пересмотренной Киотской конвенции и, как таковые, стали частью глобального перехода таможни к электронной торговле.

По нашему мнению, в данном разделе более уместно проанализировать собственные инструменты ВТа-мО, которые в понимании экспертов Секретариата ВТамО, регулируют таможенные правоотношения под вывеской «электронная таможня». В Проекте очевиден акцент не на электронной таможне, а на электронной торговле, которой, видимо, должна соответствовать электронная таможня (или не соответствовать). Ознакомление с Проектом оставило больше вопросов, чем внесло ясность в части того, что следует понимать под электронной таможней, и каковы ее основные признаки и характеристики.

Завершая краткий обор Стратегии электронной таможни ВТамО (2007 год), обратим внимание на заключение, представленное в анализируемом документе. Прежде всего, отмечается, что электронная торговля представляет собой серьезную проблему для таможенных служб во всем мире, но в то же время она предоставляет большие возможности для улучшения услуг международной торговли и более эффективного использования таможенных ресурсов.

Электронная таможня подразумевает пересмотр и радикальное изменение стратегии деятельности таможни (таможенного дела) 1 с целью использования комплексного подхода к применению информационных и коммуникационных технологий и полных публичных сервисов в режиме реального времени. Со своей стороны и, исходя из стратегии, изложенной в Бакинской декларации, ВТамО должна обеспечить, чтобы в ее Стратегическом плане22 вопросы, связанные с элек-

20 Комиссия ООН по праву международной торговли. URL: https://uncitral.un.org/ru (дата обращения: 02.03.2019).

21 Customs business strategies.

22 Strategic Plan.

тронной торговлей, рассматривались в самом широком смысле. Здесь крайне важно подчеркнуть фундаментальное значение пересмотренной Киотской конвенции и Рамочных стандартов SAFE. В этом контексте ВТамО необходимо правильно установить приоритеты, запустить обязательный к исполнению план действий и работать с членами Организации, чтобы обеспечить наличие всех требующихся ресурсов. В Проекте отмечается, что ВТамО также придется приумножить свои усилия, чтобы помочь преодолеть цифровой разрыв23 путем координации деятельности по модернизации и наращиванию потенциала (институциональному развитию) в таможенной сфере с другими международными организациями, действующими в этой области. В частности с Целевой группой по цифровым возможностям (DOT Force),24 созданной странами «большой восьмерки» и Целевой группой Организации Объединенных Наций по информационно-коммуникационным технологиям (ICT Taskforce).25 Наконец, в заключении Стратегии затрагивается институт уполномоченного экономического оператора и электронным обменом данных в этой связи.

Электронная таможня - 2015: накануне введения бренда «цифровая таможня»

В поисках ответа на вопрос что такое электронная таможня, помимо исследования имеющихся рабочих документов ВТамО, мы проанализировали выпуски журнала «Новости ВТамО» с № 54 по № 87 (октябрь 2007 г. - октябрь 2018 г.), которые находятся в открытом доступе на официальной странице ВТамО в интернете. Единственный журнал (№ 78), в котором предпринята попытка охарактеризовать институт электронной таможни, вышел в свет в октябре 2015 года. В нем опубликована статья «Содействие электронной коммерции».26 Напомним, что проблематика «цифровая таможня и цифровая революция» была озвучена на 72-м заседании Политической комиссии, которое состоялось 12 ноября 2014 года; а в рамках 125-126 заседаний Совета таможенного сотрудничества, прошедших в штаб-квартире ВТамО в период с 11 по 13 июня 2015 года, председатель Совета отнес рассмотренный Политической комиссией вопрос (о таможне и цифровой революции) к тематике электронной таможни.

Следующий выпуск «Новости ВТамО» № 79,27 был издан в феврале 2016 года и посвящен среди прочего институту цифровой таможни. Поскольку в материалах заседаний рабочих органов ВТамО фактически отсутствуют комплексные пояснения, позиция и видение института электронной таможни, обратимся к журналу «Новости ВТамО» № 78 и позволим его процитировать. Повторимся, на сегодняшний день это единственный источник информации ВТамО, который раскрывает особенности электронной таможни на неофи-

23 Digital divide.

24 Digital Opportunity Taskforce (DOT Force).

25 United Nations Information and Communication Technologies Taskforce (ICT Taskforce).

26 Facilitating electronic commerce. WCO news. October 2015, № 78. World Customs Organization. Pages 32-36. URL: http://www.wco-omd.org/-/media/wco/public/global/pdf/media/wco-news-magazines/wconews_78_uk.pdf (дата обр.: 27.04.2019).

27 WCO news. Going Digital. February 2016, № 79. World Customs Organization. URL: http://www.wcoomd.org/-/media/wco/public/glo-

bal/pdf/media/wco-news-magazines/wco_news_79.pdf (дата обра-

щения: 27.04.2019).

циальном уровне. Однако обратим внимание, что в цитируемой статье «Содействие электронной коммерции», которая опубликована в журнале ВТамО в октябре 2015 года, не указан автор. Мы не можем утверждать, что содержание публикации является официальной точкой зрения ВТамО или иного субъекта, или что ВТамО согласна с изложенной в статье позицией. По нашему мнению, визуализация электронной таможни на странице 34 этого журнала является прообразом Модели электронной таможни, которая до настоящего момента так и не создана. Приведенные пояснения к рисунку электронной таможни, безусловно, представляют научно-практический интерес.

Справочно отметим, что 14 июня 2016 года Секретариат ВТамО представил вниманию международного таможенного сообщества Модель зрелости цифровой таможни.28 Модель - рисунок без каких-либо пояснений (!). По этой причине ее сложно использовать при построении национальных или региональных моделей цифровой таможни. Комплексный анализ Модели зрелости цифровой таможни ВТамО представлен в отдельном исследовательском материале.

Итак, на рис. 1 мы видим элементы, характеристики электронной таможни, опубликованной в 78 выпуске журнала «Новости ВТамО». Приведем выдержки из публикации.

рис. 1. Электронная таможня

Считается, что в среде электронной коммерции, когда цепь поставки товаров и ее различные участники имеют электронную доступность, возникает растущая потребность в переходе на электронную таможню. Такая таможня будет поддерживать и упрощать таможенное оформление постоянно растущих потоков грузов, обеспечивая тем самым эффективный контроль и сбор доходов. Руководство по информационным коммуникационным технологиям к Киотской конвенции29 содержит подробную информацию о том, как таможенные органы могут использовать информационные и коммуникационные технологии для улучшения реализации программ и перехода к более электронной среде. Кроме того, ВТамО недавно разработала «Руководство по 1Т для руководителей» и в настоящее

28 A draft Digital Customs Maturity Model. Annex II to Doc. SP0560E1a. // A Strategic Approach to Support ICT-enabled Customs and Cross-Border Regulatory Reform through WCO Tools, Instruments, and Guidelines. Digital Customs. Item XII on the Agenda.75th Session of the Policy Commission. Doc. SP0560E1a. Brussels, 14 June 2016.

29 Application of information and communication technology. Chapter 7. General Annex Guidelines. Kyoto Convention. URL: http://www.wcoomd.org/-/media/wco/public/global/pdf/topics/facilita-tion/instruments-and-tools/tools/ict-guidelines/ict-guidelines.pdf? db=web (дата обращения: 01.03.2019); General information: ICT Guidelines. World Customs Organization. URL: http://www.wcoomd. org/en/Topics/Facilitation/Instrument%20and%20Tools/Tools/ICT%20 Guidelines (дата обращения: 01.03.2019).

время занимается составлением карт своих инструментов и средств, связанных с информационными технологиями, для оказания дальнейшей поддержки «цифровой таможне».

Обратим внимание, насколько все сопряжено одном абзаце текста. Здесь и «переход на электронную таможню», и «коммуникационные технологии», и «электронная среда», а также «дальнейшая поддержка цифровой таможни». И это при том, что во ВТамО отсутствуют официальные определения понятий «электронная таможня» и «цифровая таможня». Вопрос: где началась эта самая поддержка цифровой таможни, в какой момент, и какие отличительные характеристики отделяют электронную от цифровой таможни?

Забегая вперед, акцентируем внимание на том, что и в 2019 году необходимый понятийный аппарат для института цифровой таможни так и не будет разработан. Мы столкнемся с созданием Концепции цифровой таможни ВТамО, Моделью зрелости цифровой таможни ВТамО, Рабочей программой цифровой таможни. Однако все это будет реализовываться без ответа на важнейший вопрос - что такое электронная и цифровая таможня. Звучит парадоксально, но это факт. На основании изложенного мы приходим к выводу о необходимости усиления работы Научного отдела Секретариата ВТамО и более активного привлечения представителей академических кругов в рамках институционального развития ВТамО. Например, было бы целесообразно разработать отдельное Руководство ВТамО по электронной и цифровой таможне. Более того, мы склонны считать необходимым создание научного журнала ВТамО по таможенной проблематике, который издается под эгидой Научного отдела и содействии департаментов ВТамО. Вернемся к статье «Содействие электронной коммерции». По мнению ее авторов, наиболее очевидные приложения, которые уже реализуются некоторыми таможенными администрациями, включают следующие:

1. Электронная обработка - безбумажная среда.

2. 24/7 Автоматизированная таможенная обработка и адаптированный рабочий график.

3. Электронная оплата пошлин и налогов.

4. Электронный калькулятор расчета пошлин.

5. Мобильные услуги.

6. Электронный возврат и возврат товара.

7. Инспекция (проверка) на объекте оператора, доставка и другие проверки регулирующих органов.

8. Предварительная информация о предварительной погрузке товаров.

9. Электронная версия CN 22 и CN 23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Система таможенного декларирования.

11. Минимальные (De minimis) меры и порог для упрощенных процедур оформления.

Перечисленные элементы подробно проанализированы в вышеупомянутой публикации.

Выводы по результатам анализа Стратегии электронной таможни Всемирной таможенной организации (2007)

Резюмируя вышеизложенное, нами сделаны следующие выводы:

Название документа Стратегии электронной таможни ВТамО не соответствует содержанию проекта документа.

Проект Стратегии электронной таможни ВТамО (2007 год) не дает понимание электронной таможни как комплексного правового явления (инструмента, института, механизма и т.д.), не раскрывает его взаимосвязь с различными правовыми институтами таможенного права и информационными технологиями, не содержит определение понятия «электронная таможня», а также не выявляет ее основные характеристики, признаки и элементы, как системы.

Важным положением проекта Стратегии электронной таможни ВТамО можно назвать тезис о том, что электронная таможня подразумевает пересмотр и радикальное изменение стратегий деятельности таможни (таможенного дела) с целью использования комплексного подхода к применению информационных и коммуникационных технологий и полных публичных сервисов в режиме реального времени).

Среди характеристик таможни, которая в Стратегии для рассматриваемого случая не называется «электронной», но, на наш взгляд, может характеризовать таковую, являются следующие: гармонизированные таможенные процедуры и процессы на основе Пересмотренной Киотской конвенции; стандартизированные требования к данным, определенные в Модели данных ВТамО; комплексная стратегия информационной безопасности, касающаяся, в частности, трансграничного удостоверения подлинности (аутентификации), включая распознавание цифровых сертификатов.

Отсутствует анализ правовой основы для формирования института электронной таможни на основе ранее созданных инструментов ВТамО. Вместо этого предлагаются разработки иных серьезных и уважаемых международных организаций, однако, в области электронной торговли.

Бакинская декларация (2001 год) призывает страны-члены ВТамО принять и применить Пересмотренную Киотскую конвенцию, чтобы создать современную, прозрачную, ясную, эффективную, быструю и упрощенную среду электронной таможни. Однако Стратегия не дает в необходимом объеме понимания электронной среды и среды электронной таможни.

Стратегия имеет отношение, прежде всего, к электронной торговле, но не анализируемому нами правовому явлению (электронная таможня).

Разработанный проект документа дает установку рассматривать вопросы электронной торговли (а не электронной таможни) в самом широком смысле. По нашему мнению, в стенах ВТамО приоритет должен быть сделан, как раз, на электронной таможне в контексте развития института электронной торговли. В свою очередь акцентирование внимания необходимо делать на совершенствовании таможенного администрирования, гармонизации таможенных операций, модернизации контрольно-надзорной деятельности таможенных органов, совершенствовании инструментов ВТамО в рамках реализации проекта «электронная таможня». Другими словами, электронная таможня и ее инструменты должны просматриваться во всем и в самом широком смысле и, конечно же, в целях упрощения процедур торговли и дальнейшего развития внешнеторговых отношений (а не наоборот). Очень важно сохранять баланс между упрощением торговли и совершенствованием контрольно-надзорных функций таможенных органов.

Анализ положений Стратегии не позволяет дать ответ на вопрос о сходстве и различии электронной таможни от электронной торговли, а также, каким обра-

зом эти два явления (института, инструмента) взаимосвязаны с правовым институтом (механизмом) «единого окна».

Озвученный на тот момент проект Стратегии электронной таможни ВТамО (2007 год) в представленной редакции нельзя назвать подходящим для дальнейшего развития механизма, института, инструментов таможенного администрирования, относящихся к электронной таможне, и требовал пересмотра.

Справочно отметим, что проект Стратегии электронной таможни ВТамО был включен в повестку дня на 181-й / 182-й сессиях ПТК в марте 2008 года. Это был краткий устный отчет, в котором Секретариат ВТамО попросил, чтобы ПТК санкционировал текущую разработку Стратегии электронной таможни, и с тем чтобы этот вопрос управлялся Подкомитетом управления информацией. Фактически это означало изъятие существующего проекта, который будет заменен новой рабочей версией на 55-м заседании Подкомитета в июне 2008 года, после чего эта новая версия должна быть представлена на ноябрьской сессии ПТК для рассмотрения.30

Из-за ограниченности ресурсов и неотложных приоритетов в Секретариате, связанных с Версией 3.0 Модели данных ВТамО, новая версия стратегического документа не была подготовлена. Была проделана определенная подготовительная работа, включая встречу 17 марта 2008 года, в которой участвовала небольшая группа представителей членов ВТамО, на которых обсуждались стратегические соображения высокого уровня и достигнуто предварительное соглашение. Секретариат планировал представить проект документа на 56-м заседании Подкомитета в январе 2009 года, и ноябрьское заседание ПТК, как планировалось, должно было быть проинформировано в надлежащее время об этой задержке.

Таким образом, идея создания некой Концепции электронной таможни на уровне ВТамО так и осталась нереализованной. Через несколько лет во время 72-го заседания Политической комиссии ВТамО, которое состоялось 12 ноября 2014 года было обращено внимание на необходимость развития современной таможни с учетом цифровой революции. С этого момента началась работа над созданием института цифровой таможни. Основные направления деятельности рабочих органов ВТамО по этой тематике будут рассмотрены в следующих публикациях.

Список литературы:

1. Мозер С.В. Формирование института электронной таможни во Всемирной таможенной организации // Социально-политические науки». - № 2. - 2019. «РТА: НАУКА». URL. http://customs-academy.net/?p=12345 (дата обращения: 12.05.2019).

2. Мозер С.В. Совершенствование института цифровой таможни: анализ модели зрелости ВТамО // Проблемы экономики и юридической практики. № 2. -2019. «РТА: НАУКА». URL. http://customs-academy.net/?p=12336 (дата обращения: 12.05.2019).

3. International Convention on the Simplification and Harmonization of Customs Procedures. URL: http://www.wcoomd.org/en/topics/facilitation/instrument-and-tools/conventions/pf_revised_kyoto_conv/kyoto_new/prea mble.aspx#ar8 (дата обращения: 01.03.2019).

30 Items7. E-Customs Strategy. Secretariat note. Agenda Item VII. Information Management Sub-Committee, 55th Meeting. Doc. PM0224E1a. Brussels, 16 May 2008. - P. 2.

4. Declaration of the ^storns Cooperation Council Concerning E-Commerce (Baku Declaration), June 2001. URL: http://www.wcoomd.org/-/media/wco/public/global/ pdf/about-us/legal-instruments/declarations/baku_declara-tion.pdf?la=en (дата обращения: 01.03.2019).

5. WCO E-Customs Strategy. E-Commerce: A strategic link between international trade transport and logistic industries and the core business of customs and other border regulatory agencies. Annex to Doc. PM210E1 // WCO E-Customs Strategy. Secretariat note. Agenda Item VII. Information Management Sub-Committee, 54th Meeting. Doc. PM0210E1a. Brussels,14 December 2007.

В. Secretariat note. Agenda Item VII. Information Management Sub-Committee, 54th Meeting. Doc. PM0210E1 a. Brussels,14 December 2007.

7. Secretariat Note «Issues arising from the 54th IMSC meeting». Agenda Item XII. Information Management SubCommittee, 54th Meeting. Doc. PM0212E1a. Brussels, 11 February 2008.

8. Draft Report to the Permanent Technical Committee on the 54th Meeting of the Information Management SubCommittee. Information Management Sub-Committee. 54th Meeting. Doc. PM0213E1a. Brussels, 21 April 2008.

9. E-Customs Strategy. Secretariat note. Agenda Item VII. Information Management Sub-Committee, 55th Meeting. Doc. PM0224E1 a. Brussels, 16 May 2008.

10. Application of information and communication technology. Chapter 7. General Annex Guidelines. Kyoto Convention. URL: http://www.wcoomd.org/-/media/wco/ pub-lic/global/pdf/topics/facilitation/instruments-and-tools/tools/ict-guidelines/ict-guidelines.pdf?db=web (дата обращения: 01.03.2019);

11. General information: ICT Guidelines. World Customs Organization. URL: http://www.wcoomd.org/en/Topics/ Facilita-

tion/Instrument%20and%20Tools/Tools/ICT%20Guideline s (дата обращения: 01.03.2019).

12. WCO SAFE. World Customs Organization. URL: http://www.wcoomd.org/en/topics/facilitation/instrument-and-tools/frameworks-of-standards/safe_package.aspx (дата обращения: 02.03.2019).

13. WCO Data Model. World Customs Organization. URL: http://www.wcoomd.org/en/topics/facilitation/instru-ment-and-tools/~/link.aspx?_id=3BD324CD8B89487481-47E210059706BC&_z=z (дата обращения: 01.03.2019);

14. WCO Data Model. Trade Implementation Guide. URL: http://tfig.unece.org/contents/wco-data-model.htm (дата обращения: 01.03.2019).

15. WCO Unique Consignment Reference (UCR).World Customs Organization. URL: http://www.wcoomd.org/en/ top-

ics/facilitation/resources/~/media/633F01 FC1783462EA9 DBDE125AF48834.as (дата обращения: 01.03.2019).

16. Facilitating electronic commerce. WCO news. October 2015, № 78. World Customs Organization. Pages 3236. URL: http://www.wcoomd.org/-/media/wco/public/ global/pdf/media/wco-news-magazines/wconews_78_uk. pdf (дата обращения: 27.04.2019).

17. WCO news. October 2015, № 78. World Customs Organization. Pages 33-35. URL: http://www.wcoomd. org/-/media/wco/public/global/pdf/media/wco-news-magazines/wconews_78_uk.pdf (дата обр.: 27.04.2019).

18. WCO news. Going Digital. February 2016, № 79. World Customs Organization. URL: http://www.wcoomd. org//media/wco/public/global/pdf/media/wco-news-magazines/wco_news_79.pdf (дата обращения: 27.04.2019).

19. A draft Digital Customs Maturity Model. Annex II to Doc. SP0560E1 a. // A Strategic Approach to Support ICT-enabled Customs and Cross-Border Regulatory Reform through WCO Tools, Instruments, and Guidelines. Digital Customs. Item XII on the Agenda.75th Session of the Policy Commission. Doc. SP0560E1a. Brussels, 14 June 2016.

20. Комиссия ООН по праву международной торговли. URL: https://uncitral.un.org/ru (дата обращения: 02.03.2019).

Рецензия

на статью Мозера Сергея Владимировича «Актуальные вопросы развития института электронной таможни в рамках работы Подкомитета управления информацией ВТамО»

В своевременных условиях евразийской интеграции государства-члены Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) активно взаимодействуют в сфере совершенствования таможенного администрирования и упрощения процедур торговли. Отдельное направление такого взаимодействия - развитие института электронной, цифровой таможни. На сегодняшний день партнеры по ЕАЭС активно развивают национальные системы информационных коммуникационных технологий (далее - ИКТ), а также внедряют в правоприменительную практику современные инструменты таможенного регулирования, которые сопряжены с институтом электронной таможни. В контексте многосторонних консультаций по проблематике развития электронной, цифровой таможни актуальным вопросом является изучение зарубежного опыта и, прежде всего, Всемирной таможенной организации (далее - ВТамО).

В статье Мозера С.В. проанализирована проблематика формирования института электронной таможни

во ВТамО в контексте функционирования Подкомитета управления информацией ВТамО. Автором анализируется проект «Стратегия электронной таможни ВТа-мО. Электронная торговля: стратегическая связь между международной торговлей транспортными и логистическими отраслями и основной деятельностью таможенных и других пограничных регулирующих органов», который был представлен вниманию международного таможенного сообщества в 2007 г. Сформированные Мозером С.В. выводы и предложения заслуживают внимания и представляют научно-практический интерес для экспертов Евразийской экономической комиссии, деятельность которых связана с совершенствованием таможенного администрирования и, в частности, развитием механизма «единого окна», цифровой таможни и ИКТ.

Исследовательский материал обращен к широкому кругу специалистов, вовлеченных в процесс исследования проблематики модернизации института электронной, цифровой таможни, совершенствования таможенного регулирования, а также международного таможенного права.

Полученные в рамках исследования выводы могут быть рекомендованы к рассмотрению на заседании Подкомитета управления информацией, Рабочей группы по пересмотру Пересмотренной Киотской конвенции, Постоянного технического комитета ВТамО.

Научно-исследовательская статья С.В. Мозера написана хорошим научным языком и заслуживает опубликования в журнале «Пробелы в российском законодательстве».

Советник отдела таможенных операций и таможенного контроля Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики, Евразийская экономическая комиссия канд. юрид. наук Д.А.Авдонин

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; Оригинальность текста 93,72%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.