Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА ЦИФРОВОЙ ТАМОЖНИ: АНАЛИЗ МОДЕЛИ ЗРЕЛОСТИ ВТАМО'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА ЦИФРОВОЙ ТАМОЖНИ: АНАЛИЗ МОДЕЛИ ЗРЕЛОСТИ ВТАМО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕМИРНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ВТАМО / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ЕАЭС / ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ / ЕЭК / ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ / ЦИФРОВАЯ ТАМОЖНЯ / МОДЕЛЬ ЗРЕЛОСТИ / МОДЕЛЬ ЗРЕЛОСТИ ЦИФРОВОЙ ТАМОЖНИ / ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО / ТАМОЖНЯ / ЕДИНОЕ ОКНО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мозер Сергей Владимирович

В статье рассмотрены актуальные вопросы формирования института цифровой таможни во Всемирной таможенной организации. Автором анализируются подходы международного таможенного сообщества к созданию Модели зрелости цифровой таможни. В исследовательском материале уделено внимание элементам модели зрелости цифровой таможни, сформированы выводы на предмет ее потенциального использования в рамках развития этого института (инструмента, явления, механизма) в праве Евразийского экономической союза. Исследовательский материал представляет интерес для широкого круга специалистов, деятельность которых связана с модернизацией института электронной, цифровой таможни, совершенствованием таможенного регулирования, а также международным таможенным правом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мозер Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE INSTITUTE OF DIGITAL CUSTOMS: ANALYSIS OF THE WCO MATURITY MODEL

The article deals with topical issues of the formation of the Digital customs institute at the World Customs Organization. The author analyzes the approaches of the international customs community to the creation of a Digital customs maturity model. The research material focuses on the elements of the Maturity model of digital customs and draws conclusions about its potential use within the frames of the development of this institution (instrument, phenomenon, mechanism) in the law of the Eurasian Economic Union. The research material is a matter of interest to a wide range of specialists whose activities are related to the development of the institute of electronic (digital) customs, the improvement of customs regulation, as well as international customs law.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА ЦИФРОВОЙ ТАМОЖНИ: АНАЛИЗ МОДЕЛИ ЗРЕЛОСТИ ВТАМО»

12. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО; ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.10)

12.1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА ЦИФРОВОЙ ТАМОЖНИ: АНАЛИЗ МОДЕЛИ ЗРЕЛОСТИ ВТАМО

Мозер Сергей Владимирович, кандидат юридических наук, заместитель начальника отдела перспективных таможенных технологий Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Место работы: Евразийская экономическая комиссия

moser-info@yandex.ru

Аннотация: в статье рассмотрены актуальные вопросы формирования института цифровой таможни во Всемирной таможенной организации. Автором анализируются подходы международного таможенного сообщества к созданию Модели зрелости цифровой таможни. В исследовательском материале уделено внимание элементам модели зрелости цифровой таможни, сформированы выводы на предмет ее потенциального использования в рамках развития этого института (инструмента, явления, механизма) в праве Евразийского экономической союза. Исследовательский материал представляет интерес для широкого круга специалистов, деятельность которых связана с модернизацией института электронной, цифровой таможни, совершенствованием таможенного регулирования, а также международным таможенным правом.

Ключевые слова: Всемирная таможенная организация, ВТамО, Евразийский экономический союз, ЕАЭС, Евразийская экономическая комиссия, ЕЭК, электронная таможня, цифровая таможня, модель зрелости, модель зрелости цифровой таможни, электронная коммерция, таможенное регулирование, международное таможенное право, таможня, единое окно.

IMPROVEMENT OF THE INSTITUTE OF DIGITAL CUSTOMS: ANALYSIS OF THE WCO MATURITY MODEL

Mozer Sergei V., PhD in law, Deputy Head of Division of Advanced Customs Technologies, Department of Customs Legislation Work place: Eurasian Economic Commission

moser-info@yandex.ru

Annotation: the article deals with topical issues of the formation of the Digital customs institute at the World Customs Organization. The author analyzes the approaches of the international customs community to the creation of a Digital customs maturity model. The research material focuses on the elements of the Maturity model of digital customs and draws conclusions about its potential use within the frames of the development of this institution (instrument, phenomenon, mechanism) in the law of the Eurasian Economic Union. The research material is a matter of interest to a wide range of specialists whose activities are related to the development of the institute of electronic (digital) customs, the improvement of customs regulation, as well as international customs law. Keywords: the World Customs Organization, the WCO, the Eurasian Economic Union, the EEU, the Eurasian Economic Commission, the EEC, electronic customs, e-customs, digital customs, maturity model, digital customs maturity model, e-commerce, customs regulation, international customs law, customs, single window.

На сегодняшний день специалисты Евразийской экономической комиссии (далее - ЕЭК) активно взаимодействуют с экспертами Всемирной таможенной организации (далее - ВТамО, Организация) по широкому кругу вопросов таможенного регулирования и совершенствования инструментов таможенного администрирования. Международные стандарты, передовая практика таможенного регулирования в государствах-членах ВТамО, а также научно-практические разработки в этой области являются особым предметом исследования наших специалистов и ученых. Ведь для развития права Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС, Союз) в области таможенного дела наряду с интересами государств-членов ЕАЭС необходимо учитывать международный опыт и современные инструменты таможенного регулирования.

Одна из важных тем, которая сегодня активно обсуждается в международном таможенном сообществе и, прежде всего, во

ВТамО является развитие института цифровой таможни. Следует добавить, что в рамках создания механизма «единого окна» в государствах-членах ЕАЭС этот же вопрос вынесен на дискуссионную площадку таможенного блока ЕЭК в 2018г. Полагаем, что в ближайшее время тема формирования института цифровой таможни в нашем Союзе будет актуализирована, а любые научно-практические разработки и изыскания станут полезными для экспертной работы на международном уровне. Во ВТамО проблематика формирования института цифровой таможни представлена 3-мя блоками: концепция института цифровой таможни, Модель зрелости цифровой таможни, а также план работы по цифровой таможне. В настоящей статье анализируется практические и научные подходы к созданию Модели зрелости цифровой таможни. Автор полагает, что полученные результаты исследования могут представлять интерес для экспертов ЕЭК, а также ряда рабочих органов

ВТамО, таких как Подкомитет управления информацией, Постоянный технический комитет, Совет ВТамО. Без сомнения, комплексное исследование института цифровой таможни в разрезе правовых инструментов ВТамО и передовой практики таможенного регулирования положительно скажется на нор-мотворческой деятельности Евразийской экономической комиссии. Итак, перейдем к анализу.

На 75-м заседании Политической комиссии ВТамО, состоявшемся с 11 по 13 июля 2016г., Секретариат Организации представил проект Модели зрелости цифровой таможни1. Для формирования института цифровой таможни Секретариат обратился к международному таможенному сообществу с просьбой поделиться передовым опытом и нововведениями стран-членов в развитии этого института. Предварительный анализ практик, которыми обменялись страны-члены ВТамО, ясно показывает, что они не все имеют одинаковый уровень развития или одинаковый доступ к решениям информационно коммуникационных технологий (далее - ИКТ). Обзор, сформированный на основе информации, предоставленной странами-членами, показал, что внедрение ИКТ может занять несколько лет. Как и многие другие стратегические инициативы, внедрение ИКТ, отмечает Секретариат ВТамО, - это путешествие, которое требует сильной политической воли и постоянной приверженности руководства. Старшее руководство должно создать благоприятную среду, необходимую для реализации проектов в области ИКТ. Здесь же отмечается, что необходимые организационные структуры, процессы управления, задачи управления и каналы для отчетности должны быть четко

2

определены и внедрены для управления проектом .

Обращает на себя внимание тот факт, что в материалах ВТамО мы наблюдаем понятийный аппарат и подходы, применяемые для области ИКТ. Если Генеральный Секретарь ВТамО упоминает цифровую таможню как всеобъемлющую, ориентированную на будущее концепцию3, и при этом ходатайствует о предоставлении практической информации об инновационных цифровых программах, инновационных решениях в области цифровой таможни, цифровых таможенных ИКТ, системах цифровой таможни, то не совсем понятно содержание рабочих материалов Организации к заседанию Политической комиссии с уклоном на реализацию ИКТ. Главный вопрос - где во всем этом «спрятана» цифровая таможня? И что такое цифровая таможня? Если цифровая таможня это концепция, технический инструмент, способ организации таможенной службы, а также стратегический подход к поддержке таможенной и трансграничной реформы в сфере ИКТ (причисленные подходы озвучены на заседаниях различных органов ВТамО), то по какой причине в рабочих материалах позиционируется лишь область ИКТ?

Возвращаясь к вопросу о Модели зрелости цифровой таможни ВТамО (далее - Модель, Модель зрелости), озвучим позицию Секретариата ВТамО по этой теме более предметно. По мнению Секретариата, крайне важно, чтобы таможенные

1 Customs Maturity Model.

2 Item 18. A Strategic Approach to Support ICT-enabled Customs and Cross-Border Regulatory Reform through WCO Tools, Instruments, and Guidelines. Digital Customs. Item XII on the Agenda.75th Session of the Policy Commission. Doc. SP0560E1a. Brussels, 14 June 2016. - P. 5.

3 Letter of the Secretary General № 16.SL-0034E. Brussels, 9 February 2016. Annex I to Doc. SP0560E1a // A Strategic Approach to Support ICT-enabled Customs and Cross-Border Regulatory Reform through WCO Tools, Instruments, and Guidelines. Digital Customs. Item XII on the Agenda.75th Session of the Policy Commission. Doc. SP0560E1a. Brussels, 14 June 2016. - P.I/1.

администрации внедрили практические и измеримые подходы, позволяющие осуществлять поэтапное внедрение и постепенную консолидацию систем ИКТ, а не пытаться применять подход «большого взрыва». Принимая во внимание национальные приоритеты, политические соображения и наличие ресурсов, таможенная администрация должна будет расставить приоритеты и выполнить надлежащую последовательность внедрения, консолидации ИКТ с точки зрения Модели цифровой зрелости4. Проект Модели зрелости цифровой таможни, разработанный Секретариатом на основе опыта реализации стран-членов, был представлен в Приложении к аналитической записке Секретариата ВТамО от 14 июня 2016г. (Рис. 15).

Для ученого в его научно-практических изысканиях очень важно следовать развивающейся логике явлений, событий, формированию понятийного аппарата, присущему тому или иному институту таможенного регулирования. И что мы наблюдаем? При отсутствии фундаментальной концепции цифровой таможни, официального определения понятия «цифровая таможня», понимания цифровой таможни как системы и ее компетенций, эксперты выдвигают тезис необходимости внедрения, консолидации ИКТ с точки зрения модели цифровой зрелости. Повторимся, какое отношение некая «модель цифровой зрелости», сопряженная с ИКТ, имеет к цифровой таможне? Другой вопрос - что такое модель цифровой зрелости, каковы ее характеристики, особенности? И чем отличается модель цифровой зрелости от модели зрелости цифровой таможни? По нашему мнению, до создания концепции цифровой таможни, модели цифровой зрелости или подготовки правовых рекомендаций необходимо проведение комплексного научного исследования. Очевидно, что научное сопровождение этого грандиозного и значимого для таможни проекта не проводилось.

Основной проблемой, с которой сталкиваешься при изучении Модели зрелости цифровой таможни ВТамО, - отсутствие пояснений, аналитической (пояснительной) записки к этой Модели. Фактически экспертам представлена картинка, схема, которая именуется моделью (Рис. 1). Однако для внешнего потребителя непонятно, что означает каждый заявленный элемент модели в единой системе координат. Также остается непонятной связь модели с системой таможенного администрирования, другими институтами таможен-ного регулирования, а также инструментами ВТамО. Если мы исходим из того, что разработанная во ВТамО модель должна стать неким эталонов, образцом для формирования института цифровой таможни, то необходимы соответствующие пояснения, уточнения, например, такие, которые обильно присутствуют при позиционировании Соглашения ВТО по упрощению процедур торговли6 и его реализации на основе ранее созданных инструментов ВТамО.

4 A digital maturity model.

5 A draft Digital Customs Maturity Model. Annex II to Doc. SP0560E1a. // A Strategic Approach to Support ICT-enabled Customs and Cross-Border Regulatory Reform through WCO Tools, Instruments, and Guidelines. Digital Customs. Item XII on the Agenda.75th Session of the Policy Commission. Doc. SP0560E1a. Brussels, 14 June 2016.

6 WTO Agreement on trade facilitation. Annex to the Protocol amending

the Marrakesh Agreement establishing the World Trade Organization. 15 July 2014. WT/L/931. URL: https://www.wto.org/English /Tratop_E/tradfa_e/tradfa_e.htm#II (дата обращения: 05.04.2019).

Maturity

Рис. 1. Модель зрелости цифровой таможни ВТамО.

В противном случае страны-члены ВТамО могут по-своему истолковывать рисунок, схему, озвученную на 75-м заседании Политической комиссии.

Рассмотрим основные элементы Модели зрелости цифровой таможни ВТамО. Так, ось ординат модели называется «видение» и разделена на 3 элемента:

- умное таможенное оформление;

- эффективное управление рисками;

- эффективный контроль.

В то же время параллельная оси ординат другая ось не имеет названия и состоит из 2-х элементов:

- безопасность данных и защита;

- план обеспечения бесперебойного функционирования организации7.

Ось абсцисс именуется «зрелость» и состоит из 4-х элементов:

- цифровая стратегия; правовая основа;

- структура управления;

- инфраструктура ИКТ.

В модели зрелости отсутствует указание на уровни зрелости, развития, движения Модели (например, уровень 1, уровень 2, уровень 3 и т.д.). В то же время, исходя из рисунка Модели можно предположить, что такими уровнями (зрелости) являются:

(1) инициировать;

(2) реализовать;

(2) закрепить;

(4) вовлечь;

(5) укрепить;

(6) начать.

Отсутствие легенды или пояснений для каждого из элементов модели затрудняет их толкование. Например, что следует понимать под «план обеспечения бесперебойного функционирования организации»; означает ли этот термин «план продолжения цифровой таможни» или что-либо другое? Соответственно требуют пояснения термин «умное таможенное оформление», «эффективный контроль» и т.д. Стоит обратить внимание, что для каждого уровня зрелости на схеме модели зрелости приведен список таможенных

7 Business Continuity Plan.

операций, действий, результат действия, институтов таможенного администрирования, технологии, метод (способ) и программное обеспечение. Раскроем их в полном объеме. При этом в скобках охарактеризуем лишь некоторые из приведенных элементов.

Уровень 1 «Инициировать» включает:

- сбор данных сделок (таможенная операция, бизнес-процесс, технология);

- веб-сайт (инструмент);

- публикация информации (действие);

- автоматизация делопроизводства (цель, процесс, элемент реализации плана).

Уровень 2 «Реализовать»:

- стандартизация данных (процесс, элемент реализации плана);

- электронная обработка деклараций и оформление (таможенная операция, бизнес-процесс, технология);

- дематериализация сопроводительных документов (цель, процесс, элемент реализации плана);

Уровень 3 «Закрепить (консолидировать)»:

- предварительная электронная информация8 [предварительное информирование - прим. автора] (институт, инструмент, технология);

- гармонизация данных (цель, процесс, элемент реализации плана);

- обработка до прибытия9 (таможенная операция, бизнес-процесс, технология);

- системы управления рисками (инструмент, институт, технология);

- пост-таможенный аудит (инструмент, институт, метод, способ)10.

Уровень 4 «Вовлечь»:

- электронное управление границей (концепция, институт, инструмент, механизм таможенного администрирования, метод, техноло-гия)11;

- интеграция электронных услуг, например, интегрированная декларация (процесс, элемент реализации плана, технология)12;

- интегрированная система электронных платежей (система, инстру-

,13

мент, технология) ;

- интерактивные услуги (услуги, результат действия);

- совместное отслеживание14 (операция, действие) / система управления рисками (институт, инструмент, технология);

8 Advance electronic information.

9 Pre-arrival processing.

10 Post Clearance Audit.

11 E-CBM.

12 Integrated Declaration.

13 Integrated e-Payment System.

- совместное управление таможенным досмотром (инспекциями) (механизм, операция, действие)15;

- мобильные приложения (программное обеспечение).

Уровень 5 «Укрепить»:

- решения для электронной коммерции (?);

- автоматизированное таможенное оформление в режиме 24х7 (процесс, таможенная операция);

- обмен информацией с государственными учреждениями-партнерами; разработка среды «единого окна»;

- трансграничный обмен информацией.

Уровень 6 «Начать»:

- разработка Служебного блока Глобальной таможенной сети (GNC UBs)16;

- взаимное признание; совместимость изображений N11;

- функциональная совместимость17 единого окна;

- использование новейших технологий, например дронов.

Что касается модернизации изначальной Модели, отметим, что в рамках 71-го заседания Подкомитета управления информацией, прошедшего в Брюсселе с 3 по 4 ноября 2016г., было констатировано, что во время соответствующих сессий в июле 2016 года Политическая комиссия и Совет18 рассмотрели и одобрили, в частности, проект «Цифровой модели зрелости»19 с предлагаемыми усовершенствованиями в качестве живого документа, который может быть дополнительно обогащен включением таких дополнительных предложений и разработок, которые могут предоставить страны-члены и соответствующие рабочие органы ВТамО. Кроме того, на 213/214 сессиях, состоявшихся в октябре 2016 года, Постоянный технический комитет ВТамО обсудил «Модель зрелости цифровой таможни» и представил несколько дополнительных предложений по дальнейшему обогащению модели зрелости. Обновленная Модель была предложена вниманию делегатов Подкомитета на этом же заседании20. Обратим внимание на то, что обновленная Модель ничем не отличается от Модели зрелости цифровой таможни, представленной на заседании Политической комиссии в период 11 по 13 июля 2016г. Единственное изменение: на оси абсцисс «зрелость», которая именуется зрелостью, к существующим четырем элементам21 (Рис.1) был добавлен новый элемент «набор навыков и компетенций персонала».

Вопрос построения Модели зрелости организации напрямую связан с проблематикой управления бизнес-процессами. Модель зрелости является инструментом, который позволяет

14 Joint targeting.

15 Joint Inspection Management.

16 Служебный (сервисный) (Utility block. UB) блок может быть определен как функциональное подмножество Глобальной сети таможен, предлагающее ощутимое ценностное предложение для таможенных администраций путем удовлетворения конкретных потребностей посредством обмена информацией (Armen Manukyan. WCO-UNESCAP 3rd UNNExT Masterclass: Digital Customs and Single Windows in the Context of WTO TFA Cheonan, 19-28 April 2017. - Slide.8. URL: https://www.unescap.org/sites/default/files/27%20Apr%202017%20-%20WCO%20Globally%20Networked%20Customs.pdf (дата обращения: 05.04.2019).

17 Interoperability.

18 See Minutes of the 127th / 128th Sessions of the Customs Cooperation Council (Brussels, 14-16 July 2016). Doc. SC0156E1a. Brussels, 16 August 2016.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19 Digital Maturity Model.

20 Items 7-8. .Digital Customs Maturity Model. (Item Vl.a of the Agenda). 71th Meeting of the Information Management Sub-Committee (3 - 4 November 2016). Doc. PM0410E1a. Brussels, 17 October 2016. - P.2.

21 Цифровая стратегия, правовая основа, структура управления, ин-

фраструктура ИКТ.

руководству организации сделать такое управление более качественным. Благодаря исследованию теоретических подходов к построению Модели зрелости можно сделать вывод, что цифровая таможня может представлять собой организацию со свойственной ей инфраструктурой, бизнес-процессами, технологиями, в том числе информационно-коммуникационными, а также человеческими ресурсами. Соответственно отождествление цифровой таможни лишь с ИКТ - концепция, которая не учитывает многофункциональность и комплексный характер института цифровой таможни.

В контексте анализа Модели зрелости цифровой таможни ВТамО мы обратились к ряду научных публикаций. Среди следует выделить исследования Лыковой А.И.22, Загускина Н.Н.23, Грубича Т.Ю.24, Узбековой А.М.25

Так, Загускин Н.Н. отмечает, что «любая организация в процессе своего развития проходит определенные этапы (так называемые стадии трансформационного развития), которые характеризуются различными стратегическими подходами, технологиями, уровнем управленческой культуры, компетентностью персонала и другими качественными и количественными характеристиками. Переход на каждый следующий, более высокий этап развития осуществляется путем улучшения показателей деятельности организации при положительной динамике ключевых характеристик, что делает ее более конкурентоспособной, динамично реагирующей на требования рынка и оптимально использующей свои внутренние ресурсы»26. Этот же автор указывает, что «этапы трансформационного развития организации описываются в зависимости от того, насколько она последовательна в соблюдении общих повторяющихся процессов при выполнении работ, в частности, от того, как обрабатывается и используется накапливаемая информация. Определение же стадии зрелости системы управления, соответствующей определенному этапу трансформационного развития, помогает оценить потенциал организации, выработать направления роста и организационных изменений, расставить приоритеты среди мероприятий по дальнейшему совершенствованию деятельности»27.

Для определения организационного и технологического развития организации и её процессов применятся понятие зрелости. Стоит отметить, что для измерения состояния процесса используется набор метрик, которые представляют собой

22 Лыкова А.И. Сравнительный анализ моделей процессорной зрелости // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия экономика и управление.- 2017.- № 3 (30). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30053118 (дата обращения: 09.04.2019).

23 Загускин Н.Н. Сравнительная характеристика моделей зрелости управления процессами, проектами, знаниями организации-участников ИСК по стадиям их трансформационного развития // Успехи современного естествознания. - 2014. - № 1. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id= 21052030 (дата обращения: 08.04.2019).

24 Грубич Т.Ю. Понятие зрелости и обзор моделей её оценки // Парадигмы современной науки. - 2017. - № 4 (4). URL: https://elibrary.ru /item.asp?id=29676629 (дата обращения: 08.04.2019).

25 Узбекова А.М. Анализ управления проектами посредством моделей зрелости // Научные записки молодых исследователей. - 2017. - № 4. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30454199 (дата обращения: 08.04.2019).

26 Загускин Н.Н. Сравнительная характеристика моделей зрелости управления процессами, проектами, знаниями организации-участников ИСК по стадиям их трансформационного развития // Успехи современного естествознания. - 2014. - № 1. - С.78. URL: https://elibrary.ru /item.asp?id=21052030 (дата обращения: 08.04.2019).

27 Там же. - С.79.

определенные характеристики. Милославская Н.Г. и Саги-ров Р.А. указывают, что оценивание этих метрик по установленной шкале показывает состояние процессов, которые и будет характеризовать уровень зрелости28.

Рассмотрим понятие «зрелость». Исследуя этот термин, Гру-бич Т.Ю. дает следующие его определения:

зрелость предприятия - это одна из стадий жизненного цикла предприятия29;

зрелость процессов показывает, насколько деятельность определена, управляема, контролируема и эффективна, а сама модель зрелости предоставляет основные принципы управления необходимые для повышения зрелости;

технологическая зрелость предприятия - это потенциал дальнейшего роста совершенства технологий, критерии оценивания заказчиками потенциальных поставщиков и инструмент совершенствования процессов поставщиков;

зрелость - это мера надежности, эффективности и результативности процесса, функции, организации и т.п.30;

зрелость процесса - это его способность решать поставленную задачу. Например, ISO 15504 предлагает оценивать злостность процессов на основании соответствия эталонной модели, в которой выделены категории процессов, процессы и виды деятельности31.

Добавим, что понятие зрелости применяют и к информационным технологиям предприятия, к процессам разработки программного обеспечения32.

В этом контексте можно предположить, что проект Модели зрелости цифровой таможни ВТамО подготовлен применительно к информационным технологиям таможни. При этом мы не утверждаем, что он идеален, мы лишь констатируем факты в привязке к теоретическим изысканиям.

В зависимости от зрелости все организации можно разделить на 2 типа:

- процессно-ориентированные33;

- проектно-ориентированные .

28 Милославская Н.Г., Сагиров Р.А. Обзор моделей зрелости процессов управления информационной безопасностью // Безопасность информационных технологий - 2015. - № 2. -Том 2. - С. 77. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25284623 (дата обращения: 09.04.2019).

29 В экономической науке выделяют четыре стадии жизненного цикла предприятия. Это создание, рост, зрелость и упадок (спад).

30 Наиболее зрелые процессы и функции формально согласованы с бизнес-целями и стратегией, и поддерживаются системой постоянного совершенствования.

31 Грубич Т.Ю. Понятие зрелости и обзор моделей её оценки // Парадигмы современной науки. - 2017. - № 4 (4). - С.68. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29676629 (дата обращения: 08.04.2019).

32 Там же. С.62.

33 Для первого типа организаций «зрелость управления бизнес-процессами в данном случае - это непрерывный процесс, ее следует рассматривать как инструмент трансформационного развития организации через постоянное совершенствование методологии стратегического управления, более глубокого ее интегрирования в общую систему управления организацией» (См. Загускин Н.Н. Сравнительная характеристика моделей зрелости управления процессами, проектами, знаниями организации-участников ИСК по стадиям их трансформационного развития // Успехи современного естествознания. - 2014. - № 1. - С.79. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21052030 (дата обращения: 08.04.2019).

34 Для организаций этого типа «зрелость управления проектами следует рассматривать как инструмент развития организации через постоянное совершенствование методологии управления проектами, более

глубокое ее интегрирование в общую систему управления организацией и достижение повторяемости успехов в выполнении проектов» (см. Загускин Н.Н. Сравнительная характеристика моделей зрелости управ-

Необходимо добавить, что для определения своего текущего состояния проектного управления, а также для разработки стратегии дальнейшего развития используются модели зрелости - структурированные наборы элементов, описывающие свойства эффективных процессов35. При этом, отмечают Харченко О.А. и Горчакова Л.И., модели зрелости проектного управления помогают оценить процессы проектного управления, существующие в компании, а также дать оценку развитию

36

организации в целом .

При анализе Модели зрелости цифровой таможни ВТамО с точки зрения выше озвученной теорией возникает ряд вопросов. Самый главный из них - какая из рекомендуемых научно-экспертным сообществом моделей или методика была использована экспертами ВТамО при разработке Модели зрелости цифровой таможни? На какие объекты зрелости сориентирована модель ВТамО? Каким образом она соотносится, например, со стандартами ISO для моделей зрелости, и чем определено отсутствие каких-либо пояснений к самой Модели?

Очевидно, что проблема заключается в том, что приведенные Модели зрелости разрабатываются для организаций. В понимании же ВТамО цифровая таможня - это не организация, а некое отождествление информационных коммуникационных технологий. Хотя, ни разработанная Концепция цифровой таможни ВТамО, ни Модель ВТамО или План работы по цифровой таможне не дает определения понятия «цифровая таможня». И если мы говорим о цифровой таможне как о технологии, то в этом случае уместно обратиться к стандартам

"37 п

зрелости не для организаций, а для технологий . В нашем случае извечный вопрос быть или не быть трансформируется в - так то же такое цифровая таможня?

По мнению автора, речь должна идти о создании эталонной модели цифровой таможни, а не о модели зрелости, в основе которой не используется методические подходы к формированию подобных моделей.

Проведенный нами анализ Модели зрелости цифровой таможни ВТамО вызвал рад вопросов, а также позволил сформулировать выводы.

1. За исключением в названии Модель цифровой таможни ВТамО не использует понятия «цифровая таможня». Следует отметить, что к моменту подготовки Модели в рамках ВТамО

ления процессами, проектами, знаниями организации-участников ИСК по стадиям их трансформационного развития // Успехи современного естествознания. - 2014. - № 1. - С.80. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=21052030 (дата обращения: 08.04.2019).

35 Харченко О.А., Горчакова Л.И. Анализ моделей зрелости управления проектами на примере российских компаний // Материалы научного форума с международным участием. Инженерно-экономический институт. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Инженерно-экономический институт; Ответственные редакторы: О.В. Калинина, С.В. Широкова. 2015. - С. 323. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25476647 (дата обращения: 09.04.2019).

36 Харченко О.А., Горчакова Л.И. Анализ моделей зрелости управления проектами на примере российских компаний // Материалы научного форума с международным участием. Инженерно-экономический институт. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Инженерно-экономический институт; Ответственные редакторы: О.В. Калинина, С.В. Широкова. 2015. - С. 323. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25476647 (дата обращения: 09.04.2019).

37 Например, в Российской Федерации разработан Государственный стандарт (ГОСТ Р 58048-2017 Трансфер технологий. Методические указания по оценке уровня зрелости технологий).

отсутствует официальное определение понятия «цифровая таможня».

2. Не известно ничего о методике и методических подходах, которые были использованы экспертами для подготовки проекта Модели зрелости цифровой таможни ВТамО. Данная методика не обсуждалась в рабочих органах Всемирной таможенной организации.

3. Модель зрелости является инструментом, который позволяет руководству организации сделать управление более качественным. По мнению Секретариата, таможенная администрация должна расставить приоритеты и выполнить надлежащую последовательность внедрения, консолидации ИКТ с точки зрения модели цифровой зрелости. Другими словами, модель зрелости должна рассматриваться с позиции развития ИКТ, а не развития таможни, которая использует современные информационные технологии в контексте цифровой революции.

4. На сегодняшний день отсутствуют научно-практические разработки, которые раскрывают понятие «модель цифровой зрелости». Соответственно необходимо пояснить, что это за модель, и какие у нее характеристики. При отсутствии категориального аппарата, а также соответствующих разъяснений, которые раскрывают данное явление, очень сложно понять, что есть Модель зрелости цифровой таможни. По нашему мнению, не стоит использовать понятийный аппарат в произвольной форме и создавать новые правовые конструкции или явления на основе понятий, которые еще не разработаны в науке и практике.

Так, в контексте построения электронной таможни в Армении, Беларуси, Казахстане, Кыргызстане и России интерес представляет, например, «модель электронной зрелости» или «модель зрелости электронной таможни». Вопрос: это тождественные понятия или нет?

5. В соответствии с теорией управления модели зрелости разрабатываются для организаций (процессно-ориентирован ных и проектно-ориентированных). В то же время в материалах ВТамО, связанных с развитием цифровой таможни, сама цифровая таможня фактически отождествляется с информационными-коммуникационными технологиями. Соответственно предложенная ВТамО модель зрелости не укладывается в классическое понимание Модели зрелости организации. Этот вопрос требует уточнения как минимум на заседании Подкомитета управления информации ВТамО.

6 Уровни зрелости Модели зрелости цифровой таможни должны характеризоваться различным набором ключевых характеристик. Среди них - компетенция цифровой таможни, стратегические подходы к таможенному администрированию, инструменты, средства и технологии таможенного администрирования, уровень управленческой культуры, компетентность персонала и другие качественные и количественные характеристики. К тому же, перечисленные элементы должны иметь свои индикаторы и показатели.

В дополнение к этому для каждого уровня важно определить миссию, ценности, стратегию, организационную структуру. Лишь в этом случае руководителю таможенной администрации станет понятным, что есть модель цифровой таможни.

В представленной Модели зрелости цифровой таможни непросто выделить поименованные элементы, а индикаторы, показатели и вовсе отсутствуют.

7. Приложенные экспертами уровни зрелости Модели зрелости цифровой таможни (инициировать, реализовать, закре-

пить, вовлечь, укрепить и начать) не соответствуют классическим моделям зрелости, где таковыми выступают следующие: начальный, повторяемый, стандартизиро-ванный, измеряемый, непрерывно совершенствуемый, интегрированный.

8. Применяемый понятийный аппарат в Модели может по-разному истолковываться государствами-членами ВТамО. Например, «умное таможенное оформление», «решение для электронной коммерции», «трансграничный обмен информацией», «электронное управление границей», «взаимное признание» (результатов таможенного контроля или правового статуса УЭО? - вопрос автора), «функциональная совместимость единого окна» и т.д.

По нашему мнению, Модель необходимо сопроводить описательной частью, где на первых позициях следует уделить внимание применяемому понятийному аппарату.

9. Модель зрелости цифровой таможни должна учитывать следующие требования:

формализация, обеспечивающая однозначное описание структуры модели зрелости цифровой таможни;

понятность для таможенных администраций государств-членов ВТамО на основе применения графических средств отображения модели;

реализуемость, подразумевающая наличие средств физической реализации модели зрелости цифровой таможни;

обеспечение оценки эффективности реализации модели зрелости цифровой таможни на основе определенных методов и вычисляемых показателей.

При выполнении поименованных требований Модель зрелости цифровой таможни ВТамО сможет представлять интерес для зарубежных таможенных администраций.

10. Модель цифровой таможни ВТамО не позволяет оценить, какие институты таможенного права, таможенные операции и бизнес-процессы охватываются институтом цифровой таможни. В усеченном варианте из Модели можно выделить, например, институт электронного таможенного оформления, предварительного информирования, системы управления рисками, таможенного контроля после выпуска товаров, автоматического выпуска товаров.

11. Модель зрелости цифровой таможни ВТамО:

- напрямую не касается института уполномоченного экономического оператора, таможенного представителя, таможенного транзита, оказания взаимной административной помощи и др;

- не отражает такие важные институты цифровой таможни как Интернет вещей, Модель данных ВТамО, единое окно, безопасность данных, большие данные, интеллектуальный анализ данных и др;

- не охватывает модернизацию управления в таможне посредством использования ИКТ, национальную таможенную правоохранительную сеть, институциональное развитие, передовую правоприменительную практику в области развития цифровой таможни.

12. Для создания полноценной Модели зрелости цифровой таможни ВТамО необходимо учесть специфику вопросов и предложения, поступившие от делегатов на 74-м заседании Политической комиссии ВТамО:

- понятийный аппарат;

- цифровизация таможни;

- таможенное дело (таможенное администрирование) и цифровая таможня;

- механизм управления, таможенное администрирование в контексте развития цифровой таможни;

- таможенные операции (бизнес-процессы) в рамках цифровой таможни;

- система управления рисками (СУР) и цифровая таможня;

- субъектный состав правоотношений в рамках цифровой таможни;

- инструменты, используемые для обеспечения функционирования цифровой таможни;

- технологии, содействующие развитию цифровой таможне в системе таможенного администрирования;

- единое окно и цифровая таможня, их связь и соотношение в сфере таможенного дела;

- безопасная цепь поставки товаров и институт уполномоченного экономического оператора;

- региональная интеграция и цифровая таможня;

- правовые вопросы организации функционирования цифровой таможни;

- институциональное развитие, кадровые вопросы;

- проблемные вопросы внедрения института цифровой таможни;

- роль Всемирной таможенной организации в формировании института цифровой таможни.

13. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о необходимости создания Эталонной модели цифровой таможни, которая наряду с модернизацией Модели зрелости цифровой таможни ВТамО с учетом предложенных автором рекомендаций будет иметь большое значение для международно-правовых аспектов создания института цифровой таможни.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 91,91%.

Список литературы:

1. A draft Digital Customs Maturity Model. Annex II to Doc. SP0560E1a. // A Strategic Approach to Support ICT-enabled Customs and Cross-Border Regulatory Reform through WCO Tools, Instruments, and Guidelines. Digital Customs. Item XII on the Agenda.75th Session of the Policy Commission. Doc. SP0560E1a. Brussels, 14 June 2016.

2. Strategic Approach to Support ICT-enabled Customs and Cross-Border Regulatory Reform through WCO Tools, Instruments, and Guidelines. Digital Customs. Item XII on the Agenda.75th Session of the Policy Commission. Doc. SP0560E1a. Brussels, 14 June 2016.

3. Letter of the Secretary General № 16.SL-0034E. Brussels, 9 February 2016. Annex I to Doc. SP0560E1a // A Strategic Approach to Support ICT-enabled Customs and Cross-Border Regulatory Reform through WCO Tools, Instruments, and Guidelines. Digital Customs. Item XII on the Agen-da.75th Session of the Policy Commission. Doc. SP0560E1a. Brussels, 14 June 2016.

4. Minutes of the 127th / 128th Sessions of the Customs Cooperation Council (Brussels, 14-16 July 2016). Doc. SC0156E1a. Brussels, 16 August 2016.

5. Digital Customs Maturity Model. (Item VI.a of the Agenda). 71th Meeting of the Information Management Sub-Committee (3 - 4 November 2016). Doc. PM0410E1a. Brussels, 17 October 2016.

6. WTO Agreement on trade facilitation. Annex to the Protocol amending the Marrakesh Agreement establishing the World Trade Organization. 15 July 2014. WT/L/931. URL: https://www.wto.org/English/Tratop_E /tradfa_e/tradfa_e.htm#II (дата обращения: 05.04.2019).

7. Armen Manukyan. WCO-UNESCAP 3rd UNNExT Masterclass: Digital Customs and Single Windows in the Context of WTO TFA Cheonan, 19-28 April 2017. URL: https://www.unescap.org/sites/default/files /27%20Apr%202017%20-%20WCO%20Globally%20Networked%20 Cus-toms.pdf (дата обращения: 05.04.2019).

8. Грубич Т.Ю. Понятие зрелости и обзор моделей её оценки // Парадигмы современной науки. - 2017. - № 4 (4). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29676629 (дата обращения: 08.04.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Загускин Н.Н. Сравнительная характеристика моделей зрелости управления процессами, проектами, знаниями организации-участников ИСК по стадиям их трансформационного развития // Успехи современного естествознания. - 2014. - № 1. - С.78. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21052030 (дата обращения: 08.04.2019).

10. Милославская Н.Г., Сагиров Р.А. Обзор моделей зрелости процессов управления информационной безопасностью // Безопасность информационных технологий - 2015. - № 2. -Том 2. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25284623 (дата обращения: 09.04.2019).

11. Узбекова А.М. Анализ управления проектами посредством моделей зрелости // Научные записки молодых исследователей. - 2017. -№ 4. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30454199 (дата обращения: 08.04.2019).

12. Харченко О.А., Горчакова Л.И. Анализ моделей зрелости управления проектами на примере российских компаний // Материалы научного форума с международным участием. Инженерно-экономический институт. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Инженерно-экономический институт; Ответственные редакторы: О.В. Калинина, С.В. Широкова. 2015. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25476647(дата обращения: 09.04.2019).

13. ГОСТ Р 58048-2017 Трансфер технологий. Методические указания по оценке уровня зрелости технологий (Technology transfer. Technology maturity assessment methodology guide). URL: http://docs.cntd.ru /document/1200158331 (дата обращения: 10.04.2019).

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Мозера Сергея Владимировича «Совершенствование института

цифровой таможни: анализ Модели зрелости ВТамО» В ближайшее время эксперты тематического блока «Электронная таможня» в Евразийской экономической комиссии (далее - ЕЭК) рассмотрят концептуальные подходы к формированию правового института цифровой таможни в государствах-членах Евразийского экономического союза. Внимание экспертов обращено на научно-практические разработки, характеризующие развитие института цифровой таможни как комплексного правового явления. Среди них особое место занимает Модель зрелости цифровой таможни, предложенная вниманию международного таможенного сообщества в рамках заседаний различных рабочих органов Всемирной таможенной организации (далее - ВТамО) в 2016г. Данная модель представляет собой схему без каких-либо пояснений, которые уточняют её суть и возможность использования при формировании правового института цифровой таможни в государствах-членах ВТамО.

Актуальность рецензируемой статьи М.В. Мозера заключается в том, что её автор впервые на научном уровне анализирует проблематику, сопряжённую с содержанием Модели зрелости цифровой таможни ВТамО и дает свои критические замечания и рекомендации.

В статье рассмотрены актуальные вопросы формирования института цифровой таможни во Всемирной таможенной организации. Автором анализируются подходы международного таможенного сообщества к созданию модели зрелости цифровой таможни. В исследовательском материале уделено внимание элементам модели зрелости цифровой таможни, сформированы выводы на предмет ее потенциального использования в рамках развития этого института (инструмента, явления, механизма) в праве Евразийского экономической союза.

Исследовательский материал обращен к широкому кругу специалистов, деятельность которых связана с модернизацией института электронной, цифровой таможни, совершенствованием таможенного регулирования, а также международным таможенным правом.

Полученные в рамках исследования С.В. Мозера выводы могут быть рекомендованы к рассмотрению на заседании Подкомитета управления информацией Всемирной таможенной организации.

Научно-исследовательская статья С.В. Мозера, представляет научный и практический интерес, написана хорошим научным языком и заслуживает опубликования в журнале «Проблемы экономики и юридической практики».

Советник отдела таможенных операций и таможенного контроля Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики, Евразийская экономическая комиссия канд. юрид. наук

Д.А. Авдонин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.