довольно высокой наценки на товары, реализуемые на внутреннем рынке крупными иностранными правообладателями. Снижение цены позволит сделать
«параллельный» импорт невыгодным, что сократит долю «серого» импорта.
Использованные источники
1. Анисимов Е. Г., Новиков В. Е, Шкодинский С. В. Методические подходы к оценке объема «серого» импорта и потерь доходной части федерального бюджета // Финансовый журнал. 2015. № 3. С. 35-42.
2. Гражданский кодекс РФ (часть IV) от 18.12.2006 № 230-Ф3 (ред. от 01.07.2017) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
3. Легализация параллельного импорта и ее влияние на товарные рынки России: аналитический отчет / отв. ред. сер. В. В. Радаев; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики»; Лаб. экон.-социол. исслед. М.: НИУ ВШЭ, 2011. 176 с.
4. Оттенки серого импорта [Электронный ресурс]. URL: http://chinalogist.ru/book/articles/ analitika/ottenki-serogo-importa.
5. Легализация параллельного импорта: риски для инвесторов [Электронный ресурс]. URL: http://open.gov.ru.
6. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ ftrade/#.
7. The Economic Consequences of the Choice of Regime of Exhaustion in the Area of Trademarks. Final Report for DG XV of the European Commission. NERA, SJ Berwin & Co and IFF Research. London, 1999.
8. Preventing parallel imports under trademark law // Ladas&Parry: Intellectual Property Law [Электронный ресурс]. URL: http://www.ladas.com/IPProperty/GrayMarket/GrayMa02. html.
9. Cunningham P. B., Weslow D. E. Addressing Parallel Import Goods Under U.S. Law // INTA Bulletin. 2007. Vol. 62. No. 12.
А. Ю. Кожанков, К. И. Бабенко
НОВАЯ ПАРАДИГМА ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВСЕМИРНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
В статье сформулированы предпосылки перехода к новой парадигме деятельности таможенных администраций - «Цифровая таможня». Дана ее общая характеристика, раскрыта суть понятий «цифровая экономика», «безбумажная торговля», «электронная таможня». Представлены результаты сравнительного анализа инструментов электронной и цифровой таможни, обоснован вывод о взаимодополняемости указанных понятий в деятельности таможенных органов.
Ключевые слова: безбумажная среда; электронная таможня; цифровая таможня; электронное правительство; цифровая экономика; цифровая повестка Евразийского экономического союза.
2016 год был объявлен Всемирной таможенной организацией (ВтамО) годом цифровой таможни (Digital Customs), годом, в котором таможенные органы дол-
жны активно использовать информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) в целях сбора и обеспечения гарантии уплаты таможенных пошлин, осуществления контроля перемещения товаров, людей, транспортных и денежных средств, а также в целях обеспечения безопасности трансграничной торговли [1]. Под лозунгом: «Цифровая таможня: прогрессивное взаимодействие» ВТамО объявила о стремлении к дальнейшему развитию и внедрению цифровых технологий, решений и услуг (использование больших баз данных, телематики, облачных технологий и т. д.) в целях модернизации методов работы таможни.
Появление парадигмы «Цифровая таможня» предопределено функционированием цифровой экономики, которая представляет собой объективно существующее, быстроразвивающееся международное экономическое явление. Согласно трактовке «Оксфордского словаря» цифровая экономика - это экономика, которая функционирует главным образом с помощью цифровых технологий, в частности электронных транзакций, совершаемых через Интернет. Оцифровка «всего» создает новые интеллектуальные цифровые сети, которые коренным образом меняют традиционную торговлю [2]. Появление трансграничной электронной торговли увеличивает товарооборот между странами, что положительно влияет на их экономическое развитие [3, с. 44]. По оценкам экспертов, цифровая экономика вносит вклад в ВВП ведущих стран G-20 до 8%, стимулируя рост и создавая рабочие места [4].
Вопросы цифровой экономики становятся все более актуальными для развития и Евразийского экономического союза (ЕАЭС), и Российской Федерации (РФ).
На современном этапе в ЕАЭС происходит формирование цифровой повестки [5], в соответствии с которой целями создания цифрового пространства являются: обеспечение условий для устойчивого развития экономик государств - членов ЕАэС при переходе на новые технологический и экономический уклады, свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы; формирование единого цифрового рынка ЕАэС; рост включенности граждан и хозяйствующих субъектов в цифровую экономику.
Необходимо отметить, что в Евразийской экономической комиссии в рамках Рабочей группы по выполнению плана мероприятий по реализации «Основных направлений развития механизма "единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности» функционирует тематический блок «Электронная таможня». На заседании членов тематического блока «электронная таможня», которое состоялось 27.03.2017, был рассмотрен вопрос «О концептуальных подходах и причинах перехода к цифровой таможне». По итогам обсуждения были приняты следующие решения:
1) принять к сведению информацию о подходах к определению термина «цифровая таможня», а также о тенденциях использования современных технологий в таможенной сфере;
2) продолжить работу по изучению квалифицирующих характеристик понятий «безбумажная таможня», «электронная таможня», «цифровая таможня».
Также планируется подготовка проекта стратегии (концепции) развития электронной/цифровой таможни.
Президент РФ в своем послании Федеральному Собранию от 01.12.2016 предложил: «... запустить масштабную системную программу развития экономики
нового технологического поколения, так называемой цифровой экономики». Указом Президента РФ от 09.05.2017 была утверждена «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» [6]. В ней дается определение цифровой экономики как деятельности, «в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг».
Цифровая таможня является логическим продолжением, развитием безбумажной таможни и электронной таможни. В науке и практике понимание содержания понятий «безбумажный», «электронный», «цифровой» носит дискуссионный характер. Проведенный анализ дает основания утверждать, что на сегодняшний день в международных актах не закреплен унифицированный подход к формулировке содержания указанных понятий. Подробное рассмотрение их соотношения в контексте новой парадигмы «Цифровая таможня» ВТамО позволяет раскрыть их суть через понятия «безбумажная торговля», «электронная таможня», «цифровая экономика».
Термин «безбумажная таможня» появился в 2008 г. в докладе Кунио Мику-риа «Международная безбумажная среда - согласованность в сложном спектре инициатив» [7]. В нем упоминалась связь Декларации «Таможня в XXI веке» со «Стратегией развития электронной таможни». Обращает на себя внимание тот факт, что слово «paperless» применяется ВТамО в основном вместе со словом «environment» (среда). Таким образом, имеется в виду не только переход от таможенной очистки с использованием таможенной декларации в формате бумажного документа, но и создание электронной среды, которая станет в будущем основой для «единого окна».
Одним из важнейших элементов информационного (цифрового) общества является электронное правительство. Перемещение экономической активности в цифровое пространство предопределяет необходимость перехода контролирующих органов также в цифровую плоскость деятельности. В международном сообществе накоплен положительный опыт функционирования электронной таможни как органа электронного правительства.
Обратимся к зарубежному опыту в исследуемой сфере. Одним из первых элементов формирования комплекса электронной таможни в Европейском союзе (ЕС) в 1997 г. стала система электронного обмена таможенными декларациями «Новая компьютеризированная транзитная система» [8]. Она подразумевала внедрение так называемой Транзитной сетевой адресной книги, которая постоянно обновляется и используется в ЕС до сих пор. На сегодняшний день Общеевропейская операционная сеть включает более 30 национальных координаторов и несколько сотен региональных и местных сотрудников связи по вопросам транзита.
В июле 2003 г. Европейская комиссия опубликовала сообщение Совету, Европейскому парламенту, Европейскому экономическому и социальному комитету и Комитету регионов о каботажном судоходстве о безбумажной среде для таможни и торговли, которая обеспечила бы электронное взаимодействие между контролирующими органами и торговым сообществом. Согласно сообщению некоторые проблемы повышения эффективности таможни носили исключи-
тельно практический характер и могли быть упрощены или осуществлены путем подачи в электронном виде таможенных и других данных (механизм «электронная таможня») [9].
С целью ускорения перевода таможенных операций и процедур в электронную среду во ВТамО разработаны «Методические рекомендации по расширению использования информационных технологий должностными лицами таможни» и ведутся работы по созданию 1Т-инструментов, обеспечивающих дальнейшую поддержку электронной деятельности таможенных органов [3, с. 49].
Согласно видению ВТамО понятие «электронная таможня» включает следующие элементы [10]:
1) электронную обработку, упрощение и дематериализацию документов для таможенных целей;
2) автоматизацию работы таможни по принципу «24/7»;
3) электронную уплату пошлин и налогов;
4) электронный калькулятор пошлин;
5) мобильные услуги;
6) электронный возврат товаров и уплаченных за них таможенных платежей;
7) досмотр и другие служебные проверки на территории торгового оператора;
8) подачу предварительной дополнительной информации до погрузки товара;
9) электронные версии таможенных деклараций форм С№2 и С№3 на товары, перемещаемые в международных почтовых отправлениях;
10) систему таможенного декларирования;
11) установление минимальных и пороговых показателей стоимости товаров для применения к ним упрощенных процедур таможенной очистки.
Следовательно, в понятие «электронная таможня» входят элементы, охватывающие важнейшие процессы таможенной очистки, производимые с помощью ИКТ. Подобный комплекс стал ответом на значительное увеличение объема трансграничной электронной торговли.
Появление парадигмы «Цифровая таможня» связано с возрастающим объемом интернет-торговли и необходимостью контроля перемещения таких товаров. Цифровая цепь поставки товаров - это сфера, в которой мир торговли трансформируется, так как потребители и предприятия переходят на цифровые средства информатизации, цифровые товары и интернет-торговлю вместо физических товаров, покупаемых прямо на заводах. Новые платформы для торговли товарами в Интернете, а также на «сером сетевом рынке», новые виды транспорта автоматического управления (беспилотные летательные аппараты), а также новые методы цифрового проектирования и производства (3D-печать) значительно меняют международные цепи поставок товаров, которые основаны на движении физических товаров [11, с. 33]. Такая «эволюция» создает значительные трудности для таможенных и пограничных органов, побуждая их строить виртуальные связи с новыми заинтересованными сторонами и партнерами, чтобы продолжать успешно защищать свои страны и граждан от незаконного перемещения запрещенных товаров.
Для поддержки государств-членов в их усилиях по дальнейшему внедрению цифровой таможни Секретариатом ВТамО была произведена классификация по целевому назначению существующих документов и инструментов ВТамО, относящихся к ИКТ [12, с. 10]. Среди них: Справочник по «единому окну»; Типовое
двустороннее соглашение о взаимной административной помощи в таможенных делах; Таможенная правоохранительная сеть (CEN); Модель данных ВТамО; Рекомендация по использованию справочника уникального обозначения грузов; руководства и рекомендации по использованию личной информации о пассажирах авиаперелетов и их регистрационных данных; Руководство по управлению цепями поставок и т. п.
Каждый из этих инструментов и документов по-разному влияет на функции таможни и предоставляет многочисленные возможности для сотрудничества таможенных администраций, торговых операторов и пограничных ведомств. Благодаря этому таможенные органы могут отслеживать цифровые цепочки поставок товаров, предупреждая изменения в привычных цепях поставок товаров и проводя мониторинг интернет-активности (анализ социальных сетей для выявления рисков незаконной торговли, сотовых сетей для мониторинга местонахождения беспилотных транспортных средств, сотрудничество с интернет-провайдерами и силовыми структурами).
Понятие «цифровая таможня» подразумевает использование ИКТ, баз данных, облачных технологий, объединяя информацию, полученную посредством технологий электронной таможни, а также Интернета, СМИ и сотовых сетей.
Проведенный сравнительный анализ содержания понятий «электронная таможня» и «цифровая таможня» позволяет сформулировать следующие выводы:
1. Электронной таможне и цифровой таможне присущи представленные ниже квалифицирующие признаки:
а) электронная таможня: электронная обработка, упрощение и дематериализация документа; электронная оплата пошлин и налогов; система таможенного декларирования (для целей электронной коммерции); предварительная дополнительная информация до погрузки товара; автоматизация работы таможни по принципу «24/7»; электронный калькулятор пошлин; мобильные услуги (информация о статусе товара); электронный возврат товаров;
б) цифровая таможня: гиперсвязность; обработка больших объемов данных (Big Data); использование Интернета и СМИ (в том числе социальных сетей); телематика; транспортная телематика (спутниковый мониторинг транспорта); автоматизация зданий (организация производства); телематика услуг (бизнес, коммерция, логистика, правительство); облачные технологии; интернет вещей; мобильные технологии и сотовые сети (для мониторинга местонахождения беспилотных транспортных средств).
2. электронная таможня представляет собой первоначальный этап, а цифровая таможня - последующий этап, соответствующий стадиям эволюции от электронной экономики к цифровой.
3. Эволюцию исследуемых понятий условно можно представить следующим образом: «безбумажный» (таможенная очистка посредством подачи электронной таможенной декларации) - «электронный» (сбор, аккумулирование, анализ рисков в электронном виде) - «цифровой» (обработка больших данных, отслеживание новейших беспилотных транспортных средств, практически полная автоматизация с минимальным участием должностного лица таможенного органа).
4. Суть электронной таможни заключается в обмене данными между информационными системами для эффективного скоординированного управления
границами, формирования устойчивого механизма функционирования «единого окна» и сотрудничества с другими пограничными ведомствами.
5. Суть цифровой таможни раскрывается через использование ИКТ, больших массивов данных, телематики, облачных технологий и Интернета для эффективного контроля цепи поставки товаров, а также для взаимодействия с другими таможенными администрациями.
Таким образом, можно представить исследуемые понятия так же, как и модель «единого окна», разработанную ВТамО, в виде вложенных друг в друга матрешек. Такая модель начиналась бы с «безбумажной» таможни в качестве ядра, на которые накладываются последующие слои: «электронный» и «цифровой» и которые охватывают все признаки предыдущих слоев соответственно, на которые со временем будут добавлены новые признаки.
Указанные понятия объединяют общее предназначение и цель внедрения в работу таможни: улучшение глобальной экономической ситуации и содействие международной торговле, повышение эффективности и скорости работы таможенных администраций, противодействие нарушению таможенного и иного законодательства.
Использованные источники
1. Официальный сайт Всемирной таможенной организации. URL: http://www.wcoomd.org/~/ media/wco/public/global/pdf/about-us/international-customs-day/2016/wco-sg-message-icd-2016-en.pdf?db=webb.
2. Oxford Dictionary [Электронный ресурс]. URL: https://en.oxforddictionaries.com/definition/ digital_economy.
3. Сомов Ю. И., Ткаченко И. Е. Деятельность таможенных органов в условиях расширения электронной трансграничной торговли // Вестник Российской таможенной академии. 2016. № 4. С. 44-49.
4. Официальный сайт Европейской комиссии. URL: https://ec.europa.eu/commission/priori-ties/digital-single-market_en.
5. Цифровая повестка ЕАЭС, общие подходы [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/ dmi/workgroup/materials/Pages/docs.aspx.
6. Официальный сайт Президента РФ. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919.
7. The international paperless environment. - Consistency in a complex landscape of initiatives. Brussels, 3 December 2008. CLECAT 50th Anniversary [Электронный ресурс] // Официальный сайт Всемирной таможенной организации. URL: https:// www.wcoomd.org.
8. EUR-Lex. Access to European Union Law. Communication from the Commission to the Council, the European Parliament, the European Economic and Social committee and the Committee of the Regions on Short Sea Shipping [Электронный ресурс]. URL: http://eur-lex.europa.eu/ legal-content/EN/ALL/?uri=CELEX%3A52004DC0453.
9. Electronic customs. European Commission. Taxation and customs union [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/taxation_customs/general-information-customs/electronic-customs_en.
10. Digital Customs: Progressive Engagement. World Customs Organization. International Customs Day 2016. Kunio Mikuriya, Secretary General, WCO [Электронный ресурс]. URL: http://www.wcoomd.org/~/media/wco/public/global/pdf/about-us/international-customs-day/2016/wco-sg-message-icd-2016-en.pdf?db=web.
11. Facilitating e-commerce. WCO Secretariat // WCO news. 2015. № 78. P. 32-36.
12. Digital Customs, the opportunities of the Information Age. Kunio Mikuriya, Secretary General, WCO // WCO news. 2016. № 79. P. 9-11.