Научная статья на тему 'Цифровая таможня за рубежом: опыт развития и экспериментальные проекты'

Цифровая таможня за рубежом: опыт развития и экспериментальные проекты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1914
322
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВТАМО / ЦИФРОВАЯ ТАМОЖНЯ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / УПРОЩЕНИЕ ПРОЦЕДУР ТОРГОВЛИ / ЦИФРОВОЕ ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ГЕНЕРАЛЬНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ ПО ТАМОЖНЕ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ / ТАМОЖЕННАЯ И ПОГРАНИЧНАЯ ОХРАНА ДЕПАРТАМЕНТА ВНУТРЕННЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ США / WCO / DIGITAL CUSTOMS / ELECTRONIC CUSTOMS / DIGITAL ECONOMY / TRADE FACILITATION / DIGITAL CUSTOMS REGULATION / GENERAL ADMINISTRATION OF CUSTOMS PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA / US HOMELAND SECURITY DEPARTMENT CUSTOMS AND BORDER PROTECTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Краснова А. И., Малышева А. А.

Статья посвящена процессам перехода на технологию цифровой таможни: рассмотрены основные направления деятельности и рекомендации Всемирной таможенной организации, а также проанализирована реализация проекта за рубежом: опыт развития и основные этапы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL CUSTOMS ABROAD: DEVELOPMENT EXPERIENCE AND PILOT PROJECTS

The article is devoted to the processes of transition to innovative digital customs technology; the main directions of activity and recommendations of the World Customs Organization are considered, and the implementation of the project in the Russian Federation at the present stage is analyzed.

Текст научной работы на тему «Цифровая таможня за рубежом: опыт развития и экспериментальные проекты»

УДК 339.5

ЦИФРОВАЯ ТАМОЖНЯ ЗА РУБЕЖОМ: ОПЫТ РАЗВИТИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ

Краснова А.И., Малышева А.А.

Санкт-Петербургский имени В.Б.Бобкова филиал Российской таможенной академии

DIGITAL CUSTOMS ABROAD: DEVELOPMENT EXPERIENCE

AND PILOT PROJECTS

Krasnova A.I., Malysheva A.A.

St. Petersburg named after V.B. Bobkov branch of the Russian Customs Academy

Аннотация

Статья посвящена процессам перехода на технологию цифровой таможни: рассмотрены основные направления деятельности и рекомендации Всемирной таможенной организации, а также проанализирована реализация проекта за рубежом: опыт развития и основные этапы.

Ключевые слова: ВТамО, цифровая таможня, цифровая экономика, упрощение процедур торговли, цифровое таможенное администрирование, Генеральная администрация по таможне Китайской Народной Республики, Таможенная и пограничная охрана Департамента внутренней безопасности США.

Abstract

The article is devoted to the processes of transition to innovative digital customs technology; the main directions of activity and recommendations of the World Customs Organization are considered, and the implementation of the project in the Russian Federation at the present stage is analyzed.

Keywords: WCO, digital customs, electronic customs, digital economy, trade facilitation, digital customs regulation, General Administration of Customs People's Republic of China, U.S. Homeland Security Department: Customs and Border Protection.

Цифровая таможня на сегодняшний день является современным международным трендом. Появление данного понятия обусловлено функционированием цифровой экономики, которая представляет собой быстроразвивающееся международное экономическое явление [1], а также создает новые интеллектуальные цифровые сети, фундаментально меняющие традиционную торговлю.

Появление парадигмы «Цифровая таможня» связанно с возрастающим объемом Интернет-торговли и необходимостью контроля перемещения таких товаров. «Цифровая цепь поставки товаров - это сфера, в которой мир торговли трансформируется, так как потребители и предприятия переходят на цифровые средства информатизации, цифровые товары и интернет-торговлю вместо физических товаров, покупаемых прямо на заводах. Новые платформы для торговли товарами в Интернете, а также на «сером сетевом рынке», новые видов транспорта автоматического управления (такие, как беспилотные летательные

аппараты), а также новые методы цифрового проектирования и производства (такие как 3D-печать) значительно меняют международные цепи поставок товаров, которые основаны на движении физических товаров» [2].

Такая «эволюция» создает значительные трудности для таможенных и пограничных органов, побуждая их строить виртуальные связи с новыми заинтересованными сторонами и партнерами, чтобы продолжать успешно защищать свои страны и граждан от незаконного перемещения запрещенных товаров.

Согласно трактовке Оксфордского словаря, цифровая экономика - это экономика, функционирующая главным образом с помощью цифровых технологий, в частности электронных транзакций, совершаемых через Интернет. «Оцифровка всего» создает новые интеллектуальные цифровые сети, которые фундаментально меняют традиционную торговлю.

При этом термин «цифровая таможня» в интерпретации всемирно известных

64 http://bitjournal.ru

Бюллетень инновационных технологий

БИТ 2020 Том 4 № 1 (13)

словарей отсутствует. Однако один из выпусков WCO News определил термин «цифровая таможня» как использование цифровых систем в целях обеспечения и гарантии уплаты таможенных пошлин, контроля за потоком товаров, людей, транспортных средств и денег, а также защиты международной торговли от преступности, включая международный терроризм, продолжающий распространяться по всему миру [3].

С целью ускорения перевода таможенных операций и процедур в электронную среду в ВТамО разработаны Методические рекомендации по расширению использования информационных технологий должностными лицами таможни и ведутся работы по созданию IT-инструментов, обеспечивающих дальнейшую поддержку электронной деятельности таможенных органов [4, 5].

Развитие цифровой таможни Китая в настоящее время находит выражение в сокращении сроков таможенного оформления, обеспечении прямого взаимодействия государственных органов с участниками ВЭД, возможности внесения корректировок и дополнений в документы и сведения, подаче заявлений и их регистрация в режиме онлайн. Все это иллюстрирует новшества, которые возникают в результате правительственных реформ, проводимых преимущественно в сфере внешнеторгового и таможенного законодательства.

Что касается межведомственного взаимодействия, стоит отметить, что сотрудники пограничных служб теперь работают в форме «таможни с эполетами». Правительство Китая стремится ускорить интеграцию таможенных органов и органов контроля и надзора и, соответственно, внести поправки в законодательство, регламентирующее деятельность органов, чтобы добиться необходимого результата. Так, все соответствующие законы, положения и нормативные документы будут пересмотрены для обеспечения своевременного внесения поправок, отмены или разъяснения конкретных положений [6].

Чтобы интеграция была осуществлена наиболее плавно, необходимо также унифицировать и меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, а также формы таких документов, как деклараций и лицензий. Планируется изменение шаблонов и коммерческих документов, а также замена и обновление штампов и печатей, проставляемых на них. Такая интеграция позволит участникам ВЭД взаимодействовать

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

с двумя государственными службами в лице одной, сокращая время, необходимое для оформления, и издержки [7].

Необходимо отметить, что ввиду сотрудничества таможенных служб Европейского союза и таможенной службы Китая, будут сокращены издержки и время, необходимые для повышения уровня безопасности международной цепи поставок [8].

Интеллектуальные и безопасные торговые линии ЕС-Китай (Smart and Secure Trade Lanes Pilot (SSTL)) - экспериментальный проект ЕС и Китая, позволяющий непрерывно анализировать инструменты и механизмы безопасности цепочки поставок в соответствии со стандартами SAFE и ВТамО. Проект направлен на оптимизацию времени совершения таможенных процедур и повышение безопасности цепи поставок за счет обмена данными между таможнями различных государств.

Таможенные органы стран, участвующих в SSTL, в число которых входят Нидерланды, Китай и Гонконг, работают вместе, осуществляя информационный обмен о возможных рисках и разрабатывая безопасные каналы связи для их предотвращения и минимизации.

Первая авиаперевозка по проекту SSTL была доставлена из Схипхола в аэропорт Байюнь в Гуанчжоу (Китай) в мае 2017 г. Схипхол - единственный европейский аэропорт, который в настоящее время участвует в проекте SSTL Air, использующем зашифрованную платформу обмена данными, разработанную и поддерживаемую ВТамО. Этот проект уже привел к сокращению времени оформления и повышению предсказуемости в цепи поставок нефти благодаря тесному сотрудничеству Китая, Нидерландов и других государств-членов ЕС.

Следовательно, можно отметить, что Китай играет важную роль в мировой торговле благодаря своей продвинутой нормативной базе мирового класса и крупному внутреннему рынку для иностранных товаров. На этом фоне ведутся реформы в таможне Китая, направленные на продвижение цифровой таможни.

Соединенные Штаты Америки на протяжении многих лет являются мировым лидером в разработке и применении электронного декларирования, а так же развитии цифровой экономики.

Еще в 1984 г. в США начала внедряться система автоматизации процессов таможенного оформления и контроля ACS (Automated Commercial System), которая в

основе была завершена к середине 90-х годов прошлого столетия. Именно в ходе ее создания сформулированы основные принципы электронного декларирования [9].

Во второй половине 90-х годов в США было принято решение о разработке новой версии автоматизированной системы для таможенного оформления и контроля, получившей название Customs Automated Commercial Environment (ACE) [10]. Первоначально основным движущим мотивом модернизации было моральное устаревание вычислительных и программных средств системы, технологий хранения данных и способов взаимодействия с участниками ВЭД. Далее, ряд причин привел к пересмотру всей концепции деятельности таможенной, иммиграционной и иных контролирующих организаций, выполняющих контроль перемещаемых через границу физических лиц, товаров и транспортных средств. Это отразилось и в подходе к автоматизации деятельности таможенной службы.

Таможенная и иммиграционная службы, другие организации, выполняющие контроль на границе, были объединены в единую службу, получившую название «Служба таможенного и пограничного контроля» (Customs and Border Protection -CBP).

Стоит также отметить, что в феврале 2018 года Служба таможенного и пограничного контроля объявила программу из семи основных запланированных программ развития ACE, благодаря которой вся информация по основным этапам обработки грузов теперь загружается в таможенную систему ACE, целями которой являются модернизация процесса онлайн-приема, создание уникальных идентификаторов для центров экспертизы, переход на брокерское

национальное разрешение, единый аккаунт счетов владельца судна.

Проанализировав развитие таможенного администрирования в условиях формирования цифровой экономики, стоит отметить, что данная проблема носит комплексный, концептуальный характер, создает и модернизирует технологии и системы управления [11].

Подводя итоги, можно выделить ряд наиболее актуальных проблем, требующих внимания в целях осуществления адекватной цифровой трансформации института таможенного администрирования. Во-первых, формирование и разработка базовой идеи (модели) кибернетического института таможенного администрирования и разработка основ теории таможенного администрирования и управления на основе знаний. А также разработка инновационных (когнитивных) технологий электронного администрирования и контроля (е-админи-стрирования и е-контроля) с учетом требований протоколов и рамочных стандартов ВТамО по обеспечению безопасности и содействию торговле. Еще одной важной проблемой является изучение комплекса задач администрирования и управления на основе знаний, создание единой информационной платформы, методик анализа и подготовки решений в среде перспективных 1Т технологий и инструментальных средств на единой методологической базе.

Именно такой подход позволит модернизировать таможенные органы таким образом, чтобы они стали и опорой для участников ВЭД, и механизмом достижения целей государства.

Список литературы

1. Макрусев В.В. Сервисно-ориентированное таможенное регулирование: идеи, институты, управление // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии, № 12 (ч. 19). 2017. С. 1239-1242.

2. Facilitating e-commerce. WCO Secretariat // WCO news, 2015. № 78. Pp. 32-36.

3. Going Digital // WCO News. URL: wcoomdpubli-cations.org/ downloadable/download/sample/sam-ple_id/150/.

4. Digital Customs: Progressive Engagement. World Customs Organization. International Customs Day 2016. Kunio Mikuriya, Secretary General, WCO. URL:

www.wcoomd.org/~/media/wco/pub-

lic/global/pdf/about-us/international-customs-

day/2016/wco-sg-message-icd-2016-en.pdf?db=web.

5. Сомов Ю.И., Ткаченко И.Е. Деятельность таможенных органов в условиях расширения электронной трансграничной торговли // Вестник Российской таможенной академии, 2016. № 4. С. 44-49.

6. General administration of Customs People's Republic of China. Official website. URL: english.cus-toms.gov.cn.

7. China Highlights. URL: www.chinahighlights.com.

8. Официальный сайт Европейской комиссии. URL: ec.europa.eu/commission/priorities/digital-single-market_en.

9. ACE and Automated Systems. Official website of the Department of Homeland Security. U.S. Customs

Бюллетень инновационных технологий

БИТ 2020 Том 4 № 1 (13)

and Border Protection. URL: www.cbp.gov/trade/auto-mated.

11. Макрусев В.В., Зеркин Д.Г., Месяц М.А. Современные подходы к управлению деятельностью таможенных органов: монография. М.: Изд-во Российская таможенная академия, 2012. 313 с.

10. ACE Enhancements Announcement. Official website of the Department of Homeland Security. U.S. Customs and Border Protection. URL: www.cbp.gov/trade/ace-enhancements-announce-

ment.

Поступила в редакцию 29.01.2020

Сведения об авторах:

Краснова Анастасия Ивановна - доцент кафедры технических средств таможенного контроля и криминалистики Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, кандидат технических наук, доцент, e-mail: [email protected]

Малышева Александра Алексеевна - студент Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», Северо-Западный институт управления, email: [email protected]

Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520-2839) является сетевым средством массовой информации регистрационный номер Эл № ФС77-73203 по вопросам публикации в Журнале обращайтесь по адресу [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.