УДК 339.5
ВНЕДРЕНИЕ ЦИФРОВОЙ ТАМОЖНИ В РОССИИ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
Краснова А.И., Кузьмичева Р.А., Лебедева А.Ю.
Санкт-Петербургский имени В.Б.Бобкова филиал Российской таможенной академии
INTRODUCTION OF DIGITAL CUSTOMS IN RUSSIA: FROM
THEORY TO PRACTICE
Krasnova A.I., Kuzmicheva R.A., Lebedeva A.Yu.
St. Petersburg named after V.B. Bobkov branch of the Russian Customs Academy
Аннотация
Статья посвящена процессам перехода на технологию цифровой таможни: рассмотрены основные направления деятельности и рекомендации Всемирной таможенной организации, а также проанализирована реализация проекта в Российской Федерации на современном этапе.
Ключевые слова: ВТамО, цифровая таможня, электронная таможня, модернизация, ФТС России, упрощение процедур торговли.
Стремительное развитие цифровой экономики в мировом сообществе определяет новые траектории модернизации государственного управления. Последние несколько лет во всех развитых странах наблюдается ускоренная трансформация моделей деятельности во всех областях, связанная со скачком научно-технического прогресса и внедрения новейших цифровых технологий. К ним можно отнести, например, искусственный интеллект, технологии бесперебойной беспроводной связи, робототехнику и т.д. [1].
Активное и повсеместное внедрение цифровых технологий для повышения эффективности деятельности не могло не затронуть и таможенные органы. Постоянно растущий объем товаропотока на мировом рынке обуславливает повышенный интерес Всемирной таможенной организации (далее - ВТамО) и национальных таможенных служб к современным информационным и коммуникационным технологиям (далее -ИКТ). Поэтому ВТамО еще в 2016 году на 75-м заседании Политической комиссии анонсировала проект «Digital Customs» («цифровая таможня»), а именно «Модель зрелости цифровой таможни». Согласно данной Модели, основными направлениями
Abstract
The article is devoted to the processes of transition to innovative digital customs technology; the main directions of activity and recommendations of the World Customs Organization are considered, and the implementation of the project in the Russian Federation at the present stage is analyzed.
Keywords: WCO, digital customs, electronic customs, modernization, FCS of Russia, trade facilitation.
развития цифровых технологий в таможенном деле являются следующие уровни «зрелости» [2]:
1. Инициирование: сбор данных международных сделок, автоматизация делопроизводства и публикация информации.
2. Реализация: электронная обработка деклараций на товары, транзитных деклараций и т.д., внедрение процессов стандартизации, дематерилизация необходимой сопроводительной документации.
3. Закрепление: гармонизация данных, таможенный контроль после выпуска товаров, система управления рисками и предварительное электронное информирование.
4. Вовлечение: интерактивные услуги, интеграция услуг, предоставляемых в электронном виде, различное программное обеспечение (мобильные приложения, стационарное оборудование).
5. Укрепление: международный обмен необходимой информацией, система «Единое окно», непрерывное автоматизированное таможенное оформление.
6. Начинание: GNC Utility Blocks (Служебный блок Глобальной таможенной сети), использование новейших технических средств таможенного контроля.
БИТ 2020 Том 4 № 1 (13)
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
О сноЕные напр авления р еалш ации Соглашения об упр огцении пр оцедур торговли
Гласность
Публикация информации в сети Internet
Предварительное консультирование
Внедрение информационно-справочных центров
Организация оповещений о нововведениях
Пр о гнознру емо сть
Таможенная обработка до прибытия груза
Разделение этапов «таможенной очистки» и выпуска товаров
Развитие института уполномоченных экономических операторов
Управление рисками
Проверка после проведения «таможенной очистки»
Принятие предварительных _решений_
А.
Эффективность
JL
Электронная обработка информации
Отказ от использования бумажных носителей
«Единое окно»
Введение единых стандартов
Скоординированный пограничный контроль
Рис. 1. Осуществление мер Соглашения ВТО об упрощении процедур торговли
Также ВТамО предложила рекомендации об использовании ИКТ, которые имеют решающее значение для осуществления Соглашения ВТО об упрощении процедур торговли, реализация которых предполагает серьезную работу на национальном уровне.
Вышеуказанное Соглашение предполагает новые возможности стран-участниц ВТамО для упрощения торговых процессов с точки зрения эффективности, прозрачности и предсказуемости. В специальном Приложении руководства ВТамО 2018 года предоставлены разъяснения процессов стратегического управления относительно использования ИКТ. В Приложении рассматриваются меры, содержащиеся в Соглашении в рамках оценки потенциала использования современных инструментов ИКТ (рис. 1).
Первая глава Приложения посвящена применению специальных процессов управления, обусловленных рисками при совершении таможенных операций. Такие риски могут быть вызваны различными факторами, например, ошибками в процессе разработки и последующего использования информационных систем. Рекомендации гласят, что стратегическое планирование и подход «сбалансированной системы показателей» имеет ключевое значение.
Вторая глава - Приложения описывает перспективы внедрения концепции «цифровой таможни» с учетом следующих факторов:
- уровень экономического развития государства;
- обеспечение необходимыми ресурсами;
- развитие информационных технологий.
Также упоминаются цели и перспективы «цифровой таможни» в рамках повышения эффективности и уменьшения расходов с использованием инструментов и методов, предложенных ВТамО для упрощения процедур торговли и соответствующих мер по наращиванию потенциала. Обозначен критерий соответствия международным стандартам, необходимых при разработке различных 1Т систем. Предлагается пересмотреть некоторые положения Киот-ской конвенции, Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли, обеспечение интероперабельности между всеми участниками таможенного процессе с помощью использованиях технических стандартов.
Помимо этого:
- определяются десять шагов процесса управления изменениями, неотделимыми от реализации проекта;
- доказывается необходимость использования подхода управления бизнес-процессами с визуализацией процессов и большое значение ответственности руководящего состава при принятии решений и обязательного мониторинга за ходом реализации.
Tретья глава уделяет внимание вопросам управления, этапам и подходам моделирования жизненного цикла IT-проектов; четвертая - вопросам управления IT-техно-логиями и продвинутой аналитики данных (прогнозный анализ, который может позволить таможне ранжирование импортных и экспортных транзакций и создать бальную оценку рисков в реальном времени) [3].
Осенью 2018 года Комитетом по управлению информацией (Information Management Sub-Committee, IMSC) была проведена сессия, в ходе которой были определены две важнейшие проблемы по активизации И^ в таможенных органах, в том числе «цифровой таможни», которые не обошли и Россию в процессе ее внедрения. К этим проблемам относятся:
1. Информационная безопасность.
2. Локализация данных.
Рационально полагать, что эти проблемы необходимо решать с помощью надежной контактной структуры меду пользователями и администраторами, чтобы минимизировать риски при принятии решений.
В настоящее время Российская Федерация определяет внедрение цифровых технологий в экономические процессы как одну из национальных целей развития, и для достижения данной цели были поставлены следующие задачи [4]:
- увеличение внутренних затрат на цифровую экономику за счет всех источников (по доле в ВВП);
- внедрение бесперебойной и безопасной И КГ высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных;
- импортозамещение программного обеспечения в государственных структурах.
В связи с этим проект цифровой таможни стал одним из приоритетных путей реформирования таможенной службы России.
Законодательной основой создания цифровой таможни является Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная в 2017 году. Указанная Программа определяет внедрение экосистемы цифровой экономики, в которой основополагающим фактором производства во
всех отраслях экономики является информация, представленная в электронной форме. Опираясь на заданный вектор развития, ФТС России был принят ряд нормативно-правовых актов, в настоящее время формирующих базу перехода на цифровые технологии:
1. Комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 года, согласно которой электронная форма организации таможенного контроля должна опираться на успешный опыт таких мировых практик как «Digital Customs», механизм «единого окна» и пр.
2. Приказ ФТС России от 31.05.2018 № 833 «Об утверждении Общего положения о таможне». В соответствии с этим нормативным актом, в систему таможенных органов включается новый элемент - электронная таможня. В свою очередь Центр электронного декларирования (далее - ЦЭД) находится в непосредственном подчинении электронной таможни и осуществляет операции исключительно в электронной форме.
3.Письмо ФТС России от 25.12.2017 № 01-11/73654 «Об электронных таможнях». В данном нормативном акте формулируются основные подходы организации деятельности региональных электронных таможен (далее - РЭТ), таможен фактического контроля, а также работы и взаимодействия центров электронного декларирования (далее - ЦЭД) и таможенных постов фактического контроля.
4. Приказ ФТС России Министерства финансов Российской Федерации от 26.06.2018 № 988 «О решении коллегии ФТС России от 29 мая 2018 года «О создании единой сети электронных таможен и центров электронного декларирования. Проблемы и пути их решения»». Он подразумевает этапность внедрения РЭТ (три этапа).
Стремление Российской Федерации к переходу на «цифровую таможню» в настоящее время сводится к следующим мероприятиям:
- стопроцентный переход на электронное декларирование в рамках модернизации комплексов программных средств;
- автоматизация осуществляемых таможенных операций за счет использования информационных систем без участия должностных лиц таможенных органов;
1_ _"!■_ _X
Приволжское ТУ
Уральское ТУ
Северо-Кавказское ТУ Калининградская областная таможня Владивостокская
_таможня_
Московская областная
_таможня_
Новороссийская _таможня_
Рис. 2. График открытия центров электронного декларирования
- внедрение системы «единого окна», обеспечивающего предоставление необходимой документации только один раз, без дублирования информации;
- минимизация контакта участников внешнеэкономической деятельности (далее - участников ВЭД) с должностными лицами (установление их взаимодействия в электронной форме).
23 апреля 2019 года ФТС России организовала Всероссийское совещание представителей таможенных органов; на повестку были вынесены актуальные вопросы деятельности по модернизации таможенной системы и подведены итоги деятельности установления системы электронной таможни [7]:
- в настоящее время планово начинают свое функционирование электронные таможни и ЦЭДы (см. рис. 2);
- осуществляется постоянная модернизация программного обеспечения таможенных органов, а также оптимизация программных средств - сокращается их количество, но при этом расширяются функциональные возможности по основным направлениям деятельности таможен;
- автоматизация процессов взыскания задолженностей участников ВЭД по уплате таможенных платежей - активное использование «единого окна», внедрение которого представляется одним из приоритетных направлений национальной политики;
- своевременное информирование участников ВЭД о неуплате таможенных платежей привело к увеличению на 11% объемов денежных средств, добровольно уплачиваемых в качестве погашения задолженности.
Однако при этом ФТС сталкивается с определенными проблемами внедрения цифровизации таможенной системы. К ним можно отнести следующее:
- не налажена система межведомственного обмена информацией между контролирующими органами РФ;
- информационные системы государств-участников ЕАЭС до настоящего времени не интегрированы друг с другом;
- не налажена система обмена информацией государств-участников ЕАЭС с иностранными государствами, в том числе, не завершена процедура интеграции Российской автоматизированной системы транзита с Новой компьютеризированной транзитной системой Европейского союза (N0X8).
На Международном таможенном форуме (24-25 октября 2019 года) в ходе пленарного заседания «Таможня 2030: траектория будущего» была представлена Стратегия развития таможенной службы до 2030 года [8]. Направления развития Федеральной таможенной службы на ближайшее десятилетие обозначил в своем выступлении руководитель ФТС России Владимир Була-вин. Он отметил, что мировым трендом и
будущим российской таможни станет дальнейшая цифровизация процессов и внедрение в работу методов искусственного интеллекта. К 2030 году планируется сформировать качественно новую, насыщенную «искусственным интеллектом», быстропе-ренастраиваемую, информационно связанную с внутренними и внешними партнерами умную таможенную службу, незаметную для законопослушного бизнеса и результативную для государства. Именно это становится стратегической целью развития ФТС
Список литературы
1. Абдрахманова Г.И., Вишневский К.О., Гохберг Л.М. и др. Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение. // Докл. к XX апр. между-нар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9-12 апр. 2019 г. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 82 с.
2. Customs Maturity Model // World Customs Organization. URL: www.wcoomd.org. (дата обращения: 10.01.2020).
3. Use of the ICT - WTO Agreement on Trade Facilitation // World Customs Organization. URL: www.wcoomd.org (дата обращения: 10.01.2020).
4. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // СПС «Консультант-Плюс».
5. Боброва О.Г., Бабенко К.И. Цифровая таможня - современный международный тренд. Сущностные характеристики и прогнозируемые эффекты // Государственное управление Российской Федера-
России с учетом позиций бизнес-сообщества и на основе лучших мировых практик».
Таким образом, можно говорить о том, что Россия уверенно вышла на путь перехода к «цифровой таможне» с учетом рекомендаций ВТамО. По предварительным итогам такой переход позволяет увеличить доходы от внешнеэкономической деятельности, поступающие в федеральный бюджет уже на самых ранних этапах модернизации.
ции: вызовы и перспективы: Материалы 15-й Международной конференции «Государственное управление в XXI веке». М.: «КДУ», «Добросвет», 2018. URL: bookonlime.ru/node/1760. (дата обращения: 20.12.2019).
6. Афонин П.Н., Афонин Д.Н., Борякин А.В., Краснова А.И., Полякова А.А., Седос А.В., Спирина А.В., Хрунова А.Л., Яргина Н.Ю. Деятельность таможенных органов в условиях цифровой экономики // Бюллетень инновационных технологий. 2018. Том 2 № 4(8). С. 17-24.
7. Итоги Всероссийского совещания таможенных органов // Официальный сайт Федеральной таможенной службы. URL: customs.ru (дата обращения: 24.12.2019).
8. На мТФ-2019 представлена Стратегия развития таможенной службы до 2030 года. URL: customs.ru/press/federal/document/211549 (дата обращения: 23.01.2020)..
Поступила в редакцию 27.01.2020
Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520-2839) является сетевым средством массовой информации регистрационный номер Эл № ФС77-73203 по вопросам публикации в Журнале обращайтесь по адресу bitjournal@yandex.ru
Сведения об авторах:
Краснова Анастасия Ивановна - доцент кафедры технических средств таможенного контроля и криминалистики Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, кандидат технических наук, доцент, e-mail: aikrasnova@mail.ru
Кузьмичева Раиса Алескеровна - студент Санкт-Петербургского имени В.Б.Бобкова филиала Российской таможенной академии, e-mail: aikrasnova@mail.ru
Лебедева Анастасия Юрьевна - студент Санкт-Петербургского имени В.Б.Бобкова филиала Российской таможенной академии, e-mail: aikrasnova@mail.ru