Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ "БЕЗБУМАЖНОЙ" ТРАНСГРАНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ'

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ "БЕЗБУМАЖНОЙ" ТРАНСГРАНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
334
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / CUSTOMS REGULATION / ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / ELECTRONIC COMMERCE / ВСЕМИРНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / WORLD CUSTOMS ORGANIZATION / ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / WORLD TRADE ORGANIZATION / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / EURASIAN ECONOMIC UNION / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР / AUTHORIZED ECONOMIC OPERATOR / БЕСПОШЛИННАЯ ТОРГОВЛЯ / DUTY-FREE TRADE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Боброва Ольга Геннадьевна, Крутова Светлана Анатольевна, Кожанков Антон Юрьевич

В статье представлены результаты анализа правовых актов Всемирной таможенной организации и Всемирной торговой организации, регулирующих таможенные аспекты «безбумажной» трансграничной торговли. Авторами сформулированы особенности таможенного регулирования трансграничного перемещения товаров в рамках электронной коммерции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Боброва Ольга Геннадьевна, Крутова Светлана Анатольевна, Кожанков Антон Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL LEGAL ASPECT OF CUSTOMS REGULATION OF "PAPERLESS" TRANSBORDER TRADE

The results of the analysis of the legal acts of the World Customs Organization and the World Trade Organization which regulate customs aspects of “paperless” transborder trade are presented in the article. The authors have defined the features of the customs regulation of transborder movement of goods in the framework of electronic commerce.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ "БЕЗБУМАЖНОЙ" ТРАНСГРАНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ»

правовые аспекты таможенной деятельности

legal aspects of customs activity

О. Г. Боброва, С. А. Крутова, А. Ю. Кожанков

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ «БЕЗБУМАЖНОЙ» ТРАНСГРАНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

В статье представлены результаты анализа правовых актов Всемирной таможенной организации и Всемирной торговой организации, регулирующих таможенные аспекты «безбумажной» трансграничной торговли. Авторами сформулированы особенности таможенного регулирования трансграничного перемещения товаров в рамках электронной коммерции.

Ключевые слова: таможенное регулирование; электронная коммерция; Всемирная таможенная организация; Всемирная торговая организация; Евразийский экономический союз; уполномоченный экономический оператор; беспошлинная торговля.

O. G. Bobrova, S. A. Krutova, A. Yu. Kozhankov

INTERNATIONAL LEGAL ASPECT OF CUSTOMS REGULATION OF "PAPERLESS"TRANSBORDER TRADE

The results of the analysis of the legal acts of the World Customs Organization and the World Trade Organization which regulate customs aspects of "paperless" transborder trade are presented in the article. The authors have defined the features of the customs regulation of transborder movement of goods in the framework of electronic commerce.

Keywords: customs regulation; electronic commerce; the World Customs Organization; the World Trade Organization; the Eurasian Economic Union; authorized economic operator; duty-free trade.

Актуальность исследования международно-правового регулирования «безбумажной» трансграничной торговли и функционирования в указанных условиях таможенных органов обусловлена рядом следующих факторов:

1. Развитие институтов цифровой экономики и цифровой парадигмы работы контролирующих органов в мире, Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) (Решение высшего Евразийского экономического совета от 11.10.2017 № 12), Российской Федерации (РФ) (Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 20172030 годы») и, как следствие, необходимость анализа международных стандартов, практики их применения в зарубежных государствах, а также разработка механизма их имплементации в ЕАЭС и России.

2. Действие Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС), основанного на международных стандартах использования информационно-коммуникационных технологий и регламентирующего дальнейшую гармонизацию с нормами международного права, а также применение современных методов таможенного контроля (п. 3 ст. 1 ТК ЕАЭС, приложение № 31 к Договору о ЕАЭС).

3. Построение цифровых транспортных коридоров в связи с реализацией Цифровой повестки ЕАЭС и функционированием проекта «Экономический пояс Шелкового пути», транспортного коридора «Север - Юг» и, как следствие, необходимость регулирования и контроля трансграничного перемещения товаров в рамках динамично растущего рынка электронной коммерции и доставки товаров из Юго-Восточной Азии, Ближнего и Среднего Востока в РФ и Европейский союз (ЕС).

4. Действие Соглашения Всемирной торговой организации (ВТО) от 2013 г. об упрощении торговли, устанавливающего международные стандарты осуществления внешнеэкономической деятельности (ВЭД) по правилам ВТО, сильное влияние норм ВТО на таможенное регулирование в ЕАЭС и в России, особенно в части норм о применении информационно-коммуникационных технологий в таможенном администрировании.

По мере активизации международных интеграционных процессов и развития информационно-коммуникационных технологий все большую значимость приобретает политика государств и межгосударственных организаций в области регулирования международных экономических отношений, в частности в сфере электронной коммерции, имеющей трансграничный характер. Внешней формой выражения указанной политической воли, как отмечает М. Е. Романова, становятся акты «мягкого» и «твердого» права [1, с. 37].

По мнению И. Е. Ткаченко и Ю. И. Сомова, «появление трансграничной электронной торговли, с одной стороны, увеличивает товарооборот между странами, что положительно влияет на их экономическое развитие, а с другой - побуждает таможенные органы адаптировать свою деятельность к новым условиям» [2, с. 45]. Развитие данной тенденции предопределило формирование новой парадигмы деятельности таможенных администраций стран мира, получившей название «Цифровая таможня» [3, с. 94].

Согласно данным аналитического агентства eMarketer в 2017 г. общемировой объем розничной электронной коммерции составил 2,304 трлн долл. (или 10,2% от всех розничных продаж), что на 24,8% больше прошлогоднего значения. Например, в странах Азиатско-Тихоокеанского региона данный показатель за тот же год составил 1,052 трлн долл. (14,6% внутреннего розничного рынка) [4].

В последнее время предмет правового регулирования (правоотношения, складывающиеся в связи с трансграничным перемещением товаров, приобретенных посредством сети «Интернет») претерпел некоторые изменения. Особого внимания заслуживает новое, динамично развивающееся направление электронной коммерции - мобильная коммерция, подразумевающая совершение торговых и финансовых транзакций при помощи мобильных устройств. Мобильная коммерция существенным образом меняет процесс заключения сделок, что оказывает сильнейшее влияние на механизм правового регулирования. Так, в 2017 г. на долю мобильной коммерции пришлось чуть менее 60% от общемирового оборота

товаров в рамках электронной коммерции (лидирующую позицию занимает Китай, действующий в соответствии со своей национальной стратегией развития электронной коммерции), а по прогнозам экспертов на 2021 г. рассматриваемый показатель может достичь 73% [4].

Интенсивное развитие электронной коммерции предопределяет необходимость построения особого механизма правового регулирования. Проведенное исследование позволяет говорить о двух уровнях правового регулирования таможенных вопросов электронной коммерции: универсальном (правовые акты ВТО и Всемирной таможенной организации (ВТамО)), и региональном (региональные торговые соглашения в области «безбумажной» трансграничной торговли).

С середины 90-х гг. минувшего столетия в международных организациях ведутся переговоры о различных аспектах правового регулирования электронной коммерции. Наиболее результативными являются обсуждения в рамках ВТО и ВТамО, ежегодно дополняемые пленарными сессиями Всемирного экономического форума и технологическими проектами Всемирной электронной торговой платформы (eWTP). Институциональной основой выработки правовых основ в исследуемой сфере являются Рабочая группа по электронной коммерции ВТамО и Министерская конференция ВТО.

Наиболее отчетливо комплексный характер исследуемого вопроса проявляется на примере деятельности ВТО по вопросам регулирования электронной коммерции, которая реализуется в соответствии с Рабочей программой по электронной коммерции (РПЭК). Задача РПЭК - обеспечить всеобъемлющий анализ торговых соглашений, необходимых для проведения министерских конференций, - однако полномочия на организацию переговоров из-за существенных противоречий между технологически развитыми странами, предлагающими создание нового органа и проведение нового раунда переговоров, и остальным миром, в частности представителями Африканского континента, выступающими за продолжение работы в существующем формате, не предусмотрены. Указанное положение дел привело к согласованию единственной нормы таможенного регулирования «безбумажной» электронной торговли: мораторий на взимание таможенных пошлин с товаров, приобретенных в сети «Интернет» или иных коммуникационных сетях.

Несмотря на отсутствие итоговой декларации по окончании 11-й Министерской конференции ВТО в декабре 2017 г., большинство стран подписало единый документ о начале переговоров по выработке соглашения о неформальной рабочей группе [5], чья деятельность будет направлена на разработку предложений по регулированию электронной коммерции, включая вопросы электронного заключения договоров и применения цифровой подписи.

Анализ механизмов правового регулирования трансграничной электронной коммерции в различных странах позволяет утверждать, что на сегодняшний день законодательная инициатива принадлежит таким технологическим лидерам, как США, страны ЕС, Китай, Япония и Сингапур, что обусловлено значительным ежегодным ростом товарооборота в сфере электронной трансграничной торговли в этих странах.

Неоднородный характер развития законодательства стран мира и политика протекционизма предопределяют отсутствие эффективного взаимодействия в рамках рабочих органов ВТО: 70 из 164 стран - членов ВТО заявили о своем намерении вести дальнейшие переговоры вне организации [6]. Так, по состоянию на

2018 г. приблизительно половина стран - членов ВТО заключила по меньшей мере одно региональное торговое соглашение по вопросам электронной коммерции, включающее нормы о невзимании таможенных пошлин, защите прав потребителей, аутентификации и постепенном переходе от бумажных к электронным носителям информации. Следует подчеркнуть, что соглашения о свободной торговле, регламентирующие сотрудничество по технологическим вопросам электронной коммерции, заключены между развитыми и менее развитыми странами (КНР и Австралия, Колумбия и Южная Корея). Постоянно увеличивающееся количество региональных торговых соглашений усложняет систему правового регулирования, диверсифицирует источники права, что детерминирует фрагментацию таможенного регулирования исследуемых правоотношений.

Наиболее успешный опыт регулирования «безбумажной» трансграничной торговли отражен во всеобъемлющем и прогрессивном Соглашении о Транстихоокеанском партнерстве. Нормы указанного акта поощряют свободную трансграничную передачу данных, а также запрещают требования государств-участников к их локализации и необходимости предоставления ключей дешифрования [7].

Анализ норм региональных торговых соглашений (РТС) об электронной коммерции [8] позволил авторам прогнозировать направления процесса дальнейшего формирования стандартов ВТО по упрощению процедур электронной коммерции, которые представлены в таблице.

Таблица

Возможные направления формирования стандартов ВТО в области электронной коммерции

Определение сектора взаимодействия Определение круга рассматриваемых вопросов Определение объема принимаемых обязательств в соответствии с уровнем развития Новая классификация видов экономического взаимодействия, основанная на способах доставки и правовой природе сторон

1. Только в пределах ГАТС. 2. Всеобъемлющий охват: ГАТС, ГАТТ и ТРИПС. 3. ГАТС + ГАТТ в качестве дополнения Использование совокупного опыта, накопленного посредством имеющихся РТС; особая значимость вопросов доступа на рынки, их соотношение с текущей повесткой переговоров Использование Соглашения ВТО об упрощении торговли в качестве основополагающего документа, учитывающего разницу в экономическом развитии стран 1. B2B (business to business). 2. B2H (business to household). 3. H2B (household to business). 4. H2H (household to household). 5. Капитализация потоков данных

Представленные в таблице аспекты тесно связаны с таможенным регулированием следующим образом:

1) установление суммы таможенных платежей, взимаемых при трансграничном перемещении товаров в секторе В2В (ГАТТ);

2) контроль соблюдения законодательства об охране объектов интеллектуальной собственности, перемещаемых в рамках трансграничной «безбумажной» торговли (ТРИПС);

3) обеспечение быстрого и эффективного совершения таможенных операций в условиях постоянно увеличивающегося товаропотока (Соглашение об упрощении торговли);

4) повышение эффективности таможенного контроля сборных грузов (Соглашение об упрощении торговли);

5) получение достоверных, актуальных данных для таможенных целей о декларантах, грузоотправителях, грузополучателях, продавцах, покупателях, электронных торговых площадках, перевозчиках в условиях цепей поставок трансграничной электронной коммерции (Соглашение об упрощении торговли);

6) установление правового статуса операторов электронной коммерции по предоставлению данных государственным контролирующим органам (особенно в части электронных торговых площадок) (Соглашение об упрощении торговли);

7) пресечение случаев нарушения таможенного законодательства, связанных с занижением таможенной стоимости (ГАТТ);

8) обеспечение соблюдения правил определения страны происхождения и классификации товаров в таможенных целях (ГАТТ);

9) противодействие контрабанде товаров, объектов, изъятых из гражданского оборота, трансграничному перемещению контрафактных товаров, пресечение незаконного перемещения денежных средств, приобретенных преступным путем, и их отмывания.

Всемирная таможенная организация активно занимается разработкой рекомендаций по решению указанных выше вопросов. В конце 2017 г. на сессии Политической комиссии ВТамО в Луксоре началась подготовка к разработке рамочной конвенции, закрепляющей единый подход к рассматриваемым вопросам, в том числе посредством изменения правового статуса уполномоченного экономического оператора, который смог бы осуществлять взаимодействие с таможенными органами, совершать таможенные платежи и обеспечивать передачу информации контролирующим органам. По итогам работы Политической комиссии ВТамО была принята Луксорская резолюция о трансграничной электронной коммерции [9], в преамбуле которой указано, что выработка международных стандартов в данной области направлена на повышение конкурентоспособности национальных экономик, создание высокотехнологичных рабочих мест, формирование новых моделей международной торговли и активизацию экономического роста.

В Пекине 8-10 февраля 2018 г. состоялась Первая международная конференция по вопросам трансграничной электронной торговли, организованная ВТамО и Главным таможенным управлением КНР, в рамках которой была подписана Пекинская декларация [10]. Участники конференции (представители государственных структур, международных организаций, малого и среднего бизнеса, академических кругов) отметили необходимость создания единых норм, правил и стандартов таможенного регулирования трансграничной «безбумажной» торговли. В преамбуле Пекинской декларации признается важность соблюдения положений Соглашения ВТО об упрощении торговли, о применении стратегического, инновационного, партнерского, инклюзивного подхода к устойчивому развитию трансграничной «безбумажной» торговли, что обеспечит безопасность, прозрачность и объективность совершаемых торговых операций. По окончании конференции страны-участницы присоединились к Луксорской резолюции ВТамО о трансграничной электронной коммерции.

Всемирная таможенная организация 10.07.2018 опубликовала Резолюцию о Рамочных стандартах трансграничной электронной торговли [11], в основу

которой были положены нормы Луксорской резолюции. В Рамочных стандартах содержатся следующие нормы:

1) использование предварительной электронной информации для анализа рисков и обработки мелких пакетов с товарами низкой таможенной стоимости, пересылаемых продавцами - юридическими (В2С) и физическими (С2С) лицами;

2) внедрение упрощенных процедур совершения таможенных операций, сбора таможенных платежей, возврата товаров, которые должны происходить в тесном сотрудничестве со всеми заинтересованными участниками «безбумажной» трансграничной торговли;

3) разработка таможенными администрациями стран мира во взаимодействии с иными контролирующими органами и участниками «безбумажной» электронной торговли организационно-правовых основ таможенного регулирования перемещения товаров в рамках трансграничной электронной коммерции;

4) использование единых Технических спецификаций и Руководства ВТамО об их применении для организации информационного взаимодействия таможенных органов и участников трансграничной «безбумажной» торговли (будут изданы в конце 2018 г.) в целях обеспечения единообразных технических основ и пра-воприминительной практики.

Таким образом, представленные результаты анализа актов таможенного регулирования электронной коммерции дают основания полагать, что ВтамО, в отличие от ВТО, станет организацией, которой могут быть выработаны приемлемые большинством государств мира международные стандарты в исследуемой области. Об этом свидетельствует ряд международных правовых актов: Пекинская декларация, Луксорская резолюция, Резолюция о Рамочных стандартах трансграничной электронной торговли.

Особенностью формирования международных правовых актов о таможенном регулировании в исследуемой сфере является активное участие не только должностных лиц государственных контролирующих органов, но и представителей крупнейших корпораций («Alibaba», «Nuctech» и «Huawei»). Они предоставляют информацию о техническом обеспечении разрабатываемых проектов и формулируют свою позицию о направлениях совершенствования правового регулирования трансграничной электронной коммерции [12].

При этом система правового регулирования перемещения товаров в рамках трансграничной электронной коммерции в настоящее время проходит стадию становления. Для формирования единых подходов к таможенному регулированию в исследуемой области необходим анализ зарубежной правоприминитель-ной практики. Так, функционирует Цифровая зона свободной торговли (ЦЗСТ) в Малайзии, которая будет тесно связана с Зоной международной электронной коммерции Ханчжоу (КНР) и eWTP (Electronic World Trade Zone). По предложению договаривающихся сторон ЦЗСТ будет базовой не только для двух стран, но и для всей Азии. ЦЗСТ представляет собой результат совместных усилий электронной торговой площадки «AliExpress» и Правительства Малайзии. Все операции будут осуществляться на основе специально разработанной платформы «OneTouch», которая объединит в себе таможенные операции и финансово-логистические услуги [13]. Такой опыт государственно-частного партнерства представляет интерес и для ЕАЭС.

Проведенное исследование позволило сформулировать проблемные вопросы таможенного регулирования «безбумажной» трансграничной торговли:

1. Невозможность прийти к консенсусу в рамках международных организаций предопределяет необходимость заключения региональных торговых соглашений. Их постоянно увеличивающееся количество усложняет систему правового регулирования, диверсифицирует источники права, что детерминирует фрагментацию таможенного регулирования исследуемых правоотношений.

2. Попытки монополизации разработки актов правового регулирования технологически сильнейшими государствами (США, государства - члены ЕС, Китай, Япония, Сингапур) и экстраполяция своей правоприменительной практики на зарубежные страны (КНР).

Особенности правового регулирования перемещения товаров в рамках «безбумажной» трансграничной торговли необходимо учитывать при формировании системы нормативного правового регулирования в ЕАЭС и России:

1. Институциональной основой выработки международных правовых норм служит деятельность специализированных органов ВТамО (Рабочая группа по электронной коммерции, включающая представителей государственных органов и бизнеса) и ВТО (деятельность Министерской конференции по реализации Рабочей программы по электронной коммерции). При этом ВТамО пользуется большим авторитетом у стран мира, чем ВТО.

2. Основными источниками международного правового регулирования перемещения товаров в рамках трансграничной электронной коммерции являются акты ВТамО: Пекинская декларация, Луксорская резолюция, Рамочные стандарты электронной трансграничной торговли.

3. Происходит быстрая эволюция предмета правового регулирования, обусловленная стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий.

4. Основными институтами таможенного регулирования электронной коммерции выступают: идентификация участников цепи поставок (электронная подпись), их ответственность за предоставление актуальной, полной, достоверной информации (функционирование их информационных систем), уплату таможенных платежей (в том числе в электронном виде), соблюдение ими запретов и ограничений во внешней торговле, расширение функций уполномоченного экономического оператора, использование предварительного электронного информирования для анализа рисков и обработки мелких пакетов с товарами с низкой таможенной стоимостью.

5. Основополагающими принципами правового регулирования являются прозрачность и предсказуемость правовой среды, обеспечение недискриминационных условий торговли с учетом безопасности интернет-пользователей, защита интеллектуальной собственности, а также развитие малого и среднего бизнеса (они закреплены в Пекинской декларации, Луксорской резолюции, Рамочных стандартах электронной трансграничной торговли ВТамО, Рабочей программе по электронной коммерции ВТО), что корреспондируется с нормами Соглашения об упрощении торговли ВТО.

В заключение следует отметить, что повышение эффективности правового регулирования трансграничной электронной коммерции посредством применения международных стандартов ВТО и ВТамО будет способствовать формированию благоприятных условий экспорта товаров из государств - членов ЕАЭС.

Использованные источники

1. Романова М. Е. Роль актов «мягкого права» в таможенном праве Европейского Союза // Таможенное дело. 2017. № 2. С. 37-40.

2. Сомов Ю. И., Ткаченко И. Е. Деятельность таможенных органов в условиях расширения электронной трансграничной торговли // Вестник Российской таможенной академии. 2016. № 4. С. 44-49.

3. Кожанков А. Ю, Бабенко К. И., Боброва О. Г. Цифровая таможня - современный международный тренд. Сущностные характеристики и прогнозируемые эффекты // Государственное управление Российской Федерации: вызовы и перспективы: материалы 15-й Международной конференции, 2018 г. М.: Изд-во «КД», «Университетская книга», 2018. С. 92-96.

4. eMarketer. WorldWide Retail and Ecommerce Sales [Electronic Resource]. URL: https://www. emarketer.com/Report/Worldwide-Retail-Ecommerce-Sales-eMarketers-Updated-Forecast-New-Mcommerce-Estimates-20162021/2002182 (дата обращения: 10.05.2018).

5. New initiatives on electronic commerce, investment facilitation and MSMEs [Electronic Resource] // Официальный сайт Всемирной торговой организации. URL: https://www.wto. org/english/news_e/news17_e/minis_13dec17_e.htm (дата обращения: 28.05.2018).

6. WTO wrestles with relevance in age of ecommerce [Electronic Resource] // Financial Times. URL: https://www.ft.com/content/d9f63c20-e01d-11e7-a8a4-0a1e63a52f9c (дата обращения: 17.06.2018).

7. APEC. Select Agreements [Electronic Resource]. URL: http://fta.apec.org/search.aspx (дата обращения: 28.05.2018).

8. ICTSD. Policy brief. Updating the Multilateral Rule Book on E-Commerce [Electronic Resource]. URL: https://www.ictsd.org/themes/ digital-trade-in-the-age-of-artificial (дата обращения: 28.05.2018).

9. Resolution of the Policy Commission of the World Customs Organization on the guiding principles for cross-border e-commerce (Luxor, December 2017) / World Customs Organization [Electronic Resource]. URL: http://www.wcoomd.org/-/media/wco/public/global/pdf/about-us/legal-instruments/resolutions/policy-commission-resolution-on-cross_border-ecommerce_ en.pdf?la=en (дата обращения: 28.06.2018).

10. First Global Cross-Border E-Commerce Conference. Beijing Declaration [Electronic Resource]. URL: http://www.wcoomd.org/-/media/wco/public/global/pdf/about-us/legal-instruments/ declarations/beijing-declaration-1022018.pdf?db=web (дата обращения: 28.05.2018).

11. Resolution of the Customs Co-operation Council on the Framework of Standards on Cross-border e-commerce (June, 2018) / World Customs Organization [Electronic Resource]. URL: http://www.wcoomd.org/-/media/wco/public/global/pdf/about-us/legal-instruments/res-olutions/resolution-framework-of-standards-ecommerce_en.pdf?la=en (дата обращения: 11.07.2018).

12. CNBC: Alibaba's Jack Ma on e-commerce in China, globalization and Trump [Electronic Resource]. URL: https://www.cnbc.com/2017/11/01/alibabas-jack-ma-on-e-commerce-in-china-globalization-and-trump.html (дата обращения: 28.05.2018).

13. AliExpress online trading platform kicks off in Malaysia [Electronic Resource]. URL: https:// www.ewtp.org/article.html?id=2 (дата обращения: 17.06.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.