Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1459
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / СТАНДАРТЫ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ / ВСЕМИРНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ТРАНСГРАНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / -COMMERCE / E-COMMERCE STANDARDS / WORLD CUSTOMS ORGANIZATION / CROSS-BORDER TRADE / CUSTOMS ADMINISTRATION / CUSTOMS SERVICE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маслова Жанна Николаевна

В статье исследованы стандарты Всемирной таможенной организации в области трансграничной электронной коммерции. На основе стандартов выявлены условия эффективного таможенного администрирования трансграничной электронной торговли. Определен комплекс мер по созданию механизма таможенного администрирования трансграничной электронной торговли, предусмотренного «Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL ELECTRONIC COMMERCE STANDARDS AND PROSPECTS FOR THEIR IMPLEMENTATION IN THE CUSTOMS SERVICE OF THE RUSSIAN FEDERATION

The World Customs Organization standards for cross-border electronic commerce are examined in the article. The conditions for effective customs administration of cross-border electronic commerce have been established on the basis of standards. A set of measures has been defined for the establishment of a mechanism for customs administration of cross-border electronic commerce, as provided for in the “Strategy for the development of the Customs Service of the Russian Federation up to 2030”.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Ж. Н. Маслова

международные стандарты электронной коммерции и перспективы их реализации в таможенной службе российской федерации

В статье исследованы стандарты Всемирной таможенной организации в области трансграничной электронной коммерции. На основе стандартов выявлены условия эффективного таможенного администрирования трансграничной электронной торговли. Определен комплекс мер по созданию механизма таможенного администрирования трансграничной электронной торговли, предусмотренного «Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года».

Ключевые слова: электронная коммерция; стандарты электронной коммерции; Всемирная таможенная организация; трансграничная торговля; таможенное администрирование; таможенная служба Российской Федерации.

Zh. N. Maslova

international electronic commerce standards and prospects for their implementation in the customs service of the Russian federation

The World Customs Organization standards for cross-border electronic commerce are examined in the article. The conditions for effective customs administration of cross-border electronic commerce have been established on the basis of standards. A set of measures has been defined for the establishment of a mechanism for customs administration of cross-border electronic commerce, as provided for in the "Strategy for the development of the Customs Service of the Russian Federation up to 2030".

Keywords: e-commerce; e-commerce standards; World Customs Organization; cross-border trade; customs administration; customs service of the Russian Federation.

В последние десятилетия в мировом масштабе увеличиваются объемы трансграничной электронной торговли как нового сегмента международной торговли. Рассматриваемая тенденция определяется, прежде всего, ростом числа сделок, совершаемых контрагентами различных стран через интернет.

Трансграничная электронная торговля отожествляется с внешней торговлей посредством электронной коммерции и является видом международной коммерческой деятельности, когда торговые субъекты, находящиеся в разных странах, реализуют процессы экспонирования товаров, переговоров по совершению сделки, доставки товаров потребителю на базе современных интернет-технологий [1].

Расширение трансграничной электронной торговли требует адекватных механизмов осуществления внешнеэкономических сделок, регулирования внешнеторговой деятельности и таможенного контроля. Одним из направлений создания указанных механизмов выступает разработка международных стандартов таможенного администрирования [2; 3].

Основополагающими международными стандартами таможенного администрирования являются «Рамочные стандарты безопасности и упрощения международной торговли»1 (Рамочные стандарты) Всемирной таможенной организации

1 SAFE Framework of Standards, приняты в 2005 г., текущая версия принята в 2018 г.

(ВТамО) [4]. Рассматриваемые стандарты направлены на согласование и гармонизацию подходов к таможенному администрированию между национальными таможенными службами в целях обеспечения безопасности международной цепи поставок товаров и упрощения условий ведения международной торговли.

В развитие Рамочных стандартов в июне 2018 г. были изданы «Рамочные стандарты трансграничной электронной коммерции»1 ВТамО (Стандарты трансграничной электронной коммерции) [5]. Стандарты трансграничной электронной коммерции содержат общие положения как о развитии трансграничной электронной торговли в целом, так и специальные положения об особенностях таможенного администрирования товаров, перемещаемых в рамках трансграничной электронной торговли. Данные стандарты имеют ряд положений, схожих с Рамочными стандартами. В частности, в них подтверждена важность развития института уполномоченных экономических операторов (УЭО).

Стандарты трансграничной электронной коммерции сохраняют преемственность с другими основополагающими документами ВТамО. Ключевые принципы, на которых основаны стандарты, сформулированы в Луксорской резолюции 2017 г.2 [6].

Следует отметить, что в Стандарты трансграничной электронной коммерции включены предложения Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и данный документ рассматривается государствами - членами ЕАЭС как «общепризнанный ориентир».

В исследуемых стандартах выделены два значимых фактора, определяющих необходимость таможенного администрирования товаров, перемещаемых в рамках трансграничной электронной торговли: взрывной рост поставок небольших партий товаров (посылок) и формирование международных цепей поставок.

Согласно Стандартам трансграничной электронной коммерции рассматриваемый вид торговли имеет следующие отличительные признаки:

1) осуществление заказа товаров, продажи товаров, связи контрагентов и, если это возможно, оплаты товаров через интернет;

2) осуществление операций по перемещению/поставке товаров через таможенную границу;

3) предметом операций выступают физические (материальные) товары;

4) реализация потребителям/покупателям - физическим лицам (сегменты В2С, С2С) [5].

На основе содержания Стандартов трансграничной электронной коммерции можно выделить ряд условий эффективного таможенного администрирования трансграничной электронной торговли. К ним относятся:

1) точное информирование таможенных служб о перемещаемых товарах;

2) раннее предупреждение рисков нарушений законодательства;

3) максимальная автоматизация процессов совершения таможенных операций;

4) новая модель взимания таможенных платежей и проверочных мероприятий [5].

1 Cross-Border E-Commerce Framework of Standards.

2 Resolution of the Policy Commission of the World Customs Organization on the Guiding Principles for Cross-Border E-Commerce - the WCO Luxor Resolution on Cross-Border E-Commerce, 2017.

Из содержания стандартов следует, что соответствующие условия могут быть созданы в результате разработки и внедрения специальных мер национальными таможенными службами и правительственными учреждениями.

В качестве меры по реализации Стандартов трансграничной электронной торговли указана разработка технических спецификаций, стратегии осуществления и механизма укрепления потенциала применительно к таможенному администрированию товаров в рамках электронной торговли.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что Стандарты трансграничной электронной коммерции представляют собой некий желаемый «образ будущего», для реализации которого должны быть разработаны конкретные меры и механизмы воплощения. Ответственность за подготовку конкретных документов возлагается на правительства и таможенные службы.

Положения стандартов позволяют определить не только ценностные ориентиры, которые важны для международной политики и ведения бизнеса, но и основные проблемы, препятствующие развитию электронной коммерции. К указанным проблемам относятся: содействие обеспечению определенности, предсказуемости, транспарентности, надежности, безопасности и эффективности в цепочке поставок в электронной торговле; содействие применению согласованного подхода к оценке рисков, выпуску товаров, поступлениям и сборам, пограничному сотрудничеству [5].

С учетом представленных проблем на основе стандартов можно выделить принципы эффективного таможенного администрирования трансграничной электронной торговли, среди которых:

1) установление стандартов своевременного обмена данными между участниками электронной торговли, таможенными органами, правительственными учреждениями в целях упрощения трансграничного перемещения товаров для законных поставок и создания более справедливых условий для различных заинтересованных сторон;

2) ориентация на нужды участников рынка, что предполагает укрепление сотрудничества между таможенными службами, правительственными учреждениями и другими заинтересованными сторонами, участвующими в трансграничной электронной торговле;

3) обеспечение государством и таможенными службами безопасности и гармоничных условий существования участников рынка электронной торговли;

4) выработка «глобального, инновационного, всеохватного, стратегического и совместного подхода» к таможенному администрированию товаров, перемещаемых в рамках трансграничной электронной торговли [5].

Очевидно, что воплощение в жизнь положений стандартов связано с разработкой и принятием ряда документов на национальном уровне.

В Российской Федерации (РФ) документом, определяющим целевые ориентиры развития таможенного администрирования трансграничной электронной торговли, является «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» (Стратегия 2030) [7].

В Стратегии 2030 имеются ссылки на Рамочные стандарты [4] и «Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур» [8] как наиболее общие международные стандарты таможенного администрирования.

Несмотря на отсутствие в Стратегии 2030 ссылок на Стандарты трансграничной электронной коммерции, развитие таможенной службы в ней предполагается с учетом «рекомендаций и стандартов Всемирной торговой организации и Всемирной таможенной организации» [7].

Как и в стандартах, рост объемов трансграничной электронной торговли в Стратегии 2030 указан в числе факторов, оказывающих существенное влияние на деятельность таможенных органов [7].

Положение Стратегии 2030 о внедрении автоматизированного программного средства «Личный кабинет участника внешнеэкономической деятельности» соответствует требованиям стандартов об использовании специализированных электронных сервисов заинтересованными сторонами. Также этому требованию соответствует целевой ориентир Стратегии 2030 «Участие в создании национального механизма „единого окна", его развитии и модернизации, обеспечении сопряжения с системами „единого окна" зарубежных государств» [7].

Ценностный посыл Стандартов трансграничной электронной коммерции выдержан в определении стратегических целей развития таможенной службы РФ. Это создание «„умной" таможенной службы, незаметной для законопослушного бизнеса и результативной для государства», что соотносится с такими принципами стандартов, как ориентация на нужды участников рынка, обеспечение легитимного развития глобальной электронной торговли при минимальном вмешательстве таможенных служб и правительственных учреждений [5].

Ориентация на участников ВЭД реализована также в целевых ориентирах Стратегии 2030 № 3 «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности и инвестиционного климата в Российской Федерации», № 5 «Создание конкурентных преимуществ для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности и уполномоченных экономических операторов, стимулирующих развитие внешнеэкономической деятельности», № 11 «Развитие института уполномоченных экономических операторов, расширение практики его применения» [7].

Ориентация на автоматизацию процессов совершения таможенных операций отражена в целевом ориентире Стратегии 2030 № 6 «Внедрение глобальной системы прослеживаемости товаров на территории Союза, аккумулирующей информацию из различных источников (производители, продавцы, покупатели, таможенные службы зарубежных стран и иные государственные контрольные органы)» [7]. Этот ориентир соотносится с требованием стандартов о своевременном обмене электронными данными между заинтересованными сторонами и таможенными администрациями в целях эффективного управления рисками (Advance Electronic Data and Risk Management) [5]. Автоматизация процессов совершения таможенных операций отражена и в таких вопросах Стратегии 2030, как совершенствование таможенного администрирования, создание модели «интеллектуального» пункта пропуска с единой информационной системой [7].

Указание на развитие трансграничной электронной торговли присутствует косвенно как часть целевого ориентира Стратегии 2030 № 2 «Содействие развитию международной торговли» [7]. Непосредственно трансграничной электронной торговле посвящен целевой ориентир № 12 «Создание механизма таможенного администрирования товаров, пересылаемых в рамках трансграничной электронной торговли, организация информационного взаимодействия с иностранными

почтовыми администрациями, участниками Всемирного почтового союза и иностранными интернет-площадками» [7]. Данный механизм в Стратегии 2030 не конкретизируется, соответствующий ориентир отражает только взаимодействие с внешними почтовыми структурами, хотя набор условий развития трансграничной электронной торговли более разнообразен.

В качестве еще одного важного целевого ориентира Стратегии 2030, который существенно влияет на развитие трансграничной электронной торговли, следует рассматривать целевой ориентир № 2 «Совершенствование реализации фискальной функции в условиях создания интегрированных информационных систем, трансграничного пространства и развития цифровых платформ» [7].

Вопросы развития таможенного администрирования трансграничной электронной торговли нашли отражение в этапах реализации и целевых индикаторах Стратегии 2030.

Первый этап (2021-2024) реализации Стратегии 2030 нацелен:

- на «создание справочной модели сопряжения транзитных систем государств Европейского региона Всемирной таможенной организации, содержащей концептуальные, функциональные и технические аспекты и спецификации»;

- «разработку перспективных моделей пунктов пропуска на основе использования современных технологий и единой информационной системы для применения при строительстве и реконструкции пунктов пропуска ...»;

- «... разработку проекта стандартов и рекомендаций в области таможенного администрирования товаров, перемещаемых в рамках электронной торговли»;

- «... создание условий для применения на территории Союза эффективного механизма таможенного администрирования товаров, пересылаемых в рамках трансграничной электронной торговли, реализации стандартов и рекомендаций в области таможенного администрирования товаров, перемещаемых в рамках электронной торговли» [7].

Второй этап (2025-2030) нацелен на дальнейшее совершенствование мер таможенного администрирования, в том числе:

- на «заключение межгосударственных соглашений о взаимном признании статуса уполномоченного экономического оператора с таможенными службами государств, не входящих в Союз; создание эффективного механизма таможенного администрирования товаров, пересылаемых в рамках международной электронной торговли»;

- «... внедрение методов и технологий анализа больших объемов неформализованных массивов данных с применением самообучающихся систем искусственного интеллекта для обеспечения соблюдения запретов и ограничений, осуществления защиты прав интеллектуальной собственности, валютного контроля, выявления признаков противоправной деятельности хозяйствующих субъектов, а также оценки эффективности контроля за ними»;

- «.разработку и внедрение электронных систем сертификации и верификации происхождения товаров» [7].

В качестве целевого индикатора реализации Стратегии 2030 указан показатель «Доля отправлений, в отношении которых в электронном виде поданы таможенные декларации (документы), в общем количестве отправлений, в которых перемещались товары, приобретенные в рамках международной электронной торговли» со следующими значениями: 2020 г. - 10%, 2024 г. - 20%, 2030 г. - 80% [7].

Таким образом, можно сделать вывод, что в Стратегии 2030 не дается прямого указания на положения Стандартов трансграничной электронной коммерции. Однако содержание данных стандартов отражено в тексте Стратегии 2030 и согласуется с ним. Тем не менее целевой ориентир Стратегии 2030, непосредственно связанный с развитием таможенного администрирования трансграничной электронной торговли, остается недостаточно раскрытым. Это создает ряд проблем, обусловленных необходимостью конкретизации состава мер по созданию механизма таможенного администрирования трансграничной электронной торговли.

Руководствуясь результатами проведенного анализа, можно предложить следующий комплекс мер по созданию механизма таможенного администрирования трансграничной электронной торговли в РФ:

1) меры по разработке системы электронного взаимодействия таможенных служб с участниками электронной торговли;

2) меры по разработке системы управления рисками, позволяющей выявить возможные нарушения законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные службы;

3) меры по созданию информационных систем, позволяющих принимать решения в области таможенного дела без участия должностных лиц таможенных служб (применительно к сфере трансграничной электронной торговли);

4) меры по созданию системы межведомственного информационного взаимодействия в целях осуществления государственного контроля за перемещением товаров в рамках трансграничной электронной торговли;

5) меры по созданию системы взимания и уплаты таможенных платежей при ввозе и вывозе товаров в рамках трансграничной электронной торговли;

6) меры по упрощению условий ведения трансграничной электронной торговли, в том числе путем создания безопасных цепей поставок товаров и развития института УЭО [9; 10].

Сравнительный анализ Стандартов трансграничной электронной коммерции и положений Стратегии 2030 позволил определить основные аспекты задачи создания механизма таможенного администрирования трансграничной электронной торговли, предопределяющие поиск методов и инструментов ее системного решения.

Использованные источники

1. Кубкина Ю. С. Электронная коммерция: роль, понятие, направления развития // TERRA ECONOMICUS. 2012. № 2. С. 53-55.

2. Международное таможенное сотрудничество: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Экономика» / В. Б. Мантусов, Е. В. Лобас, Н. Г. Липатова, Ю. И. Сомов, М. В. Бойкова, О. Г. Боброва, А. Р. Гладков, Б. И. Кецба, С. В. Мозер. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 431 с.

3. Таможенное сотрудничество стран Евразийского экономического союза: монография / Н. Г. Липатова, А. Р. Гладков, Б. И. Кецба, С. Ю. Цыпранюк, Е. В. Жеребен, Н. А. Тарасов; под общ. ред. канд. техн. наук Н. Г. Липатовой. М.: РИО Российской таможенной академии, 2020. 208 с.

4. Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли Всемирной таможенной организации [Электронный ресурс]. URL: http://vch.ru/ramochnye_standarty_ bezopasnosti_i_oblegcheniya_mirovoi_torgovli (дата обращения: 05.07.2020).

5. Cross-Border E-Commerce Framework of Standards [Electronic Resource]. URL: http://www. wcoomd.org/-/media/wco/public/global/pdf/topics/facilitation/activities-and-programmes/ ecommerce/wco-framework-of-standards-on-crossborder-ecommerce_en.pdf?la=en (дата обращения: 08.06.2020).

6. Resolution of the Policy Commission o the World Customs Organization on the Guiding Principles for Cross-Border E-Commerce - the WCO Luxor Resolution on Cross-Border E-Commerce [Electronic Resource]. URL: https://www.ifcba.org/sites/default/files/ctd_files/ Final%20-%20Policy-commission-resolution-on-cross_border-ecommerce_en.pdf (дата обращения: 25.07.2020).

7. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 25.07.2020).

8. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18.05.1973 (в ред. Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26.06.1999) [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/1901082 (дата обращения: 21.07.2020).

9. Кликать по магазинам. Правительство готовит новые правила международной электронной торговли // Российская газета - Федеральный выпуск № 165 (8219) [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2020/07/28/v-rossii-provedut-eksperiment-novoj-modeli-transgranichnoj-elektronnoj-torgovli.html (дата обращения: 01.08.2020).

10. Сомов Ю. И., Шашаев А. Е. Возможности применения новых цифровых технологий в таможенном деле // Вестник Российской таможенной академии. 2020. № 1. С. 29-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.