Научная статья на тему 'Международное сотрудничество в трансграничной торговле: ответ на вызовы времени'

Международное сотрудничество в трансграничной торговле: ответ на вызовы времени Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
204
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ / ТРАНСГРАНИЧНЫЙ ЭКСПОРТ / ВТАМО / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ELECTRONIC TRADE / CROSS BORDER EXPORT / WCO / CUSTOMS AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маслова Жанна Николаевна

В статье рассматриваются основные тенденции развития трансграничной электронной торговли в контексте принятых международных документов. Особое внимание уделяется роли таможенных органов в обеспечении эффективного и безопасного взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL COOPERATION IN CROSS-BORDER TRADE: RESPONSE TO THE CHALLENGES OF THE TIME

The article examines the main trends in the development of cross border electronic commerce in the context of the adopted international instruments. Special attention is paid to the role of customs authorities in ensuring effective and safe interaction of participants in foreign economic activity

Текст научной работы на тему «Международное сотрудничество в трансграничной торговле: ответ на вызовы времени»

УДК 339.924

международное сотрудничество в трансграничной торговле: ответ на вызовы времени

Маслова Жанна Николаевна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, главный научный сотрудник научно-исследовательского отдела, д. филол. н., доцент, e-mail: jnm@spbrta.ru

В статье рассматриваются основные тенденции развития трансграничной электронной торговли в контексте принятых международных документов. Особое внимание уделяется роли таможенных органов в обеспечении эффективного и безопасного взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности

Ключевые слова: электронная торговля; трансграничный экспорт; ВТамО; таможенные органы

INTERNATIONAL COOPERATION IN CROSS-BORDER TRADE: RESPONSE TO THE CHALLENGES OF THE TIME

Maslova Zhanna N.

Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Head Researcher of Research Department, Doctor of Philology, Docent, e-mail: jnm@spbrta.ru

The article examines the main trends in the development of cross-border electronic commerce in the context of the adopted international instruments. Special attention is paid to the role of customs authorities in ensuring effective and safe interaction of participants in foreign economic activity

Keywords: electronic trade; cross-border export; WCO; customs authorities

Для цитирования: Маслова Ж.Н. Международное сотрудничество в трансграничной торговле: ответ на вызовы времени // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2019. № 4 (72). С. 12-15.

Розничная электронная торговля в последние годы во всем мире связана с ростом числа сделок, совершаемых покупателями других стран через интернет-магазины. Этот тренд рассматривается как новый сегмент международной торговли и определяется понятиями «трансграничный экспорт», «cross-border trade». В связи с расширением трансграничной торговли перед государствами, таможенными органами, участниками рынка возникает вопрос о необходимости адаптироваться к новым условиям рынка. Одним из важных решений вопроса является актуализация международных практик.

В этом процессе выделяется несколько вех. Первая - совещание рабочей группы по электронной коммерции состоялось в Брюсселе (Бельгия) в сентябре 2016 г. В нем приняло участие 175 представителей таможенных служб, поставщиков экспресс-услуг, почтовых операторов, компаний-экспедиторов, компаний-посредников технологического обеспечения, операторов электронной коммерции, финансовых посредников, представителей научного сообщества. Обсуждавшиеся темы: электронные платформы, система электронных платежей, реформа НДС, стратегия единого цифрового рынка, вызовы в области электронной коммерции.

Вторая веха - Луксорская резолюция 2017 г. (07.12.17, г. Луксор, Египет), где были изложены руководящие принципы трансграничной электронной торговли, призванные помочь таможенным, государственным учреждениям, предприятиям и другим заинтересованным сторонам в понимании, координации и реагировании на возникающие проблемы. Принципы трансграничной электронной торговли представляют собой определенные меры и инструменты;

речь идет о передовых электронных данных, о системе управления рисками, содействии ведению торговых операций и их упрощению, безопасности и охране, сборе доходов, измерении и анализе данных, партнерских объединениях, об информировании общественности, информационно-пропагандистской деятельности и создании потенциала для развития данного направления, совершенствовании законодательной базы [1].

Третья веха - подписание соглашения ВТО по упрощению процедур торговли (СУПТ) в 2017 г., в котором возможность повышения эффективности прохождения таможенных процедур определяется применением информационно-коммуникационных технологий при упрощении процедур торговли.

Очевидна попытка данного международного сообщества обозначить в самом общем виде проблемные точки и возможные тенденции развития - в силу этого ряд понятий носит пока чисто декларативный характер. Результатом встреч и деятельности рабочих групп стал ряд основополагающих международных документов, которые закрепляют общий контекст и направление движения.

Любые меры принимались и принимаются в контексте роста электронной торговли, которая, по оценкам Европейской комиссии, прогнозировалась в розничной сфере (В2С) с 2 трлн долларов в 2016 г. до 4,5 трлн долларов к 2021 г., где 1 трлн долларов, по оценкам, - это объем трансграничной торговли. К 2022 г. рост потребителей на электронном рынке должен составить 2,2 млрд потребителей [2].

Обзор международных документов позволяет выделить основные вызовы времени и проблемы, стоящие перед государствами, это:

1) необходимость развития мер по содействию торговле;

2) комплексная проблема безопасности;

3) регулирование незаконных финансовых потоков;

4) налоговое сотрудничество бизнес-структур, государства и таможенных органов;

5) инструменты по измерению эффективности деятельности государственных структур и таможенных органов, а также и принятых мер.

Подробно остановимся на первых трех пунктах.

Международные документы отражают «общую» позицию государств, потому что в подписании СУПТ их участвовало более 100, Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли (SAFE, 2018г.) были единогласно приняты странами - членами ВТамО [3].

Участие в развитии международного и национального законодательства, регулирующего электронную торговлю, в том числе и в рамках таможенного законодательства, рассматривается как эффективный инструмент совершенствования условий для развития трансграничной торговли [4].

Рассмотрим, какую основу создают международные документы для решения ключевых вопросов:

1. Необходимость принятия мер по содействию торговле осознается всеми государствами. Одной из важных задач здесь является оптимизация таможенных платежей. В СУПТ также говорится о необходимости развития системы электронных платежей: «каждое государство-член должно, насколько это практически осуществимо, принять и обеспечивать выполнение процедур, предоставляющих возможность использовать электронный платеж для уплаты пошлин, налогов, сборов и комиссий, взимаемых таможней и понесенных вследствие импорта или экспорта» [5].

В России идет развитие национальных платежных систем. Понятие «трансграничный перевод денежных средств» закреплено законодательно: «Перевод денежных средств, при осуществлении которого плательщик либо получатель средств находится за пределами Российской Федерации, и (или) перевод денежных средств, при осуществлении которого плательщика или получателя средств обслуживает иностранный центральный (национальный) банк или иностранный банк» закреплено в ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» [6].

Так как покупатели все активнее перемещаются в интернет, то неизбежно развиваются новые формы платежей, например оплата по QR-кодам. Эта технология направлена на сближение интернет-торговли с розничной торговлей и позволяет покупателям проще оплачивать товары, а продавцам экономить на эквайринге и терминалах. В России данную систему ЦБ начал тестировать с 30.08.2-19 [7].

В Рамочных стандартах безопасности и упрощения процедур международной торговли ВТамО

содержатся рекомендации правительствам по разработке договоренностей и протоколы о сотрудничестве между ведомствами, которые задействованы в Правилах международной торговли и обеспечения безопасности (п. 5. Комплексное управление границей, п. 5.1 Координация правительственных ведомств) [8].

Правительствам следует работать с собственными ведомствами и частным сектором, а также с другими правительствами в направлении совершенствования условий трансграничной торговли, чтобы разработать механизмы, планы и процессы, направленные на максимизацию непрерывности и возобновления торговой деятельности как в случае разрыва международной цепи поставок, так и в рамках этой цепи (п. 6. Непрерывность и возобновление торговой деятельности) [9].

Работа правительств по урегулированию отношений между структурами государственного управления и бизнес-структурами сегодня осложняется рядом факторов, которые стали следствием развития электронных технологий.

В отрасль электронной торговли привлекаются большие инвестиции, поэтому грань между отечественным бизнесом и международным становится нечеткой. В 2018-2019 гг. В России было заключено несколько крупных сделок. Так, компании «МегаФон», Mail.Ru Group, Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) и Alibaba Group официально объявили о создании совместного предприятия. Его стоимость оценивается в 2 млрд долл. В него войдут активы Alibaba в России и ее трансграничные операции, а также принадлежащий Mail.Ru Group маркетплейс Pandao. «МегаФон» получил 24 % объединенной платформы, Mail.Ru Group -15, РФПИ - 13, Alibaba Group - 48 %, кроме того, китайская компания стала владельцем 10 % акций Mail.Ru Group 2 [1, с. 109].

Такие корпорации обладают мощными ресурсами, они способны применять аналитические процессы обработки данных при внедрении новых инструментов и методов продаж. В последнее время выделяется тенденция перехода к сбыту товаров через торговые площадки. Например, в 2018 г. в России был запущен сервис Bringly, реализующий поддержку связи с популярными поставщиками, что позволяет обеспечить доступ к товарам, предлагаемым к продаже другими торговыми фирмами [1, с. 109]. Глобализация бизнеса позволяет корпорациям накапливать большие объемы данных о своих клиентах. В настоящее время, благодаря развитию «интернета вещей», осведомленность корпораций сопоставима с осведомленностью государственных систем.

Государственные и деловые интересы тесно соприкасаются и в области логистики. Развитие новых форм торговли приводит к развитию омниканаль-ности, когда при осмотре, заказе, получении товара могут использоваться разные каналы. Например, заказать товар можно на сайте, а получить его через

курьера. Сотрудничество государства и бизнеса связано с решением проблем логистики. Так, сроки доставки товара по России, в отличие от Китая, исчисляются днями.

По мнению некоторых экспертов, развитию технологических инструментов трансграничной торговли препятствует несовершенство инфраструктуры и отсутствие целевой государственной поддержки: «Проникновение технологий в России невысокое. Даже проникновение интернета - только 75 % (при китайском показателе почти в 100 %)... В отличие от России, в Китае развитие искусственного интеллекта поддерживается на уровне государства и заявлено в качестве национального приоритета» [9].

2. Решение проблем безопасности во многом зависит от степени доверия между участниками трансграничной торговли. В Рамочных стандартах ВТамО заложен принцип «двух опор», речь идет о «системе соглашений между таможенными администрациями и партнерских отношениях между таможенными службами и предпринимательским сообществом» [8, с. 3]. В Рамочных стандартах устанавливаются критерии, в соответствии с которыми компании, участвующие в цепи поставок товаров, могут получить специальный статус партнера по поддержанию безопасности. Согласно идеологии данного документа все таможенные администрации должны устанавливать партнерские отношения с частным сектором, чтобы вовлечь его в работу по обеспечению безопасного и надежного функционирования международной цепи поставок товаров.

Основной акцент в рамках «опоры на предпринимательское сообщество» делается на создание международной системы определения тех частных компаний, которые обеспечивают высокую степень гарантий безопасности, касающихся их роли в цепи поставок товаров. Эти бизнес-партнеры должны получать ощутимые выгоды от такого партнерства в форме ускорения таможенного оформления товаров и других мер. Системы, создаваемые по «опоре» «таможня-бизнес» должны основываться на аккредитации по критериям качества таможенных операций.

На практике растущее доверие между таможенными органами и бизнесом должно привести к большей безопасности и снижению издержек предпринимателей. Иллюстрацией к данному тезису могут служить мероприятия по реформированию, которые реализуются в Северо-Западном таможенном управлении на территории России в соответствии с «дорожной картой», утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 09.01.2018 № 2. Как следует из «дорожной карты», концентрация декларационного массива в электронных таможнях и центрах электронного декларирования (ЦЭД) призвана существенно снизить издержки участников внешнеэкономической деятельности. При этом добросовестный бизнес в конечном итоге получит комфортную среду для оформления перемещаемых

через границу товаров, а у таможенных органов появится реальная возможность для снижения коррупционных рисков.

3. Необходимость влияния на регулирование финансовых потоков и пресечения незаконных финансовых потоков остро стоит перед государствами и таможенными органами. Основной объем товара на сегодняшний день поступает из Китая в Россию через Почту России. Общей проблемой является то, что страны-получатели не взимают многие налоги.

По словам первого заместителя ФТС РФ Р.В. Давыдова: «Евросоюз теряет по ввозному НДС ежегодно более 5 млрд евро, при том что у них порог беспошлинного ввоза всего 22 евро» [1, с. 113]. Ситуация затрудняется сложностью администрирования и начисления НДС при большом проходящем объеме товара.

Регулирование торговли в этом отношении идет по пути уменьшения стоимости беспошлинного заказа. До 2018 г. россияне могли заказывать товары из-за рубежа на сумму 1000 евро (до 31 кг) без уплаты пошлин. В 2018 г. страны ЕАЭС согласовали единые пороги беспошлинной интернет-торговли. С 1 января 2019 г. беспошлинный порог снижен до 500 евро, а с 2020 г. он составил 200 евро [1, с. 114]. С 1 января 2020 г. за покупки, стоимостью выше 200 евро, нужно заплатить пошлину в размере 15 % от стоимости товара, но не менее 2 евро за килограмм веса.

В ответ на такие меры клиенты стали разбивать посылки на несколько частей. В почтовых отделениях с 1 января было принято в полтора раза больше международной почты, чем в прошлом году в этот же период: всего пришло 1,5 миллиона посылок [10].

Некоторые представители таможенных органов утверждают, что «стали платить меньше, потому что правила изменились. Поскольку сейчас оценивается каждая посылка, то стало меньше посылок, на которые оформляем таможенные пошлины» [10]. Другие должностные лица, подтверждая рост числа отправлений, утверждают, что практически все бандероли проверяются на соответствие указанной цены. Каждое международное почтовое отправление проверяется на предмет достоверности содержимого и определение его стоимости.

Изменения в тарифах влияют и на продавцов. По некоторым свидетельствам снижение порога беспошлинного ввоза товаров повлекло увеличение цен в китайских интернет-магазинах [11].

Взгляд на тенденции развития трансграничной торговли в контексте международных документов показывает, что в международном законодательстве определяются общие черты взаимодействия. За рамками остается множество практических вопросов, поэтому в данной области открывается широкое поле взаимодействия для представителей государственных структур, таможенных органов, предпринимателей.

Библиографический список:

1. Гаврюшин О.Ю. Новые направления развития трансграничной электронной торговли // Российский внешнеэкономический вестник. 2019. № 6. С. 107-117.

2. URL: https://www.carecprogram.org/uploads/01-Keynote-Address-WCO-Framework-of-Standards-on-Cross-Border-E-Commerce-ru.pdf

3. Татаева И.Ю., Бабаш Е.В., Михайлович С.И. Развитие положений Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур // Молодой ученый. 2019. № 11. С. 106-108. URL https:// moluch.ru/archive/249/57218/ (дата обращения: 26.01.2020).

4. Сомов Ю.И., Ткаченко И.Е. Деятельность таможенных органов в условиях расширения электронной трансграничной торговли // Предпринимательство и право. Информационно-аналитический портал URL: http://lexandbusiness.ru/view-article. php?id=8253

5. Соглашение об упрощении процедур торговли. Протокол о внесении изменений в Марракешское

соглашение об учреждении Всемирной торговой организации // КонсорциумКодекс. URL: http://docs. cntd.ru/document/542600777

6. Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О национальной платежной системе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020). URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_115625/

7. URL: https://www.rbc.ru/finances/08/05/2019/5cd14483 9a7947c84d34f3a9

8. Рамочные стандарты безопасности и упрощения процедур международной торговли ВТамО (Рамочные стандарты безопасности) // Практическое руководство по упрощению процедур торговли. URL: http://tfig.unece.org/RUS/contents/wco-safe.htm

9. Скуров А. Что не так с российским e-commerce. Пять китайских уроков // Форбс. URL: https:// yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fwww.forbes. ru%2Fbiznes%2F383051-chto-ne-tak-s-rossiyskim-e-commerce-pyat-kitayskih-urokov

10. URL: https://momenty.org/city/7090

11. URL: http://asn24.ru/news/society/72364/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.