Модели взимания налогов и иных платежей в рамках трансграничной электронной торговли
И.П. Кабанов, УДК 336.227 : [339.5:004]
Евразийская экономическая комиссия, Департамент ЕБК 65.264.4- : [65.428:32.93]
торговой политики, отдел системных условий секторального К-120 сотрудничества - советник
Аннотация
В статье рассматривается мировая практика регулирования взимания налоговой и иных платежей в рамках трансграничной электронной торговли товарами, как в сегменте B2C, так и в сегменте B2B. В частности, проводится анализ особенностей взимания налогов и иных платежей с учетом специфики трансграничной электронной торговли, а также исследуются ключевые модели взимания налогов и иных платежей, а именно модели взимания с конечного получателя, с иностранных интернет-магазинов и с компаний-посредников. Отдельное внимание уделяется вопросам взаимодействия с иностранными торговыми интернет-площадками, такими как Aliexpress (Alibaba), eBay, Amazon. Осуществляется оценка рисков применения различных моделей в Российской Федерации, а также высказываются предложения по наиболее оптимальной модели для внедрения в России.
Ключевые слова: электронная торговля, налогообложение, пошлины, потребители, интернет торговые-площадки, беспошлинный ввоз, почтовые отправление, ЕАЭС, КНР, США, Alibaba, eBay, Amazon, логистические операторы, банки, платежные системы.
I.P. Kabanov,
Eurasian Economic Commission, Trade Policy Department, Bureau of the sectoral cooperation systemic conditions - advisor
Models of tax and other payments collection in cross-border electronic commerce
Abstract
The article examines the world practices of regulating the collection of taxes and other payments in the framework of cross-border electronic trade in goods, both in B2C and B2B segments. In particular, the peculiarities of tax and other payments collection are analyzed, given the specifics of cross-border electronic commerce. Key models of levying taxes and other payments, viz. the collection models from the final recipient, from foreign online shops and from intermediary companies, are examined. Particular attention is paid to the issues of interaction with international online marketplaces such as Aliexpress (Alibaba), eBay, Amazon. Risk assessments of the application of various models in Russia are carried out, and the most optimal model for implementation in Russia is suggested.
Keywords: E-commerce, taxation, duties, consumers, online trading platforms, duty-free importation, postal items, EAEU, China, USA, Alibaba, eBay, Amazon, logistics operators, banks, payment systems.
^ 56
Российский внешнеэкономический вестник
10 - 2017
В последнее время рынок трансграничной электронной торговли в сегменте В2С (business to consumer) Российской Федерации показывает крайне высокие темпы роста. Так, согласно исследованиям компании Яндекс, в 2016 г. 57% от всех покупателей совершали покупки на китайских интернет магазинах, а еще 21% совершали покупки в интернет-магазинах, территориально расположенных в США или странах Европейского союза (ЕС). Суммарный объем такой торговли по предварительным оценкам в 2016 году составил 920 млрд рублей1.
По существующей оценке2 объем такой торговли будет постоянно увеличиваться и причин для этого несколько. Во-первых, товары на иностранных интернет-магазинах обладают по сравнению с национальными интернет-магазинами более низкой ценой и более широким ассортиментом, а фактор времени доставки не является критически важным для покупателей не премиального ценового сегмента. Во-вторых, иностранные интернет-магазины практически освобождены от уплаты налогов, в частности НДС, что позволяет им проводить гибкую ценовую политику и переносить высвободившуюся прибыль на сокращение логистических и таможенных издержек. Кроме того, по мнению А.В. Корня, необходимость совершенствования моделей налогового контроля над трансграничной электронной торговлей определяют следующие признаки такого вида торговли3:
□ экстерриториальность коммерческой сделки;
□ нематериальное представительство;
□ анонимность коммерческой сделки;
□ анонимность покупателя.
В связи со сложившейся ситуацией многие государства ищут способы сбалансировать торговлю в пользу национальных онлайн и оффлайн магазинов, а также скомпенсировать выпадающие доходы бюджета и снизить риски отмывания денег. При этом стоит учитывать, что во различных странах система взимания различных налогов, таких как налог на добавленную стоимость, налог с продаж, налог на товары и услуги, налог на покупки, построена вокруг традиционных моделей ведения бизнеса. Поэтому последнее время расширяется дискуссия о необходимости адаптации существующих моделей сбора налогов к активно развивающейся электронной торговле, в частности трансграничной. Так, по оценке ОЭСР, проведенной в 2014-2015 годах, вопрос о реформировании или внесении в налоговое
1 Влияние трансграничной торговли на российской рынок e-commerce, Ассоциация компаний интернет торговли, 2017, Ресурс доступа: http://www.akit.ru/влияние-трансграничной-торговли-на-р/
2 Worldwide Retail E-commerce Sales: The eMarketer Forecast for 2016, E-Market-er, New York, 2016, Ресурс доступа: http://totalaccess.emarketer.com/Reports/Viewer. aspx?R=2001849&ecid=MX1371
3 Корень А.В. Налогообложение субъектов электронной коммерции: проблемы и перспективы, Монография, ВГУЭС, Владивосток, 2010. - 176 с.
10 - 2017
Российский внешнеэкономический вестник
57 Q
регулирование поправок, касающихся трансграничной электронной торговли, рассматривается в большинстве стран-участников данной организации.
Исключением не является Российская Федерация, в которой с 2016 года активно идёт дискуссия о возможности налогообложения покупок в иностранных интернет-магазинах. Так, в июле 2016 года Ассоциация компаний интернет-торговли (далее - АКИТ) на рабочей группе при администрации президента России по интернет-торговли поднимала вопрос о том, что иностранные площадки, торгующие через Интернет, должны, аналогично российским компаниям, уплачивать 18% НДС. Основным подходом должна стать постановка на налоговый учёт, аналогично тому, как это реализовано в отношении компаний, продающих на территории России цифровые товары4 и услуги5.
Фактически модель может выглядеть следующим образом. Иностранный продавец регистрируется, как налогоплательщик, на сайте Федеральной налоговой службы. После оплаты покупателем товара на иностранной торговой площадке, продавец (физическое или юридическое лицо) формирует международное почтовое отправление и отсылает его в Российскую Федерацию. Далее посылка при поступлении на территорию оформляется Федеральной таможенной службой и передаётся для дальнейшей доставки адресату в почту России. В отделении почты России, покупатель после идентификации его по паспорту, получает посылку, а Почта России в свою очередь извещает ФТС, ФНС, а также иностранного почтового оператора о получении покупателем посылки. После этого компания осуществляет платеж налога.
Данный подход вызывает ряд вопросов у представителей Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ). В частности высказываются мнения о том, что вся финансовая нагрузка по уплате налога ляжет на покупателя, и кроме того, затраты на администрирование данного налога со стороны государства могут оказаться намного больше объемов пополнения бюджета. Представители eBay выражали непонимание о том, какими образом можно ввести налог для сотен тысяч продавцов на eBay, так как они уже платят налоги по месту регистрации6.
На сегодняшний день в России обсуждается только один вариант взимания налогов и иных платежей в рамках трансграничной электронной торговли, хотя в настоящее время уже существует несколько способов балансировки трансграничной электронной торговли в пользу национальных компаний, в частности:
□ С конечного получателя;
□ С иностранных интернет-магазинов;
□ С посредников.
4 Программное обеспечение, аудиозаписи, видеопродукция, книги и т.д.
5 Федеральный закон Российской Федерации от 3 июля 2016 года №244-ФЗ «О внесении изменений в части первой и второй Налогового Кодекса Российской Федерации», «Российская газета», N 146, 06.07.2016
6 Новые штрихи к налогам, Газета КоммерсантЪ, 2016, Ресурс доступа: https://www. kommersant.ru/doc/3124721
^ 58
Российский внешнеэкономический вестник
10 - 2017
ВЗИМАНИЕ НАЛОГОВ И ИНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ С КОНЕЧНОГО ПОЛУЧАТЕЛЯ
Традиционным механизмом определения объемов налогов и иных платежей, которые подлежат выплате конечным получателем товара из иностранного интернет-магазина, является фиксирование пороговых величин беспошлинного ввоза товаров для личного пользования в международных почтовых отправлениях (далее - МПО).
В настоящее время страны можно разделить на несколько групп по значению норм беспошлинного ввоза в почтовых отправлениях.
К первой группе относятся страны, в которых такие нормы отсутствуют, и вся ввозимая продукция в почтовых отправлениях облагается таможенной пошлинной. К таким странам относятся Китай, Индия, Аргентина, Бразилия и Объединённые Арабские Эмираты. Ко второй группе относятся страны, в которых устанавливаются нормы беспошлинного ввоза от 1 до 100 евро. К таким странам относятся Канада (14 евро), Таиланд (23 евро).
В третью группу выделяются государства-члены ЕС. В ЕС применяется двухступенчатая система определения норм ввоза. Так, минимальный порог, в пределах которого не взимаются никакие дополнительные платежи, колеблется от 17 до 22 евро, в зависимости от государства-члена. При превышении вышеуказанного порога с ввозимых товаров для личного пользования начинает взиматься НДС, устанавливаемый отдельно каждым государством-членом ЕС. В случае если таможенная стоимость ввозимого товара превышает 150 Евро, то товар облагается установленной таможенной пошлиной.
В четвертую группу можно выделить страны, которые не являются государствами-членами ЕС и у которых норма беспошлинного ввоза превышает 100 евро, среди которых и находятся 3 из 5 государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), включая Российскую Федерацию. Такая существенная разница в пороговых величинах связана в целом с развитостью трансграничной электронной торговли в стране, действующей фискальной политикой и стремлением поддержать национального ритейлера, который зачастую вынужден закладывать в конечную стоимость товара больший объем издержек, чем иностранный интернет-магазин.
В настоящее время в ЕАЭС нормы беспошлинного ввоза товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях и доставляемых перевозчиками определяются главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза7 и Соглашением о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совер-
7 Таможенный кодекс Таможенного Союза, Евразийская экономическая комиссия, 2009, «Собрание законодательства РФ», 13.12.2010, N 50, ст. 6615»
10 - 2017
Российский внешнеэкономический вестник
59 ^
шения таможенных операций, связанных с их выпуском8. В частности, установлены беспошлинные нормы ввоза в размере 1000 евро, или 31 килограмм.
При этом дополнительно определено, что законодательством государства-члена Таможенного союза могут устанавливаться более жесткие нормы ввоза товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей. Данным правом воспользовалась Республика Беларусь и Республика Армения.
Таможенный Кодекс ЕАЭС, который вступит в силу с 1 января 2018 года, внесёт существенные коррективы в сложившуюся ситуацию. В частности, определение единых ставок таможенных пошлин и налогов, в зависимости от категорий товаров для личного пользования, стоимостных, весовых и (или) количественных норм и способа ввоза товаров для личного пользования на таможенную территорию Союза, а также категорий товаров для личного пользования, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины и налоги , было передано на наднациональный уровень9.
В развитие данной нормы на общественном обсуждении находится проект решения Совета ЕЭК10 об определении вышеуказанных таможенных пошлин и налогов. В частности предполагается поэтапное снижение норматива беспошлинного ввоза. Предлагается следующая этапность снижения норматива беспошлинного ввоза в МПО:
□ по 31 декабря 2018 года включительно - стоимость не превышает сумму, эквивалентную 1000 евро;
□ с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года включительно - стоимость не превышает сумму, эквивалентную 500 евро,
□ с 1 января 2020 года - стоимость не превышает сумму, эквивалентную 200 евро.
Параллельно с этим предполагается изменить ставку единого таможенного платежа, если до 2019 года предполагается осуществлять платеж по единой ставке 30 процентов от их стоимости, но не менее 4 евро за 1 килограмм веса в части превышения стоимостной и (или) весовой нормы ввоза, то после 1 января 2019 года он будет взиматься по единой ставке 15 процентов от их стоимости, но не менее 2
8 Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, Евразийская экономическая комиссия, 2010, Ресурс доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/tam_sotr/departament/transferenceProduct/ Pages/default.aspx
9 Статья 266, Таможенный Кодекс ЕАЭС, Евразийская экономическая комиссия, 2017, ресурс доступа: http://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01413569/itia_12042017
10 Проект решения Совета ЕЭК. «О применении таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования», Правовой портал ЕАЭС, Евразийская экономическая комиссия, 2017, Ресурс доступа: https://docs.eaeunion.org/pd/ru-ru/0101750/ pd_04052017
^ 60
Российский внешнеэкономический вестник
10 - 2017
евро за 1 килограмм веса брутто международного почтового отправления в части превышения стоимостной и (или) весовой нормы ввоза.
Таким образом, модель взимания платы с конечного потребителя будет реали-зовываться для физических лиц, приобретающих товары, стоимостью 200 евро, таких как мобильные телефоны, «умные часы», одежду и обувь премиум класса.
ВЗИМАНИЕ НАЛОГОВ И ИНЫХ С ИНОСТРАННЫХ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНОВ
В рамках данной модели, иностранные интернет-магазины должны будут зарегистрироваться или получить налоговый идентификатор, и уплачивать налоги с продажи товаров, как обычных, так и цифровых, а также поставляемых услуг, в стране, куда направлен импорт товара. Главной задачей является создание системы, которая будет позволять в крайне упрощенной форме регистрироваться в стране-импортере без дополнительного учреждения юридического лица, а также в электронной форме осуществлять выплату налогов.
Подобная модель наиболее подходящая для взимания платежей с компаний или крупных поставщиков услуг, цифровых и обычных товаров, таких как Google в рамках системы Google Play Market, Apple в рамках системы iStore или Valve в рамках системы Steam. Кроме того, данная модель может быть реализована для взимания платы с консолидированных интернет-магазинов, таких как JD.com (КНР) или Amazon (США). В случае, если компания выступает как посредник, что в целом характерно для крупнейших иностранных компаний, таких как Alibaba или Amazon, то данный механизм не будет оказывать никакого положительного влияния. Это в первую очередь будет связано с тем, что продавцами являются физические лица, индивидуальные предприниматели или же малые предприниматели, а отправителем является Alibaba и Amazon, что существенно затруднит определение финансовой базы для последующих выплат в бюджет.
На пространстве СНГ подобные меры уже предполагается ввести в Казахстане и Азербайджане. В частности, в Республике Казахстан иностранные интернет-магазины и физические лица, торгующие онлайн на рынке Казахстана, должны будут зарегистрироваться как местные юридические лица и платить НДС11.
В Российской Федерации подобная схема взимания платежей была реализована только для интернет-магазинов, продающих цифровые товары и услуги, таких как Google Play Market и App Store (Apple). Так, с 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 244-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Указанным законом устанавливаются особенности постановки на учет в налоговом органе ино-
11 Планы АКИТ по введению НДС для кросс-бордерной онлайн-торговли поддержали власти Казахстана, Журнал «Retail and Loyalty", 2016, ресурс доступа: http://www. retail-loyalty.org/news/plany-akit-po-vvedeniyu-nds-dlya-kross-bordernoy-onlayn-torgovli-podderzhali-vlasti-kazakhstana/
10 - 2017
Российский внешнеэкономический вестник
61 Q
странных компаний, реализующих электронные услуги. В частности, оказанием услуг в электронной форме признается оказание услуг через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через Интернет, что фактически требует от иностранных компаний включать в стоимость своих цифровых товаров и услуг российский НДС. Обозначен также перечень таких услуг, к которым, в частности, относятся:
□ предоставление прав на использование компьютерных программ и игр;
□ оказание рекламных услуг в Интернете;
□ оказание услуг по размещению предложений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети «Интернет»;
□ предоставление прав на использование электронных книг (изданий) и других электронных публикаций (фото, видео, аудио), и др.
Подход аналогичный российскому, был применен в Азербайджане. Согласно поправкам в Налоговый кодекс и закон «Об электронной торговле», с 1 января 2017 года операции по оплате зарубежных онлайн услуг и работ облагаются НДС, операции по переводу денег на счета в зарубежных электронных кошельках - 10% налогом с источника выплаты. Ставка НДС в Азербайджане составляет 18%12.
При этом отдельным вопросом станет применение положений соглашений об избежании двойного налогообложения. Такие Соглашения существуют уже между Россией и КНР, США и практически всеми странами Европейского Союза. В случае если Соглашение распространяется на уплату НДС, то компания, уплатив налог в своей стране, может получить освобождение от НДС в стране. В настоящее время такие соглашения распространяются только на прямые налоги, но при этом не стоит исключать вероятность того, что в будущем в сферу охвата будут включены и косвенные налоги.
ВЗИМАНИЕ НАЛОГОВ И ИНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ С КОМПАНИЙ-ПОСРЕДНИКОВ
Данная модель наиболее эффективна для взимания налогов и сборов с вышеуказанных компаний, то есть мелких продавцов, которые пользуются услугами посредников. При этом в качестве посредников могут выступать не только крупные торговые интернет-площадки, то и почтовые/логистические операторы, или же финансовые посредники. При этом система взимания налогов через таких посредников будет существенно различаться в зависимости от их типа.
1. Почтовые операторы, логистические компании или же экспресс-перевозчики (например FedEx, DHL, Почта России, China Post и т.д.)
Почтовые операторы зачастую не имеют детальной информации об отправителе или получателе, а также о содержании почтового отправления. В связи с этим
12 Налоги на e-торговлю в Азербайджане будут начисляться с 1 января 2017, Интерфакс-Азербайджан, 2017, ресурс доступа: http://interfax.az/view/692953
^ 62
Российский внешнеэкономический вестник
10 - 2017
их участие в качестве агентов по сбору и уплате налогов или платежей потребует существенного изменения ими их системы сбора и обработки данных, их анализа и передачи информации и платежей в фискальные органы. Другой проблемой является то, что коммерческие соглашения об оказания услуг доставки носят достаточно общий характер и зачастую не предусматривают каких-либо положений, предусматривающих взаимодействие с государственными органами. Зачастую такие соглашения предусматривают исключительно обязательство доставить посылку адресату.
В более выгодном положении находятся крупные экспресс-перевозчики или почтовые компании, которые уже собирают детальную информацию об отправителе и получателе с целью осуществления таможенного декларирования и последующей уплаты таможенных пошлин и сборов. При этом многие такие компании указывают, что оплата налогов потребует детальной доработки существующих систем обмена информации.
Подобная модель уже применяется в Грузии13. Почтовые операторы должны получить в налоговой службе Грузии одобрение о включении в специальный классификатор и присвоении статуса компании по перевозкам, основной деятельностью которой является перевозка посылок. Всего на текущий момент 42 почтовых перевозчика имеют официальный статус.
Для получения такого статуса компании требуется предоставить договоры с фирмами-отправителями, договор с таможенным терминалом, предоставить сведения о найме операторов, которые заполняют таможенную декларацию, и о создании инфраструктуры, где будет осуществлять сканирование и сортировка посылок.
Перевозчик почтовых посылок ввозимых на территорию Грузии сортирует и готовит информацию для передачи таможенным и фискальным органам в виде трех перечней:
□ посылки, подлежащие декларированию (стоимость товара свыше 150 долл. и вес свыше 30 кг.);
□ посылки, не подлежащие декларированию (стоимость товара ниже 150 долл. и вес ниже 30 кг.);
□ посылки, стоимость которых не определена (товары, которым необходимо пройти процедуру оценки стоимости и определения веса).
Кроме того, перевозчик маркирует специальным штрих-кодом посылки и на таможенном пункте пропуска предоставляет их таможенным органам Грузии вме-
13 Распоряжение Министра финансов Грузии №290 «Об утверждении инструкции о перемещении и оформлении товаров на таможенной территории Грузии»,
Распоряжение Начальника налоговой службы №12858 «О проведении процедур в связи с ввозом товара на территорию Грузии/с вывозом товара с таможенной территории Грузии и их декларированием»
10 - 2017
Российский внешнеэкономический вестник
63 ^
сте с вышеуказанными реестрами. На таможенном пункте пропуска с помощью системы сканирования на посылке считывается штрих-код и сравнивается с предоставленным списком посылок. После проведения процедуры оценки товара, таможенные службы могут выдать предписание о необходимости уплаты налогов или таможенных платежей, агентом взимания которых становится почтовый оператор или логистическая компания.
2. Площадки электронной торговли или компании-посредники (Aliexpress. eBay)
Некоторые крупные платформы электронной торговли, в частности Aliexpress и eBay, в настоящее время пытаются разработать систему автоматической уплаты налогов и таможенных платежей. Основными плательщиками могут выступать либо сами покупатели, либо малые и средние предприятия, которые размещаются на данной интернет-площадке.
В случае если взимание налогов или таможенных платежей производится с покупателя, то оно происходит на моменте оплаты покупки, когда к итоговой сумме заказе, прикрепляется дополнительный платеж. Если же плательщиком является продавец, который осуществил листинг на электронной торговой платформе, то такая платформа, являясь оператором получения и распределения платежей, удерживает требуемую сумму из объема финансовых средств, переведенных покупателем денежных средств за покупку.
В дальнейшем указанные средства переводятся фискальным или таможенным органам государства, где располагается покупатель товара. Использование подобной системы напрямую связано с наличием интегрированного в систему торговой площадки механизма обеспечения логистики, хранения и таможенного декларирования.
В настоящее время такая система действует в рамках компании Alibaba Group под названием «One touch»14. OneTouch, это обслуживающая компания, которая предлагает связанную цепочку услуг, среди которых услуги таможенной очистки, логистики, финансов, налоговых возвратов (импорт и экспорт) и другие сопутствующие услуги, и является уполномоченным экономическим оператором КНР.
С 2013 года данная компания интегрирована с таможенными и налоговыми службами КНР, что позволяет удерживать необходимые выплаты у продавца и в течение 20 дней направлять их в соответствующие органы как КНР. В настоящее время Alibaba Group ведет переговоры с рядом иностранных государств, с целью возможности подключения системы OneTouch к системам таможенных и налоговых органов данных стран с целью упрощения таможенного декларирования, ввоза и уплаты различных платежей.
14 A new approach to e-commerce customs control in China: integrated supply chain - a practical application towards large-scale data pipeline implementation, Rong Hu, Yao Hua Tan, Frank Heijimann, World customs journal, Volume 10, №2, September 2016, p. 38-43
^ 64
Российский внешнеэкономический вестник
10 - 2017
3. Финансовые посредники (PayPal, Visa, MasterCard и т.д.)
Одной из новых моделей взимания налогов и иных платежей в рамках трансграничной электронной торговли является привлечения к данному процессу финансовых посредников, таких как поставщики услуг онлайн-платежей. Данная модель является привлекательной, так как практически весь объем платежей проходит через такие системы. При этом существуют сомнения в её возможности её технической реализации. Это связано с тем, что информация, которой обладают такие финансовые посредники, такие как банки или операторы платежных систем, в основном ограничена информацией, необходимой для подтверждения подлинности кредитной карточки или же наличия достаточных средств на счете для проведения платежа.
Также финансовые операторы, даже если они будут собирать более детальную информацию о продавцах и покупателях, столкнутся с проблемой недостаточности информации для проведения налогового или таможенного платежа из-за отсутствия сведений о природе товара или же применяемых налоговых ставках. По состоянию на текущий момент только компания PayPal объявила о разработке подобной системе15, но при этом никакие конкретные сведения не были озвучены.
Таким образом, применение каждой из вышеприведенных моделей несет в себе как положительные, так и негативные моменты. Основными позитивными моментами является возможный рост отчислений в бюджет Российской Федерации и выравнивание режима торговли цифровыми и физическими товарами для российских и иностранных поставщиков.
Негативными моментами станут:
а) увеличение финансовой нагрузки на иностранных поставщиков цифровых товаров и услуг, которая будет в итоге перенесена на потребителя;
б) рост государственных расходов на администрирование сбора налогов и иных платежей;
в) возможное усложнение процедуры заключения договоров об оказании транс-портно-логистических услуг/услуг доставки при применении модели сбора с почтовых операторов, логистических компаний или же экспресс-перевозчиков;
г) необходимость модификации таможенной системы для учета товаров, за которые уже был внесен платеж, и которая как следствие подлежат выпуску;
д) усиление контроля со стороны правоохранительных органов для предупреждения незаконных операций связанных с отмыванием денег.
В связи с этим, внедрение одной из вышеприведенных моделей в Российской Федерации, потребует проведения всесторонней оценки рисков и проведения эко-
15 Calculate sales tax automatically, PayPal development, 2017, ресурс доступа: https://developer.paypal.com/docs/classic/paypal-payments-standard/integration-guide/ ProfileAndTools/#calculate-sales-tax-automatically
10 - 2017
Российский внешнеэкономический вестник
65 Q
нометрического моделирования для избегания негативных последствий, как для государства, так и для конечных потребителей, которыми в основном являются физические лица.
При этом наибольший интерес представляет собой взимание налогов и интернет платежей через иностранные магазины или иностранные торговые площадки (компании-посредники). Для этого необходимо законодательно зафиксировать требование, чтобы юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, занимающийся трансграничной электронной торговлей на территорию Российской Федерации из государств, не входящих в ЕАЭС, должны учредить на территории Российской Федерации юридическое лицо или филиал, который будет выполнять функции налогового агента.
Следующим шагом должно стать выявление налоговой базы для определения суммы налога, подлежащего к уплате. В случае если отправка идёт из иностранного интернет-магазина, то «Почта России» или иной почтовый оператор, можно фиксировать отправителя посылки и указанную стоимость международного почтового отправления.
С другой стороны, большую сложность представляет учет посылок, которые были приобретены на иностранных интернет-площадках. Несмотря на то что оплата была переведена на счёт интернет-площадки, отправка посылки осуществляется непосредственно владельцем магазина. В настоящее время вопрос учёта посылок урегулирован с Aliexpress. Так, с 2017 года Aliexpress по соглашению с Почтой России маркирует специальным штрих-кодом все посылки, направляемые в Российскую Федерацию16. Это позволит в ближайшем будущем производить учёт и начислять Aliexpress, как получателю финансовых средств, сумму налога подлежащую уплате. Необходимо также привлечь и других частных почтовых операторов к заключению аналогичных соглашений с Aliexpress. Также подобные соглашения должны быть заключены между российскими почтовыми операторами и иными интернет-площадками, такими как eBay.
Результатом таких действий должна стать нормализация уровня конкуренции между российскими интернет-магазинами и иностранными, пополнение государственного бюджета в условиях экономического кризиса, а так же совершенствование налогового законодательства с учетом изменяющих форматов международной торговли современности.
БИБЛИОГРАФИЯ:
Проект решения Совета ЕЭК. «О применении таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования», Евразийская экономическая комиссия, 2017,
16 Штрих на всё, Российская газета, 2017, Ресурс доступа: https://rg.ru/2017/08/10/aliex-press-vvel-obiazatelnuiu-markirovku-posylok-v-rossiiu.html
^ 66
Российский внешнеэкономический вестник
10 - 2017
ресурс доступа: https://docs.eaeunion.org/pd/ru-ru/0101750/pd_04052017 (Proekt reshenija Soveta EJeK. «О primenenii tamozhennyh poshlin, nalogov v otnoshenii tovarov dlja lichnogo pol'zovanija», Evrazijskaja jekonomicheskaja komissija, 2017, resurs dostupa)
Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском от 18 июня 2010 года, Ресурс доступа: http://www. eurasiancommission.org/ru/act/tam_sotr/departament/transferenceProduct/Pages/default.aspx (Soglashenie o porjadke peremeshhenija fizicheskimi licami tovarov dlja lichnogo pol'zovanija cherez tamozhennuju granicu Tamozhennogo sojuza i sovershenija tamozhennyh operacij, svjazannyh s ih vypuskom ot 18 ijunja 2010 goda, Resurs dostupa)
Таможенный Кодекс ЕАЭС от 11 апреля 2017 года, ресурс доступа: http://docs.eaeunion. org/docs/ru-ru/01413569/itia_12042017 (Tamozhennyj Kodeks EAJeS ot 11 aprelja 2017 goda, resurs dostupa)
Таможенный кодекс Таможенного Союза от 27 ноября 2011 года, «Собрание законодательства РФ», 13.12.2010, N 50, ст. 6615» (Tamozhennyj kodeks Tamozhennogo Sojuza ot 27 nojabrja 2011 goda, «Sobranie zakonodatel'stva RF», 13.12.2010, N 50, st. 6615»)
Федеральный закон Российской Федерации от 3 июля 2016 года №244-ФЗ «О внесении изменений в части первой и второй Налогового Кодекса Российской Федерации», «Российская газета», N 146, 06.07.2016 (Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 3 ijulja 2016 goda №244-FZ «О vnesenii izmenenij v chasti pervoj i vtoroj Nalogovogo Kodeksa Rossijskoj Federacii», «Rossijskaja gazeta», N 146, 06.07.2016)
A new approach to e-commerce customs control in China: integrated supply chain - a practical application towards large-scale data pipeline implementation", Rong Hu, Yao Hua Tan, Frank Heijimann, ", World customs journal, Volume 10, №2, September 2016, p. 38-43.
Корень А.В. Налогообложение субъектов электронной коммерции: проблемы и перспективы, Монография, ВГУЭС, Владивосток, 2010. - 176 с. (Koren' A.V Nalogooblozhenie sub#ektov jelektronnoj kommercii: problemy i perspektivy, Monografija, VGUJeS, Vladivostok, 2010. - 176 с.)
Calculate sales tax automatically, PayPal development, 2017, ресурс доступа: https://developer.paypal.com/docs/classic/paypal-payments-standard/integration-guide/ ProfileAndTools/#calculate-sales-tax-automatically
Worldwide Retail Ecommerce Sales: The eMarketer Forecast for 2016, E-Market-er, New York, 2016, Ресурс доступа: http://totalaccess.emarketer.com/Reports/Viewer. aspx?R=2001849&ecid=MX1371
Влияние трансграничной торговли на российской рынок e-commerce, Ассоциация компаний интернет торговли, 2017, Ресурс доступа: http://www.akit.ru/влияние-трансграничной-торговли-на-р/ (Vlijanie transgranichnoj torgovli na rossijskoj rynok e-commerce, Associacija kompanij internet torgovli, 2017, Resurs dostupa)
Налоги на e-торговлю в Азербайджане будут начисляться с 1 января 2017, Интерфакс-Азербайджан, 2017, ресурс доступа: http://interfax.az/view/692953 (Nalogi na e-torgovlju v Azerbajdzhane budut nachisljat'sja s 1 janvarja 2017, Interfaks-Azerbajdzhan, 2017, resurs dostupa)
10 - 2017
Российский внешнеэкономический вестник
67 Q
Новые штрихи к налогам, Газета КоммерсантЪ, 2016, Ресурс доступа: https://www. kommersant.ru/doc/3124721 (Novye shtrihi k nalogam, Gazeta Kommersant##, 2016, Resurs dostupa)
Планы АКИТ по введению НДС для кросс-бордерной онлайн-торговли поддержали власти Казахстана, Журнал «Retail and Loyalty", 2016, ресурс доступа: http://www. retail-loyalty.org/news/plany-akit-po-vvedeniyu-nds-dlya-kross-bordernoy-onlayn-torgovli-podderzhali-vlasti-kazakhstana/ (Plany AKIT po vvedeniju NDS dlja kross-bordernoj onlajn-torgovli podderzhali vlasti Kazahstana, Zhurnal «Retail and Loyalty", 2016, resurs dostupa)
Штрих на всё, Российская газета, 2017, Ресурс доступа: https://rg.ru/2017/08/10/aliex-press-vvel-obiazatelnuiu-markirovku-posylok-v-rossiiu.html (Shtrih na vsjo, Rossijskaja gazeta, 2017, Resurs dostupa)
^ 68
Российский внешнеэкономический вестник
10 - 2017