Научная статья на тему 'Кроссбордерная онлайн-торговля: юридическая конвергенция ограничений в праве'

Кроссбордерная онлайн-торговля: юридическая конвергенция ограничений в праве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
414
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кроссбордерная онлайн-торговля: юридическая конвергенция ограничений в праве»

Р.Б. Гюльвердиев

Гюльвердиев Раму Беюкханович — аспирант кафедры теории и истории государства и права Юридического института

Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых

Кроссбордерная онлайн-торговля: юридическая конвергенция ограничений в праве

В последние несколько десятилетий стремительное развитие и совершенствование информационных технологий явились мощным катализатором в создании нового направления современной коммерции — электронной коммерции (e-commerce).

Отметим, что в терминологическом аппарате российского законодательства понятие «электронная коммерция» отсутствует. В отечественной доктрине сформировались две основные позиции определения обозначенной категории. Первая сводится к отождествлению электронной коммерции и электронной торговли. Вторая же соотношение электронной коммерции и электронной торговли характеризует как общее и частное. При этом связующим звеном существующих дефиниций является выделение особой плоскости протекания данного рода отношений — посредством сети «Интернет»1.

Ежедневно для проведения бизнес-операций используется широкий спектр различных технологий электронной коммуникации (например, веб-приложения для электронной почты, мгновенный обмен сообщениями, мобильные устройства и т. п.). Отсутствие границ между контрагентами в глобальной сети «Интернет» явилось импульсом к образованию новой бизнес-модели, приобретающей все большую популярность и именуемой трансграничной (кроссбордерной) торговлей (cross-border trade). На сегодняшний день интернет-торговля является одним из самых динамично развивающихся сегментов экономики. По информации президента Ассоциации компаний интернет-торговли (далее — АКИТ) Алексея Федорова, доля e-commerce составляет 4% от всей торговли в России, в Великобритании — 12%2. По результатам 2016 года объем рынка составил 920 млрд рублей. Доля онлайн покупок в общем обороте розничной торговли РФ составляет около 3,3%; в непродовольственном секторе, без учета продаж бензина и автомобилей — 8,5%3.

Однако, рассматривая интернет-торговлю сквозь призму сложившейся экономической ситуации в России, говорить о «положительной тенденции» ее развития пока рано. Так, подводя итог 2016 году, президент АКИТ говорит о том, что «государство хочет, чтобы интернет-торговля стала белой, прозрачной, понятной всему обществу, и, в первую очередь, самому государству с точки зрения налогообложения, правил работы и т. д. ...Однако, ничего не хочет делать для того, чтобы российскую интернет-торговлю защитить. Одновременно с белой, честной и контролируемой интернет-торговлей оно защищает очевидно "черную", "оффшорную" кроссбордерную, ввозящую в Россию товар без налогов и пошлин. До сих пор нет никакого четкого закона, вводящего пошлины и налоги для огромной оффшорной дыры в российской таможне, которая называется "трансграничная интер-нет-торговля"»4.

В данном случае проявляется позиция Ассоциации относительно дефиниции кроссбордерной торговли, которая не корреспондирует с нашей.

Не вдаваясь в дискуссионную полемику о том, использование какого понятия является предпочтительным, отметим, что кроссбордерная (трансграничная) торговля включает в себя не только импортные, но и экспортные операции (то есть одним из признаков будет являться перемещение товара через границу в двух направлениях).

Справедливым будет положение о том, что текущее законодательство не предусматривает пошлины и налоги для импортной кроссбордерной онлайн-торговли, в связи с чем назрела острая необходимость в принятии стратегических правовых мер с целью предотвращения дисбаланса условий для отечественных и зарубежных игроков рынка интернет-торговли.

О существовании пробелов в российском законодательстве, стимулирующих рост значительных конкурентных преимуществ иностранных интернет-магазинов перед отечественным онлайн-ритейлом,

1 В рамках данной статьи мы будем придерживаться второй позиции.

2 Из материалов презентации аналитического исследования российского рынка интернет-торговли за 2015 год. Официальный сайт Ассоциации компаний интернет-торговли. URL: http://www.akit.ru (дата обращения: 25.08.2017).

3 Аналитика. Влияние трансграничной торговли на российский рынок e-commerce. Официальный сайт Ассоциации компаний интернет-торговли. URL: http://www.akit.ru (дата обращения: 01.08.2017).

4 Рынок интернет-торговли в России. Результаты 2016. Официальный сайт Ассоциации компаний интернет-торговли. URL: http://www.akit.ru (дата обращения: 01.08.2017).

говорится уже не первый год (к примеру, они были выявлены в результате исследования «E-commerce Barometer 2015 »1).

Данное обстоятельство влечет за собой изменение структуры рынка интернет-торговли в России в сегменте B2C. Доля интернет-торговли (импорт и экспорт) в России к 2016 году составляет 33% (см. рис. 1)2.

При этом объем розничного онлайн-экспорта ничтожно мал (см. рис. 2). Особую роль в регулировании данного сектора экономики может сыграть государственная политика «гибкого» протекционизма, учитывающая природу и специфику онлайн-среды, охватывающую все стороны e-commerce бизнеса. В целях стабилизации национальной экономики, выхода из рецессии посредством поддержки онлайн-сектора В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию РФ отметил3: «одним из ключевых проектов, служащих «стимулом к комплексному развитию целых территорий» может стать «создание крупных частных российских компаний в сфере электронной торговли, чтобы российские товары поставлялись через Интернет во все страны мира. У нас есть что поставлять».

В этом направлении уже ведется работа в Министерстве экономического развития РФ (далее

Минэкономразвития). В частности, директор Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития Максим Паршин на конгрессе «Russian Export Day»4 говорил о том, что «драйвером стремительного роста несырьевого экспорта должна стать электронная торговля. Поддержка экспорта, безусловно, входит в число приоритетов государственной политики Российской Федерации. Учитывая современные реалии, необходимо сформировать простой и понятный механизм консолидации участников рынка таможенных, логистических, банковских, информационных и иных услуг для создания единой среды экспортера. Инструментом выхода на мировые рынки, объединяющим предложения отечественных производителей, может стать единый российский «агрегатор», который будет интегрироваться с крупнейшими зарубежными электронными торговыми площадками (AliExpress, JD.com, eBay, Amazon).

1 Проект исследования «E-commerce Barometer 2015» составлен в рамках разработки предложений по электронной торговле для программы долгосрочного развития интернета в России Институтом развития интернета. URL: http://www.datainsight.ru/ecommercebarometer2015 (дата обращения: 01.08.2017).

2 Рынок интернет-торговли в России. Результаты 2016. Официальный сайт Ассоциации компаний интернет-торговли. URL: http://www.akit.ru (дата обращения: 01.08.2017).

3 Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 3 декабря 2015 г. // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.08.2017).

4 Электронная торговля станет драйвером роста несырьевого экспорта. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: http://economy.gov.ru (дата обращения: 04.08.2017).

Привлечение институтов развития (Российский экспортный центр, Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства), инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, решит проблему поиска, обучения и консолидации потенциальных экспортеров. Формированию спроса и популяризации российских брендов на мировых рынках будут активно содействовать торговые представительства России за рубежом».

Таким образом, актуализируется вопрос построения такой модели взаимоотношений участников онлайн-рынка, которая позволит:

— во-первых, существенно снизить административные барьеры;

— во-вторых, нивелировать различия в положении отечественных и зарубежных игроков;

— в-третьих, ускорить осуществление экспортных процедур;

— в-четвертых, повысить привлекательность экспортно ориентированной деятельности. Министерству промышленности и торговли РФ (далее — Минпромторг) в 2016 году была поручена

разработка Стратегии развития интернет-торговли в Российской Федерации (как части Стратегии развития торговли в Российской Федерации на период до 2020 года либо в форме отдельного документа). На совещании по вопросу развития интернет-торговли в России Минпромторг совместно с представителями бизнеса определил два блока мероприятий1.

1 Официальный сайт Министерства промышленности и торговли РФ. URL: http://minpromtorg.gov.ru/ (дата обращения: 04.08.2017).

Первый блок связан с мерами по развитию интернет-торговли, снятию излишних барьеров и облегчению ведения бизнеса российскими компаниями. В частности, это и запрет на торговлю алкоголем, ювелирными изделиями, лекарствами, требующий взвешенного подхода и либерализации, это и логистическая поддержка, и упрощение приема и повышение доверия при платежах в дистанционной торговле.

Во втором блоке определены возможные ограничения для создания равных конкурентных условий российским и зарубежным интернет-компаниям.

Помимо этого предполагается принятие мер, направленных на борьбу с контрафактом в интернет-магазинах, усиление контроля над товарными агрегаторами, а также введение механизма досудебного разрешения споров между потребителями и интернет-магазинами (речь идет о создании отдельного арбитражного органа для решения споров между покупателями и торговыми онлайн-площадками, включая трансграничные сделки)1.

Была сформирована проектная группа для работы над Стратегией, куда вошли федеральные органы исполнительной власти, эксперты АКИТ и Национальной ассоциации дистанционной торговли (далее — НАДТ), представители рынка электронной коммерции, логистических и платежных операторов. После того, как Стратегия будет утверждена Минпромторгом, она отправится на обсуждение в органы государственной власти.

Успешность реализации мероприятий первого и второго блока, несомненно, будет зависеть от того, насколько адекватно существующая нормативно-правовая база отвечает современным реалиям и тенденциям развития онлайн-торговли. К сожалению, на сегодняшний день законодательство Российской Федерации нуждается в совершенствовании, которое невозможно осуществить без учета положений зарубежного законодательства. В этой связи уместно отметить важность процесса юридической конвергенции в сфере внешнеэкономической деятельности, для которого характерны методы добровольной правовой аккультурации.

Добровольная аккультурация происходит в виде рецепции, заимствования, взаимного сближения на основе общих международных стандартов, а также на образцах, выработанных взаимодействующими государствами и правовыми системами.

Она осуществляется поэтапно: признание (уважение к правовым различиям), сотрудничество, адаптация (плюрализм) и интеграция (единое правовое пространство). Процесс взаимодействия начинается с простого осознания факта реально существующих различий. Главными целями этого этапа становятся преодоление правовых различий и осуществление сотрудничества. На этапе сотрудничества генерируются различные формы правовой коммуникации, вырабатываются единые правовые принципы, идеи, ценности2. Российская Федерация является государством — членом Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС)3. Ввоз импортных товаров, приобретенных российскими потребителями через Интернет, регулируется Соглашением Таможенного союза «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» от 18 июня 2010 года4. В соответствии с подпунктом 36 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза5 к товарам для личного пользования относятся товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях либо иным способом. Таможенные платежи не уплачиваются за ввозимые или пересылаемые в течение календарного месяца в адрес одного получателя товары для личного пользования (за исключением этилового спирта, алкогольных напитков, пива и неделимых товаров), таможенная стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 1000 евро, и вес которых не превышает 31 кг (разделы II, III приложения № 3 к указанному Соглашению).

«Этот беспрецедентно высокий порог беспошлинной пересылки товаров в международных почтовых отправлениях в адрес физических лиц приводит не только к потерям для российского бюджета,

1 Минпромторг одобрил идею АКИТ блокировать сайты торговцев контрафактом и решать споры с интернет-магазинами без помощи властей. Официальный сайт Ассоциации компаний интернет-торговли. URL: http://www.akit.ru (дата обращения: 01.08.2017).

2 См. подробнее: Сокольская Л.В. Механизм правовой аккультурации // Журнал российского права. 2015. № 2. С. 25—34.

3 Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 01.08.2017).

4 О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском (вместе с Порядком определения момента выпуска и объема двигателя авто-, мототранспортного средства): соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г. (ред. от 08.05.2015) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.08.2017).

5 Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 01.08.2017).

но и способствует развитию иностранных производств взамен отечественных»1, — отметил председатель Совета Всемирной таможенной организации, первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы Руслан Валентинович Давыдов. Подтверждением сказанному могут послужить данные исследования объема онлайн-заказов аудитории из различных стран на глобальной торговой площадке AliExpress (Китай), проведенного британским аналитическим агентством SimilarWeb (см. рис. 3).

С 1 января 2018 года ожидается вступление в действие нового Таможенного кодекса Евразийского

экономического союза2. С вступлением в силу Кодекса ЕАЭС будет изменен формат регулирования норм беспошлинного ввоза товаров физическими лицами для личного пользования, в том числе в международных почтовых отправлениях.

В настоящее время в мировой практике используются различные механизмы ограничения нормативов беспошлинного ввоза товаров для личного пользования в почтовых отправлениях. Так, например, в Индии нет минимального порога, все входящие посылки облагаются пошлинами и налогами3. У Канады подписаны соглашения о свободной торговле со многими странами, при отправлении из них пошлины и налоги не взымаются4. Требуется Сертификат происхождения при сумме FOB (декларируемая стоимость, без учета доставки и страхования) более 1168 долларов США. Любые посылки со значением FOB (декларируемая стоимость, без учета доставки и страхования) до 15,5 долларов США освобождены от оплаты таможенных пошлин и налога с продаж. Посылки с «подарками» между физическими лицами со значением FOB до 46,6 долларов США также освобождены от оплаты таможенных пошлин и налога с продаж5. В Новой Зеландии в случае если сумма таможенной пошлины и налога с продаж не превышает = 41,2 долларов США, получатель освобождается от оплаты каких-либо сборов6. В Великобритании посылки со значением FOB (декларируемая стоимость, без учета доставки и страхования)

1 Евро на посылках. Официальный сайт Российской газеты. URL: https://rg.ru (дата обращения: 01.08.2017).

2 Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (подписан в г. Москве 11.04.2017) // СПС «Кон-сультантПлюс» (дата обращения: 01.08.2017).

3 Central Board of Excise and Customs. Department of Revenue, Ministry of Finance, Government of India. URL: http://www.cbec.gov.in (дата обращения: 11.08.2017).

4 Trade and investment agreements. URL: https://www.international.gc.ca (дата обращения: 11.08.2017).

5 Importing by mail or courier. Determining duty and taxes owed Canada Border Services Agency. URL: http://www.cbsa-asfc.gc.ca (дата обращения: 12.08.2017).

6 Private imports by post or courier. URL: http://www.customs.govt.nz (дата обращения: 12.08.2017).

до = 19,9 долларов США не облагается ни таможенными пошлинами, ни налогом с продаж. Посылки со значением FOB до = 179,08 долларов США не облагаются таможенными пошлинами, но облагаются налогом с продаж1.

В связи с этим в Российской Федерации одним из эффективных рычагов управления импортной кроссбордерной торговлей может стать введение ограничений нормативов беспошлинного ввоза товаров зарубежных ритейлеров, о чем мы говорили выше. Однако данные изменения могут привести к тому, что посылки в Россию будут поступать другие страны ЕАЭС, где порог беспошлинной торговли менять пока не собираются, например, через Армению2.

Помимо этого представители АКИТ в сентябре 2017 года лоббировали налогообложение интернет-покупок россиян. Они выступили с проектом поправок в Налоговый кодекс и в Закон об информации. Авторы предлагали ввести налог для иностранных конкурентов в размере 15,25% от конечной цены товара из-за рубежа. При этом в ассоциации ссылались на мировой опыт и защиту интересов российских продавцов. Кроме того, отмечалось что иностранные компании в настоящее время имеют конкурентное преимущество перед отечественными поставщиками на интернет-рынке. В частности, они освобождены от необходимости платить налог на добавленную стоимость (18%) и ввозных таможенных платежей при реализации товаров стоимостью до 1000 евро и весом до 31 кг3.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что комплексная разработка проблемы, избранной в качестве предмета настоящей статьи, обусловливает проведение дальнейших изысканий в этом направлении. На сегодняшний день Российская Федерация остается одним из самых либеральных государств в мире в отношении нормативов беспошлинного ввоза товаров для личного пользования в международных почтовых отправлениях. Данное обстоятельство повлекло за собой формирование значительных конкурентных преимуществ иностранных интернет-магазинов перед отечественным онлайн-ритейлом. Поэтому назревает острая необходимость устранения недостатков налогового и таможенного законодательства Российской Федерации с учетом позитивного зарубежного опыта.

1 Tax and customs for goods sent from abroad. URL: https://www.gov.uk (дата обращения: 12.08.2017).

2 Эксперт о понижении нормы беспошлинного ввоза товаров: Необходимости в новых налогах нет. URL: http://focusgoroda.ru (дата обращения: 21.10.2017).

3 Иностранных онлайн-продавцов в России предложили обложить налогом. Официальный сайт Российской газеты. URL: https://rg.ru (дата обращения: 24.09.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.