УДК 339.56 + 004.738.5 DOI: 10.14529/em190107
ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРАНСГРАНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Е.Н. Салимоненко, В.А. Фролова
Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия
С каждым годом аудитория пользователей интернета увеличивается примерно на 3-5 %. Уже на сегодняшний день насчитывается около 3 млрд пользователей по всему миру, в течение одного дня хотя бы раз посещающие веб-пространство, социальные сети и сайты. Особое внимание веб-пользователей уже на протяжении последних 10 лет привлекает возможность покупки товаров в «онлайн-магазинах» по привлекательной цене и на более выгодных условиях. Итогом таких привлекательных условий оказывается непрерывный рост объемов почтовых отправлений. Например, только с 2015 по 2016 гг., по данным почты России, был зафиксирован рекордный рост на рынке международных отправлений, который достигнул показателя в 225 млн мелких почтовых отправлений с товарным вложением. При этом, присутствует необходимость дальнейшего совершенствования таможенного регулирования отрасли онлайн-торговли, так как, в соответствии с действующим таможенным законодательством Таможенного союза, товары, стоимость которых превышает установленные лимиты, облагаются таможенными пошлинами, суммы которых поступают в федеральный бюджет государств-членов ЕАЭС. В статье рассмотрен международный опыт регулирования трансграничной торговли, представлены объемы рынка интернет-торговли в России, проанализирован порядок перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу ТС, а также посредством трансграничной интернет-торговли, выявлены проблемы, связанные с осуществлением таможенного регулирования трансграничной интернет-торговли РФ и проанализирован способ их устранения.
Ключевые слова: таможенное регулирование, трансграничная торговля в интернет пространстве, международные почтовые отправления, таможенная граница, технология удаленного таможенного контроля.
Введение
Данная тема весьма актуальна на сегодняшний день, так как в действительности, согласно докладу Министерства финансов РФ, в ноябре 2016 г. возникла проблема, в связи с тем, что на сегодняшний день федеральный бюджет страны «недополучает» значительные объемы денежных сумм от интернет-торговли. По предварительной оценке Минфина, совокупность этих сумм составляет около 300 млрд руб. Соответственно, возникает вопрос о возможности полного таможенного регулирования и контроля за соблюдением получателями интернет-отправлений лимита беспошлинного ввоза товаров. Ведь уже в ближайшем будущем, с учетом всех известных и появившихся новых случаев «обхода стоимостного ограничения» беспошлинного приобретения товаров в глобальной сети за рубежом, ранее упомянутая сумма в 300 млрд руб. вероятнее всего возрастёт в 2, а может и 3 раза, чего нельзя допустить в принципе.
Основным нормативно-правовым источником, устанавливающим порядок и правила реализации таможенного регулирования в РФ, является Федеральный закон № 311-ФЗ (ред. от 29.07.2017 г.) «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
Совершенствование таможенного регулирования международных почтовых отправлений и
покупок через интернет-магазины изучали в своих работах С.П. Калмыков [1], В.А. Мещериков [2], И.В. Цыкунов [3]. Роль интернета в сервисной экономике при трансграничной торговле услугами изучали Л.В. Хорева [4], И.А. Сокова [4]. Основные проблемы развития онлайн-торговли в России анализировали В.А. Уткина [5], Е.В. Емшанова [5]. Особенности и проблемы налогообложения торговли в интернете в своих работах освещала О.В. Равчеева [6]. М.С. Нагорная и Е.С. Якименко [7] анализировали проблемы правового и институционального обеспечения таможенного регулирования интернет-торговли. Также современные недостатки таможенного регулирования трансграничной интернет-торговли и международных почтовых отправлений рассмотривались в работах К.О. Староверова [8], А.Р. Гладков [9], О.Л. Мирон [10], С.А. Сеник [10]. Однако в работах вышеперечисленных практиков и ученых не отражены основные особенности таможенного регулирования трансграничной торговли в интернет-пространстве Российской Федерации на сегодняшний день.
На сегодняшний день принято различать две базовые бизнес-модели торговли в интернете.
1. Классическая модель - продажа российских или импортированных товаров на территории РФ (с посредниками в лице различных магазинов),
предполагающая наличие юридического лица и обязательное исполнение российского законодательства (Закон о защите прав потребителей, Налоговый кодекс, Закон о таможенном регулирование и пр.).
2. Трансграничная модель торговли - продажа зарубежных товаров непосредственному покупателю на территории РФ (без посредников), не подразумевающая под собой создание юридического лица, а продажа товаров здесь регулируется «Соглашением о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» от 18.06.2010 г. (в ред. от 08.05.2015 г.) [4].
Изучив представленные бизнес-модели, можно утверждать, что трансграничная модель крайне непрозрачна и в рамках её реализации речь идёт о неуплате таможенных пошлин (ввозная таможенная пошлина) и налогов (НДС) в федеральный бюджет государства.
Вне всяких сомнений, более привлекательной для граждан является именно трансграничная модель интернет-торговли, так как именно она подразумевает приобретение товаров в зарубежных странах через интернет по наиболее привлекательным ценам, без уплаты налогов и, чаще всего, с уклонением от уплаты таможенных пошлин путем использования разных способов [2].
В последние годы особый интерес покупателей в сети интернет представляют такие категории товаров, как: одежда, обувь, аксессуары, косметика, украшения, бытовая техника, игрушки, чай и многое другое. При этом преобладающая средняя стоимость одной посылки составляет 50 долл. На сегодняшний день эти товары могут предложить сотни интернет-магазинов по всему миру. Однако, наибольший интерес российских покупателей привлекают интернет-товары из следующих стран: Китай - 46 %; США - 19 %; Германия - 16 %;
Турция - 12 %; Франция - 5 %; Великобритания -2 %.
При этом затраты российских граждан на приобретение товаров в интернете распределяются следующим образом: Китай - 52 %; Европейский союз - 23 %; США - 12 %; прочие - 13 %.
Однако некоторые граждане РФ с осторожностью относятся к онлайн-покупкам, объясняя это следующими причинами:
- опасение не получить заказ;
- риск приобретения некачественного продукта;
- длительный срок доставки [7].
Международный опыт регулирования
трансграничной торговли
Из-за устоявшейся экономической экосистемы в каждой стране мира при международных почтовых отправлениях определены нормы регулирования ввоза товаров для личного пользования. Во многих странах определен минимальный порог, при котором вступает в силу порядок полного налогового освобождения, в некоторых же странах данный порог отсутствует и все входящие посылки облагаются пошлинами или налогами [10]. По уровню налоговой нагрузки и регулированию трансграничного импорта в общем можно выделить четыре группы стран, представленных в табл. 1.
По данным АКИТ, общий объем рынка по итогам 2017 года составил 1 трлн 40 млрд рублей. Это всего на 13 % больше, чем в прошлом году. Рост замедлился в сравнении с прошлым годом вдвое.
В процентном отношении кроссбордер составляет 36 % от всей российской интернет-торговли, что на 3 % больше, чем в прошлом году [9]. Таким образом, весь оборот российских магазинов составляет 665,6 млрд рублей. В табл. 2 представлен объем рынка интернет-торговли в России.
Таблица 1
Классификация стран по уровню налоговой нагрузки и регулированию трансграничного импорта
1 группа
2 группа
3 группа
4 группа
ка
и т с
и р
е т
ар
X
Страны, где отсутствует минимальный порог, позволяющий ввозить товары на условиях полного освобождения от налогов
Страны, где установлена наименьшая граница для полного освобождения от налогов
Страны Европейского союза, на территории которых установлена многоступенчатая система урегулирования импорта
Страны с относительно высоким минимальным порогом, дающем возможность импортировать продукцию с условиями высвобождения от налогов, вместе с импортной таможенной пошлиной и НДС
ы н
а
Китай, Аргентина, Бразилия, Индия
Канада, Новая Зеландия, Таиланд, Мексика, Южная Африка, Индонезия
Страны Европейского союза
Сингапур, США, Южная Корея, Япония
Окончание табл. 1
1 группа
2 группа
3 группа
4 группа
а
(D
S S
£
Китай, где с 8 апреля 2016 года входящая посылка облагается пошлиной от 11,9 % до 60 % с учетом товарной категории.
Бразилия и Аргентина - средняя ставка находится на уровне 23 %. Индия, где товары для личного пользования, пересылаемые в посылках, облагаются 35 % пошлиной
Таиланд - 23, Канада
- 14, Новая Зеландия
- 34, Южная Африка
- 37, Мексика - 39 евро. Так же сюда можно включить и Индонезию (39 евро), но с одной обмолвкой: в отличие от вышеперечисленных стран импорт в область Индонезии товаров на сумму до 39 евро освобождается от уплаты импортной пошлины, но не НДС
Дания - 10, Кипр - 17,09, Великобритания -15 евро, почти во всех остальных странах ЕС - 22 евро. Затем устанавливается наименьшая граница, при которой ввоз товаров освобождается от уплаты импортной пошлины, но не уплату НДС. В ЕС эта граница установлена в 150 евро. Наименьшие ставки НДС: Люксембург - 17 %, Мальта - 18 % и Кипр - 19 %, а самые высокие: Венгрия -27 %, Хорватия - 25 %, Швеция - 25 %, Дания - 25 %
Сингапур - 236 евро, США 800 долларов, Южная Корея - 103 евро, Япония 76 евро
Объем рынка интернет-торговли в России
Таблица 2
Год Объем рынка интернет-торговли в России, млрд руб. Темп роста объема рынка интернет-торговли, % Трансграничная торговля, % Внутренняя торговля, %
2010 260 8 92
2011 330 27 15 85
2012 405 23 19 81
2013 544 34 24 76
2014 713 31 29 71
2015 760 7 29 71
2016 920 21 33 67
2017 1040 13 36 64
Источник - Ассоциация компаний интернет-торговли.
Отметим, что данные АКИТ больше цифры, которую недавно озвучивали в ФТС. «Практически каждый год в течение последних 10 лет происходит двукратный рост потока товаров, перемещаемых в рамках интернет-торговли. За 2017 год -около 275 млн посылок по «Почте России» и ещё десятки миллионов штук через экспресс-операторов», - заявил в феврале первый заместитель главы Федеральной таможенной службы России Руслан Давыдов. В 2017 году общий объём поставок товаров из зарубежных интернет-магазинов в РФ превысил отметку в 300 миллионов посылок.
А вот согласно данным ЦБ, представленным на рисунке, трансграничная торговля за 2017 год составила $8,9 млрд, то есть порядка 500 млрд рублей (если среднегодовой курс принять за 55 рублей за доллар).
Порядок перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу ТС, а также посредством трансграничной интернет-торговли
Процесс приобретения товаров в зарубежных интернет-магазинах на сегодняшний день регламентируется отдельными положениями «Соглашения о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» от 18.06.2010 г. [1].
В соответствии со ст. 3 данного документа отнесение товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу ТС, к сведениям о товарах для личного пользования с обращением к системе управления рисками относится:
1) заявление физического лица о перемещаемых товарах (в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации);
2) характеристика и количество товаров;
3) частота пересечения физического лица и (или) перемещения им товаров через таможенную границу.
Рассматриваемым Соглашением установлены случаи применения запретов и ограничений при ввозе товаров для личного пользования на таможенную территорию Таможенного союза и (или) вывозе с этой территории, указанные в приложении № 2 данного Соглашения. К числу таких случаев относятся:
1) ввоз служебного и гражданского оружия, его основных частей и патронов к нему, запрещенных для ввоза на таможенную территорию Таможенного союза;
2) ввоз опасных отходов, запрещенных при ввозе, и (или) ограниченные к перемещению через таможенную границу;
3) ввоз наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, за исключением ограниченных количеств наркотических средств и психотропных веществ в виде лекарственных средств для личного применения по медицинским показаниям при наличии соответствующих документов;
4) другие случаи.
Необходимо сконцентрировать внимание на том, что согласно ст. 4 данного Соглашения к товарам для личного пользования, перемещаемым через таможенную границу, не применяются меры нетарифного и технического регулирования. Таможенный контроль товаров для личного пользования производится должностными лицами таможенных органов и осуществляется, как правило, в форме таможенного осмотра и (или) таможенного досмотра на основании частичных или случайных проверок, а также с использованием технических средств таможенного контроля.
Рассматривая вопрос о выпуске такого рода товаров, следует заметить, что выпуск товаров для личного пользования, подлежащих ветеринарному, фитосанитарному и иным видам контроля происходит после исполнения соответствующего вида контроля. По отношению к товарам для личного пользования таможенные платежи не уплачиваются, если их стоимость и вес не превышают сумм и показателей, установленных в Приложении № 3 данного Соглашения.
В соответствии с данным Соглашением предусмотрены следующие случаи беспошлинного получения трансграничного интернет-заказа:
1) с 2017 г. по 31.12.2018 г. - товары, цена которых не превышает 1000 евро, и (или) вес брутто не превышает 31 кг при импорте в течение
календарного месяца в адрес одного физического лица;
2) с 01.01.2019 г. по 31.12.2019 г. - товары, цена которых не превышает 500 евро, и (или) вес брутто не превышает 31 кг в течение календарного месяца в адрес одного физического лица;
3) после 01.01.2020 г. - товары, цена которых не превышает 200 евро и (или) вес брутто не превышает 31 кг.
В случае превышения стоимостной нормы (на сегодняшний день - 1000 евро в эквиваленте) и (или) весовой нормы 31 кг, покупатель обязан уплатить таможенную пошлину за получаемый им товар по единой ставке 30 % от их таможенной стоимости, но не менее 4 евро за 1 кг веса.
К сожалению, сегодня существует довольно много способов обхода стоимостных ограничений беспошлинного ввоза товаров. Отметим лишь, что применение таких незаконных в большинстве своем методов уклонения от уплаты таможенных пошлин и налогов в конечном итоге сказывается на конечном состоянии федерального бюджета РФ.
Проблемы, связанные с осуществлением таможенного регулирования трансграничной интернет-торговли РФ
Осуществляющийся режим перемещения товаров для личного пользования физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза касается и приобретения товаров в зарубежных магазинах с использованием сети интернет. Как отмечалось ранее, на сегодняшний день действует стоимостное ограничение беспошлинного получения товаров - 1000 евро, и весовое ограничение - 31 кг.
В основном в странах норматив беспошлинного импорта товаров для личного пользования не более 100-150 единиц национальной валюты. Например, в странах ЕС без уплаты пошлин разрешается приобрести товаров за границей на сумму, не превышающую 150 евро, а в Бразилии и Китае с абсолютно любого товара берется пошлина. Самый высокий порог беспошлинного ввоза установлен в Австралии - 500 долл. Таким образом, нормы беспошлинного ввоза в России и Казахстане самые высокие в мире [5].
Несмотря на это, существует огромное количество интернет-покупателей, способных обойти и такое высокое стоимостное ограничение беспошлинного приобретения товаров в сети. В частности такие как:
1) адрес и фамилия получаемого лица в международных почтовых отправлениях указываются латинскими буквами, это дает возможность умышленно исказить путем замены некоторых букв имени, фамилии и названия улицы в адресе получателя таким образом, чтобы в полной мере сохранялось соответствие с верным написанием. К примеру, фамилия Рйгоу может быть написана
Внешняя торговля Рос с икс кон Федерации товарами (по методологии платежного баланса) в 2017 голу Детализированные компоненты (млн долларов США)
квартал 2017 года
квартал 2017 года
квартал 2017 гида
квартал 2017
2017 год
I квартал 201S года
квартал 2010 года
январь-июнь 2010 года
Торговый баланс
Экспорт товаров №ОБ> Импост товаров Г ФОБ;
Осноснш ¡тикеры по методологии платежного баланса Основной экспорт товаров по мэтодсдопш платежного 6 Экспорт товаров (по данным таможенной статистики) Поправки по методологии платежного баланса Товары, приобретенные транспортпымн средствами в портал Ры&а. рыбопродукты и морепродукты. проданный ".а пределами территории России Корректировка до условии поставки ФОБ Товары, направленные на переработку вне территории России * Товары, возвращенный после переработки на территории России 1 Прочие товары, пр сданные 5а пер есечгння граптщы Российской Федерации Товары, приобретенные в российских Интернет-магазинах Прочие
Основной импорт тйЕарсе по методологии платеннсгс баланса Импорт товаров (СИФ. пс данным таможенной статистики) Поправки по методологии платежного баланса Товары, приобретенные транспортными средствами в портах Корректировка СИФ,:'ФОЕ
Товары, поступившие на переработку на территории России *
Товары, возвращенные после переработки вне территории России '
Прочие товары, приобретенные бе: пер кеченпя грантщы Российской Федерации
Автомобили, введенные физическими лшшш (кроме учтенные в таможенной статистике)
Товары, приобретенные в иностранных Интернет -магазинах
Прочие
34 4SI S"1 ТО
аш
34 083 S1 г:
......S3 651
-1451
...........705
316 -1 740 -64 10 316
...........14
...........-341
43 OES
45+17 ■■
546 -1709 -41t
475 11 1 (16 1816
25 213
53 551 ■■ ■
24 788
54 793 -1 335
515 ill
-63
-fr
4-34 ■■ ■
56 311
553 -1154 -191 -93 519 34 1 176 1 6(4
20 738 54 15й 63 811
20683 ф
35 9(1 -1 397 817 36S
......-1575
-39 Ä 36S 16 -361 63 Sil 61 116 1695
...........575
-1131 -134
-loa
411
1 131 11«
3S010
101556
44 OSO
67 546
34 5:
Таг rat t 1 -1 371 938 335 -1 n53 -70 -1 111 46S
з:
-Iii 67 546 64 638 ...
............634
-1476 -333 -1(8 455 47 1 568 1115
.33 11:
Iii 106 351131
-5 555
14—С'
103
-: 157 1 ) '9 106
........-1 347
13 S 115 117 5(3 10 613 133S -S 6(1 -1 331 -380 1 874 116 S 943 7 655
10147
57 417
43 142
iciiiss
-1 757 557 373 -i 905 -75 -970 411 15 -501 57 417
54 691 ■
647 -1056 -370 -88 311 40 1 716 1 534
4S 5 SS
10S 917 63 339 45 083
.....1Ö3411
110 393 -1 971
...........1141
361 -2 013 -65
........-1191
430
is
-663 63 339 60 91S 1411
-1341 404 -91
^17
147S 1517
S9 63S
11(404
11(766
88 S24
2ГО590
——
-3 759 1998 734 -3 918 -141 : 161 S41 53 -1165
110 766
115 619 5 147 1 330 4 397 -773 -179 759 111 5 194 3 051
Чистый
территории
375 414
457 1315 305 506
e по таможенным режимам переработки товаров, исключаклсл из экспорта-импорта товаров из-за отсутствия перехода экономического права собственности на нпх между р
Источник - Центральный банк России.
Внешняя торговля РФ товарами в 2017-2018 (1, 2 кв.)
следующим образом: РИгоу, РеШгоу, Рей"о£ Также может искажаться и название улицы. Данные уловки дают возможность заказчику товаров использовать лимит беспошлинного ввоза не один раз [6];
2) изменение (уменьшение) стоимости почтовых отправлений. Многочисленные зарубежные интернет-сайты, при помощи вспомогательного обслуживания, дают покупателям возможность занижения в документах стоимости товаров, которые они приобретают. Так, при регистрации приобретения товара в окне для комментариев стоит обозначить желаемую стоимость. Некоторые сайты занижают стоимость всех почтовых отправлений в два и даже три раза;
3) заказ товаров с самого начала осуществляется одним лицом на нескольких получателей -знакомых и родственников.
Необходимо отметить, что если в первом и втором случае таможенные органы способны обнаружить нарушения конкретным лицом правил беспошлинного ввоза товаров, то в последнем это не предоставляется возможным в принципе, в силу того, что законодательство не нарушается. Также многочисленных потребителей товаров через ин-
тернет не смущает неизбежность уплаты таможенных платежей из-за превышения лимита беспошлинного ввоза. Данный факт обусловлен серьезными разницами в ценах на товары в иностранных интернет-магазинах и в розничной торговой сети на внутреннем рынке Российской Федерации.
Все вышеперечисленные проблемы, связанные с осуществлением таможенного регулирования товаров, приобретаемых в зарубежных интернет-магазинах, сводятся в одну проблему: недостаточное поступление денежных средств в федеральный бюджет РФ [3].
Таким образом, назрела первоочередная необходимость по совершенствованию государственного и таможенного законодательства в сфере регулирования международной торговли товарами в глобальной сети. По оценкам экспертов федеральной налоговой службы РФ, только в 2016 г. федеральный бюджет РФ «недополучил» с трансграничной интернет-торговли около 300 млрд руб. А с учётом колоссальной динамики увеличения объемов торговли интернет-товарами в 2017 г. эта цифра может увеличиться в несколько раз.
В целях разрешения выявленных проблем, в частности, касающихся «недополучения» госбюд-
жетом средств от онлайн-торговли, необходимо применение такого метода государственного регулирования, который позволит таможенным органам РФ получать всю необходимую и, самое главное, достоверную информацию о стоимости перемещаемых товаров в рамках трансграничной интернет-торговли.
В этом направлении в РФ 26.10.2017 г. ФТС и Почта России в первый раз в области электронной коммерции официально запустили технологию удаленного таможенного контроля и принятия решения о выпуске на удаленных рабочих местах таможенных органов. На первоначальном этапе способ удаленных рабочих мест таможенных инспекторов применялся для импортируемых почтовых отправлений с товарным вложением в логистическом центре Внуково, являющимся самым большим почтовым хабом в Восточной Европе. В цехе логистического центра Внуково уже сейчас установлено 12 линий для контроля регистрируемых мелких пакетов с 48 местами операторов и 4 линии для контроля регистрируемых посылок с 16 местами операторов [8].
При внедрении многообещающей технологии обработки международных почтовых отправлений обеспечение таможенного контроля автоматизировано, в два раза повышена производительность труда. Оператору достаточно всего лишь разместить почтовое отправление на весах, а камера над ними сфотографирует оболочку с адресным ярлыком. Далее посылка доставляется на конвейерную ленту. Система оптического распознавания символов (optical character recognition, OCR) расшифровывает информацию на оболочке. Если у системы распознавания возникают трудности с считыванием необходимых данных, то снимок отправляется в центр видеокодирования. Оператор сопоставляет расшифрованную информацию со снимком на оболочке и вносит недостающую дополнительную информацию. В технологической цепочке на весь процесс отведено 30 секунд.
Вывод
В течение последнего десятилетия развитие интернет-торговли стремительно набирает обороты как в России, так и по всему миру. Объемы заказов в сети только за последние года увеличилось в несколько раз. На сегодняшний день существует ряд взаимосвязанных проблем, касающихся таможенного регулирования трансграничной интернет-торговли. В частности такие как:
1) фамилия и адрес получателя в международных почтовых отправлениях пишутся латинскими буквами;
2) изменение (уменьшение) стоимости почтовых отправлений;
3) заказ товаров с самого начала осуществляется одним лицом на нескольких получателей -родственников и знакомых.
В целях разрешения проблем, в частности, касающихся «недополучения» госбюджетом средств от онлайн-торговли, в этом направлении в РФ 26.10.2017 г. ФТС и Почта России официально внедрили технологию удаленного таможенного контроля и принятия решения о выпуске на удаленных рабочих местах таможенных органов, которая должна стать основополагающим методом по совершенствованию таможенного регулирования трансграничной интернет-торговли в Российской Федерации.
Литература
1. Калмыков С.П. Совершенствование таможенного регулирования международных почтовых отправлений и покупок через интернет-магазины // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. - 2015. - № Б.
- С. 35-40.
2. Мещериков В.А. Таможенное регулирование пересылки товаров в международных почтовых отправлениях // Сибирский юридический вестник.
- 2017. - № 3. - С. 95-99.
3. Цыкунов И.В. Таможенное регулирование международной интернет-торговли // Сборник материалов II Международной научной конференции. - Минск, 2015. - 214 с.
4. Хорева Л.В., Сокова И.А. Трансграничная торговля услугами: роль интернета в сервисной экономике // Актуальные проблемы развития индустрии гостеприимства сборник трудов; под ред. О.Н. Кострюковой, О.А. Никитиной, Е.В. Печерица. - 2016. - С. 173-177.
5. Уткина В.А., Емшанова Е.В. Основные проблемы развития интернета и онлайн-торговли в россии //Молодой ученый. - 2016. - № 11 (115). -С. 1031-1033.
6. Равчеева О.В. Особенности и проблемы налогообложения торговли в интернете // В сборнике: Актуальные проблемы налоговой политики сборник материалов IX Международной научно-практической конференции молодых налоговедов.
- 2017. - С. 308-310.
7. Нагорная М.С., Якименко Е.С. Таможенное регулирование транспортной интернет-торговли: проблемы правового и институционального обеспечения // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2017. - Т. 1. №3 (18). - С. 88-92.
8. Староверова К.О. Актуальные проблемы таможенного регулирования трансграничной интернет-торговли в РФ // В книге: Актуальные проблемы таможенного дела и евразийской интеграции. - 2016. - С. 175-181.
9. Гладков, А.Р. Интернет-торговля как перспективное направление таможенного регулирования // Актуальные направления институционального регулирования экономической деятельности
хозяйствующих субъектов: сборник материалов межвузовской молодежной научно-практической конференции. Российская таможенная академия. - 2014. - С. 13-15.
10. Мирон О.Л., Сеник С.А. Актуальные проблемы таможенного регулирования международной интернет-торговли и международных почто-
вых отправлений // Таможенные чтения - 2017. Современная наука и образование на страже экономических интересов Российской Федерации: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: в 3 т. - 2017. - С. 123-128.
Салимоненко Екатерина Николаевна, старший преподаватель кафедры таможенного дела Высшей школы экономики и управления, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск), [email protected].
Фролова Виктория Александровна, ассистент кафедры таможенного дела Высшей школы экономики и управления, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск), viktorija.20@ yandex.ru.
Поступила в редакцию 8 февраля 2019 г.
DOI: 10.14529/em190107
MAIN FEATURES OF CUSTOMS REGULATION OF CROSS-BORDER TRADE IN THE INTERNET-SPACE OF THE RUSSIAN FEDERATION
E.N. Salimonenko, V.A. Frolova
South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation
Every year the audience of Internet users increases by about 3-5%. Already today there are about 3 billion users around the world, who visit the web space, social networks and websites at least once during one day. For the last 10 years the web users have especially been attracted by the opportunity to buy goods in "online stores" at good prices and with more benefits. The result of such attractive terms is a continuous growth in the volume of mailed items. Thus, only from 2015 to 2016, according to the Russian post, there was a record-breaking growth in the international mailing market, which reached the figure of 225 million of small mailed commodity items. At the same time, there is a need to further improve the customs regulation of the online trade industry, since, in accordance with the current customs legislation of the Customs Union, goods, the value of which exceeds the established limits, are subject to customs duties, the amounts of which are received by the Federal budget of the member States of the Eurasian Economic Union. The article considers the international experience of cross-border trade regulation, presents the volume of the Internet trade market in Russia, analyzes the order of movement of goods for personal use by individuals across the customs border of the Customs Union, as well as through cross-border Internet trade, identifies the problems associated with the implementation of customs regulation of cross-border Internet trade of the Russian Federation and analyzes the way to eliminate them.
Keywords: customs regulation, cross-border trade in the Internet space, international postal items, customs border, remote customs control technology.
References
1. Kalmykov S.P. [Improvement of customs regulation of international mail and purchases through online stores]. Vestnik Sibirskogo gosudarstvennogo universiteta putej soobshcheniya [Bulletin of the Siberian state University of Railways], 2015, no. S, pp. 35-40. (in Russ.)
2. Semerikov V.A. [Customs regulations of shipping goods by international mail]. Sibirskij yuridicheskij vestnik [Siberian law Bulletin], 2017, no. 3, pp. 95-99. (in Russ.)
3. Tsykunov I.V. [Customs regulation of international Internet trade]. Sbornik materialov II Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii [Proceedings of the II International scientific conference/ Minsk, 2015. 214 p. (in Russ.)
4. Horev L.V., Sokov I.A. [Cross-border trade in services: the role of the Internet in the service economy]. Aktual'nye problemy razvitiya industrii gostepriimstva sbornik trudov [Actual problems of development of the hospitality industry the proceedings], 2016, pp. 173-177. (in Russ.)
5. Utkin V.A., Emshanova E.V. [Basic problems of development of the Internet and online trading in Russia]. Molodoj uchenyj [The Young scientist], 2016, no. 11 (115), pp. 1031-1033. (in Russ.)
6. Ravcheeva O.V. [Features and problems of taxation of trade on the Internet]. Aktual'nye problemy nalogovoj politiki sbornik materialov IX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii molodyh nalogovedov [Actual problems of tax policy collection of materials IX International scientific and practical conference of young tax specialists], 2017, pp. 308-310. (in Russ.)
7. Nagornaya M.S., Yakimenko E.S. [Customs regulation of transport Internet trade: problems of legal and institutional support]. Vestnik Soveta molodyh uchyonyh i specialistov Chelyabinskoj oblasti [Bulletin of the Council of young scientists and specialists of the Chelyabinsk region], 2017, vol. 1. no. 3 (18), pp. 88-92.
8. Staroverova K.O. [Actual problems of customs regulation of cross-border Internet trade in the Russian Federation]. Aktual'nye problemy tamozhennogo dela i evrazijskoj integracii [Actual problems of customs and Eurasian integration], 2016, pp. 175-181. (in Russ.)
9. Gladkov A.R. [Internet trade as a perspective direction of customs regulation]. Aktual'nye napravleniya institucional'nogo regulirovaniya ehkonomicheskoj deyatel'nosti hozyajstvuyushchih sub»ektov [Actual directions of institutional regulation of economic activity of economic entities. Collection of materials of interuniver-sity youth scientific and practical conference. Russian customs Academy], 2014, pp. 13-15. (in Russ.)
10. Miron O.L., Senik S.A. [Actual problems of customs regulation of international e-Commerce and international postal items]. Tamozhennye chteniya - 2017. Sovremennaya nauka i obrazovanie na strazhe ekonomicheskikh interesov Rossiyskoy Federatsii [Collection of Customs readings - 2017. Modern science and education on guard of economic interests of the Russian Federation], 2017, pp. 123-128. (in Russ.)
Ekaterina N. Salimonenko, senior lecturer, Department of Customs Affairs, School of Economics and Management, South Ural State University, Chelyabinsk, [email protected].
Viktoriya A. Frolova, assistant at the Department of Customs Affairs of the School of Economics and Management, South Ural State University, Chelyabinsk, [email protected].
Received February S, 20J9
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
FOR CITATION
№ 1. - С. 76-83. DOI: 10.14529/em190107
Салимоненко, Е.Н. Основные особенности таможенного регулирования трансграничной торговли в интернет-пространстве Российской Федерации / Е.Н. Салимоненко, В.А. Фролова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». - 2019. - Т. 13,
Salimonenko E.N., Frolova V.A. Main Features of Customs Regulation of Cross-Border Trade in the Internet-Space of the Russian Federation. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Economics and Management, 2019, vol. 13, no. 1, pp. 76-83. (in Russ.). DOI: 10.14529/em190107