УДК 339.543 ББК 65.428
ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
НАГОРНАЯМ.С., ЯКИМЕНКО ЕС ОУВО ЮУИУиЭ, г. Челябинск, Россия e-mail: [email protected], [email protected]
Аннотация
В статье на основе анализа статистических данных и нормативно-правовых актов рассматривается роль Федеральной таможенной службы в регулировании трансграничной Интернет-торговли, пресечении контрабанды, недекларирования (недостоверного декларирования) импортных товаров, обеспечении наполняемости федерального бюджета.
Ключевые слова: Федеральная таможенная служба, ЕАЭС, пошлина, беспошлинный барьер, трансграничная Интернет-торговля.
Актуальность. Важнейшая роль в обеспечении экономических интересов государства, его национальной безопасности принадлежит таможенной службе. Таможенные органы - это государственные органы, которые неразрывно связаны с формированием государственной и таможенной границ, являясь правоохранительными органами, они ведут борьбу с преступлениями и административными правонарушениями в сфере таможенного дела. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет. федеральная таможенная служба России (ФТС) только за январь - июнь 2017 года перечислила в государственный бюджет 2,084 трлн рублей таможенных платежей, что на 124 млрд рублей, или на 6,3%, больше, чем за аналогичный период 2016. В июне ФТС обеспечила поступление в бюджет доходов в размере 370,94 млрд рублей. За август 2017 года сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила 384, 87 млрд рублей [13]. В 2016 году таможенные платежи, переведённые в госбюджет, составили около 36% всей доходной части [1].
Таможенное регулирование предполагает систематическое повышение эффективности применения мер по совершенствованию таможенных операций и развитие таможенных технологий, тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности с учетом активного обеспечения продвижения национальных интересов Российской Федерации во внешнеэкономической сфере,
содействие развитию добросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов путем формирования более благоприятных условий ведения внешнеэкономической деятельности для ее законопослушных участников, а также упреждающее реагирование на угрозы экономической безопасности Российской Федерации [7].
Важным аспектом деятельности ФТС России является регулирование трансграничной Интернет-торговли - одного из наиболее динамично развивающихся технологичных рынков в мире, быстрый рост которого обусловлен, в первую очередь, динамичным глобальным распространением
широкополосного (фиксированного и мобильного) доступа к сети Интернет [5].
Интернет-торговля в России составляет 0,7% всего розничного оборота, совокупный объем -1,7 онлайн-продаж на душу населения. Как подсчитали в Ассоциации компаний Интернет-торговли (АКИТ), в первом квартале 2017 года рынок ecommerce (электронной коммерции) в России по сравнению с аналогичным периодом 2016 года вырос на 14% и составил 240 млрд. рублей. В ассоциации прогнозируют, что по результатам всего года объем рынка превысит 1,150 трлн рублей [6].
В ближайшие три года по прогнозам аналитиков российский рынок Интернет-торговли продолжит расти. В 2016 году, даже на фоне сложной экономической ситуации, оборот Интернет-торговли достиг 920 млрд руб., в 2017 году АКИТ ожидают, что темпы роста Интернет-торговли по результатам года
составят более 20%, в 2020 году показатель может удвоиться [5].
1400
1200
1000
800
600
400
200
1150
420
450 400 350 300 250 200 150 100 50
■ 2013 год Категория 3.2014 год
■ 2015 год ■ 2016 год
■ ожидание на 2017 г
Рис. 2. Объем импорта Интернет-торговли в России (млрд. руб)
Таможенная служба России занимает одно из центральных мест в механизме государственного регулирования
внешнеэкономической деятельности в том числе и Интернет-торговли. Федеральная таможенная служба, выставляет пошлины на товары, заказанные в Интернет-магазинах,
доставляемые из-за рубежа. Таможенными платежами являются таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы, сборы за выдачу лицензий, плата и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами Российской Федерации [8].
400
_______Категория 1 ,
■ 2013 год ■ 2014 год
■ 2015 год ■ 2016 год
■ прогноз на 2017 год
Рис. 1. Объем рынка Интернет-торговли в России (млрд .руб)
Опережающими темпами продолжает расти трансграничная торговля (продажа зарубежных товаров напрямую покупателю на территории РФ). Так, в первом квартале 2017 года ее объем увеличился на 26% по сравнению с первым кварталом 2016 года. Учитывая динамику развития этого сегмента торговли, в АКИТ прогнозируют, что по результатам 2017 года его объем составит 420 млрд рублей (37% от всего объема интернет-торговли в России).
450 400 350 300 250 200 150 100 50 0
■ 2013 год Категория 1,014 год
■ 2015 год ■ 2016 год
■ ожидание на 2017 г
Рис. 3. Отправления с товарными вложениями из зарубежных интернет-магазинов (млн.)
Из данных авторской диаграммы мы видим, что количество посылок из иностранных интернет-магазинов в первом квартале 2017 года выросло на 52% по сравнению с первым кварталом 2016 и составило 72 млн отправлений с товарным вложением [6].
В настоящее время в РФ установлены таможенные пошлины на ввозимые товары, указанные в Таможенном кодексе Таможенного союза, сравним таможенные платежи различных государств. В качестве сравнения мы берем Российскую Федерацию, страну, входящую в Евросоюз - Германию, и Китай - страну с наиболее развитой Интернет-торговлей.
Изучив данные, представленные в авторской таблице, мы можем сделать вывод, что, по сравнению с Германией и Китаем, в Российской Федерации наиболее щадящие ставки на беспошлинный импорт. По данным специалистов это не только делает отечественные товары
неконкурентоспособными, но и "обедняет российский бюджет" примерно на $400 млн в год [4].
0
0
Российская Федерация входит в таможенный союз евразийского экономического союза (ЕАЭС), который предусматривает единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения
С целью пополнения государственного бюджета, начиная с 2014 года, правительство РФ неоднократно обсуждало возможность снижения беспошлинного порога, в феврале 2015 г. совет евразийской экономической комиссии (ЕЭК) решил не менять правила до вступления в силу Таможенного кодекса, а действующие на национальном уровне нормы сохранить до 2016 г. В 2016 г. обсуждение возобновилось: рассматривались, предложения о снижении порога до 150 евро, а веса посылок - до 10 кг. За снижение порога выступала ФТС, направив свои предложения в Минфин, но ставка так и не была снижена, мы считаем это связано с повышением риска увеличения контрабанды и недостоверного декларирования.
Из проектного документа ЕЭК [2] следует, что сильнее всего изменятся нормы для ввоза товаров наземным транспортом, покупок в зарубежных интернет-магазинах и ввоза алкоголя. Так, предел беспошлинного ввоза наземным транспортом для россиян может снизиться втрое - до 500 евро к началу 2021 г. с текущих 1500 евро. Порог снизится до 1000 евро в 2019 г. и затем может сокращаться на 250 евро ежегодно. А вот для авиапассажиров ничего менять не планируют, без пошлины можно ввезти личные товары на 10000 евро или 50 кг. По мнению специалистов, это может сказаться на пассажиропотоке компаний, занимающихся приграничными международными перевозками,
экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В ЕАЭС пока нет единых норм ввоза товаров физлицами, но этого требует вступающий в силу Таможенный кодекс ЕАЭС (кодекс вступит в силу с 2018 г.).
поскольку снижение нормы беспошлинного ввоза затрагивает прежде всего торговлю в приграничных областях. Документ ЕЭК -проект и сложно сказать, какие параметры останутся в итоговом варианте, говорит представитель пресс-службы ЕЭК. После общественного обсуждения документ будет дорабатываться и, если стороны придут к консенсусу на уровне рабочей группы, документ будет вынесен на коллегию, а затем на уровень совета ЕЭК.
Одной из острых проблем при развитии Интернет-торговли является, что под видом товаров для личного пользования в страну в международных почтовых отправлениях поступают коммерческие товары, товары с недостоверным декларированием, а также контрабанда.
Как указывается в таможенном кодексе ТС, международные почтовые отправления могут быть выданы операторами почтовой связи их получателям - российским покупателям -только с разрешения таможенного органа, принимаемого по результатам осуществления мер таможенного контроля. Среди них - осмотр (внешний осмотр без вскрытия упаковки) и досмотр (со вскрытием) отправлений, которые должны быть выданы оператором почтовой связи сотрудникам таможни [12].
Если товар не будет задекларирован и будет провезен беспошлинно, в соответствии со
Таблица
Таможенная пошлина ^ на ввозимые товары_
Критерий Страна
Россия [10] Германия [9] Китай [11]
Пошлина на ввозимые товары (наземный транспорт) с товара, стоимостью более 1000 евро; более 175 евро; более 234 евро;
Таможенные пошлины с товара, декларируемого к импорту 30% от суммы превышения лимита 19% от суммы превышения лимита 17% от суммы превышения лимита
Беспошлинно может ввезти товары в количестве, не превышающем - 200 сигарет или 50 сигар, или 250 г табака; - 200 сигарет или 50 сигар или 250 гр. табака; - 400 сигарет, от 100 сигар, от 500 гр табака;
- 3 литра, если провозится больше 3 литров водки, оплата осуществляется по ставке 22 евро за каждый литр. - 2 л. столового вина до 1 л. крепких спиртных напитков или 2 л. спиртных напитков крепостью до 22% - 1,5 литра алкоголя, крепче 12 градусов.
статьёй 16.2 КоАП [3] произойдет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой, либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискация предметов административного правонарушения.
Комплексное исследование вопросов административной ответственности за
незаконное перемещение товара через таможенную границу позволило выявить, что величина штрафа зачастую оказывается гораздо меньше доходов, которые импортер может получить в случае недекларирования (недостоверного декларирования) товаров.
Подводя итог, мы видим, что в связи с быстрыми темпами роста Интернет-торговли, планирующихся изменений ставок пошлины и снижением беспошлинного барьера, резко возрастает роль таможенной службы, так как проблема недекларирования, недостоверного декларирования и контрабанды товаров остается и останется, безусловно, наиболее распространенной.
Список литературы
1. Ежемесячная информация об исполнении федерального бюджета // МИНФИН России [Электронный ресурс]. URL: https://www.minfin.ru/ru/statistics/fedbudM. Дата обращения: 02.06.2017 г.
2. Как снизится норма беспошлинного ввоза личных товаров - предложения ЕЭК. // Ведомости. Опубликовано 05.05.2017 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2017/05/05/688838-besposhlinnogo-vvoza. Дата обращения 06.07.2017 г.
3. Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров. // Консультант плюс. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 34661/9bb3917d25392ccbd6a8b265099b3c86333cdac3/. Дата обращения 12.07.2017 г.
4. Правительство хочет опять повысить пошлины на импортную электронику. // GEEKTIMES. Опубликовано 05.07.2017 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://geektimes.ru/company/pochtoy/blog/290791/. Дата обращения 20.07.2017 г.
5. Рынок Интернет-Торговли в РФ. //Национальный исследовательский университет [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://dcenter.hse. ru/data/2017/03/10/1169536647/%D0%A0%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%BA%20%D0%98%D0%B D%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D1%82-
%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B8%20%D0%B2%20%D0%A0%D0%A4%2020 16.pdf. Дата обращения 10.09.2017 г.
6. АКИТ прокомментировала идею введения НДС для зарубежных интернет-магазинов. // РИА Новости. Опубликовано 31.07.2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://ria.ru/economy/20170731/1499479998.html. Дата обращения 01.07.2017
7. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года. // Федеральная таможенная служба. Опубликовано 23.09.2015г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=17220&Itemid=2375. Дата обращения 21.09.2017 г.
8. Таможенные платежи. // Федеральная таможенная служба. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=13803%3A2011-03-20-14-49-51&catid=157&Itemid=2057. Дата обращения 01.07.2017 г.
9. Таможенные правила Германии. // Сайт Таможенной службы Германии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.puchkov.net/consultations/import-export-individuals/useful/countries-rules/germany.html. Дата обращения 21.09.2017 г. '
10. Таможенные правила России для физических лиц, ввоз-вывоз товаров туристами для личного пользования. // ICC Russia (International Chamber of Commerce) - Международная торговая палата. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_94890/. Дата обращения 21.09.2017 г.
11. Таможенные формальности Китая для физических лиц. Товары для ввоза-вывоза. // Доставка и таможенное оформление из Кита. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://gbs.su/2011/11/16/tamozhennyie-formalnosti-kitaya-dlya-fizicheskih-lits-tovaryi-dlya-vvoza-vyivoza/. Дата обращения 21.09.2017 г.
12. Таможенный кодекс Таможенного союза от 27.11.2009 г. №17 [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: [Электронный ресурс]. URL: https://geektimes.ru/post/289073/. Дата обращения 06.07.2017 г.
13. ФТС России перечислила в бюджет два триллиона рублей. // Федеральная таможенная служба. Опубликовано 23.06.2017 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://customs.ru/index.php?option=com content&view=article&id=25413:2017-06-23-10-42-06&catid=40:2011-01-24-15-02-45. Дата обращения 01.07.2017 г.
CUSTOMS REGULATION OF TRANSPORT INTERNET-TRADE: PROBLEMS OF LEGAL
AND INSTITUTIONAL PROVISION
NAGORNAYA M.S., YAKIMENKO E.S. EI HE SUIME, Chelyabinsk, Russia e-mail: [email protected], [email protected]
Abstract
The article examines the role of the Federal Customs Service in regulating cross-border Internet commerce, suppressing smuggling, non-declaring (unauthentic declaring) of imported goods, ensuring the filling of the federal budget based on the analysis of statistical data and regulatory legal acts.
Keywords: Federal Customs Service, ЕАЭС, duty, duty-free barrier, cross-border Internet-trade.