Научная статья на тему 'Упрощение таможенных процедур и развитие внешней торговли в Африке'

Упрощение таможенных процедур и развитие внешней торговли в Африке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
183
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕМИРНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ГАРМОНИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОПИСАНИЯ И КОДИРОВАНИЯ ТОВАРОВ / КЛАССИФИКАЦИЯ ТОВАРОВ / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / АФРИКА / ВОСТОЧНАЯ АФРИКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Упрощение таможенных процедур и развитие внешней торговли в Африке»

Список литературы

1. Объем внешней торговли Китая в 2018 году вырос до рекордного уровня $4,6 трлн // Interfax. - 2019. - 14.01. - Режим доступа: https://www.interfax.ru/ business/645971

2. США и Китай: соглашения снова нет, но лидеры рапортуют о мифических успехах // Вести. - 2019. - 05.04. - Режим доступа: https://www.vestifinance.ru/ articles/117397

3. Товарооборот России и Китая в 2018 году вырос на 27,1% // ТАСС. - 2019 .14.01. - Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/5994096

4. Торговля Китая с участниками инициативы «Один пояс - один путь» в 2018 году выросла на 16,3% // Вести. - 2019. - 24.01. - Режим доступа: https://www.vestifinance.ru/articles/113639

5. Chine: le commerce extérieur en hausse de 9,7% en 2018 // Xinhua. - 2019. -15.01. - Mode of access: http://french.peopledaily.com.cn/Economie/n3/2019/ 0115/c31355-9537626.html

6. China's trade with Belt and Road countries up in 2018 // GBTIMES. - 2019. -25.01. - Mode of access: https://gbtimes.com/chinas-trade-with-belt-and-road-countries-up-in-2018

7. L'excédent chinois a baissé en 2018, sauf avec les Etats-Unis // Trends tendances. -2019. - 14.01. - Mode of access: https://trends.levif.be/economie/politique-economique/l-excedent-commercial-chinois-a-baisse-en-2018-sauf-avec-les-etats-unis/article-normal-1078113.html?cookie_check=1555085168

8. Rodrik D. Peaceful Coexistence 2.0 // Project syndicate. - 2019. - 10.04. - Mode of access: https://www.project-syndicate.org/commentary/sino-american-peaceful-eco nomic-coexistence-by-dani-rodrik-2019-04?utm_source=Project+Syndicate+News letter&utm_campaign=e7ab12e9dc-sunday_newsletter_14_4_2019&utm_medium= email&utm_term=0_73 bad5 b7 d8-e7 ab12 e9 dc-104369081&mc_cid=e7 ab12

e9 dc&mc_eid=ea4 d083148

9. Thomsen M.O. La Chine et le commerce international // AGEFI. - 2019. - 29.01. -Mode of access: http://www.agefi.com/home/news/detail-ageficom/edition/online/ article/la-chine-et-le-commerce-international-484949.html

2019.03.014. А.А. СИДОРОВ. УПРОЩЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРОЦЕДУР И РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В АФРИКЕ. (Обзор).

Ключевые слова: Всемирная таможенная организация; Гармонизированная система описания и кодирования товаров; классификация товаров; внешняя торговля; Африка; Восточная Африка.

В обзоре анализируются применение Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС) и упрощение таможенных процедур в торговле в Африке.

ГС, представляющая собой международную номенклатуру для кодирования, описания и классификации товаров, классифицирующая товары до уровня шести знаков, стала «универсальным языком» идентификации и классификации более 98% товаров, являющихся объектами мировой торговли [3, с. 7]. ГС применяется практически всеми странами мира в качестве основы формирования таможенных тарифов и сбора данных внешнеторговой статистики. С 2002 г. каждые пять лет международная номенклатура пересматривается, чтобы учесть произошедшие изменения, связанные с научно-техническим прогрессом (НТП) и тенденциями международной торговли.

В настоящее время 49 из 54 стран Африки ратифицировали Международную конвенцию о ГС, но только 30 применяют ее самую последнюю версию 2017 г. [3, с. 8], хотя это дает множество преимуществ. Применение странами одной и той же версии ГС делает более удобным процесс таможенной очистки и облегчает работу участников трансграничной торговли, делает сопоставимыми данные внешнеторговой статистики и облегчает процесс мониторинга трансграничных товарных потоков по всему миру.

В настоящее время только шесть стран следуют рекомендации Совета ВТамО по усовершенствованию работы по тарифной классификации и 8 стран применяют рекомендацию Совета ВТа-мО о предварительных решениях, которые способствуют упрощению процесса торговли. Такое положение создает проблемы.

В связи с этим в рамках ВТамО в сотрудничестве с Европейским союзом (ЕС) запущена новая программа под названием «Гармонизация классификации товаров на основе стандартов ВТамО в целях стимулирования африканской торговли». Программа ВТамО в отношении Африки направлена на то, чтобы в 2022 г. с вступлением в силу следующей обновленной версии ГС все страны-участницы программы наряду с Соглашением ВТО об упрощении процедур торговли ратифицировали и применяли ГС 2022. Программа также является составной частью проектов торговой интеграции, таких как установление континентальной африканской зоны свободной торговли - проекта, запущенного в 2018 г.

с целью упрощения и увеличения объемов товарооборота - как внутриафриканского, так и с остальным миром, включая ЕС. Более долгосрочная цель состоит в придании региональным экономическим сообществам и таможенным службам Африки организационных возможностей и необходимых ресурсов для самостоятельного перехода к будущим версиям ГС.

В рамках программы страны также получат доступ к базе данных ГС, где собраны все инструменты, способные оказать помощь в работе по тарифной классификации.

Программа предназначена преимущественно для стран, которые пока не ратифицировали названную Конвенцию о ГС.; не применяют последнюю версию ГС или сталкиваются с трудностями по переходу к ее новейшим; не применяют рекомендации Совета ВТамО по усовершенствованию работы по тарифной классификации иди отдают вопросы классификации на аутсорсинг частной компании. Сейчас программа находится на стадии планирования и привлечения средств. Помимо программы «Гармонизация классификации товаров на основе стандартов ВТамО в целях стимулирования африканской торговли», важную роль для упрощения процедур и стимулирования торговли в Африке играет Региональная электронная система отслеживания грузов в режиме реального времени, внедрение которой позволит сократить время транзита, предотвратить кражи товаров и увеличить доходы от торговли [1, с. 15].

На протяжении длительного времени транзит через пять стран, не имеющих выхода к морю - Уганду, Руанду, Бурунди, Демократическую Республику Конго, Южный Судан - обеспечивался с помощью конвоев, требовал бумажного контроля и оформления транзита, сопровождения грузов и прохода через специальные контрольные пункты. Всё это приводило к задержкам доставки, высоким издержкам ведения бизнеса, созданию нетарифных барьеров и не обеспечивало должного обмена информацией между государствами.

В 2013 г. таможенная служба Уганды установила электронную систему отслеживания грузов в режиме реального времени. Другие страны региона вскоре внедрили схожие системы, и у каждой страны заработали свои, не связанные с другими, электронные системы отслеживания. Проблема заключалась в том, что по пути

следования товара при упаковке требовались различные пломбы, иностранные пломбы-печати не допускались к применению.

В 2014 г. была опубликована директива, направленная на гармонизацию электронного контроля транзита всеми странами -участницами так называемого Северного коридора. Таможенные службы Кении и Руанды приняли электронную систему отслеживания грузов из Уганды и в 2017 г. заработала Региональная электронная система отслеживания грузов, которая позволяет контролировать проход грузов по всему пути их следования с едиными пломбами у всех трех стран. В случае инцидента поступает сигнал на наблюдательные пульты, имеющиеся в каждой стране, и на место высылается специальная группа быстрого реагирования.

Электронная система отслеживания распространяется не на все, а только на наиболее рисковые, по мнению таможенных служб, грузы. В декабре 2018 г. ее действие распространялось на 21% транзитных грузов. Выгода от применения системы намного превышает затраты, как государств, так и частного сектора. Время транзита для товаров сократилось в среднем с 1,9 дня (в 2014 г.) до 1,6 дня (в 2018 г.). Экономятся также и материальные средства. В июле-декабре 2018 г. при проведении более 32 тыс. транзитных операций было сэкономлено около 370 млн долл. [1, с. 16].

Даже в случае потери 1% этой прибыли, например, из-за кражи товаров, эффект от применения системы существенен. Кражи в основном зафиксированы на ночных стоянках. Во многих случаях таможня смогла быстро среагировать и предотвратить хищения. Идёт работа по распространению системы в Танзании и Демократической Республике Конго.

В направлении упрощения процедур внешней торговли идет работа и в Западной Африке, например, в Буркина Фасо, в рамках проекта ВТамО «Модернизация таможенных служб Западной Африки» [2, с. 22], который финансируется Швецией. Принята дорожная карта для применения механизма предварительных решений. Ведутся консультации с частным сектором и идет обучение местных кадров экспертами ВТамО техническим навыкам классификации товаров; создаются электронные базы данных для запросов и выдачи предварительных решений. Эти меры призваны способствовать упорядоченности и расширению внешней торговли не только Буркина Фасо, но и других стран Африки.

Список литературы

1. Balamaga G. Countries in East Africa cut transit time // WCO news. - Brussels, 2019. - N 88, February. - P. 15-16.

2. Chopra R. Burkina Faso makes strides in implementing key trade facilitation measures // WCO news. - Brussels, 2019. - N 88, February. - P. 22-23.

3. WCO and EU jointly support the application of the Harmonized System in Africa // WCO news. - Brussels, 2019. - N 88, February. - P. 7-9.

ПРОБЛЕМЫ СТРАН И РЕГИОНОВ

2019.03.015. МОДЕРНИЗАЦИЯ КИТАЯ: ИНВЕСТИЦИИ В МЯГКУЮ ИНФРАСТРУКТУРУ.

Modernizing China: Investing in soft infrastructure / Ed. by W.R. Lam, M. Rodlauer, A. Schipke; International monetary fund. - Wash., 2017. -392 p. - Mode of access: https://www.elibrary.imf.org/doc/IMF071/ 23209-9781513539942/23209-9781513539942/Other_formats/Source_ PDF/23209-9781475558548.pdf?redirect=true

Ключевые слова: Китай; мягкая инфраструктура; реформы.

В книге, изданной под эгидой МФВ, рассматривается политика Китая в институциональной сфере. В настоящее время Китай стремится создать новую мягкую инфраструктуру, институты, обеспечивающие функционирование рынков и создающие условия для устойчивого экономического развития и социального прогресса. Такая инфраструктура включает сбалансированный налоговый режим, способствующий охране окружающей среды (ОС); денежно-кредитную политику, создающую каналы распределения денежных средств на финансирование деятельности наиболее эффективных экономических агентов; корпоративное управление, гарантирующее защиту законных интересов работников и потребителей.

В книге рассматриваются ключевые составляющие мягкой инфраструктуры, модернизация которых поможет Китаю перейти в группу стран с высокими доходами и будет способствовать дальнейшей интеграции китайской экономики в мировую. Эксперты МВФ предоставляют рекомендации для укрепление фискального, валютного и финансового секторов китайской экономики. Подчеркивается необходимость проведения реформ в сфере налогообло-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.