Научная статья на тему 'Гармонизированная система описания и кодирования товаров: эволюция и современные проблемы'

Гармонизированная система описания и кодирования товаров: эволюция и современные проблемы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3100
383
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА КОДИРОВАНИЯ ТОВАРОВ / ВСЕМИРНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ТОВАРНАЯ НОМЕНКЛАТУРА / ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ / ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гармонизированная система описания и кодирования товаров: эволюция и современные проблемы»

14. Renewable 2017: Analysis and forecasts to 2022. Executive summary / OECD, IEA. - 2017. - 10 p. - Mode of access: https://www.iea.org/Textbase/npsum/renew 2017MRSsum.pdf

15. Sachs J.D. Le grand dessein energetique de la Chine // Project syndicate. - 2018. -02.04. - Mode of access: https://www.project-syndicate.org/commentary/china-global-renewable-energy-grid-by-jeffrey-d-sachs-2018-04/french

16. State and trends of carbon pricing 2017. - Wash., 2017. - 104 p. - Mode of access: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/28510/wb_report_17 1027.pdf?sequence=7

17. Turner A. La Chine bientot championne de l’economie verte? // Alternatives econ. -P., 2018. - 05.02. - Mode of access: https://www.alternatives-economiques.fr/adair-turner/chine-bientot-championne-de-leconomie-verte/00082607

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ

2019.01.009. А.А. СИДОРОВ. ГАРМОНИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОПИСАНИЯ И КОДИРОВАНИЯ ТОВАРОВ: ЭВОЛЮЦИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ. (Обзор).

Ключевые слова: система кодирования товаров; Всемирная таможенная организация; товарная номенклатура; таможенный тариф; таможенные пошлины.

В обзоре рассмотрены этапы создания и совершенствования Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС).

Генеральный секретарь Всемирной таможенной организации (ВТамО, WCO) К. Микурия (Япония) анализирует эволюцию ГС, начиная с концепции товарной номенклатуры, появившейся еще во времена Античности (3). Он ссылается на профессора Токийского международного университета Х. Асакуры, утверждающего, что первый известный таможенный тариф был установлен в Римской империи, на территории сирийской Пальмиры. При этом, однако, Микурия отмечает, что таможенные пошлины существовали и до Римской империи - и в Древнем Египте, и в Древней Греции, все товары облагались пошлинами по единой ставке. При существовании единой для всех товаров ставки не было необходимости в таможенном тарифе, в котором были бы систематизированы различные виды товаров с указанием различных ставок пошлин.

До XVIII в. товары располагались в алфавитном порядке. С XIX в. ряд стран перешел к номенклатуре на основе системной

классификации. Автор приводит пример французского тарифа 1822 г., в котором товары группировались по своей природе (живые животные, минеральные продукты и др.).

После Первой мировой войны начало развиваться международное сотрудничество в сфере таможенно-тарифного регулирования. Возникла необходимость в упрощении и унификации номенклатуры в целях повышения собираемости пошлин, упрощения торговли, совершенствования торговой статистики. Первая международная таможенная номенклатура, названная Женевской, была разработана под эгидой Лиги Наций и была структурирована на основе ряда таможенных тарифов XIX в., в частности французского.

После Второй мировой войны необходимость восстановления экономики и стремление к расширению свободы торговли сформировали благоприятные условия для стандартизации таможенных тарифов и создания общей товарной номенклатуры, признанной на международном уровне. Так, в 1950 г. в Брюсселе была принята Конвенция о Номенклатуре для классификации товаров в таможенных тарифах (вступила в силу с 1959 г.), опирающаяся во многом на французский таможенный тариф. Эта конвенция, изначально известная как Брюссельская тарифная номенклатура (БТН), позднее была переименована в Номенклатуру Совета таможенного сотрудничества (НСТС).

НСТС состояла из четырехзначных кодов, но на практике многие участники торговой деятельности пошли дальше, детализируя данные о товарах. В ряде случаев товар мог обозначаться 17 разными способами - от момента, когда он покидал место производства, до момента поставки импортеру. Эту проблему решила ГС, введя шестизначные коды.

В начале 1970-х годов на международном уровне было решено, что Совет таможенного сотрудничества (ныне - ВТамО) проведет исследования для создания новой номенклатуры. Подготовительные работы начались в 1973 г. и завершились созданием ГС и новым соглашением для реализации новой системы. Головной орган ВТамО - Совет ВТамО - принял в 1983 г. Конвенцию о ГС, а в 1985 г. - Пояснения (Explanatory notes). В 1987 г. 26 стран подписали конвенцию. ГС вступила в силу в 1988 г. в 37 странах. С тех пор число стран, применяющих конвенцию, выросло до 157. С учетом стран и экономических и таможенных союзов, исполь-

зующих на практике конвенцию, не ратифицировав ее, можно рассматривать ГС как «инструмент всемирного применения» (3, с. 10). ГС применяется в более чем в 200 экономиках (1, с. 18). Версия ГС 2017 г. содержит 1222 четырехзначные позиции, подразделенные на 5387 субпозиций из шести цифр, которые объединены в 97 групп, а последние составляют 21 раздел (3, с. 13).

С 2002 г. ГС пересматривалась каждые пять лет в целях учета достижений научно-технического прогресса и изменений в международной торговле. Так, создавались позиции и субпозиции для новых продуктов, которые нельзя было идентифицировать в прежней структуре НСТС. В ГС уже были внесены изменения шесть раз, готовится седьмое ее издание, которое вступит в силу в 2022 г. Речь идет о пересмотре не только номенклатуры, но и вспомогательных инструментов для классификации, в частности Пояснений.

Генеральный секретарь ВТамО подчеркивает сложность работы, проделанной ее комитетами за 30 лет. Так, проведено 61 заседание Комитета по гармонизированной системе и рабочей группы при данном комитете (каждое продолжительностью две недели), обсуждено 4224 пунктов повестки, выработано 10 рекомендаций Совету ВТамО, принято 2555 классификационных решений и 906 классификационных мнений в целях обеспечения единой классификации товаров на международном уровне.

Были также проведены 54 заседания подкомитета по пересмотру ГС для обеспечения соответствия ГС современным требованиям; 33 заседания подкомитета по научным вопросам, на которых особое внимание уделялось таможенным химическим лабораториям. Инструменты ГС (в том числе Пояснения, Сборник классификационных решений, алфавитный указатель с перечнем используемых в НСТС и Пояснениях продуктов) объединены в Базе данных ГС. Все это помогает классифицировать товары.

Во время заседаний различных комитетов ГС делегаты из разных стран не только представляют и отстаивают точку зрения своих стран, но, как подчеркивает Микурия, черпают новые идеи, делятся своими мыслями, выслушивают и стремятся понять мнения других, а иногда и изменяют свое мнение. На заседаниях комитетов могут присутствовать представители межправительствен-

ных и международных организаций, эксперты от предприятий в качестве наблюдателей.

Одной из недавних причин принятия поправок к ГС являются соображения безопасности. Так, по требованию Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) в 2017 г. в ГС включены новые субпозиции, соответствующие особым химическим продуктам, контролируемым Конвенцией о запрещении химического оружия для облегчения сбора и сравнения данных о международном обороте этих продуктов.

Недавние изменения в ГС также обусловлены соображениями защиты окружающей среды. Так, в ГС 2017 введены новые коды для опасных химических веществ, контролируемых Роттердамской конвенцией о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле, а также для стойких органических загрязнителей, контролируемых Стокгольмской конвенцией.

Кроме того, по требованию Международного комитета по контролю над наркотиками (МККН) созданы новые субпозиции для мониторинга и контроля над рядом содержащих эфедрин и прочих препаратов - прекурсоров наркотиков.

Большинство недавних изменений было внесено по требованию Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) с целью обеспечения продовольственной безопасности, охраны лесных угодий. ФАО признает значимость ГС для своей деятельности.

Международная торговая палата и Международная федерация ассоциаций таможенных брокеров (IFCBA) обращают внимание на положительный опыт применения ГС, однако указывают и на трудности в этом процессе. Обеспечить надлежащую классификацию в ГС становится все сложнее из-за растущего усложнения продуктов. По данным Thompson Reuters и KPMG International, проводящих ежегодные опросы среди профессиональных участников торговли, в 2016 г. 91% опрошенных заявили о трудностях при классификации товаров. Аналогичный результат был получен и в 2017 г. (1, с. 18).

Ошибки в классификации подрывают эффективность контроля на границе, сокращают достоверность статистики и зачас-

тую приводят к неправильной уплате пошлин и сборов. Это проблема не только развивающихся стран с недостатком ресурсов.

Заместитель директора Управления по вопросам тарифов и торговли ВТамО Г. Груби подчеркивает, что неправильная классификация представляет собой огромную проблему, которая требует решения на международном уровне (1, с. 19). Так, в 2010 г. генеральный аудитор Канады сообщила, что, по данным исследований, проводимых с 2005 г., импортеры неправильно классифицировали товары в 17-30% случаев. В 2017 г. ее преемник на этом посту указал на соответствующие нарушения в 20% случаев (1, с. 19). Схожие цифры выявляются и по другим странам.

Груби выделяет проблемы классификации по ГС, в частности смешение типов критериев. Данные ГС основаны на классификации по наименованию, типу и сходству. Для ясности и простоты в идеале требуются четкие классификационные критерии, по возможности построенные по принципу да/нет, когда та или иная характеристика легко определяема. Хотя ГС существует 30 лет, Груби не считает необходимой ее коренную реформу. Она, однако, призывает к внесению поправок в законодательство, документацию, базы данных, что представляет собой «титанический труд», необходимый, чтобы ГС соответствовала требованиям XXI в. (1, с. 20, 21).

Такие поправки могут приниматься решениями Комитета по гармонизированной системе (КГС). Они опираются на техническую информацию, в частности на ключевые данные производителей продукции, однако, подчеркивает Микурия, без учета коммерческих интересов. В отличие от многих международных инструментов, ГС обладает системой поправок, «простой и ясной» в применении, которая позволяет ГС оставаться современной и востребованной. Между тем международное экономическое сообщество зачастую питает завышенные ожидания в отношении ускорения процесса принятия решений и принятия решений обязательного характера в ГС (3, с. 12).

Важная роль отводится современной инфраструктуре для проведения классификации и присвоения кодов в ГС, поскольку это необходимо для получения достоверной информации о международной торговле. Эта информация используется для принятия решений в области экономики, безопасности, здравоохранения,

обеспечения благосостояния, политической стабильности, управления ресурсами, состоянием окружающей среды и ее защиты, а также для управления рисками. Информационно-коммуникационная техника (ИКТ) дает возможность анализировать информацию, но польза от этого «зависит от количества и качества данных, которые мы вводим» (3, с. 12).

Международная федерация ассоциаций таможенных брокеров (IFCBA) признает, что ГС действительно стала универсальным языком международной торговли. Однако сохраняются различия в области тарифной классификации на национальном и международном уровнях. Существует множество примеров разбирательств в судах толкований ГС в отдельных странах.

ВТамО выработала норму 9.9 Общего приложения к Киотской конвенции для упрощения и гармонизации таможенного режима, которая устанавливает, что таможня сообщает заранее о решениях или о необходимых сведениях, чтобы импортеры могли воспользоваться определенностью в тарифной классификации товаров до их импорта (2, с. 29).

Ряд таможенных управлений также разработали основные направления по вопросам классификации определенных товаров. Публикуется список товаров, которые станут объектом контроля a posteriori или проверки на соответствие классификации с выделением наиболее распространенных ошибок. Благодаря этому списку импортеры получают инструмент, позволяющий обеспечить соответствие классификации, а в случае необходимости внести изменения до проведения проверки. Этот список также может служить основой взаимодействия между импортером, таможенным брокером и администрацией таможни по вопросу улучшения соответствия правилам классификации товаров.

ВТамО также публикует Пояснения, которые предоставляют пользователям официальное толкование ГС этой организацией. Хотя они не носят обязательного характера для всех стран, их широко применяют на практике для единого толкования и унификации правил применения ГС в мире.

Применение ГС национальными таможенными службами зачастую сопровождается общим санкционным режимом, наказывающим за неправильную классификацию товаров. Однако если существует режим санкций, то, по мнению Международной феде-

рации ассоциаций таможенных брокеров, нужны ясные параметры, которые гарантируют, что предписания и обязательства будут понятны, как и механизм возмещения и процедура апелляции. По ее мнению, наказания не должны рассматриваться в качестве единственного метода обеспечения соответствия классификации, нужны новые улучшенные механизмы для решения возникающих проблем между сторонами.

Список литературы

1. Grooby G. Is the HS still fit for purpose? // WCO news. - Brussels, 2018. - N 86. -P. 17-21.

2. The importance of the HS to tariff classification: thoughts from the IFCBA // WCO news. - Brussels, 2018. - N 86. - P. 29-31.

3. Mikuriya K. The harmonized System: 30 years old and still going strong // WCO news. - Brussels, 2018. - N 86. - P. 9-13.

2019.01.010. А.А. СИДОРОВ. ТОРГОВАЯ ВОЙНА МЕЖДУ США И ЕВРОПОЙ: ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ. (Обзор).

Ключевые слова: торговля; торговая война; таможенный тариф; таможенные пошлины; экспорт; импорт; ЕС; США.

В статьях французских аналитиков рассматриваются обстоятельства и возможные последствия торговой войны между США и ЕС.

Угроза торговой войны, по мнению председателя Европейского совета Д. Туска, может привести к ухудшению и даже разрыву трансатлантических отношений. Разногласия США и ЕС выходят за рамки торговли и могут также повлиять на единство в рамках НАТО, подчеркивает Туск. Отказ президента США подписать итоговую декларацию после саммита «Большой семерки» означает увязку торговых вопросов с будущим Североатлантического альянса, который Д. Трамп назвал «устаревшим» (1).

Оценивая возможные негативные последствия в случае нарастания напряженности между США и их европейскими партнерами, М. де Вержес (4), специалист по международной экономике, приводит данные исследования, проведенного экспертами Совета экономического анализа (Conseil d’analyse economique, CAE) при премьер-министре Франции, в котором содержится прогноз при

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.