АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
CURRENT PROBLEMS OF CUSTOMS ACTIVITY
P. В. Давыдов
РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье обоснована необходимость реформирования системы таможенных органов Российской Федерации в связи с переходом на новые цифровые методы совершения таможенных операций; рассмотрены подходы к формированию структуры таможенных органов в интересах реализации «Комплексной программы развития ФТС России на период до 2020 года»; определены функции и полномочия региональных таможенных управлений, электронных таможен, таможен и таможенных постов фактического контроля в рамках реформирования системы таможенных органов.
Ключевые слова: Федеральная таможенная служба; таможенные органы; информационные технологии; электронные таможни; центры электронного декларирования; таможни фактического контроля; таможенные посты фактического контроля; таможенные операции; таможенный контроль; таможенное администрирование.
R. V. Davydov
REFORMING THE SYSTEM OF CUSTOMS AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION
The need to reform the customs authorities of the Russian Federation in connection with the transition to new digital methods of customs operations is substantiated in the article; approaches to the formation of the structure of customs authorities in the interests of implementing "The comprehensive program for the development of the FCS of Russia for the period up to 2020" are considered; the functions and powers of regional customs administrations, electronic customs, customs and customs check-points of actual control within the framework of the formation of the system of customs authorities are defined by the author.
Keywords: the Federal Customs Service; customs authorities; information technologies; electronic customs; electronic declaration centers; customs of actual control; customs check-points of actual control; customs operations; customs control; customs administration.
Одним из ключевых приоритетов в работе Федеральной таможенной службы (ФТС России) является внедрение цифровых информационных технологий, создание новых автоматизированных систем, призванных повысить качество таможенного администрирования, упростить и ускорить взаимодействие таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД), а также с иными государственными органами [1]. Применение информационных технологий создает благоприятные условия для более полного поступления доходов
в федеральный бюджет, минимизирует издержки участников ВЭД, связанные с совершением таможенных операций, обеспечивает соблюдение запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также защиту отечественных производителей и охрану объектов интеллектуальной собственности [2; 3].
В течение последнего десятилетия ФТС России, планомерно продвигаясь в развитии процессов автоматизации и цифровизации всех этапов, видов и форм таможенного контроля, создала четко отлаженные и устойчиво функционирующие электронное декларирование, сконцентрированное в центрах электронного декларирования (ЦЭД), удаленный выпуск товаров и централизованную оплату таможенных платежей с единого лицевого счета, а также оцифровала другие виды таможенной деятельности. Поэтому с точки зрения технологического развития ФТС России объективно является передовым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ВЭД в Российской Федерации (РФ) и взаимодействующим с таможенными органами других стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) [4].
Основные целевые ориентиры развития таможенной службы РФ до 2030 г. определены как «содействие развитию международной торговли, росту товарооборота и несырьевого экспорта, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, полноты и правомерности взимания таможенных платежей, достижение высокого качества таможенного администрирования, создание конкурентных преимуществ для законопослушных участников внешнеэкономической деятельности» [5].
В рамках долгосрочного планирования развития и внедрения перспективных информационных технологий в таможенных органах РФ соответствующие мероприятия осуществляются с учетом международных стандартов и основных тенденций развития таких технологий в России и других государствах - членах ЕАЭС [6; 7; 8].
Главные направления развития таможенной службы, в том числе в части автоматизации и цифровизации таможенных операций, определены в «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» [9] и конкретизированы в «Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года» (Комплексная программа 2020) [10].
Приоритетным направлением развития таможенных органов, определенным в Комплексной программе 2020, является концентрация декларирования товаров в таможенных постах - ЦЭДах. Поручением Председателя Правительства РФ от 23.08.2017 № ДМ-П4-5613 в целях концентрации процесса электронного декларирования в 2018-2020 гг. Министерством финансов РФ утвержден «План мероприятий („дорожная карта") по реформированию системы таможенных органов в период с 2018 по 2020 год» [11].
Ключевыми показателями реализации «дорожной карты» по реформированию системы таможенных органов является увеличение к 2020 г. доли электронных деклараций на товары, зарегистрированных в ЦЭДах, до 95%. При этом 100% ЦЭДов должны быть размещены на площадях, находящихся в государственной собственности.
Следует подчеркнуть, что до реализации Комплексной программы 2020 в России было 636 мест таможенного оформления, а после ее завершения в 2020 г.
практически все таможенное декларирование товаров будет сконцентрировано в 16 ЦЭДах, входящих в состав электронных таможен. При этом соответственно реформируется и структура таможенных органов в целом. В результате выполнения «Плана мероприятий по реформированию системы таможенных органов» («дорожной карты») территориальная структура таможенных органов будет выглядеть следующим образом:
1) ФТС России;
2) восемь региональных таможенных управлений (РТУ);
3) таможни, в число которых входят:
- региональные электронные таможни (ЭТ);
- таможни фактического контроля (ТФК);
- полноформатные таможни, где осуществляется и электронное декларирование и фактически контроль (три «морские» - Балтийская, Новороссийская и Владивостокская, Авиационная, Центральная энергетическая, Центральная акцизная, Калининградская областная и Московская областная);
4) таможенные посты, в составе которых:
- ЦЭДы, подчиненные электронным таможням и полноформатным таможням;
- таможенные посты фактического контроля, подчиненные таможням фактического контроля (ТПФК) [11].
Как показано выше, в соответствии с Комплексной программой 2020 концентрация декларирования в электронном виде будет осуществляться во вновь создаваемых 16 ЦЭДах, действующих в составе восьми региональных электронных таможен, создаваемых в федеральных округах РФ, трех «морских» таможен - Балтийской, Новороссийской и Владивостокской, имеющих полномочия по декларированию товаров, перемещаемых морским транспортом в Северо-Западном, Черноморско-Азовском и Тихоокеанском бассейнах, Авиационной таможни - в отношении товаров, перемещаемых воздушным транспортом, Центральной энергетической таможни (ЦЭТ) - в отношении энергоносителей, Центральной акцизной таможни (ЦАТ) -в отношении подакцизных товаров, а также Московской областной (МОТ) и Калининградской областной (КОТ) таможен. Остальные таможни лишаются полномочий по регистрации и выпуску деклараций на товары и преобразуются в таможни фактического контроля, организующие и координирующие работу постов фактического контроля, которые располагаются, как правило, в местах фактического перемещения и хранения товаров, находящихся под таможенным контролем.
При декларировании товаров используется технология «удаленного выпуска», основное содержание которой состоит в применении раздельного контроля, когда документальный контроль в электронном виде проводится силами ЦЭДа и электронной таможни, а фактический контроль товаров - в форме осмотра, досмотра; контроль документов на бумажных носителях осуществляется таможнями и постами фактического контроля.
Одним из важнейших элементов перераспределения полномочий таможенных органов является концентрация функционала по контролю после выпуска как специфического направления деятельности таможенных органов в таможнях фактического контроля.
В рамках описанных выше преобразований необходимо решить задачу оптимального перераспределения полномочий, функций, задач, а также штатной численности между таможенными органами разного уровня: региональными
таможенными управлениями, электронными таможнями и таможнями фактического контроля, а также ЦЭДами и постами фактического контроля. При этом необходимо обеспечить целостность и непрерывность таможенного контроля.
Под целостным (всеобъемлющим) таможенным контролем понимается совокупность действий таможенных органов в отношении товаров, перемещаемых в рамках внешнеторговых операций, а также лиц, осуществляющих перемещение таких товаров, на всем протяжении жизненного цикла (цепей поставок) товаров вплоть до их реализации конечному пользователю (розничному покупателю).
Целостность и непрерывность таможенного контроля достигается за счет гармонизации контрольных действий таможенных органов на всем протяжении временной шкалы процессов операций с товарами - от предварительного информирования (ПИ) (до прибытия на таможенную территорию) до истечения законодательно установленных сроков проведения таможенного контроля после выпуска товаров (в течение трех лет после выпуска) по видам контроля в соответствии с матрицей таможенного контроля. Шкала процессов с определением задач таможенных органов на каждом этапе движения товаров представлена на рисунке.
ФТС России
РТУ
Задачи: организация работы и координация взаимодействия электронных таможен и таможен фактического контроля, обеспечение единообразной правоприменительной практики таможенных органов региона
ВЫВОЗ
Электронная таможня
Задачи: операции, связанные с декларированием и выпуском ДТ во взаимодействии с ТФК
Декларирование и выпуск
Задачи:
• операции, проводимые до регистрации декларации на товары;
• операции, связанные с подтверждением убытия
ВВОЗ
ПИ . Прибытие
Таможня фактического контроля
Задачи:
• операции по обеспечению фактического контроля при декларировании товаров во взаимодействии с ЭТ
Задачи:
• контроль после выпуска товаров;
• пресечение незаконного оборота;
• предотвращение незаконного ввоза
Транзит . ВХ
Декларирование и выпуск
Контроль после выпуска
Рис. Таможенные операции и задачи таможенных органов в условиях их реформирования
Взаимодействие ЦЭДа с таможенными постами фактического контроля, в регионе деятельности которых фактически располагаются товары, будет осуществляться с применением технологии удаленного выпуска товаров.
Исходя из того, что ЦЭД осуществляет исключительно документальный контроль без использования документов на бумажных носителях, ЦЭД может
взаимодействовать с любым ТПФК, в который декларанту товаров удобно представить документы на бумажном носителе.
По мере создания ЦЭДов предполагается внедрение технологии диспетчеризации декларации на товары, предусматривающей автоматическое направление поданной в информационную систему таможенных органов декларации в ЦЭД в зависимости от категории товара, вида транспорта или места налогового учета участника ВЭД.
Для того чтобы систематизировать действия таможенных органов по направлениям контроля, определяемым в соответствии с ключевыми параметрами товара, предлагается использовать матрицу таможенного контроля.
Под матрицей таможенного контроля понимается систематизированное в виде прямоугольной таблицы представление элементов таможенного и иных видов контроля, осуществляемого таможенными органами (контроль веса, количества товара, кода Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), таможенной стоимости, льгот, преференций, соблюдение запретов и ограничений, валютный контроль и др.) в соответствии с временной шкалой таможенных операций с товарами (табл. 1).
Следует подчеркнуть, что таможенные органы проводят также функциональный таможенный контроль - контроль за лицами, осуществляющими деятельность в области таможенного дела, таможенной инфраструктурой, а также условиями совершения таможенных операций. Для систематизации данного вида контроля предлагается использовать матрицу функционального таможенного контроля (табл. 2).
Следующим необходимым элементом определения структуры таможенных органов является рациональное распределение полномочий и функций между РТУ, ЭТ / ТФК и ЦЭД / ТПФК.
Основный упор при распределении полномочий таможенных органов в рамках «Плана мероприятий („дорожной карты") по реформированию таможенных органов» сделан на разделение операций документального и фактического таможенного контроля. Главным субъектом документального таможенного контроля должна стать электронная таможня.
Электронная таможня представляет собой таможню, обладающую полномочиями по принятию решений по направлениям реализации функций таможенного контроля на этапе таможенного декларирования и решения о выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой. Электронная таможня работает исключительно с электронными документами и обеспечивает руководство деятельностью подчиненного ей ЦЭДа [12; 13].
Основные функции и полномочия таможенных органов после их реформирования представлены в табл. 3.
Кроме того, на ТФК возлагаются следующие полномочия:
- проведение контроля в отношении товаров и физических лиц в ходе таможенных операций, предшествующих подаче декларации на товары;
- проведение фактического контроля в отношении товаров, декларируемых в ЦЭДах;
- проведение контроля после выпуска лиц, имеющих налоговую регистрацию (по КПП) в регионе деятельности данной ТФК, а также товаров, находящихся в распоряжении этих лиц, либо товаров, статус которых в качестве товаров ЕАЭС не подтвержден.
л Я
к ч чо
Л
Н
§ I
ж
о «
О
о ж ж
о
ж ®
о ж о о 53 У
а &
ВИД КОНТРОЛЯ Товарный знак КА со го КА ФК »ф КА »Ф о КА
Валютный контроль * * * о
Запреты и органи-чения КА КА го КА ФК о КА ФК о
Исчисленные платежи
Льготы
Преференции со оо
Описание товара** КА со го КА ФК о КА ФК о КА ФК о
Код товара** КА со го КА ФК о КА ФК о КА ФК о
Страна происхождения КА со го КА ФК о КА ФК о КА ФК о
Стоимость* КА со го КА ФК со КА ФК со КА ФК о
Кол-во мест КА со го КА ФК о КА ФК о КА ФК о
Кол-во товара КА со го КА ФК о КА ФК о КА ФК о
Вес брутто товара КА со го КА ФК о КА ФК о КА ФК о
Вес нетто товара КА со го КА ФК со КА ФК со КА ФК со
то > I— Б ТФК ТПФК > I— Б т ТФК ТПФК > 1— Б т ТФК ТПФК > 1— Б 1=5 т ТФК ТПФК
ЭТАП КОНТРОЛЯ Предварительное информирование Прибытие Транзит Временное хранение
_ = = >
г
О
Т5 О
О |
§
I
Ё §
¡8!
Окончание таблицы 1
ВИД КОНТРОЛЯ
ЭТАП КОНТРОЛЯ ТО Вес нетто товара Вес брутто товара Кол-во товара Кол-во мест Стоимость* Страна происхождения Код товара** Описание товара** Преференции Льготы Исчисленные платежи Запреты и органи-чения Валютный контроль Товарный знак
РТУ КА КА КА КА КА КА КА КА КА КА КА КА КА КА
Регистрация декларации ЭТ ФК ФК ФК ФК ФК ФК ФК ФК ФК ФК ФК ФК КА ФК
V ЦЭД О О О О О О О О О О О О О О
и выпуск товаров ТФК ФК ФК ФК ФК В ФК В ФК ФК ФК*** КА ФК
ТПФК Э Э Э Э В О В Э 0 ФК*** Э
РТУ ВТ/КА ВТ/КА ВТ/КА ВТ/КА ВТ/КА ВТ/КА ВТ/КА ВТ/КА ВТ/КА ВТ/КА ВТ/КА КА КА ВТ/КА
Контроль после выпуска ЭТ ФК
VI ЦЭД
ТФК ВТ/О* ВТ/О ВТ/О ВТ/О ВТ/О ВТ/О ВТ/О ВТ/О ВТ/О ВТ/О ВТ/О ВТ/О ВТ/О ВТ/О
ТПФК
ч и
¿1
р
в
й о в
Примечания:
* - на этапах I—IV - контроль фактурной стоимости, на этапах У-У1 - контроль таможенной стоимости; ** - в объеме сведений, предусмотренном для этапа;
*** - перемещение физическими лицами наличных денежных средств, упрощенное декларирование; О - основной контроль; В - вспомогательный контроль;
3 - сведения могут заявляться, но на этапе не контролируются;
Э - контроль по требованию ЭТ;
ФК - осуществление функционального контроля;
КА - осуществление контрольно-аналитической функции;
ВТ - вторичный контроль;
* ВТ/О - при смещении акцентов в отношении участников ВЭД низкого уровня риска (контроль до выпуска не осуществляется).
О!
Таблица 2
Матрица функционального таможенного контроля
№ п/п Показатель РТУ ТФК ТПФК ЭТ ЦЭД
1 Применение форм таможенного контроля
1.1 Досмотр/осмотр КА ФК О ФК -
1.2 Проверка документов и сведений КА ФК О ФК О
1.3 Осмотр помещений и территорий О О О - -
1.4 Получение объяснений В В О В О
1.5 Таможенное наблюдение КА ФК О - -
1.6 Таможенная проверка О О О О В
Камеральная проверка О О В - -
Выездная проверка О О В - -
1.7 Личный таможенный досмотр ФК О
2 Ведение реестровой деятельности
2.1 Включение в реестр владельцев СВХ КА О В - -
2.2 Контроль за деятельностью СВХ КА О О - -
2.3 Включение в реестр владельцев ТС
2.4 Контроль за деятельностью ТС
2.5 Включение в реестр владельцев МБТ
2.6 Контроль за деятельностью МБТ
2.7 Контроль за деятельностью УЭО О О О В В
2.8 Контроль ЗТК КА ФК О - -
2.9 Контроль сроков нахождения на СВХ, ТС КА ФК О - В
2.10 Контроль за деятельностью таможенного представителя КА О О ФК О
3 Операции, связанные с помещением под процедуру
3.1 Помещение товара под процедуру (электронная форма) КА ФК ФК ФК О
3.2 Помещение товара под процедуру (бумажная форма) КА ФК О - -
3.3 Помещение под процедуру транзита КА ФК О - -
Установление маршрута следования КА ФК О - -
3.4 Завершение процедуры транзита КА ФК О - -
Контроль условий нахождения под процедурой КА О О ФК В
3.5 Прием документов на бумажном носителе по требованию ЦЭДа - В О В -
3.6 Контроль за лицензируемым товаром ФК ФК В О О
3.7 Взимание утилизационного сбора КА ФК О В -
3.8 Выдача документов на бумажном носителе (ПТС, ПШТС) - ФК О - -
3.9 Контроль объектов интеллектуальной собственности КА ФК О
3.10 Выдача разрешения на переработку ФК О -
3.11 Корректировка ДТ до выпуска КА - - ФК О
3.12 Корректировка ДТ после выпуска КА О - О -
3.13 Предварительные классификационные решения КА О -
4 Иные функции
4.1 Обеспечение функционирования пункта пропуска О О О - -
Окончание таблицы 2
№ п/п Показатель РТУ ТФК ТПФК ЭТ ЦЭД
4.2 Проведение иных форм государственного контроля КА ФК О - -
4.3 Подтверждение факта вывоза О О - -
4.4 Радиационный контроль КА КА О - -
Примечания:
О - основной контроль;
В - вспомогательный контроль;
З - сведения могут заявляться, но на этапе не контролируются;
Э - контроль по требованию ЭТ;
ФК - осуществление функционального контроля;
КА - осуществление контрольно-аналитической функции.
Таблица 3
Функции и полномочия таможенных органов после реформирования
Таможенный орган Функции и полномочия
- Координация деятельности электронной таможни и таможен фактического контроля; - организация, координация, анализ и контроль деятельности подчиненных таможенных органов, осуществляемой на основе системы управления рисками, по обеспечению и соблюдению запретов и ограничений, защите прав на объекты интеллектуальной собственности, требований актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования; - контроль осуществления таможенных операций, связанных с ввозом товаров и их вывозом; - методическое сопровождение совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля; - обеспечение единообразия практики применения таможенного законодательства; - применение СУР (центры оперативного мониторинга); - организация и проведение мероприятий по применению перспективных таможенных технологий;
Региональное таможенное управление - организация, координация и контроль деятельности подразделений таможенного контроля после выпуска товаров таможен; - контроль и мониторинг таможенных операций и деятельности лиц в области ВЭД; - организация, координация и проведение контроля после выпуска товаров в целях соблюдения лицами обязательных требований и норм законодательства; - организация контроля и мониторинга деятельности лиц низкого уровня риска, в том числе координация отработки мер по минимизации рисков в рамках смещения акцентов контроля; - организация, координация и осуществление контроля по пресечению незаконного оборота товаров; - организация и осуществление контроля по предотвращению незаконного ввоза / вывоза товаров, включая координацию и контроль деятельности мобильных групп;
- прогнозирование доходов федерального бюджета и контроль исполнения контрольного задания; - проведение ведомственного контроля решений, принятых таможенными органами; - взаимодействие в целях повышения эффективности таможенного контроля с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти; - разработка и организация системы мер по профилактике преступлений и административных правонарушений; - координация взаимодействия подразделений электронной таможни и подразделений дознания; - администрирование бюджетных средств таможенных органов региона; - хозяйственное обеспечение деятельности электронных таможен
Окончание таблицы 3
Таможенный орган Функции и полномочия
Электронная таможня - Осуществление операций, связанных с декларированием и выпуском деклараций на товары; - обеспечение соблюдения прав и законных интересов лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, и создание условий для ускорения товарооборота; - совершение действий по идентификации риска, анализу риска и определению уровня риска при декларировании товаров путем подачи декларации на товары; - таможенный контроль таможенной стоимости товаров при их декларировании, до выпуска товаров; - внесение изменений в декларацию на товары до выпуска товаров; - контроль правильности исчисления сборов, пошлин, налогов; - принятие решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС; - контроль за соблюдением правильности заявления в декларации на товары сведений, необходимых для целей валютного контроля, при декларировании товаров; - таможенный контроль правильности определения происхождения товаров и соблюдения условий предоставления тарифных преференций до выпуска товаров; - экспортный контроль; - принятие и возврат (зачет) обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин; - контроль поступления и списания денежных средств с лицевых счетов плательщиков таможенных пошлин, налогов; - учет лицензий; - выявление факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей; - выявление, предупреждение и пресечение, а также учет административных правонарушений и преступлений; - проведение ведомственного контроля решений, принятых ЦЭДом; - организация круглосуточной технической поддержки и обеспечение непрерывного функционирования информационно-технических и программных средств ЕАИС ТО
Таможня фактического контроля - Контрольные операции, связанные с прибытием и процедурой транзита товаров; - декларирование товаров с применением бумажной формы; - совершение действий по идентификации риска, анализу риска и определению уровня риска; - прием от декларантов документов на бумажных носителях по требованию электронной таможни; - проведение фактического контроля товаров при запросе электронной таможни; - ведение реестровой деятельности и контроль за деятельностью лиц, включенных в реестры; - контроль за перемещением делящихся радиоактивных материалов; - выдача разрешения на переработку; - подтверждение факта вывоза товаров; - осуществление контроля соблюдения физическими лицами таможенного законодательства при пересечении границы; - проведение контроля соблюдения лицами обязательных требований и норм законодательства после выпуска товаров; - пресечение незаконного оборота товаров; - предотвращение незаконного ввоза товаров, контроль и патрулирование с использованием мобильных групп; - координация и контроль деятельности мобильных групп; - контроль за соблюдением условий помещения под выбранную таможенную процедуру; - контроль после выпуска правильности исчисления пошлин, налогов; - расчет и взыскание задолженности; - таможенный контроль таможенной стоимости товаров после выпуска товаров; - таможенный контроль правильности определения происхождения товаров и соблюдения условий предоставления тарифных преференций после выпуска товаров; - внесение изменений в таможенную декларацию после выпуска товаров; - выявление, предупреждение и пресечение, а также учет административных правонарушений и преступлений; - проведение ведомственного контроля решений, принятых таможенными постами фактического контроля
Для того чтобы рассчитать нагрузку на должностных лиц таможенных органов, необходимо в соответствии с матрицей таможенного контроля и шкалой процессов идентифицировать осуществляемые ими таможенные операции и определить трудоемкость таких операций [14].
Таким образом, реформирование системы таможенных органов в соответствии с Комплексной программой 2020 и адаптация технологий совершения таможенных операций к системным изменениям в экономике (цифровизации экономики) и международных экономических отношениях позволит значительно сократить сроки совершения таможенных операций, повысив качество и прозрачность работы таможенных органов, при этом создать благоприятные условия для ведения бизнеса, обеспечения максимальной эффективности национальной экономики и облегчения ведения мировой торговли.
Новая структура таможенных органов, включающая региональные электронные таможни, центры электронного декларирования, таможни и таможенные посты фактического контроля, реализация возложенных на них функций и полномочий должны обеспечить автоматизацию процессов, связанных с таможенным администрированием, а также взаимодействие таможенных органов с участниками ВЭД преимущественно в электронном виде, сократить временные и финансовые издержки для участников ВЭД и повысить эффективность таможенного контроля.
Использованные источники
1. Липатова Н. Г., Жеребен Е. В. Digitalization as a way to improve the interaction of customs and tax authorities during customs control after the release of goods // Proceedings of the International Scientific and Practical Conference on Digital Economy (ISCDE). 2019. P. 359-364.
2. Мантусов В. Б., Шкляев С. В. Информационные таможенные технологии в обеспечении соблюдения запретов и ограничений во внешней торговле и защиты прав интеллектуальной собственности // Вестник Российской таможенной академии. 2017. № 4 (41). С. 78-85.
3. Липатова Н. Г., Жеребен Е. В. Применение цифровых технологий во взаимодействии таможенных и налоговых органов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров // Журнал правовых и экономических исследований. 2019. № 4. C. 158-167.
4. Концепция развития таможенной службы до 2020 г.: основные направления, цели и задачи: стенограмма выступления В. И. Булавина на XIV ежегодной конференции АЕБ «Таможня и Бизнес - 10 шагов навстречу», 27.03.2018 [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta. ru/expert_opinion/59524/, свободный (дата обращения: 05.11.2019).
5. Доклад руководителя ФТС России В. И. Булавина на совместном заседании Общественного совета и Экспертно-консультативного совета по реализации таможенной политики при ФТС России «О проекте Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» [Электронный ресурс]. URL: http://old.customs.ru/ index.php?optioN=com_content&view=article&id=27547:-2030-&catid=40:2011-01-24-15-02-45&Itemid=2094&Itemid=1835 (дата обращения: 05.11.2019).
6. Приказ ФТС России от 21.10.2015 № 2133 «Об утверждении основных направлений развития информационно-коммуникационных технологий в таможенных органах Российской Федерации до 2030 года».
7. Программа развития цифровой экономики в Российской Федерации до 2035 года [Электронный ресурс]. URL: https://aetp.ru/news/item/410256.
8. Саенко В. В., Куштапин С. А. и др. Основные направления развития информационно-коммуникационных технологий в таможенных органах Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-razvitiya-informatsi-onno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-v-tamozhennyh-organah-rossiyskoy-federatsii.
9. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
10. Приказ ФТС России от 27.06.2017 № 1065 «О решении коллегии ФТС России от 25 мая 2017 года „О Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года"» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
11. Приказ Минфина России от 09.01.2018 № 2 «Об утверждении плана мероприятий („дорожной карты") по реформированию системы таможенных органов в период с 2018 года по 2020 год».
12. Письмо ФТС России от 25.12.2017 № 01-11/73654 «Об электронных таможнях».
13. Малышенко Ю. В., Богданов М. П. Внедрение технологий автоматической регистрации и выпуска товаров российской таможней // Вестник Российской таможенной академии. 2017. № 4. С. 107-113.
14. Сомов Ю. И. Комплексный подход к экономической оценке возможности применения перспективных информационно-коммуникационных технологий в деятельности таможенных органов // Вестник Российской таможенной академии. 2019. № 3. С. 95-103.
Д. Б. Жуков
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ В ЦЕНТРАХ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ
В статье проанализировано состояние автоматизации технологий совершения таможенных операций в центрах электронного декларирования в 2019 г. и содержание основных технико-технологических доработок программных средств. Приведены схемы взаимодействия центров электронного декларирования и постов фактического контроля. Определены актуальные задачи таможенных органов Российской Федерации, связанные с построением новой модели совершения таможенных операций в целях дальнейшего развития автоматизации.
Ключевые слова: Федеральная таможенная служба; «Комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 года»; центр электронного декларирования; таможенный пост фактического контроля; автоматизация совершения таможенных операций; авторегистрация; автовыпуск.
D. B. Zhukov
DEVELOPMENT DIRECTIONS OF TECHNOLOGIES FOR IMPROVING CUSTOMS OPERATIONS IN ELECTRONIC DECLARATION CENTERS
The state of automation of customs operations technologies in electronic declaration centers in 2019 and the content of the main technical and technological improvements of software tools are analyzed in the article. Schemes of interaction between electronic declaration centers and actual check-points are given. The current tasks of the customs authorities of the Russian Federation related to the construction of a new model of customs operations for the further development of automation are defined by the author.
Keywords: the Federal Customs Service; "Comprehensive development program of the Federal Customs Service of Russia untill 2020"; electronic declaration center; customs check-point; automation of customs operations; auto-registration; auto-release.
Первый год функционирования таможенных органов в рамках создаваемой единой сети электронных таможен и центров электронного декларирования