Цифровизация бизнес-процессов транспортной инфраструктуры: современные методы управления
Фадеева Наталья Владимировна,
канд. техн. наук, доцент, доцент кафедры «Управление персоналом», Красноярский институт железнодорожного транспорта — филиал ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет путей сообщения», [email protected]
Статья посвящена рассмотрению направлений цифровизации в области управлении транспортной инфраструктуры. Отмечается, что в транспортной сфере доминируют следующие тенденции: перевод всей или части деятельности на процессный подход к управлению; имплементация технологий искусственного интеллекта; попытки перехода к упреждающему управлению; рост значения и доли мультимодальных перевозок. Анализируется роль цифровых стандартов и описаний процессов. Рассмотрена сущность кольцевой модели в управлении транспортной инфраструктурой, основанной на симбиозе ERP - MES - PLM-систем. Автор статьи приходит к выводу о том, что важной тенденцией развития транспортной отрасли, которая оказывает непосредственное влияние на актуализацию процессного подхода к управлению и оцифровке деятельности транспортных предприятий, является мультимодальность. Кроме того, рассмотрен российский опыт цифровизации транспортной сферы.
Ключевые слова: транспорт, цифровизация, интеллектуализация, процессный подход к управлению. стандартизация, мультимодальные перевозки
Транспортная отрасль играет колоссальную роль в развитии государственной экономики. Кроме того, транспорт является важным сегментом рыночных отношений, эффективная деятельность которого обеспечивает устойчивое функционирование и развитие отраслей народного хозяйства и предприятий частного сектора, каждое из которых в той или иной степени зависит от функционирования транспортной системы. Транспортные компании - будь то государственные или частные - представляют собой важное звено регулирования рыночных отношений: они формируют цепочки товародвижения, устанавливают хозяйственно-правовые отношения между транспортом и владельцами грузов, транспортом и пассажирами [2, с. 83].
Несколько десятилетий назад в научной литературе и в практике транспортных компаний появилась устойчивая позиция, постулирующая необходимость дигита-лизации отрасли. «Оцифровка» логистики, грузоперевозок, общественного транспорта и смежных сфер стала пониматься как единственно возможный путь к сохранению конкурентоспособности организаций. Дискуссии на эту тему привели, в свою очередь, к возникновению и введению в научный и масс-медийный оборот термина «Логистика 4.0», обозначающего «деятельность по формированию и управлению многоуровневыми цепями поставок с применением технологических нововведений в процессе продвижения товара по цепи поставок, направленную на установление взаимодействия и координацию взаимоотношений всех ее участников» [4, с. 38].
Векторы применения цифровых технологий в управлении транспортной инфраструктурой
Как отмечают Т. Е. Евтодиева и А. А. Полуботко, Логистика 4.0, будучи одним из компонентов концепции «цифровая экономика», подразумевает активное включение инновационных технологий в формирование, трансформацию и оптимизацию транспортной деятельности в контексте «турбулентности рыночной среды». При этом, Логистика 4.0 опирается, помимо прочего, на (1) оперативный мониторинг текущих процессов, (2) прогнозирование и (3) горизонтальное взаимодействие функциональных подсистем как со внешней (рыночной) средой, так и друг с другом [4, с. 38].
Как указывают А. Н. Ларин и И. В. Ларина, цифровизация транспортной отрасли осуществляется, прежде всего, по следующим направлениям: цифровизация инфраструктуры, роботизация производства и внедрение систем автопилота; автоматизация управления [7, с. 113]. А. Д. Ефимов с соавт. также обращаются к новейшим тенденциям эволюции транспорта. Обобщив существующие в мировой литературе разработки и авторские позиции, исследователи приходят к выводу о доминировании четырех ключевых трендов транспортной сферы:
1) перевод всей или части деятельности на процессный подход к управлению;
2) имплементация технологий искусственного интеллекта;
3) попытки перехода к упреждающему управлению;
4) рост значения и доли мультимодальных перевозок [5, с. 6].
При этом все позиции вышепредставленного перечня есть, по сути, грани одной и той же тенденции - цифровизации, и являются взаимодополняющими, либо протекают параллельно, не взаимоисключая друг друга.
Процессно-ориентированный подход, по сущности, является тем трендом, который диктует векторы развития транспортной системы многих государств. Фундаментом данного подхода к управлению выступает идентификация бизнес-процессов, выполняемых на предприятии; при этом абсолютное большинство систем процессного управления транспортной инфраструктурой опирается на информационные технологии при создании моделей бизнес-процессов. Имплементация данного управленческого подхода инициируется посредством описания процессов, создания карты процессов, автоматизации системы выполнения процессов. Эффект от применения такого подхода достигается за счет экономии затрат времени на выполнение операций, подготовку сопутствующей документации [2, с. 85].
Описание и унификация (стандартизация) бизнес-процессов представляет собой один из фундаментальных принципов процессного подхода к управлению. Цифровизация в плане стандартизации процессов, как показывает реальная практика, крайне важна. Е. А. Лебедев с соавт. [8, с. 62] утверждают формирование «новых парадигм логистики и промышленности» привело к расширению зон применения точных наук. Тексты описаний процессов и стандартов в транспортных системах все чаще пишутся не на естественных, а на искусственных и абстрактных языках, понимаемых компьютерными системами, что, в свою очередь, уже сегодня приносит существенную прибыль и экономит временные ресурсы. В ситуациях мультимодальных перевозок, к примеру, машинописные и машиночитаемые стандарты могут быть успешно декодированы любым из «звеньев» мультимодального трансграничного процесса.
Процессный подход к управлению, применяемый в области транспорта, несомненно, обладает особой спецификой. В связи с этим требуется адаптировать понятийный аппарат, выработанный в теории менеджмента в отношении процессного подхода, к исследуемой нами предметно-тематической области. Таким образом, можно сказать, что бизнес-процесс представляет собой последовательность строго регламентированных действий, имеющих своей целью достижение определенного результата за счет производства, модификаций транспортно-логистического продукта или услуги при условии использования определенного объема ресурсов [10, с. 137]. В проектировании аналоговой или цифровой бизнес-системы транспортного предприятия крайне важно детерминировать границы процессов, так называемые «входы» и «выходы». Применительно к рассматриваемой сфере входом процесса можно считать, согласно С. С. Пинчук, «триггерное условие, инициирующее определенную последовательность действий с входящим или ожидающим транспортно-логистическим продуктом» [10, с. 137].
Среди цифровых технологий, которые используются в современных цифровых операционных моделях процессного управления транспортной инфраструктурой, следует отметить следующие:
- датчики: устройства, воспринимающие окружающую среду - пассивные либо активные (приводящие в действие);
- RFID (Radio Frequency Identification) / NFC (Near Field Communications): в области транспорта их использование актуально при мониторинге и трекинге запасов на складах;
- M2M (Machine-to-Machine): межмашинная связь применяется в целях мониторинга автоматизированного производства;
- беспилотные летательные аппараты: применяются при перемещении грузов и их мониторинга, дополняются, как правило, датчиками, установленными на транспортные средства;
- устройства виртуальной и дополненной реальности: используются в операциях по техническому обслуживанию инфраструктуры, для моделирования опыта;
- технологии AI (Artificial Intelligence): замена человека в моделировании и выполнении процессов на основе глубокого обучения, выявлении скрытых связей между процессами и «слабых мест» в бизнес-системе управления транспортной инфраструктурой.
Зарубежный опыт показывает, что все более актуальной в управлении транспортной инфраструктурой считается так называемая кольцевая модель, сущность которой заключается в симбиозе ERP - MES - PLM-систем. Ее концептуальным и технологическим ядром выступает ERP-система (Enterprise Resource Planning), которая позволяет оперативно и автоматизировано решать задачи управления ресурсами транспортного предприятия. MES (Manufacturing Execution System) - автоматизированная система исполнения процессов, включающая в себя специализированные программные комплексы, направленные на оперативное планирование и управление производством [11, с. 47]. MES-системы способны синхронизировать процессы, что позволяет избежать простоя складов и транспорта, анализировать качество исполнения процессов, оптимизировать их. Функционал MES-систем, применяемых в управлении транспортной инфраструктурой, представлен в Таблице 1.
Таблица 1
Функции МБЭ-системы как компонента процессного управления транспортной инфраструктурой Примечание: разработка автора
Функция Содержание
Моделирование, описание и распределение бизнес-процессов Построение модели производства, централизованное управление, сбор данных по спецификациям груза, транспортного средства, станции, депо и т. п., сбор и внедрение в систему данных о работе с партнерами, подрядчиками, поставщиками, третьими лицами. Составление производственных расписаний; координация процессов и отслеживание статуса исполнения процессов.
Нормирование Проверка на соответствие нормам качества, описаниям процессов, внутренним и внешним регламентам, законодательным нормам.
Диспетчеризация Управление заказами, маршрутизация транспортных средств, управление грузами и их перемещением, контроль выполнения плана, контроль остатков.
Сбор,хранение и защита данных Сбор данных от систем SCADA (Supervisory Control and Data Acquisition), проверка качества и достоверности данных, и архивирование, долговременное хранение, системы информационной безопасности.
Управление техническим обслуживанием транспорта и инфраструктуры Анализ производительности (статистический и математический), калькуляция технико-экономических показателей, учет времени работы и простоя оборудования, компиляция отчетной документации.
Контроль документов Подготовка, прием и проверка электронной документации.
Управление трудовыми ресурсами Координация работы исполнителей бизнес-процессов и конструирование эффективных горизонтальных связей.
Эффективные мультимодальные перевозки как результат цифровизации бизнес-процессов
Важной тенденцией развития транспортной отрасли, которая оказывает непосредственное влияние на актуализацию процессного подхода к управлению и оцифровке деятельности транспортных предприятий, является мультимодальность. Именно мультимодальные перевозки сегодня представляются наиболее перспективным типом организации перемещения пассажиров и грузов. При этом организация мульти-модальной перевозки без использования процессного подхода и диджитал-платформ как его части представляется нам практически невыполнимой задачей. А. Н. Ларин и И. В. Ларина в данной связи говорят о необходимости реализации прикладных разработок и принятии конкретных мер в целях реализации транспортной стратегии; одной из таких мер можно назвать формирование цифровых платформ («комплексов взаимосвязанных технологических решений для взаимодействия участников транспортного рынка» [7, с. 120]). Подобные платформы должны обеспечивать работу транспортно-логистических узлов, регулировать сложную организацию процессов мультимодальных пассажирских и грузовых перевозок, а также регламентировать иные сопутствующие действия.
Тотальная оцифровка бизнес-процессов, как показывает исследование Л. М. Че-ченова и Н. В. Баталова, является единственным методом разрешения многих проблем в области организации мультимодальных перевозок. В рассмотренном авторами проекте Intertran было реализовано продуктивное электронное взаимодействие между морскими портами и железной дорогой в процессе интермодальной перевозки
грузов; важным преимуществом цифровизации в управлении исследуемым нами сегментом транспортной отрасли является взаимодействие со внешними рынками. Отмеченная выше система, в частности, функционирует на базисе компиляции отечественных данных, а также отчетов, собранных азиатскими и европейскими железнодорожными компаниями, иностранными экспедиторскими компаниями, таможенными органами [12, с. 17]. Согласимся с исследователями в том, что в современных условиях крайне актуальным является «расширение цифровой среды доверия между участниками транспортно-логистических процессов» [12, с. 24]. Кроме того, первым шагом к цифровизации бизнес-процессов является их моделирование «как есть», описание и только потом управление, например, как рекомендуют стандарты на системы менеджмента качества ISO серии 9000 [14 - 16], что задает вектор перспективного экономического развития промышленности, в частности, сибирских регионов России [17].
Зарубежный опыт в данном сегменте также весьма показателен: в Китае, Японии и Корее, к примеру, функционирует единая цифровая транспортно-логистическая платформа Logink, интегрирующая функции межорганизационного взаимодействия для одновременного оперативного решения всех задач, возникающих при мультимодальных трансграничных перевозках [7, с. 117].
Российский опыт цифровизации транспортной сферы
Лидерами по цифровизации отрасли и степени внедрения автоматизированной системы бизнес-процессов считаются США, Китай, Южная Корея, Великобритания, Япония, Франция [3, с. 102]; в России же цифровизация транспорта и логистики, по мнению ряда исследователей, носит, скорее, фрагментарный характер; кроме того, и уровень инвестиций в данную область относительно низок [9, с. 198].
Далеко не все возможности диджитал-технологий используются российскими транспортными предприятиями и предприятиями смежных сфер. При этом важность оцифровки транспортной отрасли неоднократно подчеркивается усиленной риторикой представителей властных структур (отметим, в частности, Программу «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [13]).
Как отмечают Н. А. Иванова с соавт. [6, с. 223], главными факторами, детерминирующими развитие управления транспортом в России, можно считать следующие: (1) повышение актуальности международных транспортных коридоров, мультимодаль-ности перевозок и удлинение цепочек поставок; (2) отказ от бумажной документации в пользу обмена «юридически значимыми данными»; (3) онлайн-управление и горизонтальное взаимодействие исполнителей процессов; (4) уход от концепции конкуренции и принятие идеи транспортной экосистемы «как сообщества кооперативных и взаимодополняющих субъектов и регулирующих органов».
Рассмотрим текущий статус внедрения технологий цифровизации бизнес-процессов на транспортном предприятии, лидирующем в России по степени внедрения управленческих инноваций - ОАО «РЖД». К настоящему времени в рамках цифровизации управления железнодорожной инфраструктурой ОАО «РЖД» внедрило платформенные решения, интегрированные с производственными системами, создало многочисленные цифровые сервисы, наладило электронные коммуникации взаимодействия с пассажирами, грузоотправителями, сервисными компаниями, органами исполнительной власти. Бизнес-процессы ОАО «РЖД», помимо прочего, оперируют на базисе систем Интернета вещей, обработки Big Data, распределенного реестра,
цифрового моделирования, искусственного интеллекта. Степень внедрения искусственного интеллекта в транспортную сферу страны позволяет констатировать ее постепенную интеллектуализацию, понимаемую И. В. Аноховым и О. Н. Римской [1, с. 74], как «передачу от человека к технической системе способности калибровать и даже полностью изменять выполняемую программу».
Более того, в компании функционируют мобильные рабочие места; внедрены централизованные средства обеспечения информационной безопасности. Кроме того, ОАО «РЖД» одной из первых в стране ввела в эксплуатацию крупную корпоративную информационную систему ERP на базе SAP R/3 [7, с. 121]. Совокупность данных мер и технологий обобщенно именуется руководством компании проектом «Цифровая железная дорога» [7, с. 120].
Нельзя сказать, что железнодорожная отрасль является единственной в стране, которая внедряет цифровизацию процессов управления; положительный опыт был накоплен такими крупными игроками транспортного рынка, как ГК «Автодор», ПАО «Аэрофлот», ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы», ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», ООО «Глосав» [9, с. 202].
Таким образом, настоящее исследование позволило, в рамках обозначенной проблематики, сформулировать следующие выводы о тенденциях и потенциале цифровизации транспортной отрасли в рамках процессного подхода к управлению:
- на современном этапе происходит активная цифровизация машин и оборудования и, помимо этого, цифровизация постепенно вводится в управленческие процессы;
- в транспортной сфере все более частым оказывается активное использование программируемых стандартов (описаний процессов), Интернета вещей, искусственного интеллекта;
- транспортные компании страны, безусловно, будут продолжать работу над созданием бесшовных цифровых платформ и интеллектуальных транспортных систем для мультимодального взаимодействия;
- можно сказать, что несмотря на некоторое отставание от передового зарубежного опыта, в России уже сформированы технологические и управленческие условия для глобальной цифровой транспортной среды.
Литература
1. Анохов, И. В. Этапы развития транспортных коридоров: механизация, роботизация, интеллектуализация и перспективы цифровизации / И. В. Анохов, О. Н. Римская // Стратегические решения и риск-менеджмент. - 2022. - № 1. - С. 72-79.
2. Жаков, В. В. Конкурентоспособность и инновации в сфере транспортного производства / В. В. Жаков // Евразийский Союз Ученых. - 2019. - № 12-1 (69). - С. 8285.
3. Зарипова, Р. С. Внедрение цифровых технологий как фактор повышения эффективности работы транспортно-логистических систем / Р. С. Зарипова, О. А. Ро-чева, Ф. Р. Хамидуллина, М. В. Арбузова // International Journal of Advanced Studies. -2021. - № 2. - С. 100-114.
4. Евтодиева, Т. Е. Логистика в условиях цифровой экономики / Т. Е. Евтодиева, А. А. Полуботко // Вестник РГЭУ РИНХ. - 2020. - № 1 (69). - С. 35-42.
5. Ефимов, А. Д. Анализ современных трендов цифровой логистики / А. Д. Ефимов, Е. Н. Бессарабов, М. Р. Караева, В. А. Мохов, Е. К. Яркин // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Технические науки. - 2019. - № 2 (202). - С. 5-12.
6. Иванова, Н. А. Цифровизация как фактор развития международных зеленых транспортных коридоров / Н. А. Иванова, Д. И. Сысоева, В. Е. Бутусова // Транспортное дело России. - 2022. - № 2. - С. 222-223.
7. Ларин, А. Н. Цифровизация автотранспортной и железнодорожной отраслей как ключевой элемент цифровой экономики / А. Н. Ларин, И. В. Ларина // Известия Транссиба. - 2021. - № 4 (48). - С. 109-129.
8. Лебедев, Е. А. Организация цифровых цепей поставок / Е. А. Лебедев, Е. С. Карцева, А. Г. Зверева // Евразийский Союз Ученых. - 2018. - № 4-6 (49). - С. 59-62.
9. Медникова, О. В. Дигитализация рынка транспорта и логистики: интеграция информационных систем. Российский опыт внедрения цифровых технологий в организации логистических процессов / О. В. Медникова, Т. Б. Матвиевская // Вестник Академии знаний. - 2021. - № 4 (45). - С. 197-204.
10. Пинчук, С. С. Методические подходы к оценке эффективности трансформации процессов транспортной компании / С. С. Пинчук // Транспортное дело России. - 2022.
- № 2. - С. 137-140.
11. Рындина, С. В. Бизнес-процессы цифрового предприятия : учеб.-метод. пособие / С. В. Рындина. - Пенза : Изд-во ПГУ, 2020. - 80 с.
12. Чеченова, Л. М. Эффективность реализации мультимодальных перевозок в рамках пилотного проекта Intertran / Л. М. Чеченова, Н. В. Баталова // Транспортные системы и технологии. - 2022. - № 2. - С. 17-27.
13. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (с изменениями на 21 июля 2020 года) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/557309575. - Дата доступа: 01.12.2022.
14. Цэдэнсодном, М. С. Совершенствование системы менеджмента качества предприятия сферы услуг в области перевозок / М. С. Цэдэнсодном, Н. В. Фадеева, Е. В. Замиралова // Наука и бизнес: пути развития. - 2020. - № 5 (107). - С. 159-162.
15. Фадеева, Н. В. Описание элементов услуг пассажирских перевозок воздушным транспортом в соответствии с национальными стандартами качества / Н. В. Фадеева, Б. В. Путько // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 8 (73). - С. 358-366.
16. Фадеева, Н. В. Реализация процессного подхода к услугам пассажирских перевозок / Н. В. Фадеева, Б. В. Путько // Лесной и химический комплексы - проблемы и решения: сборник статей по материалам всероссийской научно-практической конференции : в 2 т.. - 2016. - С. 134-137.
17. Перспективные аспекты экономического развития промышленности в сибирских регионах России / Самаруха А.В., Савченко Е.Е. // Baikal Research Journal. - 2021.
- Т. 12. - № 4.
Digitalization of business processes of transport infrastructure: modern management methods
Fadeeva N.V.
Irkutsk State Transport University
The article is devoted to the consideration of the directions of digitalization in the field of transport infrastructure management. It is noted that the following trends dominate in the transport sector: transfer of all or part of the activity to a process approach to management; implementation of artificial intelligence technologies; attempts to transition to proactive management; growth in the importance and share of multimodal transportation. The role of digital standards and process descriptions is analyzed. The essence of the ring model in the management of transport infrastructure based on the symbiosis of ERP - MES - PLM systems is considered. The author of the article comes to the conclusion that an important trend in the development of the transport industry, which has a direct impact on the actualization of the process approach to managing and digitizing the activities of transport enterprises, is multimodality. In addition, the Russian experience of digitalization of the transport sector is considered.
Keywords: transport, digitalization, intellectualization, process approach to management. standardization, multimodal transportation
References
1. Anokhov, I. V. Stages of development of transport corridors: mechanization, robotization, intellectualization and digitalization
prospects / I. V. Anokhov, O. N. Rimskaya // Strategic decisions and risk management. - 2022. - No. 1. - P. 72-79.
2. Zhakov, V. V. Competitiveness and innovation in the field of transport production / V. V. Zhakov // Eurasian Union of Scientists.
- 2019. - No. 12-1 (69). - S. 82-85.
3. Zaripova, R. S. Implementation of digital technologies as a factor in improving the efficiency of transport and logistics systems /
R. S. Zaripova, O. A. Rocheva, F. R. Khamidullina, M. V. Arbuzova // International Journal of Advanced studies. - 2021. - No. 2. - P. 100-114.
4. Evtodieva, T. E. Logistics in the conditions of the digital economy / T. E. Evtodieva, A. A. Polubotko // Bulletin of the RSEU
RINH. - 2020. - No. 1 (69). - S. 35-42.
5. Efimov, A. D. Analysis of modern trends in digital logistics / A. D. Efimov, E. N. Bessarabov, M. R. Karaeva, V. A. Mokhov, E. K.
Yarkin // Izvestiya vuzov. North Caucasian region. Series: Engineering sciences. - 2019. - No. 2 (202). - P. 5-12.
6. Ivanova, N. A. Digitalization as a factor in the development of international green transport corridors / N. A. Ivanova, D. I.
Sysoeva, V. E. Butusova // Transport business of Russia. - 2022. - No. 2. - P. 222-223.
7. Larin, A. N. Digitalization of the motor transport and railway industries as a key element of the digital economy / A. N. Larin, I.
V. Larina // Izvestiya Transsib. - 2021. - No. 4 (48). - S. 109-129.
8. Lebedev, E. A. Organization of digital supply chains / E. A. Lebedev, E. S. Kartseva, A. G. Zvereva // Eurasian Union of Scientists.
- 2018. - No. 4-6 (49). - S. 59-62.
9. Mednikova, O. V. Digitalization of the transport and logistics market: integration of information systems. Russian experience of
introducing digital technologies in the organization of logistics processes / O. V. Mednikova, T. B. Matvievskaya // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2021. - No. 4 (45). - S. 197-204.
10. Pinchuk, S. S. Methodological approaches to assessing the efficiency of transformation of the processes of a transport company / S. S. Pinchuk // Transport business of Russia. - 2022. - No. 2. - P. 137-140.
11. Ryndina, S. V. Business processes of a digital enterprise: textbook. allowance / S. V. Ryndina. - Penza: Publishing House of PGU, 2020. - 80 p.
12. Chechenova, L. M. The effectiveness of the implementation of multimodal transportation within the framework of the Intertran
pilot project / L. M. Chechenova, N. V. Batalova // Transport systems and technologies. - 2022. - No. 2. - P. 17-27.
13. Decree of the President of the Russian Federation "On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024" (as amended on July 21, 2020) [Electronic resource]. - Access mode: https://docs.cntd.ru/document/557309575. - Access date: 12/01/2022.
14. Tsedensodnom, M.S. Improving the quality management system of a service sector enterprise in the field of transportation / M.S. Tsedensodnom, N.V. Fadeeva, E.V. Zamiralova // Science and business: ways of development. - 2020. - No. 5 (107). -S. 159-162.
15. Fadeeva, N. V. Description of the elements of services for passenger transportation by air in accordance with national quality standards / N. V. Fadeeva, B. V. Putko // Economics and Entrepreneurship. - 2016. - No. 8 (73). - S. 358-366.
16. Fadeeva, N. V. Implementation of the process approach to passenger transportation services / N. V. Fadeeva, B. V. Putko // Forestry and chemical complexes - problems and solutions: collection of articles based on the materials of the All-Russian scientific and practical conference: in 2 t.. - 2016. - S. 134-137.
17. Perspective aspects of the economic development of industry in the Siberian regions of Russia / Samaruha A.V., Savchenko E.E. // Baikal Research Journal. - 2021. - T. 12. - No. 4.