Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В УПРАВЛЕНИИ ДОРОЖНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ'

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В УПРАВЛЕНИИ ДОРОЖНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ТРАНСПОРТ / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / МЕНЕДЖМЕНТ / ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фадеева Н.В.

Статья посвящена рассмотрению ключевых векторов цифровизации транспортной сферы и трансформации управления дорогами. Цифровая экономика автором понимается как экономика цифрового сектора, а цифровая дорога - как результат эволюции цифровой экономики. В общем виде цифровую дорогу автор определяет в качестве системы, состоящей из процессов обмена данными, технологий, среды взаимодействия, целью которой является обеспечение качественного управления транспортной инфраструктурой и функционирования транспорта. Выделено два вектора «оцифровки» дорожных хозяйств: технологии, связанные с активами, и технологии, связанные с управлением. Рассмотрены компоненты и уровни управления транспортом и инфраструктурой, а также функции, которые способна выполнять цифровая дорога. Автор рассматривает специфику циркуляции информации в рамках цифровой среды управления дорожным хозяйством. Определены важнейшие технологии, меняющие сущность управления объектами дорожной инфраструктуры и транспортными средствами. В конце статьи автор выделяет барьеры, препятствующие полному переходу к цифровой модели развития транспортной сферы в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATION OF BUSINESS PROCESSES IN ROAD MANAGEMENT

The article considers the key vectors of digitalization of the transport sector and the transformation of road management. The author defines the digital economy as the economy of the digital sector, and the digital road as the product of the evolution of the digital economy. In general, the author defines a digital road as a system consisting of data exchange processes, technology, interaction environment, the purpose of which is to ensure the quality management of transport infrastructure and the functioning of transport. Two vectors of digitization of road facilities have been identified: asset-related technologies and management-related technologies. The components and levels of transport and infrastructure management, as well as the functions that a digital road is capable of performing, are considered. The author analyzes the specifics of information circulation within the digital environment of road management. The most important technologies that change the essence of the management of road infrastructure facilities and vehicles are identified. At the end of the article, the author highlights the barriers that prevent a complete transition to a digital model for the development of the transport sector in the country.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В УПРАВЛЕНИИ ДОРОЖНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ»

Цифровая трансформация бизнес-процессов в управлении дорожным хозяйством

см см о см

о ш т

X

<

т О X X

Фадеева Наталья Владимировна,

канд. техн. наук, доцент, доцент кафедры «Управление персоналом», Красноярский институт железнодорожного транспорта — филиал ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет путей сообщения», fadeeva_natali@inbox.ru

Статья посвящена рассмотрению ключевых векторов цифрови-зации транспортной сферы и трансформации управления дорогами. Цифровая экономика автором понимается как экономика цифрового сектора, а цифровая дорога - как результат эволюции цифровой экономики. В общем виде цифровую дорогу автор определяет в качестве системы, состоящей из процессов обмена данными, технологий, среды взаимодействия, целью которой является обеспечение качественного управления транспортной инфраструктурой и функционирования транспорта. Выделено два вектора «оцифровки» дорожных хозяйств: технологии, связанные с активами, и технологии, связанные с управлением. Рассмотрены компоненты и уровни управления транспортом и инфраструктурой, а также функции, которые способна выполнять цифровая дорога. Автор рассматривает специфику циркуляции информации в рамках цифровой среды управления дорожным хозяйством. Определены важнейшие технологии, меняющие сущность управления объектами дорожной инфраструктуры и транспортными средствами. В конце статьи автор выделяет барьеры, препятствующие полному переходу к цифровой модели развития транспортной сферы в стране.

Ключевые слова: цифровизация, информатизация, транспорт, транспортная инфраструктура, бизнес-процесс, менеджмент, дорожное хозяйство

С одной стороны, цифровизация транспортно-логисти-ческой отрасли является продуктом цифровизации экономики, но с другой - она выступает ее локомотивом, движущей силой. Дороги и дорожная инфраструктура на современном этапе подвергаются «оцифровке», что, в свою очередь, повышает эффективность координации действий и управленческих решений, обеспечивает свободный обмен информацией, способствует оперативности мониторинга выполняемых процессов, выводит часть управленческих задач в «онлайн» [2, с. 39]. Схожие «эволюционные волны стратегических инноваций» [9, с. 17] в транспортной отрасли наблюдались в истории и ранее, однако, на современном этапе модификации они носят кардинальный, общецивилизационный характер и, по всей видимости, полностью изменят представление о транспорте и логистике. Органы власти и руководители транспортных предприятий предпринимают попытки удовлетворить запросы «сегодняшних» и «завтрашних» потребителей и пользователей дорог, в связи с чем они внедряют множество инноваций в рамках общегосударственных и региональных стратегий развития транспорта, посредством реинжиниринга системы управления, имплементации корпоративных регламентов и стандартов, принятия иных мер [3, с. 130].

Среди основных тенденций цифровой экономики, оказывающих непосредственное влияние на развитие транспортной отрасли, можно выделить следующие: (1) возникновение «умной» среды, внедрение компонентов которой сопряжено с рядом неопределенностей и рисков, а также влечет за собой необходимость разработки долгосрочных стратегий с поправкой на интеллектуализацию быта и производства; логически продолжающая первую тенденцию (2) тенденция к применению аналитики, осуществляемой в реальном времени, обработки больших информационных потоков, мониторинга процессов и эффективизации бизнеса в целом; (3) возрастание ожиданий и требований со стороны потребителей наряду с нарастанием конкуренции в транспортной сфере [9, с. 17].

Одним из центральных, важных и, при этом, наиболее противоречивых терминологических понятий в исследуемой нами предметной области является понятие «цифровая дорога». Анализ российских и зарубежных публикаций, посвященных цифровизации транспорта и логистики, демонстрирует большое разнообразие интерпретаций данной концепции - широких и узких, выполненных в контексте менеджмента и с точки зрения технологий и программирования, которые выработаны как с позиции властных структур, так и с точки зрения частного бизнеса. Причина этого - междисциплинар-ность и межотраслевой характер процессов цифровизации дорожного хозяйства, затрагивающих целый спектр экономических, управленческих, технологических, экологических и геополитических аспектов.

Цифровая экономика в общем виде определяется Е. Н. Розенбергом с соавт. [4, с. 45] как экономика, усиленная сетевыми технологиями, экономика, при которой в

приоритете оказываются компании цифрового сектора, которые являют собой точки инновационного роста и обеспечивают экономику цифровыми ресурсами. При этом, влияние цифровой экономики распространяется на все отрасли народного хозяйства, в том числе на транспортную. Цифровая дорога, отмечают исследователи, есть «порождение цифровой экономики, или ин-тернетэкономики» (digitization economics), с присущими ей коммуникативным и сетецентрическим управлением [4, с. 46]. Цифровая дорога - многоаспектное понятие, затрагивающее национальные широкополосные сети, электронные бизнес и коммерцию, управление знаниями и виртуальный рынок.

Подход к дефиниции понятия «цифровая дорога» обусловлен позицией конкретного автора и средой, в которой функционирует дорожное хозяйство. Важнейшим критерием при этом выступает его масштаб: модель цифровой дороги в английском варианте, к примеру существенно отличается от российской. Структурная сложность дорог небольших государств несопоставима со структурной сложностью и географической гетерогенностью дорожной сети крупных стран, что, в свою очередь, приводит к наличию разных подходов к трактовке содержания понятия «цифровая дорога». Если же игнорировать критерий масштаба, можно сказать, что цифровая дорога представляет собой совокупность взаимосвязанных интеллектуальных и коммуникационных технологий, применяемых для управления движением транспортных средств, трафиком и инфраструктурой.

В. Н. Бойков с соавт. [l, c. 58] определяют цифровую дорогу как систему, состоящую из процессов обмена данными, технологии, среды взаимодействия, целью которой является обеспечение качественного управления транспортной инфраструктурой и функционированием транспорта. Определение понятия «цифровая дорога» может быть основано на спектре выполняемых ею функций; В. Н. Бойко с соавт., к примеру, определяют сущность цифровой дороги как совокупность инновационных технологий, которые призваны (1) обеспечивать сквозное непрерывное применение цифровых инноваций на всех стадиях жизненного цикла дорог, дорожной деятельности и в транспортной сфере в целом; (2) автоматизировать процедуры планирования, проектирования, строительства и эксплуатации дорог и дорожной инфраструктуры; (3) автоматизировать процессы движения транспортных средств - от частичной автоматизации (интеллектуальные системы регулирования движения и проч.) до полного исключения человека из процессов функционирования дорог (как в случае беспилотного транспорта [7, с. 4]); (4) унифицировать процессы управления дорожным хозяйством посредством стандартизации и применения цифровых данных, протоколов взаимодействия, виртуальных платформ) [1, с. 58].

Понятие «цифровая дорога» пока не имеет законодательного определения. В тексте Программы цифровой экономики в дорожной отрасли цифровая дорога определяется в качестве трехуровневой системы, что, на наш взгляд, наиболее полно и объективно отражает сущность данной концепции:

1) организационный уровень включает управленческие и информационные процессы, участниками и исполнителями которых выступают дорожные службы, транспорт, социум, властные органы, транспортные компании;

2) технологический уровень включает программные и аппаратные средства, платформы и сквозные технологии;

3) коммуникационный уровень включает регламентацию и стандартизацию процессов, совокупность кадров

- исполнителей процессов, формирование каналов взаимодействия со внутренними и внешними средами [1, с. 58].

М. Ю. Струкалев [5] применяет схожий - структурный

- подход к определению сущности цифровой дороги и дефинирует ее как экосистему «взаимоувязанных цифровых сервисов», распределенных по четырем уровням (векторам) внедрения цифровых инноваций: (1) содержание и управление процессами управления дорожного хозяйства; (2) управление дорожным движением, транспортными потоками и транспортными средствами; (3) обеспечение безопасности транспортных систем; (4) оказание информационных, телекоммуникационных и логистических сервисов.

Базисом цифровой дороги является цифровая инфраструктура - территориально, технологически и функционально интегрированные инфокоммуникацион-ные и инструментальные технологии, включающие системы энергообеспечения, системы мониторинга, информирования и управления, натранспортные средства; интеграционные платформы и единые протоколы, обеспечивающие результативность взаимодействия всех компонентов цифровой дороги [5].

Принимая во внимание вышеизложенное, можно сказать, что цифровизация в области управления дорожным хозяйством - многовекторный и комплексный феномен, протекающий по нескольким направлениям. Можно выделить три ключевых вектора, в которых циф-ровизация определяет трансформации в управлении дорожным хозяйством. Во-первых, цифровизация меняет специфику цепочки создания стоимости в компании, причем изменения начинаются уже на этапе сбора данных и управления ими - машинное обучение и бизнес-аналитика, в конечном итоге, позволяют эффекти-визировать все бизнес-процессы. Во-вторых, цифровой фактор становится ключевым при выработке и реализации долгосрочной корпоративной или государственной (региональной) стратегии. Наконец, цифровизация позволяет транспортным компаниям выходить на новый уровень по охвату потребителей, внедряя трансграничные процедуры и организуя мультимодальные перевозки [9, с. 17].

В. Соуса и И. Мейрелес [9, с. 11-12] указывают на два вектора «оцифровки» дорожных хозяйств: технологии, связанные с активами, и технологии, связанные с управлением. В первую группу технологий авторы включают, к примеру, технологии проектирования, строительства, датчики непрерывного мониторинга, беспилотные транспортные средства и т. п. Данные аспекты цифро-визации транспортной сферы обсуждаются в рамках разработки технологических инноваций. Наука об управлении, в свою очередь, в большей степени сосредоточена на второй группе цифровых технологий, т. е. на инновациях, повышающих эффективность управления дорогами и инфраструктурой. Цифровизация управления транспортом, указывают авторы, обусловлена эволюцией транспортной парадигмы. Сочетание таких технологий, как BIM, ERP, автономная инспекция и непрерывный мониторинг процессов на современных цифровых платформах, обеспечивает беспрецедентный уровень точности управления. Подобные технологии позволяют интегрировать собранные компанией данные с дополнительной информацией, поступающей из внешних источников (например, климатические данные, получаемые

X X

о го А с.

X

го m

о

м о м м

CS CS

о

CS

о ш m

X

<

m О X X

со спутников, геотехническое профилирование, идентификация и характеристика подземной инфраструктуры). Перспективы цифровизации управления транспортом также заключаются в повышении точности прогнозирования, что, в свою очередь, позволяет снизить степень (традиционно высокого) риска в управлении дорогами и инфраструктурой посредством снижения неопределенности. Средства цифровизации способны предоставлять более качественную и полную информацию, используемую в процессах принятия решений; уже на текущем этапе они способны идентифицировать, анализировать и оценивать сложные экономические, кадровые, технические, нормативные, этические и экологические аспекты функционирования дорожного хозяйства

В современных научных работах зачастую можно встретить отождествление понятий «цифровизация» и «информатизация» - вполне, на наш взгляд, оправданное. Речь идет о том, что «оцифровка» рабочих процессов транспорта всегда базируется на работе с информационными массивами, накапливаемыми в виртуальных средах. Следовательно, в фокусе предметной сферы цифровизации транспортной отрасли всегда будут находиться некие информационные процессы и способы обращения с данными. Сбор данных, их анализ, выработка умозаключений по результатам анализа, оценка процессов - все это есть не что иное как процессы взаимодействия пользователя - машины или человека - с информацией.

Следовательно, целесообразным нам представляется рассмотрение того, каким образом циркулирует информация в рамках новой парадигмы развития транспортного сектора. Информационные процессы, формирующиеся в контексте функционирования цифровой дороги, можно дифференцировать на внешние и внутренние. Внутренние процессы, как очевидно, заключены в рамки деятельности - внутренних процессов - транспортной компании или соответствующего отраслевого государственного ведомства; они призваны непосредственно обеспечивать функционирование транспортной инфраструктуры. Внешние процессы обращены к общественности, к органам власти (в случае частных структур), к экологической среде, к потребителям услуг, к конкурентам и партнерам из транспортной и смежных сфер. При этом цифровые технологии - в частности, искусственный интеллект и самообучающиеся инструменты -используют как внешнюю, так и внутреннюю информацию повторно в качестве основы для анализа процессов транспортной инфраструктуры в целях самообучения, отслеживания трендов отрасли и предприятия, коррекции процессов и автоматизации принятия решений в будущем.

При переходе к цифровой модели развития корпоративная транспортная структура или государственный орган прибегают к так называемой технологии информационного моделирования (BIM). Информационное моделирование представляет собой ключевую технологию четвертой промышленной революции, которая позволяет реализовать принцип полного сквозного цифрового представления работы бизнес-системы на всех стадиях производственного цикла. Среди апробированных и успешно имплементированных в реальную практику систем можно выделить следующие:

1) непосредственно сами системы автоматизированного проектирования-моделирования (САПР-BIM);

2) информационные системы управления проектами;

3) системы автоматизированной калькуляции и компиляции сметной документации;

4) системы автоматизированного управления дорожно-строительным оборудованием;

5) геоинформационные системы и инструменты моделирования потоков;

6) системы мониторинга транспортно-эксплуатаци-онного состояния дорог.

Эти и некоторые другие цифровые системы обеспечивают работу информационных моделей цифровых дорог, но, при этом, система САПР-BIM в данном случае является центральным звеном в совокупной системе виртуального инструментария [1, с. 59]. В отечественной практике наибольшее распространение получили такие средства российских и белорусских разработчиков, как IndorCAD/Road, Robur Дороги, Credo Дороги. В ряде случаев используются также комплексные зарубежные системы (Bentley Systems и проч.).

Безусловно, для «оцифровки» системы управления транспортной сферы одного только решения и инициативы будет недостаточно. Полный переход к цифровизации управления транспортом и инфраструктурой возможен исключительно при условии наличия определенных условий и средств, которые смогут обеспечивать виртуальные управленческие системы. Такими фундаментальными компонентами для развития цифровой дороги выступают, в частности, ведомственные опорные геодезические сети, современные виртуальные платформы, обеспечивающие единство координатно-вре-менного пространства протекающих процессов; распределенная инфраструктура транспортных данных; соответствующие регламенты и стандарты, нормативно-правовой массив и адаптированные к виртуальной инфраструктуре нормативно-технические регламенты. Тогда как технологические средства уже достаточно давно и успешно разрабатываются и внедряются в практику, вопросы обновления нормативно-правового массива и регламентов до сих пор порождают множество дискуссий - как в научных кругах, так и в законодательной области.

В данной связи обратимся к барьерам, препятствующим переходу к цифровизации дорожного хозяйства в России. Отметим, что своевременно адаптированные правовые нормы и официальные стандарты не только обслуживают новые отрасли экономики, но и содействуют их развитию; по этой причине крайне важно, чтобы цифровизация управления дорожной отраслью была отражена в законодательстве. Среди наиболее критичных моментов можно выделить недоработан-ность нормативного массива в области цифровой подписи («один из краеугольных камней электронной экономики» [1, с. 60]), приоритет аналоговых регистраций и измерений вместо электронных. Весьма полезным шагом со стороны законодателя станет, безусловно, включение виртуальных моделей в перечень объектов права: модели, цифровые двойники имеют исключительную важность при проектировании, исполнительной съемке, инвентаризации, при мониторинге и оценке статуса объектов дорожной инфраструктуры, транспортных средств и самих дорог [6, с. 29].

Таким образом, цифровая экономика за последнее десятилетие стала необратимой глобальной тенденцией, существенным образом изменившей представления о традиционных сферах производства, торговли, управления и обихода. Цифровая экономика привела к

образованию множества новых идей, концепций и терминологических категорий. В транспортной сфере таковыми являются понятия «цифровая дорога», «цифровая инфраструктура», «информатизация транспорта» и прочие. Относительно недавно термин «дорога» было принято трактовать как инженерное сооружение, предназначенное для движения транспортных средств, тогда как на современном этапе данное определение «обрастает» новыми аспектами и характеристиками, так как часть дорожного хозяйства оказалась перенесенной в виртуальную среду, управляемую посредством сбора, анализа и оценки информационных массивов. Цифровая дорога представляет собой совокупность средств для автоматизированного сбора первичной информации о состоянии перевозочных процессов, автоматизированного принятия решений и выработки управляющих воздействий. Среди наиболее важных технологий, обеспечивающих цифровизацию управления дорожной отраслью, можно выделить информационное моделирование, интеллектуальные транспортные системы, беспилотные транспортные средства. Цифровизация отрасли в России пока еще не завершена, что можно объяснить как некоторым отставанием в имплементации инновационного инструментария, так и наличием административных и нормативных барьеров, которые, можно надеяться, будут устранены в ближайшее время. Кроме того, помимо «оцифровки» технологических процессов транспортной сферы и дорожного хозяйства особое внимание следует уделять и «оцифровке» административно-управленческих процессов, которые, как правило, невидимы и неосязаемы, но влекут за собой серьезные трансакционные издержки вследствие их неверной организации и далее неверного исполнения. Этот аспект ранее был нами апробирован применительно к менеджменту качества транспортных бизнес-процессов [10 -12], и, по нашему убеждению, перспективное экономическое развитие регионов России должно являть симбиоз и синергию «оцифрованных» не только технологических бизнес-процессов, но и управленческих [13].

Литература

1. Бойков, В. Н. Цифровая автомобильная дорога как отраслевой сегмент цифровой экономики / В. Н. Бойков, А. В. Скворцов, Д. С. Сарычев // Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике.

- 2018. - № 2 (75). - С. 56-60.

2. Давыдов, С. С. Экономические аспекты цифровой железной дороги / С. С. Давыдов // Транспортные системы и технологии. - 2017. - № 2. - С. 39-41.

3. Куприяновский, В. П. Цифровая железная дорога

- ERTMS, BIM, GIS, PLM и цифровые двойники / В. П. Куприяновский, В. В. Аленьков, А. А. Климов, И. А. Соколов, А. В. Зажигалкин // Современные информационные технологии и ИТ-образование. - 2017. - № 3. - С. 129166.

4. Розенберг, Е. Н. Цифровая экономика и цифровая железная дорога / Е. Н. Розенберг, В. И. Уманский, Ю. В. Дзюба // Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. - 2017. - № 5 (72). -С. 45-49.

5. Струкалев, М. Ю. Цифровизация автомобильных дорог. Основные походы к цифровой трансформации [Электронный ресурс] / М. Ю. Струкалев // Цифровая эра транспорта. - 2022. - Режим доступа: https://ru.readkong.com/page/cifrovizaciya-avtomobilny-dorog-3444102. - Дата доступа: 01.12.2022.

6. Таричко, В.И. Создание цифрового двойника мобильной канатной дороги / В. И. Таричко // Ученые записки Брянского государственного университета. - 2020. - № 2 (18). - С. 28-32.

7. Nevez, J. The impacts of autonomous vehicles on urban road infrastructures / J. Neves, J. Velez // Network Industries Quarterly. - 2018. - Vol. 20. - № 4. - Pp. 3-6.

8. Trindade, M. The impact of digitalisation in asset-intensive organisations / M. Trindade, N. Almeida // Network Industries Quarterly. - 2018. - Vol. 20. - № 4. - Pp. 14-17.

9. Sousa, V. Risk management prospects with the digitalisation of road infrastructures / V. Sousa, I. Meireles // Network Industries Quarterly. - 2018. - Vol. 20. - № 4. -Pp. 10-13.

10. Цэдэнсодном, М. С. Совершенствование системы менеджмента качества предприятия сферы услуг в области перевозок / М. С. Цэдэнсодном, Н. В. Фадеева, Е. В. Замиралова // Наука и бизнес: пути развития. -

2020. - № 5 (107). - С. 159-162.

11. Фадеева, Н. В. Описание элементов услуг пассажирских перевозок воздушным транспортом в соответствии с национальными стандартами качества / Н. В. Фадеева, Б. В. Путько // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 8 (73). - С. 358-366.

12. Фадеева, Н. В. Реализация процессного подхода к услугам пассажирских перевозок / Н. В. Фадеева, Б. В. Путько // Лесной и химический комплексы - проблемы и решения: сборник статей по материалам всероссийской научно-практической конференции : в 2 т.. - 2016. - С. 134-137.

13. Перспективные аспекты экономического развития промышленности в сибирских регионах России / Са-маруха А.В., Савченко Е.Е. // Baikal Research Journal. -

2021. - Т. 12. - № 4.

Digital transformation of business processes in road management Fadeeva N.V.

Irkutsk State University of Railway Transport

JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20, M30, Z33

The article considers the key vectors of digitalization of the transport sector and the transformation of road management. The author defines the digital economy as the economy of the digital sector, and the digital road as the product of the evolution of the digital economy. In general, the author defines a digital road as a system consisting of data exchange processes, technology, interaction environment, the purpose of which is to ensure the quality management of transport infrastructure and the functioning of transport. Two vectors of digitization of road facilities have been identified: asset-related technologies and management-related technologies. The components and levels of transport and infrastructure management, as well as the functions that a digital road is capable of performing, are considered. The author analyzes the specifics of information circulation within the digital environment of road management. The most important technologies that change the essence of the management of road infrastructure facilities and vehicles are identified. At the end of the article, the author highlights the barriers that prevent a complete transition to a digital model for the development of the transport sector in the country. Keywords: digitalization, informatization, transport, transport infrastructure,

business process, management, road facilities References

1. Boikov, V. N., Skvortsov A. V., Sarychev D. S. Digital highway as an

industry segment of the digital economy // Transport of the Russian Federation. Journal of science, practice, economics. - 2018. - No. 2 (75). - S. 56-60.

2. Davydov, S. S. Economic aspects of the digital railway / S. S. Davydov //

Transport systems and technologies. - 2017. - No. 2. - P. 39-41.

3. Kupriyanovsky, V. P. Digital railway - ERTMS, BIM, GIS, PLM and digital

twins / V. P. Kupriyanovsky, V. V. Alenkov, A. A. Klimov, I. A. Sokolov, A. V Zazhigalkin // Modern information technologies and IT education. -2017. - No. 3. - P. 129-166.

4. Rozenberg, E. N. Digital economy and digital railway / E. N. Rozenberg, V.

I. Umansky, Yu. V. Dzyuba // Transport of the Russian Federation. Journal of science, practice, economics. - 2017. - No. 5 (72). - P. 45-49.

X X

о

го А

с.

X

го m

о

to о to to

5. Strukalev, M. Yu. Digitalization of highways. The main approaches to digital

transformation [Electronic resource] / M. Yu. Strukalev // Digital era of transport. - 2022. - Access mode:

https://ru.readkong.com/page/cifrovizaciya-avtomobilny-dorog-3444102. - Access date: 12/01/2022.

6. Tarichko, V.I. Creation of a digital twin of a mobile cable car / V. I. Tarichko

// Uchenye zapiski Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2020. -No. 2 (18). - S. 28-32.

7. Nevez, J. The impacts of autonomous vehicles on urban road

infrastructures / J. Neves, J. Velez // Network Industries Quarterly. -2018. - Vol. 20. - No. 4. - Pp. 3-6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Trindade, M. The impact of digitalization in asset-intensive organizations /

M. Trindade, N. Almeida // Network Industries Quarterly. - 2018. - Vol. 20. - No. 4. - Pp. 14-17.

9. Sousa, V. Risk management prospects with the digitalization of road

infrastructures / V. Sousa, I. Meireles // Network Industries Quarterly. -2018. - Vol. 20. - No. 4. - Pp. 10-13.

10. Tsedensodnom, M.S. Improving the quality management system of a service sector enterprise in the field of transportation / M.S. Tsedensodnom, N.V. Fadeeva, E.V. Zamiralova // Science and business: ways of development. - 2020. - No. 5 (107). - S. 159-162.

11. Fadeeva, N. V. Description of the elements of services for passenger transportation by air in accordance with national quality standards / N. V. Fadeeva, B. V. Putko // Economics and Entrepreneurship. - 2016. - No. 8 (73). - S. 358-366.

12. Fadeeva, N. V. Implementation of the process approach to passenger transportation services / N. V. Fadeeva, B. V. Putko // Forestry and chemical complexes - problems and solutions: collection of articles based on the materials of the All-Russian scientific and practical conference: in 2 t.. - 2016. - S. 134-137.

13. Perspective aspects of the economic development of industry in the Siberian regions of Russia / Samaruha A.V., Savchenko E.E. // Baikal Research Journal. - 2021. - T. 12. - No. 4.

CN CN O

es

O m m x

<

m o x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.