УДК 629.4.07
А. Н. Ларин, И. В. Ларина
Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС), г. Омск, Российская Федерация
ЦИФРОВИЗАЦИЯ АВТОТРАНСПОРТНОЙ И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ОТРАСЛЕЙ КАК КЛЮЧЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Аннотация. В настоящей статье рассматриваются направления цифровизации транспортной отрасли как в Российской Федерации, так и в зарубежных странах. Представлена характеристика направлений цифровизации транспортной отрасли как элементов технологической революции (индустрия 4.0). Проведен обзор подходов и различных цифровых платформ, применяемых для цифровизации транспортной отрасли для выявления и анализа основных векторов развития в области цифровизации транспортной отрасли.
Приведены сравнительные данные по затратам на цифровую экономику и НИОКР в Европе, США и России. Показано масштабное проникновение цифровых технологий как на управленческом уровне, так и на технологическом уровне, которое в свою очередь позволяет предприятиям принимать своевременные оперативные решения в ходе операционной деятельности с целью увеличения коэффициента использования активов, сокращения текущих затрат, повышения общей эффективности и оптимизации логистической деятельности, а также позволяет осуществить интеграцию всех бизнес-процессов предприятия за счет применения Ш-технологий в процессном подходе определения взаимосвязи бизнес-процессов, что в свою очередь позволяет создать безопасную интегрированную систему, включающую в себя как интеллектуальные активы, электронный документооборот, так и аналитику данных. Выделены четыре основных направлениия процессов цифровизации в транспортной отрасли.
Выделены основные направления процессов цифровизации в транспортной отрасли. Приведены примеры внедрения цифровых технологий на автомобильном и железнодорожном транспорте в России и мире. Рассмотрена работа локальных информационных цифровых платформ в единой цифровой платформе транспортного комплекса. Показаны преимущества использования информационных цифровых платформ. Предложена модель единой транспортной цифровой бизнес-логистической экосистемы.
Ключевые слова: Цифровизация, цифровая экономика, индустрия, транспортная отрасль, блокчейн-тех-нологии, информационные цифровые платформы, железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт.
Andrey N. Larin, Irina V. Larina
Omsk State Transport University (OSTU), Omsk, the Russian Federation
DIGITALIZATION OF THE ROAD TRANSPORT AND RAILWAY INDUSTRIES AS A KEY ELEMENT OF THE DIGITAL ECONOMY
Abstract. This article discusses the directions of digitalization of the transport industry, both in the Russian Federation and in foreign countries. The characteristic of the directions of digitalization of the transport industry as elements of the technological revolution (industry 4.0) is presented. The review of approaches and various digital platforms used for digitalization of the transport industry to identify and analyze the main vectors of development in the field of digital-ization of the transport industry.
Comparative data on the costs of the digital economy and R&D in Europe, the USA and Russia are presented. The large-scale penetration of digital technologies is shown, both at the managerial level and at the technological level, which in turn allows enterprises to make timely operational decisions during operational activities in order to increase the asset utilization rate, and also allows for the integration of all business processes of the enterprise through the use of IT technologies in the process approach of determining the relationship of business processes, four main directions of digitalization processes in the transport industry are identified
The main directions of digitalization processes in the transport industry are highlighted. Examples of the introduction of digital technologies in road and rail transport in Russia and the world are given. The work of local digital information platforms in a single digital platform of the transport complex is reviewed. The advantages of using digital information platforms are shown. A model of a unified digital transport business-logistics ecosystem is proposed.
Keywords: digitalization, digital economy, industry, transport industry, blockchain technologies, digital information platforms, rail transport, automobile transport.
Транспортная отрасль играет важную роль в российской экономике. Ее доля в структуре валовой добавленной стоимости достигает 7 %. На территории Российской Федерации протяженность железнодорожных линий общего пользования составляет 86 тыс. км и занимает третье место в мире; протяженность автомобильных дорог занимает пятое место в мире и составляет 1529 тыс. км; протяженность внутренних водных путей составляет 101 тыс. км и занимает второе место в мире, а г. Новороссийск, являясь крупнейшим портом по объему перевалки (155 млн т в год), занимает третье место в Европе. В условиях глобализации мировой экономики ключевым индикатором ее роста является цифровизация. Глобальное движение в сторону цифровизации трансформирует не только транспортную отрасль, но и цифро-визацию и интеграцию процессов в рамках всей страны [1].
Методологической основой для написания настоящей статьи послужили научные представления про цифровизацию как экономическое явление таких исследователей, как Т. В. Авдиенко, А. Н. Дмитриевский, Т. Н. Юдина, J. E. Grunig, A. J. Ritchie. Научно-методические аспекты транспортной отрасли рассмотрены в работах отечественных ученых и специалистов: А. Г. Белоусова, Е. К. Ивакина, М. Е. Залмановой, Д. Т. Новикова, Т. А. Прокофьевой, И. В. Терениной и других авторов. Проблемы управления транспортной отрасли, вопросы применения экономико-математического моделирования в цифровизации и управлении транспортной отрасли исследовали многие ученые, среди них В. В. Гасилова, И. И. Заметалина, А. Б. Мальцева, Р. А. Миянова, О. Г. Солнцева, С. М. Резер и другие авторы. Проблемы и перспективы цифровизации транспортной отрасли в условиях глобализации мировой экономики изучались недостаточно углубленно, что и предопределяет актуальность темы исследования.
Целью работы является выполнение обзора подходов и различных цифровых платформ, применяемых для цифровизации транспортной отрасли, для выявления и анализа основных векторов развития в области цифровизации транспортной отрасли. Задачи исследования:
1. Выявить базовые тренды современной цифровизыции транспортной отрасли.
2. Определить основные цели внедрения цифровых технологий в транспортной отрасли.
3. Рассмотреть перспективы охвата всех элементов транспортной отрасли в процессе циф-ровизации.
4. Выделить ключевые направления процесса цифровизации транспортной отрасли.
5. Рассмотреть результаты использования блокчейн-технологий.
6. Рассмотреть работу локальных информационных цифровых платформ в единой цифровой платформе транспортного комплекса и показать их преимущества.
Результаты исследований. В ходе решения поставленных задач авторами были выявлены пять основных моментов в выбранной предметной области:
1) проанализированы технологии искусственного интеллекта (прежде всего Big data, блок-чейн, применение технологии «Интернет вещей»);
2) рассмотрены перспективы комплексной цифровизации транспортной отрасли;
3) выявлены особенности процессного подхода при цифровизации;
4) определены ключевые направления и цели цифровизации транспортной отрасли;
5) предложена модель цифровой бизнес-логистической экосистемы.
«Цифра» меняет каналы движения товаров, форматы поставки и процессы управления. Компании, вкладывающие денежные средства в цифровые технологии, становятся лидерами отрасли. Однако в целом уровень диджитализации российской транспортной отрасли остается невысоким. Для сравнения средний показатель по другим отраслям - 83 %, как отмечают аналитики PwC в своем исследовании [2].
В настоящее время мировое сообщество является активным участником четвертой промышленной революции, известной также как индустрия 4.0 (впервые термин упоминался Клаусом Швабом в 2011 г. в Германии и обозначал технологии «умных» заводов, а в массовое употребление введен с 2016 г. (https://trends.rbc.ru/trends/industry), в которой выделяют следу-
ющие составляющие: полная оцифровка пространства, субъектов и процессов; новые материалы; новое производство; новые системы управления. Одна из производных индустрии 4.0 -цифровая экономика.
В мировой практике в настоящее время не сложилось единообразного определения цифровой экономики. Если резюмировать весь спектр существующих определений, то в международной практике при описании цифровой экономики акцент делается на технологиях и связанных с их использованием изменениях в способах взаимодействия экономических агентов. В Европейской комиссии под цифровой экономикой подразумевается экономика, зависимая от цифровых технологий. В ОЭСР цифровая экономика характеризуется опорой на нематериальные активы, массовое использование данных, повсеместное внедрение многосторонних бизнес-моделей и сложность определения юрисдикции, в которой происходит создание стоимости. Всемирный банк определяет цифровую экономику как экономику, в которой благодаря развитию цифровых технологий наблюдается рост производительности труда, конкурентоспособности компаний, снижение издержек производства, создание новых рабочих мест, снижение бедности и социального неравенства [3]. Достаточно емкое определение цифровой экономики сформулировано коллективом авторов в научной статье [4], под которым понимается объединение взаимосвязанных технологий по сбору, хранению, обработке, передаче данных в информационных системах, а также статистических данных. В ЕАЭС в рамках реализации цифровой повестки понимается круг актуальных для ЕАЭС вопросов по цифровым преобразованиям в рамках развития интеграции, укрепления единого экономического пространства и углубления сотрудничества государств-членов, отраженный в Заявлении о цифровой повестке ЕАЭС (подписано главами государств-членов ЕАЭС 26 декабря 2016 г.). Исходя из широкого многообразия сложившихся терминов и определений для целей исследования можно выделить основную объединяющую суть цифровой экономики, заключающуюся в: технологической трансформации, инициированную массовым внедрением цифровых решений, а также формированием товарных пар в реальном времени - прогноз продаж и покупок, риска и события, что в свою очередь позволяет более информированным хозяйствующим субъектам принимать правильные решения. Одним из основных элементов стратегии развития цифровой экономики является вопрос модернизации транспортной отрасли.
Актуальность данного направления хорошо отражена в таблице роста доли цифровой экономики в валовом внутреннем продукте (ВВП) стран G20 с 2010 по 2021 г. (Evrostat - 30 noy-abrya 2021 goda).
Таблица 1 - Рост доли цифровой экономики в ВВП стран G20 с 2010 по 2021 г.
Страна Доля цифровой экономики в ВВП, %
2010 г. 2016 г. 2021 г.
Великобритания 8,3 12,4 14,2
Китай 5,5 6,9 10,0
Индия 4,1 5,6 5,6
США 4,7 5,4 10,9
Германия 3,0 4,0 8,2
Италия 2,1 3,5 7,3
Франция 2,9 3,4 7,2,
Бразилия 2,2 2,4 6,2
Россия 1,9 2,8 3,9
Австралия 3,4 3,7 5,4
По прогнозам консалтинговой компании АссепШге, использование цифровых технологий должно добавить в 2022 г. 1,36 трлн долларов США, или 2,3 % ВВП в общем объеме ВВП десятки ведущих мировых экономик. ВВП развитых стран увеличится за счет цифровой экономики на 1,8 %, а ВВП развивающихся стран - на 3,4 %. Лидирование в цифровой экономике, а также в цифровизации транспортной отрасли напрямую связано с затратами на научные исследования (таблица 2).
Таблица 2 - Затраты на научные исследования ведущих стран мира за 2020 г. [5]
Ведущие страны ми ра
Страна США Китай Япония Германия Индия Южная Корея Франция Россия Великобритания Бразилия
Затраты, млрд $ 2018 г. 565,76 499,63 189,51 128,55 89,23 89,47 68,33 61,55 52,03 39,38
2020 г. 657,5 525,7 173,3 147,5 58,7 102,5 72,8 44,5 56,9 36,3
Из приведенных данных видно, что Россия по объему внутренних затрат на исследования и разработки (ИР) в расчете по паритету покупательной способности национальных валют занимает девятое место в мире ($44,5 млрд). Пятерку лидеров с заметным отрывом от других стран составляют США ($657,5 млрд), Китай ($525,7 млрд), Япония ($173,3 млрд), Германия ($147,5 млрд) и Республика Корея ($102,5 млрд).
С точки зрения приоритетности сферы исследований и разработки в структуре экономики, т. е. по удельному весу затрат на науку в ВВП, Россия (1,04 %) занимает лишь 37-е место [6]. Топ-5 по этому показателю занимают: Израиль - 4,9 %, Республика Корея - 4,6, Тайвань - 3,5, Швеция - 3,4, Япония - 3,2 %. США и Китай, лидирующие по затратам на отрасль, располагаются на 9-й и 14-й позициях (3,1 и 2,2 %).
В ближайшие 15 - 25 лет доля цифровой экономики в мировом ВВП составит не менее 50 % - $100 - 200 трлн (отчет LETA Capital и Devar «State of Phygital» о состоянии рынка phygital в третьем квартале 2021 г.). Phygital в омниканальном маркетинге либо в розничной торговле описывает взаимодействие онлайна и офлайна, а в контексте статьи этот термин рассматривается как обеспечение полной интеграции виртуальной среды в реальную жизнь транспортной отрасли. По версии компаний, основу phygital в транспортной отрасли в 2021 - 2023 гг. составят следующие технологии: дополненная и смешанная реальности; IoT; «умные» сенсоры; маячки (QR-коды, NFC, RFID); 5G; человекомашинные интерфейсы + механика UX; носимые устройства; когнитивные вычисления; кибер-физические системы.
Наиболее существенное увеличение цифровизации с 2022 до 2030 г. эксперты ожидают в таких отраслях, как телекоммуникации в пять раз - с $2 до $10 трлн, информационные технологии в четыре раза - с $5 до $21 трлн, электронная коммерция в три раза - с $9 до $25 трлн.
По оценкам специалистов, стремительно развивающийся сектор экономики, включающий в себя коммуникации на стыке цифрового и физического пространств, к 2030 г. станет одним из самых перспективных. Этому способствует непрерывный рост числа пользователей Интернетом в мире. По состоянию на апрель 2021 г. зафиксировано 4,8 млрд (более 60 % населения). При этом за последние 12 месяцев прирост новых пользователей составил 330 млн - 990 000 новых пользователей каждый день, что в свою очередь для обеспечения конкурентоспособности транспортной отрасли требует ее дальнейшей цифровизации.
Сама суть цифровизации - это комплекс процессов в экономике и обществе, который заключается в массовом распространении технологий, основанных на использовании бинарного кода, который влечет за собой очевидные качественные изменения в организации технологического и общественного уклада.
Касательно транспортной сферы цифровизация - это масштабное проникновение цифровых технологий как на управленческом, так и на технологическом уровне, что в свою очередь позволяет предприятиям своевременно и оперативно принимать решения логистической деятельности предприятия и оперировать операционной деятельностью для повышения не только коэффициента использования активов, но и рационального использования текущих затрат и издержек, снижения количества неэффективных операций и оптимизации всех элементов логистической цепочки. Все перечисленное выше позволяет осуществить интеграцию всех бизнес-процессов предприятия за счет применения IT-технологий в процессном подходе определения взаимосвязи бизнес-процессов, что в свою очередь позволяет сформировать эффективную и гибкую интегрированную цифровую транспортную систему с применением интеллектуальных систем, электронного документооборота, мониторинга и анализа данных, а также
системы безопасности. Переход на цифровые технологии в транспортной системе оказывает непосредственное влияние на всю логистическую цепочку поставок, что приводит к снижению рисков нарушений во время транспортировки грузов и пассажиров, разбивке процессов на подпроцессы и их синхронизации, мониторингу и анализу оперативной обстановки в режиме настоящего времени, что в свою очередь приводит к принятию оперативных решений, соответствующих данной обстановке в конкретном месте и дает преимущество над конкурентами в оперативном управлении всеми транспортно-логистическими процессами (Standart ISO 28002:2011). Совершенствование цифровой инфраструктуры происходит за счет улучшения качества коммуникационных сетей за счет внедрения технологий 4G и 5G и оптоволоконных средств передачи данных, которые позволяют улучшить доступ в Интернет. В совокупности все такие интегрированные системы образуют инфраструктуру транспорта и интегрируют в себе компьютерные аппаратные и программные технологии, логистические системы и совершенные цифровые исполнительные механизмы [6].
Исходя из перечисленного выше можно выделить четыре основных направления процесса цифровизацни в транспортной отрасли (рисунок 1).
Рисунок 1 - Направления цифровизации транспортной отрасли
Цифровизация транспортной инфраструктуры - возможность регулирования транспортного потока, отслеживания его составляющих и снижения, связанных с ним издержек и затрат.
Роботизация производственных процессов - использование автономных транспортных средств и оборудования, для работы с которыми не требуется вмешательство человека.
Масштабная автоматизация управленческих процессов - снижение риска допущения ошибок, обусловленных человеческим фактором.
Внедрение систем автопилота. В настоящее время эти системы реализованы на гражданских самолетах и судах, занимающихся морскими грузовыми перевозками, а также в качестве эксперимента - на общественном транспорте как в России, так и за рубежом [7].
Варианты развития цифровизации в мировой транспортной отрасли представлены следующими странами.
США. По экспертным оценкам можно смело утверждать, что цифровизация в мире началась с Запада: в США еще в 1990-х гг. стали появляться первые онлайн-магазины и торговые площадки - курс задал Amazon (1994). Однако еще за 30 лет до этого в Америке была создана система резервирования авиабилетов Sabre, обрабатывающая сегодня более 30 % всех бронирований. Ее используют и российские воздушные перевозчики.
По мнению американских экспертов, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в производство и в транспортную отрасль предоставляет огромные возможности, позволяя бизнесу совершенствовать технологические процессы, сокращать сроки выпуска продукции, снижать производственные затраты, улучшать взаимодействие с потребителями. Те, в свою очередь, получают доступ к более широкому спектру коммерческих предложений [8].
Автомобильная отрасль. В США основной программой развития транспортной системы является программа внедрения автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУД), которая включает в себя математическое моделирование движения автомобилей и транспортных потоков (так называемое микро- и макромоделирование); единую систему
информации; электронную систему выбора и указания маршрута; систему оказания помощи водителям (отчет U.S. Department of Transportation. Strategic Plan for FY 2018 - 2022. Draft for Public Comment - октябрь 2018).
Как и во многих других отраслях, американские проекты на рынке автомобильных грузоперевозок являются первопроходцами относительно остального мира. Перечислим часть таких проектов: первая биржа «DAT.com (DIAL- at -Truck)» - 1978 г.; биржа Freightquote -1998 г. (куплена C.H. Robinson за $365 млн в 2015 г.); первый маркетплейс Uship.com -2006 г.; первый uber-like проект Cargomatic - 2013 г.; Convoy- 2014 г.; TruckerPath - 2016 г., они зашли на рынок через приложение для перевозчиков.
В декабре 2019 г. в США закончился трехлетний период перехода на электронные устройства логирования (ELD) рабочего времени водителей грузовиков и автобусов. В России и Европе этот прибор называется тахографом. Внедрение ELD-устройств привело к нескольким последствиям.
1. Новый сегмент рынка получил широкое распространение благодаря государственным инициативам. Объем рынка ELD-устройств оценивают в $4 млрд в США, не считая рынка Канады.
2. Появились ELD-операторы: сегодня их около 250 в США, и лицензию может получить любая компания, соответствующая требованием DOT (Министерство транспорта США).
3. Государство получило возможность следить онлайн за соблюдением правил работы водителя, что существенно снижает возможности злоупотребления со стороны игроков рынка и ставит всех в одинаковые условия.
4. Повысилась безопасность дорожного движения.
5. Улучшились фискальные функции государства, теперь все рабочие часы водителя учтены, как и подоходный налог с них.
6. Появилась повсеместная возможность оцифровки данных о передвижениях транспортного средства и его состоянии.
Сравнительно простой способ получения лицензии оператора привел к высокой конкуренции на рынке ELD-устройств, среди участников - гиганты от AOL до многочисленных стартапов.
США активно инвестируют в технологию «Интернет вещей» (Industrial Internet of things, IloT), обеспечивающую сбор, обработку и анализ данных с мониторингом производства и потребления товаров и услуг, промышленность США ожидает увеличение выручки на 493 млрд долл. и сокращение расходов на 421 млрд долл. в течение ближайших пяти лет за счет упрощения взаимодействия между производителем - транспортной отраслью - покупателем. (https://www. pwc.com/ industry-4.0).
Железнодорожная отрасль. В 2008 г. правительство США ввело законодательство, которое требует внедрения усовершенствованных мер безопасности в железнодорожном секторе. Это известно как Закон по улучшению безопасности на железнодорожном транспорте (RSIA). Благодаря данному закону все железные дороги класса I и пассажирские железнодорожные операторы внедрили систему Положительного контроля поездов (PTC) в части предупреждения столкновений.
PTC предназначен для предотвращения столкновений поезда с поездом, крушений, вызванных превышением скорости, несанкционированных вторжений поездов на участки, где работают дорожники по техническому обслуживанию и блокировке движения поезда через стрелку влево в неправильное положение.
Существуют четыре основных элемента в системе РТС, которые интегрированы с помощью беспроводной системы связи: бортовая система, придорожные системы, серверы бэк-офиса, содержание путей.
РТС позволил увеличить пропускную способность дорог на 40 % за сравнительно малые инвестиции и небольшое время. Также отмечено снижение потерь на перевозках за счет
уменьшения аварий (когда железная дорога стоит, она теряет деньги, а когда работает - приносит деньги). PTC внедрен и уже представляет собой сложную прогностическую систему, которая работает на предотвращение несчастных случаев.
Система Railinc - инновационная компьютеризированная система инвентаризации, которая регистрирует размеры, габариты и грузоподъемность подвижного состав в отрасли железнодорожных вагонов. Примерно 570 сетей железных дорог проходят через интеллектуальные датчики и системы с использованием IoT, которые отслеживают движение и состояние железнодорожных вагонов по пути. Railinc анализирует эту информацию, чтобы предоставлять железным дорогам и их клиентам существенные результаты анализа с целью повышения их безопасности и эффективности.
Применение пневматических тормозов с электронным управлением (ECP). ECP-тормоза обеспечивают распространение электронного тормозного сигнала мгновенно по всему поезду, позволяя вагонам тормозить быстрее, чем с обычными пневматическими тормозами (www.gao.gov).
Система «Colas Rail - экспресс-доставки» - высокоскоростные железнодорожные грузовые решения с помощью клиентов. Данная система «экспресс-сервиса» предназначена для обеспечения большего охвата доставки в тот же день от центральных складов и более быстрого времени транзита по сравнению с автодорогой и «классическими» железнодорожными грузовыми перевозками и прямого доступа для железнодорожных грузов в городских центрах.
США можно охарактеризовать как страну, у которой образование и научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) являются основной движущей силой цифрового роста [5]. Они продолжают опираться на использование талантов всего мира, умение быстро разрабатывать и внедрять новые технологии, сохраняя за собой лидирующую позицию. Одной из ключевых идей стратегической инициативы является создание в стране цифрового хаба (Digital Hub), который представляется как концентрированное сотрудничество стартапов на небольшом пространстве. В качестве примера такого цифрового концентратора в США используется «Силиконовая долина».
ЕВРОПА. Европейская комиссия определяет цифровую трансформацию как «объединение передовых технологий и интеграцию физических и цифровых систем, преобладание инновационных бизнес-моделей и новых процессов, а также создание интеллектуальных продуктов и услуг» (www.rolandberger.com). Сложность продвижения цифровизации европейских стран обусловлена не только наличием разветвленной транспортной инфраструктуры и транспортных систем, но и особенностями их функционирования и разной степенью гибкости таких систем при внедрении единых требований при цифровизации транспортной отрасли.
Автотранспортная отрасль. Во Франции в рамках экологических и цифровых проектов разрабатывают следующие программы: программа инвестиций в будущее (IAP) - планы по развитию транспортной инфраструктуры; программа «Транспортное средство будущего» - технологическое структурирование автомобильных, морских и железнодорожных перевозок, связанное с производством пусковых механизмов (тепловых, гибридных или электрических), а также с уменьшением веса и разработкой автономных транспортных средств; программа «Новая промышленная Франция» - «Экологическая мобильность» и «Транспорт завтрашнего дня», которые предусматривают создание технологических дорожных карт (www. gouvernement. fr).
В Великобритании главная задача цифровизации транспортной отрасли - повышение уровня покрытия сетями WI-FI пассажирского и грузового транспорта, что в свою очередь позволит повысить качество и надежность соединения, а это даст возможность диспетчерам и клиентам своевременно получать не только сообщения о проблемах на дороге, но и локализовать места данных проблем, что позволит оперативно изменять транспортные маршруты и
приведет к гибкости в логистических процессах на транспорте. Все, перечисленное выше, позволит функционировать технологии «подключенные и автономные транспортные средства» и «интеллектуальные автомагистрали» в режиме онлайн (www.semanticscholar.org).
Железнодорожная отрасль. На основе исследований, проведенных в ключевых секторах экономики Германии и Европы, консультант по стратегии компания Роланд Бергер (www.rolandberger.com) определил четыре рычага цифрового преобразования для железнодорожной отрасли: цифровые данные, которые после сбора и анализа обеспечивают лучшие прогнозы и решения; системы автоматизации, которые увеличивают скорость, снижают частоту появления ошибок и эксплуатационные расходы; связность, которая синхронизирует цепочки поставок и сокращает инновационные циклы; цифровой доступ клиентов, который позволяет компаниям предлагать клиентам прозрачность и новые услуги.
В ЕС насчитывается около 30 национальных систем железнодорожной сигнализации, что может вызвать технические или эксплуатационные проблемы на границах.
Европейский союз (ЕС), следуя принятым решениям, требует перехода железнодорожной отрасли к единой системе через требование совместимости, реализуемое через ERTMS. С внедрением ERTMS увеличиваются скорость поездов и их плотность на железнодорожной сети. Установленный как на путевой системе, так и на борту, он состоит из европейской системы управления поездом (ETCS), обеспечивающей, чтобы поезд не превышал безопасную скорость и расстояние от других поездов; глобальной системы мобильной связи на железных дорогах (GSM-R), представляющей стандарт радиосвязи для железнодорожных перевозок; системы управления дорожным движением с целью оптимизации движения поездов за счет «умной» интерпретации графиков и данных поездов, известной как Управление уровнями европейского трафика L (сейчас на стадии разработки); набора правил эксплуатации (европейских рабочих правил).
К 2023 г. ERTMS должна оборудовать 50 % из девяти основных грузовых коридоров, а остальные - к 2030 г. Агентство железных дорог Европейского союза определено как орган по внедрению и стандартам [9].
Развиваются цифровые транспортные коридоры TEN-T, которые формируют свои требования к инфраструктуре и подвижному составу.
Одним из наиболее ярких примеров использования искусственного интеллекта (ИИ) в железнодорожных технологиях является его вклад в автоматизацию работы поездов (АТО). ATO передает [9] ответственность за управление операциями от машиниста к системе управления поездом с различной степенью автономии. Международная электротехническая комиссия установила четыре стандартных класса автоматизации поездов: третий класс соответствует операциям без водителя (с членами экипажа на борту), а четвертый - автономным и необслуживаемым поездам. В 2019 г. около 1200 км действующих автоматизированных линий метро обслуживали с помощью АТО (41 город в 19 странах мира), а согласно прогнозам к 2025 г. будет насчитываться более 2300 км автоматизированных линий [9].
Deutsche Bahn - одна из самых передовых железнодорожных сетей в мире - использует технологию интеллектуальных датчиков KONUX, чтобы помочь им сократить расходы на техническое обслуживание и сбои, вызывающие задержки (https://www.konux.com/ ). В настоящее время KONUX оцифровывает высокоскоростную железнодорожную сеть Deutsche Bahn посредством мониторинга состояния коммутаторов и переездов, которые являются важной частью железнодорожной инфраструктуры.
В Европе успешно используется модель контроля движения поездов (RBC). В этом помогают датчики и электронные маяки, которые закрепляются на трассе железнодорожного пути. Они сообщают о своем местоположении и скорости в центр (RBC) с помощью радиосигналов. RBC получает такие данные от всех поездов в одной из рабочих зон, а затем отображает реальный цифровой трафик в сети.
ДРУГИЕ СТРАНЫ. Рассматривая другие страны мира, можно выделить ряд следующих технологий применяемых для цифровизации транспортной отрасли:
в Сингапуре в соответствии с общепринятым направлением развития мировой транспортной отрасли переход на цифровизацию транспортной системы будет сопровождаться внедрением таких систем, как беспилотные поезда, роботизированные погрузчики, автономные колонны грузовиков, автономные такси, краткосрочная аренда автомобилей и велосипедов, устройства для персональной мобильности, автономные автобусы [10];
в Австралии реализация цифровой транспортной системы предполагает внедрение следующих элементов - беспилотные грузовики Rio Tinto, возможность доступа и обработки больших массивов данных (Big data) (внедрение дорожных камер и датчиков) (www. australia. gov. au);
в Китае, Японии и Корее применяют единую цифровую транспортно-логистическую платформу Logink, позволяющую максимально объединить все функции межорганизационного взаимодействия для одновременного оперативного решения всех поставленных задач - улучшения сервиса и уменьшения транзакционных издержек [11].
РОССИЯ. В Российской Федерации основным документом развития транспортной отрасли является Транспортная стратегия Российской Федерации. Первоначально Транспортная стратегия утверждена была в 2008 г. и рассчитана на период до 2030 г. (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р). Правительство РФ 26 марта 2020 г. одобрило проект Транспортной стратегии РФ на период до 2035 г. В соответствии с данным проектом стратегия устанавливает пять приоритетных целей: обеспечение транспортной связанности территории страны; организация эффективной перевозки грузов; организация доступных и качественных перевозок пассажиров; встраивание транспортной системы в мировую транспортную сеть; обеспечение безопасности транспортного комплекса. Для достижения каждой из целей определены конкретные задачи с показателями, которые установлены для горизонта 2024, 2030 и 2035 гг. [12].
Транспортная стратегия - это важнейший документ, который подразумевает полнейшую интеграцию представления о пространственном развитии, экономической активности, перспективных транзитных потоках с планами развития опорных транспортных сетей. Транспортная стратегия определяет принципы, правила работы транспортной системы, в том числе подходы к формированию тарифов, а также предусматривает развитие обеспечивающих систем, в том числе с использованием цифровизации.
В соответствии с Транспортной стратегией применение цифровых решений на транспорте в настоящее время реализовано следующими цифровыми технологиями:
цифровая платформа, реализующая приобретение билетов в электронном виде при пассажирских перевозках на воздушном, автомобильном и железнодорожном транспорте, а также приобретение единого электронного билета на все виды транспорта;
оформление в цифровой среде перевозок грузов в морских портах и железнодорожным транспортом с использованием цифровых систем Этран и Интертран;
применение единой цифровой платформы «Единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности» (ЕГИС ОТБ), которая гарантирует единое информационное обеспечение транспортной безопасности.
Цифровизация транспортной отрасли подразумевает под собой реализацию различных проектов, которые имеют свои актуальность и предназначение. Одним из приоритетов развития транспортной отрасли в соответствии с Транспортной стратегией является обеспечение функционирования опорной сети транспортно-логистических центров. Данная задача рассматривается в рамках реализации первоочередных национальных и стратегических задач в области цифровизации транспортных систем и цифровой логистики, сформулированных в майском Указе Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Реализация данного указа неотъемлемо связана с созданием единой цифровой государственной платформы в области единого транспортного комплекса Российской Федерации,
цифровой информационно-аналитической системы сети цифровых транспортно-логистиче-ских узлов и цифровой системы координации транспортных потоков в цифровой логистике.
Данная цифровая платформа транспортного комплекса предназначена для объединения всех элементов цифрового транспорта и цифровой логистики и играет системообразующую роль в формировании Единой цифровой транспортно-логистической среды (ЕЦТЛС). Данная среда предназначена для обеспечения интеграции всех цифровых систем, обеспечивая безопасный режим сбора, агрегации и обмена транспортно-логистическими данными между коммерческими пользователями и органами государственной власти, решая задачи прослежи-ваемости всей цепи перевозки. ЕЦТЛС - это множество разнообразных цифровых технологий и платформ, предназначенных для оперативного и безопасного обмена актуальными, унифицированными и достоверными данными обо всех этапах перевозочного процесса в реальном режиме времени. На базе данной платформы создаются новые цифровые транспортные стандарты, интегрируются многочисленные информационные ресурсы для населения, бизнеса и государства. Сервисы цифровой платформы позволяют реализовать взаимодействие с партнерами - странами ЕАЭС, со всей мировой транспортной системой в режиме «единого окна». Основными задачами данного проекта являются повышение эффективности взаимодействия всех процессов в транспортном комплексе; полная интеграция цифрового транспортного комплекса Российской Федерации в мировую цифровую транспортную систему; переход на электронный документооборот с использованием лучших международных и отечественных стандартов и практик при внедрении цифровых технологий в транспортной отрасли; обеспечение максимальной загрузки и конкурентоспособности отечественной транспортной отрасли и инфраструктуры в новых условиях глобального мирового транспортного рынка.
Для большинства современных транспортных компаний переход на цифровые технологии - это одно из важнейших условий выживания в глобальной конкурентной борьбе. Современные транспортные компании должны применять новые цифровые решения в организации перевозок, их оформления, контроля и мониторинга.
Рассматривая стратегии цифровой трансформации для автомобильной и железнодорожной транспортных отраслей, можно выделить следующее.
Автомобильный транспорт. Автомобильная транспортная отрасль в Российской Федерации - это около 60 млн транспортных средств. В настоящее время очень актуален вопрос о конкурентоспособности автотранспортной отрасли, о ее интеграции в другие транспортные отрасли, решить который и призвана цифровизация транспортной отрасли. Цифровизация работы автотранспортной отрасли и транспортно-логистических услуг предполагает реализацию следующих условий: наличие телепатических сервисов, передающих данные о передвижении и режиме работы транспорта; большие объемы данных (Big Data); технология «одно окно» - получение полного набора услуг клиентом в одном месте; наличие единого цифрового логистического пространства, которое облегчит процессы доставки товаров транспортом в любую точку страны.
В рамках цифровизации автотранспортной отрасли в соответствии с основными задачами евразийского экономического союза (ЕАЭС) формируется экосистема цифровых транспортных коридоров (ЦТК), и Минтранс в 2020 г. начал проводить апробацию проекта для тестирования основных формирующих ее сервисов.
По экспертным оценкам внедрение системы ЦТК в автотранспортной системе позволит сократить расходы на транспортную составляющую в конечной стоимости продукции примерно на 20 %, повысит качество, надежность и безопасность перевозок в автотранспортной отрасли, пропускную способность международного транспортного коридора ЕАЭС, его конкурентоспособность и коммерческую привлекательность за счет внедрения единого электронного документа (билета), эффективное планирование и управление перевозочным процессом, отслеживание грузов и трансграничный обмен данными.
Создание экосистемы ЦТК позволит достичь синергетического эффекта при цифровизации транспортно-логистической отрасли на территориях государств - членов ЕАЭС, а также
позволит расширить цифровую повестку бизнеса и обеспечить развитие благоприятной деловой среды.
Другим элементом цифровизации автотранспортной отрасли является внедрение электронной транспортной накладной и электронного путевого листа при автотранспортных перевозках. Массовый переход на электронный документооборот в настоящее время затруднен из-за необходимости предоставления бумажных версий документов органам государственной власти. Ежегодные затраты автомобильных грузоперевозчиков составляют более 2 % в год от общих расходов на логистику при оформлении порядка 3 млрд перевозочных документов. Платформа цифрового информационного взаимодействия бизнеса и государства представлена прототипом государственной системы в режиме «единого окна». Данная цифровая платформа обеспечивает верификацию данных и присвоение уникального идентификатора, формирование юридически значимых реестров, доступность информации в режиме реального времени, прослеживаемость перевозки.
Одним из элементов цифровизации автотранспортной отрасли является повсеместное использование онлайн-тахографов. Все это будет реализовано в автоматизированной информационной системе (АИС) «Тахографический контроль».
К основным элементам «Информатизированные транспортные системы» (ИТС), устанавливаемым в рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» (БКАД) относятся табло и знаки переменной информации, видеокамеры, детекторы транспорта, метеостанции. В дальнейшем в соответствии со стратегией развития транспортной отрасли планируется увеличить количество участков автомобильных дорог, оснащенных элементами ИТС, ориентированными на применение энергосберегающих технологий освещения автомобильных дорог, до 40 единиц, 16 из которых планируются на дорогах федерального значения; уже выполнено оснащение 10 участков автомобильных дорог федерального значения элементами ИТС, ориентированными на автоматизацию процессов управления дорожным движением, а также на 11 участках автомобильных дорог и искусственных сооружений регионального значения были размещены элементы ИТС, ориентированные на автоматизацию процессов управления дорожным движением.
Все это направлено на повышение конкурентоспособности автотранспортной отрасли, увеличение объема экспорта транспортных услуг, совершенствование пространственной организации транспортной сети на основе цифровых данных и на другие важные задачи отрасли.
Рассматривая внедрение цифровых площадок в автотранспортной отрасли, необходимо упомянуть платформу TRAFFIC, разработанную компанией BIA-Technologies. Данная цифровая площадка позволяет организовать взаимодействие не только между продавцами и транспортным предприятием, но и между покупателями транспортных услуг.
На данной цифровой площадке предусмотрены следующие услуги:
а) мониторинг в реальном времени актуальных рыночных цен на грузоперевозки на всех видах транспорта;
б) страхование груза в режиме онлайн по системе smart-контрактов;
в) отслеживание в реальном времени не только статуса заказа, но и его целостности;
г) возможность факторинга.
Данная цифровая площадка позволяет сократить время нахождения транспортных средств во время погрузочно-разгрузочными операций. По экспертным оценкам время нахождения под погрузочно-разгрузочными операциями сократится в два раза и на треть произойдет высвобождение персонала. Основным пользователем данной цифровой платформы является логистическая компания «Деловые линии» [13].
Железнодорожная транспортная отрасль. Распоряжением Правительства РФ от 19 марта 2019 г. №466-р утверждена долгосрочная программа развития ОАО «Российские железные дороги» до 2025 г. Данной программой, в частности, предусматривается переход на «циф-
ровую железную дорогу». Программа разработана с учетом послания Президента России Федеральному собранию и Указа Президента от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Рассматривая принципы реализации транспортной стратегии на железнодорожном транспорте, можно выделить основной принцип внедрения данной стратегии - формирование восьми цифровых платформ - комплексов взаимосвязанных технологических решений для взаимодействия участников транспортного рынка. Это следующие платформы: мультимо-дальных пассажирских перевозок; мультимодальных грузовых перевозок; транспортно-ло-гистических узлов; оператора линейной инфраструктуры; логистического оператора электронной коммерции; управления перевозочным процессом; тягового подвижного состава; непроизводственных процессов.
Стратегией развития транспортного комплекса запланирована реализация более 50 цифровых проектов в этих сферах, а также внедрение и использование передовых отечественных и зарубежных инновационных разработок на базе таких цифровых технологий, как хранение и управление «большими массивами» данных, распределенные реестры, промышленный «Интернет вещей», квантовые вычисления и др. [12].
К настоящему времени в рамках цифровизации железнодорожного транспорта получены следующие промежуточные показатели целевого состояния информационных технологий ОАО «РЖД»:
внедрены платформенные решения, интегрированные с производственными системами ОАО «РЖД», обеспечены в рамках ведомственного проекта Минтранса «Цифровой транспорт и логистика» их координация и взаимодействие с цифровыми решениями транспортного комплекса и возможность строить на этой базе цифровые сервисы, созданы электронные каналы взаимодействия с рынком (пассажиры, грузоотправители, сервисные компании), федеральными органами исполнительной власти и в рамках трансграничного взаимодействия (транспортных коридоров);
в технологические процессы ОАО «РЖД» встроены системы Интернета вещей, обработки больших данных, распределенного реестра, цифрового моделирования и искусственного интеллекта;
созданы новое поколение мобильных рабочих мест и электронный документооборот в производственных и управленческих процессах;
модернизирована вычислительная и телекоммуникационная инфраструктура, обеспечивающая гарантированный уровень доступности информационных сервисов;
внедрены централизованные средства обеспечения информационной безопасности на базе импортонезависимых решений;
выстроена системная работа с новыми технологиями (поиск, апробация, прототипирова-ние, внедрение).
На базе перечисленных выше платформ в ОАО «РЖД» начал набирать обороты проект «Цифровая железная дорога», который интегрирует в себе комплекс различных цифровых технологий, направленных не только на повышение качества услуг в области пассажирских и грузовых перевозок, но и в целом всех логистических процессов на транспорте. Современные внедряемые цифровые платформы базируются на сквозном контроле бизнес-процессов, «Интернете вещей» (IoT), аналитике больших данных «Big Data», облачных вычислениях, а также на мобильных технологиях и социальных медиа. Современные требования развития цифровых платформ требуют акцентироваться на их полной интеграции в едином цифровом информационном транспортном пространстве (сети), что позволяет не только участникам деятельности координироваться друг с другом, но и руководству принимать эффективные решения, основанные на оперативных данных.
Для современного эффективного развития цифровых технологий на транспорте, и в частности, цифровой железной дороги, необходим переход на сетецентрическое управление всей транспортной цепью. Требования современной действительности ставят перед ОАО «РЖД»
разработку важных направлений по созданию «умной» железной дороги, что приведет к внедрению интеллектуальных систем управления не только в части управления железнодорожными перевозками и инфраструктурой, но в части взаимодействия с различными видами транспорта и их инфраструктурой. В свою очередь это приведет к реализации основных аспектов цифровой модели бизнеса - бизнес в режиме онлайн, обеспечение своевременной оперативной и актуальной информации для быстрого и оперативного принятия своевременных решений, отвечающих на оперативное изменение обстановки, в области управления движением и инфраструктурой всей транспортной сети [14].
В настоящее время на железнодорожном транспорте применяются автоматизированные автономные системы для контроля за состоянием оборудования и инфраструктуры. Это позволяет снизить риски аварий, минимизировать дополнительные трудозатраты, проводить эффективный контроль за работой оборудования и инфраструктуры в целом вне зависимости от времени суток. На автоматизированных железнодорожных станциях также есть возможность применять оборудование для тестирования полотна и путевой инфраструктуры [7].
В соответствии со своевременными реалиями в ОАО «РЖД» развивают мобильные сервисы для пассажиров, оснащают подвижные составы оборудованием. Одним из таких специализированных сервисов являются специальные проездные порталы, которые предоставляют доступ к информационной среде транспортной сети, что дает возможность осуществить заказ различных транспортных услуг в пути следования или по прибытии в пункт назначения. Для поддержания в работоспособном состоянии транспортной инфраструктуры внедряются и применяются бортовые диагностические комплексы, которые дают возможность вести диагностику верхнего строения пути и контактной сети в режиме реального времени прямо с электропоезда, а полученные результаты оперативно анализируются и дается заключение с необходимыми рекомендациями. Полученные данные передаются в аналитические центры дорог и позволяют оперативно принимать решения о проведении ремонта и обслуживания железнодорожной инфраструктуры по ее реальному состоянию, что приводит к снижению затрат не только на содержание, но и на ремонт. При этом сохраняются качество и надежность инфраструктуры.
Для создания «умной» железной дороги необходимо внедрять цифровые интеллектуальные системы управления железнодорожным транспортом и обеспечить соответствующей инфраструктурой с возможностью интеграции в единую цифровую среду, что позволит собирать и анализировать информацию о текущем состоянии и местоположении подвижного состава [14].
В ОАО «РЖД» осуществляется внедрение самой крупной корпоративной информационной системы (ERP) в России и Европе на базе SAP R/3. ERP (Enterprise Resourse Planning) -это система планирования ресурсов, которая относится к классу автоматизированных систем управления предприятиями, позволяющая интегрировать функции управления финансовой и хозяйственной деятельностью всех подразделений компании. Система SAP R/3 реализована в трехуровневой архитектуре «клиент - сервер», т. е. клиент решает прикладные задачи, а сервер приложений реализует бизнес-логику, сервер баз данных обрабатывает запросы и данные. Основное преимущество данной системы - возможность постепенного наращивания вычислительной мощности по мере увеличения числа пользователей системы и объема обрабатываемой информации. Система гарантирует эффективное использование вложенных в разработку финансовых средств и высокий уровень защищенности, обеспечение целостности данных и защиту от несанкционированного доступа [14].
Исходя из перечисленного выше можно выделить четыре основных направления в развитии цифровых технологий в транспортной отрасли: цифровизация мультимодальных транспортных перевозок - в данном контексте ОАО «РЖД» выполняет функции оператора, который отвечает не только за взаимодействие различных видов транспорта, но объединяет различные услуги и сервисы, связанные с мультимодальными транспортными перевозками; кли-
ентоориентированность - внедрение цифровых сервисов для работы с пассажирами и клиентами, внедрение технологий «от двери до двери» и «точно в срок» с возможностью мониторинга движения груза по всей транспортной сети; появление новых бизнес-моделей и участие в бизнес-сетях; работа с большими данными - проекты, завязанные на сборе, обработке, анализе данных и принятии на их основе оперативных решений. Все перечисленное позволяет оптимизировать не только пассажиропоток, но и грузопоток, внедрять на сети дорог беспилотные «умные» локомотивы, снижать временные затраты и оптимизировать финансовые потоки.
Стоит отметить, что частью реализации цифровизации транспортной отрасли является внедрение блокчейн-технологии, так как она не только обеспечивает качественную перевозку грузов и пассажиров, но и повышает эффективность и стабильность функционирования высокоскоростных магистралей [15, 16].
Блокчейн-технология - это технология централизованного хранения данных [17], позволяющая обмениваться информацией между субъектами логистической и транспортной деятельности без привлечения посредников [15, 16].
Блокчейн-технология дает доступ к информации о пассажирах и грузах, об их состоянии, способе и маршруте их транспортировки, о происхождении и свойствах грузов. Данная технология позволяет отслеживать трансакции, документацию и информацию, которая является проверенной и не будет изменена без согласия всех участников, имеющих к ней одинаковый доступ.
Внедрение блокчейн-технологии приводит к снижению затрат (и трансакций), увеличению надежности и ликвидации ошибок в процессах, возникающих в транспортной цепи поставок [18]. Применение блокчейн-технологии находит отражение на железнодорожном транспорте (рисунок 2) в форме «умных билетов», предполагающих дифференцированную плату за проезд.
Организация движения гру 1 оп а с саж] ]рсю IX выс око скоростных поездов
«Умные бшкты»
Ф ор ми рование I-рафика движения поездов
Рисунок 2 - Применение блокчейн-технологии на железнодорожного транспорта
При помощи блокчейн-технологии происходит формирование графика движения поездов на основе информации о месторасположении подвижного состава и о его состоянии. При налаживании организации движения грузопассажирских высокоскоростных поездов эффективным является использование блокчейн-технологии за счет обеспечения высокого уровня безопасности хранения данных, ясности и понятности их обмена, а также их быстрого поиска [16].
Несмотря на активную цифровизацию транспортной отрасли, на экономическом пространстве России существуют проблемы внедрения цифровизации. Данные проблемы обусловлены нечеткой проработкой целей комплексного внедрения цифровизации транспортной отрасли в целом, включая транспортную инфраструктуру и сами процессы на предприятиях, взаимодействующих с транспортной отраслью. В частности, эти проблемы приводят к низкой конкурентоспособности бизнеса, порождающей ограничение свободного частного инвестирования, в том числе в направлении цифровых технологий. Все это приводит к недостаточной
доступности цифровых услуг как внутри транспортной отрасли, так и у населения [5, 18, 19].
Поэтому необходимо выделить цели внедрения цифровых технологий:
а) создание цельной программы развития транспорта, состоящей из набора структурных вариантов ее развития посредством использования цифровых технологий и выбора одного из них;
б) ориентация решений правительства не только на транспортных монополистов, но и на транспортные предприятия средних и малых форм бизнеса;
в) предоставление возможности реализации исследовательской деятельности и разработок, основанных на зарубежном опыте [5, 19].
Реализация данных целей может быть достигнута с помощью единой цифровой платформы транспортного комплекса (ЦПТК), которая будет создана путем объединения множества локальных информационных цифровых платформ (ИЦП).
ЦПТК должна стать доверительной средой, объединяющей данные с локальных ИЦП, она должна взаимодействовать с государственными информационными системами. Данные платформы должны объединять все элементы цепи создания стоимости товаров, каналы дистрибуции и потребителей и даже отдельные отрасли экономики. ИЦП должны сдерживать доступ «нежелательных» субъектов на рынок [19].
В настоящее время в транспортной отрасли и в области логистики применяются локальные ИЦП, которые используются для планирования перевозочного процесса, интеграции различных видов транспорта при перевозке грузов и переработке их на складах. Это позволяет уменьшить время обработки и доставки грузов, снизить финансовые издержки транспортных компаний и их клиентов.
Создание комплексных информационных цифровых платформ позволит осуществить следующее:
а) повысить качество, безопасность перевозок;
б) расширить число клиентов, так как перевозки станут более комфортными и доступными;
в) оптимизировать временные и финансовые затраты;
г) максимально использовать инфраструктуру транспортной отрасли;
д) максимально эффективно использовать географическое положение;
е) создавать перспективные направления и технологии для развития транспортной отрасли [20].
В настоящее время начата реализация цифровых технологий, предназначенных эффективно взаимодействовать на транспорте с различными клиентами. В ОАО «РЖД» для нужд железнодорожного транспорта была разработана и внедрена цифровая электронная торговая площадка «Грузовые перевозки» (ЭТП ГП). Владельцем и оператором площадки является ООО «Цифровая логистика», дочернее предприятие - ОАО «РЖД».
ЭТП ГП заявлена как самостоятельный цифровой сервис, пользователями которого являются грузоотправители и предприятия, обеспечивающие перевозочный процесс и сопутствующие услуги. Взаимодействие между пользователями сети осуществляется с использованием только цифровых технологий (т. е. в цифровом формате), что в свою очередь приводит к сокращению временных затрат, максимальной прозрачности, быстроте реагирования на любые дополнительные запросы и к оперативности работы по обработке всей информации. В соответствии с применяемыми цифровыми технологиями грузоотправитель и грузополучатель может отслеживать статус перевозки в режиме онлайн. Дальнейшее развитие цифрового сервиса предусматривает не только увеличение ассортимента оказываемых услуг, но и распространение этой площадки и на другие виды транспорта. В качестве элемента клиентоориентирован-ного подхода на данной цифровой площадке предусматривается введение таких услуг, как по-грузочно-разгрузочные работы, терминальные работы, услуги охраны.
Представленные в статье зарубежные страны при цифровизации транспортной отрасли имели ряд преимуществ: развитая инфраструктура; относительная безопасность; ранняя инновационная политика, что позволило получить ранние результаты, а, как следствие, по данным
рейтинга Huawei's Global Connectivity Index (GCI), измеряющего прогресс 50 крупных государств на пути цифровой трансформации благодаря информационно-коммуни-кационным технологиям (ИКТ), Россия находится на 43-м месте из 50 [1]. В то же время в рейтинге Всемирного экономического форума Россия занимает 38-е место в мире по развитости цифровой экономики.
Рассматривая в сравнении развитие цифровой экономики в Европе, США и в России (см. таблицу 1), можно сделать следующие выводы: в среднем по Европе доля цифровой экономики превышает 7 % ВВП, в США - 10,9 % и ежегодно эти показатели растут. В России же вклад цифровой экономики в экономику оценивается в 3,9 % ВВП рост составил 11 % по сравнению с показателями прошлого года, говорится в ежегодном исследовании Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) «Экономика Рунета». Связанные с цифровой экономикой рынки увеличились с 2010 г. в 5,5 раза с 5 до 27,7 трлн руб. К 2025 г. прогнозный объем цифровой экономики России утроится по отношению к 2015 г. и достигнет 9,6 трлн руб. (или 8 - 10 %), это становится возможным за счет внедрения цифровых технологий не только традиционных отраслей и развития самостоятельной высокотехнологичной индустрии, но и за счет цифровизации транспортной отрасли [12].
Как показывает мировой опыт, на автомобильном транспорте происходит внедрение интеллектуальной транспортной системы (ИТС), созданной для управления дорожным движением. ИТС своевременно предоставляет информацию участникам движения о перемещении транспорта на улично-дорожной сети города, благодаря чему увеличиваются средние скорости движения; позволяет повысить пропускную способность транспортной системы и перераспределить транспортные потоки с магистралей с более высокой интенсивностью движения на магистрали с более низкой; снижает загрязнение окружающей среды, вызванное автомобильным транспортом [21]. Если рассматривать Россию, то наглядный пример внедрения ИТС можно наблюдать в Москве, которое происходит с 2013 г. Внедряется также беспилотное такси в Москве, в Иннополисе, в Татарстане и на территории образовательного центра «Сириус» в Сочи. Полностью автономные беспилотники будут работать на территории Иннопо-лиса и центра «Сколково» в Москве, а также на Московской железной дороге (https://www. rbc.ru/technology_and_media).
Итак, можно с полной уверенностью говорить о том, что внедрение цифровых технологий и цифровых площадок в транспортной отрасли является неотъемлемой частью развития цифрового общества и в дальнейшем цифровизация охватит все элементы и процессы в транспортной отрасли.
В то же время на железнодорожном транспорте процесс внедрения цифровых технологий и внедрение digital-форматов в управленческую и производственную деятельность компании является приоритетным элементом программы инновационного цифрового развития транспортной отрасли для перевозчика на пути к созданию «умной цифровой» железной дороги. Современные цифровые системы формируются на принципах взаимодействия больших массивов информации и киберфизических систем, что позволит не только снизить эксплуатационные и производственные расходы, но и повысит эффективность и безопасность всей производственной и логистической цепи при транспортировке.
Современный глобальный рынок транспортировки грузов в цепи поставок подразумевает эффективность и устойчивость транспортно-технологических процессов и систем ИТ-сервиса. Для этого внедряются цифровые платформы, функционирующие в цепях поставок на принципах саморегулирования транспортно-логистических звеньев (элементов) с едиными ресурсами, обеспечивающими высокорезультативное взаимодействие на базе IT-технологий и единых стандартов управления процессами, охватывающие все транспортные отрасли и их инфраструктуру.
Сейчас можно выделить пять ключевых направлений процесса цифровизации транспортной сферы:
а) цифровизация транспортной отрасли и инфраструктуры;
б) цифровизация логистических цепочек на транспорте;
в) автоматизация и роботизация производственных процессов;
г) автоматизация управленческих процессов;
д) внедрение систем беспилотного транспорта.
Основные цели внедрения цифровых технологий:
а) создание цельной программы развития транспорта;
б) ориентация решений правительства на транспортные предприятия средних и малых форм бизнеса;
в) предоставление возможности реализации исследовательской деятельности и разработок, основанных на зарубежном опыте.
В реализации этих целей должна помочь единая цифровая платформа транспортного комплекса.
Согласно данным исследованиям видно, что в условиях формирования цифровой экономики и цифровизации транспортной отрасли необходимо создание комплексной транспортной цифровой бизнес-логистической экосистемы, представляющей собой единое цифровое пространство, объединенное общим процессом создания виртуализации процессов в транспортной отрасли (с учетом взаимодействия различных видов транспорта), функционирующей на основе единых стандартов управления на транспорте и на предприятиях и охватывающей множество участников транспортной деятельности в глобальном экономическом пространстве (рисунок 3).
Рисунок 3 - Единая транспортная цифровая бизнес-логистическая экосистема
Предложенная транспортная бизнес-логистическая экосистема рассматривается как совокупность материальных и нематериальных активов транспортно-логистической отрасли во взаимодействии различных видов транспорта, с множеством поставщиков ресурсов и потребителей услуг, а также процессов на самом предприятии посредством открытых информаци-
онных интерфейсов, технологических систем, политики государства и финансовых инструментов в ответ на развитие цифровой экономики в условиях глобализации. Применение данной транспортной цифровой бизнес-логистической экосистемы приведет к оптимизации бизнес-процессов и логистических процессов компаний, а именно: к сокращению временных затрат на рутинные операции, росту скорости принятия решений, уменьшению потребности в ручном труде и другим положительным результатам внедрения. Однако, делая выводы, нельзя не отметить, что в связи с ростом интенсивности мировой глобализации транспортной отрасли цифровизация происходит при активном развитии и использовании таких технологий и интернет-платформ, как технологии искусственного интеллекта; «физический интернет» - на основе технологии «Интернета вещей»; IT-стандарты, анализ данных, облачные технологии, блокчейн, роботизация и автоматизация, автономные транспортные средства; повышение эффективности логистического обслуживания за счет применения технологии упреждающего управления, непосредственно связанного с разработкой и внедрением трансформационных бизнес-моделей, ориентированных на методы инжиниринга и проактивного управления; широкое комплексное внедрение процессного подхода в компаниях и на транспорте, позволяющего существенно повысить качество и скорость разработки транспортных решений и т. д. Перечисленные тренды определяют сегодня основные направления научных исследований и практических разработок в области цифровизации транспорта, поэтому особенно актуальными остаются вопросы оперативного изменения транспортной цифровой бизнес-логистической экосистемы под текущие тренды в транспортной отрасли.
Список литературы
1. Место России в глобальной цифровой трансформации. - Текст : электронный. - URL: https://habrahabr.ru/company/huawei/blog/303358 (дата обращения: 10.12.2021).
2. Смена парадигмы: будущее транспортно-логистического сектора // Серия публикаций PwC о перспективах развития отраслей в 2020 году. - Текст : электронный. - URL: https://www.pwc.ru/pwc-logistics-transformation-rus.pdf (дата обращения: 10.12.2021).
3. Доклад НИУ ВШЭ при участии Всемирного банка : материалы XXI апрельской международной конференции по проблемам развития экономики и общества. - Москва : НИУ ВШЭ, 2020. - С. 149. - Текст : непосредственный.
4. Василенок, В. Л. Основные тренды цифровой логистики / В. Л. Василенок, А. И. Круг-лова [и др.]. - Текст : непосредственный // Научный журнал НИУ ИТМО. Сер. Экономика и экологический менеджмент. - 2020. - № 1. - С. 69-78.
5. Россия и страны мира : стат. сб. - Москва : Росстат, 2020. - 385 c. - Текст : непосредственный.
6. Карташев, А. В. Управление жизненным циклом сложной наукоемкой продукции в интегрированных сетях поставок : монография / А. В. Карташев, А. Г. Некрасов, К. И. Атаев. - Москва : PrintUp, 2016. - 324 с. - Текст : непосредственный.
7. Машкина, Н. А. Влияние цифровой экономики на развитие транспортной отрасли в мире / Н. А. Машкина, А. Е. Велиев. - Текст : непосредственный // ЦИТИСЭ. - 2020. - № 1. - С. 290-299.
8. First Report of the Digital Economy Board of Advisors. (2020). Washington DC, Department of Commerce, December 2020, p. 1.
9. Pokusaev O., Klimov A., Kupriyanovsky V., Morhat P., Namiot D. International Europe's digital railway - from ERTMS to artificial intelligence, Journal of Open Information Technologies, 2019, vol. 7, no.7, pp. 90 - 119.
10. Howe-Teo R. Singapore's Smart Mobility 2030: Big Data and Car-Lite Society. Available at: https://www.esci-ksp.org/wp/wp-content/uploads/2012/06/J15Nov_p04Chin_Smart-Mobility2030.pdf (accessed 10 December 2021).
11. Titova E. V., Subkhonberdiev A. Sh., Malitskaya V. B., Safonova N. M. Strategy for the sustainable development of the timber industry as subsystems of the regional economy. Education Excellence and Innovation Management through Vision 2020, Proceedings of the 33rd International Business Information Management Association Conference (IBIMA), 2019, pp. 9119 - 9125.
12. Цифровая экономика даст России шанс на рывок в будущее. - Текст : электронный. -URL: http://tass.ru/ekonomika/4390974 (дата обращения: 10.12.2021).
13. Ларин, О. Н. Вопросы трансформации рынка транспортно-логистических услуг в условиях цифровизации экономики / О. Н. Ларин, В. П. Куприяновский. - Текст : непосредственный // International Journal of Open Information Technologies. - 2018. - № 5. - С. 31-35.
14. Гутковская, А. И. Развитие цифровой экономики на железнодорожном транспорте / А. И. Гутковская, Е. А. Гутковская. - Текст : электронный. - URL: http://journal.mrsu.ru/ economics (дата обращения: 10.12.2021).
15. Неманова, Н. А. Комплексный подход к цифровой трансформации интермодальных контейнерных перевозок / Н. А. Неманова. - Текст : непосредственный // Бюллетень результатов научных исследований. - 2019. - № 2. - С. 109-115.
16. Алексеев, С. А. Перспективы внедрения и использования инновационных и интеллектуальных технологий в современных транспортных системах / С. А. Алексеев. - Текст : непосредственный // International Journal of Open Information Technologies. - 2018. - № 6. - С. 38-43.
17. Талапина, Э. В. Применение блокчейна в государственном управлении: перспективы правового регулирования / Э. В. Талапина. - Текст : непосредственный // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2020. - № 3. - С. 93-111.
18. Аналитический доклад «О принципах и подходах цифровой логистики в сфере транспортных услуг государств - членов Евразийского экономического союза» // eurasiancommis-sion.org : сайт. - Текст : электронный. - URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/ener-getikaiinfr/transport/SiteAssets/ДТИ%20главная/АД%20О%20принципах%20и%20подходах% 20цифровой%20логистики%20в%20сфере%20транспортных%20услуг%20государств%20-%20членов%20ЕАЭС^ (дата обращения: 10.12.2021).
19. Цифровая трансформация отраслей: стартовые условия и приоритеты / Г. И. Абдрахманова, К. Б. Быховский, Н. Н. Веселитская [и др.]. - Текст : непосредственный // Материалы междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества. - Москва : НИУ ВШЭ, 2021. - С. 239.
20. Цифровизацию транспорта тормозит отсутствие стандартов и экономической целесообразности. - Текст : электронный. - URL: https://www.cnews.ru/reviews/it_v_transportnoj_ otrasli_2019/articles/tsifrovizatsiyu_transporta_tormozit_otsutstvie_standartov_i_ekonomicheskoj (дата обращения: 10.12.2021).
21. Архитектурно-строительный и дорожно-транспортный комплексы: проблемы, перспективы, инновации : сборник материалов междунар. науч.-практ. конф. - Омск : Сибирский гос. автомобильно-дорожный ун-т, 2019. - 690 с. - Текст : непосредственный.
References
1. Mesto Rossii v global'noi tsifrovoi transformatsii (Russia's Place in the global Digital Transformation), Available at: https://habrahabr.ru/company/huawei/blog/303358 (accessed 10 December 2021).
2. Smena paradigmy: budushchee transportno-logisticheskogo sektora (Paradigm shift: the future of the transport and logistics sector), Available at: https://www.pwc.ru/pwc-logistics-transfor-mation-rus.pdf (accessed 10 December 2021).
3. Doklad NIU VShE pri uchastii Vsemirnogo banka (HSE report with the participation of the World Bank). - Moscow, 2020, p. 149.
4. Vasilenok V. L., Kruglova A. I., Aleksashkina E. I., Negreeva V. V., Plastunova S. A. The main trends of digital logistics [Osnovnye trendy tsifrovoi logistiki]. Nauchnyi zhurnal NIU ITMO. Seriia Ekonomika i ekologicheskii menedzhment - Scientific journal of NIU ITMO. Economics and Environmental Management Series, 2020, no. 1, pp. 69 - 78.
5. Rossiia i strany mira: statisticheskii sbornik (Russia and the countries of the world: a statistical collection). Moscow: Rosstat Publ., 2020, 385 p.
6. Kartashev A. V., Nekrasov A. G., Ataev K. I. Upravlenie zhiznennym tsiklom slozhnoi naukoemkoi produktsii v integrirovannykh setiakh postavok: monografiia (Life cycle management of complex hightech products in integrated supply chains: monograph). Moscow: PrintUp Publ., 2016, 324 p.
7. Mashkina N. A., Veliev A. E. The impact of the digital economy on the development of the transport industry in the world [Vliianie tsifrovoi ekonomiki na razvitie transportnoi otrasli v mire]. TsITISE - CITASE, 2020, no. 1, pp. 290 - 299.
8. First Report of the Digital Economy Board of Advisors. (2020). Washington DC, Department of Commerce, December 2020, p. 1.
9. Pokusaev O., Klimov A., Kupriyanovsky V., Morhat P., Namiot D. International Europe's digital railway - from ERTMS to artificial intelligence, Journal of Open Information Technologies, 2019, vol. 7, no.7, pp. 90 - 119.
10. Howe-Teo R. Singapore's Smart Mobility 2030: Big Data and Car-Lite Society. Available at: https://www.esci-ksp.org/wp/wp-content/uploads/2012/06/J15Nov_p04Chin_Smart-Mobility2030.pdf (accessed 10 December 2021).
11. Titova E. V., Subkhonberdiev A. Sh., Malitskaya V. B., Safonova N. M. Strategy for the sustainable development of the timber industry as subsystems of the regional economy. Education Excellence and Innovation Management through Vision 2020, Proceedings of the 33rd International Business Information Management Association Conference (IBIMA), 2019, pp. 9119 - 9125.
12. Tsifrovaia ekonomika dast Rossii shans na ryvok v budushchee (The digital economy will give Russia a chance to leap into the future), Available at: http://tass.ru/ekonomika/4390974 (accessed 10 December 2021).
13. Larin O. N., Kupriianovskii V. P. Issues of transformation of the transport and logistics services market in the context of digitalization of the economy [Voprosy transformatsii rynka transportno-logisticheskikh uslug v usloviiakh tsifrovizatsii ekonomiki]. International Journal of Open Information Technologies, 2018, no. 5, pp. 31 - 35.
14. Gutkovskaia A. I., Gutkovskaia E. A. Razvitie tsifrovoi ekonomiki na zheleznodorozhnom transporte (Development of the digital economy in railway transport), Available at: http://jour-nal.mrsu.ru/economics (accessed 10 December 2021).
15. Nemanova N. A. An integrated approach to the digital transformation of intermodal container transportation [Kompleksnyi podkhod k tsifrovoi transformatsii intermodal'nykh konteinernykh perevozok]. Biulleten' rezul'tatov nauchnykh issledovanii - Bulletin of scientific research result, 2019, no. 2, pp. 109 - 115.
16. Alekseev S. A. Prospects for the introduction and use of innovative and intelligent technologies in modern transport systems [Perspektivy vnedreniia i ispol'zovaniia innovatsionnykh i intel-lektual'nykh tekhnologii v sovremennykh transportnykh sistemakh]. International Journal of Open Information Technologies, 2018, no. 6, pp. 38 - 43.
17. Talapina E. V. The use of blockchain in public administration: prospects for legal regulation [Primenenie blokcheina v gosudarstvennom upravlenii: perspektivy pravovogo regulirovaniia]. Voprosy gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniia - Public administration issues, 2020, no. 3, pp. 93 - 111.
18. Analiticheskii doklad «O printsipakh i podkhodakh tsifrovoi logistiki v sfere transportnykh uslug gosudarstv - chlenov Evraziiskogo ekonomicheskogo soiuza» (Analytical report «On the principles and approaches of digital logistics in the field of transport services of the member States of the Eurasian Economic Union»), Available at: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/energetikai-infr/transport/SiteAssets/ДТИ%20главная/АД%20О%20принципах%20и%20 подходах%20циф-ровой%20логистики%20в%20сфере%20транспортных%20услуг%20государств%20-%20чле-нов%20ЕАЭС^ (accessed 10 December 2021).
19. Abdrakhmanova G. I., Bykhovskii K. B., Veselitskaia N. N. and others. Digital transformation of industries: starting conditions and priorities [Tsifrovaia transformatsiia otraslei: startovye usloviia i prioritety]. Materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii po problemam razvitiia ekonomiki i obshchestva (Materials of the International scientific conference on the problems of economic and social development). - Moscow, 2021, p. 239.
20. Tsifrovizatsiiu transporta tormozit otsutstvie standartov i ekonomicheskoi tselesoobraznosti (Digitalization of transport is hindered by the lack of standards and economic feasibility), Available at : https://www. cnews. ru/reviews/it_v_transportnoj_ otrasli_2019/articles/tsifrovizatsiyu_trans-porta_tormozit_otsutstvie_standartov_i_ekonomicheskoj (accessed 10 December 2021).
21. Arkhitekturno-stroitel'nyi i dorozhno-transportnyi kompleksy: problemy, perspektivy, inno-vatsii: sbornik materialov mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (Architectural, construction and road transport complexes: problems, prospects, innovations: collection of materials of the international scientific and practical conference). - Omsk, 2019, 690 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Ларин Андрей Николаевич
Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС).
Маркса пр., д. 35, г. Омск, 644046, Российская Федерация.
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Экономика транспорта, логистика и управление качеством», ОмГУПС.
Тел.: +7 (3812) 31-06-48.
E-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Larin Andrey Nikolaevich
Omsk State Transport University (OSTU).
av.,
Omsk, 644046, the Russiаn
35, Marx Federation.
Ph. D. in Engineering, associate professor of the department «Transport economics, logistics and quality management», OSTU.
Phone: +7 (3812) 31-06-48. E-mail: [email protected]
Ларина Ирина Вячеславовна
Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС).
Маркса пр., д. 35, г. Омск, 644046, Российская Федерация.
Кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика транспорта, логистика и управление качеством», ОмГУПС.
Тел.: +7 (3812) 31-06-48.
E-mail: [email protected]
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Larina Irina Vyacheslavovna
Omsk State Transport University (OSTU).
35, Marx av., Omsk, 644046, the Russian Federation.
Ph. D. in Economics, associate professor of the department «Transport economics, logistics and quality management», OSTU.
Phone: +7 (3812) 31-06-48. E-mail: [email protected]
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Ларин, А. Н. Цифровизация автотранспортной и железнодорожной отраслей как ключевой элемент цифровой экономики / А. Н. Ларин, И. В. Ларина. -Текст : непосредственный // Известия Транссиба. -2021. - № 4 (48). - С. 109 - 129.
Larin A. N., Larina I. V. Digitalization of the road transport and railway industries as a key element of the digital economy. Journal of Transsib Railway Studies, 2021, no. 4 (48), pp. 109 - 129 (In Russian).
УДК 656.225.04
Ж. Р. Кобулов, Ж. С. Баротов
Ташкентский государственный транспортный университет (ТГТрУ), г. Ташкент, Республика Узбекистан
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ СРОКА ДОСТАВКИ ГРУЗА ПОВАГОННОЙ ОТПРАВКИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
Аннотация. Усовершенствован метод определения затрат технологического времени переработки поездов в пути следования с учетом продолжительности всех операций, выполняемых вагонами на станциях для эффективной организации технологии грузовых перевозок на железнодорожном транспорте. Разработана модель расчета сроков доставки грузов для правильного определения затрат времени груженых вагонов в пути следования. Разработан метод определения времени, затрачиваемого на технологические операции на станциях, и сроков доставки грузов. Разработанный метод позволяет определять и заблаговременно планировать объем работ, которые будут выполняться на станциях. Приведены показатели, влияющие на продолжительность времени срока доставки груза. Рекомендована усовершенствованная формула определения сроков доставки грузов на железнодорожном транспорте. В статье предложена технология расчета нормы суточного пробега повагонных отправок в зависимости от выполняемых технологических операций с вагонами на станциях и расстояния перевозки. Достоверность результатов исследования подтверждается использованием современных методов расчета. Теоретические исследования проведены на основе законов математической статистики. Научная значимость полученных результатов характеризуется усовершенствованием методов определения затрат технологического времени переработки поездов и сроков доставки грузов на основе систематизации условно-постоянных и случайных факторов, оказывающих влияние на перевозочный процесс на железнодорожном транспорте.
Ключевые слова: доставка грузов, груз, местный вагон, техническая станция, подвижной состав, расформирование и формирование поездов.