Процессный подход в управлении железнодорожными перевозками: теоретические подходы
см см о см
о ш т
X
<
т О X X
Фадеева Наталья Владимировна,
канд. техн. наук, доцент, доцент кафедры «Управление персоналом», Красноярский институт железнодорожного транспорта — филиал ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет путей сообщения», fadeeva_natali@inbox.ru
В статье акцентируется важность выбора методов управления и моделей развития транспортных предприятий. Одним из наиболее оптимальных подходов к управлению железнодорожными коммуникациями представляется процессный подход. В его рамках управление транспортной системой понимается как направление ресурсных потоков и интегрирование бизнес-процессов, охватывающих поставщиков товаров, услуг и информации, добавляющих ценность для потребителей и прочих заинтересованных лиц. В статье отмечается, что развитие железнодорожного транспорта сдерживается применением функционального подхода в управлении. Функциональный подход в управлении железнодорожной монополией приводит к утрате гибкости управления, неадаптивности системы менеджмента, затягиванию процессов принятия управленческих решений, избытку контроля одних аспектов деятельности при недостатке контроля других. Несмотря на то, что процессный подход более сложен в имплементации в сопоставлении с функциональным, он демонстрирует большую степень эффективности за счет четкости критериев исполнения управленческой модели, исключения возможности конфликта исполнителей и возникновения «белых пятен» в цикле деятельности компании-перевозчика. Автором выделены такие ключевые преимущества процессного подхода на железнодорожном транспорте, как: взаимодействие организации со внешней средой, ориентация на качество конечного продукта, формирование горизонтальных связей между подструктурами компании, эффективность бизнес-процессов, оперативный контроль качества исполнения каждого процесса и проверка работы на стыках процессов, внедрение новых форм интеграции железной дороги с другими участниками логистических цепочек. Рассмотрены модели внедрения процессного подхода в сфере железнодорожного транспорта.
Ключевые слова: железнодорожный транспорт, транспортная компания, функциональный подход к управлению, процессный подход к управлению, менеджмент
Транспорт - важнейший элемент социально-экономического развития государства. Качество функционирования национальной транспортной системы, в конечном итоге, определяет темпы экономического роста; устойчивая транспортная система способна, безусловно, повысить конкурентоспособность национальной экономики и улучшить качество жизни населения.
Современные условия развития сферы транспортных коммуникаций характеризуются непредсказуемостью динамики развития рыночной конъюнктуры, модификацией видов транспортных услуг и повышением их качества, возрастающей конкуренцией субъектов хозяйствования, порожденной факторами глобализации. В связи с этим система управления на транспортном предприятии должна быть выстроена таким образом, чтобы быть способной к быстрой и адекватной реакции на изменения условий внутренней и внешней сред [1, с. 116]. Это актуализирует проблему выбора методов управления и моделей развития транспортных предприятий -как государственных, так и коммерческих. В данной связи исследователи все чаще обращаются к поиску и анализу адекватного инструментария и методик, способных повысить эффективность работы транспортных предприятий. Необходимость эффективизации управления транспортом зафиксирована и на программном уровне - в Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года [9].
Под транспортной системой мы, вслед за О. Н. Фроловой, будем понимать «совокупность работников, транспортных средств и оборудования, элементов транспортной инфраструктуры и инфраструктуры субъектов перевозки, включая систему управления, направленная на эффективное перемещение грузов и пассажиров» [11, с. 34]. Эффективность транспортной системы - многомерный, гетерогенный и изменчивый показатель, зависимый от функционирования множества иных социально-экономических систем. По этой причине вопросы эффективности транспортной системы невозможно рассмотреть изолированно, исключительно внутри системы - ее следует изучать во взаимосвязи со внешними экономическими и социальными процессами [10, с. 197].
Исходя из рамок анализируемого в настоящей статье процессного подхода в управлении, управление транспортной системой можно дефинировать как направление ресурсных потоков и интегрирование бизнес-процессов, охватывающих поставщиков товаров, услуг и информации, в конечном итоге добавляющих ценность для потребителей и прочих заинтересованных лиц [11, с. 81].
Обратимся к теоретическим положениям, накопленным в современной науке при рассмотрении сущности процессного подхода. Традиционно теория управления
дифференцирует все подходы к управлению хозяйственной деятельностью на функциональный (структурный) и процессный подходы. Некоторые исследователи применяют более дробную классификацию; С. Ю. Елисеев и Е. С. Кулиева, к примеру, выделяют комплексный, интеграционный, маркетинговый, функциональный, динамический, воспроизводственный, процессный, нормативный, поведенческий и проч. подходы [4, с. 151]. Тем не менее, большинство исследователей, рассматривающих методологии управления предпринимательской деятельностью, исходят из оппозиции процессного и функционального подходов [6]. Процессный подход стал частью стандартизированного подхода к менеджменту и является одним из ключевых принципов менеджмента качества, формулировка которого закреплена разделом 2.3.4 ГОСТ Р ИСО 9001-2015: «последовательные и прогнозируемые результаты достигаются более эффективно и результативно, когда деятельность осознается и управляется как взаимосвязанные процессы, которые функционируют как согласованная система».
Процессный подход характеризуется как более сложный в имплементации в сопоставлении с функциональным, но, при этом, он демонстрирует большую степень эффективности за счет четкости критериев исполнения управленческой модели, исключения возможности конфликта исполнителей и возникновения «белых пятен» в цикле деятельности предпринимательской структуры; все это достижимо, в первую очередь, благодаря детальному описанию и оценке каждого процесса [7, с. 183].
Концептуальным ядром процессного подхода в управлении является категория бизнес-процесса И. Н. Сычева и Е. С. Пермякова определяют бизнес-процесс следующим образом: «последовательный, взаимосвязанный набор мероприятий, который потребляет ресурсы поставщика, создает ценность и выдает результат потребителю» [8, с. 124]. Из этого следует, что в парадигме процессного управления предприятие рассматривается как система взаимосвязанных и взаимодействующих процедур, которые ориентированы как на достижение собственных - различных - целей, так и общей стратегической цели предприятия [1, с. 118]. Опираясь на вышеизложенные тезисы, можно прийти к следующему определению системы управления в транспорте: управление транспортными потоками, транспортными средствами и транспортной инфраструктурой в соответствии с целями стратегического развития предпринимательской структуры.
Реальная практика функционирования транспортных систем в разных странах показывает, что ведущими тенденциями в управлении предпринимательской деятельностью в области перевозок являются следующие. Во-первых, дробление крупных транспортных компаний или компаний-монополистов на более мелкие, выделение дочерних компаний по критерию специализации деятельности или по видам перевозок. Во-вторых, активизация международных и интермодальных перевозок; возникновение практик экспорта и аутсорсинга транспортных услуг. В-третьих, поворот крупных компаний в сторону оперативной оценки качества бизнес-процессов, в том числе и на основе кастомизированных КР1. В-четвертых, дигитализация и технологизация перевозок. Все эти тенденции можно условно обобщить в тенденцию по переходу от функционального метода управления к управлению процессами [1, с. 116].
Несмотря на вышеизложенное, практика ведения предпринимательства на транспорте показывает, что в России и странах ближнего зарубежья до сих пор имеет место следование консервативному (т. е.) функциональному подходу в управлении. К такому выводу, в частности, приходит С. А. Бородулина [1, с. 117]; С. Ю. Елисеев и Е. С. Кулиева также указывают на доминирование функционального подхода, в особенности в области железнодорожных перевозок (исследователи иллюстрируют данный тезис примерами из текущих практик управления парком грузовых вагонов); управленцы, таким образом, рассматривают деятельность железнодорожной компании в качестве совокупности функций, которые следует выполнить для удовлетворения потребностей компании [4, с. 151].
Можно выделить ряд недостатков функционального подхода в управлении железнодорожными перевозками. Функционально-структурный подход, особенно в железнодорожной монополии, неизбежно влечет за собой утрату гибкости управления, неадаптивность системы менеджмента. Это результирует в «утяжеление» и затягивание процессов принятия управленческих решений, избыток контроля одних аспектов деятельности при недостатке контроля других. В связи с этим предприятия-монополисты, организующие перевозки (речь идет не только о России, но и о других странах, где в транспортной сфере существенная доля бизнеса принадлежит государству), сталкиваются с перерасходом финансовых и человеческих ресурсов при относительно низком качестве предоставляемых услуг. Работники любого звена на таких предприятиях зачастую не бывают заинтересованы в качестве исполнения бизнес-процесса; главным потребителем и контролером работы является руководитель, а не потребитель продукта.
При этом корректная имплементация процессного подхода на железнодорожном транспорте обеспечит взаимодействие организации и со структурными единицами, и со внешней средой. Преимущество процессного подхода в транспортной сфере заключается в его ориентации на качество конечного продукта - транспортных и смежных услуг. Более того, процессный подход формирует горизонтальный вектор взаимодействия между подструктурами компании, что положительно сказывается на эффективности бизнес-процессов [4, с. 154]. Таким образом, системы железнодорожного транспорта должны стремиться к повышению эффективности выполняемых процедур и бизнес-процессов посредством реинжиниринга системы управления и контроля качества.
С. Л. Шатров процедуру перехода от структурного (функционального) к процессному подходу сводит к дроблению единой хозяйственной системы на процессные подсистемы, каждая из который получает собственного потребителя [13, с. 123] - как в рамках кампании (внутренний потребитель - партнер, поставщик, сотрудник), так и за ее пределами (пользователь конечного продукта - грузоотправитель, пассажир и пр.). Следовательно, деятельность компании, занятой в области железнодорожных перевозок, есть не что иное как комплекс процессов, внутри которых задана строгая последовательность операций, а итоговым результатом исполнения данных процессов являются транспортные продукты, удовлетворяющие потребностям конечного потребителя. Исключается, при этом, выполнение процесса ради формальности - каждый процесс должен
X X
о
го А с.
X
го т
о
м о м м
см см о см
о ш т
X
<
т О X X
быть количественно и качественно результативен, и его результат влияет на результат следующего процесса.
Как очевидно, основные бизнес-процессы, протекающие в железнодорожной отрасли, связаны с перевозкой грузов и пассажиров. Данное обстоятельство, тем не менее, не умаляет важности процессов вспомогательного уровня: процессов, обеспечивающих логистико-склад-ские операции, процессы по модернизации и развитию инфраструктуры, иных процессов, увеличивающих конкурентоспособность перевозок (включая, помимо прочих, предоставление таможенных услуг, кейтеринг, обеспечение сетевыми подключениями и многое другое).
Даже в условиях государственной монополии (которая, по сущности, формируется в стране деятельностью РЖД), железнодорожный транспорт сталкивается с вопросами конкуренции: речь идет о конкуренции с перевозчиками других стран и перевозками других типов транспорта. Данный довод также можно трактовать в пользу перехода к процессному подходу, призванному повысить доходность железнодорожной отрасли.
Как отмечено выше, преимуществом процессного подхода является горизонтальный менеджмент - управление на границах процессов. При правильной организации горизонтального взаимодействия формируется ощутимый синергетический эффект. Горизонтальность связей, при этом, не тождественна бесконтрольности и отсутствии иерархии: процессный подход, напротив, подразумевает, контроль внутри процессов и на их стыках (что, безусловно, труднодостижимо при следовании иному управленческому подходу). Рассмотрение деятельности железнодорожной транспортной компании как совокупности процессов облегчает поиск и внедрение новых форм интеграции железнодорожного транспорта с другими его видами (так называемая мультимо-дальность перевозок), с грузовладельцами, экспедиторами и прочими участниками логистических цепочек.
В современной российской науке уже накоплен некоторый опыт моделирования процесса перехода того или иного компонента системы железнодорожных перевозок в процессно-ориентированную структуру. Рассмотрим некоторые из них. По мнению Д. В. Варламовой, в организации системы транспортной логистики требуется следовать поэтапной модели: этап формирования процессов, этап управления процессами, этап мониторинга процессов, этап оценки процессов. На первом этапе требуется идентифицировать имеющиеся процессы и задать желаемые - недостающие, обозначив при этом связи между процессами. Результатом данной фазы становится проект системы управления, представляющий совокупность бизнес-процессов и связей между ними. Вторая фаза подразумевает непосредственную имплементацию разработанного проекта в практическую деятельность перевозчика. Мониторинг процессов представляет собой текущую практику регулирования деятельностью компании и отслеживание степени эффективности реализации каждого процесса. Наконец, этап оценки процессов, включающий различные виды качественного и количественного анализа, выполняемого для последующей оптимизации процессных циклов [22, с. 261]. В целом, схожий подход можно встретить и в исследованиях многих других специалистов.
С. Ю. Елисеев и Е. С. Кулиева указывают, что в сфере грузовых железнодорожных перевозок требуется применять особые отраслевые показатели мониторинга
и оценки качества исполнения процессов; по мнению исследователей, данные показатели можно разделить, к примеру, на эксплуатационные: скорость и сроки доставки грузов, срок, пропускная и провозная способность участков, количество загруженных и выгруженных вагоно-мест или вагонов, количество груженых и порожних вагонов и проч., и показатели вагонного и локомотивного парков: оборот вагона и локомотива, среднесуточный пробег, производительность и проч. [4, с. 154]. На обновление парка вагонов, как элемента перевозочного процесса, указывает и Е. Е. Савченко [14, с. 108].
А. В. Цевелев и Ю. А. Борисова также акцентируют необходимость разработки особой модели реализации процессного подхода, адаптированной под особенности железнодорожных перевозок: «на процессное управление как совокупность бизнес-процессов оказывают влияние отраслевые особенности железнодорожного транспорта» [12, с. 220]. Бизнес-процесс в железнодорожном транспорте - последовательность особых функциональных процедур, конечной целью которых является перевозка грузов и пассажиров. Авторы, кроме того, говорят о том, что в силу специфики отрасли показатели системы мониторинга, оценки и оптимизации процессов, которые могут потенциально применяться ОАО «РЖД», должны дифференцироваться на коммерческие (бизнес-процесс, цель которого - достижение требуемого финансового результата) и технологические (технологический процесс, цель которого - максимально рациональное использование ресурсной и технологической базы для достижения требуемой производительности).
Применение процессного подхода в железнодорожных перевозках должно привести, в конечном итоге, к исключению «побочных эффектов» деятельности транспортной монополии, связанных, в первую очередь, с нерациональным использованием имеющихся ресурсов (простой вагонов, наличие порожних пробегов, неполная загрузка составов и проч.). Высказывается мнение о том, что реализация процессного метода управления позволит, к примеру, отказаться от налаженной схемы маршрутизации перевозок и учесть реальный спрос на перевозки на конкретных направлениях. Это позволит применить систему территориальной дифференциации тарифов с повышением ставок на наиболее загруженных участках и понижением - на менее загруженных.
Мониторинг функционирования подобной системы позволит выявить самые доходные направления и перенаправить ресурсы на их модернизацию (строительство дополнительных путей, двухпутных вставок, усиление нормативных мощностей сортировочных станций), и, с другой стороны, понять, какие из направлений пользуются слабым или неустойчивым спросом или избыточны в принципе. В результате оперативного мониторинга возможно скорректировать постоянную систему маршрутизации и график грузоперевозок, а также регулярно внедрять сезонные изменения, обусловленные внутри-годовыми флуктуациями потоков перевозок по разным направлениям и участкам [4, с. 157]. Процессный подход, таким образом, позволит ОАО «рЖд» обеспечить равномерность и предсказуемость загрузки инфраструктуры.
Процессный подход усиливает значимость экономических факторов при оценке эффективности подачи вагонов под ту или иную перевозку. Выдвигаются, в частности, предположения о развитии направления договор-
ной работы по соглашениям на гарантированные объёмы отгрузки с грузоотправителями [4, с. 157]. Инструментами повышения эффективности работы железной дороги на базисе процессного подхода могут также стать практики использования обратной загрузки вагонов, введение параметра нормативной величины суточной доходности, возможность минимизации сопутствующих издержек.
На первый взгляд, внедрение процессного подхода железнодорожным перевозчиком (в данном случае -РЖД) будет неизбежно сопряжено с иерархическим барьером: ОАО «РЖД» представляет собой колоссальную по масштабам компанию, отличающуюся крайне высокой структурностью, вертикальной иерархией, регламентированностью деятельности и территориальной диффузностью подразделений [3, с. 1097-1098]. Эта компания, безусловно, следует функциональному подходу, который еще более «фиксирует», и даже усугубляет эти особенности управления. Тем не менее, как мы отметили выше в статье, процессный подход в управлении также подразумевает регламентацию и отчетность, пусть и организованную по другому принципу и с иными целями. Таким образом, текущая структура ОАО «РЖД» не является сама по себе препятствием для внедрения процессного подхода.
Текущая практика железнодорожных перевозок демонстрирует недостаток информации для принятия эффективных решений в отношении конкретного бизнес-процесса, что искажает представления о фактическом статусе качества его исполнения. Данную проблему можно отчасти разрешить посредством введения процедур внутреннего контроля для каждого бизнес-процесса. Согласимся с С. Л. Шатровым: оценить эффективность перевозки, особенно мультимодальной или международной, не представляется возможным на основе данных о работе структурного подразделения, так как подобный процесс предполагает участие нескольких отделений и влияние разного рода факторов. Следовательно, контроль производительности и финансовых результатов железной дороги следует осуществлять как на высшем уровне (уровне управления), так и на низших уровнях (уровнях подразделений), что возможно исключительно методом горизонтального менеджмента [13, с. 124-125].
Таким образом, в современных условиях процессный подход к управлению железнодорожными коммуникациями представляется более рациональным по сравнению с функциональным. Узловыми моментами, которым уделяется внимание при внедрении процессного подхода, являются: пересмотр подхода к пониманию сущности хозяйственной деятельности предприятия как единого механизма в пользу его оценки как совокупности горизонтально связанных процессов, рассмотрение результатов каждого из процессов, прозрачность и гибкость менеджмента.
Литература
1. Бородулина, С. А. Вопросы ведения предпринимательской деятельности на транспорте с использованием методов процессного управления / С. А. Бородулина // Вестник СибАДИ. - 2014. - №4 (38). - С.116-122.
2. Варламова, Д. В. Повышение качества транс-портно-логистических услуг с учетом процессного подхода / Д. В. Варламова // Известия СПбГАУ. - 2018. - №4 (53). - С.258-263.
3. Егоров, С. В. Организация управления предприятием железнодорожного транспорта на основе процессного подхода / С. В. Егоров // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 6. - С. 1097-1099.
4. Елисеев, С. Ю. Процессный подход как основа повышения эффективности обслуживания грузовладельцев / С. Ю. Елисеев, Е. С. Кулиева // Мир транспорта. - 2017. - Том 15, № 2. - С. 150-157.
5. ГОСТ Р ИСО 9000-2015. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь [Текст]. -Введ. 2015-11-01. - М.: Стандартинформ, 2015. - 49 с.
6. Репин, В. В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов / В. В. Репин, В. Г. Елиферов. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2005. -408 с.
7. Седых, Е. П. Управление проектами: процессный подход / Е. П. Седых // Вестн. Сам. гос. техн. ун-та. Сер. Психолого-педагогич. науки. - 2019. - №4 (44). - С.181-192.
8. Сычева, И. Н. Процессный подход в управлении предприятием / И. Н. Сычева, Е. С. Пермякова // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2016. - №1. - С.124-127.
9. Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года: Распоряжение Правительства Рос. Федерации от 27 ноября 2021 г. № 3363-р. - URL: http://static.government.ru/media/files/7enYF2uL5kFZlOOp QhLl0nUT91RjCbeR.pdf (дата обращения: 23.07.2022).
10. Фролова, О. Н. Системный подход к управлению на транспорте / О. Н. Фролова, О. С. Тибалова // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. - 2015. - №18. - С.197-201.
11. Фролова, О. Н. Создание логистического центра обслуживания на основе координирующей функции управления логистическими цепями в регионе / О. Н. Фролова // Актуальные вопросы экономических наук. -2011. - № 23. - С. 81-84.
12. Цевелев, А. В. Расширение применения процессного подхода в управлении и повышении эффективности деятельности ОАО «РЖД» / А. В. Цевелев, Ю. А. Борисова // Экономика, предпринимательство и право. -2016. - № 3 (32). - С. 217-224.
13. Шатров, С. Л. Процессный контроль в организациях железнодорожного транспорта / С. Л. Шатров // Экономические и юридические науки. Бухгалтерский учет. - 2018. - № 13. - С. 123-126.
14. Савченко, Е. Е. Повышение эффективности использования финансовых ресурсов при обновлении основных фондов компании ОАО «РЖД» / Е. Е. Савченко // Вестник Забайкальского государственного университета. - 2012. - № 8 (87). - С. 106-110.
15. Цэдэнсодном, М. С. Совершенствование системы менеджмента качества предприятия сферы услуг в области перевозок / М. С. Цэдэнсодном, Н. В. Фадеева, Е. В. Замиралова // Наука и бизнес: пути развития. -2020. - № 5 (107). - С. 159-162.
16. Фадеева, Н. В. Описание элементов услуг пассажирских перевозок воздушным транспортом в соответствии с национальными стандартами качества / Н. В. Фадеева, Б. В. Путько // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 8 (73). - С. 358-366.
17. Фадеева, Н. В. Реализация процессного подхода к услугам пассажирских перевозок / Н. В. Фадеева, Б. В. Путько // Лесной и химический комплексы - проблемы и решения: сборник статей по материалам всероссийской
X X
о го А с.
X
го m
о
м о м м
научно-практической конференции 134-137.
в 2 т.. - 2016. - С.
Process approach in rail transportation management: theoretical approaches
Fadeeva N.V.
Irkutsk State Transport University
JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10,
Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32_
The article puts an emphasis on the importance of choosing management methods and models for the development of transport enterprises. One of the most optimal approaches to the management of railway communications is the process approach. Within its framework, the management of a transport system is understood as the direction of resource flows and the integration of business processes, covering suppliers of goods, services and data flows, which, as a result, adds value to consumers and other stakeholders. The article notes that the development of railway transport is significantly constrained by the use of a functional approach to management. A functional approach to the management of a railway monopoly entails a loss of management flexibility, a non-adaptive management system, a delay in managerial decision-making processes, an excess of control over some aspects of activity with a lack of control over others. Despite the fact that the process approach is more difficult to implement, in comparison to the functional approach, it demonstrates a greater degree of efficiency due to the clarity of the criteria for the implementation of the management model, the elimination of the possibility of a conflict between performers and the emergence of loopholes in company's activity cycle. The author highlights the key advantages of the process approach in the field of railway transport: the interaction of a company with the external environment, focus on the quality of the final product, the formation of horizontal links between corporate substructures, the efficiency of business processes, operational quality control of the execution of each process and verification of work at the junctions of processes, the introduction of new forms integration of the railway with other participants in the supply chains. Models for the implementation of the process approach in the field of railway transport are considered.
Keywords: railway transport, transport company, functional approach to management, process approach to management, management
CN СЧ О
es
References
1. Borodulina, S. A. Issues of doing business in transport using the methods
of process management / S. A. Borodulina // Bulletin of SibADI. - 2014.
- No. 4 (38). - P.116-122.
2. Varlamova, D. V. Improving the quality of transport and logistics services
taking into account the process approach / D. V. Varlamova // Izvestiya SPbGAU. - 2018. - No. 4 (53). - P.258-263.
3. Egorov, S. V. Organization of railway transport enterprise management
based on the process approach / S. V. Egorov // Economics and Entre-preneurship. - 2016. - No. 6. - P. 1097-1099.
4. Eliseev S. Yu., Kuliyeva E. S. Process approach as a basis for improving
the efficiency of servicing cargo owners / S. Yu. Eliseev, E. S. Kulieva // Mir transporta. - 2017. - Volume 15, No. 2. - P. 150-157.
5. GOST R ISO 9000-2015. Quality management systems. Basic provisions
and vocabulary [Text]. - Input. 2015-11-01. - M.: Standartinform, 2015.
- 49 p.
6. Repin, VV Process approach to management. Modeling of business pro-
cesses / V. V. Repin, V. G. Eliferov. - M .: RIA "Standards and Quality", 2005. - 408 p.
7. Sedykh, E. P. Project management: process approach / E. P. Sedykh //
Vestn. Myself. state tech. university Ser. Psychological and pedagogical. science. - 2019. - No. 4 (44). - P.181-192.
8. Sycheva, I. N. Process approach in enterprise management / I. N. Sycheva,
E. S. Permyakova // Economics and business: theory and practice. -2016. - No. 1. - P.124-127.
9. Transport strategy of the Russian Federation until 2030 with a forecast for
the period up to 2035: Decree of the Government of the Russian Federation. Federation of November 27, 2021 No. 3363-R. - URL: http://static.government.ru/me-
dia/files/7enYF2uL5kFZlOOpQhLl0nUT91RjCbeR.pdf (accessed: 07/23/2022).
10. Frolova, O. N. System approach to transport management / O. N. Frolova, O. S. Tibalova // Economics and management: analysis of trends and development prospects. - 2015. - No. 18. - P.197-201.
11. Frolova, O. N. Creation of a logistics service center based on the coordinating function of managing logistics chains in the region / O. N. Frolova // Topical issues of economic sciences. - 2011. - No. 23. - P. 81 -84.
12. Tsevelev, A. V. Expansion of the application of the process approach in managing and improving the efficiency of Russian Railways / A. V. Tsevelev, Yu. A. Borisova // Economics, entrepreneurship and law. -2016. - No. 3 (32). - S. 217-224.
13. Shatrov, S. L. Process control in organizations of railway transport / S. L. Shatrov // Economic and legal sciences. Accounting. - 2018. - No. 13. -P. 123-126.
14. Savchenko, E.E. Improving the efficiency of the use of financial resources when updating the fixed assets of the Russian Railways company / E.E. Savchenko // Bulletin of the Transbaikal State University. - 2012. - No. 8 (87). - pp. 106-110.
15. Tsedensodnom, M.S. Improving the quality management system of a service enterprise in the field of transportation / M.S. Tsedensodnom, N.V. Fadeeva, E.V. Zamiralova // Science and business: ways of development. -2020. - No. 5 (107). - pp. 159-162.
16. Fadeeva, N.V. Description of the elements of services for passenger transportation by air in accordance with national quality standards / N.V. Fadeeva, B.V. Putko // Economy and entrepreneurship. - 2016. - No. 8 (73). - pp. 358-366.
17. Fadeeva, N.V. Implementation of the process approach to the services of passenger transportation / N.V. Fadeeva, B.V. Putko // Forest and chemical complexes - problems and solutions: collection of articles based on the materials of the All-Russian scientific and practical conference: in 2 volumes. - 2016. - P. 134-137.
О Ш
m x
<
m о x
X