5. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (с изм. и доп.)
6. Хорев В.П., Горева О.Е. Развитие программно-целевого метода финансового планирования и финансирования в Российской Федерации // Экономика и предпринимательство, 2013. № 11-2.
7. Хачатурян К.С., Шкодинский С.В. Финансовый контроль и реформирование бюджетного процесса в Министерстве обороны
Российской Федерации // Вестник АКСОР, 2014, № 3.
8. Хачатурян А.А., Паина А.В. Определение функций службы внутреннего аудита при соблюдении правил комплаенсконтроля // Экономика и предпринимательство, 2014, № 5-2.
9. Хачатурян А.А., Шкодинский С.В. Особенности финансового обеспечения Вооруженных Сил России в условиях реализации новой системы доведения бюджетных средств // Вестник АКСОР, 2014, № 4.
УДК 656.07
СИСТЕМА КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА СИСТЕМЫ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
Басыров М.А., главный специалист отдела процессного управления и организационного развития ПАО «ТрансКонтейнер», аспирант
кафедры «Экономика и управление на транспорте», ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет путей сообщения» МГУПС (МИИТ), тел.: +7 (916) 559-96-91, e-mail: [email protected]
Ожесточающиеся условия конкуренции требуют от компаний быстрого реагирования на изменения во внешней среде, что невозможно без изучения компанией потребителя своих товаров и услуг, видения будущего своего продукта и места компании, как на локальном, так и на глобальном рынке.
В данной статье изучается управление деятельностью на железнодорожном транспорте по средствам системы бизнес-процессов, как системный подход к управлению формированием результатов, позволяющему эффективно управлять имеющимися ресурсами и распределять ответственность за достижение результатов.
Автор статьи описывает связь системы бизнес-процессов со стратегией развития, системой ключевых показателей эффективности, проверками качества системы бизнес-процессов, сертификацией систем менеджмента и организационной структурой, даёт рекомендации по формированию системы ключевых показателей эффективности.
Ключевые слова: система бизнес-процессов, система менеджмента качества, система ключевых показателей эффективности, организационная структура, стратегия развития, управление деятельностью на железнодорожном транспорте.
THE SYSTEM OF THE KEY PERFORMANCE INDICATORS AS A TOOL TO IMPROVE THE QUALITY OF THE RAIL TRANSPORT BUSINESS PROCESSES
Basyrov M., chief specialist of the process management and organizational development department of PJSC «TransContainer», the postgraduate student, Economy and transport management chair, FSEIHPE «Moscow State University of Railway Engineering» (MGUPS (MIIT)
Competitive environment strengthen require companies to respond instantaneously to external environment changes, which is impossible without customer research, vision of the future of the company's product and company's place on both local and global markets.
In this paper author study management on the railway transport by means of business process management system as a systemic approach to company results and resources management, to allocate results formation responsibility.
The author describes linkage between business process management system, development strategy, key performance indicators system, audit of business process system, management system certification and organizational structure, gives recommendations on the formation of key performance indicators system.
Keywords: Business process management system, quality management system, key performance indicators system, organizational structure, development strategy, management on the railway transport.
Постоянно растущая конкуренция в современной мировой экономике, способствует развитию новых подходов к управлению компанией, как управление не только качеством производимых товаров и услуг, но и эффективностью процессов их создания и оказания [1].
Наличие в компании сертификата соответствия системы менеджмента качества (СМК) международным стандартам серии ISO 9000 является важным индикатором наличия в компании системы управления качеством оказываемых услуг и производимых товаров, что повышает её привлекательность для всех заинтересованных сторон, как собственника компании и её сотрудников, так и потребителей её товаров и общества.
СМК это область менеджмента компании, которая отвечает за способность компании поставлять продукцию, полностью соответствующую требованиям к качеству, в необходимом количестве, требуемые сроки и затратив при этом ограниченный объём ресурсов. В СМК система бизнес-процессов представляет собой «модель компании», в которой отражены все её производственные и непроизводственные элементы, описано и закреплено их взаимодействие и ответственность, через процессы (цепочки выполняемых процедур, направленные на получение результата) осуществляемые компанией.
Используя «модель компании», топ-менеджмент может оперативно и качественно оценить влияние изменений и преобразований на деятельность компании, а точнее на результаты её деятельности
(конечный продукт или услугу), и позволит более точно определить возможности компании и осуществить декомпозицию стратегии компании на её процессы.
Система менеджмента качества - совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для управления качеством в компании [2]. Её целью является постоянное совершенствование внутренних процессов компании, её взаимодействия с партнерами и потребителями, для повышения конкурентоспособности компании на отечественном и мировом рынках.
К особенностям качества на железнодорожном транспорте необходимо отнести единовременность процессов производства и потребления, что означает невозможность забраковать и заменить перевозку груза не соответствующего качества до её оказания потребителю и снижения конкурентоспособности компании перевозчика. Следствием данной особенности является высокая значимость процессного подхода к управлению качеством на транспорте, что делает повышение качества работы системы бизнес-процессов и стабильности технологических процессов основными задачами СМК.
Качество - это степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям. Задачей системы бизнес-процессов является формирование и управление бизнес-процессами для достижения стратегических целей компании с минимальными затратами ресурсов в установленные сроки. Следовательно, качество системы бизнес-процессов как элемента СМК можно оценивать через (Рисунок 1):
■ качество разработки процессов;
■ качество исполнения процессов;
■ участие владельцев процессов в управлении компанией;
■ качество инфраструктуры;
■ качество системы ключевых показателей эффективности.
Железнодорожный транспорт, согласно исследованиям Д.А.
Мачерета, является сложной производственно-экономической системой, управление которым должно носить преимущественно целевой характер, так как при реактивном управлении невозможно обеспечить координацию работы отдельных подсистем и эффективное использование производственных ресурсов. Элементы реактивного (ситуационного) управления должны подчиняться принятым целям, то есть быть встроенными в систему целевого управления [3]. Это означает что система ключевых показателей эффективности должна содержать показатели достижения стратегических целей и поддерживающие её оперативные показатели системы бизнес-процессов.
Показатели эффективности и результативности для каждой компании индивидуальны. В зависимости от вида деятельности, масштаба производства, конкурентной среды и иных факторов, руководство компании может ставить перед собой различные стратегические цели, как например:
■ повышение эффективности деятельности компании;
■ увеличение потенциала и рост бизнеса;
■ создание/укрепление международной репутации и инвестиционной привлекательности компании;
■ повышение эффективности нефинансовой составляющей стоимости бизнеса.
Для эффективного достижения подобных стратегических целей, необходимо построение эффективной системы управления компанией, переносящей стратегические цели на оперативную деятельность через процессы. Эффективным подходом к построению данной системы управления, является описание процессов компании, построение на основании этих процессов организационно-функциональной структуры компании, внедрение управления компанией через систему ключевых показателей эффективности (КПЭ), систематическое проведение проверок качества процессов, прохождение сертификации системы менеджмента качества и участие в премиях по менеджменту качества (Рисунок 2). Эффективность управления компанией через процессы подтверждается Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р ИСО
9000-2011 в области менеджмента качества [4].
Система КПЭ должна обеспечивать стратегические цели компании показателями из системы бизнес-процессов компании, отражающие их достижение и позволяющие управлять этими целями. Менеджмент, подразделения и исполнители должны получить свой перечень показателей в соответствии с выполняемыми в процессе функциями и полномочиями. Показатели системы КПЭ должны системно обновляться вслед за изменениями в системе бизнес-процессов, организационной структуре и стратегических целях компании (Рисунок 3).
У каждого подразделения должно быть около 3-5 КПЭ, но не более 10, так как у подразделения не должно быть такое множество ключевых областей деятельности, в случае если это так, то стоит пересмотреть организационную структуру, свое понимание системы КПЭ или пересмотреть стратегические цели [5].
Показатели для проведения оценки эффективности и результативности управления деятельностью железнодорожного контейнерного оператора должны является ключевыми показателями эффективности системы бизнес-процессов компании, каждый из которых в свою подчиняется одной или нескольким стратегическим целям. Система КПЭ, как и стратегические цели, имеет внутреннею подчиненность показателей в целях охвата ответственности работников всех уровней иерархии, так как вся работа компании должна быть направлена на достижение её стратегических целей (Рисунок 4).
Заключение
Ключевым внутренним фактором успешного развития компании и достижения ею стратегических целей в конкурентной среде, является принятие руководством стратегически обоснованных управленческих решений и их надлежащие исполнение. Железнодорожный транспорт относится к сложным производственным системам, стратегически важным для государства и его экономики, что значительно повышает важность стратегической направленности управления деятельностью железнодорожного транспорта. Внедрение управления по целям возможно с помощью системы менеджмента качества и управления деятельностью по средствам системы бизнес-процессов, которые позволяют установить связь между стратегическими целями и текущей деятельностью через систему ключевых показателей эффективности и оценивать вклад работников и руководителей в достижении результатов функционирования системы бизнес-процессов.
Рисунок 1 - Система параметров для определения качества системы бизнес-процессов компании
Рисунок 2 - Система управления компанией через процессы
Рисунок 3 - Схема функционирования системы ключевых показателей эффективности с использованием системы бизнес-процессов
Повышение эффективности
текущей деятельности
Повышение Увеличение доли
Увеличение оборота конкурентоспособное рынка контейнерных ти перевозок
Совершенствование перевозочных активов
Совершенствование инфраструктуры
Совершенствование системы процессного управления
Интеграция бизнес-процессов компании с бизнес-процессами стратегических
Совершенствование информационных систем
Совершенствование управления проектной деятельностью
Обеспечение требуемого качества персонала
Совершенствовани< корпоративного управления
Повышение качества системы бизнес процессов. Процесс- управление системой бизнес-процессов
Доля рынка железнодорожных контейнерных перевозок. Процесс-продажи
Производительность труда. Процесс-технологическое обеспечение
Доля железнодорожных и автомобильных плеч интермодальных перевозок выполненных без участия сторонних соисполнителей, % Готовности перевозочных активов, % Отношение динамики расходов на маркетинг к динамике выручки Компании Отношение динамики административно-управленческих расходов кдинамике выручки Компании Рейтинг корпоративного управления Серти фикация системы упра вления компании Выполнение плана внедрения новых услуг
Чистая прибыль, млн. руб. Выручка, млн. руб. EBITDA, млн. руб. Объём перевозок, тыс. ДФЭ Рентабельность продаж, % Доля порожнего пробега вагона, % Доля порожнего пробега контейнера, % Доля использования вместимости вагонов, % Средняя доходная ставка на 1 вагон, руб./ваг.сут.
Отклонение прогнозируемого объёма продаж от фактического
Готовность перевозочных активов, %
Доля общехозяйственных расходов в общих
расходах компании, %
Текучесть кадров, %
Количество случаев производственного
травматизма
Повышение энергоэффективности Снижение вредного воздействия на окружающую среду
Доля неудовлетворенных жал об, претензий клиентов
Рисунок 4 - Карта связей показателей системы бизнес-процессов и стратегических целей
Литература:
1. Соколов Ю.И., Нестеров В.Н. Управление качеством транспортного обслуживания грузовладельцев с позиции процессного подхода // Безопасность движения поездов. Труды одиннадцатой научно-практической конференции. -М.: МИИТ, 2010. с. ХИ-31 ХП-ЗЗ.
2. Смагина М.Н., Герасимов Б.И., Пархоменко Л.В. Процессы системы менеджмента качества / Под науч. ред. д-ра экон. наук, проф. Б.И. Герасимова. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. 100 с.
3. Мачерет Д.А. Совершенствование экономических методов управления производственными ресурсами и работой железнодорожного транспорта. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук - 08.00.05 / МИИТ.- М, 2000 г. - 311с.
4. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 9000-2011
5. Панов М. М. Оценка деятельности и система управления компанией на основе КР1. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 255 с. - (Просто, кратко, быстро).
6. Басыров М.А. Определение уровня зрелости компании и её процессов // Транспортное дело России -2013. - № 5 (108).
7. Басыров М.А. Реализация стратегии компании в конкурентной среде // Транспортное дело России -2014. - № 1 (110).
8. Сорокина А.В., Басыров М.А. Модельная самооценка премируемого качества // Мир транспорта. - 2013. - № 2. - С. 96-101
9. Владимирцев А.В., Марцынковский А.В., Шеханов Ю.Ф. Системы менеджмента качества и процессный подход., 2001.
10. Зудилин А.П. Принципы системы менеджмента качества и их реализация на предприятиях и структурных подразделениях железнодорожного транспорта. Учебное пособие. - М.: МИИТ, 2007 106 с.
УДК 65
АВТОМАТИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЛИНГА НА
ТРАНСПОРТНОМ ПРЕДПРИЯТИИ
Тимохин А.В., аспирант, кафедра «Информационные системы и технологии», ФГБОУВПО «Норильский индустриальный институт»; ведущий специалист СМТОиВМ, ООО «Норильский промышленный транспорт», тел. +7 (913) 160-18-22, e-mail: [email protected], [email protected]
Деятельность промышленного предприятия транспортной отрасли сопряжена с потребностью в постоянном координировании всех составляющих производственного процесса. Для повышения эффективности выполнения ключевых бизнес-процессов, обеспечения контроля показателей деятельности и достоверности информации, поступающей руководителю, необходимо использование современных систем автоматизации. ERP-система представляет собой комплексный подход к автоматизации бизнеса, выступая, с одной стороны как стратегия предприятия по интеграции производства и операций, с другой - как конкретный пакет программ, реализующий стратегию и обеспечивающий управление ключевыми аспектами деятельности предприятия. Преимущества таких систем призваны раскрыть функцию контроллинга в части своевременного обеспечения менеджера информацией. Для определения к использованию того или иного программного продукта в рамках реализации построения системы контроллинга на промышленных предприятиях транспортной отрасли необходим анализ преимуществ имеющихся на отечественном рынке платформ, определение их недостатков и узких мест, с учетом интеграционных и территориальных особенностей.
Ключевые слова: ERP-системы; автоматизация; бизнес-процесс; информационные технологии; контроллинг; оптимизация; программное обеспечение; система управления; транспортное предприятие.
THE AUTOMATION OF THE BUSINESS-PROCESSES TO CONTROLLING SYSTEM
ON THE TRANSPORT ENTERPRISE
Timokhin A., the post-graduate student, Information Systems and Technologies chair, FSEIHPE «Norilsk Industrial Institute», leading specialist of logistics and return materials, LLC «Norilsk Industrial Transport», tel.: +7 (913) 160-18-22, e-mail: [email protected], Timokhin.av@
mail.ru
The industrial activities of the transport industry is associated with the need for constant coordination of all components of the production process. To increase the effectiveness of the implementation of key business processes, ensuring control performance and reliability of the information provided for the manager, it is necessary the use of modern IT-systems. ERP-system is a comprehensive approach to business automation, speaking on the one hand as a business strategy for the integration ofproduction and operations, on the other - as a specific software package that implements the strategy and provides management of key aspects of the business. The advantages of such systems are designed to uncover the function of controlling in terms of timely provision of management information. To determine the use of a software product as part of the construction of the system of controlling on industrial enterprises of transport industry needs analysis of the benefits available in the domestic market ofplatforms to determine their shortcomings and bottlenecks, taking into account integration and territorial features.
Keywords: ERP-systems; automation; business process; information technology; controlling; optimization; software; control system; transport enterprise.
В процессе деятельности промышленного предприятия важную роль играет система взаимодействия его структурных подразделений, которая требует дополнения информационной составляющей. Устойчивое развитие фирмы в рыночных условиях определяется качеством принимаемых управленческих решений. Их эффективность во многом обусловлена наличием своевременной и достоверной информации, для использования ее в рамках системы поддержки. Современные информационные технологии дают возможность рационального использования всех видов ресурсов предприятия, открывая тем самым возможности для более эффективного хозяйствования.
Для использования информации как целостной составляющей, отражающей объективные процессы, которые протекают на предприятии, необходима ее аккумуляция, обобщение, систематизация. По мнению А.М. Карминского, применение информации, сведенной в единую систему, является более эффективным средством, посколь-
ку информация, являясь более содержательной и полной, создает близкую к действительности целостную информационную модель предприятия [1]. Но в данном случае, при наличии искажения одного из элементов информационной системы в процессе обобщений и укрупнения информации, вся информационная модель будет являться искаженной, что, как следствие, может привести к принятию неверных решений со стороны руководителя. Чтобы предупредить принятие данных решений необходимо совершенствовать информационные технологии, которые выступают как совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую создание, сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижения трудоемкости использования информационных ресурсов, повышения их надежности и оперативности.
Информационная система на промышленном предприятии выполняет следующие функции [2]: