Направление восьмое. Сокращение воздействия внешней среды.
Само текстильное предприятие, контактирующие с ним элементы внешней среды взаимосвязаны, что усиливает их способность формировать преимущества. Так, долгосрочные стабильные отношения с поставщиками вызывают у них предупредительность к качеству поставок. В этом случае поставщики видят в предприятии стабильного потребителя сырья, что даёт взаимовыгодному сотрудничеству дополнительные стимулы, и, наоборот, краткосрочные контракты выглядят областью повышенного риска, повышают необходимость страхования возможных рисков. В этих условиях конкурентоспособность предприятия может снизиться.
Таким образом, мы рассмотрели ряд направлений в организации системы управления предприятиями на рынке текстильной промышленности, выявили, что система управления опирается на выработанные направления, а сам процесс принятия решений
требует системного подхода.
Литература:
1. Ларионов А.Н. (научн. ред.). Теория и практика инновационной экономики / А.Н.Ларионов // монография; ООО «Науч.-исслед. центр «Стратегия». - М. - 2011.
2. Лебедев Н.А. К вопросу минимизации инновационных рисков предпринимательских структур / Н.А.Лебедев // Труды Современной гуманитарной академии. - 2010. - № 2.
3. Урзов В.А. Теоретико-методический подход к оценке эффективности инновационных проектов / В.А. Урзов // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. - 2014. - № 6 (18).
4. Лебедев Н.А., Рагулина Ю.В. Отдельные направления эволюции инновационных процессов промышленности макрорегионов / Н.А. Лебедев, Ю.В. Рагулина // Глобальный научный потенциал. - 2014. - № 9 (42). - С.70-73.
УДК 35
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННЫХ ОРГАНОВ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Мороз В.Д., доцент кафедры экономических теорий и военной экономики, Военный университет Министерства обороны РФ,
e-mail: [email protected], Скрынченко Б.Л., доцент кафедры экономических теорий и военной экономики, Военный университет Министерства обороны РФ,
e-mail: [email protected]
Статья посвящена рассмотрению современного состояния системы контрольно-ревизионных органов Министерства обороны РФ. В статье рассматриваются система контрольно-ревизионных органов и перспективы ее развития. Описываются основные нарушения, выявленные в 2013-2014 гг. Проводится анализ эффективности использования бюджетных средств в части имущественного комплекса МО РФ. Сделан вывод о том, что необходимо дальнейшее совершенствование системы внутреннего финансового контроля эффективности использования бюджетных средств, с предложением некоторых конкретных мероприятий.
Ключевые слова: контрольно-ревизионные органы, финансовые ресурсы, оборонный бюджет, финансовая деятельность, распорядители и получатели бюджетных средств, финансовый контроль.
CURRENT STATUS OF THE AUDIT BODIES RUSSIAN DEFENCE MINISTRY
Moroz V., assistant professor, Economic theory and the defense economy chair, Military University of the Ministry of Defense of the RF, e-mail:
Skrinchenko B., assistant professor, Economic theory and the defense economy chair, Military University of the Ministry of Defense of the RF,
e-mail: [email protected]
The article considers the modern state system audit bodies of the Ministry of defense of the Russian Federation. The article considers the system of control and inspection bodies and the prospects for its development. Describes major violations identified in 2013-2014, the analysis of efficiency of use of budgetary funds in the part of the property complex of the defense Ministry. It is concluded that further improvement of the system of internal financial control over efficiency of use of budgetary funds, with some specific activities.
Keywords: auditing bodies, financial resources, defense budget, financial activities, managers and recipients of budgetary funds, financial control.
Система мер по подготовке к вооруженной защите Российской Федерации, составляющих определение понятия «оборона», включает в себя, в том числе, и экономические меры. При этом, организация обороны предполагает, в частности, «финансирование расходов на оборону, а также контроль за расходованием средств, выделенных на оборону, и деятельностью Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, осуществляемый в соответствии с законодательством РФ».[1] Финансовые ресурсы на содержание военной организации государства выделяются путем осуществления финансирования, которое выражается в деятельности по наполнению денежных фондов путем движения денежных средств к их распорядителям и получателям этих средств. Оно предполагает безвозвратное использование государственных денежных средств, которые предоставляются в распоряжение органов, обеспечивающих оборонную безопасность, для осуществления предусмотренных законодательством функций в данной сфере. Оборона находится в непосредственном ведении государства, поэтому финансирование обороны осуществляется из федерального бюджета. При этом в ходе исполнения федерального бюджета в части расходов на оборону важно обеспечить законность и соблюдение целевого использования бюджетных средств. Значение контроля за исполнением федерального бюджета в части расходов на оборону определяется тем, что он призван обеспечить законное, целесообразное и экономное
расходование денежных ресурсов, предоставляемых государством на нужды обороны страны. Финансовый контроль направлен на обеспечение постоянной боевой готовности Вооруженных Сил РФ как основы военной организации государства.
Контроль, как общественное явление, также поддается классификации, и его обычно подразделяют на виды, формы и методы. Организационный признак классификации видов контроля играет важную роль в раскрытии его содержания и целенаправленности. В основу классификации финансового контроля в Министерстве обороны положено время осуществления контрольной деятельности по отношению к совершению финансово-хозяйственной операции. Исходя из этого признака, различают три вида финансового контроля: предварительный, последующий и текущий. Хотя между разновидностями контроля существуют существенные различия, цель их едина - они направлены на выявление, предупреждение и устранение недостатков в финансово-хозяйственной деятельности. Кроме того, в процессе предварительного, последующего и текущего контроля применяются одинаковые методы и технические приемы, а результаты одного вида контроля широко используются при осуществлении другого вида контроля. Эти виды контроля проявляются в ряде конкретных форм контрольной деятельности.
Одним из первых поручений С.К. Шойгу в должности Министра обороны Российской Федерации было поручение о восстановлении
144 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №3 2015 |
и обеспечении контроля на всех участках финансово-хозяйственной деятельности в армии и на флоте.
Фактически к концу 2012 года в Министерстве обороны остался лишь предварительный контроль. Существовавшая ранее структура контрольно-ревизионных органов в лице Финансовой инспекции с подчиненными ей 8 межрегиональными инспекциями (6 - по военным округам и 2 - по флотам) была разрушена. В 2011 году финансовые инспекции были упразднены. Численность финансовых контролеров была сокращена в три раза. Созданная взамен система внутриведомственного контроля была ориентирована на точечный контроль.
Как показала практика, для обеспечения должного контроля сохранности имущества Вооруженных Сил и законностью расходования денежных средств «точечный» метод неприемлем, а оставшейся численностью ревизоров обеспечить сплошной и непрерывный контроль не представляется возможным.
В 2013 году Министром обороны РФ принято решение о возрождении системы контрольно-ревизионных органов. Планом деятельности Министерства обороны РФ предусмотрено поэтапное реформирование системы внутриведомственного контроля (рис 1). В 2013 году созданы 4 межрегиональных управления по военным округам с общей численностью 350 человек.
В настоящее время идет работа над созданием 3 управлений по видам Вооруженных Сил, а в 2015 году запланировано создание трех управлений по родам войск Вооруженных Сил.
Таким образом, система контрольно-ревизионных органов позволит обеспечить необходимый охват контрольными мероприятиями распорядителей и получателей бюджетных средств - проверки планируется проводить не реже одного раза в 2 года. Тем самым будет реализован принцип непрерывности финансового контроля.
Таким образом, система контрольно-ревизионных органов позволит обеспечить необходимый охват контрольными мероприятиями распорядителей и получателей бюджетных средств - проверки планируется проводить не реже одного раза в 2 года. Тем самым будет реализован принцип непрерывности финансового контроля.
В Вооруженных Силах всеми видами и структурами контроля в 2013 году выявлено нарушений, повлекших прямой ущерб, на общую сумму 3,2 млрд. рублей. Что составляет 0,1% от сметы Министерства обороны. Это важный показатель улучшения качества ревизионной работы при общем снижении нарушений (в 2012 году
сумма выявленных нарушений составляла почти 7 млрд. руб.).
Наибольший объем нарушений и утрат выявлен в органах военного управления на территории Западного военного округа - 2,1 млрд. рублей (более 60 % от общей суммы выявленных нарушений) (табл. 1).
В общем объеме выявленного прямого ущерба утраты материальных ценностей составляют 50% - 1,6 млрд. рублей.
Наибольший объем утрат выявлен по авиационному вооружению, технике и имуществу (41% от общей суммы утрат) и горючесмазочных материалов (17%).
Общая сумма финансовых нарушений, которыми причинен прямой ущерб, в 2013 году составила 1,6 млрд. рублей, из которых - 1,1 млрд. рублей (почти 70% от общей суммы) приходится на переплаты и неположенные выплаты денежного довольствия и заработной платы. [2]
Принято решений по сумме выявленного прямого ущерба в 2013 году на 1,6 млрд. рублей (50%). Привлечено к материальной ответственности около 10 тыс. человек (табл. 2).
Вместе с тем, размер возмещенного ущерба составляет менее 10 %, что свидетельствует о недостаточной работе, проводимой в войсках, недостаточного контроля со стороны командиров.
В общем объеме ревизионной работы весомым вкладом можно считать вклад реорганизованной Контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны.
В 2013 году ревизорами Инспекции было выявлено нарушений на сумму 2,2 млрд. рублей, из них, сумма прямого ущерба составила 1,3 млрд. рублей.
По итогам контрольных мероприятий устранено нарушений и возмещено ущерба на сумму 0,8 млрд. рублей (36% от общей суммы выявленных нарушений), что говорит об оперативности и своевременности контрольных мероприятий.
Задача внутриведомственного контроля заключается не только в своевременном выявлении совершенных финансовых нарушений, но и в организации надлежащего контроля за их устранением, привлечением к ответственности виновных лиц и возмещением причиненного ущерба.
Контроль за устранением нарушений осуществляется на основании Плана мероприятий, разработанного объектом контроля, и только после выполнения всех его мероприятий и представления донесения с приложением подтверждающих документов объект может быть снят с контроля.
Рис. 1. Этапы реформирования контрольно-ревизионных органов
Таблица 1. Ущерб, выявленный по результатам проведенных в Вооруженных Силах РФ проверок и ревизий за 2013 год (по военным округам)
Военный округ Сумма ущерба, в млрд. руб. В процентном соотношении
Западный военный округ (г. Санкт-Петербург) 2Д 66%
Южный военный округ (г. Ростов на Дону) 0,6 19%
Центральный военный округ (г. Екатеринбург) 0,3 9%
Восточный военный округ (г. Хабаровск) 0,2 6%
ТЯАШРОЯТ ВШШЕВВ Ш ЯШВТА | №3 2015 | 145
Одним из направлений повышения эффективности использования бюджетных средств являются меры, направленные на обеспечение сохранности и использования по целевому назначению имущественного комплекса Вооруженных Сил Российской Федерации.
В 2013 году была разработана и утверждена Концепция управления имуществом Вооруженных Сил - это первый концептуальный документ, специально разработанный для планирования и реализации мероприятий в сфере управления военным имуществом.
А также, в 2013 году в полном объеме была выполнена физическая инвентаризация недвижимого имущества.
По итогам данной инвентаризации выявлено 13,7 тысяч ранее неучтенных объектов недвижимого имущества.
Министерством обороны в 2013 году проведены масштабные мероприятия по передаче высвобожденного имущества. Так, в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность передано имущество 1100-та военных городков (рис. 2).
В качестве основных направлений совершенствования системы внутреннего финансового контроля за эффективностью использования бюджетных средств можно выделить [8,9]:
- реформирование структуры контрольно-ревизионных органов МО РФ;
- усиление роли предварительного и текущего контроля на стадии прогнозирования, планирования и исполнения финансово-хозяйственных операций;
- совершенствование методологической базы, регламентирующей финансовый контроль в ВС РФ, в том числе разработка нового Классификатора нарушений;
- организация эффективного взаимодействия с правоохранительными органами, а также органами государственного финансового контроля;
- достижение планового показателя охвата контрольными мероприятиями распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
- обеспечение непрерывности финансового контроля;
- использования в работе принципа перекрестного контроля;
- ужесточение контроля за устранением нарушений, возмещением ущерба и привлечением к ответственности виновных лиц;
- усиление аналитической составляющей финансового контроля, развитие системы мониторинга рисков.
В настоящее время проводится работа по нормативно-правовому
урегулированию вопросов финансового контроля, в частности разработаны единые стандарты списания имущества и ущерба, разработано Положение об осуществлении финансового контроля в Вооруженных Силах, которое не пересматривалось в Министерстве обороны на протяжении 30 лет.[3,7]
Важным направлением взаимодействия Министерства обороны и Счетной палаты, является разработка единых принципов и подходов к классификации финансовых нарушений, в связи с этим осуществляется переработка Классификатора нарушений [4,6], применяемого в Вооруженных Силах, с учетом изменений, внесенных в Бюджетный кодекс.[5]
Эффективное использование государственных средств во многом связано с возможностями экономической оценки эффективности проводимых по линии Министерства обороны мероприятий. Повышению эффективности использования бюджетных средств способствует и налаженное в рамках внутриведомственного контроля взаимодействие с правоохранительными органами.
Сегодня данное взаимодействие вышло на качественно новый уровень. Впервые утверждено межведомственное Положение о порядке взаимодействия Контрольно-финансовой инспекции, Главной военной прокуратуры и Главного военного следственного управления Следственного комитета. Данный документ регламентирует не только порядок проведения совместных контрольных и процессуальных мероприятий, но и двухсторонний обмен информацией, в том числе и о результатах реализации правоохранительными органами материалов проверок, проведенных Министерством обороны.
Литература:
1. Об обороне [Электронный ресурс] : федер. закон от 31 мая 1996 г. №61-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
2. Заключение счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении федерального бюджета за 2012 год по направлению деятельности Счетной палаты Российской Федерации по контролю расходов федерального бюджета на обеспечение национальной обороны.
3. Приказ Министра обороны РФ от 19.08.1982 г. №200 «О введении в действие Положения о финансовом контроле в Министерстве обороны»
4. Указание Заместителя МО по финансово-экономической работе от 15.04.2008 г. № 200 / 455 «Классификатор основных нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере, выявляемых в Вооруженных Силах Российской Федерации»
Таблица 2. Количество привлеченных к ответственности лиц за совершение нарушений и утрат, повлекших ущерб в 2013 году
Мероприятия, направленные на повышение эффективности использования бюджетных средств в части имущественного комплекса МО РФ
Результаты инвентаризации недвижимого имущества, тыс. объектов
Выявлено
неучтенных объектов
Учтено в всего, в т.ч.:
реестре
здания и сооружения
земельные участки
квартиры
13.7
486.9
169.7
16.4
300.9
Передано в собственность субъектов РФ (муниципальную) имущество военных городков
ЯЯП
ПВО
кто
Всего за 2013 гоп
334
1 1 пп
В настоящее время осуществляется передача квартир и элементов благоустройства жилых домов в муниципальную собственность
Рис. 2. Мероприятия, проводимые Министерством обороны РФ для повышения эффективности использования выделяемых бюджетных средств.
146 ТЯАШРОЯТ БиЗШЕББ Ш ЯШВТА | №3 2015 |
5. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (с изм. и доп.)
6. Хорев В.П., Горева О.Е. Развитие программно-целевого метода финансового планирования и финансирования в Российской Федерации // Экономика и предпринимательство, 2013. № 11-2.
7. Хачатурян К.С., Шкодинский С.В. Финансовый контроль и реформирование бюджетного процесса в Министерстве обороны
Российской Федерации // Вестник АКСОР, 2014, № 3.
8. Хачатурян А.А., Паина А.В. Определение функций службы внутреннего аудита при соблюдении правил комплаенсконтроля // Экономика и предпринимательство, 2014, № 5-2.
9. Хачатурян А.А., Шкодинский С.В. Особенности финансового обеспечения Вооруженных Сил России в условиях реализации новой системы доведения бюджетных средств // Вестник АКСОР, 2014, № 4.
УДК 656.07
СИСТЕМА КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА СИСТЕМЫ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
Басыров М.А., главный специалист отдела процессного управления и организационного развития ПАО «ТрансКонтейнер», аспирант
кафедры «Экономика и управление на транспорте», ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет путей сообщения» МГУПС (МИИТ), тел.: +7 (916) 559-96-91, e-mail: [email protected]
Ожесточающиеся условия конкуренции требуют от компаний быстрого реагирования на изменения во внешней среде, что невозможно без изучения компанией потребителя своих товаров и услуг, видения будущего своего продукта и места компании, как на локальном, так и на глобальном рынке.
В данной статье изучается управление деятельностью на железнодорожном транспорте по средствам системы бизнес-процессов, как системный подход к управлению формированием результатов, позволяющему эффективно управлять имеющимися ресурсами и распределять ответственность за достижение результатов.
Автор статьи описывает связь системы бизнес-процессов со стратегией развития, системой ключевых показателей эффективности, проверками качества системы бизнес-процессов, сертификацией систем менеджмента и организационной структурой, даёт рекомендации по формированию системы ключевых показателей эффективности.
Ключевые слова: система бизнес-процессов, система менеджмента качества, система ключевых показателей эффективности, организационная структура, стратегия развития, управление деятельностью на железнодорожном транспорте.
THE SYSTEM OF THE KEY PERFORMANCE INDICATORS AS A TOOL TO IMPROVE THE QUALITY OF THE RAIL TRANSPORT BUSINESS PROCESSES
Basyrov M., chief specialist of the process management and organizational development department of PJSC «TransContainer», the postgraduate student, Economy and transport management chair, FSEIHPE «Moscow State University of Railway Engineering» (MGUPS (MIIT)
Competitive environment strengthen require companies to respond instantaneously to external environment changes, which is impossible without customer research, vision of the future of the company's product and company's place on both local and global markets.
In this paper author study management on the railway transport by means of business process management system as a systemic approach to company results and resources management, to allocate results formation responsibility.
The author describes linkage between business process management system, development strategy, key performance indicators system, audit of business process system, management system certification and organizational structure, gives recommendations on the formation of key performance indicators system.
Keywords: Business process management system, quality management system, key performance indicators system, organizational structure, development strategy, management on the railway transport.
Постоянно растущая конкуренция в современной мировой экономике, способствует развитию новых подходов к управлению компанией, как управление не только качеством производимых товаров и услуг, но и эффективностью процессов их создания и оказания [1].
Наличие в компании сертификата соответствия системы менеджмента качества (СМК) международным стандартам серии ISO 9000 является важным индикатором наличия в компании системы управления качеством оказываемых услуг и производимых товаров, что повышает её привлекательность для всех заинтересованных сторон, как собственника компании и её сотрудников, так и потребителей её товаров и общества.
СМК это область менеджмента компании, которая отвечает за способность компании поставлять продукцию, полностью соответствующую требованиям к качеству, в необходимом количестве, требуемые сроки и затратив при этом ограниченный объём ресурсов. В СМК система бизнес-процессов представляет собой «модель компании», в которой отражены все её производственные и непроизводственные элементы, описано и закреплено их взаимодействие и ответственность, через процессы (цепочки выполняемых процедур, направленные на получение результата) осуществляемые компанией.
Используя «модель компании», топ-менеджмент может оперативно и качественно оценить влияние изменений и преобразований на деятельность компании, а точнее на результаты её деятельности
(конечный продукт или услугу), и позволит более точно определить возможности компании и осуществить декомпозицию стратегии компании на её процессы.
Система менеджмента качества - совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для управления качеством в компании [2]. Её целью является постоянное совершенствование внутренних процессов компании, её взаимодействия с партнерами и потребителями, для повышения конкурентоспособности компании на отечественном и мировом рынках.
К особенностям качества на железнодорожном транспорте необходимо отнести единовременность процессов производства и потребления, что означает невозможность забраковать и заменить перевозку груза не соответствующего качества до её оказания потребителю и снижения конкурентоспособности компании перевозчика. Следствием данной особенности является высокая значимость процессного подхода к управлению качеством на транспорте, что делает повышение качества работы системы бизнес-процессов и стабильности технологических процессов основными задачами СМК.
Качество - это степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям. Задачей системы бизнес-процессов является формирование и управление бизнес-процессами для достижения стратегических целей компании с минимальными затратами ресурсов в установленные сроки. Следовательно, качество системы бизнес-процессов как элемента СМК можно оценивать через (Рисунок 1):
TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №3 2015 | 147