Научная статья на тему 'Совершенствование организации работы в РФ Федерального Министерства на примере Министерства Обороны РФ '

Совершенствование организации работы в РФ Федерального Министерства на примере Министерства Обороны РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
465
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
контрольно-ревизионные органы / оборонный бюджет / финансовая деятельность / финансовые ресурсы / получатели и распорядители бюджетных средств / финансовый контроль / auditing bodies / defense budget / financial resources / managers and recipients of budgetary funds / financial activities / financial control

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Медведева Регина Анатольевна

Посвящена статья современному состоянию системы работы органов Минобороны РФ, В том числе рассматривается система работы контрольно-ревизионных органов, возможные перспективы их дальнейшего развития. Также приводится описание основных нарушений, которые были выявлены в период 2013-2015 годов. Проведен анализ эффективности расходования бюджетных средств в имущественном комплексе МО РФ. По результатам рассмотрения данного вопроса сделан вывод, по которому требуется совершенствовать систему внутреннего финансового контроля эффективности применения бюджетных средств и дальше, предложив для реализации некоторые конкретные мероприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the organization of work in the Russian Federation Federal Ministries for example the Ministry of Defence of the Russian Federation

The article considers the modern state system audit bodies of the Ministry of defense of the Russian Federation. The article considers the system of control and inspection bodies and the prospects for its development. Describes major violations identified in 2013-2015, the analysis of efficiency of use of budgetary funds in the part of the property complex of the defense Ministry. It is concluded that further improvement of the system of internal financial control over efficiency of use of budgetary funds, with some specific activities.

Текст научной работы на тему «Совершенствование организации работы в РФ Федерального Министерства на примере Министерства Обороны РФ »

Совершенствование организации работы в РФ Федерального Министерства на

примере Министерства Обороны РФ

Improving the organization of work in the Russian Federation Federal Ministries for example the Ministry of Defence of the Russian Federation

Медведева Регина Анатольевна,

магистрант 1 курса направления «Государственное и муниципальное управление»

СЗИУ РАНХиГС, г. Санкт-Петербург

Medvedeva R.,

1 course magistrate of State and municipal management

NWIMRANEPA, Saint-Petersburg

Аннотация.

Посвящена статья современному состоянию системы работы органов Минобороны РФ, В том числе рассматривается система работы контрольно-ревизионных органов, возможные перспективы их дальнейшего развития. Также приводится описание основных нарушений, которые были выявлены в период 2013-2015 годов. Проведен анализ эффективности расходования бюджетных средств в имущественном комплексе МО РФ. По результатам рассмотрения данного вопроса сделан вывод, по которому требуется совершенствовать систему внутреннего финансового контроля эффективности применения бюджетных средств и дальше, предложив для реализации некоторые конкретные мероприятия.

Ключевые слова: контрольно-ревизионные органы, оборонный бюджет, финансовая деятельность, финансовые ресурсы, получатели и распорядители бюджетных средств, финансовый контроль.

Abstract.

The article considers the modern state system audit bodies of the Ministry of defense of the Russian Federation. The article considers the system of control and inspection bodies and the prospects for its development. Describes major violations identified in 2013-2015, the analysis of efficiency of use of budgetary funds in the part of the property complex of the defense Ministry. It is concluded that further improvement of the system of internal financial control over efficiency of use of budgetary funds, with some specific activities.

Keywords: auditing bodies, defense budget, financial resources, managers and recipients of budgetary funds, financial activities, financial control.

Система мер по подготовке к вооруженной защите Российской Федерации, составляющих определение понятия «оборона», включает в себя, в том числе, и экономические меры. При этом, организация обороны предполагает, в частности, «финансирование расходов на оборону, а также контроль за расходованием средств, выделенных на оборону, и деятельностью Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, осуществляемый в соответствии с законодательством РФ».[1]

Финансовые ресурсы на содержание военной организации государства выделяются путем осуществления финансирования, которое выражается в деятельности по наполнению денежных фондов путем движения денежных средств к их распорядителям и получателям этих средств. Оно предполагает безвозвратное использование государственных денежных средств, которые предоставляются в распоряжение органов, обеспечивающих оборонную безопасность, для осуществления предусмотренных законодательством функций в данной сфере. Оборона находится в непосредственном ведении государства, поэтому финансирование обороны осуществляется из федерального бюджета. При этом в ходе исполнения федерального бюджета в части расходов на оборону важно обеспечить законность и соблюдение целевого использования бюджетных средств. Значение контроля за исполнением федерального бюджета в части расходов на оборону определяется тем, что он призван обеспечить законное, целесообразное и экономное расходование денежных ресурсов, предоставляемых государством на нужды обороны страны. Финансовый

контроль направлен на обеспечение постоянной боевой готовности Вооруженных Сил РФ как основы военной организации государства.

Контроль, представленный общественным явлением, тоже поддается классификации. Как правило, классифицируется контроль на формы, виды и методы. Важная роль отводится организационному признаку классификации видов в раскрытии целенаправленности и содержания контроля. Классификация финансового контроля в Министерстве обороны основана на времени осуществления контрольной деятельности относительно совершения финансово-хозяйственной операции.

Различаются по данному признаку 3 вида финансового контроля - может быть предварительным, текущим и последующим. Несмотря на наличие существенных различий в разновидностях контроля, они преследуют единую цель - для выявления, предупреждения и устранения недостатков финансово-хозяйственной деятельности.

Помимо прочего, при предварительном, текущем и последующем контроле предполагается использование одинаковых методов и технических приемов, с применением результатов одного вида контроля для контроля другого вида.

Проявляется контроль данных видов рядом конкретных форм контрольной деятельности. Одно из первых поручений, которые С.К. Шойгу издал в должности Министра обороны РФ, заключалось в поручении о восстановлении обеспечения контроля для всех участков финансово-хозяйственной деятельности на флоте и в армии.

В Министерстве обороны РФ к концу 2012-го года фактически остался только предварительный контроль. Структура контрольно-ревизионных органов (Финансовая инспекция с подчиненными восемью межрегиональными инспекциями (6 - по военным округам и 2 - по флотам), существовавшая ранее, была разрушена. Упразднены финансовые инспекции были в 2011-м году. Принято решение о сокращении численности финансовых контроллеров в 3 раза. Система внутриведомственного контроля, которая была создана взамен, ориентирована для обеспечения точечного контроля.

Практика показала - чтобы обеспечить должный контроль сохранности имущества Вооруженных сил, с законным расходованием средств, не подходит использование «точечного» метода, и при этом невозможно достичь сплошного и непрерывного контроля за счет оставшейся численности ревизоров.

Министр обороны РФ в 2013-м году принял решение возродить систему контрольно-ревизионных органов. Согласно Плану деятельности Минобороны РФ, устанавливалось поэтапное реформирование для системы внутриведомственного контроля.

Контрольно-финансовая инспекция Министерства обороны Российской Федерации

1 < ' 1

2013г. военным округам

2014г. по видам ВС РФ

Межрегиональное управление Контрольно-финансовой инспекции (по Западному военному округу)

Межрегиональное управление Контрольно-финансовой инспекции (по Центральному военному округу)

Межрегиональное управление Контрольно-финансовой инспекции (по Южному военному округу)

Межрегиональное управление Контрольно-финансовой инспекции (по Восточному военному округу)

Межрегиональное управление Контрольно-финансовой инспекции (по Сухопутным войскам)

Межрегиональное управление Контрольно-финансовой инспекции (по Военно-воздушным силам)

Межрегиональное управление Контрольно-финансовой инспекции (по Военно-морскому флоту)

Межрегиональное управление Контрольно-финансовой инспекции (по Ракетным войскам стратегического назначения)

Межрегиональное управление Контрольно-финансовой инспекции (по Войскам воздушно-космической обороны)

Межрегиональное управление Контрольно-финансовой инспекции (по Воздушно-десантным войскам)

Рис. 1. Этапы в реформировании контрольно -ревизионных органов

В 2013 году созданы 4 межрегиональных управления по военным округам с общей численностью 350 человек. В настоящее время идет работа над созданием 3 управлений по видам Вооруженных Сил, а в 2015 году запланировано создание трех управлений по родам войск Вооруженных Сил.

Таким образом, система контрольно-ревизионных органов позволит обеспечить необходимый охват контрольными мероприятиями распорядителей и получателей бюджетных средств - проверки планируется проводить не реже одного раза в 2 года. Тем самым будет реализован принцип непрерывности финансового контроля.

Таким образом, система контрольно-ревизионных органов позволит обеспечить необходимый охват контрольными мероприятиями распорядителей и получателей бюджетных средств - проверки планируется проводить не реже одного раза в 2 года. Тем самым будет реализован принцип непрерывности финансового контроля.

В Вооруженных Силах всеми видами и структурами контроля в 2013 году выявлено нарушений, повлекших прямой ущерб, на общую сумму 3,2 млрд. рублей. Что составляет 0,1% от сметы Министерства обороны. Это важный показатель улучшения качества ревизионной работы при общем снижении нарушений (в 2012 году сумма выявленных нарушений составляла почти 7 млрд. руб.).

Наибольший объем нарушений и утрат выявлен в органах военного управления на территории Западного военного округа - 2,1 млрд. рублей (более 60 % от общей суммы выявленных нарушений) (табл. 1).

Таблица 1. Ущерб, выявленный по результатам проведенных в Вооруженных Силах РФ проверок и ревизий за 2013 год (по военным округам)

Военный округ Сумма ущерба, в млрд. руб. В процентном соотношении

Западный военный округ (г.Санкт-Петербург) 2,1 66%

Южный военный округ (г.Ростов на Дону) 0,6 19%

Центральный военный округ (г.Екатеринбург) 0,3 9%

Восточный военный округ (г.Хабаровск) 0,2 6%

На утраты материальных ценностей в суммарном бъеме выделенного прямого ущерба приходятся 50% - или 1.6 миллиарда рублей. Выявлен наибльший объем утрат по авиационному вооружению, имуществу и технике (41% от всей суммы утрат), также характерны для горючесмазочных материалов (17%). Суммарный объем финансовых нарушений, которые привели к прямому ущербу, составил в 2013 -мгоду 1.6 миллиарда рублей, в их числе 1.1 миллиарда рублей (практически 70% всей сммы) характерны для переплат и неположенных выплат денежного довольствия и зарплаты. [2]

Приняты решения по сумме установленнго прямго ущерба в 2013-м году на 1.6 миллипаарда рублей (50%). К материальной ответственнсти решено было привлечь порядка 10 тысяч человек (данные в таблице 2).

Табл. 2. Количество лиц, привлеченных в 2013-м году к ответственности по факту совершенных нарушений и утрат.

Вид ответственности, к которой привлечены виновные лица Количество привлеченных (чел.)

Уголовная (в том числе): 75

-за финансовые нарушения 39

-за утраты материальных ценностей 36

Материальная (в том числе): 9953

-за финансовые нарушения 2549

-за утраты материальных ценностей 7404

ВСЕГО 10028

Размер возмещенного ущерба при этом равен меньше 10%, что говорит про недостаточность работы в войсках, с недостаточным контролем, осуществляемым командирами.

Весомым вкладом в рамках общего объема ревизионной работы может считаться вклад, который внесла реорганизованная Контрольно-финансовая инспекция Минобороны.

Ревизоры Инспекции в 2013-м году выявили нарушения на сумму 2.2 миллиарда рублей, сумма прямого ущерба в их числе равна 1.3 миллиарда рублей.

Устранены по результатам контрольных мероприятия нарушения, с возмещением ущерба на 0.8 миллиарда рублей (36% от всей суммы выявленных нарушений), что подтверждает своевременность и оперативность проведенных контрольных мероприятий.

Внутриведомственный контроль предназначен не только для обеспечения своевременного выявления финансовых нарушений, но также организации надлежащего контроля с устранением виновных лиц привлечением их к ответственности и возмещением ущерба.

Основан контроль устранения нарушений на Плане мероприятий, который разработал объект контроля, и лишь после выполнения всех указанных им мероприятий, с представлением донесения с приложением подтверждающих документов возможно снятие объекта с контроля.

Одно из направлений в повышении эффективности применения бюджетных средств заключается в принятии мер по обеспечению сохранности и применению по целевому назначению имущественного комплекса Вооруженных Сил РФ.

Разработана и утверждена в 2013-м году Концепция управления имуществом Вооруженных Сил -стала первым концептуальным документом, разработка которого специально осуществлялась с целью планирования и выполнения мероприятий по управлению военным имуществом.

В 2013-м году была полностью осуществлена физическая инвентаризация недвижимости.

Выявлены по данным этой инвентаризации 13.7 тысяч объектов недвижимости, неучтенных ранее.

В 2013-м году Министерство обороны провело ряд масштабных мероприятий для передачи высвобожденного имущества. В собственность субъектов России и в муниципальную собственность в 2013-м году было передано имущество 1100-та военных городков (рис. 2).

Мероприятия, направленные на повышение эффективности использования

бюджетных средств в части имущественного комплекса МО РФ

*

Результаты инвентаризации недвижимого имущества, тыс. объектов Передано в собственность субъектов РФ (муниципальную) имущество военных городков

Выявлено неучтенных объектов 13,7 ВВО 523

Учтено в реестре всего, в т.ч.: 486,9 ЗВО 334

здания и сооружения 169,7 ЦВО 195

земельные участки 16,4

квартиры 300,9 Всего за 2013 год 1100

г

В настоящее время осуществляется передача квартир и элементов благоустройства жилых домов в муниципальную собственность

Рис. 2. Мероприятия Министерства обороны РФ, направленные на повышение эффективности в

применении бюджетных средств

Основные направления в совершенствовании системы внутреннего контроля эффективности применения бюджетных средств могут заключаться в:

- Реформировании структуры контрольно-ревизионных органов Минобороны.

- Усилении роли текущего и предварительного контроля на этапе прогнозирования, исполнения и планирования проводимых финансово-хозяйственных операций.

- Совершенствовании методологической базы, которая регламентирует финансовый контроль в ВС РФ, включая разработку нового Классификатора нарушений;

- Организации эффективного взаимодействия с органами государственного финансового контроля и правоохранительными органами.

- Достижении планового показателя по охвату контрольными мероприятиями получателей и распорядителей средств федерального бюджета.

- Применении принципа перекрестного контроля.

- Обеспечении непрерывности в финансовом контроле.

- Ужесточении контроля устранения нарушений, возмещения ущерба, привлечения виновных лиц к ответственности.

- Усилении аналитической составляющей в финансовом контроле развития систем мониторинга рисков.

Сейчас ведется работа для нормативно-правового урегулирования вопросов, относящихся к финансовому контролю - в том числе проведена разработка единых стандартов по списанию ущерба и имущества, с разработкой Положения финансового контроля в Вооруженных Силах, не пересматривавшегося Министерством обороны 30 лет [3,4]

Важное направление во взаимодействии Минобороны и Счетной палаты заключается в разработке единых подходов и принципов к классификации финансовых нарушений, следовательно, производится переработка Классификатора нарушений [4,5], который используют Вооруженные Силы, учитывая изменения Бюджетного кодекса.[5]

Во многом эффективное применение государственных средств связано с возможностями экономической оценки эффективности мероприятий, проводимых по линии Министерства обороны. Способствует улучшению эффективности применения бюджетных средств также взаимодействие с правоохранительными органами, которое налажено в рамках внутриведомственного контроля.

Это взаимодействие сегодня находится на качественно новом уровне. Впервые было утверждено Межведомственное Положение о порядке взаимодействия Контрольно-финансовой инспекции, Главной военной прокуратуры и Главного военного следственного управления Следственного комитет. Положениями этого документа регламентируется порядок совместных процессуальных и контрольных мероприятий, также двухсторонний обмен сведениями, включая информацию по результатам реализации материалов проверок правоохранительными органами, которые были проведены Минобороны.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. -2014. - 4 августа.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - 8 декабря.

3. Гражданский кодекс Российский Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - 29 января.

4. Бычков, А.А. Влияние государства на национальную денежную систему / А.А. Бычков // Молодой ученый. - 2015. - № 19. - С. 365 - 367.

5. Думная, Н.Н. Современная экономическая наука: учебное пособие / под ред. Н.Н. Думной, И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 534 с.

6. Ковалев, В.В. Корпоративные финансы и учет: понятия, алгоритмы, показатели: Учебное пособие / В.В. Ковалев, В.В. Ковалев. - М.: Проспект, 2013. - 880 с.

7. Положение о Министерстве обороны России [электронный ресурс]. - Режим доступа: www.mil.ru/847/850/index.shtml

8. Рубцов, Б.Б. Современные тенденции развития и антикризисного регулирования финансово-экономической системы: монография / Б.Б. Рубцов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 180 с.

9. Структура Министерства обороны России [электронный ресурс]. - Режим доступа: www.mil.ru/847/943/index.shtml

10. Тупиченко, В.А. Государственная экономическая политика: учебное пособие / В.А. Тупчиенко. - М.: Юнити-Дана, 2014. - 663 с.

11. Управление пресс-службы и информации Министерства обороны Российской Федерации [электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// http://function.mil.ru/for_media/contacts/more.htm?id=9581@ egOrganization

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.