Научная статья на тему 'Автоматизация бизнес-процессов системы контроллинга на транспортном предприятии'

Автоматизация бизнес-процессов системы контроллинга на транспортном предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1990
761
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ERP-СИСТЕМЫ / АВТОМАТИЗАЦИЯ / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОНТРОЛЛИНГ / ОПТИМИЗАЦИЯ / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ERP-SYSTEMS / AUTOMATION / BUSINESS PROCESS / INFORMATION TECHNOLOGY / CONTROLLING / OPTIMIZATION / SOFTWARE / CONTROL SYSTEM / TRANSPORT ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимохин А. В.

Деятельность промышленного предприятия транспортной отрасли сопряжена с потребностью в постоянном координировании всех составляющих производственного процесса. Для повышения эффективности выполнения ключевых бизнес-процессов, обеспечения контроля показателей деятельности и достоверности информации, поступающей руководителю, необходимо использование современных систем автоматизации. ERP-система представляет собой комплексный подход к автоматизации бизнеса, выступая, с одной стороны как стратегия предприятия по интеграции производства и операций, с другой - как конкретный пакет программ, реализующий стратегию и обеспечивающий управление ключевыми аспектами деятельности предприятия. Преимущества таких систем призваны раскрыть функцию контроллинга в части своевременного обеспечения менеджера информацией. Для определения к использованию того или иного программного продукта в рамках реализации построения системы контроллинга на промышленных предприятиях транспортной отрасли необходим анализ преимуществ имеющихся на отечественном рынке платформ, определение их недостатков и узких мест, с учетом интеграционных и территориальных особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тимохин А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE AUTOMATION OF THE BUSINESS-PROCESSES TO CONTROLLING SYSTEM ON THE TRANSPORT ENTERPRISE

The industrial activities of the transport industry is associated with the need for constant coordination of all components of the production process. To increase the effectiveness of the implementation of key business processes, ensuring control performance and reliability of the information provided for the manager, it is necessary the use of modern IT-systems. ERP-system is a comprehensive approach to business automation, speaking on the one hand as a business strategy for the integration of production and operations, on the other as a specific software package that implements the strategy and provides management of key aspects of the business. The advantages of such systems are designed to uncover the function of controlling in terms of timely provision of management information. To determine the use of a software product as part of the construction of the system of controlling on industrial enterprises of transport industry needs analysis of the benefits available in the domestic market of platforms to determine their shortcomings and bottlenecks, taking into account integration and territorial features.

Текст научной работы на тему «Автоматизация бизнес-процессов системы контроллинга на транспортном предприятии»

Литература:

1. Соколов Ю.И., Нестеров В.Н. Управление качеством транспортного обслуживания грузовладельцев с позиции процессного подхода // Безопасность движения поездов. Труды одиннадцатой научно-практической конференции. -М.: МИИТ, 2010. с. ХИ-31 ХП-ЗЗ.

2. Смагина М.Н., Герасимов Б.И., Пархоменко Л.В. Процессы системы менеджмента качества / Под науч. ред. д-ра экон. наук, проф. Б.И. Герасимова. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. 100 с.

3. Мачерет Д.А. Совершенствование экономических методов управления производственными ресурсами и работой железнодорожного транспорта. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук - 08.00.05 / МИИТ.- М, 2000 г. - 311с.

4. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 9000-2011

5. Панов М. М. Оценка деятельности и система управления компанией на основе KPI. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 255 с. - (Просто, кратко, быстро).

6. Басыров М.А. Определение уровня зрелости компании и её процессов // Транспортное дело России -2013. - № 5 (108).

7. Басыров М.А. Реализация стратегии компании в конкурентной среде // Транспортное дело России -2014. - № 1 (110).

8. Сорокина А.В., Басыров М.А. Модельная самооценка премируемого качества // Мир транспорта. - 2013. - № 2. - С. 96-101

9. Владимирцев А.В., Марцынковский А.В., Шеханов Ю.Ф. Системы менеджмента качества и процессный подход., 2001.

10. Зудилин А.П. Принципы системы менеджмента качества и их реализация на предприятиях и структурных подразделениях железнодорожного транспорта. Учебное пособие. - М.: МИИТ, 2007 106 с.

УДК 65

АВТОМАТИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЛИНГА НА

ТРАНСПОРТНОМ ПРЕДПРИЯТИИ

Тимохин А.В., аспирант, кафедра «Информационные системы и технологии», ФГБОУВПО «Норильский индустриальный институт»; ведущий специалист СМТОиВМ, ООО «Норильский промышленный транспорт», тел. +7 (913) 160-18-22, e-mail: [email protected], [email protected]

Деятельность промышленного предприятия транспортной отрасли сопряжена с потребностью в постоянном координировании всех составляющих производственного процесса. Для повышения эффективности выполнения ключевых бизнес-процессов, обеспечения контроля показателей деятельности и достоверности информации, поступающей руководителю, необходимо использование современных систем автоматизации. ERP-система представляет собой комплексный подход к автоматизации бизнеса, выступая, с одной стороны как стратегия предприятия по интеграции производства и операций, с другой - как конкретный пакет программ, реализующий стратегию и обеспечивающий управление ключевыми аспектами деятельности предприятия. Преимущества таких систем призваны раскрыть функцию контроллинга в части своевременного обеспечения менеджера информацией. Для определения к использованию того или иного программного продукта в рамках реализации построения системы контроллинга на промышленных предприятиях транспортной отрасли необходим анализ преимуществ имеющихся на отечественном рынке платформ, определение их недостатков и узких мест, с учетом интеграционных и территориальных особенностей.

Ключевые слова: ERP-системы; автоматизация; бизнес-процесс; информационные технологии; контроллинг; оптимизация; программное обеспечение; система управления; транспортное предприятие.

THE AUTOMATION OF THE BUSINESS-PROCESSES TO CONTROLLING SYSTEM

ON THE TRANSPORT ENTERPRISE

Timokhin A., the post-graduate student, Information Systems and Technologies chair, FSEIHPE «Norilsk Industrial Institute», leading specialist of logistics and return materials, LLC «Norilsk Industrial Transport», tel.: +7 (913) 160-18-22, e-mail: [email protected], Timokhin.av@

mail.ru

The industrial activities of the transport industry is associated with the need for constant coordination of all components of the production process. To increase the effectiveness of the implementation of key business processes, ensuring control performance and reliability of the information provided for the manager, it is necessary the use of modern IT-systems. ERP-system is a comprehensive approach to business automation, speaking on the one hand as a business strategy for the integration ofproduction and operations, on the other - as a specific software package that implements the strategy and provides management of key aspects of the business. The advantages of such systems are designed to uncover the function of controlling in terms of timely provision of management information. To determine the use of a software product as part of the construction of the system of controlling on industrial enterprises of transport industry needs analysis of the benefits available in the domestic market ofplatforms to determine their shortcomings and bottlenecks, taking into account integration and territorial features.

Keywords: ERP-systems; automation; business process; information technology; controlling; optimization; software; control system; transport enterprise.

В процессе деятельности промышленного предприятия важную роль играет система взаимодействия его структурных подразделений, которая требует дополнения информационной составляющей. Устойчивое развитие фирмы в рыночных условиях определяется качеством принимаемых управленческих решений. Их эффективность во многом обусловлена наличием своевременной и достоверной информации, для использования ее в рамках системы поддержки. Современные информационные технологии дают возможность рационального использования всех видов ресурсов предприятия, открывая тем самым возможности для более эффективного хозяйствования.

Для использования информации как целостной составляющей, отражающей объективные процессы, которые протекают на предприятии, необходима ее аккумуляция, обобщение, систематизация. По мнению А.М. Карминского, применение информации, сведенной в единую систему, является более эффективным средством, посколь-

ку информация, являясь более содержательной и полной, создает близкую к действительности целостную информационную модель предприятия [1]. Но в данном случае, при наличии искажения одного из элементов информационной системы в процессе обобщений и укрупнения информации, вся информационная модель будет являться искаженной, что, как следствие, может привести к принятию неверных решений со стороны руководителя. Чтобы предупредить принятие данных решений необходимо совершенствовать информационные технологии, которые выступают как совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую создание, сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижения трудоемкости использования информационных ресурсов, повышения их надежности и оперативности.

Информационная система на промышленном предприятии выполняет следующие функции [2]:

- поиск достоверной информации;

- обработка неструктурированной информации;

- автоматизация аналитической и учетной работы;

- предоставление возможности адекватной оценки ситуации во внутренней и внешней среде;

- оказание помощи в выработке эффективных оперативных и стратегических решений.

Проработка информационно-аналитической составляющей существенно повышает возможности контроллинга как системы подготовки к принятию решений, для развития предприятия. В этой связи контроллинг осуществляет функцию, которая предполагает комплексное рассмотрение внешних и внутренних факторов. Анализ текущего состояния дел и перспектив развития предприятия с учетом неопределенности в условиях динамично меняющейся макроэкономической ситуации в Российской Федерации и мировом пространстве, конкуренция, изменения в правовом поле управления, недостаточно эффективны без формирования современной информационной системы в рамках системы контроллинга. Среди преимущества системы контроллинга стоит отметить консолидацию информации для подготовки стратегических решений и операционной деятельности, в том числе сбор и обобщение информации о факторах внешнего окружения разных уровней воздействия.

Информатизация системы контроллинга - это система методической, инструментальной, технологической и технической поддержки решения задач в интересах предприятия с целью подготовки, реализации, мониторинга, контроля и корректировки управленческих решений для достижения устойчивого развития в условиях изменяющейся внешней среды. Для разработки концепции интегрированной управленческой информационной системы необходимо, чтобы управленческие решения охватывают все стороны деятельности предприятия. Создание управленческой информационной системы требует соответствующей ориентации разработчиков программного обеспечения и/или организаций, осуществляющих комплексное внедрение системы.

Проект внедрения информационной системы, призванной автоматизировать бизнес-процессы, включает в себя следующие этапы [3]:

- анализ бизнес-процессов предприятия, построение модели «как есть», выявление возможных потребностей будущих пользователей системы;

- разработка концепции информационной системы, определение основных целей и задач внедрения информационной системы;

- построение модели «как будет», которая отразит планируемое изменение бизнес-процессов, вызванное появлением информационной системы;

- разработка технического задания на информационную систему, в котором описываются ключевые требования к функциональным возможностям, интерфейсу, надежности, безопасности;

- разработка технического проекта информационной системы, в котором отражаются основные проектные решения, архитектура решения, необходимое оборудование и дополнительное программное обеспечение;

- настройка существующих и разработка новых модулей информационной системы, настройка форм документов и отчетности;

- интеграция информационной системы на площадке заказчика, загрузка данных свершившегося факта производственной деятельности за прошедшие периоды, тестирование;

- организация обучения работников предприятия навыкам работы в информационной системе, опытная эксплуатация, апробация;

- интеграция новой системы со смежными информационными системами компании;

- перевод информационной системы в промышленную эксплуатацию;

- сопровождение функционирования информационной системы.

Конкретизируя рамки рассмотрения проблемы создания информационной системы в процессе построения системы контроллинга на транспортном предприятии, стоит отметить, что в настоящее время рынок программного обеспечения для обеспечения потребностей ведения бизнеса предлагает множество альтернативных вариантов. Внедрение комплексных систем автоматизации, один из модулей которой отвечает за управление транспортным блоком, либо предприятием в структуре единой компании, ответственным за транспортную составляющую, и интеграция в существующую на

предприятии информационную систему программных продуктов, автоматизирующих одну или несколько отдельных функций. В обоих случаях повышение эффективности бизнес-процессов не всегда оправдывает ожидания. Необходим общий подход, стратегия, объединяющая все составляющие в процессе построения современной системы управления предприятием, на основе применения процессного подхода и внедрения ERP-системы.

ERP (англ. Enterprise Resource Planning, планирование ресурсов предприятия) - стратегия организации по интеграции производства и операций, управления трудовыми ресурсами, финансового менеджмента и управления активами, которая ориентируется на непрерывную балансировку и оптимизацию ресурсов предприятия посредством специализированного интегрированного пакета прикладного программного обеспечения, обеспечивающего общую модель данных и процессов для всех сфер деятельности предприятия

[4]. ERP-система выступает как конкретный программный пакет, который реализует стратегию ERP, обеспечивает комплексное управление ключевыми аспектами финансовой, производственной и коммерческой деятельности предприятия, охватывая сферы производства, планирования, финансового и бухгалтерского учета, материально-технического снабжения, управления человеческими ресурсами, сбыта, управления запасами и предоставления услуг.

Основная ценность ERP-систем состоит в способности интеграции составляющих элементов производства в единую целостную систему путем создания прозрачного информационного пространства, в котором формируется вся необходимая руководству и сотрудникам предприятия управленческая информация. По опыту рабочей практики ERP-системы в предприятиях транспорта и логистики интегрируются со специализированными модулями CRM (англ. Customer Relationship Management, управление взаимоотношениями с клиентами), такими как Microsoft Dynamics CRM, которые встраиваются в Microsoft ориентированную инфраструктуру и интегрируются с ERP-системами Microsoft Dynamics AX и Microsoft Dynamics NAV

[5]. Таким образом, в результате интеграции нескольких информационных продуктов в рамки единой системы может быть создан комплекс, с помощью которого становится возможным решение задач высокой степени сложности.

При выборе ERP и CRM-систем стоит учитывать «интеграционные возможности» - способность системы проводить работу и обмен данными со сторонними приложениями. Примером может являться интеграция ERP-системы и GPS-мониторинга на транспортном предприятии, где ERP-система может передавать плановые данные из путевого листа. В обратном направлении соответственно передаются данные о фактическом маршруте движения транспорта.

Ввиду того, что информационная система управления призвана решать различный спектр задач, возникают сложности в поиске такого интегрированного программного комплекса, который имеет возможность выполнять все необходимые задачи. В связи с этим, при разработке проекта информатизации предприятия необходимо определить конечную целью создания единого информационного пространства, путем объединения совместимых между собой функционально специализированных программных продуктов. Существующие на сегодняшний день информационные системы имеют определенные проблемы, связанные с трудностями интеграции данных и программ.

Среди разработчиков и организаций, предлагающих услуги автоматизации производственного процесса промышленного транспортного предприятия, использующие как собственное, так и стороннее программное обеспечение, можно выделить следующие:

- 1С - разработчик платформы «1С:Предприятие 8» и модуля «1С:Управление Автотранспортом» (1С:УАТ) - программы, предлагающей универсальное решение для транспортных организаций, обеспечивающее комплексную поддержку бизнес-процессов. Имеются несколько конфигураций данного модуля, такие как «1С:Предприятие 8. Управление автотранспортом Стандарт» - предназначен для автоматизации управленческого и оперативного учета в автотранспортных предприятиях и организациях, а также в автотранспортных подразделениях торговых, производственных и прочих предприятиях, использующих автотранспорт для собственных нужд, и «1С:Предприятие 8. Управление автотранспортом Проф» - предназначен для автоматизации управленческого и оперативного учета в автотранспортных предприятиях, а также в транспортных подразделениях торговых, производственных и других компаний с различной отраслевой спецификой.

- ПАРУС - разработчик комплексной системы автоматизации

управления «ПАРУС-предприятие. Версия 8. Логистика»

- МОТИВ - разработчик и производитель собственной высокотехнологичной СЭД и КИП;

- XB Software - разработчик SaaS-приложения, с целью оптимизации мониторинга бизнес-процессов и ведения подотчетности;

- ООО «Южная Интеграционная Компания» - предоставляет набор услуг и сервисов для эффективной работы с программами «1С:Предприятие;

- ФОЛИО 2000 - разработчик программного обеспечения для автоматизации учета на складе, в торговле и на производстве;

- ООО «ИТЕРАНЕТ» - осуществляет аудит информационных систем и ресурсов компании, исследование бизнес-процессов компании, разработку, внедрение и сопровождение информационных систем;

- C&I Partners - осуществляет внедрение программного обеспечения и решений на базе по Microsoft, автоматизацию и оптимизацию бизнес-процессов, внедрение систем ERP и CRM (Microsoft Dynamics), автоматизацию складской, логистической, производственной деятельности;

- Мира групп - осуществляет методологическую постановку и сопровождение, экспертизу, автоматизацию бизнес-процессов;

- Dataport Systems - осуществляет автоматизацию транспортно-логистических предприятий;

- ООО «Компания Стэм» осуществляет комплексную автоматизацию предприятий, аудит бизнес-процессов, сопровождение программного обеспечения на базе 1С, абонентское обслуживание и установку ПО, автоматизацию складского учета;

- «ПитерСофт» - разработчик продукта «ПитерСофт - Управление процессами» - продукт класса BPMS (Business-Process Management Solution), предназначенный для автоматизации бизнес-процессов, организации электронного документооборота, ведения электронного архива документации, а также управления с помощью системы показателей KPI. Программа функционирует на платформе «1С:Предприятие 8» и может быть интегрирована с любой базой 1С 8.

- КРОК - производитель комплексных систем управления предприятием на базе продуктов компании Oracle, SAP, 1С, PSI WMS;

- Группа Смарт Технологии - разработчик STC (Solution for Transport Companies) - программа, соответствующая требованиям и стандартам интеграции с SAP ERP, которая позволяет предприятиям, имеющим большой автопарк транспортных средств, вести полный учет транспортной деятельности от составления первичной документации до анализа операционных и финансовых отчетов;

- Accenture - консалтинговая компания, оказывающая услуги по консультированию в сферах стратегического планирования, оптимизации и организации аутсорсинга бизнес-процессов, управления взаимоотношениями с клиентами, управления логистическими процессами, управления персоналом, внедрения информационных технологий.

Учитывая возможные проблемы интеграции информационных систем с имеющимися программными продуктами, а так же отраслевые, территориальные особенности транспортных предприятий, мнения и опыт руководителей, специалистов и экспертов различных организаций, касательно роли внедрения современных IT-систем на предприятиях транспортной отрасли и применения того или иного программного продукта, разнятся.

А.А. Тимофеев, руководитель лаборатории навигационных, информационных и управляющих систем ИТМиВТ им. С.А. Лебедева считает, что внедрение информационных технологий на транспортных предприятиях можно рассматривать как результативные инновационные проекты только случае, когда информация, получаемая в результате их работы, используется при реализации бизнес-процессов на предприятии. По его мнению, при отсутствии обоснованной методики интерпретации данных теряется необходимость определения параметров движения транспорта и измерения уровня топлива в баках с высокой точностью.

В компании «Волгонефтегазстрой» внедрено программное обеспечение на базе 1С - «1C-Papyc: Автохозяйство». По мнению С.И. Бакулина - начальника отдела информационных технологий компании «Волгонефтегазстрой», внедрение информационных технологий в целом позволяет не только автоматизировать труд работников, но и вести управленческий учет, получать данные об экономической эффективности каждой единицы транспорта. В частности, С.И. Бакулин отмечает, что применение модуля «1C-Papyc: Автохозяйство» позволяет вести учет нормативного и фактического

расхода горючего, пробега автотранспорта, количества перевезенных грузов, объема транспортных услуг. Среди преимуществ модуля С.И. Бакулин так же обращает внимание на возможность формирования необходимых первичных документов, осуществления складского учета номерных агрегатов, запасных частей для технического обслуживания и ремонта автотранспорта.

По мнению А.Н. Кучина, руководителя по развитию практики Oracle департамента продаж компании «Корус Консалтинг», внедрение информационных технологий для управления перевозками, основного бизнеса экспедиторов и операторов, является приоритетом для большинства транспортных организаций, так как именно это позволяет получить ощутимые результаты от инвестиций в автоматизацию производства.

А.А. Бургардт, руководитель аналитического центра корпорации «Галактика», конкретизирует роль ERP-системы на транспортном предприятии как системы, способной отследить все пробеги и наработки по каждой единице автотранспорта, заранее запланировать закупку требуемых запасных частей, учитывать целевое использование материалов, что позволит значительно снизить неликвидные запасы на складах.

В настоящее время действительно инновационными, по убеждению ведущего консультанта компании «Консультационная группа АТК» А.А. Петрова, являются проекты, которые выходят за рамки внедрения и использования традиционных ERP-систем. Для достижения реальных преимуществ транспортным предприятиям необходимо использовать широкий спектр передовых программных продуктов и информационных технологий, объединяя их в единую высокотехнологичную инфраструктуру [6].

Таким образом, эксперты в области информационных технологий отмечают положительное влияние ERP-систем на автоматизацию и оптимизацию производственного процесса на предприятиях транспортной отрасли, однако имеют разные точки зрения и подходы касательно использования той или иной платформы и необходимости применения информационных технологий в конкретном ключе производственного процесса на транспорте.

В процессе проведения информационного анализа в рамках данного исследования среди примеров применения подхода ERP-систем к оптимизации системы управления и хозяйствования, как точечного, так и общекорпоративного, стратегического, был рассмотрен опыт различных предприятий и компаний России.

В компании ПАО «ГМК «Норильский никель», согласно источнику [7], 9 октября 2014 года в главном офисе ГМК «Норильский никель» состоялось совещание по проекту «Внедрение корпоративной системы управления ресурсами предприятия на базе основного ERP решения». Для обеспечения успешной реализации указанного проекта была проведена значительная организационная, методологическая, интеграционная и техническая работа по подготовке реализации. В ходе данных работ был успешно реализован комплекс методологических проектов по финансово-экономическому блоку, проведены мероприятия по работе с персоналом, в части информирования сотрудников о преимуществах, которые получит Компания в результате реализации проекта, сформирована готовность бизнеса выступать в роли бизнес-заказчика.

С учетом опыта успешного внедрения аналогичных программ в Российской Федерации и за рубежом, реализация проекта была разделена на два этапа:

1) разработка целевой операционной модели предприятия,

2) фаза внедрения.

В рамках реализации первого этапа было принято решение о привлечении компании Accenture. В настоящее время проводятся работы по проектированию целевой модели бизнес-процессов всей Компании ПАО «ГМК «Норильский никель». В Компании ожидают, что разработка целевой модели бизнес-процессов затронет все области основной деятельности, включая поиск, разведку, добычу, обогащение и переработку полезных ископаемых, производство, маркетинг и сбыт, а также ключевые вспомогательные производства, в т.ч. транспорт. По результатам работы, будет проведен анализ и разработана унифицированная модель бизнес-процессов Компании. Также планируется разработка поэтапного плана внедрения системы, включающая очередность автоматизации бизнес-процессов и последовательность внедрения системы на конкретных предприятиях Компании.

После утверждения разработанной целевой модели бизнес-процессов Компании предполагается этап внедрения системы. В качестве апробации было решено внедрить ее на Кольской ГМК.

Как считают эксперты, этот вариант для отладки бизнес-процессов является оптимальным, так как в регионе имеется хорошая инфраструктурная готовность к внедрению целевой системы на фоне использования устаревшей технически информационной платформы.

В качестве комментариев итогов принятых решений, руководитель Блока экономики и финансов ПАО «ГМК «Норильский никель» С.Г. Малышев отметил, что реализация данного проекта позволит разработать и внедрить унифицированное решение, выступающее частью единого информационного пространства предприятий «Норильского никеля». Данное решение, по его мнению, также способно обеспечить интеграцию со смежными системами, как уже существующими, так и разрабатываемыми в параллельные сроки с данным проектом [8].

Программное обеспечение SAP используется в ПАО «ГМК «Норильский никель» с 2003 года, изначально область использования ограничивалась решением отдельных бизнес-задач, таких как управление закупками и материально техническими ресурсами. Существенным движущим фактором внедрения дополнительных модулей в рамках единого подхода были требования по повышению управляемости отдельных подразделений и компании в целом, идентификации и распространению лучших бизнес-процессов, повышению эффективности планирования и улучшению качества отчетности.

Согласно источнику [9] Г.В. Бауман, директор Департамента информационных технологий ПАО ГМК «Норильский никель» отметил, что в реализации единой ИТ стратегии имеются преимущества, поскольку такая реализация тесно привязана к внедрению комплексной информационной системы управления предприятием. Данная стратегия была реализована на базе внедрения SAP ERP. Внедрение новой корпоративной ERP-системы в краткосрочной перспективе способно увеличить прозрачность и своевременность управленческой и финансовой отчетности, повысить эффективность управления за счет принятия решений на основании достоверной информации и контроль эффективности бизнес-подразделений в рамках единой информационной среды.

Таким образом, можно сделать вывод, что ERP-системы выступают в роли своеобразных корпоративных энциклопедий автоматизированного бизнеса, преимущества которых раскрывают функцию контроллинга как информационного обеспечения руководителя своевременной, достоверной и значимой информацией. На транспортном предприятии наиболее очевидными результатами внедрения информационной системы управления становятся снижения материальных затрат. За счет своевременного планирования и контроля достигается уменьшение расхода топлива, в свою очередь, планирование закупок запасных частей под конкретную потребность позволяет снизить складские запасы и издержки на хранение.

Вышеперечисленные факторы определяют экономическую эффективность единых информационных систем. Интегрирование

готовых программных продуктов, реализованных под конкретную специфику, определенный блок или бизнес-процесс, может позволить существенно снизить материальные и временные затраты на разработку, внедрение и эксплуатацию комплексной информационной системы, с одновременным повышением её надежности и эффективности. Системы, построенные по модульному принципу, позволяют интегрировать в единой информационной среде данные, которые поступают из различных источников. В этой связи учет потребностей пользователей, закрепленный в концепции информационной системы, способен значительно облегчить достижение целей предприятия по внедрению такой системы.

Создание системы контроллинга при поддержке информационной системы выступают залогом в повышении эффективность функционирования предприятий, и позволяют оптимизировать процессы управления развитием.

Литература:

1. Карминский, A.M. Информатизация бизнеса: концепции, технологии системы [Текст]: монография / А.М. Карминский. - Москва: Финансы и статистика, 2004. - 624 с.

2. Кузьменко, И.П. Информационные ресурсы в управлении социально-экономической системой [Текст] / И.П. Кузьменко, Т.В. Никитенко. - Ставрополь: АГРУС, 2011. - 168 с.

3. Автоматизация бизнес-процессов [Электронный ресурс]. -Электрон. текстовые дан. - Москва: [б.и.], 2010. - Режим доступа: http://www.integprog.ru/directions/implementation?showall=&start=4

4. Leon, Alexis Enterprise Resource Planning. — 2nd. — New Dehli: McGraw-Hill, 2008. - 500 с.

5. Автоматизация транспортных компаний [Электронный ресурс]. - Электрон. текстовые дан. - Москва: [б.и.], 2011. - Режим доступа: http://www.tadviser.ru/index.php/Статьи:Автоматизация_ транспортных_компаний

6. Зырянов, М. Преимущества перед конкурентами [Текст] / М.Зырянов // Директор информационной службы. - 2008. - № 4. - С. 42-46.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. В «Норильском никеле» внедряется корпоративная система управления ресурсами предприятия [Электронный ресурс]. -Электрон. текстовые дан. - Москва: [б.и.], 2014. - Режим доступа: http://www.nornik.ru/press-czentr/novosti-i-press-relizyi/novosti/v-norilskom-nikele-vnedryaetsya-korporativnaya-sistema-upravleniya-resursami-predpriyatiya

8. Мелочей не бывает [Текст] / ред. В.А. Толстов // Заполярная правда. - 2014. - № 159. - С. 4.

9. Бауман, Г.В. От ИТ-стратегии до персональных взглядов на автоматизацию [Электронный ресурс] / Г.В. Бауман // Intelligent Enterprise/RE («Корпоративные системы») - Электрон. журн. - Москва: Издательский дом «СК Пресс», 2010. - № 11 (221). - Режим доступа: http://www.iemag.ru/interview/detail.php?ID=21612

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.