Научная статья на тему 'Формирование отчетности показателей эффективности деятельности транспортной компании с использованием методов обработки больших данных'

Формирование отчетности показателей эффективности деятельности транспортной компании с использованием методов обработки больших данных Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
598
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛЬШИЕ ДАННЫЕ / КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / УЧЕТ / СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / КОРПОРАТИВНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ХРАНИЛИЩЕ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ТРАНСПОРТ / BIG DATA / KEY PERFORMANCE INDICATORS / ACCOUNTING / STATISTICAL REPORTING / CORPORATE DATA WAREHOUSE / STRATEGIC PLANNING / TRANSPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бритвин М.А., Бурова А.С., Басанский М.В., Чугумбаев Р.Р.

Сложившиеся механизмы управления любой компанией в современных экономических условиях подвергаются постоянным корректировкам и изменениям. Стремительный рост возможностей обработки и использования учетно-аналитической информации предъявляет серьезные требования по внедрению в практику управления бизнесом наработанных знаний, инструментов и приемов в управленческой науке. В мировой практике в качестве эффективного инструмента реализации стратегии широко используется концепция сбалансированной системы показателей (Balanced Scorecard, BSC).Для обеспечения постоянного и устойчивого развития организации чрезвычайно важным становится применение принципов стратегического управления на всех уровнях организации, позволяющее достигать заявленных целей в соответствии с запланированными темпами. Лишь только используя методы обработки больших данных представляется возможным учет, анализ, а также формирование управленческой отчетности и представление рекомендаций системы поддержки принятия решений основываясь на текущей ситуации в компании используя методологию КПЭ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF REPORTING PERFORMANCE OF THE TRANSPORT COMPANY USING A LARGE DATA PROCESSING METHODS

The existing mechanisms for managing any company in the current economic conditions are subject to constant changes and adjustments. The rapid growth of accounting and analytical information processing and use of opportunities makes serious demands on the implementation in practice of business management-established knowledge, tools and techniques in management science. In the world practice as an effective tool for implementing the concept of the Balanced Scorecard is widely used strategy (Balanced Scorecard, BSC).To ensure continuous and sustainable development of the organization is extremely important is the application of strategic management principles at all levels of the organization, allowing to achieve the stated objectives, in accordance with the planned pace. It is only by using methods of processing large data possible to accounting, analysis, and management reporting and presentation of decision support system based on the recommendations of the current situation in the company using the methodology of the KPI.

Текст научной работы на тему «Формирование отчетности показателей эффективности деятельности транспортной компании с использованием методов обработки больших данных»

УДК 338.2

ФОРМИРОВАНИЕ ОТЧЕТНОСТИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРАНСПОРТНОЙ КОМПАНИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ ОБРАБОТКИ БОЛЬШИХ ДАННЫХ

Бритвин М.А., аспирант, кафедра «Экономическая информатика», ФГОБУ ВО «Московский государственный университет путей

сообщения Императора Николая II» (МГУПС (МИИТ)

Бурова А.С., аспирант, кафедра «Экономическая информатика», ФГОБУ ВО «Московский государственный университет путей

сообщения Императора Николая II» (МГУПС (МИИТ)

Басанский М.В., аспирант, кафедра «Экономическая информатика», ФГОБУ ВО «Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II» (МГУПС (МИИТ), ведущий специалист Департамента управленческого учета и отчетности ОАО «РЖД» Чугумбаев Р.Р., к.э.н., доцент, кафедра «Экономическая информатика», ФГОБУ ВО «Московский государственный университет путей

сообщения Императора Николая II» (МГУПС (МИИТ)

Сложившиеся механизмы управления любой компанией в современных экономических условиях подвергаются постоянным корректировкам и изменениям. Стремительный рост возможностей обработки и использования учетно-аналитической информации предъявляет серьезные требования по внедрению в практику управления бизнесом наработанных знаний, инструментов и приемов в управленческой науке. В мировой практике в качестве эффективного инструмента реализации стратегии широко используется концепция сбалансированной системы показателей (Balanced Scorecard, BSC)^m обеспечения постоянного и устойчивого развития организации чрезвычайно важным становится применение принципов стратегического управления на всех уровнях организации, позволяющее достигать заявленных целей в соответствии с запланированными темпами. Лишь только используя методы обработки больших данных представляется возможным учет, анализ, а также формирование управленческой отчетности и представление рекомендаций системы поддержки принятия решений основываясь на текущей ситуации в компании используя методологию КПЭ.

Ключевые слова: большие данные, ключевые показатели эффективности, учет, статистическая отчетность, корпоративное информационное хранилище, стратегическое планирование, транспорт

FORMATION OF REPORTING PERFORMANCE OF THE TRANSPORT COMPANY USING A LARGE DATA PROCESSING METHODS

Britvin M., the post-graduate student, Economic informatics chair, FSEI HE «Moscow State University of Railway Engineering under the name

of Emperor Nikolay II» (MGUPS (MITT) Burova A., the post-graduate student, Economic informatics chair, FSEI HE «Moscow State University of Railway Engineering under the name

of Emperor Nikolay II» (MGUPS (MIIT) Basansky M., the post-graduate student, Economic informatics chair, FSEI HE «Moscow State University of Railway Engineering under the name of

Emperor Nikolay II» (MGUPS (MIIT), leading specialist of the Department of Management Accounting and Reporting, Russian Railways, JSC Chugumbaev R., Ph.D., assistant professor, Economic informatics chair, FSEI HE «Moscow State University of Railway Engineering under the

name of Emperor Nikolay II» (MGUPS (MIIT)

The existing mechanisms for managing any company in the current economic conditions are subject to constant changes and adjustments. The rapid growth of accounting and analytical information processing and use of opportunities makes serious demands on the implementation in practice of business management-established knowledge, tools and techniques in management science. In the world practice as an effective tool for implementing the concept of the Balanced Scorecard is widely used strategy (Balanced Scorecard, BSC) .To ensure continuous and sustainable development of the organization is extremely important is the application of strategic management principles at all levels of the organization, allowing to achieve the stated objectives, in accordance with the planned pace . It is only by using methods of processing large data possible to accounting, analysis, and management reporting and presentation of decision support system based on the recommendations of the current situation in the company using the methodology of the KPI.

Keywords: big data, key performance indicators, accounting, statistical reporting, corporate data warehouse, strategic planning, transport.

Исторически сложившиеся механизмы управления любой компанией в современных экономических условиях подвергаются постоянным корректировкам и изменениям, которые обусловлены процессами изменчивости мировой экономики, функционированием коммерческих организаций в условиях нестабильности, наличием факторов неопределенности и агрессивной конкурентной внешней среды. Стремительный рост возможностей обработки и использования учетно-аналитической информации предъявляет серьезные требования по внедрению в практику управления бизнесом наработанных знаний, инструментов и приемов в управленческой науке. Известно, что ранее сложными технологиями, научным подходом могли пользоваться только крупные компании с достаточным финансовым потенциалом, однако, в настоящее время такие технологии становятся все более доступными.

Таким образом, развитие информационных технологий, тотальное внедрение инновационных форм управления требует более скорого развития теоретико-методологического базиса учетно-контрольной методологии, уточнение отдельных научных положений и разработки недостающих элементов целостной системы знаний. Следовательно, проблемы учетно-аналитического совершенствования управления хозяйственной деятельностью, безусловно, относятся к базовым вопросам теории управления и являются актуальными.

В целях получения целостной картины деятельности компании необходимым является проведение всестороннего анализа и учета первичной информации, возникающей в результате деятельности компании, что позволяет своевременно принимать во внимание потенциальные риски и угрозы, которые могут повлиять как на текущую деятельность, так и на развитие компании в будущем.

В мировой практике в качестве эффективного инструмента реализации стратегии широко используется концепция сбалансированной системы показателей (BalancedScorecard, BSC), которую впервые сформулировали Роберт Каплан и Дейвид Нортон в 1992 году (автор). Основой системы мониторинга стратегических целей является система ключевых показателей эффективности деятельности (КПЭ), которая позволяет связать стратегию с текущей деятельностью и финансово-экономическими факторами. Следовательно, для обеспечения постоянного и устойчивого развития организации, чрезвычайно важным является применение принципов стратегического управления на всех уровнях организации, позволяющее достигать заявленных целей в соответствии с запланированными темпами. Учитывая вышесказанное, стоит отметить необходимость получения информации на всех этапах реализации бизнес-процессов транспортной компании, при этом, сбор, агрегация и обработка массивов данных такого объема является чрезвычайно сложной задачей. В процессе информационной деятельности компании воз-

50 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №3 2016 |

никает огромный поток разнородной информации, который находит отражение в транзакционных системах (автор). Для своевременного анализа управленческой отчетности ключевых показателей эффективности необходим учет всех данных в едином корпоративном информационном хранилище. Вопросы разработки методологии сбора и регламентов консолидации информации в едином корпоративном информационном хранилище на сегодняшний день находятся в фокусе внимания большинства компаний, которые ставят перед собой цели по созданию единого информационного пространства компании, что позволяет повысить управляемость процессов и минимизировать издержки, связанные с недостаточной эффективностью выполнения задач. Исходя из вышеизложенного, в процессе определения перечня ключевых показателей, стоит выделить наиболее важные направления стратегического развития компании.

При анализе принципов разработки ключевых показателей, следует отметить, что основой для этого, согласно концепции сбалансированной системы показателей, является построение причинно-следственных связей. Согласно литературным данным, подобные требования описаны и в других методологиях, в т.ч. отечественной школой экономического анализа. Формирование причинно-следственных отношений обусловлено необходимым условием широкого применения системного подхода к рассмотрению хозяйственной деятельности.

На первом этапе объект представляется как система, для которой определяют цели и условия функционирования [1]. Это является обязательным условием системного подхода, который позволяет обеспечить целостное рассмотрение объекта. На этом этапе система определяется на уровне свойств, т.е. абстрагируется от внутреннего содержания и строится модель системы, получившая название «черного ящика». Модель «черного ящика» отображает только связи системы со средой в виде перечня «входов» и «выходов».

После определения отношения системы с внешней средой необходимо определить состав системы. На данном этапе определяются количественные характеристики элементов системы. Информация о структуре, связях и отношениях показателей, отражающих отношения с внешней средой максимально снимает неопределенность системы и ее внутреннего состава. Основой системного подхода является функционально-структурный подход, который имеет следующее значение, как содержание определяет форму, так и функция несет в себе информацию об отношении элементов имеющих разные функции. Для проведения системного анализа предприятия необходима разработка качественных характеристик экономики предприятия - системы синтетических и аналитических показателей. Именно так понимается применение принципов системного подхода в теории экономического анализа.

Известно, что система оценки ключевых показателей эффективности деятельности транспортной компании должна включать как результативные, так и факторные параметры хозяй-ственной деятельности. Она должна всесторонне освещать не только хозяйственную деятельность предприятия в целом, но и результаты труда каждого структурного подразделения, учиты-вать зависящие от него факторы повышения эффективности производства идавать возможность объективно оценивать вклад отдельных исполнителей в общие результаты работы.

Научные исследователи, занимающиеся развитием и усовершенствованием методологии «система сбалансированных показателей», свидетельствуют о необходимости равновесия, сбалансированности между движущими факторами деятельности и достигнутыми результатами - иными словами, между показателями, характеризующими качество действий и показателями, которые характеризуют состояние отдельных аспектов деятельности компании, достигнутое в результате осуществления действий. Исследователи в области методологии (ССП) обращают пристальное внимание на тот факт, что движущие факторы и результаты деятельности компании находятся в неразрывной связи.[2] Таким образом, результаты, достигнутые на нижних организационных уровнях, выступают в роли движущих факторов для конечных показателей деятельности компании в целом, а также для высших уровней ее иерархии. Следует отметить, что такие причинно-следственные связи бывает нелегко выявить, где одна из трудностей состоит в том, что итоговые результаты находятся под влиянием не только внутренних, но и внешних факторов. В то же время, причинно-следственные связи лежат в основе любого действия, направленного на достижение определенной цели.

Однако, довольно часто как на практике, так и в теории применения системы ключевых показателей эффективности, аналитики и

исследователи считают, что оценка результатов деятельности является им более значимой с научной точки зрения, чем оценка самого процесса деятельности или движущих факторов. Далее, следует отметить, что с точки зрения управленческого учета и контроля, стратегические карты позволяют проследить, каким образом сегодняшние действия могут повлиять на эффективность достижения стратегических целей компании.

Следовательно, стратегические карты и системы ключевых показателей эффективности должны включать информацию о наиболее значимых движущих факторах деятельности транспортного холдинга. Движущие факторы, включенные в стратегическую карту должны представлять краткосрочные процессы, приводящие к реальным результатам. Следует учитывать то обстоятельство, что совокупность движущих факторов и результатов деятельности должны быть различными для разных аспектов хозяйственной деятельности.

Исследователи, работающие в области ССП свидетельствуют о том, что для каждого ключевого аспекта деятельности существует несколько критериев отбора показателей, характеризующих соответствующие факторы успеха. По сути, причинно-следственная цепочка целей - это метод описания стратегии. На этот аспект Каплан Р. и Нортон Д. (2003) указывают четко в своих научно-исследовательских работах: «Стратегия - это набор гипотез о причинах и эффектах... Правильно сконструированная система ... должна информировать о стратегии той или иной бизнес-единицы в виде цепочки причинно-следственных отношений» [3].

Наряду с визуализацией показателей достижения стратегических целей компании и моделированием бизнес-процессов причинно-следственная цепочка целей, учитываемая сбалансированной системой ключевых показателей деятельности компании предлагает целый ряд выгод. Причинно-следственные цепочки демонстрируют взаимозависимости между отдельными стратегическими целями и тем самым информируют о возникающих при достижении целей взаимных эффектах. Понимание зависимостей между целями и значимости самих целей способствует формированию единого пониманию стратегии и улучшает командную работу менеджмента. При определении взаимосвязей система целей компании повторно подвергается ревизии. Некоторые цели в свете выявленных взаимосвязей могут потерять свое значение, в то время как значение других, наоборот, возрастает.

Каплан Р. и Нортон Д. (2003) указывают на следующую особенность, что между отдельными целями, связанными между собой причинно-следственной цепочкой, должна существовать определенная корреляция. Наличие этой корреляции позволяет проверить, насколько правильна стратегия, описанная в виде причинно-следственных связей [3].

Таким образом, причинно-следственные отношения между отдельными аспектами хозяйственной деятельности должны использоваться как базовое средство моделирования бизнеса, установления целей, планирования и управления показателями.

Рассматривая практику разработки и внедрения системы оценки ключевых показателей эффективности, следует отметить положительный опыт компании ОАО «РЖД» в этом вопросе.

Формирование холдинговой структуры ОАО «РЖД» предполагает изменения в структуре управления. В компании формируется корпоративный центр, обеспечивающий управление по бизнес-блокам, а также осуществляющий контроль эффективности деятельности образующих их дирекций, дочерних и зависимых обществ и максимизацию вклада в достижение общих целей. Базовым процессом, объединяющим управление всеми подразделениями компании, является управление по стратегическим целям. Формирование сводной системы стратегических целей и контрольных показателей развития холдинга «РЖД», а также входящих в его состав подразделений, объединенных в бизнес-блоки по функциональному признаку, и их регулярный мониторинг с использованием системы ключевых показателей эффективности деятельности компании позволяет обеспечить контроль развития и анализ причин отклонений для последующих корректирующих действий.

Целью системы ключевых показателей эффективности деятельности холдинга «РЖД» является обеспечение процессов управления холдингом краткими и достаточными сведениями о результатах работы и реализации стратегических целей компании на периодической основе.При построении системы сбалансированных показателей, процесс определения ключевых показателей эффективности деятельности является базовым. Для формирования такой системы представляется необходимым глубокий анализ данных,

агрегируемых из различных информационных хранилищ. Таким образом, следует отметить важность интеграции производственных и финансово-экономических систем компании. Агрегация данных такого объема на сегодняшний день представляется реализуемой только с помощью применения методов интеллектуального анализа больших данных.

Проводя анализ литературы, посвящённой вопросу разработки и внедрения системы КПЭ, стоит отметить следующее, что при разработке системы ключевых показателей деятельности компания ставит перед собой следующие цели[4]:

• анализ эффективности деятельности структурных подразделений и определение направлений возможного повышения эффективности;

• формирование более качественных краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных прогнозов и планов развития;

• постановка перед подразделениями и сотрудниками четких целей по достижению ключевых показателей эффективности, отражающих стратегические цели компании;

• разработка решений по повышению эффективности.

Кроме того, на этапе разработки КПЭ следует сформировать

четкое определение как существенного финансового, производственного, кадрового или иного показателя управленческой отчетности, который используется для оценки результатов деятельности транспортной компании, а также ее филиалов и структурных подразделений, дочерних и зависимых обществ.

При разработке системы КПЭ имеет смысл выделить следующие этапы[5]:

• определение состава и структуры КПЭ;

• разработка методик расчета КПЭ;

• определение форматов отчетности;

• разработка и внедрение автоматизированных средств мониторинга, оценки, анализа и формирования отчетности;

• непрерывный процесс актуализации методологии и информационного обеспечения под новые условия и требования системы управления.

Для эффективной реализации всех выше упомянутых этапов необходимо проведение мероприятий по целостному анализу данных. Стоит отметить важность использования методов обработки больших данных. Применение описываемых методов делает возможным формирование линии трендов, проведение факторного и корреляционного анализа. Проведение такого анализа позволяет повысить информативность и достоверность отражения реального состояния дел в компании.

На сегодняшний день основным документом, описывающим методологию системы ключевых показателей эффективности в ОАО «РЖД» является Порядок проведения мониторинга результатов работы холдинга «РЖД» на основе ключевых показателей деятельности, который регулярно актуализируется, в целях соответствия современным реалиям. Данный документ содержит перечень КПЭ, обеспечивающий единый подход к их расчету, трактовке используемых определений и сопоставимости данных, а также всю необходимую информацию о методологии и регламентах. Кроме того, Порядок увязан с соответствующими нормативными документами, действующими в рамках других элементов системы управления холдинга «РЖД».

Ввиду неоднозначности трактовки КПЭ и сложности сбора данных, необходимых для анализа и формирования отчетности, существующие на данный момент методы обработки первичных данных, возникающих в отрасли, не могут обеспечить данными систему поддержки принятия решений.

При этом, несмотря на то, что учет и анализ разнородных данных, агрегируемых из разных источников представляется сложной задачей, он является ключевым для формирования системы сбалансированных показателей компании. Применение методов обработки больших данных открывает возможности к более эффективному учету и отражению реальной ситуации в отрасли и сопоставлению с результатами деятельности компании. Анализируя множество показателей за различные периоды, в том числе исторические данные, представляется возможным моделирование трендов среднесрочного развития транспортного холдинга.

Рассматривая подробно Порядок мониторинга результатов работы холдинга «РЖД» на основе ключевых показателей деятельности, следует выделить классификацию показателей по различным признакам для определенных целей. В системе КПЭ ОАО «РЖД»

предусмотрена классификация по типу показателя, по перспективам оценки, по соответствию стратегическим целям холдинга, по уровням управления и по цели использования.[6]

Учитывая все то разнообразие возможных показателей, их агрегация и методы проведения факторного анализа в едином КИХ позволяют четко сформировать перечень мероприятий по повышению эффективности деятельности транспортной компании. Такой анализ позволяет разработать сбалансированную систему ключевых показателей деятельности, а также сформировать гармонизированную и гибкую систему управленческой отчетности необходимую для реализации целей стратегического и операционного управления. Следует отметить, что за последние десятилетия система КПЭ в компании ОАО «РЖД» эволюционировала от разрозненного набора форм управленческой отчетности и методик к сбалансированной системе ключевых показателей деятельности и далее к гармонизированной и гибкой системе управленческой отчетности для целей стратегического и операционного управления. В качестве дальнейших направлений развития системы управленческой отчетности с использованием КПЭ можно отметить такие как внедрение процессного подхода в вопросах управления и реализация концепции клиентоориентированности. Кроме того, система КПЭ может быть драйвером для перехода к всеобщей системе оценки эффективности как инструменту синхронизации стратегических целей компании и индивидуальных целей ее сотрудников через процессы непрерывного улучшения, развития и обучения. Следовательно, применение методов обработки больших данных, позволяет повысить эффективность проведения мероприятий по учету, анализу, а также формированию управленческой отчетности и представлению рекомендаций системы поддержки принятия решений, основанных на текущей ситуации в компании с использованием методологии КПЭ.

Таким образом, использование методов обработки больших данных вносит значительный вклад в оптимизацию и повышения эффективности деятельности компании, а так же способствует снижению финансовых издержек, что безусловно положительно сказывается на показателях прибыльности и рентабельности.

Литература:

1. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник / М.И. Баканов, А.Д. Шеремет // М.: Финансы и статистика.- 2005. - С. 415.

2. Басанский М. В.Информационные технологии в отрасли железнодорожного транспорта. / Международная научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы развития транспорта»Москва. - 2013, с. 29.

3. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Организация, ориентированная на стратегию / Роберт С. Каплан, Дейвид П. Нортон // М.: ЗАО «Олимп-Бизнес». - 2003. - С. 416.

4. Могилевец В.Д., Савин И.А. «Хосин канри: опыт применения в рамках сотрудничества КамАЗ — НЧФ-КНИТУ-КАИ», / Компетентность. - 2014, с.28-34

5. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / М.: ЗАО «Олимп-Бизнес». - 2003, 214 с.

6. Басанский М.В., Платонов М.Ю. Ключевые показатели эффективности и их применение в деятельности компании / Труды Международной научно-практической конференции «Современные проблемы управления экономикой транспортного комплекса России: конкурентоспособность, инновации и экономический суверенитет» // М.:МИИТ, 2015, с. 1-50

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.