Научная статья на тему 'ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА В ОБЛАСТИ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ: РОССИЙСКИЙ ОПЫТ'

ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА В ОБЛАСТИ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ: РОССИЙСКИЙ ОПЫТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
131
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / АВТОМАТИЗАЦИЯ / РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фадеева Наталья Владимировна

Учащаются случаи перехода российских компаний к процессному менеджменту, как на уровне компании в целом, так и в рамках одного из ее департаментов. Процессный менеджмент в отечественной корпоративной среде имеет стратегическую важность, так как именно он способен повысить эффективность деятельности компании, ее клиентоориентированность и исключить случаи нерационального использования ресурсов. Наиболее часто внедряют процессный подход в России крупные корпорации и холдинги. Некоторые сферы российского бизнеса внедряют процессную модель менеджмента более активно, тогда как другие следуют устоявшейся модели управления. В фокусе внимания - специфика применения процессного подхода в сфере транспорта и транспортной инфраструктуры, где формирование бизнес-процессов имеет особую актуальность в силу специфики отрасли. Ключевым мотивом перехода к процессному подходу в управлении транспортной инфраструктурой в России является слабая клиентоориентированность транспортных компаний. Процессный подход в управлении инфраструктурой одной из первых в России начала осваивать авиационная отрасль. Первыми, кто принял в качестве основополагающего процессный подход в управлении транспортной инфраструктурой, стали крупные авиационные узлы, а впоследствии данный опыт переняли и региональные аэропорты. Отмечаются изменения в подходах к управлению инфраструктурой городских транспортных систем. Наиболее значительные изменения управленческой парадигмы произошли в области управления железнодорожной инфраструктурой. ОАО «Российские железные дороги» декларирует переход к процессному менеджменту на всех уровнях управления. Процессный подход применяется и в области координации, и ремонта объектов инфраструктуры. Дочерние предприятия, входящие в структуру холдинга, также постепенно переходят к процессной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE PROCESS APPROACH IN THE FIELD OF TRANSPORT INFRASTRUCTURE: THE EXPERIENCE OF RUSSIAN COMPANIES

Cases of transition of Russian companies to process management are becoming more frequent, both at the level of a company as a whole and within one of its departments. Process management in the domestic corporate environment is strategically important, since it is able to increase the efficiency of a company, enhance its customer focus and eliminate cases of irrational use of resources. The process approach is most often implemented in Russia by large corporations and holdings. Some areas of Russian business are implementing the process management model more actively, while others rely on traditions and follow an established management model. The focus is on the specifics of applying the process approach in the field of transport and transport infrastructure, where the formation of business processes is of particular relevance due to the specifics of the field itself. The key motive for the transition to a process approach in the management of transport infrastructure in Russia is the weak customer focus of transport companies. The process approach to infrastructure management was implemented in Russia by the aviation industry. Large aviation hubs were the first to adopt the process approach as a fundamental approach to transport infrastructure management, and later this experience was borrowed by regional airports. There are changes in approaches to managing the infrastructure of urban transport systems. The most significant change in the management paradigm has taken place in railway infrastructure management. JSC “Russian Railways” declares the transition to process management at all levels of management. The process approach is also applied in the field of coordination and repair of infrastructure facilities. Subsidiaries that are part of Russian Railways are also gradually moving to a process model.

Текст научной работы на тему «ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА В ОБЛАСТИ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ: РОССИЙСКИЙ ОПЫТ»

Имплементация процессного подхода в области транспортной инфраструктуры: российский опыт

Фадеева Наталья Владимировна,

канд. техн. наук, доцент, доцент кафедры «Управление персоналом», Красноярский институт железнодорожного транспорта - филиал ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет путей сообщения» E-mail: [email protected]

Учащаются случаи перехода российских компаний к процессному менеджменту, как на уровне компании в целом, так и в рамках одного из ее департаментов. Процессный менеджмент в отечественной корпоративной среде имеет стратегическую важность, так как именно он способен повысить эффективность деятельности компании, ее клиентоориентиро-ванность и исключить случаи нерационального использования ресурсов. Наиболее часто внедряют процессный подход в России крупные корпорации и холдинги. Некоторые сферы российского бизнеса внедряют процессную модель менеджмента более активно, тогда как другие следуют устоявшейся модели управления. В фокусе внимания - специфика применения процессного подхода в сфере транспорта и транспортной инфраструктуры, где формирование бизнес-процессов имеет особую актуальность в силу специфики отрасли. Ключевым мотивом перехода к процессному подходу в управлении транспортной инфраструктурой в России является слабая клиентоориен-тированность транспортных компаний. Процессный подход в управлении инфраструктурой одной из первых в России начала осваивать авиационная отрасль. Первыми, кто принял в качестве основополагающего процессный подход в управлении транспортной инфраструктурой, стали крупные авиационные узлы, а впоследствии данный опыт переняли и региональные аэропорты. Отмечаются изменения в подходах к управлению инфраструктурой городских транспортных систем. Наиболее значительные изменения управленческой парадигмы произошли в области управления железнодорожной инфраструктурой. ОАО «Российские железные дороги» декларирует переход к процессному менеджменту на всех уровнях управления. Процессный подход применяется и в области координации, и ремонта объектов инфраструктуры. Дочерние предприятия, входящие в структуру холдинга, также постепенно переходят к процессной модели.

Ключевые слова: процессный подход к управлению, транспортная инфраструктура, бизнес-процесс, автоматизация, российские железные дороги.

Все чаще руководители российских компаний обращаются к методологии процессного менеджмента и применяют его в отношении компании в целом или в рамках одного из ее департаментов. Возросший интерес к процессному управлению в России можно объяснить, во-первых, рядом преимуществ от его имплементации, и, во-вторых, опорой на зарубежный опыт, где процессный подход к корпоративному управлению считается наиболее эффективным. На российском рынке собственники и менеджмент компаний исходят из соображений достижения значимых улучшений от трансформации организации - увеличения прибыли и уменьшения издержек, оптимизации функционирования персонала или сокращения его численности, повышения управляемости и конкурентоспособности бизнеса [17, с. 62].

Тем не менее, нельзя назвать практику внедрения процессного подхода в России массовой -сказывается национальный «корпоративный менталитет», следование привычным плановому или функциональному управлению, а также непонимание путей реализации процессного подхода на практике. А.А. Юрлова ключевой причиной неудач в переходе к процессному управлению в России называет особые традиции построения корпоративной культуры, основанной «на личных, родственных, национальных и прочих непрофессиональных принципах» [22]. Добиться успеха, указывает исследователь, удается немногим из компаний; многие проекты сворачиваются, не дойдя до этапа внедрения. Можно выделить и ряд компаний, где резкие изменения привели к критическим ухудшениям стратегических показателей [22].

Таким образом, следует попытаться обобщить имеющийся позитивный и негативный опыт управления компаниями процессными методами. Достижение подобной цели требует проработки вопросов, связанных с особенностями внедрения процессного подхода, принципов выстраивания эффективной системы бизнес-процессов, специфики транспортной отрасли с точки зрения внедрения процессного подхода. Ценность процессного подхода заключается в возможности фокусирования бизнес-процесса или их совокупности на конечном результате, подлежащем количественной и качественной оценке [17, с. 651].

Актуальность перехода к процессной модели управления в России

Переход к процессному подходу в отечественной корпоративной среде имеет стратегическую важ-

сз о со от m Р от

от А

ность, так как именно он способен повысить эффективность деятельности компании, сделать ее по-настоящему клиентоориентированной и исключить случаи нерационального использования ресурсов.

Переход к процессному управлению непременно приводит к пересмотру принципов работы с персоналом: данный метод управления направлен на оптимизацию контролирующих и проверяющих функций, устранение дублирующих процедур и объединение разных должностей в одну, что влечет за собой увеличение ответственности работников. Компания, которая принимает решение о переходе к процессной структуре ведения бизнеса, должна уметь объективно оценить актуальное техническое обеспечение, навыки сотрудников, ресурсную базу. Коррекция имеющихся процессов может стать весьма болезненной, особенно для штата, ведь смена системы управления неизбежно влечет за собой сокращение штатных единиц, перераспределение должностей, расширение спектра обязанностей и полномочий.

Согласимся с А.А. Юрловой в том, что примерами качественно решения проблемы о переходе к процессному менеджменту могут стать российские предприятия, являющиеся дочерними по отношению к западным корпорациям; имплемента-ция нового управленческого подхода в таких компаниях существенно облегчается за счет имеющегося у головной компании опыта [22].

Стратегическая значимость применения процессного подхода обнаруживается и при учете факторов внешней среды: речь идет, прежде всего, о сложных кризисных условиях постпандемии и геополитических барьерах. В данной связи вполне закономерно обращение российских транспортных компаний к факторам внешней среды. Компания, столкнувшаяся с конкурентами из-за рубежа (крупными компаниями-перевозчиками), должна делать поворот в сторону обратной связи, данных о внешней среде - конечных потребителях услуг и продуктов. В.В. Жаков в исследовании подходов к управлению транспортной организацией говорит о том, что «управленческий контур» компании должен быть разомкнутым, т.е. реагировать на изменения внешней среды; в случае, когда руководитель отвечает непосредственно за результаты деятельности подчиненного объекта, внутренний контур замыкается, но при этом, если руководитель осуществляет передачу информации во внешнюю среду и получает данные из нее, внешний контур остается разомкнутым, в результате чего компания получает возможность определять статус внешней среды или оказывать влияние на нее [8, с. 26].

Последнее десятилетие характеризуется активизацией попыток повышения эффективности бизнеса не только западными, но и россий-= скими компаниями разных отраслей. Рост заин-е тересованности в использовании специальных й методологий эффективного управления бизне-S сом можно проиллюстрировать высокими темпа-Л ми роста российского рынка BPM (Business Pro-

cess Management), составляющими, по различным оценкам, от 15 до 20% в год. Рынок BPM-инструментария обнаруживает высокую чувствительность к состоянию национальной экономики, и любые изменения экономического статуса страны определяют приоритеты менеджмента компаний, востребованность новых управленческих технологий. Спецификой российского бизнес-пространства, как справедливо отмечает С. Сви-нарев, является тесное переплетение экономических проблем с политическими, что представляет собой дополнительную сложность в обновлении модели функционирования бизнеса в условиях нестабильности [14].

Отметим значительный потенциал дальнейшего развития: далеко не все компании России, де-юре перешедшие на процессную модель управления, имеют полное описание ключевых бизнес-процессов [14], что, в свою очередь, говорит о том, что сама по себе процессность иногда понимается и применяется в российском бизнес-сегменте формально, будучи отраженной только в документах, либо же избирательно - к примеру, только в отношении определенного департамента компании или в отношении конкретного процесса.

Наиболее часто внедряют процессный подход в России, прежде всего, крупные корпорации и холдинги. Некоторые сферы российского бизнеса внедряют процессную модель менеджмента более активно, тогда как другие опираются на традиции и следуют устоявшейся модели управления. В некоторых случаях модель управления, по сущности, дублирует советскую модель планового подхода. Тем не менее, низкая эффективность деятельности подобных компаний постепенно вытесняет их из высококонкурентного рынка, а на смену им приходят компании, ориентированные на про-цессность и клиентоориентированность.

Представим наиболее показательные примеры российских компаний, относительно успешно реализовавших процессное управление, из различных сфер. Нефтегазовая сфера: ПАО «Лукойл», ПАО «Татнефть», ОАО «ТНК-Нягань», ООО «Газпром трансгаз Томск», ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Газпром»; банковская, страховая, финансовая и инвестиционная сферы: Банк России, Ассоциация Российских Банков, ПАО «Сбербанк», ПАО «ВТБ», ПАО «АК БАРС»; строительство и проектно-инженерная сфера: ООО «Группа Пирс Девелопмент», АО «Гипрогазцентр», АО «Евроцемент групп», ОАО «Новое Кольцо Москвы»; туризм: холдинг АО «Випсервис», торговля: ООО «Сапфир», ПАО «Московская биржа»; пищевая и химическая отрасли: ПАО «Орскнефтеорг-синтез», ООО «Центр Оптимальных Технологий», компания Abi, машиностроение: АО «Гидромаш-сервис», ОАО «Завод «Автоприбор»; металлургия: ПАО «Трубная металлургическая компания», Объединенная компания «РУСАЛ» [17, с. 651].

Данный перечень не является исчерпывающим; ежегодно в стране возникают новые компании, следующие процессному подходу, которым

удается успешно адаптировать систему управления и повысить ее гибкость.

Страновой опыт управления транспортной инфраструктурой в рамках процессного менеджмента

Особого внимания заслуживает специфика применения процессного подхода в сфере транспорта и транспортной инфраструктуры, где формирование бизнес-процессов имеет особую актуальность в силу специфики данной сферы. В понятие «транспортная инфраструктура» мы включим совокупность инженерных сооружений, обеспечивающих условия для движения, ожидания, координации и снабжения ресурсами транспортных средств.

Деятельность транспортной компании представляет собой комплекс взаимосвязанных сквозных процессов, которые должны соответствовать требованиям как производственного, так и потребительского качества. Эффективность и прибыльность работы по управлению транспортной инфраструктурой зависят от уровня потребительского качества предоставляемых услуг [18, с. 64]. Качество транспортных процессов обеспечивается подсистемами транспорта (подвижной состав, инфраструктура) и организациями, обеспечивающими функционирование данных подсистем (владелец инфраструктуры, перевозчик, оператор, экспедитор, производитель транспортной техники, ремонтная компания). Формирование процессной системы управления инфраструктурой в транспортной сфере требует учета специфики транспортной продукции, обусловливающей ее тесную взаимосвязь с процессным подходом, -обеспечение непрерывной стабильности процессов.

Примеры внедрения процессного подхода в области управления транспортной структурой можно условно разделить на внедрение подхода в области строительства новой транспортной инфраструктуры и проектирование работы по внедрению нового подхода при управлении существующей инфраструктурой (т.е. реинжиниринг). Р.И. Давлетшин указывает, что реальные проекты внедрения процессно-ориентированной управленческой модели в транспортно-строительной отрасли единичны (к примеру, финский строительный концерн YIT), а данные о таком опыте малодоступны. В качестве причин исследователь называет (1) фрагментированность отрасли и информационного поля, формируемого вокруг нее, и (2) нежелание делиться успешным опытом из соображений рисков утраты конкурентных преимуществ [5, с. 49]. В данной связи остановимся на рассмотрении процессов управления существующей транспортной инфраструктурой.

Процессный подход в управлении транспортной инфраструктурой может быть принят не только транспортным предприятием, но и производственной компанией, деятельность которой подразумевает наличие подобной инфраструктуры и в значительной степени обусловлена ее эффективностью

[4]. С.Ю. Данилова, к примеру, указывает на ситуации применения процесс-менеджмента в транспортной логистике на предприятиях химического комплекса [6]. Весьма важным аспектом является изучение и применение процессного подхода с точки зрения взаимосвязи между транспортной инфраструктурой и остальным производством, совместная работа которых должна обеспечивать непрерывность и ритмичность всего предприятия.

Весьма частым мотивом перехода к процессному подходу в России является слабая клиен-тоориентированность транспортных компаний, осознаваемая руководством после их выделения из транспортной монополии. Тем не менее, даже в тех организациях, которые находятся в неконкурентной среде (как в случае с ОАО «РЖД»), менеджмент внедряет элементы процессного подхода, регулирующие отдельные компоненты деятельности. Применение процессного подхода в российской транспортной сфере существенно осложнено недостатком навыков проектного менеджмента и инструментария, позволяющего осуществлять мониторинг и анализ процессов; менеджмент сталкивается с необходимостью обучения персонала Scrum, Kanban, базовым принципам Agile-манифеста. Отметим, что некоторые российские транспортные компании используют профессиональные средства моделирования, такие как ARIS или Business Studio, однако, во множестве из них процессная модель создается с помощью простого инструментария - MS Visio, табличных или текстовых документов.

Можно также сказать, что попытки внедрения процессного менеджмента российскими транспортными компаниями зачастую именуются риск-менеджментом - сферой, тесно переплетающейся с процессным управлением в плане идентификации и исследовании причин «дефектных» процессов, мониторинга объема финансового ущерба, поиска альтернативных способов управления процессом [12, с. 175].

Процессный подход в управлении инфраструктурой одной из первых в России начала осваивать авиационная отрасль. Первыми, кто принял в качестве основополагающего процессный подход в управлении транспортной инфраструктурой, стали крупные авиационные узлы (к примеру, Московский авиационный узел, включающий шесть аэропортов). Причиной их лидерства в данном вопросе стало то, что аэропорты, сосредоточенные в мегаполисах и крупных городах, находятся в условиях жесткой конкурентной борьбы, что, в свою очередь, актуализировало вопрос о степени развитости инфраструктуры. Итогом действий, направленных на развитие и поддержание функционирования инфраструктуры аэропорта, является комплекс жизнеспособных продуктов, формирующихся на основе имеющейся материальной базы, объемов производства, внедренных инноваций, привлеченного инвестиционного капитала и издержек. Стремление к упорядочиванию технологических цепочек, автоматизации функций и при-

сз о со от m Р от

от А

вело, в конечном итоге, к процесс-менеджменту. Специфика основного производства и управления инфраструктурой аэропорта априори предполагает наличие колоссального количества инструкций и, следовательно, процессный подход к управлению помогает фиксировать и упорядочивать данные инструкции. Процессное управление, в частности, внедрено в функционирование аэропортов «Домодедово» и «Шереметьево».

Любой аэропорт включает в себя комплекс множества видов инфраструктуры, развитие которых по всем имеющимся направлениям протекает неоднородно, что влечет за собой разницу ключевых показателей между конкурирующими аэропортовыми комплексами. В регионах подобное явление встречается реже - один крупный город может обслуживать один аэропорт, но тем не менее, процессный подход применяется и во множестве из них. Региональные аэропорты с течением времени также стали перенимать этот опыт; сегодня процессный подход применяется ООО «Аэропорт ТОМСК», ООО «Аэропорт Емельяново», АО «Аэропорт Толмачёво» и многими другими.

Транспортная сфера в целом характеризуется обилием четко регламентируемых действий, и в данной связи задача процессного подхода -не сформировать регламент, как в иных сферах, а связать регламенты между собой для обеспечения бесшовного процесса и систематизировать иерархию через горизонтальные связи между процессами. В данной связи многие транспортные предприятия прибегают к цифровым платформам мониторинга процессов и документооборота. Известен, к примеру положительный опыт применения российскими транспортными компаниями платформы СЭД ТЕсСа, позволяющей автоматизировать бизнес-процессы. На СЭД ТЕССА, к примеру, работают ООО «Новапорт-ОЦО», АО «Аэропорт Толмачёво» (Новосибирск), АО «Западный скоростной диаметр» (Санкт-Петербург), «ООО «УК Глобал Портс» (Global Ports Investments PLC) и др.

Л.П. Паристова, анализируя итоги имплемен-тации процессного подхода в транспортной компании ООО «КИТ.ТК» указывает в качестве преимуществ данного подхода на транспорте: прозрачность; согласованность с общей стратегической целью; вовлечение персонала в производство; реагирование на изменения во внешней среде; снижение хаотичности управления. При этом, система, перенастроенная в процессном ключе, будет в большей степени зависима от знаний, умений, навыков и квалификации исполнителей; процессному подходу свойственна также сложность в управлении смешанной команды в функциональном смысле; высокая бюрократизация, которая и прежде являла собой «слабое» место функционирования транспортной компании [13, с. 72]. = Подходы к управлению инфраструктурой го-е родских транспортных систем также меняются й [9]; к примеру, взят курс на переход к процессно-S му подходу в Петербургском метрополитене (кон-5в цепция «Единого диспетчерского центра Санкт-

Петербургского метрополитена» [1]). Автомобильная промышленность также проводит реинжиниринг процессов. Процессный подход осваивает, к примеру, российское АО «АВТОВАЗ».

Железные дороги - опыт применения процессного подхода

Масштабные изменения управленческой парадигмы произошли за последние 10 лет и в области управления железнодорожной инфраструктурой. ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») являются одной из крупнейших транспортных компаний в мире и важнейшим оператором российской сети железных дорог [3, с. 3]. Российская железная дорога имеет уникальные характеристики, которые влияют на ее работоспособность, среди которых отметим разветвлённую сеть объектов железной дороги, инфраструктуры и, как результат, развернутую иерархичную организационную форму управления [2, с. 50].

Именно в ОАО «Российские железные дороги» декларируется переход к процессному управлению на всех уровнях согласно Распоряжению от 23 августа 2017 года № 1712р «О программе мероприятий по расширению применения процессного подхода в управлении холдингом «РЖД», в продолжение ранее начатой работы 2014 года [13]. Данный программный документ содержит отдельные разделы, посвященные мероприятиям по выделению и описанию сквозных процессов, разграничению зон ответственности.

Процессный подход рассматривается менеджментом холдинга «РЖД» как базис успешной реализации стратегических целей. ОАО «РЖД» обладает Картой бизнес-процессов верхнего уровня и составом процессов, утвержденных в феврале-марте 2019 года [11]; предприятие утвердило Программу мероприятий по расширению применения процессного подхода в управлении холдингом «РЖД» - все это позволяет считать этот холдинг лидером в области процессного управления на транспорте в России. Среди положительных примеров реализации мер по совершенствованию управления инфраструктурой - изменения в структуре управления и подчинённости топливно-энергетических центров и формирование схемы процесса управления ими. Данные меры позволили автоматизировать анализ и прогнозирование расхода топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов, снизить трудоёмкость процесса и повысить объективность получаемых данных за счёт учёта большего числа параметров, влияющих на расход ресурсов в зависимости от самых разных факторов - от условий внешней среды до рельефа пути на каждом участке.

Кроме того, в публикациях и нормативных документах «РЖД» можно заметить отсылки к сервисному подходу, который, в понимании компании, практически идентичен процессному и призван обозначать, по всей видимости, «процессный подход с акцентом на клиентоориентированность».

В ОАО «РЖД» сервисный подход реализован в двух структурах: Центр управления содержанием инфраструктуры и Единая служба поддержки пользователей.

Центр управления содержанием инфраструктуры был создан с целью повышения эффективности процесса управления содержанием инфраструктуры на основе единой концепции управления хозяйствами инфраструктурного комплекса. Организационной базой работы центра являются 5 процессов управления, описанных в ITIL. Данная платформа представляет собой ситуационный центр, который online и согласно регламентам способен контролировать все процессы, протекающие на объектах инфраструктуры. ОАО «РЖД», кроме того, использует современные системы управления информационными ресурсами (ЕК АСУТР, ЕК АСУФР, АСУТ), позволяющие в режиме реального времени пользоваться информационными ресурсами.

Процессный подход применяется и в области ремонта объектов инфраструктуры - к примеру, на базе Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов [10, 15]. Создание автоматизированной системы управления технического обслуживания, ремонта оборудования (вагонный ремонт) (АСУ ТОРО-ВР) (внедренной еще в 2006 году Красноярской железной дорогой в трех вагонных депо - Аскиз, Ужур и Иланская) позволяет выполнять безбумажный расчет себестоимости ремонта вагона и определять лимиты расхода запасных частей на вагон других вагонных депо, например, Московской дороги «Воскресенск».

Стоит отметить, что дочерние и зависимые общества ОАО «РЖД» и их стратегии развития подчинены общей стратегии развития ОАО «РЖД». Соответственно, схожий опыт перенимают многие предприятия, входящие в холдинг (процессный подход, к примеру, применяется при управлении инфраструктурой в АО «Кузбасс-Пригород» [7], АО «АК «Железные дороги Якутии», АО «Алтай-Пригород», АО «Московский локомотиворемонтный завод», АО «Саранский вагоноремонтный завод», АО «Ямальская железнодорожная компания» и др.).

Таким образом, транспортная сфера в России находится на этапе реформирования управленческих моделей. Как правило, подобное реформирование обозначает переход к процессному менеджменту. Индикаторы перехода на подобную управленческую модель отмечены в каждой из подотраслей транспортной сферы, но лидерами по степени внедрения процессных инноваций в управление инфраструктурой являются безусловно, авиационная и железнодорожная отрасли. Дальнейшее развитие систем процессного менеджмента инфраструктуры железнодорожного транспорта можно обозначить как интегрированные [19-21].

Литература

1. Архипов, И.А. Процессный подход в управлении пассажирскими перевозками Петербург-

ского метрополитена / И.А. Архипов, А.В. Гни-ломедов // Транспорт РФ. - 2022. - № 1-2 (9899). - С. 9-14.

2. Беляева, Е.Р. Оценка эффективности деятельности на железнодорожном транспорте / Е.Р. Беляева, С.Н. Кужева // Вестник СИБИ-Та. - 2020. - № 3 (35). - С. 49-54.

3. Вальдман, Д.И. Модель управления пригородным комплексом Московской железной дороги на основе процессного подхода / Д.И. Вальд-ман // Управление экономическими системами. - 2012. - № 12 (48). - 14 с.

4. Горячева, Н.Е. Процессный подход в управлении деятельностью логистического оператора складских услуг / Н.Е. Горячева, М.В. Воронин, Л.В. Кохова // Russian Journal of Education and Psychology. - 2013. - № 3 (23). - 17 с.

5. Давлетшин, Р.И. Формирование системы управления предприятия транспортного строительства на базе процессного подхода: дисс. ... канд. экон. наук 08.00.05 / Р.И. Давлетшин. -2017. - 194 с.

6. Данилова, С.Ю. Подходы к формированию бизнес-процессов в транспортной логистике на предприятиях химического комплекса / С.Ю. Данилова // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2014. - № 2. - С. 45-51.

7. Дроздова, Д.С. Процессный подход на примере ОАО «Кузбасс-пригород» / Д.С. Дроздова // Материалы VI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». - 2014. - С. 1-6.

8. Жаков, В.В. Современные подходы к управлению конкурентоспособностью транспортной организации / В.В. Жаков // Sciences of Europe. - 2017. - № 16-2 (16). - С. 24-27.

9. Желькович, А. Роль транспортной инфраструктуры в развитии городов. Теоретический аспект / А. Желькович // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. - 2014. - № 4 (10). -С. 45-49.

10. Карчик, В.Г. Процессный подход в организации ремонта вагонов / В.Г. Карчик, О.С. Симакова // Известия Петербургского университета путей сообщения. - 2007. - № 1. - 12 с.

11. Кобзев, С. Цифровой двойник / С. Кобзев // Пульт управления. - 2019. - № 05 (43). - С. 6-9.

12. Насакина, Л.А. Систематизация транспортных рисков и подходы к их управлению / Л.А. Насакина, Е.А. Епанешникова, С.А. Малкина // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019. -№ 1. - С. 174-176.

13. Паристова, Л.П. Реализация функционально-процессного подхода к управлению качеством транспортного обслуживания в регионе / Л.П. Паристова, Назрин Тенгиз кызы Карим-ли. - 2016. - Т. 10 (2016). - С. 67-77.

14. Распоряжение от 23 августа 2017 года № 1712р «О программе мероприятий по расширению применения процессного подхода в управ-

сз о со от m Р от

от А

лении холдингом «РЖД». - URL: https://docs. cntd.ru/document/556490597 (дата обращения: 26.07.2022).

15. Савченко, Е.Е. Повышение эффективности использования финансовых ресурсов при обновлении основных фондов компании ОАО «РЖД» / Е.Е. Савченко // Вестник Забайкальского государственного университета. - 2012. -№ 8 (87). - С. 106-110.

16. Свинарев, С. Рынок BPM в России: на пути к эффективности бизнеса / С. Свинарев // PC Week Review: Business Process Management. -

2015. [Электронный ресурс]. - URL: https:// galaktika.ru/archives/19397 (дата обращения: 25.07.2022).

17. Смыслова, О.Ю. Процессное управление как инструмент повышения эффективности деятельности руководителя компании / О.Ю. Смыслова, В.В. Шишляев, Р.В. Кузнецов, К.В. Палканов, Н.Ю. Филоненко // Управленческий учет. - 2021. - № 8. - С. 651-657.

18. Соколов, Ю.И. Экономические отношения субъектов транспортного рынка при повышении качества транспортных процессов / Ю.И. Соколов, И.М. Лавров, Л.О. Аникеева-Науменко, А.А. Бобунова // ЭТАП: Экономическая теория, Анализ, Практика. - 2021. - № 3. -С. 61-72.

19. Цэдэнсодном, М.С. Совершенствование системы менеджмента качества предприятия сферы услуг в области перевозок / М.С. Цэдэнсодном, Н.В. Фадеева, Е.В. Замиралова // Наука и бизнес: пути развития. - 2020. - № 5 (107). -С.159-162.

20. Фадеева, Н.В. Описание элементов услуг пассажирских перевозок воздушным транспортом в соответствии с национальными стандартами качества / Н.В. Фадеева, Б.В. Путько // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 8 (73). - С. 358-366.

21.Фадеева, Н.В. Реализация процессного подхода к услугам пассажирских перевозок / Н.В. Фадеева, Б.В. Путько // Лесной и химический комплексы - проблемы и решения: сборник статей по материалам всероссийской научно-практической конференции: в 2 т.. -

2016. - С. 134-137.

22. Юрлова, А.А. Внедрение процессного подхода в России: проблемы и решения / А.А. Юрлова // Российское предпринимательство. - 2014. -№ 14 (260). - С. 61-71.

IMPLEMENTATION OF THE PROCESS APPROACH IN

THE FIELD OF TRANSPORT INFRASTRUCTURE: THE

EXPERIENCE OF RUSSIAN COMPANIES

Fadeeva N.V.

Irkutsk State University of Railway Transport

Cases of transition of Russian companies to process management ^ are becoming more frequent, both at the level of a company as ~ a whole and within one of its departments. Process management in g the domestic corporate environment is strategically important, since ^ it is able to increase the efficiency of a company, enhance its cusís tomer focus and eliminate cases of irrational use of resources. The

process approach is most often implemented in Russia by large corporations and holdings. Some areas of Russian business are implementing the process management model more actively, while others rely on traditions and follow an established management model. The focus is on the specifics of applying the process approach in the field of transport and transport infrastructure, where the formation of business processes is of particular relevance due to the specifics of the field itself. The key motive for the transition to a process approach in the management of transport infrastructure in Russia is the weak customer focus of transport companies. The process approach to infrastructure management was implemented in Russia by the aviation industry. Large aviation hubs were the first to adopt the process approach as a fundamental approach to transport infrastructure management, and later this experience was borrowed by regional airports. There are changes in approaches to managing the infrastructure of urban transport systems. The most significant change in the management paradigm has taken place in railway infrastructure management. JSC "Russian Railways" declares the transition to process management at all levels of management. The process approach is also applied in the field of coordination and repair of infrastructure facilities. Subsidiaries that are part of Russian Railways are also gradually moving to a process model.

Keywords: process management approach, transport infrastructure, business process, automation, russian railways.

References

1. Arkhipov, I. A., Gnilomedov A.V. Process approach to the management of passenger traffic of the St. Petersburg metro // Transport RF. - 2022. - No. 1-2 (98-99). - P. 9-14.

2. Belyaeva, E.R. Evaluation of the effectiveness of activities in the railway transport / E.R. Belyaeva, S.N. Kuzheva // Bulletin of SIBIT. - 2020. - No. 3 (35). - S. 49-54.

3. Valdman, D.I. Management model of the suburban complex of the Moscow railway on the basis of the process approach / D.I. Valdman // Management of economic systems. - 2012. -No. 12 (48). - 14 s.

4. Goryacheva, N. E. Process approach in managing the activity of a logistics operator of warehouse services / N.E. Goryacheva, M.V. Voronin, L.V. Kokhova // Russian Journal of Education and Psychology. - 2013. - No. 3 (23). - 17 s.

5. Davletshin, R.I. Formation of the management system of a transport construction enterprise based on the process approach: diss. ... cand. economy Sciences 08.00.05 / R.I. Davletshin. - 2017. - 194 p.

6. Danilova, S. Yu. Approaches to the formation of business processes in transport logistics at the enterprises of the chemical complex / S. Yu. Danilova // Bulletin of the Saratov State SocioEconomic University. - 2014. - No. 2. - P. 45-51.

7. Drozdova, D.S. Process approach on the example of OJSC "Kuzbass-Prigorod" / D.S. Drozdova // Proceedings of the VI International Student Scientific Conference "Student Scientific Forum". - 2014. - S. 1-6.

8. Zhakov, V.V. Modern approaches to managing the competitiveness of a transport organization / V.V. Zhakov // Sciences of Europe. - 2017. - No. 16-2 (16). - S. 24-27.

9. Zhelkovich, A. The role of transport infrastructure in the development of cities. Theoretical aspect / A. Zhelkovich // Bulletin of the Moscow University named after S. Yu. Witte. Series 1: Economics and Management. - 2014. - No. 4 (10). - P. 45-49.

10. Karchik, V.G. Process approach in the organization of car repair / V.G. Karchik, O.S. Simakova // Izvestiya of the St. Petersburg University of Communications. - 2007. - No. 1. - 12 p.

11. Kobzev, S. Digital twin / S. Kobzev // Control panel. - 2019. -No. 05 (43). - P. 6-9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Nasakina, L.A. Systematization of transport risks and approaches to their management / L.A. Nasakina, E.A. Epaneshnikova, S.A. Malkina // Economics and business: theory and practice. -2019. - No. 1. - P. 174-176.

13. Paristova, L.P. Implementation of a functional process approach to managing the quality of transport services in the region / L.P. Paristova, Nazrin Tengiz kyzy Karimli. - 2016. - T. 10 (2016). - S. 67-77.

14. Order dated August 23, 2017 No. 1712r "On the program of measures to expand the use of the process approach in the management of the Russian Railways holding". - URL: https://docs. cntd.ru/document/556490597 (date of access: 07/26/2022).

15. Savchenko, E.E. Increasing the efficiency of the use of financial resources when updating the fixed assets of the Russian Railways company / E.E. Savchenko // Bulletin of the Transbaikal State University. - 2012. - No. 8 (87). - S. 106-110.

16. Svinarev, S. BPM market in Russia: on the way to business efficiency / S. Svinarev // PC Week Review: Business Process Management. - 2015. [Electronic resource]. - URL: https:// galaktika.ru/archives/19397 (date of access: 07/25/2022).

17. Smyslova, O. Yu. Process management as a tool to improve the efficiency of the company's leader / O. Yu. accounting. - 2021. -No. 8. - P. 651-657.

18. Sokolov, Yu.I. Economic relations of subjects of the transport market while improving the quality of transport processes / Yu.I. Sokolov, I.M. Lavrov, L.O. Anikeeva-Naumenko, A.A. Bobunova // STAGE: Economic theory, Analysis, Practice. - 2021. - No. 3. - P. 61-72.

19. Tsedensodnom, M.S. Improvement of the quality management system of a service sector enterprise in the field of transportation / M.S. Tsedensodnom, N.V. Fadeeva, E.V. Zamiralova // Science and business: ways of development. - 2020. - No. 5 (107). - S. 159-162.

20. Fadeeva, N.V. Description of the elements of services for passenger transportation by air in accordance with national quality standards / N.V. Fadeeva, B.V. Putko // Economics and Entre-preneurship. - 2016. - No. 8 (73). - S. 358-366.

21. Fadeeva, N.V. Implementation of the process approach to passenger transportation services / N.V. Fadeeva, B.V. Putko // Forestry and chemical complexes - problems and solutions: collection of articles based on the materials of the All-Russian scientific and practical conference: in 2 t.. - 2016. - S. 134-137.

22. Yurlova, A.A. Implementation of the process approach in Russia: problems and solutions / A.A. Yurlova // Russian entrepre-neurship. - 2014. - No. 14 (260). - S. 61-71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.