о©4 управление образованием ^d
DOI: 10.24412/2076-1503-2022-4-236-239 ФАТЕЕВА Наталья Борисовна,
NIION: 2018-0076-4/22-616 старший преподаватель кафедры
MOSURED: 77/27-023-2022-4-815 менеджмента и экономической теории
Уральского государственного аграрного университета, e-mail: [email protected]
ПЕТРЯКОВА Светлана Викторовна,
старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и аудита Уральского государственного аграрного университета, е-mail: [email protected]
ПЕТРОВА Любовь Николаевна,
старший преподаватель кафедры менеджмента и экономической Уральского государственного аграрного университета, е-mail: [email protected]
АЛИМАРДАНОВА Наталья Александровна,
старший преподаватель кафедры менеджмента и экономической Уральского государственного аграрного университета, е-mail: [email protected]
РАДИОНОВА Светлана Владимировна,
старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и аудита Уральского государственного аграрного университета, е-mail: [email protected]
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация. Развитие цифравизации в России идет большими темпами. Цифравиза-ция охватила все области деятельности. В образовании цифровая трансформация начала набирать темп еще в период пандемии, когда все ушли на удаленный режим работы.
Цель исследования - проанализировать, какие можно использовать Digital - технологии в образовании, и как заинтересовать и преподавателя, и студента осваивать значительно быстро новые цифровые компетенции. Основу данного материала составили такие методы как сравнительный анализ, наблюдение. Работа с цифровыми компетенциями представляет собой работу в новой, цифровой среде, взаимодействие со студентами, коллегами.
Ключевые слова: цифровые компетенции преподавателя, цифровая трансформация, учебное заведение, геймификация, студенты.
PETRYAKOVA Svetlana Viktorovna,
Senior Lecturer, Department of Accounting and Audit, Ural State Agrarian University
FATEEVA Natalya Borisovna,
Senior Lecturer, Department of Management and Economic Theory, Ural State Agrarian University
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022
PETROVA Lyubov Nikolaevna,
Senior Lecturer of the Department of Management and Economics of the Ural State Agrarian University
ALIMARDANOVA Natalia Aleksandrovna,
Senior Lecturer of the Department of Management and Economics of the Ural State Agrarian University
RADIONOVA Svetlana Vladimirovna,
Senior Lecturer, Department of Accounting and Audit, Ural State Agrarian University
DIGITAL TRANSFORMATION IN EDUCATION
Annotation. Now, under the conditions of sanctions, the development of digitalization in Russia is proceeding at a rapid pace. Digitalization has covered all areas of activity. In education, digital transformation began to pick up pace even during the pandemic, when everyone went to remote work.
The purpose of the study is to analyze which Digital technologies can be used in education, and how to interest both the teacher and the student to master new digital competencies significantly quickly. The basis of this material consists of such methods as comparative analysis, observation. Working with digital competencies is working in a new, digital environment, interacting with students and colleagues.
Key words: digital competencies of a teacher, digital transformation, educational institution, gamification, students.
Одной из основных проблем в образовании, это быстроменяющиеся технологии во всех сферах деятельности. За годы обучения (4 года бакалавриата и 2 года магистратуры) многие практические знания устаревают, поэтому необходимо очень быстро ориентироваться в новых технологиях и процессах самим преподавателям. Для этого необходимо проходить обучение, повышение квалификации, стажировки по цифровым компетенциям, пересматривать образовательные программы по запросам бизнеса и производства. Для этого сейчас созданы большие возможности, например, обучение на базе Университета Иннополис для всех преподавателей разных направлений за счет государственной программы «Цифровые кадры». Также в Иннополисе представлена программа «Управление цифровой трансформацией образовательных организаций высшего образования». Курс направлен на подготовку цифровых проректоров и их команды, поможет выстроить бизнес-процессы в образовательной среде и разработать стратегию цифровой трансформации ВУЗа.
«Цифровая компетентность - одна из новых компетенций, которая включает навыки, связанные с технологиями. Она предполагает способность человека эффективно выполнять задачи в цифровой среде. Цифровая означает информа-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022
ция, которая представлена на цифровых устройствах. Компетентность включает в себя способность читать, интерпретировать, воспроизводить данные с помощью мультимедиа, а также оценивать и применять новые знания, полученные из цифровой среды.» [5].
Актуальность формирования 1Т- компетенций в подготовке специалистов это:
- цифровое общество и новый уровень;
- образовательная платформа;
- информационные технологии;
- прикладные дисциплины.
Задачи и факторы при формировании 1Т -компетенций:
- концепция;
- требования развития 1Т- сферы;
- материальная база;
- география;
- централизация;
- целевая подготовка.
Инструменты формирования 1Т - компетенций:
- офисное программное обеспечение;
- прикладное программное обеспечение;
- симуляторы на базе вуза;
- практика студентов с применением прикладного оборудования;
- производственные экскурсии;
- онлайн занятия с представителями предприятий.
Процесс обучения предлагается построить на принципах проектной и командной работы. В основе образовательного подхода лежат модули-комплексные структуры, включающие сразу несколько дисциплин и формируемые вокруг реальной задачи.
Рассмотрим на примере деловой игры - разработка проектной документации:
1. Распределение группы по командам.
2. Выбор и распределение ролей между участниками каждой из команд:
- спикер;
- координатор;
- менеджер;
- эксперт.
3. Обсуждение алгоритма взаимодействий между участниками команды.
4. Обзор нормативной документации.
5. Подготовка проектной документации.
6. Защита проекта.
В данной игре командная работа позволяет сформировать следующие навыки:
способность использовать научные методы и современное программное обеспечение;
в процессе обучения каждый студент пробует себя в различных ролях (должностях).
Рассмотрим геймификацию в образовании, как способ подачи материала для студентов. Гей-мификация - это когда игровые правила используют для достижения целей. За счет игры мы делаем скучные задания интересными, сложные - простым. Превращение всего образовательного процесса в игру является мотиватором к учебе у студентов. На образовательных платформах вуза студенты зарабатывают баллы во всех сферах деятельности: учебной, научной, культурной, общественной. По количеству баллов формируется рейтинг студентов. Желание возглавить рейтинг, чтобы доминировать в социальной группе, дает стимул выполнять больше заданий и набирать баллы. Игровой подход в обучении уже успел доказать свою эффективность по сравнению с традиционными методами. Геймификация раскрывает естественные склонности к соревнованиям. Игра вырабатывает такие гормоны, как дофамин - гормон достижений, эндорфин - гормон радости, серотонин- гормон социального статуса. Вся игра должна быть на Digital -основе, с конечным результатом и с точным описанием правил игры. Но желательно игровая форма должна заканчиваться главной теоретической мыслью, которую надо донести до студента. Игра должна быть не ради игры, а ради обучения.
В учебном процессе также используются сейчас роботы- симуляторы. Понятие искусствен-
ного интеллекта неразрывно связано с робототехникой. Робот- машина, умеющая воспринимать окружающую действительность, ее интерпретировать и действовать соответствующим образом, то есть думать.
Цифровая трансформация может сделать образование более гибким, доступным, востребованным. Но без развития цифровых компетенций у преподавателя не может происходить и трансформация в образовании.
Список литературы:
[1] Бабосов Е.М. Контуры грядущего: цифро-визация экономики и других сфер жизнедеятельности человека [Текст] / Е.М. Бабосов // Журнал Белорусского государственного университета. Социология. 2018; 3, С. 11-23.
[2] Ефимов В.С., Лаптева А.В. Цифровиза-ция в системе приоритетов развития российских университетов: Экспертный взгляд. Университетское управление, практика и анализ.2018; 22(4): 52-67.
[3] Коваленко Екатерина Георгиевна Использование технологии «дебаты» в условиях цифро-визации высшего образованияВсероссийская научно-практическая конференция «Трансформация смыслов образования в условиях цифровиза-ции общества» (Краснодар, 27-28 февраля 2020 г.) С 187-193
[4] Марей А. Цифровизация как изменение парадигмы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.bcg.com/ru-ru/about/bcg-review/ digitalization.aspx (дата обращения:12.04.2022).
[5] Петрякова С.В, Фатеева Н.Б, Петрова Л.Н, Алимарданова Н.А, Симачкова Н.Н. Цифровые компетенции преподавателей учебных заведений //Образование и право. 2021. №3. С.343-346.
[6] Ханипова А.П., Фатеева Н.Б., Петрова Л.Н. Цифровизация HR для удовлетворения потребностей сотрудников организации // В книге: Агропромышленный комплекс: стратегия развития. Материалы Международной научно-практической конференции «От инерции к развитию: научно-инновационное обеспечение сельского хозяйства», посвященной 80-летию Уральского государственного аграрного университета. Екатеринбург, 2020. С. 457-462.
[7] Чупина И.П., Симачкова Н.Н., Зарубина Е.В., Фатеева Н.Б., Петрова Л.Н. Цифровизация процессов формирования человеческих ресурсов в HR-менеджменте // Московский экономический журнал. 2020. № 10. С. 54.
Spisok literatury:
[1] Babosov E.M. Kontury gryadushchego: cifrovizaciya ekonomiki i drugih sfer zhiznedeya-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022
tel'nosti cheloveka [Tekst] / E.M. Babosov // ZHurnal Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta. Soci-ologiya. 2018; 3, S. 11-23.
[2] Efimov V.S., Aapteva A.V. Cifrovizaciya v sisteme prioritetov razvitiya rossijskih universitetov: Ekspertnyj vzglyad. Universitetskoe upravlenie, praktika i analiz.2018; 22(4): 52-67.
[3] Kovalenko Ekaterina Georgievna Ispol'zovanie tekhnologii «debaty» v usloviyah cifrovizacii vysshego obrazovaniyaVserossijskaya nauchno-prakticheskaya konferenciya «Transfor-maciya smyslov obrazovaniya v usloviyah cifrovizacii obshchestva» (Krasnodar, 27-28 fevralya 2020 g.) S 187-193
[4] Marej A. Cifrovizaciya kak izmenenie para-digmy [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa:https:// www.bcg.com/ru-ru/about/bcg-review/digitalization. aspx (data obrashcheniya:12.04.2022).
[5] Petryakova S.V, Fateeva N.B, Petrova L.N, Alimardanova N.A, Simachkova N.N. Cifrovye kom-petencii prepodavatelej uchebnyh zavedenij //Obra-zovanie i pravo. 2021. №3. S.343-346.
[6] Hanipova A.P., Fateeva N.B., Petrova L.N. Cifrovizaciya HR dlya udovletvoreniya potrebnostej sotrudnikov organizacii // V knige: Agropromyshlen-nyj kompleks: strategiya razvitiya. Materialy Mezh-dunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Ot inercii k razvitiyu: nauchno-innovacionnoe obespech-enie sel'skogo hozyajstva», posvyashchennoj 80-letiyu Ural'skogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. Ekaterinburg, 2020. S. 457-462.
[7] CHupina I.P., Simachkova N.N., Zarubina E.V., Fateeva N.B., Petrova L.N. Cifrovizaciya pro-cessov formirovaniya chelovecheskih resursov v HR-menedzhmente // Moskovskij ekonomicheskij zhurnal. 2020. № 10. S. 54.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022