Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ'

РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
304
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
цифровая экономика / цифровые компетенции / высококвалифицированные кадры / искусственный интеллект.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фатеева Н.Б., Петрякова С.В., Симачкова Н.Н., Петрова Л.Н., Крутикова Н.Ф.

В условиях развития цифровой экономики, в связи с появлением новых профессий, новых ресурсов и новых технологий, современному образованию необходимо быть динамично преобразующемуся, современно трансформирующемуся, отвечающему на запросы общества. Сегодня, говоря о цифровой экономике, мы должны понимать, что за этим словосочетанием скрывается множество сфер деятельности, развитие которых без внедрения цифровых инструментов маловероятно. Под влиянием цифровой экономики изменяются условия жизни человека, цифровизацию проходит сфера науки и даже управление государством, происходит трансформация рынка труда, за счет чего меняется спрос на кадры, требования работодателей, а также компетенции молодого специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фатеева Н.Б., Петрякова С.В., Симачкова Н.Н., Петрова Л.Н., Крутикова Н.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

С®4 УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ ^D

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-1-112-114 ФАТЕЕВА Наталья Борисовна,

NIION: 2018-0076-1/22-388 старший преподаватель кафедры менеджмента и экономической

MOSURED: 77/27-023-2022-1 -587 теории Уральского государственного аграрного университета, УДК 338 43 e-mail: natbor73@mail.ru

ББК 65.49 ПЕТРЯКОВА Светлана Викторовна,

старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и аудита Уральского государственного аграрного университета,

е-mail: uprkadr@mail.ru

СИМАЧКОВА Наталья Николаевна,

кандидат исторических наук, доцент кафедры менеджмента и экономической теории, е-mail: uprkadr@mail.ru

ПЕТРОВА Любовь Николаевна,

старший преподаватель кафедры менеджмента и экономической теории Уральского государственного аграрного университета, e-mail: lyubow.petrova@mail.ru

КРУТИКОВА Наталья Файрузовна,

преподаватель кафедры менеджмента и экономической теории Уральского государственного аграрного университета,

e-mail: natalya_sharipova_95@mail.ru

РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В условиях развития цифровой экономики, в связи с появлением новых профессий, новых ресурсов и новых технологий, современному образованию необходимо быть динамично преобразующемуся, современно трансформирующемуся, отвечающему на запросы общества.

Сегодня, говоря о цифровой экономике, мы должны понимать, что за этим словосочетанием скрывается множество сфер деятельности, развитие которых без внедрения цифровых инструментов маловероятно. Под влиянием цифровой экономики изменяются условия жизни человека, цифровизацию проходит сфера науки и даже управление государством, происходит трансформация рынка труда, за счет чего меняется спрос на кадры, требования работодателей, а также компетенции молодого специалиста.

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровые компетенции, высококвалифицированные кадры, искусственный интеллект.

FATEEVA Natalia Borisovna,

senior Lecturer of the Department of Management and

Economic Theory of the Ural State Agrarian University

PETRYAKOVA Svetlana Viktorovna,

Senior Lecturer of the Department of Accounting and Audit of the Ural State Agrarian University

SIMACHKOVA Natalya Nikolaevna,

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Management and Economic Theory

PETROVA Lyubov Nikolaevna,

senior Lecturer of the Department of Management and

Economic Theory of the Ural State Agrarian University

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

KRUTIKOVA Natalya Fairuzovna,

Lecturer, Department of Management and Economic Theory, Ural State Agrarian University

DEVELOPMENT OF DIGITAL COMPETENCES IN THE EDUCATION SYSTEM

Annotation. In the context of the development of the digital economy, in connection with the emergence of new professions, new resources and new technologies, modern education needs to be dynamically transforming, modernly transforming, responding to the demands of society.

Today, speaking about the digital economy, we must understand that this phrase hides many areas of activity, the development of which is unlikely without the introduction of digital tools. Under the influence of the digital economy, the conditions of human life are changing, the sphere of science and even government is undergoing digitalization, the labor market is being transformed, due to which the demand for personnel, the requirements of employers, as well as the competence of a young specialist, are changing.

Key words: digital economy, digital competencies, highly qualified personnel, artificial intelligence.

Любая сфера или организация, которая нацелена пройти этап процесса циф-ровизации, не может обойтись без квалифицированных сотрудников, т.к. залог успеха в прохождении процесса цифровизации заложен в использовании высококвалифицированных

сотрудников, обладающих наличием компетенций для разработки цифровых технологий. Это значит, что роль высших учебных заведений в данном процессе весьма велика.

Результатом исполнения федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» должен стать к 2024 г. выпуск 120 000 обучающихся вузов в год по направлениям, связанным с информационными технологиями, и выпускников, владеющих цифровыми компетенциями, не менее 800 000 человек в год [1].

Уже сегодня ведётся работа по внедрению цифровых компетенций в обучающие программы наиболее актуальных направлений, а также преобразование уже имеющихся рабочих программ дисциплин.

Изменение учебных программ дисциплин на примере обучения HR-менеджеров ведётся с целью дополнения матрицы компетенций элементами компетенций, включающих в себя: знания принципов работы современных информационных технологий и инструментов инновационных проектов в области HR-менеджмента; умения использовать принципы работы современных информационных технологий для решения задач профессиональной деятельности; владеть навыками составления инновационных проектов в области HR-менеджмента и навыками работы с HR-ботами.

Добавив соответствующие компетенции, появляется необходимость подкрепить их соответствующим материалом, для этого разрабаты-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022

вается лекционный блок с введением часов на изучение новых тем. В состав нового лекционного материала входят темы, касающиеся инноваций в HR деятельности, использование цифровых инструментов в профессиональной деятельности, а также применение искусственного интеллекта в сфере управления персоналом.

Кроме лекционной базы, обучающимся нужно дать знания практической базы и для этого разрабатывается курс практических заданий, нацеленных на закрепление приобретенных знаний и отработку их для получения умений и навыков практического применения. Данные компетенции также должны быть раскрыты в таком виде учебной работы, как самостоятельная работа. К формам такого вида образовательной деятельности относятся: подготовка доклада, разработка мультимедийной презентации, написание эссе и реферата, составление глоссария, выполнение кейс-задания, разработка проекта, информационный поиск, изучение дополнительной литературы и т.д. Но большее значение в практическом смысле представляют online-сервисы, на платформе которых, в демо режиме, имеется возможность научиться и продемонстрировать навыки владения цифровыми инструментами.

В теоретическую и практическую подготовку обучающихся включается информация об основных тенденциях цифровых технологий в HR-ра-боте. Изучение направляется на следующее:

- умение работать с цифровыми инструментами;

- знание технологий;

- умение эффективно осуществлять HR-про-цессы, встраивая технологии.

Такие три элемента, включенные в образовательные программы, являются ключевыми. При формировании необходимых навыков требуется

внедрение дополнительных модулей в специальные дисциплины, а не только межпредметные связи. Цифровые технологии меняются более быстрыми темпами, чем образовательные программы, поэтому дополнительные программы обучения позволят решить вопрос развития цифровых компетенций уже у работников и снизить существующий разрыв между необходимым количеством работников, умеющих работать в обстоятельствах, продиктованных цифровой средой и необходимых работодателям.

Преподаватели HR-менеджмента играют огромную роль в формировании указанных компетенций у обучающихся, в связи с этим и их обучение становится главнейшей задачей образовательных организаций. АНО «Цифровая экономика» 9 декабря 2021 г. совместно с АПКИТ дали старт проекту «ЦифрОбраз» в рамках XIII Russian Internet Week (RIW 20/21) [3]. «ЦифрОб-раз» - это рекомендации в сфере информационных технологий предпринимательского сообщества для образования. В рамках данного проекта существует образовательное предложение «Управление человеческим капиталом с применением отечественной ERP-системы», программа рассчитана для педагогов и направлена на формирование информационных компетенций для внедрения сложных бизнес-систем в сфере HR [3].

Подготовка высококвалифицированных кадров с навыками работы с цифровыми технологиями позволит развивать отечественные организации и способствовать повышению уровня их конкурентоспособности.

Список литературы:

[1] Кадры для цифровой экономики. Официальный сайт проекта «Кадры для цифровой экономики». URL: https://data-economy.ru/education

[2] Россия 2025: от кадров к талантам // Официальный сайт BCG // https://www.bcg.com/ru-ru/ россия-2025-от-кадров-к-талантам

[3] Паспорт федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» (приложение № 3 к протоколу президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий 266 ведения предпринимательской деятельности от 27.12.2018 № 6). URL: http://files.data-economy.ru/Docs/Pass_ EduHR.pdf

[4] Фатеева Н.Б. Стратегическое управление персоналом организации / Н.Б. Фатеева, Л.Н. Петрова // Теория и практика управления сельским хозяйством: материалы Всеросс. науч.-практ. конф., посвященной 80-летию со дня рождения д-ра эк. наук, проф. А.Л. Пустуева. Екатеринбург,

17 мая 2019 года. - Екатеринбург: Уральский государственный аграрный университет, 2019. - С. 221 - 226.

[5] Зарубина Д.Д. Цифровые компетенции преподавателей высших учебных заведений / Д.Д. Зарубина, Н.Б. Фатеева, Л.Н. Петрова // Молодежь и наука. Экономика и кадровая работа: сб. ст. -Екатеринбург: УрГАУ, 2021. - С. 38 - 41.

[6] Проблемы цифровой трансформация в HR-деятельности / И.П. Чупина, H.H. Симачкова, Е.В. Зарубина [и др.] // Московский экономический журнал. - 2021. - № 2. - DOI 10.24411/2413-046X-2021-10074

[7] Субочев Н.С. Цифровые инструменты управления адаптацией персонала в современных организациях / Н.С. Субочев, Е.Д. Патутина // Социально-гуманитарные знания. - 2019. - № 3. - С. 261 - 267.

Spisok literatury:

[1] Kadry dlya cifrovoj ekonomiki. Oficial'nyj sajt proekta «Kadry dlya cifrovoj ekonomiki». URL: https:// data-economy.ru/education

[2] Rossiya 2025: ot kadrov k talantam // Oficial'nyj sajt BCG // https://www.bcg.com/ru-ru/rossi-ya-2025-ot-kadrov-k-talantam

[3] Pasport federal'nogo proekta «Kadry dlya cifrovoj ekonomiki» (prilozhenie № 3 k protokolu prezidiuma Pravitel'stvennoj komissii po cifrovomu razvitiyu, ispol'zovaniyu informacionnyh tekhnologij dlya uluchsheniya kachestva zhizni i uslovij 266 vedeniya predprinimatel'skoj deyatel'nosti ot 27.12.2018 № 6). URL: http://files.data-economy.ru/ Docs/Pass_EduHR.pdf

[4] Fateeva N.B. Strategicheskoe upravlenie personalom organizacii / N.B. Fateeva, L.N. Petrova // Teoriya i praktika upravleniya sel'skim hozyajstvom: materialy Vseross. nauch.-prakt. konf., posvyash-chennoj 80-letiyu so dnya rozhdeniya d-ra ek. nauk, prof. A.L. Pustueva. Ekaterinburg, 17 maya 2019 goda. - Ekaterinburg: Ural'skij gosudarstvennyj agrarnyj universitet, 2019. - S. 221 - 226.

[5] Zarubina D.D. Cifrovye kompetencii prepo-davatelej vysshih uchebnyh zavedenij / D.D. Zarubina, N.B. Fateeva, L.N. Petrova // Molodezh' i nauka. Ekonomika i kadrovaya rabota: sb. st. - Ekaterinburg: UrGAU, 2021. - S. 38 - 41.

[6] Problemy cifrovoj transformaciya v HR-deya-tel'nosti / I.P. Chupina, N.N. Simachkova, E.V. Zarubina [i dr.] // Moskovskij ekonomicheskij zhurnal. -2021. - № 2. - DOI 10.24411/2413-046X-2021-10074

[7] Subochev N.S. Cifrovye instrumenty upravleniya adaptaciej personala v sovremennyh organ-izaciyah / N.S. Subochev, E.D. Patutina // Social'no-gu-manitarnye znaniya. - 2019. - № 3. - S. 261 - 267.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.