Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ'

ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
404
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
цифровые компетенции / преподаватели / учебное заведение / дистанционный режим / студенты / обучение / digital competencies / teachers / educational institution / remote mode / students / training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрякова С.В., Фатеева Н.Б., Петрова Л.Н., Алимарданова Н.А., Симачкова Н.Н.

Цифровые технологии и цифровые компетенции в работе преподавателей высших учебных заведений сейчас очень актуальны. Для изучения образовательных дисциплин в учебном процессе в дистанционном режиме, как педагогам, так и студентам пришлось привыкать к новым формам освоения материала. Эти новые формы были апробированы в быстром темпе и уже можно сделать анализ результата обучения в дистанционном режиме. Станет ли цифровизация в образовании новым толчком для получения знаний и навыков? Цифровое образование будет доступнее, более экономичным и за счет этого станет популярным, наиболее конкурентоспособным, преподаватель должен быть готов к новым требованиям, владеть новыми технологиями и инструментами. Цель исследования – проанализировать, как происходит освоение цифровых компетенций у преподавателей и их взаимодействие со студентами в цифровой среде. Основу данного материала составили такие методы как сравнительный анализ, наблюдение, опрос. Работа с цифровыми компетенциями представляет собой работу в новой, цифровой среде, взаимодействие со студентами, коллегами и другими лицами, которые так или иначе вовлечены в данный рабочий процесс и должны осваивать новые компетенции. В статье рассказано о преимуществах и недостатках процессов цифровизации в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL COMPETENCIES OF TEACHERS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Digital technologies and digital competencies in the work of higher education teachers are now very relevant. To study educational disciplines in the educational process in a distance mode, both teachers and students had to get used to new forms of mastering the material. These new forms have been tested at a fast pace and it is already possible to analyze the result of distance learning. Will digitalization in education become a new impetus for acquiring knowledge and skills? Digital education will be more accessible, more economical and due to this it will become popular, the most competitive, the teacher must be ready for new requirements, master new technologies and tools. The aim of the study is to analyze how the development of digital competencies among teachers and their interaction with students in the digital environment takes place. The basis of this material was made up of such methods as comparative analysis, observation, survey. Working with digital competencies is working in a new, digital environment, interacting with students, colleagues and others who are somehow involved in this work process and must master new competencies. The article describes the advantages and disadvantages of digitalization processes in education.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ»

DOI 10.24412/2076-1503-2021-3-343-346 ПЕТРЯКОВА С.В.,

старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и аудита ФГБОУ ВО Уральский ГАУ, e-mail:uprkadr@mail.ru

ФАТЕЕВА Н.Б.,

старший преподаватель кафедры менеджмента и экономической теории ФГБОУ ВО Уральский ГАУ, e-mail: natbor73@mail.ru

ПЕТРОВА Л.Н.,

старший преподаватель кафедры менеджмента и экономической теории ФГБОУ ВО Уральский ГАУ, e-mail: lyubow.petrova@mail.ru

АЛИМАРДАНОВА Н.А.,

старший преподаватель кафедры менеджмента и экономической теории ФГБОУ ВО Уральский ГАУ, e-mail: ana_natalya@mail.ru

СИМАЧКОВА Н.Н.,

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и экономической теории

ФГБОУ ВО Уральский ГАУ, e-mail: nikolina73@yandex.ru

ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Аннотация. Цифровые технологии и цифровые компетенции в работе преподавателей высших учебных заведений сейчас очень актуальны. Для изучения образовательных дисциплин в учебном процессе в дистанционном режиме, как педагогам, так и студентам пришлось привыкать к новым формам освоения материала. Эти новые формы были апробированы в быстром темпе и уже можно сделать анализ результата обучения в дистанционном режиме. Станет ли цифровизация в образовании новым толчком для получения знаний и навыков? Цифровое образование будет доступнее, более экономичным и за счет этого станет популярным, наиболее конкурентоспособным, преподаватель должен быть готов к новым требованиям, владеть новыми технологиями и инструментами.

Цель исследования - проанализировать, как происходит освоение цифровых компетенций у преподавателей и их взаимодействие со студентами в цифровой среде. Основу данного материала составили такие методы как сравнительный анализ, наблюдение, опрос. Работа с цифровыми компетенциями представляет собой работу в новой, цифровой среде, взаимодействие со студентами, коллегами и другими лицами, которые так или иначе вовлечены в данный рабочий процесс и должны осваивать новые компетенции. В статье рассказано о преимуществах и недостатках процессов цифровизации в образовании.

Ключевые слова: цифровые компетенции, преподаватели, учебное заведение, дистанционный режим, студенты, обучение.

PETRYAKOVA S.V.,

Senior Lecturer of the Department of Accounting and Audit

Ural State Agrarian University

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

FATEEVA N.B.,

senior Lecturer of the Department of Management and Economic Theory

Ural State Agrarian University

PETROVA L.N.,

senior Lecturer of the Department of Management and Economic Theory

Ural State Agrarian University

ALIMARDANOVA N.A.,

Senior lecturer of the Department of Management and Economic Theory

Ural State Agrarian University

SIMACHKOVA N.N.,

candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Management and Economic Theory

Ural State Agrarian University

DIGITAL COMPETENCIES OF TEACHERS OF EDUCATIONAL

INSTITUTIONS

Annotation. Digital technologies and digital competencies in the work of higher education teachers are now very relevant. To study educational disciplines in the educational process in a distance mode, both teachers and students had to get used to new forms of mastering the material. These new forms have been tested at a fast pace and it is already possible to analyze the result of distance learning. Will digitalization in education become a new impetus for acquiring knowledge and skills? Digital education will be more accessible, more economical and due to this it will become popular, the most competitive, the teacher must be ready for new requirements, master new technologies and tools.

The aim of the study is to analyze how the development of digital competencies among teachers and their interaction with students in the digital environment takes place. The basis of this material was made up of such methods as comparative analysis, observation, survey. Working with digital competencies is working in a new, digital environment, interacting with students, colleagues and others who are somehow involved in this work process and must master new competencies. The article describes the advantages and disadvantages of digitalization processes in education.

Key words: digital competencies, teachers, educational institution, remote mode, students, training.

«Актуальность данной темы вызвана тем, что раньше цифровизация касалась отдельных сфер деятельности человека, сейчас же цифровые технологии и процесс цифровизации внедряется практически в каждую сферу» [8]. Образовательную деятельность цифровизация охватила очень быстрыми темпами.

В недавнее время большинство педагогов осуществляли работу в интернете по мере своих знаний и возможностей. Но ситуация с коронави-русом оказала мощный толчок в изменении образования и переход на новый уровень обучения. Многим преподавателям пришлось начать свое обучение с информационными технологиями почти с нуля, осваивая не только их, но и цифровые компетенции. Работа с цифровыми компетенциями представляет собой работу в новой среде, взаимодействие со студентами, коллегами и дру-

гими лицами, проведение совещаний в онлайн-ре-жиме.

Цифровая компетентность - одна из новых компетенций, которая включает навыки, связанные с технологиями. Она предполагает способность человека эффективно выполнять задачи в цифровой среде. Цифровая означает информация, которая представлена на цифровых устройствах. Компетентность включает в себя способность читать, интерпретировать, воспроизводить данные с помощью мультимедиа, а также оценивать и применять новые знания, полученные из цифровой среды.

Недавняя ситуация с коронавирусом, оказала мощный толчок в изменении рабочих моментов у работников разной сферы деятельности. Большинство работников стали активно пользоваться новыми платформами для работы, осваи-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

вать новые цифровые технологии для взаимодействия с коллегами и поддержания успешной работы в компании. В преподавательской деятельности это произошло быстрее, чем предполагалось. Все учебные заведения вынуждены были закупить дополнительное оборудование, обучить преподавателей пользоваться разными онлайн -платформами. Но и сами преподаватели вынуждены были саморазвиваться в новых технологиях.

Цифровизация в образовании представляет собой переход на электронную систему обучения. Все учебные и лекционные материалы такие как сборники, пособия, книги, а также журналы и дневники ведутся в режиме онлайн, где фиксируется успеваемость обучаемого. Вместо привычных тетрадей, задания выполняются на компьютере, планшете или даже смартфоне. Образовательный результат - это следствие коммуникаций преподавателя и студента. Результат формируется при помощи технологий и инструментов.

«Что делать педагогу как сохраняя традиционные подходы влиться в поток информатизации, цифровизации? Как быть востребованным, интересным, продуктивным и результативным?» [1].

Руководитель образовательной программы в ВУЗе и СУЗе должен играть большую роль между преподавателем, студентом и индустрией. Управление всеми процессами учебного заведения в ближайшем будущем будет осуществляться на основе цифровой модели и в реальном масштабе времени. А для этого необходима реальная связь с работодателями, на протяжении всего периода времени и возможность менять, усовершенствовать учебный процесс под запросы бизнеса, не отставая от него. Качество выпускников будет совершенствоваться за счет данных, повышающих качество образовательного процесса. Что ожидается от этого процесса:

- обучение всех участников процесса в течении жизни;

- непрерывная оценка соответствия компетенций требованиям рынка труда;

- соответствие выпускника вызовом времени;

- прозрачная, открытая, доступная политика всех участников процесса;

- обучение - гибкая адаптивная услуга.

Для обеспечения этого процесса преподавателям необходимо переобучение и освоение цифровых компетенций. В помощь преподавательскому составу более пожилого возраста можно предусмотреть такую должность, как дизайнер учебного (образовательного) процесса.

Цифровая трансформация системы образования, в первую очередь, предполагает оснащение учебных заведений современными цифровыми технологиями, которые призваны повысить доступность обучения и обучающих материалов для всех. Использование тестовых заданий необ-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

ходимо на наш взгляд минимизировать. Обучение проводить на цифровых тренажерах для закрепления навыков и умений при выполнении виртуальных лабораторных работ. Преимущество этих VR- тренажеров:

- обучение работе с оборудованием при отсутствии физического доступа к нему;

- получение реальных навыков эксплуатации сложных дорогостоящих установок;

- неограниченное количество расходных материалов;

- полная безопасность при работе с вредными препаратами в опасной среде;

- востребованность в программах для технологически емких секторов промышленности. Для выполнения таких задач и необходимы

цифровые компетенции у преподавателей.

Из вышесказанного можно сделать вывод о преимуществах и недостатках процессов цифро-визации в образовании.

Преимущества цифровизации образования:

- приучение учеников к самостоятельности с раннего возраста;

- устранение бумажной волокиты: обучающимся не придется постоянно носить с собой многочисленные тетради и учебники, а преподавателям - всевозможные пособия;

- экономия - снижение затрат на канцелярию, использование электронных версий учебников и тетрадей требует меньших затрат;

- более высокая доступность знаний для людей в отдаленных населенных пунктах. Возможные недостатки цифровизации образования:

- снижение социализации учеников;

- меньшее внимание физическому развитию;

- уменьшение функции педагогов. Цифровая трансформация может сделать

образование более доступным, экономичным, востребованным и взаимосвязанным с работодателем, но и преподаватель должен саморазвиваться и быть конкурентоспособным на рынке труда.

Список литературы

[1] Беркович О.А., Беркович М.Л. Вызовы цифрового общества и социально-экономические трансформации как контексты развития мышления обучающихся // В сборнике: Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования. Материалы XVIII Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Д.Ф. Ильясов. - 2019. - С. 242-248.

[2] Воронин Б.А., Лоретц О.Г., Кружкова Т.И., Рущицкая О.Е., Фатеева Н.Б., Рущицкая О.А. Инновационные направления подготовки квалифицированных специалистов для работы в орга-

низациях АПК в условиях современных социально-экономических преобразований // Аграрный вестник Урала. 2019. № 5 (184). С. 71 -76.

[3] Гладилина И.П., Волков П.А. Цифровая школа и цифровые компетенции выпускников // Современное педагогическое образование. 2018. № 6. С. 156-158.

[4] Гладилина И.П., Кадыров Н.Н., Строганова Е.В. Цифровая грамотность и цифровые компетенции как фактор профессионального успеха// Инновации и инвестиции. 2019. № 5. С. 62-64.

[5] Данилаев Д.П., Маливанов Н.Н. Технологическое образование и инженерная педагогика// Образование и наука. 2020. Т. 22. № 3 (172). С. 55-82.

[6] Зинченко Ю.П., Дорожкин Е.М., Зеер Э.Ф. Психолого-педагогические основания прогнозирования будущего профессионального образования: векторы развития // Образование и наука. 2020. Т. 22. № 3 (172). С. 11-35.

[7] Колиогло Н.В. Цифровые компетенции руководителя образовательной организации // Ученые записки ИУО РАО. 2018. № 3 (67). С. 33-35.

[8] Ханипова А.П., Фатеева Н.Б., Петрова Л.Н. Цифровизация HR для удовлетворения потребностей сотрудников организации // В книге: Агропромышленный комплекс: стратегия развития. Материалы Международной научно-практической конференции «От инерции к развитию: научно-инновационное обеспечение сельского хозяйства», посвященной 80-летию Уральского государственного аграрного университета. Екатеринбург, 2020. С. 457-462.

[9] Чупина И.П., Симачкова Н.Н., Зарубина Е.В., Фатеева Н.Б., Петрова Л.Н. Цифровизация процессов формирования человеческих ресурсов в HR-менеджменте// Московский экономический журнал. 2020. № 10. С. 54.

[10] Чупина И.П., Фатеева Н.Б., Петрова Л.Н. Процессы развития автоматизации и информатизации в сельском хозяйстве страны // Аграрное образование и наука. 2019. № 3. С. 21.

[11] Швецова А.А., Петрякова С.В., Радионова С.В., Пильникова И.Ф. Теории мотивации.// В сборнике: От инерции к развитию: научно-инновационное обеспечение развития экономической науки и аграрного образования. сборник материалов международной научно-практической конференции «От инерции к развитию: научно-инновационное обеспечение АПК», 2020. С. 223-224.

Spisok literatury:

[1] Berkovich O.A., Berkovich M.L. Vyzovy cifrovogo obshhestva i social'no-jekonomicheskie transformacii kak konteksty razvitija myshlenija obu-

chajushhihsja / V sbornike: Modernizacija sistemy professional'nogo obrazovanija na osnove regulirue-mogo jevoljucionirovanija. Materialy XVIII Mezhdun-arodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Otvetst-vennyj redaktor D.F. Il'jasov. - 2019. - S. 242-248.

[2] Voronin B.A., Loretc O.G., Kruzhkova T.I., Rushhickaja O.E., Fateeva N.B., Rushhickaja O.A. Innovacionnye napravlenija podgotovki kvalificirovan-nyh specialistov dlja raboty v organizacijah APK v uslovijah sovremennyh social'no-jekonomicheskih preobrazovanij // Agrarnyj vestnik Urala. 2019. № 5 (184). S. 71-76.

[3] Gladilina I.P., Volkov P.A. Cifrovaja shkola i cifrovye kompetencii vypusknikov // Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. 2018. № 6. S. 156158.

[4] Gladilina I.P., Kadyrov N.N., Stroganova E.V. Cifrovaja gramotnost' i cifrovye kompetencii kak faktor professional'nogo uspeha // Innovacii i inves-ticii. 2019. № 5. S. 62-64.

[5] Danilaev D.P., Malivanov N.N. Tehnologich-eskoe obrazovanie i inzhenernaja pedagogika // Obrazovanie i nauka. 2020. T. 22. № 3 (172). S. 55-82.

[6] Zinchenko Ju.P., Dorozhkin E.M., Zeer Je.F. Psihologo-pedagogicheskie osnovanija prog-nozirovanija budushhego professional'nogo obrazovanija: vektory razvitija // Obrazovanie i nauka. 2020. T. 22. № 3 (172). S. 11-35.

[7] Kolioglo N.V. Cifrovye kompetencii ruk-ovoditelja obrazovatel'noj organizacii // Uchenye zapiski IUO RAO. 2018. № 3 (67). S. 33-35.

[8] Hanipova A.P., Fateeva N.B., Petrova L.N. Cifrovizacija HR dlja udovletvorenija potrebnostej sotrudnikov organizacii // V knige: Agropromyshlen-nyj kompleks: strategija razvitija. Materialy Mezhdun-arodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Ot inercii k razvitiju: nauchno-innovacionnoe obespechenie sel'skogo hozjajstva», posvjashhennoj 80-letiju Ural'skogo gosudarstvennogo agrarnogo universi-teta. Ekaterinburg, 2020. S. 457-462.

[9] Chupina I.P., Simachkova N.N., Zarubina E.V., Fateeva N.B., Petrova L.N. Cifrovizacija pro-cessov formirovanija chelovecheskih resursov v HR-menedzhmente // Moskovskij jekonomicheskij zhurnal. 2020. № 10. S. 54.

[10] Chupina I.P., Fateeva N.B., Petrova L.N. Processy razvitija avtomatizacii i informatizacii v sel'skom hozjajstve strany // Agrarnoe obrazovanie i nauka. 2019. № 3. S. 21.

[11] Shvecova A.A., Petrjakova S.V., Radionova S.V., Pil'nikova I.F. Teorii motivacii.// V sbornike: Ot inercii k razvitiju: nauchno-innovacionnoe obespechenie razvitija jekonomicheskoj nauki i agrarnogo obrazovanija. sbornik materialov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Ot inercii k razvitiju: nauchno-innovacionnoe obespechenie APK", 2020. S. 223-224.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.