Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА В РФ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ'

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА В РФ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
222
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Даурова Н.З., Тлехурай-Берзегова Л.Т., Бюллер Е.А., Хотова И.Р.

В статье рассмотрены основные направления развития цифровой экономики в Российской Федерации и возможности, которые она может дать при её реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL ECONOMY IN THE RUSSIAN FEDERATION, PROBLEMS AND SOLUTIONS

The article considers the main directions of digital economy development in the Russian Federation and the opportunities that it can provide for implementation.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА В РФ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

управления непроцентными расходами позволяет банку решить проблему создания механизма управления расходами, обеспечивающего оптимизацию и эффективного управление банковских расходов и их соответствие денежным потокам заработанных сумм. Этот метод должен стать основой для обеспечения прибыльной работы каждого подразделения, отделения и филиала банков в каждый конкретный момент времени и одновременно свести к минимуму зависимость банка от рыночной конъюнктуры и от внешних условий, оказываемых значительное влияние.

Список литературы

1. Банковское дело. Управление и технологии / Под ред. проф. А.М. Тавасиева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - С. 189.

2. Белоглазова, Г. Н. Организация деятельности коммерческого банка / Г.Н. Белоглазова, Л.П. Кроливецкая. - М.: Юрайт, Высшее образование, 2017.

3. Деятельность коммерческих банков: учебное пособие / Под ред. проф. Л.В. Калтырипа. - Ростов н/Д: «Феникс», 2014.

4. Маркова, О.М. Коммерческие банки и их операции / О.М. Маркова. - М.: ЮНИТИ: Банки и биржи, 2013.

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА В РФ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Даурова Н.З.

канд.экон.наук, доцент, Адыгейский государственный университет

Тлехурай-Берзегова Л.Т. д-р.экон.наук, профессор, Адыгейский государственный университет

Бюллер Е.А.

канд.экон.наук, доцент, Адыгейский государственный университет

Хотова И.Р.

канд.экон.наук, доцент, Адыгейский государственный университет DIGITAL ECONOMY IN THE RUSSIAN FEDERATION, PROBLEMS AND SOLUTIONS

Daurowa N.

Cand.Econ.Sci., associate professor, Adygei state university

Tlekhurai-Berzegova L. Doctor of Science, Professor, Adygei State University

Buller E.

Cand.Econ.Sci., associate professor, Adygei state university

Hotova I.

Cand.Econ.Sci., associate professor, Adygei state university

Аннотация

В статье рассмотрены основные направления развития цифровой экономики в Российской Федерации и возможности, которые она может дать при её реализации. Abstract

The article considers the main directions of digital economy development in the Russian Federation and the opportunities that it can provide for implementation.

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровизация, тенденции развития цифровой экономики. Keywords: digital economy, digitalization, trends in the development of the digital economy.

Современный мир невозможно представить без информационных технологий, которые изменили и облегчили различные сферы деятельности, открыли новые рыночные возможности. Появление новых цифровых инфраструктур, развитие технологий вычислительной техники и цифровых коммуникаций способствуют возникновению новых возможностей в области информационных технологий. Применение новых информационных технологий в социально-политическую и экономическую жизнь общества, порождает новую систему международной экономики - цифровую.

Цифровая экономика—это производство, связанное с цифровыми технологиями. В настоящее время около половины населения мира использует интернет в повседневной жизни, чтобы учиться и

вести бизнес. Объем виртуальной торговли в ближайшее время превысит стандартные виды торговых отношений. Оцифрованные деньги удобнее использовать, подделать их гораздо сложнее.

Цифровая экономика и электронное правительство являются приоритетами стратегии информатизации Российской Федерации. Цифровая экономика и Информационное общество являются одной из наиболее важных и перспективных программ в области развития на данный момент, и именно на этом и будет сосредоточено внимание в ближайшем будущем. Одним из факторов, наглядно демонстрирующих это, является разработка и использование систем электронного прохода документов и методология формирования технологий электронного правительства глав государственных органов. Полный перевод документа в

электронную форму в сфере услуг госорганов, государственных органов, медицины должен положительно влиять на качество, оперативность и удобство работы как для населения, так и для работников. Деятельность по осуществлению плана охватывает широкий круг секторов общества, от экономики и банковского сектора, в частности, до социального сектора в целом.

Это создает экономику, основанную на сетевых услугах, другими словами, электронных или цифровых. Улучшение товарооборота, оказание услуг, производство в целом на основе применения таких современных информационных технологий, как электронное правительство, Интернет вещей и есть понятие «оцифровка», раскрывает его направление.

Цифровая экономика в России имеет специфические особенности и поддается комплексному статистическому анализу. Основные условия для формирования цифровой экономики в России:

— развитие физической инфраструктуры доступа в интернет;

— увеличение количества пользователей Интернета;

— развития электронной коммерции;

— развитие ИТ-индустрии страны;

— развитие национальной системы электронного правительства.

Инструменты виртуальной экономики способны повысить производительность и удовлетворить потребности каждого клиента. Электронная торговля может снизить риски кризиса за счет ускорения продажи услуг и товаров, эффективности рекламных кампаний и использования платежных услуг.

При создании платформ «цифровой экономики» необходимо ориентироваться на наиболее важные области: транспорт, телекоммуникации, энергетика, обработка данных. Развитие этих областей создаст инфраструктуру и технологическую базу, реализованную в других областях, а Россия сможет как можно скорее построить и развить зрелую «цифровую экономику».

Такой подход представляется наиболее подходящим для России сегодня, но он не лишен своих недостатков.

Для разработки концепции и построения «цифровой экономики», на которую должна опираться соответствующая стратегия, необходимо учитывать, как риски предлагаемого пути, так и риски самой «цифровой экономики»:

— угроза «цифрового суверенитета» страны и пересмотр роли государства в трансграничном мире цифровой экономики;

— снижение безопасности данных;

— изменение поведения производителей и потребителей;

— сокращение рабочих мест низкой и средней квалификации;

— нарушение конфиденциальности / возможный мониторинг граждан;

— сильная конкуренция во всех секторах экономики;

— повышение сложности бизнес-моделей и моделей взаимодействия.

Эти вопросы необходимо решать быстро и оперативно, так как задержка также несет в себе риски. Действительно, в других странах, особенно в Китае и США, экономика активно переходит на электронные рельсы.

Алексей Трефилов, директор ELMA, добавил, что серьезность кумулятивного эффекта возможна не за счет создания новой платформы, а за счет создания инфраструктуры многочисленных независимых организаций и продуктов, где каждый работает в своем бизнесе. Но важно работать на самом высоком уровне качества стандартов и протоколов. По его словам, этот шаг позволит государству подружиться со своими целями, заинтересовать получаемыми результатами бизнес и науку, что поможет определить потребности экономики. Другими словами, цифровая экономика может объединить государство, экономику и науку.

В происходящих преобразованиях важно не то, что цифровая экономика является мифом или реальностью, а изменения, которые этот процесс обещает обществу. С помощью технологий изменяется объем массового обслуживания, появляются новые бизнес-модели, такие как Uber, которые устраняют посредников, делают взаимодействие между поставщиком и клиентом более прямым.

С курсом на оцифровку государство мотивирует кампании развивать высокотехнологичные ресурсы и устанавливает определенную планку для внедрения ИТ. В рамках программы «Цифровая экономика» Россия планирует поддерживать интернет в отдаленных районах страны, размещать публичные документы в облачном хранилище, к 2025 году обеспечить предоставление 80% госуслуг в электронном виде.

Государство обязуется создавать специальные технологические медицинские центры, оснащенные новейшими технологиями, в которых оказывается квалифицированная помощь.

Дата завершения крупного проекта намечена на 2030 год. На данный момент Минкомсвязи планирует обеспечить широкополосное интернет-покрытие в самых отдаленных уголках РФ. В планах правительства значительное снижение стоимости услуг, предоставляемых интернет-провайдерами. Ожидается, что в 2020 году она не превысит 0,1% среднемесячного дохода, а к 2030 году она составит 0,05%.

Переход к электронной документации должен быть расширен. Предполагается, что доля межведомственного прохождения документов составит до 90% от общей массы. Ожидается, что к 2030 году количество онлайн-коммунальных услуг составит 80%, причем значительная часть населения, оценивающая их, будет в массовом порядке давать удовлетворительную оценку их качества. Запуск беспилотного общественного транспорта, который в настоящее время успешно развивается до конца программы, планируется провести в 25 городах

России. Государство обещает максимальную поддержку высокотехнологичным компаниям, осуществляющим свою ИТ-деятельность. Вузам страны необходимо увеличить количество специалистов, прошедших подготовку в области компьютерных технологий.

Благодаря современной цифровой экономике производства высокие скорости и множественность предоставления услуг и производства товаров становятся все более неотъемлемыми. Решение задач в сфере оказания услуг с большим объемом операций за счет внедрения цифровых технологий может стать быстрее, удобнее и без посредников, примером которых является электронная коммерция, интернет-банкинг и другие. Промежуточная замена может быть реализована с помощью автоматических сетевых сервисов (веб-сайт или мобильное приложение, работающее достаточно хорошо).

Многие склонны возлагать большие надежды на технологии будущего и «цифровую экономику», полагая, что их внедрение значительно повысит производительность, что должно привести к экономическому росту.

Массовое внедрение новых каналов связи в сфере экономики и построение сетевых моделей взаимодействия бизнес-структур с интернет-ресурсами требует внедрения новых систем электронного программного обеспечения во всех областях и методах работы с ними, что, естественно, влечет за собой новые требования к практическим знаниям и навыкам людей, участвующих в этом процессе.

Появление и внедрение новых производственных, финансовых, управленческих, социальных и других технологий может иметь большое количество положительных факторов и последствий для экономики:

— улучшение качества жизни;

— увеличение капитализации;

— повышение конкурентоспособности;

— создание новых рынков;

— повышение эффективности управления ресурсами (активами, капиталом, навыками).

Цифровая экономика открывает новые возможности для компаний и компаний, которые могут гибко адаптироваться к новому расположению вещей. В то же время устаревшие методы производства и распределения на этапе цифровой экономики потерпят неудачу из-за существенных недостатков современного снабжения. Например, компания, специализирующаяся на торговле, будет иметь возможность отслеживать тенденции и пожелания клиента, который даже не обязан ничего покупать. Идея использования технологии для унификации клиентского опыта в реальном и в Интернете называется многоканальным. Благодаря этому компания может грамотно меняться, чтобы угодить клиенту, и не останавливаться на плохом, не слишком нужном на данный момент, продукте. В то же время компания, которая не в состоянии полностью собрать информацию из-за сетей, может слишком поздно осознать, что товар не востребован и, следовательно, уступает более продвинутому предприятию. То есть в данном случае приоритет исходит не

от масштаба, а от грамотного распределения ресурсов и умения работать с информацией.

Еще одной особенностью цифровой экономики можно считать сосредоточение внимания не только на секторе экономики, но и на социальной сфере. В программе четко выделены те моменты, которые означают улучшение жизни населения: совершенствование сети нового поколения, предоставление доступа и формирование навыков пользования большинством населения.

Чтобы получить максимальную выгоду от конверсии для цифровой экономики, государство должно формировать и поддерживать рынок соответствующих высокотехнологичных продуктов, контролируя основные платформы электронной экономики, сосредоточив внимание на создании собственных приложений для государственного управления, промышленности основных материалов и предприятий. Организационно этот эффект достигается за счет создания государственных и частных центров СА11, разработки мобильных приложений и реинжиниринга общественных интернет-платформ.

Важной областью в этой области является подготовка кадров по вопросам функционирования информационных систем в государственном управлении. Как вариант, специальные мобильные группы специалистов (в том числе преподавателей и студентов профильных колледжей), обучение сотрудников госорганов и настройка систем непосредственно на рабочем месте, при этом есть столько времени, сколько нужно.

Риски оцифровки также связаны с необходимостью тщательной разработки и эксплуатации сложных цифровых систем, поскольку программирование (как вид деятельности) в принципе недостаточно технологично.

Самым сложным этапом развития и основным условием успеха «цифрового» сегмента экономики является упрощение бизнес-среды и максимальное снижение затрат на взаимодействие населения и бизнеса с государством.

Развитие технологий и «цифровой экономики» для каждой, отдельно взятой страны, является необходимой мерой для поддержания высокого уровня конкуренции и развития успешной экономики, определенной независимости и сохранения суверенитета.

«Цифровая экономика» предоставляет большие возможности для развития системы государственного управления. Современные технологии вскоре создадут высокотехнологичную цифровую платформу государственного управления, которая обеспечит минимизацию человеческого фактора, автоматизирует сбор статистических, налоговых и других отчетов и обеспечит принятие решений на основе анализа реальной ситуации.

Список литературы:

1. Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы».

2. Введение в «Цифровую» экономику/ А.В. Кешелава В.Г. Буданов, В.Ю. Румянцев и др.; под общ. ред. А.В. Кешелава; гл. «цифр.» конс. И.А. Зимненко. - ВНИИГеосистем, 2017. - 28 с. (На пороге «цифрового будущего». Книга первая).

3. Индикаторы цифровой экономики: 2017: стат. сб. М.: НИУ ВШЭ, 2017.

4. Открытая концепция «Интернет вещей: правовые аспекты (Российская Федерация)» //http://www.ifap.ru/pr/2016/160712aa.pdf.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ

Тлехурай-Берзегова Л.Т.

д-р.экон.наук, профессор, Адыгейский государственный университет

Бюллер Е. А.

канд.экон.наук, доцент, Адыгейский государственный университет Бахова А.П.

канд.экон.наук, доцент, Адыгейский государственный университет

Чиназирова С.К.

канд.экон.наук, доцент, Адыгейский государственный университет

ACTUAL PROBLEMS OF ORGANIZATION OF PERSONNEL CERTIFICATION AT THE

ENTERPRISE

Tlekhurai-Berzegova L.

Doctor of Science, Professor, Adyghe State University

Buller E.

Cand.Econ.Sci., associate professor, Adygei state university

Bahova A.

Cand.Econ.Sci., associate professor, Adygei state university

Chinazirovа S.

Cand.Econ.Sci., associate professor, Adygei state university

Аннотация

В статье рассматриваются процедура, этапы проведения и методы аттестации персонала; проблемы, возникающие при проведении аттестации персонала предприятия; предложены рекомендации по устранению возникающих проблем в ходе аттестации персонала.

Abstract

The article discusses the procedure, stages and methods of certification of personnel; problems arising during the certification of personnel of the enterprise; recommendations on the elimination of emerging problems during the certification of personnel are proposed.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: аттестация, методы проведения аттестации, система аттестации персонала, этапы проведения аттестации.

Keywords: certification, certification methods, personnel certification system, certification stages.

На сегодняшний день в условиях современной рыночной экономики коммерческая деятельность предприятий обязана наибольшее внимание уделять вопросу управления персоналом. Роль и значение человеческих ресурсов усиливается, под воздействием постоянно изменяющихся условий внешней среды выдвигаются требования к формированию и использованию персонала организации на длительную перспективу, что требует тщательного анализа и оценки эффективности трудовой деятельности персонала [2].

Необходимость перехода предприятий на новую систему управления персоналом обусловлено текущей ситуацией на рынке труда. Все больше усложняется конкурентная борьба за качественные трудовые ресурсы. При этом, рабочий персонал превращается в обученного сотрудника, имеющего в основном высшее образование и пройденные специализированные тренинги, необходимые для профессиональной квалификации.

Таким образом, система аттестации и оценки персонала в организациях является важнейшим атрибутом современного процесса управления человеческими ресурсами, а значит, каждое предприятие Российской Федерации (РФ) обязано позаботиться о формировании данной системы, в случае наличия цели стратегического развития и усиления своих конкурентных позиций на рынке.

Оценка персонала - это процесс определения эффективности деятельности сотрудников в ходе реализации задач организации, позволяющий получить информацию для принятия дальнейших управленческих решений.

Оценка - более широкое понятие, чем аттестация. В настоящее время для установления степени соответствия кандидатов предъявляемым требованиям предприятия используют целый комплекс различных методов и технологий, направленных на всестороннюю оценку кандидатов. Оценка может быть формальной и неформальной (например, ежедневная оценка руководителем подчиненного). Оценка может осуществляться как регулярно, так и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.