Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА В РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА В РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
287
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНДИКАТОРЫ / ИННОВАЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ИНТЕРНЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Даурова Н.З., Тлехурай-Берзегова Л.Т., Бюллер Е.А., Хотова И.Р.

В статье рассматривается исследование состояния цифровой экономики в России, в качестве приоритетного направления в экономическом развитии страны, определение перспектив развития цифровизации экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL ECONOMY IN RUSSIA STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT

The article deals with the study of the state of the digital economy in Russia, as a priority direction in the economic development of the country, determining the prospects for the development of digitalization of the economy.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА В РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА В РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Даурова Н.З.,

канд.экон.наук, доцент, Адыгейский государственный университет

Тлехурай-Берзегова Л.Т. д-р.экон.наук, профессор, Адыгейский государственный университет

Бюллер Е.А.,

канд.экон.наук, доцент, Адыгейский государственный университет

Хотова И.Р.

канд.экон.наук, доцент, Адыгейский государственный университет DIGITAL ECONOMY IN RUSSIA STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT

Daurowa N.,

Cand.Econ.Sci., associate professor, Adygei state university

Tlekhurai-Berzegova L., Doctor of Science, Professor, Adygei State University

Buller E.,

Cand.Econ.Sci., associate professor, Adygei state university

Hotova I.

Cand.Econ.Sci., associate professor, Adygei state university

Аннотация

В статье рассматривается исследование состояния цифровой экономики в России, в качестве приоритетного направления в экономическом развитии страны, определение перспектив развития цифровиза-ции экономики. Abstract

The article deals with the study of the state of the digital economy in Russia, as a priority direction in the economic development of the country, determining the prospects for the development of digitalization of the economy.

Ключевые слова: цифровая экономика, информационно- коммуникационные технологии, индикаторы, инновации, экономический рост, интернет.

Keywords: digital economy, information and communication technologies, indicators, innovation, economic growth, Internet.

Цифровая экономика тесно связано с развитием новых технологий, и представляется возможным обсуждать эти две темы отдельно друг от друга. Развитие технологий создает необходимый базис для построения «Цифровой» экономики, но является лишь необходимой предпосылкой.

На сегодняшний день в мире не существует единого понимания такого явления, как «Цифровая» экономика, зато существует множество определений. В указе Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» также содержится официальное государственное определение данному феномену.

Цифровая экономика - это хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования, позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг.

Можно выделить два полярных подхода к построению «Цифровой» экономики: плановый и рыночный.

Плановый подход к построению «Цифровой» экономики предполагает поэтапное развитие инфраструктуры под руководством государства и целенаправленное «заполнение» соответствующего сектора различными экономическими субъектами. При этом формирование инфраструктуры и технологического базиса для функционирования «Цифровой» экономики происходит одновременно создание условий, благоприятствующих развитию частного бизнеса.

Технологический базис в рамках планового подхода развивается узконаправленно, в соответствии с приоритетными направлениями плановой «Цифровой» экономики. Остальные технологии либо остаются слабо развитыми, либо импортируются. Главным преимуществом этого подхода является скорость построения и универсальность создаваемого инфраструктурного базиса.

Рыночный подход к построению «Цифровой» экономики предполагает, что государство создает оптимальные условия, в первую очередь благоприятную среду для функционирования «Цифровой» экономики, чем стимулирует бизнес к переходу в этот новый сектор. Оптимальные условия предполагают комплекс взаимосвязанных мер нормативно-правового, экономического, социального характера и наличия технологической базы. Поскольку положительный эффект «Цифровой»

экономики существенно зависит от масштаба, для реализации данного подхода необходимым условием является наличие достаточного количества независимых субъектов экономики - частных биз-несов.

Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» декларирует, что развитие «Цифровой» экономики является стратегически важным вопросом для России в целом, который определяет ее конкурентоспособность на мировой арене.

Цифровая экономика в России обретает конкретные черты и поддается всестороннему статистическому анализу. Основными предпосылками формирования цифровой экономики в России стали:

- развитие физической инфраструктуры доступа к Интернету;

- рост числа пользователей Интернета (71% населения пользуется Интернетом, март 2017 го-да)32;

- развитие электронной коммерции;

- развитие ИТ-отрасли страны;

- развитие национальной системы электронного правительства.

Важной отличительной особенностью Российской экономики является тот факт, что большая часть ВВП создается государственными корпорациями или компаниями со значительной долей государственного участия. Во многих отраслях производства игроки с государственным участием могут составлять до 80% рынка. В таких условиях наиболее рациональным шагом представляется создание ряда индустриальных цифровых платформ под руководством профильных министерств или государственных корпораций. Такие платформы создадут необходимый инфраструктурный базис для максимально быстрого развития «Цифровой экономики» и распространения сопутствующих технологий.

Целенаправленное построение ряда индустриальных платформ «Цифровой экономики» с единой архитектурой и стандартами позволит в будущем построить единое цифровое пространство, которое объединит все индустрии и отрасли. Такой подход будет способствовать значительному повышению прозрачности, управляемости и гибкости экономики страны.

При построении платформ «Цифровой экономики» необходимо фокусировать усилия на ключевых направлениях: транспорт, телекоммуникации, энергетика, обработка данных. Развитие этих областей позволит создать инфраструктурный и технологический базис, тиражируя который на другие области, Россия сможет максимально быстро развить зрелую «Цифровую экономику».

Такой подход представляется наиболее целесообразным для России сегодня, но и он также не лишен своих недостатков.

Для формирования концепции «Цифровой экономики», на которую должна опираться соответствующая стратегия, необходимо учитывать

как риски предлагаемого пути, так и риски самой «Цифровой экономики»:

• угроза «цифровому суверенитету» страны и пересмотр роли государства в трансграничном мире «Цифровой» экономики;

• снижение уровня безопасности данных;

• изменение в моделях поведения производителей и потребителей;

• уменьшение числа рабочих мест низкой и средней квалификации;

• нарушение частной жизни / потенциальное наблюдение за гражданами;

• резкое усиление конкуренции во всех сферах экономики;

• повышение уровня сложности бизнес моделей и схем взаимодействия;

• необходимость пересмотра административного и налогового кодексов.

Задавая курс на цифровизацию, государство мотивирует компании развивать высокотехнологичный ресурс и задает определенную планку внедрения 1Т. В рамках программы «Цифровой экономики» Россия планирует провести интернет в отдаленные районы страны, разместить госдокументы в облачных хранилищах, обеспечить к 2025 году предоставление 80% госуслуг в электронном формате.

Государство обязуется создать особые технологические медицинские центры, оснащенные по последнему слову техники, в которых будет оказываться квалифицированная помощь.

Срок окончания реализации масштабного проекта назначен на 2030 год. К этому времени Минкомсвязи рассчитывает создать широкополосное покрытие сети Интернет в самых отдаленных уголках Российской Федерации. В планах правительства значительное удешевление стоимости услуг интернет-провайдеров. К 2020 году она не должна превышать 0,1% среднемесячного дохода, а к 2030 году планируется показатель в 0,05%.

Начавшийся переход на электронную документацию планируется развивать и в дальнейшем. Доля межведомственного документооборота должна составить до 90% от общей массы. Количество услуг, предоставляемых государством в онлайн-режиме, к 2030 году должно составить 80%, при этом большая часть населения предпочтительно дает удовлетворительную оценку их качеству. Введение беспилотного общественного транспорта к окончанию срока реализации программы должно быть осуществлено в 25 городах России. Государство обещает высочайший уровень поддержки высокотехнологичным предприятиям, ведущим свою деятельность в сфере 1Т. Вузы страны должны увеличивать объем выпускаемых специалистов в сфере компьютерных технологий.

Крупнейшие мировые компании уже давно используют различные технологические платформы. Однако внедрение платформы еще не делает бизнес цифровым. В настоящее время есть два основных отличия обычной технологической

платформы от платформы «Цифровой экономики»:

Во-первых, платформы «Цифровой экономики» призваны создать среду для максимально удобного взаимодействия многих участников отрасли или индустрии. Сегодня сложно назвать примеры полностью состоявшихся публичных платформ, но будущее именно за такими решениями. Компании Google, Facebook, Apple и Alibaba Group наиболее близки к реализации данной идеи, многие крупные компании планируют построить такие платформы в ближайшее время.

А во-вторых, платформы «Цифровой» экономики должны автоматизировать целостные бизнес процессы. Данное утверждение можно пояснить при помощи примеров, уже реализованных в рамках проекта «Цифровая долина Крым». Один из крымских виноградарей разработал высокоэффективную комплексную технологию выращивания винограда с использованием автоматизированного мониторинга состояния почвы, воздуха, воды, контроля системы полива, удобрений и др. Данная технология была размещена на сельскохозяйственной цифровой платформе. Любой желающий может внедрить в собственном хозяйстве данную технологию, воспользовавшись соответствующим облачным сервисом. Применение технологии значительно улучшает качество винограда и повышает урожайность. С каждого, кто выражает желание пользоваться технологией, платформа взимает небольшую плату, которая распределяется между самой платформой и владельцем технологии. Винодельческий комбинат «Массандра» выразил готовность покупать продукцию частных виноградарей, которые пользуются технологией, размещенной на платформе, поскольку использование данной технологии гарантирует качество продукции - это во-первых. Во-вторых, платформа позволяет постфактум проконтролировать отсутствие нарушений в процессе производства.

Полная Платформа «Цифровой экономики» состоит из трех частей: экосистемы производителя, экосистемы потребителя и коммуникативного ядра. Функция экосистемы потребителя - обеспечить удовлетворение всех нужд и потребностей пользователя платформы, привлечь его удобством и функциональностью. Функция экосистемы производителя - обеспечить выполнение вспомогательных функций, облегчая ведение бизнеса и снижая порог вхождения в него. Ядро платформы обеспечивает инфраструктурные потребности и необходимый технологический базис, реализуя также функционал по взаимодействию потребителей и производителей.

Многие склонны возлагать большие надежды на технологии будущего и на «Цифровую экономику», полагая, что их внедрение значительно повысит производительность труда, что должно привести к экономическому росту.

Появление и внедрение новых производственных, финансовых, управленческих, социальных и других технологий может привести к

огромному количеству позитивных эффектов и последствий для экономики:

• улучшение качества жизни;

• повышение капитализации;

• повышение конкурентоспособности;

• повышение производительности труда;

• формирование новых рынков;

• повышение безопасности.

• повышение эффективности утилизации ресурсов (активов, капитала, компетенций);

Развитие технологий и «Цифровой экономики» для каждой отдельной страны это необходимая мера, которая позволит оставаться на конкурентоспособном уровне и экономике и сохранить суверенитет.

«Цифровая экономика» предлагает широкие возможности для развития системы государственного управления. Современные технологии позволят в ближайшем будущем создать среду высокотехнологичной цифровой платформы государственного управления, которая обеспечит минимизацию человеческого фактора, автоматизирует сбор статистической, налоговой и иной отчетности, обеспечит принятие решений на основе анализа реальной ситуации.

Гражданскому обществу государство может предложить новые возможности реализации личностного потенциала и управления своей жизнью. Для достижения этой цели государству нужно будет обеспечить модернизацию системы государственного управления, разработать удобные для пользователей услуги электронного правительства, обеспечить возможность связи с государственными органами простым и безопасным способом.

Оказание государственных услуг будет строиться на базе единой цифровой облачной платформы, имеющей открытые интерфейсы межмашинного взаимодействия, и позволяющей расширять возможности взаимодействия граждан с государством, путем создания ими собственных приложений, работающих на базе этой платформы, так как современные технологии вскоре создадут высокотехнологичную цифровую платформу государственного управления, которая обеспечит минимизацию человеческого фактора, автоматизирует сбор статистических, налоговых и других отчетов и обеспечит принятие решений на основе анализа реальной ситуации. Россия может стать той страной, которая предложит всему человечеству будущее, где найдется место каждому. Исторически культура и мышление могут позволить нам сформулировать законы нового мира, в котором будут объединены реальная и виртуальная сферы деятельности, в котором будут эффективно применяться новые модели управления, успешно сосуществовать сетевые и иерархические начала и многое другое. Такое интегральное видение позволит сформировать вокруг себя коалицию стран-единомышленников и возглавить процесс перехода в общее цифровое будущее.

Список литературы

1. Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы»

2. Введение в «Цифровую» экономику/ А.В. Кешелава В.Г. Буданов, В.Ю. Румянцев и др.; под общ. ред. А.В. Кешелава; гл. «цифр.» конс. И.А. Зимненко. - ВНИИГеосистем, 2017. - 28 с. (На пороге «цифрового будущего». Книга первая).

3. Индикаторы цифровой экономики: 2017: стат. сб. М.: НИУ ВШЭ, 2017.

4. Открытая концепция «Интернет вещей: правовые аспекты (Российская Федерация)» //http://www.ifap.ru/pr/2016/160712aa.pdf.

5. Савельев А.И. Влияние современных информационных технологий по обработке «Больших Данных» (Big Data) на защиту частной жизни при трансграничной передаче персональных данных: Зарубежный и российский опыт // презентация, URL: http://pravo.hse.ru/data/2014/11/29/1104568120/Big% 20Data.%

ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И АУДИТА В РФ

Даурова Н.З.,

канд.экон.наук, доцент, Адыгейский государственный университет

Тлехурай-Берзегова Л.Т., д-р.экон.наук, профессор, Адыгейский государственный университет

Бюллер Е.А.,

канд.экон.наук, доцент, Адыгейский государственный университет

Хотова И.Р.

канд.экон.наук, доцент, Адыгейский государственный университет PROBLEMS OF STATE FINANCIAL CONTROL AND AUDIT IN THE RUSSIAN FEDERATION

Daurowa N.,

Cand.Econ.Sci., associate professor, Adygei state university

Tlekhurai-Berzegova L., Doctor of Science, Professor, Adygei State University

Buller E.,

Cand.Econ.Sci., associate professor, Adygei state university

Hotova I.

Cand.Econ.Sci., associate professor, Adygei state university

Аннотация

В статье рассматриваются особенности реализации государственного финансово контроля и аудита, где выявляются ключевые роли в системе эффективности использования бюджетных средств.

Abstract

The article discusses the features of the implementation of state financial control and audit, where the key roles in the system of effective use of budget funds are identified.

Ключевые слова: государственный финансовый контроль, государственный аудит, бюджет, бюджетные средства.

Keywords: state financial control, state audit, budget, budget funds.

Главная цель государственного финансового контроля (государственного аудита) это соблюдение законодательства, грамотное и эффективное использование и распределение федеральных средств. На данный момент времени государственный финансовый контроль играет ключевую роль в системе эффективности использования бюджетных средств. Федеральный бюджет на протяжении многих лет является уязвимым сектором. Это связано в первую очередь с нецелевым использованием бюджетных средств. В настоящее время в Российской Федерации создано и функционирует большое количество государственных органов и служб, на которые возложены функции по осуществлению государственного финансового контроля и аудита. Их функции, полномочия, статус и сферы контрольной деятельности определяются на основаниях указов Президента РФ, Постановлений Правительства РФ.

Государственный финансовый контроль направлен на осуществление всестороннего анализа экономической ситуации государства в разрезе экономической и финансовой безопасности. Государственный аудит имеет нейтральный характер, он не принимает непосредственное участие в принятии государственных и политических решений. Результаты государственного аудита предоставляют государственной власти необходимую информацию, на основании которой происходят корректировка и планирование будущих и текущих расходов бюджета. Государственный аудит рассматривается с точки зрения эффективности распоряжения государством финансовыми ресурсами, которые находятся в его управлении. В условиях негативных тенденций во внутренней экономической жизни нашей страны необходимо в полной мере усилить потенциал государственного финансового контроля и аудита. Проблемы развития и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.