Список литературы
1. Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы»
2. Введение в «Цифровую» экономику/ А.В. Кешелава В.Г. Буданов, В.Ю. Румянцев и др.; под общ. ред. А.В. Кешелава; гл. «цифр.» конс. И.А. Зимненко. - ВНИИГеосистем, 2017. - 28 с. (На пороге «цифрового будущего». Книга первая).
3. Индикаторы цифровой экономики: 2017: стат. сб. М.: НИУ ВШЭ, 2017.
4. Открытая концепция «Интернет вещей: правовые аспекты (Российская Федерация)» //http://www.ifap.ru/pr/2016/160712aa.pdf.
5. Савельев А.И. Влияние современных информационных технологий по обработке «Больших Данных» (Big Data) на защиту частной жизни при трансграничной передаче персональных данных: Зарубежный и российский опыт // презентация, URL: http://pravo.hse.ru/data/2014/11/29/1104568120/Big% 20Data.%
ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И АУДИТА В РФ
Даурова Н.З.,
канд.экон.наук, доцент, Адыгейский государственный университет
Тлехурай-Берзегова Л.Т., д-р.экон.наук, профессор, Адыгейский государственный университет
Бюллер Е.А.,
канд.экон.наук, доцент, Адыгейский государственный университет
Хотова И.Р.
канд.экон.наук, доцент, Адыгейский государственный университет PROBLEMS OF STATE FINANCIAL CONTROL AND AUDIT IN THE RUSSIAN FEDERATION
Daurowa N.,
Cand.Econ.Sci., associate professor, Adygei state university
Tlekhurai-Berzegova L., Doctor of Science, Professor, Adygei State University
Buller E.,
Cand.Econ.Sci., associate professor, Adygei state university
Hotova I.
Cand.Econ.Sci., associate professor, Adygei state university
Аннотация
В статье рассматриваются особенности реализации государственного финансово контроля и аудита, где выявляются ключевые роли в системе эффективности использования бюджетных средств.
Abstract
The article discusses the features of the implementation of state financial control and audit, where the key roles in the system of effective use of budget funds are identified.
Ключевые слова: государственный финансовый контроль, государственный аудит, бюджет, бюджетные средства.
Keywords: state financial control, state audit, budget, budget funds.
Главная цель государственного финансового контроля (государственного аудита) это соблюдение законодательства, грамотное и эффективное использование и распределение федеральных средств. На данный момент времени государственный финансовый контроль играет ключевую роль в системе эффективности использования бюджетных средств. Федеральный бюджет на протяжении многих лет является уязвимым сектором. Это связано в первую очередь с нецелевым использованием бюджетных средств. В настоящее время в Российской Федерации создано и функционирует большое количество государственных органов и служб, на которые возложены функции по осуществлению государственного финансового контроля и аудита. Их функции, полномочия, статус и сферы контрольной деятельности определяются на основаниях указов Президента РФ, Постановлений Правительства РФ.
Государственный финансовый контроль направлен на осуществление всестороннего анализа экономической ситуации государства в разрезе экономической и финансовой безопасности. Государственный аудит имеет нейтральный характер, он не принимает непосредственное участие в принятии государственных и политических решений. Результаты государственного аудита предоставляют государственной власти необходимую информацию, на основании которой происходят корректировка и планирование будущих и текущих расходов бюджета. Государственный аудит рассматривается с точки зрения эффективности распоряжения государством финансовыми ресурсами, которые находятся в его управлении. В условиях негативных тенденций во внутренней экономической жизни нашей страны необходимо в полной мере усилить потенциал государственного финансового контроля и аудита. Проблемы развития и
совершенствования государственного финансового контроля, и в частности аудита, исследовали ученые как отечественные, так и зарубежные. Большой вклад в изучении данной проблемы вложили такие ученые как: Степашин С. В., Мельник М. К., Райзберг Б. А., Бровкина Н. Д. Государственный контроль над расходованием бюджетных средств осуществляется в двух направлениях:
1) Это внутренний финансовый контроль, который осуществляется органами исполнительной власти, а именно Казначейством Российской Федерации;
2) Государственный аудит.
Государственный аудит представляет систему
внешнего государственного финансового контроля. Органы, исполняющие государственный аудит, это Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ, и муниципальных образований. Государственный аудит представляет собой независимый, публичный контроль над деятельностью органов государства по управлению общественными ресурсами. Система государственного аудита и система государственного контроля тесно взаимодействуют друг с другом, что обуславливает эффективное и рациональное использование бюджетных ресурсов. К основным задачам государственного финансового аудита и контроля относятся:
1. проверка эффективного, целевого использования выделенных бюджетных средств бюджетополучателям;
2. контроль формирования и распределения целевых бюджетных фондов;
3. контроль над соблюдением законодательства в области банковской, таможенной, валютной деятельности;
4. предоставление органам государственной власти информации о результатах проведения аудита;
5. тестирование качества систем внутреннего государственного самоконтроля.
На данный момент времени, институт государственного аудита широко распространяется во всем мире. Согласно данным, в Международную организацию высших органов финансового контроля (ИНТ0САИ/INT0SAI) входит 192 государства [5]. Счетная палата Российской Федерации стала членом ИНТОСАИ в 1995 году, когда был принят Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации». Гласность и публичность являются основными инструментами обеспечения роли государственного аудита, как важнейшего элемента взаимодействия институтов гражданского общества и власти. По итогам 2016 года Счетная палата Российской Федерации выявили 898 нарушений законодательства. Общая сумма составляет 53, 1 млрд. руб. Традиционно нарушения законодательства выявлены в сфере государственных закупок. Также было выявлено 14 фактов недостоверной бюджетной отчетности за период 2015 - 2016 годах [3]. Нарушения, связанные с исполнением и поставкой не того оборудования, услуг, работ, которые указывались в контракте.
Например, в 2016 году Правительство Российской Федерации приняло решение, что с 1 июля 2017 года не должны использоваться школьные автобусы старше 10 лет. На исполнение данной программы из бюджета было выделено почти 4 млрд. рублей. На сегодняшний день из 85 регионов 54 используют автобусы старше 10 лет. При закупке школьного транспорта Минтрансом не был проведен анализ рынка, что привело в итоге к закупкам автобусов по повышенной цене [5]. В связи с неэффективным использованием выделенных финансовых средств, вытекает жесткий контроль на всех этапах реализации выделенного бюджета. То есть задача по совершенствованию государственного аудита заключается в нахождении новых подходов, которые бы действительно позволили в целом изменить не только вопросы финансового контроля и аудита, но и увидеть их огромную пользу в системе управления государственными финансами.
Контроль как часть системы управления, контроль как механизм обратной связи для лиц, принимающих решения. Весь государственный аудит, государственный финансовый контроль должен строиться на принципе гласности, т. е. предоставления обществу и власти достоверной информации по наиболее конфликтным для общественного сознания вопросам. Из-за отсутствия прозрачности, нет доверия к лицам, принимающим решения. Любая сумма расходов, любая инициатива, в частности с использованием бюджетных средств, приводят к подозрению о неэффективности распределения финансовых средств.
Мы должны задуматься, что нужно сделать, для того чтобы изменить негативное мнение о государственных расходах, мнение о том, что бюджет исполняется неэффективно. Государственный финансовый контроль, становясь частью системы управления, должен исполнять роль управленческого консалтинга, помощника для лиц, принимающих решения, для главных распорядителей и получателей федеральных средств, для финансовых органов и для всей системы исполнительной власти. Консалтинг представляет собой высокопрофессиональные услуги, направленные на консультирование различных пользователей по введению учета. Вопросы могут касаться как проведения бухгалтерского учета, налогового учета, так и вопросов в области управления и в других экспертных областях.
Таким образом, механизмы должны быть направлены на то, чтобы обеспечить прозрачность расходования средств из бюджета. При этом очень важна прозрачность не только действий получателя средств, но и всей цепочки исполнения, будь это государственные контракты или получатели субсидий, которые дальше используют средства по целевому назначению. Огромный резерв работы связан с так называемой непрерывностью деятельности или непрерывностью контроля.
Действительно, будущее финансовой деятельности лежит в применении информационных технологий. Применение информационных техно-
логий связано, с получением информации из многочисленных источников, ее обработкой и превращением в знания. Объем поступает настолько большой, что не удается всю информацию проработать. Для решения данной проблемы надо обратить внимание на систему бюджетного мониторинга. Разработка системы бюджетного мониторинга, как инструмента управления бюджетом государства, согласно Артюхину Р. Е. [4], является одним из приоритетных направлений по совершенствованию контроля за исполнением финансовых ресурсов. Бюджетный мониторинг в широком смысле представляет собой совокупность регулярно проводимых исследований, направленных на информационную поддержку бюджетного менеджмента [2, с. 31]. Следовательно, в ходе бюджетного мониторинга осуществляется непрерывный сбор информации о протекающих процессах, структурировании, анализе и оценке исполнения бюджета в сравнении с заданными критериями. Государственные корпорации, получатели субсидий, контрагенты, исполняющие государственные контракты, должны вести управленческий учет.
Учет должен быть раздельным, четко фиксировать данные бухгалтерского учета, получателя средств, объем выделенных ресурсов и т.д. А также должно быть прозрачно представлено, как формируется себестоимость, какая заработная плата, какова структура расходов. Все эти данные должны поступать для аналитики в Федеральное казначейство. Так же проблемой государственного аудита, является нехватка профессиональных кадров в данной области, что для развития государственного аудита в России нужны молодые высококвалифицированные профессионалы. Трудность заключается в понимании современного понятийного аппарата, который принят международным аудиторским сообществом. Необходимо постоянно отслеживать важнейшие документы. Действительно, от профессиональной деятельности государственных аудиторов зависит, в какой мере эф-
фективно, результативно будет использован потенциал экономики страны. Таким образом, значительная роль осуществления финансового контроля принадлежит органам государственного (муниципального) контроля.
Государственный финансовый контроль и аудит осуществляются всеми уровнями власти, работа которых должна быть нацелена на эффективный контроль над планированием и использованием бюджетных средств, их экономию при осуществлении закупочных процедур, а так же на консолидацию усилий контролирующих органов и общественных организаций в сфере управления и защиты выделяемых государственных финансов. Проведенное исследование показало, что основными факторами, способствующими решению проблем реализации государственного финансового аудита и контроля в России, служат совершенствование механизма отслеживания федерального бюджета на всех его этапах реализации, а также новый взгляд на существующие проблемы, и решения их в лице новых профессиональных государственных аудиторов.
Список литературы
1. Олейник Д. Г., Колесник Е. А. Некоторые проблемы подготовки специалистов для сферы государственного аудита // Вузовская наука: теоретико-методологические проблемы подготовки специалистов в области экономики, менеджмента и права. 2016.С. 68-73.
2. Официальный сайт Казначейства РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.roskazna.ru (дата обращения: 03.05.2017).
3. Официальный сайт Счетной палаты РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.ach.gov.ru (дата обращения: 03.05.2017).
4. [Электронный ресурс]. URL: http://kremliam/events/president/news/53983 (дата обращения: 03.05.2017)