Научная статья на тему 'Ценностно-ментальная дифференциация и согласие в современном российском обществе'

Ценностно-ментальная дифференциация и согласие в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
268
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИМЕНТАЛЬНОСТЬ / БАЗОВЫЕ РОССИЙСКИЕ МЕНТАЛИТЕТЫ / ЛИЧНОСТНО-МЕНТАЛЬНЫЕ ТИПЫ / ЦЕННОСТНО-МЕНТАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ СОГЛАСИЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И ВОСПИТАНИЕ / POLYMENTALITY / BASIC RUSSIAN MENTALITIES / PERSONAL-MENTAL TYPES / VALUE-MENTAL DIFFERENTIATION / SOCIAL CONSENT / SPIRITUAL-MORAL VALUES AND EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Семёнов Валентин Евгеньевич

В контексте авторской концепции российской полиментальности, на основе анализа научной литературы и данных социально-психологических исследований рассматриваются проблемы ценностно-ментальной дифференциации, социального согласия и духовно-нравственного воспитания в современном российском обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value-mental differentiation and social consent in contemporary Russian society

In the context of conception of the Russian polymentality the article analyses problems of value-mental differentiation, social consent, spiritual-moral values and education in modern Russian society.

Текст научной работы на тему «Ценностно-ментальная дифференциация и согласие в современном российском обществе»

СОЦИАЛЬНАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

УДК 316.6

В. Е. Семёнов

Ценностно-ментальная дифференциация и согласие в современном российском обществе

В контексте авторской концепции российской полиментальности, на основе анализа научной литературы и данных социально-психологических исследований рассматриваются проблемы ценностно-ментальной дифференциации, социального согласия и духовно-нравственного воспитания в современном российском обществе.

In the context of conception of the Russian polymentality the article analyses problems of value-mental differentiation, social consent, spiritual-moral values and education in modern Russian society.

Ключевые слова: полиментальность, базовые российские менталитеты, личностно-ментальные типы, ценностно-ментальная дифференциация, социальное согласие, духовно-нравственные ценности и воспитание.

Key words: polymentality, basic Russian mentalities, personal-mental types, value-mental differentiation, social consent, spiritual-moral values and education.

Значение духовно-нравственных ценностей и соответствующего воспитания как важнейших условий преображения и развития нашего общества обосновываются, прежде всего, в трудах отечественных философов и социологов И.А. Ильина и Н.О. Лосского, П.А. Сорокина и А.С. Панарина, педагогов и психологов А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского, В.Н. Мясищева и К.К. Платонова, а также зарубежных исследователей А. Швейцера и В. Франкла. Проблемы духовно-нравственных ценностей и установок постоянно изучаются автором и под его руководством в эмпирических исследованиях начиная с 1980-х гг., целенаправленно на молодёжных выборках - с начала текущего века [1, 4, 7-9, 12]. Эти работы перекликаются и коррелируют с исследованиями учёных Института психологии РАН под руководством А.Л. Журавлёва и А.В. Юревича [2, 3].

© Семёнов В. Е., 2013

В данной статье я обсуждаю духовно-нравственные проблемы нашего общества и его ценностно-ментальной дифференциации в контексте своей концепции российской полиментальности [5; 6; 8] в связи с тем, что ситуация в нашем обществе нередко трактуется недостаточно адекватно, без учета его сложного полиментального характера. Считать, что у того или иного народа, населения страны только один менталитет - явное упрощение. Поэтому мною введено понятие «полиментальность» - множественность менталитетов в социуме [6] в их сложном взаимосуществовании и взаимодействии: от совместимости и индифферентности до острой борьбы и конфликтов. При этом в понимании автора менталитет - это исторически сложившееся групповое долговременное умонастроение, единство (сплав) сознательных и неосознанных ценностей, норм, установок в их когнитивном, эмоциональном и поведенческом выражении.

n w w

В моей концепции основные российские менталитеты дедуктивно закладываются философскими универсальными категориями-оппозициями: Бог - Идол по вертикали; Коллектив - Индивид по горизонтали.

Индуктивно менталитеты подкрепляются культурноисторическими и социопсихологическими реалиями, фактами, результатами эмпирических исследований. Типология базовых российских менталитетов была предложена мною ещё в 1994 г. и в дальнейшем усовершенствована [5]:

• православно-российский менталитет имеет тысячелетнюю историю, активно возрождается с конца 1980-х гг.; представляет ценности Бога, Духа, заповедей Христовых, святости, совести, соборности;

• коллективистско-социалистический - зарождается в крестьянской общине, рабочей артели, партийной ячейке; сформировался за три четверти века в СССР, выражает ценности коллективизма, социальной справедливости, труда на благо общества, утопической веры в коммунизм, заменившей религию;

• индивидуалистско-капиталистический (либеральный) - возник на Западе, постепенно проявляется в России, где сформировался в XIX в., возрождается (скорее, в одиозном виде) в наше время; репрезентирует ценности индивидуализма, упрощенного ра-

ционализма, личного успеха, прагматизма, денег как фетиша («абсолютной универсалии»);

• криминально-мафиозный - существовал всегда, порожден пороками людей; выражает вульгарный материализм и гедонизм, культ грубой силы и обмана, клановую иерархию, мифологию; в 1990-х гг. превратился в России в феномен «великой криминальной революции» (известный кинорежиссер С. Говорухин отрефлексиро-вал его раньше, чем наши социальные ученые).

Помимо указанных четырех основных менталитетов следует назвать менталитеты других конфессий (прежде всего исламский, также активно возрождающийся в последние десятилетия), а также мозаично-эклектический псевдоменталитет как порождение стереотипов «массовой культуры», СМИ, рекламы, сетевых коммуникаций (конгломерат «осколков» указанных менталитетов), характерный для времени так называемого постмодерна.

Замечательное личностно-психологическое воплощение базовых российских менталитетов автор обнаружил в художественных образах романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»:

• глубоко верующий, одухотворённый инок Алёша Карамазов, активно выполняющий миссионерскую, нравственномиротворческую роль;

• страстный, мятежный отставной офицер Дмитрий, стихийно взыскующий общественного идеала (советолог Р. Пайпс увидел в нём будущего большевика);

• рефлексивно-рационалистичный индивидуалист-богоборец Иван;

• их брат по отцу, маргинал-делинквент, отцеубийца (и вместе с тем ценитель европейского комфорта) Павел Смердяков, психологически зависимый от Ивана.

Если в советскую эпоху была предпринята попытка кардинального преобразования ментальной российской матрицы, сведения её только к одному ментальному типу - коллективистско-социалистическому - то в «перестроечное» и, тем более, в наше время эти ценностно-ментальные типы снова явственно обнаруживаются, естественно, изменившись в соответствии с реалиями иной эпохи. Рассмотрим их функционирование в современной молодёжной среде, памятуя что именно молодёжь определяет будущее лю-

бого общества, тем более, в аспекте духовно-нравственного кризиса, обычно происходящего именно на стыке веков.

В русле концепции идеальных типов М. Вебера можно дать следующие наименования современных базовых ментальных типажей российской молодёжи: молодой православный человек; молодой «левый» (коммунист или социалист); молодой индивидуалист-прагматик (либерал новой формации); участник «теневых», криминальных сообществ, а также представитель псевдоменталитета с эклектическо-мозаичным умонастроением.

Конечно, молодой православный человек в России неоднозначен, но в идеале это образованный и энергичный священник или просто светский юноша (девушка), который (-ая) характеризуется искренней верой и соответствующими духовно-нравственными ценностями (стремление соблюдать христианские заповеди и традиции, патриотизм, семья, дети, любовь к отечественной культуре и языку). Такие молодые люди нередко участвуют в различных православных объединениях, движениях и клубах (например, в Санкт-Петербурге это Межвузовская ассоциация духовно-нравственного просвещения «Покров», Александро-Невский союз молодёжи, православный молодёжный клуб «Чайка», клуб «Трилистник» и др.).

Молодой левый коммунист / социалист, который исповедует ценности социальной справедливости, солидарности, коллективизма, общественно-полезного труда, обычно является членом «левых» партий и движений (Союз коммунистической молодежи, Авангард красной молодёжи, Федерация социалистической молодежи и др.).

Молодой либерал новой формации - обычно прагматик, направленный на карьерный успех, материальное благополучие, нередко фетишизирующий деньги, поклонник западной массовой культуры и обычно атеист. В силу выраженного индивидуализма представители этого менталитета не отличаются приверженностью к активной общественной деятельности (пожалуй, единственным более-менее крупным объединением подобной молодёжи является молодёжное отделение партии «Яблоко», правда, в последнее время злоупотребления на выборах разного уровня и внешнеполитическое стимулирование привели к оживлению политической деятельности молодых либералов в Москве и Петербурге).

Молодой участник «теневых» / криминальных сообществ. Представители этого менталитета по сравнению с «лихими 1990-ми» годами стали менее активны и заметны и основной характер их деятельности изменился, став более замаскированным и даже отчасти легитимизованным. Это уже не накачанные парни в чёрных кожаных куртках, а, скорее, не очень бросающиеся в глаза «деловые» люди, так сказать, бизнесмены со своеобразной ценностноморальной сферой. Более заметными стали мигранты, представители этнического криминала.

И наконец, самый распространённый, псевдоментальный, типаж - это молодёжь с мозаично-эклектическим изменчивым менталитетом, своеобразные современные обыватели, не имеющие определенного умонастроения и мировоззрения. Но это обыватели новой информационной эпохи, эпохи телевидения, интернета, мобильной связи, всепроникающей психологически изощрённой рекламы, которые непрерывно бомбардируются всевозможной информацией (вербальной, изобразительной, звуковой). Мозаичноэклектический псевдоментальный человек - это порождение современного информационного общества потребления.

Поневоле возникает вопрос о пропорциях, соотношении, статистике менталитетов среди молодёжи (да и в обществе в целом). Автор не готов дать достаточно чёткий ответ. Однако, как показали данные репрезентативного социально-психологического исследования молодёжи в возрасте от 16 до 30 лет в Санкт-Петербурге (дек. 2002 г.), проведённого сотрудниками НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ под моим руководством, среди молодёжи можно выделить представителей всех четырёх базовых российских менталитетов, а также мозаичного псевдоменталитета [1]. Неожиданным оказался тот факт, что чаще всего среди молодёжи проявляется православно-российский тип ментальности - 17,2 %

опрошенных (верующие молодые люди, имеющие выраженные духовно-нравственные установки). Среди представителей этого менталитета преобладают 20-29-летние девушки, студенты, рабочие и домохозяйки.

К коллективистско-социалистическому типу ментальности можно было отнести 8,8 % опрошенных молодых петербуржцев (это люди, ориентированные прежде всего на коллектив и справедливость). Среди них преобладают 25-29-летние мужчины, рабочие и гуманитарии.

Индивидуалистско-капиталистический менталитет был присущ всего 2,8 % опрошенных. Эти молодые люди считают себя индивидуалистами и ориентированы на деньги. К потенциально делинквентному, аморальному типу ментальности можно отнести не более 2,2 % опрошенных.

Таким образом, только 31 % молодых петербуржцев относились к представителям какой-то определённой ментальности. Более двух третей представителей молодёжи выражали мозаичноэклектический псевдоменталитет, то есть противоречивый, неопределённый конгломерат осознанных и неосознанных ценностей, норм и установок.

Другие репрезентативные социологические исследования молодёжи в целом, а также студентов в Петербурге и городах российской провинции, проведённые сотрудниками НИИКСИ в 20072010 гг. и не направленные специально на изучение полиментальности, тем не менее, свидетельствуют о преобладании элементов православного и коллективистского менталитетов при общем доминировании мозаично-эклектического менталитета. Анализ показывает, что сходство в ценностях и отношениях к различным нравственным проблемам гораздо выше у представителей православно-российского и коллективистско-социалистического менталитетов, чем между любым из них и индивидуалистско-капиталистическим (либеральным) менталитетом. В частности, в ценностях веры, справедливости и денег, в таких качествах, как патриотизм, уважение к собеседнику, любовь к чтению, осуждение сквернословия, неоправданного использования иностранных слов и надписей.

Наконец, в ходе исследования, проведенного в русле моего проекта, посвященного духовно-нравственным ценностям, в апреле 2013 г. (репрезентативная выборка для взрослого населения Петербурга от 18 лет - 1200 чел.) были получены новые данные. В частности, петербуржцы в целом по различным показателям продемонстрировали преимущественно ценности и нравственные установки, свойственные коллективистско-социалистическому и православно-российскому менталитетам. Среди семи базовых ценностей семья по-прежнему была на первом месте и впервые за более чем двенадцать лет исследований по данной методике ценность веры опередила ценность денег. Вместе с тем, число считающих себя верующими, религиозными людьми достигло 63 %, при этом православными себя называют 55 % петербуржцев (впрочем,

эти показатели ниже, чем по России в целом). Патриотами России считают себя 73,5 %, скорее коллективистами - 50 %, думают, что больше всего согласия и доверия между людьми было в Советском Союзе в 1960-е гг. - 70 % (в России XIX в. - 13 %, в современной России - 6 %); согласны с тем, что необходим нравственный контроль за содержанием телевизионных программ и рекламы - 86 % жителей Петербурга (рекордная цифра за более, чем двадцать лет наших исследований); считают, что очень богатые люди должны платить более высокие налоги, чем небогатые - 72 %. В ответ на вопрос: «Какое общество Вы хотели бы построить в России?» вариант «общество честных людей труда» выбрали 45 %, «общество веры и любви к ближним» - 31 % и «общество потребления и комфорта» - 9 % петербуржцев (см. табл.).

Таблица

Общество, которое хотят построить петербуржцы (данные в %)

Ценностные типы общества Возрастные группы В целом по выборке (п = 1207)

18-29 лет 30-59 лет 60 лет и старше

Общество честных людей труда 42,5 41,2 56,8 45,3

Общество веры и любви к ближним 27 35,3 24,8 30,8

Общество потребления и комфорта 19,5 8,7 1,0 9,4

Другое и затруднились ответить 11 14,7 17,3 14,5

Данные таблицы позволяют сделать вывод о том, что в желаемом обществе люди сознательно, а кто-то и неосознанно, хотят воплотить просоциальные (честность, труд) и православные (вера, любовь к ближним) ценности и менее всего - (уже более двадцати лет внушаемые СМИ и рекламой) ценности общества потребления. Здесь несомненно работают механизмы ценностно-ментальной саморегуляции, самосохранения российского общества. Вместе с тем очевидно, что мощный многолетний рекламно-информационный прессинг («брейнвошинг») в определенной мере влияет на молодежь, которая собственно и выросла в этой квазирыночной, вульгарно-потребительской атмосфере. Поэтому каждый пятый молодой человек выбирает потребление и комфорт.

Из всего вышеизложенного можно заключить, что в современной России среди базовых ментальностей у населения преоблада-

ют православно-российский и коллективистско-социалистический менталитеты, между которыми, несомненно, есть некая генетическая связь: вера в Бога и рай на небе трансформировалась в веру в харизматического вождя и «рай на земле», общинность христиан-крестьян превратились в советский коллективизм.

В настоящее время в российском обществе идёт ценностная идейная кристаллизация и дифференциация. После более чем двадцати лет «промывания мозгов» и перепрограммирования общественного сознания с помощью олигархических СМИ, рекламы, Интернета часть населения (чаще молодежь) выбирает деньги, не совсем легитимный бизнес и идеологию потребления. И в то же время большинство даже неосознанно всё-таки предпочитает духовно-нравственные и просоциальные ценности.

Вместе с тем очевидно, что кроме извечного противостояния законопослушных граждан и криминалитета, существуют проблемы в сфере социального согласия и социально-психологической совместимости и между другими представителями базовых российских менталитетов. В своё время это была идейная борьба между «почвенниками» и «западниками», затем уже физическая борьба, перешедшая в гражданскую войну между «белыми» и «красными». Ныне возникают и более сложные противоречия между условно говоря «белыми» (традиционалистами), «красными» (социалистами) и «голубыми» (либералами) - практически между представителями трёх базовых российских менталитетов.

Выход из создавшихся ценностно-ментальных противоречий может быть найден в некоем духовно-нравственном прозрении и консенсусе. В рациональном для одних и эмоциональном для других постижении жизни, мира и справедливости как высших ценностей, из которых и происходит социальное согласие. Даже морально индифферентные люди должны понять, что иначе всех, и их в том числе, ожидает конфликт, столкновение и, в худшем случае, в конце концов, взаимоуничтожение. По данным нашего всероссийского (за исключением Москвы) исследования молодежи в 2010 г. (выборка -1980 старшеклассников, студентов и работающих), к ценностям-универсалиям молодёжи, на которые следует опираться в выстраивании согласия между представителями разных менталитетов относятся семья (процент выбора у «просоциальной молодежи» -85,9 %, у «верующих» - 86,2 %, у «либералов» - 82,8 %), здоровье (соответственно, 73,3; 73,8 и 75,9 %), друзья (63,6; 62,4 и 64,5 %).

Примеры согласия представителей базовых российских мента-литетов (конечно, за исключением криминального) имеются. Например, в совместных выступлениях петербуржцев против строительства в близком к центру города месте (напротив Смольного собора, высота 92 м) дисгармонично агрессивной (некий «штык», «сверло в небо») сверхвысокой башни «Газпрома» (свыше 400 м), в которых приняли участие и либералы, и «левые», и христиане (по крайней мере, половина всех участников - молодёжь). Ценность гармонии, классической красоты города восторжествовала. А ведь рассуждая философски, гармония - это и есть наглядно выраженная справедливость, согласие, а социальная несправедливость - та же дисгармония, порождающая хаос и конфликт.

В заключение необходимо сказать о том, что мир переживает очередной не только экономический, но прежде всего духовнонравственный кризис. Появился термин «социальная турбулентность», характеризующий неустойчивость, непредсказуемость, потенциальную катастрофичность социальной среды. При этом невозможно не вспомнить о великолепной работе П.А. Сорокина «Кризис нашего времени», изданной в 1941 г. [10]. По моему мнению, этот кризис фактически и не прекращался, всё более глобализируясь, захватывая всё новые страны и регионы, в том числе добравшись и до России. Одним из значимых проявлений данного кризиса выступила и так называемая сексуальная революция, которой Сорокин посвятил свою книгу «Американская сексуальная революция», вышедшую в 1956 г. [11] и ставшую по сути продолжением «Кризиса нашего времени». Очень поучительно читать как происходившее в США в 1950-х гг. - буквально воспроизводилось в нашей стране, начиная со второй половины 1980-х гг. и вплоть до современной попытки легитимизации российского «содомизма». А ныне возникла новая глобальная криминально-психологическая «зараза» - стрельба маньяков, «передающаяся» через СМИ и интернет из страны в страну.

К сожалению, пророки обычно остаются неуслышанными, даже если они используют вполне доказательную, даже научную аргументацию. Не был услышан Питирим Сорокин, не были услышаны и наши пророки А.И. Солженицын, Д.С. Лихачев, В.Г. Распутин, взывавшие о надвигающейся моральной катастрофе в стране. Но было бы ошибочно думать, что усилия пророков напрасны. Нет, без их подвижничества - нашего осознания и гражданской активности не наступило бы, может быть, вообще никогда. Хорошие идеи воспринимаются народом. Наше репрезентативное исследование, прове-

денное в апреле 2013 г., впервые зафиксировало тот факт, что петербуржцы восприняли и поняли значение духовно-нравственных факторов. Отвечая на вопрос: «Что более всего будет способствовать позитивному развитию российского общества?», они на первое место поставили не «экономическую модернизацию» (28,3 %), а «духовно-нравственное воспитание молодежи» (50,6 %).

Результаты анализа современной ситуации в нашем российском обществе в очередной раз приводят к пониманию ключевой, системообразующей роли духовно-нравственных факторов, необходимости морального оздоровления, духовного преображения страны, соответствующего воспитания молодежи. Поэтому главным национальным проектом в стране должен стать проект «Духовнонравственное преображение России», без которого никакое настоящее развитие невозможно. Более того, автор вслед за Альбертом Швейцером и Питиримом Сорокиным, полагает, что подобный проект духовно-нравственного оздоровления необходим и всему миру, в том числе и так называемым развитым странам.

Список литературы

1. Положение молодежи в Санкт-Петербурге / под ред. В.Е. Семёнова. -СПб., 2003.

2. Психологические исследования духовно-нравственных проблем / отв. ред. А.Л. Журавлёв, А.В. Юревич. - М.: Изд-во ИП Ран, 2011.

3. Психология нравственности / отв. ред. А.Л. Журавлёв, А.В. Юревич. -М.: Изд-во ИП РАН, 2010.

4. Семёнов В.Е. Духовно-нравственные ценности - главный фактор возрождения России // Россия сегодня: новые горизонты сознания / отв. ред.

B.Н. Келасьев. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1994. С. 28-41.

5. Семёнов В.Е Типология российских менталитетов и имманентная идеология России // Вестн. СПбГУ. - Сер. 6. - 1997. - Вып. 4. - С. 59-67.

6. Семёнов В.Е. Российская полиментальность и умонастроения современной молодёжи // Молодёжная политика XXI века: Стратегия выбора (материалы Всерос. науч.-практ. конф.). - СПб., 1999. - С. 35-37.

7. Семёнов В.Е. Ценностные ориентации современной молодёжи // Социологические исследования. - 2007. - №4. - С. 37-43.

8. Семёнов В.Е. Российская полиментальность и социальнопсихологическая динамика на перепутье эпох. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008.

9. Семёнов В.Е. Духовно-нравственные ценности и воспитание как важнейшие условия развития России // Психолог. журн. - 2011. - Т. 32. - № 5. -

C. 92-96.

10. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М.: ИПЛ, 1992.

11. Сорокин П.А. Американская сексуальная революция. - М.: Проспект,

2006.

12. Социально-психологические проблемы нравственного воспитания личности / под ред. В.Е. Семёнова. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1984.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.