Научная статья на тему 'Социокультурные и психологические особенности российской полиментальности'

Социокультурные и психологические особенности российской полиментальности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
271
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНТАЛИТЕТ / ПОЛИМЕНТАЛЬНОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / MENTALITY / POLYMENTALITY / VALUABLE ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Семенов Валентин Евгеньевич

Представлена модель, определяющая базовые российские менталитеты в едином пространстве полиментальности. Рассмотрены культурно-исторические и социопсихологические примеры и характеристики православно-российского, коллек-тивистско-социалистического, индивидуалистско-капиталистического и криминально-мафиозного. Очерчена динамика их соотношения в России, как в истории, так и в современности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social-culturalical and Pszchological Features Russian Polymenthality

The model determining base russian mentalities in uniform space of poly-mentality is submitted. Are considered cultural-historical and social-psychological examples and characteristics orthodox-Russian, collective-socialistically, individually-capitalistical and criminal. Dynamics of their parity m Russia, both in a history, and in present is outlined.

Текст научной работы на тему «Социокультурные и психологические особенности российской полиментальности»

mz

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ПОЛИМЕНТАЛЬНОСТИ

В.Е. Семенов (Санкт-Петербург)

Аннотация: Представлена модель, определяющая базовые российские менталитеты в едином пространстве полиментальности. Рассмотрены культурно-исторические и социопсихологические примеры и характеристики православно-российского, коллек-тивистско-социалистического, индивидуалистско-капитапистического и криминально-мафиозного. Очерчена динамика их соотношения в России, как в истории, так и в современности.

Ключевые слова: Менталитет, полиментальность, ценностные ориентации

В данной статье под менталитетом будет пониматься исторически сложившееся долговременное умонастроение, единство (сплав) сознательных и неосознанных ценностей, норм, установок в их когнитивном, эмоциональном и поведенческом воплощении, присущее той или иной социальной группе (общности) и ее представителям.

Постоянно пишут о национальном, этническом менталитете. Однако считать, что у того или иного народа только один менталитет, неправильно, тем оолее у такого народа, как русский, а шире - у россиян. Скорее, можно говорить о едином, типичном характере того или иного народа, ибо характер - это именно характерное, формально-динамическое в организации жизнедеятельности. Вместе с тем, исходя из философских, культурно-исторических и социопсихологических предпосылок, можно определить основные российские менталитеты нашего времени. Дедуктивно они закладываются философскими универсальными категориями-

оппозициями: Дух (Бог) -материя (идол) по вертикали; общество (коллектив) - личность(индивидуальность) по горизонтали. Индуктивно менталитеты подкрепляются культурно-историческими и социопсихологическими реалиями, фактами, результатами эмпирических исследований, о чем будет сказано ниже.

Обобщение всех этих данных позволяет выделить следующие базовые российские менталитеты (см. рисунок):

православно-российский - имеет тысячелетние корни на Руси, активно возрождается с конца 80-х годов; ценности Бога, Духа, заповедей Христовых, святости, совести, соборности;

коллективистско-социалистический - имеет корни в крестьянской общине^ сформировался за три четверти века в СССР; ценности коллективизма, вождизма, социальной справедливости, труда на благо общества и др.; индивидуапистско-капиталистический

Ж1и уходят на Запад, сформировался в в., возрождается (скорее, в одиозном виде) в наше время; ценности индивидуализма, рационализма, личного успеха, прагматизма, денег как абсолютной универсалии;

криминально-мафиозный - существовал всегда, заметно проявился с конца 70-х годов нашего века; вульгарный материализм и гедонизм, культ грубой силы и обмана, клановая иерархия, мифология, ритуалистика.

* Гс

L Bu^Hs

щ » ь* вгИ ВК- я

m 'ч^ Г

Помимо указанных четырех основных мен-талитетов следует еще назвать менталитет неправославных конфессий (прежде всего исламский), а также мозаично-конформистский псевдоменталитет (порождение «массовой культуры» и СМИ, конгломерат «осколков» указанных менталитетов). И, конечно, в реальности существуют своеобразные, переходные, промежуточные умонастроения между каждой парой смежных базовых менталитетов.

В личностно-персонифицированном аспекте истоки базовых российских менталитетов просматриваются в традиционных русских фольклорных и легендарных образах святого (Сергий Радонежский, Серафим Саровский), крестьянина-воина (Илья Муромец, Микула Се-лянинович), иноземца-«немца» (заморский гость, купец) и разбойника (Кудеяр, Стенька Разин).

Замечательное персонифицированное воплощение этих российских менталитетов можно найти в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» в образах светлого инока Алеши, страстного Мити, рационалистичного Ивана и их брата по отцу - отцеубийцы Смердякова.

Менталитеты как умонастроения вообще достаточно рельефно и ярко отображаются искусством. Так, православно-российский менталитет выражается в многовековом творчестве церковной архитектуры, иконописи, духовной музыки, живописи и литературы, активно продолжавшихся до 1917 г., а также в эмигрантском искусстве (от Церкви Покрова на Нерли до Храма Христа Спасителя, от Андрея Рублева до Михаила Нестерова, от церковных стихир и распевов XII в. до «Литургии» П.И. Чайковского и «Всенощной» C.B. Рахманинова, от духовных стихотворений М. Ломоносова и Г. Державина до поэзии Н. Клюева и «Лета Господня» И. Шмелева). Ныне наблюдается возрождение этих традиций, вплоть до создания сообществ православных писателей, живописцев, музыкантов, кинематографистов.

Коллективистско-социалистический менталитет в наше время продолжается в искусстве скорее воспроизведением прежних работ, прежде всего кинематографических и музыкальных. Но имена таких выдающихся представителей социалистического искусства, как В. Маяковский и М. Шолохов, К. Петров-Водкин и А. Дейнека, Д. Шостакович и И. Дунаевский, М. Ромм и Г. Александров, вполне репрезентативны для этого типа ментальности.

Ш2

ПЕРВАЯ ТОМСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ-ПСИХОЛОГОВ

Индивидуалистско-капиталистический менталитет широко пропагандируется по телевидению и радио, в книгах и журналах, в кинорепертуаре (80-90% демонстрирующихся в 90-х годах в стране фильмов являются иностранными^ в большинстве американскими), в концертной и выставочной деятельности. Даже в Русском музее выставки западных живописцев и скульпторов уже конкурируют с выставками отечественных художников. Среди самобытных русскоязычных представителей данной ментальности можно назвать В. Набокова, И. Бродского, Э. Неизвестного, М. Шемякина, М. Барышникова.

Криминально-мафиозный менталитет также имеет свою долю в художественном выражении: развивающаяся сейчас мода на уголовные и блатные песни (М. Шуфутинский, А. Новиков, группа «Лесоповал»), героизация и мифологизация уголовного мира и мафии в беллетристике и кинематографе.

Поразительна что чуткая психика художника способна вобрать в себя и выразить все основные менталитета, причем глубоко личностно и органично. Например, Сергей Есенин был своеобразным носителем, а его душа - полем борьбы и периодического доминирования основных российских умонастроений. Анализ его творчества показывает, что вначале им правило православное мироощущение («захожий богомолец»); после революции в основном звучат, переплетаясь, темы «крестьянского сына» и «большевика»; период имажинизма, связи с Айседорой Дункан и путешествий с ней по Европе и Америке породил сложный комплекс притяжения к Западу и его вызывающего неприятия; в конце жизни Есенин - «хулиган» и завсегдатай «Москвы кабацкой».

Архитектура особенно наглядно отражает особенности менталитета той или иной социальной группы, прежде всего, правящей элиты в ту илл иную эпоху. Причем Петербург удивительным образом как «самый умышленный город в мире» (Ф.М. Достоевский) даже в своих наименованиях (Санкт-Петербург с вариантами Петербург и Питер, Петроград, Ленинград и снова Санкт-Петербург) содержит сущность и смену главных российских менталитетов трех последних столетий (сравним хотя бы с неизменностью имени Москвы).

В настоящее время основные российские менталитеты достаточно четко проступают и в партийно-групповом и личностно-лидерском политическом обличье. Коллективистско-социалистический тип представлен целым спектром коммунистических и социалистических партий и движений с их лидерами и видными представителями (от Г. Зюганова до В. Анпило-ва). Прозападно ориентированный индивидуа-листско-капиталистический менталитет не менее широко выражен различными демократическими и либеральными партиями (от Е. Гайдара до К. Борового). Православно-российский менталитет политически отражается в земском движении (А. Солженицын и др.), в деятельности иерархов Русской православной церкви, молодых священников и православных публицистов. Наконец, криминально-мафиозная ментальность уже воплощается в деятельности некоторых депутатов различного уровня и представителей отдельных партий, о чем существуют документальные свидетельства [2].

IV идол

('.хииа /'юлтш российских мепта.ччпк'пиш I • лраяосяашю-российский, П - коллеетнвнстсхо-социалисшческий. III - »ндионлуалиэтско-калиталнстнческмй. IV • криминально-чафно*ный, V - мозаично-конформистский (осколочно-эклектичсский) пссвломситалнтст

В настоящее время мы не располагаем результатами целенаправленных эмпирических социологических и социально-психологических исследований базовых российских менталитетов. Пока проводились только исследования, посвященные российскому (русскому) менталитету вообще [3], либо особенностям и характеру русского народа [4]. Анализ полученных данных, несмотря на трудность их сопоставления, показывает, что фактически все авторы обращают внимание на противоречивость русского характера, на некоторую иррациональность, свойственную россиянам, на преобладание не-прагматическои, непрактической направленности, на коллективизм (общинность, соборность), стремление скорее к духовно-нравственным, чем каким-то другим ценностям.

Вместе с тем, как свидетельствуют исследования [5], в 90-х годах происходит явное изменение в ценностных ориентациях россиян, особенно молодежи. Постепенно ценности материальной обеспеченности, денег подымаются все выше (по нашим данным в 1994 г. у петербуржцев материальная обеспеченность заняла третье место, как бы заменив здесь ценность чистой совести), а духовные ценности оказываются все ниже в рейтинговом списке (совесть, познание, искусство, творчество). Влияние тяжелых материальных условий жизни, а также интенсивная пропаганда обогащения и реклама безудержного потребительства все-таки делают свое дело. Как известно, социально-психологическое оживление первых перестроечных лет с конца 80-х годов сменилось ухудшением экономических, демографических, криминальных, социопсихологических и прочих показателей в России. Прежде всего, это, несомненно, связано с духовно-ценностным кризисом в стране [6].

Воистину страна, государство без определенных духовных приоритетов, без четких целей, идеалов, без ценностно-нравственной системы, короче, без идеологии -это абсурд. «Конец идеологии» - это конец общественного развития, энтропия потребительско-гедонистического социума. С религиозной, философской, научно-системнои точек зрения страна, государство, общество - это целеустремленная ценностная система, впрочем, как и любой нормальный зрелый человек, - гражданин, личность. Поэтому государство без идеологии -это нонсенс, подобный безумному человеку «без царя в голове». Другое дело, насколько огосударствлена, официализирована, нормативна эта идеология. Здесь может быть весьма широкий спектр - от долженствования до желательности при несомненной свободе выбора.

Большое значение имеет для российской идеологии традиционная диалектика споров славянофилов (позднее, почвенников, евразийцев) и западников, идеалистов и материалистов. По нашему мнению, идеи сборника «Вехи» (1909) имеют ключевое значение для российской идеологии XX в. Духовноориентированные авторы «Вех» оказались мудрее, чем их оппоненты из материалистическо-атеистического революционного лагеря, что и подтвердили последующие события.

Как это ни парадоксально, но данные репрезентативных (для страны или регионов) социологических исследований свидетельствуют, что

тя

одновременно со снижением духовно-культурных ценностей у россиян повышается тяготение к религии, прежде всего к православному христианству (около 60% населения страны, по данным ВЦИОМ, 1994). Исследования, проведенные под нашим руководством, показа-

ли, что число считающих себя верующими в Пе-тербургеросло весьма динамично до 1995 г. (см. табл.Т). При этом в 1995 г. и 1999 г. 57,5% опрошенных петербуржцев относили себя к православным (конечно, большинство из них нельзя считать воцерковленными).

Таблица 1

Петербуржцы, считающие себя верующими (в %)

Население от 18 лет 1993 г., март (п=1043 чел.) 1993 г., октябрь (п= 13% чел.) 1995 г., январь (п=1 ЮОчел.) 1999 г., июнь (п= 1000 чел.)

Верующие 46,8 53,3 61,3 61,1

Неверующие 50,8 44,2 34,8 36.0

Затрудняюсь ответить 2,4 2,5 3,9 2,9

Анализ данных исследований российского менталитета и русского характера выявляет распространенность среди россиян склонностей к патернализму, уравнительности, державности и особенно - к социальной справедливости [3-61.

В июне 1999 г. сотрудники НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ под нашим руководством в ходе репрезентативного социопсихологического опроса в Петербурге получили данные о том, какой в будущем хотели бы видеть Россию петербуржцы (см. табл.2).

Таблица 2

Характеристики России в будущем по мнению петербуржцев (в %)

Население от 18 лет (п= 1000 чел.) Выборка населения СПб в целом Выборка молодежи СПб до 30 лет

Демократическая 56 60

Духовная 41 47

Православная 33 29

Вольная 20 24

Социалистическая 18 12

Капиталистическая 16 27

Монархическая 6 4

На трех первых местах в общей и молодежной выборках оказались характеристики России: демократическая, духовная и православная. Эта триада достаточно неожиданна и заставляет вспомнить известную идеологическую формулу графа С.С. Уварова «Православие, самодержавие, народность», в которой самодержавие заменено духовностью (демократия же в неискаженном виде и есть собственно власть народа, народность власти).

На четвертом месте у всего населений Петербурга такая характеристика России как вольная, на пятом - социалистическая. У молодежи, на четвертом месте характеристика - капиталистическая (27% опрошенных), а социалистическая - только на шестом месте (12%). Молодежь более тяготеет к капитализму, чем к социализму, по сравнению со старшими поколениями, что неудивительно, ибо она воспитывалась в постперестроечный период и испытала активнейшую пропаганду и рекламу рыночно-капитапистических и эгоистическо-

гедонистических ценностей и установок. Однако, как видим, капитализм и социализм занимают весьма скромное место в ценностном мире петербуржцев, а образ будущей России в целом явно не является прозападным, отличаясь скорее самобытно-почвеническим акцентом.

Это подтверждается и другими данными того же исследования. В частности в качестве стран, являющихся настоящими друзьями России петербуржцы прежде всего называют Бело-

руссию (51% опрошенных), Украину (17%), Китай (13%), Индию (11%), Югославию (9%). Среди западных стран более или менее часто петербуржцы, называли только Финляндию - 8% (страну-соседа), США в качестве друга практически не фигурируют.

В работе о «столкновении цивилизаций» С. Хантингтон пишет, что «на глубинном уровне западные представления и идеи фундаментально отличаются от тех, которые присущи другим цивилизациям. Да и сам тезис о возможности «универсальной цивилизации» - это западная идея» [7]. Хантингтон, помимо западной, выделяет конфуцианскую, японскую, исламскую, индуистскую, православно-славянскую, латиноамериканскую и африканскую цивилизации, которые упорно хотят оставаться самими собой.

Правда, стоит вспомнить, что великий провидец Ф.М. Достоевский в знаменитой «Пушкинской речи» за полгода до своей смерти высказал более оптимистический взгляд на отношения России и Запада: «Для настоящего русского Европа и удел всего великого арийского племени так же дороги, как и сама Россия, как и удел своей родной земли, потому что наш удел и есть всемирность, и не мечом приобретенная, а силой братства и братского стремления нашего к воссоединению людей» [8].

первая томская региональная школа молодых ученых-психологов

Литература

1. Семенов В.Е. Искусство как межличностная коммуникация. - СПб., 1995. - С. 116-120.

2. Константинов А. и др. Коррумпированный Петербург. - СПб., 1997.

3. Российский менталитет: психология личности, сознание, социальные представления/Под ред. К.А. Абульхановой-Славской, A.B. Брушлинского, М.И. Воловиковой. - М., 1996;

4. Кочетков В.В. Сравнительное исследование русского менталитета//Психология и жизнь/Отв. ред. Р.Х. Тугушев. - Саратов, 1996.

5. Бороноев А.О., Смирнов П.И. Россия и русские: характер народа и судьбы страны. СПб., 1992; Сикевич З.В. Русские: «об раз» народа (социологический очерк). - СПб., 1996; По-чебут Л.Г. Социально-психологические особенности русского народа//Кто он - россиянин бу-

дущего века?/Науч. ред. В.Е. Семенов. - СПб.

6. Семенов В.Е. Ценностные ориентации и морально-психологический климат общест-ва//Вести. С.-Петерб. ун-та. - 1993. - Сер. 6. -Вып. 2. - С. 43-49. Молодежь в условиях социально-экономических реформ: Материалы международной научно-практической конференции. - Вып. 2/Отв. ред. В.Т. Лисовский. - СПб., 1995.

7. Семенов В.Е. Духовно-нравственные ценности - главный фактор возрождения России/Россия сегодня: новые горизонты созна-ния/Отв. ред. В.Н. Келасьев. - СПб., 1994 - С. 2841.

8. Хантингтон С. Столкновение цивилиза-ций?//Полис. - 1994. - №1. - С. 43.

9. Достоевский Ф.М. Собр. соч.: В 10т,-М, 1958.-Т. 10.-С. 458.

SOCIAL-CULTURAL1CAL and PSYCHOLOGICAL FEATURES RUSSIAN

POLYMENTALITY V.E. Semcnov (St.-Petersburg) The summary: The model determining base russian mentalities in uniform space of poly-mentality is submitted. Are considered cultural-historical and social-psychological examples and characteristics orthodox-Russian, collective-socialistically, individually-capitalistical and criminal. Dynamics of their parity in Russia, both in a history, and in present is outlined.

Key words: Mentality, polymentality, valuable orientations._

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.