УДК 316.4.063:316.347(470)
В. Е. Семенов
Социокультурная поляризация и общественное согласие в контексте концепции российской полиментальности
На основе анализа научной литературы и данных собственных социологических и социальнопсихологических исследований рассматриваются проблемы социокультурной поляризации и общественного согласия в современном российском обществе в контексте авторской концепции полиментальности.
Ключевые слова: полиментальность, базовые российские менталитеты, личностно-ментальные типы, социокультурная поляризация, духовно-нравственные ценности, социальное согласие
Valentin E. Semenov
Socio-cultural polarization and social consent in the context of conception of the Russian polymentality
In the Context of Conception of the Russian Polymentality the Article analyses Problems of socio-cultural Polarization, social Consent, spiritual-moral Values and Education in modern Russian Society.
Keywords: polymentality, basic Russian mentalities, personal-mental types, socio-cultural polarization, social consent, spiritual-moral values and education
Проблемы социокультурной поляризации и общественного согласия, несомненно, актуальны для нашего нестабильного кризисного времени. О законе поляризации в 40-50-е гг. прошлого века писал выдающийся русско-американский социолог П. А. Сорокин. Именно в кризисном обществе усиливается этот процесс поляризации, разведения членов общества в две разные группы с противоположными жизненными ценностями и нормами поведения. По Сорокину, большинство людей, которые в нормальное время обладают усредненными этическими качествами, движутся в направлении противоположных полюсов: одни становятся более религиозными и моральными, а другие - наоборот, более аморальными и циничными1.
Значение духовно-нравственных ценностей и соответствующего воспитания как важнейших условий преображения и развития нашего общества обосновываются, по мнению автора, прежде всего, трудами таких отечественных философов, социологов и психологов, как И. А. Ильин и Н. О. Лосский, П. А. Сорокин и А. С. Панарин, В. Н. Мясищев и К. К. Платонов, а также такими зарубежными именами, как А. Швейцер и В. Франкл. Проблемы духовно-нравственных ценностей и установок постоянно изучаются автором и под его руководством в эмпирических исследованиях, начиная с 1980-х годов, особенно целенаправленно на молодежных выбор-
92
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •
____________________Раздел I. Социологический анализ культуры____________
ках - с начала текущего века2. Эти работы перекликаются и коррелируют с исследованиями ученых Института психологии РАН под руководством А. Л. Журавлева и А. В. Юревича3.
В данной статье я обсуждаю духовно-нравственные проблемы нашего общества и его социокультурной поляризации в контексте своей концепции российской полиментальности4, тем более, что ситуация в нашем обществе нередко трактуется недостаточно адекватно, так как не учитывается его сложный полиментальный характер. Считать, что у того или иного народа, населения страны только один менталитет - явное упрощение. Поэтому мною введено понятие полиментальность -множественность менталитетов в социуме5, в их сложном взаимосуществовании и взаимодействии: от совместимости и индифферентности до острой борьбы и конфликтов. При этом в понимании автора менталитет - это исторически сложившееся групповое долговременное умонастроение, единство (сплав) сознательных и неосознанных ценностей, норм, установок в их когнитивном, эмоциональном и поведенческом выражении.
В моей концепции основные российские менталитеты дедуктивно закладываются философскими универсальными категориями-оппозициями: Бог - Идол по вертикали; Коллектив - Индивид по горизонтали:
Схема базовых российских менталитетов
I - православно-российский; II - коллективистско-социалистический (просоциальный); III - индивидуалистско-капиталистический (либеральный); IV - криминально-клановый; V - мозаично-эклектический псевдоменталитет
• Том 206 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 1 •
93
Раздел I. Социологический анализ культуры
Индуктивно менталитеты подкрепляются культурно-историческими и социопсихологическими реалиями, фактами, результатами эмпирических исследований. Типология базовых российских менталитетов была предложена мною еще ранее -в 1994 году и усовершенствована в дальнейшем6:
- православно-российский менталитет - имеет тысячелетнюю историю на Руси и в России, активно возрождается с конца 1980-х годов; представляет ценности Бога, Духа, заповедей Христовых, святости, совести, соборности;
- коллективистско-социалистический (просоциальный) - зарождается в крестьянской общине, рабочей артели, партийной ячейке, сформировался за три четверти века в СССР; выражает ценности коллективизма, социальной справедливости, труда на благо общества, утопической веры в коммунизм, заменившей религию;
- индивидуалистско-капиталистический (либеральный) - возник на Западе, постепенно проявляется в России, где сформировался в XIX в., возрождается (скорее, в одиозном виде) в наше время; репрезентирует ценности индивидуализма, упрощенного рационализма, личного успеха, прагматизма, денег как фетиша («абсолютной универсалии»);
- криминально-клановый - существовал всегда, порожден пороками людей; выражает вульгарный материализм и гедонизм, культ грубой силы и обмана, клановую иерархию, мифологию; в 1990-х годах превратился в России в феномен «великой криминальной революции» (известный кинорежиссер С. Говорухин от-рефлексировал его раньше, чем наши социальные ученые).
Помимо указанных четырех основных менталитетов следует еще назвать менталитеты других конфессий (прежде всего исламский, также активно возрождающийся в последние десятилетия), а также мозаично-эклектический псевдоменталитет как порождение стереотипов «массовой культуры», СМИ, рекламы, сетевых коммуникаций (конгломерат «осколков» указанных менталитетов), характерный для времени так называемого постмодерна.
Замечательное личностно-психологическое воплощение базовых российских менталитетов автор обнаружил в художественных образах романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»:
- глубоко верующий, одухотворенный инок Алеша Карамазов, активно выполняющий миссионерскую, нравственно-миротворческую роль;
- страстный, мятежный отставной офицер Дмитрий, стихийно взыскующий общественного идеала (советолог Р Пайпс увидел в нем будущего большевика);
- рефлексивно-рационалистичный индивидуалист-богоборец Иван;
- и их брат по отцу маргинал-делинквент, отцеубийца (и вместе с тем ценитель европейского комфорта) Павел Смердяков, психологически зависимый от Ивана.
Если в советскую эпоху была предпринята попытка кардинального преобразования ментальной российской матрицы, сводя ее только к одному ментальному -
94
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •
Раздел I. Социологический анализ культуры
коллективистско-социалистическому - типу, то в «перестроечное» и, тем более, в наше время эти ценностно-ментальные типы снова явственно обнаруживаются, естественно, изменившись в соответствии с реалиями иной эпохи. Рассмотрим их в современной молодежной среде, памятуя что именно молодежь определяет будущее любого общества, тем более, в аспекте духовно-нравственного кризиса, обычно происходящего именно на стыке веков.
В русле концепции идеальных типов М. Вебера можно дать следующие наименования современных базовых ментальных типажей российской молодежи: молодой православный человек; молодой «левый» (коммунист или социалист); молодой индивидуалист-прагматик (либерал новой формации); участник «теневых», криминальных сообществ, а также представитель псевдоменталитета с эклектическо-мозаичным умонастроением.
Конечно, молодой православный человек в России неоднозначен, но в идеале это образованный и энергичный священник или просто светский юноша (девушка), который(-ая) характеризуется искренней верой и соответствующими духовно-нравственными ценностями (стремление соблюдать христианские заповеди и традиции, патриотизм, семья, дети, любовь к отечественной культуре и языку). Такие молодые люди нередко участвуют в различных православных объединениях, движениях и клубах (например, в Санкт-Петербурге это Межвузовская ассоциация духовно-нравственного просвещения «Покров», Александро-Невский союз молодежи, православный молодежный клуб «Чайка», клуб «Трилистник» и др.).
Молодой левый коммунист/социалист, который исповедует ценности социальной справедливости, солидарности, коллективизма, общественно-полезного труда, обычно является членом «левых» партий и движений (Союз коммунистической молодежи, Авангард красной молодежи, Федерация социалистической молодежи и др.).
Молодой либерал новой формации - обычно прагматик, направленный на карьерный успех, материальное благополучие, нередко фетишизирующий деньги, поклонник западной массовой культуры и обычно атеист. В силу выраженного индивидуализма представители этого менталитета не отличаются приверженностью к активной общественной деятельности (пожалуй, единственным более-менее крупным объединением подобной молодежи является молодежное отделение партии «Яблоко», правда, в последнее время злоупотребления на выборах разного уровня и внешнеполитическое стимулирование привели к оживлению политической деятельности молодых либералов в Москве и Петербурге).
Молодой участник «теневых»/криминальных сообществ. Представители этого менталитета по сравнению с «лихими 1990-ми» годами стали менее активны и заметны и основной характер их деятельности изменился, став более замаскированным и даже отчасти легитимизованным. Это уже не накачанные парни в черных кожаных куртках, а, скорее, не очень бросающиеся в глаза «деловые» люди, так ска-
• Том 206 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 1 •
95
Раздел I. Социологический анализ культуры
зать, бизнесмены со своеобразной ценностно-моральной сферой. Более заметными стали мигранты, представители этнического криминала.
И наконец, самый распространенный, псевдоментальный, типаж - это молодежь с мозаично-эклектическим изменчивым менталитетом, своеобразные современные обыватели, не имеющие определенного умонастроения и мировоззрения. Но это обыватели новой культурно-информационной эпохи, эпохи телевидения, интернета, мобильной связи, всепроникающей психологически изощренной рекламы, которые непрерывно бомбардируются всевозможной информацией (вербальной, изобразительной, звуковой). Мозаично-эклектический псевдоментальный человек - это порождение современного информационного общества потребления.
Поневоле возникает вопрос о пропорциях, соотношении, статистике ментали-тетов среди молодежи (да и в обществе в целом). Автор не готов дать достаточно четкий ответ. Однако, как показали данные репрезентативного социально-психологического исследования молодежи в возрасте от 16 до 30 лет в Санкт-Петербурге (декабрь 2002 года), проведенного сотрудниками НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ под моим руководством, среди молодежи можно выделить представителей всех четырех базовых российских менталитетов, а также мозаичного псевдоменталитета7. Неожиданным оказался тот факт, что чаще всего среди молодежи проявляется православно-российский тип ментальности - 17,2 % опрошенных (верующие молодые люди, имеющие выраженные духовно-нравственные установки). Среди представителей этого менталитета преобладают 20-29-летние, девушки, студенты, рабочие и домохозяйки.
К коллективистско-социалистическому типу ментальности можно было отнести 8,8 % опрошенных молодых петербуржцев (это люди, ориентированные прежде всего на коллектив и справедливость). Среди них преобладают 25-29-летние, мужчины, рабочие и гуманитарии.
Индивидуалистско-капиталистический менталитет был присущ всего 2,8 % опрошенных. Эти молодые люди считают себя индивидуалистами и ориентированы на деньги. К потенциально делинквентному, аморальному типу ментальности можно отнести не более 2,2 % опрошенных.
Таким образом, только 31 % молодых петербуржцев относились к представителям какой-то определенной ментальности. Более двух третьих молодежи выражали мозаично-эклектический псевдоменталитет, то есть противоречивый, неопределенный конгломерат осознанных и неосознанных ценностей, норм и установок.
Другие репрезентативные социологические исследования молодежи в целом, а также студентов в Петербурге и городах российской провинции, проведенные сотрудниками НИИКСИ в 2007-2010 гг. и не направленные специально на изучение полиментальности, тем не менее, свидетельствуют о преобладании элементов православного и коллективистского менталитетов при общем доминировании мо-
96 • Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •
Раздел I. Социологический анализ культуры
заично-эклектического менталитета. Анализ показывает, что сходство в ценностях и отношениях к различным нравственным проблемам гораздо выше у представителей православно-российского и коллективистско-социалистического менталите-тов, чем между любым из них и индивидуалистско-капиталистическим (либеральным) менталитетом. В частности, в ценностях веры, справедливости и денег, в таких качествах как патриотизм, уважение к собеседнику, любовь к чтению, осуждение сквернословия, неоправданного использования иностранных слов и надписей.
Наконец, в ходе исследования, проведенного в русле моего проекта, посвященного духовно-нравственным ценностям, в апреле 2013 года (репрезентативная выборка для взрослого населения Петербурга от 18 лет - 1207 чел.), были получены новые данные. В частности, петербуржцы в целом по различным показателям продемонстрировали преимущественно ценности и нравственные установки, свойственные коллективистско-социалистическому и православно-российскому менталитетам. Среди семи базовых ценностей семья, по-прежнему, была на первом месте и впервые за более, чем двенадцать лет исследований по данной методике ценность веры опередила ценность денег. Вместе с тем, число считающих себя верующими, религиозными людьми достигло 63,3 %, при этом православными себя называют 55,5 % петербуржцев (впрочем, эти показатели ниже, чем по России в целом). Патриотами России считают себя 73,5 %, скорее коллективистами - 50 %, думают, что больше всего согласия и доверия между людьми было в Советском Союзе в 1960-е годы - 70 % (в России XIX века - 13 %, в современной России - 6 %), согласны с тем, что необходим нравственный контроль за содержанием телевизионных программ и рекламы - 86 % жителей Петербурга (рекордная цифра за более, чем двадцать лет наших исследований), считают, что очень богатые люди должны платить более высокие налоги, чем небогатые - 72 %. В ответ на вопрос: «Какое общество Вы хотели бы построить в России?» - вариант «общество честных людей труда» выбрали 45 %, «общество веры и любви к ближним» - 31 % и «общество потребления и комфорта» - 9 % петербуржцев (см. табл. 1).
Таблица 1
Общество, которое хотят построить петербуржцы (данные в %)
Ценностные типы общества Возрастные группы В целом
18-29 30-59 60 лет и по выборке
лет лет старше
Общество честных людей труда 42,5 41,2 56,8 45,3
Общество веры и любви к ближним 27 35,3 24,8 30,8
Общество потребления и комфорта 19,5 8,7 1,0 9,4
Другое и затруднились ответить 11 14,7 17,3 14,5
• Том 206 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 1 •
97
Раздел I. Социологический анализ культуры
Данные таблицы позволяют сделать вывод о том, что в желаемом обществе люди сознательно, а кто-то и неосознанно, хотят воплотить просоциальные (честность, труд) и православные (вера, любовь к ближним) ценности и менее всего -(уже более двадцати лет внушаемые СМИ и рекламой) ценности общества потребления. Здесь несомненно работают механизмы ценностно-ментальной саморегуляции, самосохранения российского общества. Вместе с тем, очевидно, что мощный многолетний рекламно-информационный прессинг («брейнвошинг») в определенной мере влияет на молодежь, которая собственнно и выросла в этой квазирыночной, вульгарно-потребительской атмосфере. Поэтому каждый пятый молодой человек выбирает потребление и комфорт.
Из всего выше изложенного можно заключить, что в современной России среди базовых ментальностей у населения преобладают православно-российский и коллективистско-социалистический менталитеты, между которыми, несомненно, есть некая генетическая связь: вера в Бога и рай на небе трансформировалась в веру в харизматического вождя и «рай на земле», общинность христиан-крестьян превратились в советский коллективизм.
В настоящее время в российском обществе идет ценностная идейная кристаллизация и поляризация. После более чем двадцати лет «промывания мозгов» и перепрограммирования общественного сознания с помощью олигархических СМИ, рекламы, интернета часть населения (чаще молодежь) выбирает деньги, не совсем легитимный бизнес и идеологию потребления. И в то же время большинство даже неосознанно, все-таки, предпочитает духовно-нравственные и просоциальные ценности.
Вместе с тем, очевидно, что кроме извечного противостояния законопослушных граждан и криминалитета, существуют проблемы в сфере социального согласия и социально-психологической совместимости и между другими представителями базовых российских менталитетов. В свое время это была идейная борьба между «почвенниками» и «западниками», затем уже физическая борьба, перешедшая в гражданскую войну между «белыми» и «красными». Ныне возникают и более сложные противоречия между условно говоря «белыми» (традиционалистами), «красными» (социалистами) и «голубыми» (либералами) - практически между представителями трех базовых российских менталитетов.
Выход из создавшихся ценностно-ментальных противоречий может быть найден в некоем духовно-нравственном прозрении и консенсусе. В рациональном для одних и эмоциональном для других постижении жизни, мира и справедливости как высших ценностей, из которых и происходит социальное согласие. Даже морально индифферентные люди должны понять, что иначе всех, и их в том числе, ожидает конфликт, столкновение и, в худшем случае, в конце концов, взаимоуничтожение. По данным нашего всероссийского (за исключением Москвы) исследования молодежи в 2010 году (выборка - 1980 чел. старшеклассников, студентов и работающих),
98 • Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •
Раздел I. Социологический анализ культуры
к ценностям-универсалиям молодежи, на которые следует опираться в выстраивании согласия между представителями разных менталитетов относятся семья (процент выбора у «просоциальной молодежи» - 85,9 %, у «верующих» - 86,2 %, у «либералов» - 82,8 %), здоровье (соответственно, 73,3; 73,8 и 75,9 %), друзья (63,6; 62,4 и 64,5 %).
Примеры согласия представителей базовых российских менталитетов (конечно, за исключением криминального) имеются. Например, в совместных выступлениях петербуржцев против строительства в близком к центру города месте (напротив Смольного собора, высота 92 метра) дисгармонично агрессивной (некий «штык», «сверло в небо») сверхвысокой башни «Газпрома» (свыше 400 метров), в которых приняли участие и либералы, и «левые», и христиане (по крайней мере, половина всех участников - молодежь). Ценность гармонии, классической красоты города восторжествовала. А ведь, рассуждая философски, гармония - это и есть наглядно выраженная справедливость, согласие, а социальная несправедливость -та же дисгармония, порождающая хаос и конфликт.
В заключение необходимо сказать о том, что мир переживает очередной не только экономический, но прежде всего духовно-нравственный кризис. Появился термин «социальная турбулентность», характеризующий неустойчивость, непредсказуемость, потенциальную катастрофичность социальной среды. При этом невозможно не вспомнить о великолепной работе П. А. Сорокина «Кризис нашего времени», изданной в 1941 году8. По моему мнению, этот кризис фактически и не прекращался, все более глобализируясь, захватывая все новые страны и регионы, в том числе добравшись и до России. Одним из значимых проявлений данного кризиса выступила и так называемая сексуальная революция, которой Сорокин посвятил свою книгу «Американская сексуальная революция», вышедшую в 1956 году9 и ставшую по сути продолжением « Кризиса нашего времени». Очень поучительно читать как происходившее в США в 1950-х годах - буквально воспроизводилось в нашей стране, начиная со второй половины 1980-х и вплоть до современной попытки легитимизации «практик» российских ЛГБТ. А ныне возникла новая глобальная криминально-психологическая «эпидемия» - стрельба маньяков, передающаяся как «заражение» через СМИ и интернет из страны в страну.
К сожалению, пророки обычно остаются неуслышанными, даже если они используют вполне доказательную. даже научную аргументацию. Не был услышан Питирим Сорокин, не были услышаны и наши пророки А. И. Солженицын, Д. С. Лихачев, В. Г. Распутин, взывавшие о надвигающейся моральной катастрофе в стране. Но было бы ошибочно думать, что усилия пророков напрасны. Нет, без их подвижничества - нашего осознания и гражданской активности не наступило бы, может быть, вообще никогда. Хорошие идеи воспринимаются народом. Наше репрезентативное исследование, проведенное в апреле 2013 года, впервые зафиксировало тот факт, что петербуржцы восприняли и поняли значение духовно-нравственных
• Том 206 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 1 •
99
Раздел I. Социологический анализ культуры
факторов. Отвечая на вопрос: «Что более всего будет способствовать позитивному развитию российского общества?» - они на первое место поставили не « экономическую модернизацию» (28,3 %), а «духовно-нравственное воспитание молодежи» (50,6 %)!
Результаты анализа современной ситуации в нашем российском обществе в очередной раз приводят к пониманию ключевой, системообразующей роли духовно-нравственных факторов, необходимости духовно-нравственного оздоровления, социокультурного преображения страны, соответствующего воспитания молодежи. Поэтому главным национальным проектом в стране должен стать проект «Духовно-нравственное преображение России», без которого никакое настоящее развитие невозможно. Более того, автор вслед за Альбертом Швейцером и Пити-римом Сорокиным, думает, что подобный проект социокультурного оздоровления необходим и всему миру, в том числе и так называемым развитым странам.
Примечания
1 Сорокин П. А. Американская сексуальная революция. М.: Проспект, 2006.
2 Социально-психологические проблемы нравственного воспитания личности / под ред. В. Е. Семенова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984; Семенов В. Е. Духовно-нравственные ценности -главный фактор возрождения России // Россия сегодня: новые горизонты сознания / отв. ред.
B. Н. Келасьев. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1994. С. 28-41; Положение молодежи в Санкт-Петербурге / под ред. В. Е. Семенова. СПб.: Изд-во НИИКСИ, 2003; Семенов В. Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социол. исслед. 2007. № 4. С. 37-43; Семенов В. Е. Российская полиментальность и социально-психологическая динамика на перепутье эпох. СПб.: Изд-во СПбГУ. 2008; Семенов В. Е. Духовно-нравственные ценности и воспитание как важнейшие условия развития России // Психол. журн. 2011. Т. 32. № 5. С. 92-96.
3 Психологические исследования духовно-нравственных проблем / отв. ред. А. Л. Журавлев, А. В. Юревич. М.: Изд-во ИП РАН, 2011; Психология нравственности / отв. ред. А. Л. Журавлев, А. В. Юревич. М.: Изд-во ИП РАН, 2010.
4 Семенов В. Е Типология российских менталитетов и имманентная идеология России // Вестн. СПбГУ. Сер. 6. 1997. Вып. 4. С. 59-67; Семенов В. Е. Российская полиментальность и умонастроения современной молодежи // Молодежная политика XXI в.: стратегия выбора: материалы всерос. науч.-практ. конф. СПб.: СПбГУ, 1999. С. 35-37; Семенов В. Е. Российская полиментальность и социально-психологическая динамика на перепутье эпох. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008.
5 Семенов В. Е. Российская полиментальность и умонастроения современной молодежи.
C. 35-37.
6 Семенов В. Е Типология российских менталитетов и имманентная идеология. С. 59-67.
7 Положение молодежи в Санкт-Петербурге.
8 Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.
9 Сорокин П. А. Американская сексуальная революция. М.: Проспект, 2006.
100
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •