2011
ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Сер. 12
Вып. 1
РЕЦЕНЗИЯ
В. Е.Семенова. Российская полиментальность и социально-психологическая динамика на перепутье эпох: избранные научные работы (1971-2007)
Очевидно, как и у большинства читателей научной литературы, мой интерес, в первую очередь, вызывает не только оригинальное название книги, но и ее оглавление. Просматривая соответствующие страницы и читая текст, постоянно ловил себя на мысли, что термин «поли» можно применить ко всей совокупности информации, содержащейся в разделах и параграфах книги, — «полиаспектность», «полигранность», «полипро-блемность». Однако данные термины не приняты в отечественной науке. То, что рецензируемое издание столь разносторонне, объясняется тем, что в нем представлены публикации, которые отражают основные достижения почти 40-летней научной, педагогической и общественной деятельности В. Е. Семенова, позволяющие оценить его как известного российского психолога и социолога, социального психолога и культуроан-трополога.
В кратком предисловии к изданию В. Е. Семенов отмечает основные вехи своей научной биографии и анонсирует пять историко-теоретических разделов книги и два публицистически мемуарных. В дополнение к ним прилагаются интервью, взятое у него главным редактором «Журнала социологии и социальной антропологии» профессором В. В. Козловским, библиография основных научных работ автора, программы спецкурсов «Базовые российские менталитеты» и «Социология и социальная психология искусства», а также небольшой поэтический сборник, озаглавленный как «Социальные стихи».
В разделе «Историко-методологические и теоретические проблемы социологии и социальной психологии» представлена ретроспектива возрождения и становления ленинградской школы социологии и социальной психологии. Автор отмечает, что созданный в ноябре 1965 г. при ЛГУ на базе уже существовавших лабораторий НИИ комплексных социальных исследований «был первый в сфере социальных наук иссле-
довательский институт в нашей стране» (с. 11). В качестве теоретической проблемы социологии и социальной психологии, в решении которой в 70-80-е годы прошлого столетия автор принимал активное участие, выделено изучение больших социальных групп и специфики массовых форм общения.
Из теоретических проблем социальной психологии начала XXI в. особое внимание уделено авторской концепции российской полиментальности (термин введен автором рассматриваемой книги в 1999 г.; см.: с. 96). Менталитет определяется как «исторически сложившееся групповое долговременное умонастроение, единство (сплав) сознательных и неосознанных ценностей, норм, установок в их когнитивном, эмоциональном и поведенческом выражении» (с. 44). С точки зрения В. Е. Семенова, базовыми российскими менталитетами следует признать православнороссийский, коллективистско-социалистический, индивидуалистско-капиталистический, крим-нально-мафиозный и мозаично-конформистский псевдоменталитет (см.: с. 45).
Данная классификация была предложена в статье, опубликованной в 2007 г. А в статье, написанной специально для рассматриваемого издания, встречается несколько измененная классификация. Вместо «православно-российского» указан «российско-православный», вместо «криминально-мафиозного» — «криминальногрупповой», а вместо «мозаично-конформистского» — «мозаично-эклектический» (с. 96). При этом не оговаривается, чем данные названия базовых российских менталитетов предпочтительнее тех, которые были обозначены всего год назад.
При рассмотрении полиментальности российского народа В. Е. Семенов использует данные проведенных под его руководством эмпирических исследований молодежи Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также данные опросов относительно религиозности россиян и участия их в политических выборах. В результате основным менталитетом граждан России признается российско-православный, делается вывод о том, что «православие выступает имманентной идеей России», а также «основой успешной
стратегии развития страны в будущем» (с. 112). Признавая важность православия для формирования духовного мира россиян, хотелось бы заметить, что Россия — светское, полиэтническое и поликонфессиональное государство.
С методологической точки зрения, представляют интерес статьи, посвященные разработке и применению в социальной психологии метода наблюдения и техники контент-анализа. Автор демонстрирует успешное использование сотрудниками НИИКСИ метода наблюдения в исследовании малых групп и диагностики норм массового общения. Описывая историю развития техники контент-анализа за рубежом и в СССР, В. Е. Семенов отмечает, что уже в 70-х годах контент-анализ стал использоваться в качестве междисциплинарного метода (с. 77). Особое внимание автор уделил методологическим принципам использования контент-анализа в социальной психологии.
Описанию проведенных лично автором и сотрудниками НИИКСИ под его руководством эмпирических исследований за последние 25 лет (1981-2006 гг.) посвящены разделы: «Социальнопсихологическая динамика в советской и постсоветской России», «Исследования в промышленной социальной психологии», «Проблемы социальной психологии средств массовой информации» и «Социальная психология искусства».
Уже из названия разделов видно насколько разнообразны и многосторонни были эти исследования. Стрежневым моментом их было изучение духовной жизни различных социальных общностей, главным образом, жителей Ленинграда — Санкт-Петербурга, их ценностных ориентаций и нравственно-психологических особенностей восприятия различных социальных явлений и процессов. Несомненный интерес в материалах данных разделов представляют описание опыта подготовки к проведению исследований и их методика; сохраняющаяся по сей день актуальность проблемного поля, банк полученных социологических данных, которые могут быть использованы в дальнейшем для компаративистских исследований; публицистически четко обозначенная авторская позиция к результатам исследований.
Как человеку, который на протяжении многих лет занимался социологией искусства и был знаком с монографиями В. Е. Семенова по социальной психологии искусства, опубликованными в 1988 и 1995 гг., мне хотелось выяснить, что нового предложил автор в статьях раздела, посвященного социальной психологии искусства, и написанных уже после выхода монографий. В принципе, ученый остался верен предложенной им концептуальной схеме рассматриваемых прежде проблем, таких как, например, социально-
психологический анализ катарсического и анти-катарсического воздействия искусства, восприятия художественного произведения в контексте массовой коммуникации, тенденций дегуманизации в модернистском искусстве, социально-психологического климата, создаваемого городской архитектурой. Высоко оценивая роль и значение В. Е. Семенова как ведущего специалиста в области отечественной социальной психологии искусства, хотелось бы высказать пожелание, чтобы в его публикациях были более четко определены специфика и различие социологического и социально-психологического, эстетического и искусствоведческого подходов к изучению искусства и художественной жизни общества.
Раздел «Из публицистики социолога (19702007» включает в себя 19 фрагментов статей и интервью, опубликованных в различных периодических изданиях. Следует согласиться с мнением автора, что «это своеобразный социологический комментарий к общественно значимым явлениям и событиям» (с. 7). В этом «комментарии» нашли отражение принципиальная авторская позиция ученого и гражданина, резкое осуждение им всего того, что негативно сказывается на нравственнопсихологическом климате современного российского общества, протест против пагубного воздействия западного масскульта и распространяемой СМИ рекламы на формирование духовного мира молодого поколения россиян. Пафос своих публицистических выступлений В. Е. Семенов выразил в следующих поэтических строках:
Как горько, Родина моя,
Что не заботишься о человеке.
Родная, но жестокая земля,
Прозреешь ли ты в XXI веке?
В разделе «Галерея памяти» представлены «лирические» некрологи, посвященные «незаурядным» личностям, с которыми судьба сводила автора в разные периоды его жизни, и от общения с которыми у него сохранились в памяти неизгладимые впечатления.
Несомненно, книга В. Е. Семенова «Российская полиментальность и социально-психологическая динамика на перепутье эпох» будет интересна не только социологам и социальным психологам, но и представителям других социальных и гуманитарных наук, а также аспирантам и студентам, всем тем, кто с научных и гражданских позиций осмысливает актуальные проблемы современного российского общества.
М. Б. Глотов,
заведующий кафедрой социологии и психологии Государственной полярной академии, доктор социологических наук, профессор