Научная статья на тему 'Полиментальные особенности стабилизационных/трансформационных процессов в российском обществе'

Полиментальные особенности стабилизационных/трансформационных процессов в российском обществе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
75
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНТАЛИТЕТ / ПОЛИМЕНТАЛЬНОСТЬ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / СТАБИЛЬНОСТЬ / РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО / MENTALITY / POLYMENTALITY / TRANSFORMATION / STABILITY / THE RUSSIAN SOCIETY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Негрова Марина Сергеевна

В статье рассматриваются основные особенности российской полиментальности россиян в свете изменяющегося социума и мнимых и реальных угроз общественной стабильности. В качестве возможного варианта, включающего в себя и трансформационный, и стабилизационный элементы, анализируется христианско-православный тип ментальности. Новая функциональность выявляется из имеющихся в российском менталитете предпосылок, а российская полиментальность анализируется с точки зрения ресурсов, способствующих адаптации российского общества к процессам глобального усложнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mental Peculiarities of Stabilization/Modernization Processes in the Russian Society

The article reviews the main features of polymentality of the Russian citizens in the light of changing social network and perceived and real threats to social stability. As possible synergistic option, which includes both transformation and stabilization elements, the Christian Orthodox type of mentality has been analyzed. New functionality is revealed from the premises available in the Russian mentality, and the Russian polymentality is analyzed from the point of view of resources contributing adaptation of Russian society to the process of global complexity.

Текст научной работы на тему «Полиментальные особенности стабилизационных/трансформационных процессов в российском обществе»

М. С. Негрова

ПОЛИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТАБИЛИЗАЦИОННЫХ/ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

В статье рассматриваются основные особенности российской полиментально-сти россиян в свете изменяющегося социума и мнимых и реальных угроз общественной стабильности. В качестве возможного варианта, включающего в себя и трансформационный, и стабилизационный элементы, анализируется христианско-православный тип ментальности. Новая функциональность выявляется из имеющихся в российском менталитете предпосылок, а российская полиментальность анализируется с точки зрения ресурсов, способствующих адаптации российского общества к процессам глобального усложнения.

Ключевые слова: менталитет, полиментальность, трансформация, стабильность, российское общество.

Для российского общества на современном этапе остаётся открытым вопрос о его стабилизации. Современное российское общество стабилизируется по резистентному типу: экономика зависима от цен на нефть и газ, усиливается вертикаль власти, растёт де-цильный коэффициент, усиливается маргинализация населения, обостряется межнациональная рознь. Эти и многие другие показатели свидетельствуют о том, что силовая стабилизация не эффективна в условиях внутренних и внешних проблем. Последние 20 лет российской истории были отмечены значительными трансформациями. Российская олигархичная власть адаптировала население и институты под свои интересы и, создавая различные симулякры, сама адаптируется под постоянно меняющуюся ситуацию. Политическая система, бесспорно, является самой активной частью общества, и особенно современного российского. Активно подвергаясь изменениям, политическая система кардинально меняет структуру общества и функциональность институтов. Наиболее близкими в изучении обозначенных процессов, с точки зрения автора, являются концепции кентавризации Ж. Т. Тощенко (Тощенко, 2010), нестабильных социальных состояниях Л. Е. Бляхера (Бляхер, 2005), иг-раизации С. А. Кравченко (Кравченко, 2008), мнимого конституционализма А. Н. Медушевского (Медушевский, 1994). Как эти авторы, так и некоторые другие рассматривают российское общество в контексте общемировых процессов усложнения социума. За видимыми проблемами меняющегося российского общества стоит проблема

© М. С. Негрова, 2011

утраты больших культурных пластов. Целью данного исследования является поиск рождения новой функциональности из имеющихся в российском менталитете предпосылок. Они дают понимание связи человека и истории, традиций его общества и являются тем резервом, который включается в нестабильное время, помогают с опорой на прошлое, на имеющиеся ресурсы, скрытые в самой нации, выстоять, и развиваться дальше.

Кратко поясним используемые в статье понятия. Стабильность общества как способность системы сохранять основные свои параметры и, в то же время, образовывать новые элементы и качественные характеристики, достигается всеми факторами, влияющими на неё. В данной статье нам важно остановится на полиментальных движущих силах процессов сохранения и изменения. Изучение стабильности неразрывно связанно с механизмом стабилизации, отличающихся в резистентно и упруго стабильных обществах. Представляет интерес типология стабильности в соответствии с политическими режимами (см.: Савин, 2007). Так, ещё в античности в вопросе приоритета человека или государства предлагалось два варианта сохранения стабильности общества: первая модель соответствовала демократическому типу государственного устройства, проповедующему идеи гражданского общества, самостоятельного выбора гражданина и безусловной значимости отдельного человека, а вторая модель предлагала иной способ сохранения и обустройства общества: первичность государства и его целостность любыми путями, силовой тип управления. С. Д. Савин, анализируя сложившиеся в социологии, политической социологии и политологии подходы к стабильности, приходит к выводу, что все они строятся на дихотомической модели противопоставления автономного и мобилизационного типов стабильности. Данным типам, таким образом, близки упругий и резистентный типы стабильности.

Менталитет — понятие достаточно широкое, и большой круг авторов склоняется к тому, что он может быть описан, но описать его полностью невозможно. Мы также придерживаемся данной позиции: сам менталитет интересен тем, что людей, проживающих на одной территории, имеющих общую историю и язык, он наделяет единой картиной мира. Отдельно стоит подчеркнуть специфическую и главную функцию менталитета, которая состоит в обеспечении механизмов стабильности (см.: Шнейдер, Вальцев, 2009). Менталь-ность выражает проявления менталитета и является более узким, конкретным и описываемым понятием, в то время как менталитет, в силу его чувственного наполнения, может быть лишь обозначен как некое поле. В силу динамичности трансформации российского общества и его мультикультурности говорить об одной ментальности

было бы неправильно, поэтому для обозначения множественности проявлений менталитета психологом В. Е. Семёновым в 1999 г. было введено и разработано понятие полиментальности. Российская полиментальность включает в себя православно-христианский, кол-лективистско-социалистический, индивидуально-капиталистический, криминально-мафиозный и мозаично-конформистский псевдоменталитет (Семёнов, 1999; 2002). Они выражают определённый сплав жизненных ценностей, установок, когнитивных, эмоциональных и поведенческих характеристик, исторически сложившихся в определённых социумах. Они располагаются в системе координат, предложенной В. Е. Семёновым, по осям Бог-Идол и Коллектив-Индивид. Концепция российской полиментальности может быть соотнесена с понятием стабилизационно значимого большинства (СЗБ). СЗБ является стратификационной представленностью с соответствующими типу стабильности ментальными и поведенческими особенностями, определяющей стабилизационные механизмы общества и способы легитимации власти (см.: Негрова, 2009). Для общества с упругим типом стабильности СЗБ составляет средний класс в классическом понимании. Для общества с преобладанием резистентного типа стабильности стабилизационно значимым большинством выступают более пассивные, патерналистски настроенные слои населения, поддающиеся централизованному управлению и поддерживающие соответствующий тип общественного устройства. Основы для изучения СЗБ были заложены в работах М. Вебера и В. Парето.

Преобладание того или иного типа ментальности в стабилизационно значимом большинстве является обуславливающим общественное развитие фактором, причем как со знаком «плюс», так и со знаком «минус». В рамках данной статьи, предполагающего поиск оптимального решения проблемы резистентности российского общества, мы рассматриваем православно-христианский менталитет в качестве искомого решения, с учётом его возможностей и достоинств, и угроз, и рисков. Причины такого положения дел будут рассмотрены ниже, пока отметим лишь, что акцент на данный тип мен-тальности обусловлен еще и тем, что именно он может обеспечить синтез политического и социального, публичного и внутреннего.

Итак, каждая ментальность в той или иной мере характеризует СЗБ. Православно-христианская сторона российского менталитета имеет тысячелетнюю историю и активно возрождается, начиная с 80-х годов XX века. Данная ментальность в большей степени характеризует глубинные слои российского менталитета. Здесь и коллективизм (общинность), изначально выраженный в совместном стоя_ 285

ПОЛИТЭКС. 2011. Том 7. № 3

нии на службе, и совместность деятельности на селе (см.: Русали-нова, 2005). Если рассматривать российский менталитет во временной перспективе в контексте его структуры, то наиболее глубокие слои, которые ранее являлись частью общественной жизни, со временем перешли и укоренились на геносоциальном уровне. Данное явление проявляется в нестабильные периоды, когда на первый план в духовной жизни человека выходят наиболее глубинные ментальности. Так, становится объяснима причина растущей популярности религиозности среди населения. Православно-христианская составляющая российского менталитета позволяет человеку, попавшему в сложные жизненные обстоятельства вместо изоляции и фрустрации довериться Богу, отдать себя в его власть. Таким образом, осуществляется стабилизация сознания и реальности. Стоит отметить, что данный способ возможен как в ситуации его сохранения и передачи из поколения в поколение, так и в ситуации, нестандартной для конкретного человека. Так, когда человек принимает независимость обстоятельств от него, снижается уровень тревожности и возможных обвинений, в состоянии ровного отношения к себе и ситуации появляются возможности для правильного, адекватного целеполагания.

Основной упругой стабильности и поступательного развития является гражданское общество, представляющее собой не просто объединение каких-то групп интересов, а сумму осознанных и ответственных действий всех его членов, учитывающих и «положение в пространстве» всех окружающих. Как справедливо указывает российский социолог В. Д. Виноградов, «одной из важнейших составляющих процесса реформ и демократизации России в 1990-е годах -начале XXI в. является процесс формирования институтов гражданского общества» (Виноградов, 2007). При этом на публицистическом уровне принято противопоставлять абсолютно светский характер гражданского общества и замкнутой религиозной идеологии, направленной на консервацию. На наш взгляд, это противоречие надуманно, а ответственный носитель православно-христианской ментальности вполне способен стать ядром полноценного гражданского общества. Пример Германии, где ведущим политическим движением традиционно является союз Христианско-демократического союза Германии (ХДС) и Христианско-социального союза (ХСС), убедительно доказывает, что синтез религиозности и ответственности рождает одну из самых дееспособных политических систем. Гражданское общество и запуск механизмов его реализации, по нашему мнению, являются приоритетным фактором стабильности общества на данном этапе его развития, что объяснимо более высокой степенью адаптивности обществ с упругим типом стабильно-

сти. В то же время, данный процесс не должен носить стихийный характер. В вопросе становления гражданского общества в России необходимо, чтобы данный процесс шел снизу вверх, а государство стремилось создать благоприятные для этого условия. И именно здесь кроется еще один шанс для того, чтобы православно-христианская ментальность стала основной движущей силой этого процесса.

Люди, более тяготеющие к православно-христианской менталь-ности, с одной стороны, нацелены на традиционные христианские ценности: уважительное отношение к людям, стремление помочь ближнему своему, учитывание нравственного момента при целепо-лагании и т. д. С другой стороны, православно-христианская ментальность несёт в себе такие особенности, как традиционность, семейственность, иерархичность, патернализм. Как известно, одни и те же особенности в разных условиях могут быть по-разному проявлены. При низком уровне культуры и ответственности в обществе они принимают формы массовой маргинализации и люмпенизации, упора на внешнюю сторону религиозности (того, что в религиозном дискурсе носит название фарисейства), ханжества и лицемерия, пронизывающего все общественные отношения. В этой связи весьма показательны метаморфозы, происходящие с выдающимся кинорежиссером, актером и общественным деятелем Н. С. Михалковым. В ситуации высокого уровня культуры, ответственности и широкого спектра возможностей для всех членов общества, семейственность поддерживает воспроизводство общества, традиционность позволяет сохранить его достижения, иерархичность развивает уважительное отношение к стоящим выше в силу их профессионализма и опыта, заботливое отношение к стоящим ниже и наравне в силу самой ценности человеческого существования, патернализм переходит в состояние повышения уровня солидарности в обществе и т. д. Описывая механизм стабилизации общества, мы стремимся описать наиболее яркие его проявления. Если смотреть в суть проблемы, то включение данного механизма становится возможным, когда в обществе, в результате ситуаций несоответствия актуализированных прежде социальных практик, растут популярность ценностей православно-христианской полиментальности и численность их поддерживающих институтов и практик. В данном случае речь идёт как о религиозных организациях, так и о гражданских и государственных. Повысить численность носителей данной ментальности возможно также через повышение уровня культуры как интеллигенции, так и больших масс населения. Хотя здесь существует и другая проблема — фэшенизация или, другими слова_ 287

ПОЛИТЭКС. 2011. Том 7. № 3

ми, популизм религиозности, причем в ее внешней, обрядовой ипостаси. Причем указанные процессы могут происходить одновременно и независимо друг от друга. Для стабилизационно значимого большинства они интересны, прежде всего, с позиции социальной стратификации. Так, через повышение культуры российской интеллигенции, при условии что она не оторвана и не противостоит большей части общества, возможно общее повышение культуры российского общества. При реализации политики, направленной на понижение, все социальные группы неизменно будут терять в культурной составляющей и потенциал религиозной ментальности не будет раскрыт так, как если бы условия были благоприятными. Религиозный популизм может быть чреват неадекватным поведением среди поддерживающего его населения и приводить, в том числе, к крайним формам национализма и ксенофобии. Если первый социальный факт стабилизирует общество по упругому типу стабилизации общественных процессов, то вторые два нацелены на резистентную стабилизацию.

И в данной связи нельзя оставить без внимания роль института Русской Православной Церкви Московского Патриархата (РПЦ), которая может быть как консолидирующей и направленной на позитивное развитие, так и разъединяющей и «съедающей» суть проблемы. В 90-е годы XX века была создана социальная концепция РПЦ. Как отмечают сами священнослужители, ее создание было не простой задачей, так как требовало систематизированной позиции Церкви по широкому кругу проблем, имеющих отношение к жизни общества. Тем не менее, сложно сказать, что данный документ сыграл важную роль в переориентации на упругий тип стабильности. Очевидно, что основное разделение мнений происходит по поводу различного понимания роли Церкви в современном мире. Полюса этого различного понимания представляют «консерваторы-традиционалисты» с одной стороны и «либералы-модернисты» (термины игумена В. Новика) с другой, причем первых в количественном отношении намного больше, чем вторых. Первые, более всего опасаясь утраты Церковью своей идентичности, заботятся о сохранении литургико-исторического наследия и обрядовой стороны служения. Это само по себе неплохо, но если становится главной целью, то располагает к охранительству, изоляционизму, неразличению главного и второстепенного в церковной жизни, догма-тизации культурно и социально обусловленных форм церковной жизни, поиску всяческих «врагов», вообще эксклюзивному типу сознания. Церковь при этом воспринимается как нечто самодостаточное. Причем здесь в полный рост встает еще одна проблема: в качестве необходимого условия такой самодостаточности Церковь

рассматривает безусловную лояльность политическому режиму, исходя как из исторического опыта, так и из сиюминутного контекста, а это, в свою очередь, крайне негативно влияет на общество, разлагая его и в конечно итоге представляя собой угрозу модернизации и стратегической стабильности. «Либералы-модернисты» в РПЦ являются людьми с более открытым сознанием, признавая, наряду с важностью Святого Предания, необходимость постоянного обновления форм и методов церковной жизни, постоянного уважительного диалога с «внешним миром» и другими конфессиями. Если для «консерваторов» важны эстетически-созерцательная и хра-мово-ритуальная стороны церковной жизни, то для «либералов» — миссионерски-деятельная. Кроме того, большинству традиционных православных кажется, что сама такая доктрина не нужна Православию, как чему-то законченному и самодостаточному в своем совершенстве. Создание такой доктрины ассоциируется с созданием чего-то нового, что «традиционалистам» представляется заведомо недопустимым. В преодолении этого подхода и состоит шанс повышения позитивной роли РПЦ в обеспечении стабильного и поступательного развития общества.

Следует отметить и собственно политическую роль РПЦ, которую она играет в российском общественно-политическом процессе. Говоря о том, что Церковь лояльна политической власти, мы должны учитывать и обратную сторону медали: сама власть заинтересована в лояльности Церкви, черпая в ней свою легитимность. Тради-ционна роль православия, угнетенное состояние РПЦ в советское время (особенно в ранние годы советской власти и в хрущевский период) и примеры честного и открытого противостояния с властью, необходимость во внешнем авторитете для фрустрированного постсоветского сознания и иные причины подняли авторитет Церкви на весьма большую высоту. И этот авторитет достаточно важен для политической элиты, которая стремится использовать его в своих целях. Как и в случае с обрядовой стороной служения, в самом по себе данном факте нет ничего плохого, но на практике мы сталкиваемся с тем, что РПЦ в некоторых случаях выступает инструментом для достижения конкретных политических целей, что, конечно же, абсолютно недопустимо и ведет к той самой «фэшениза-ции» религиозного сознания общества. Здесь можно вспомнить и роль РПЦ в грузино-российском противостоянии 2008 г., и позицию Церкви по ситуации в Ливии, и скандал в Абхазии, разварнувшийся в мае-июне 2011 г.

Таким образом, для перехода российского общества от резистентной стабильности к упругой, прежде всего, необходимы меры,

_ 289

ПОЛИТЭКС. 2011. Том 7. № 3

направленные на повышение уровня культуры и духовной жизни среди россиян. На сегодняшний день, имея достаточно высокие показатели как по религиозности, так и по маргинализации, мы видим необходимость разработки специальных мер, направленных на, во-первых, повышение уровня культуры в обществе, а во-вторых, на повышение самосознания и рефлексии среди всего населения (см.: Новик, 1999). Человек может и должен жить осознанно, и именно в этом кроется шанс для полноценных преобразований «без революций и потрясений», затрагивающей не только техническую сторону, но и, что гораздо важнее, сторону духовную и ментальную.

Литература

Бляхер Л. Е. Нестабильные социальные состояния. М., 2005.

Вебер М. Избранное: Протестантская этика и дух капитализма: Российская политическая энциклопедия. М., 2006.

Виноградов В. Д., Петров А. В. Российская демократия и неолиберальные реформы: Структурно-исторический контекст развития гражданского общества // Общество. Среда. Развитие. 2007. № 2 (3).

Кравченко С. А. Играизация общества: блага и проблемы // Сборник научно-популярных статей победителей конкурса РФФИ 2007 г. Вып. 11. М., 2008. С. 270-276.

Медушевский А. Н. Что такое мнимый конституционализм? // Социологические исследования. 1994. № 2. С. 71-86.

Негрова М. С. Российское стабилизационно значимое большинство: стратификационный анализ // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2009. Т. 5. № 4.

Новик В. Православие. Христианство. Демократия. СПб.: Алетейя, 1999.

Парето В. Компендиум по общей социологии. М.: Высшая Школа Экономики, 2008.

Русалинова А. А. Место коллективизма в структуре российской ментальности // Современные проблемы российской ментальности (Материалы Всероссийской научно-практической конференции). СПб., 2005. С. 134-137.

Савин С. Д. Типология политической стабильности в современном обществе // Политическая социология: Теоретические и прикладные проблемы. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007.

Семёнов В. Е. Российская полиментальность и тенденции её развития // Социальные и ментальные тенденции развития современного российского общества. СПб., 2005. С. 8-29.

Семёнов В. Е. Особенности российской полиментальности в контексте будущего страны // Общество и социология: новые реалии и новые идеи / Отв. ред. В. В. Ва-силькова, В. В. Козловский. Н. Г. Скворцов. СПб., 2002. С. 227-237.

Семёнов В. Е. Российская полиментальность и умонастроения современной молодёжи // Молодёжная политика XXI века: Стратегия выбора (материалы Всероссийской научно-практической конференции). - СПб., 1999. - С. 35-37.

Тощенко Ж. Т. Кентавр-проблема как воплощение парадоксального развития российского общества // Вестник РГГУ. Серия Социология. 2010. Вып 2.

Шнейдер Л. Б., Вальцев С. В. Социально-психологические особенности национального менталитета. М.: МПСИ, МОДЭК, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.