Научная статья на тему 'Трансфер двойных технологий: благие намерения и реальность'

Трансфер двойных технологий: благие намерения и реальность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
271
41
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX / ДВОЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / DUAL TECHNOLOGIES / ВОЕННЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / THE MILITARY SECTOR OF THE ECONOMY / "СПИН-ОФФ" / ТРАНСФЕР ТЕХНОЛОГИЙ / TECHNOLOGY TRANSFER / SPIN-OFF

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколов А. В.

В статье рассмотрены проблемы трансфера двойных технологий, показан трехсекторный состав совокупности потенциальных доноров и реципиентов технологий, следствием чего является разнонаправленность потоков передачи технологий. Проанализированы трудности, стоящие как перед секторами-донорами и реципиентами, так и перед государством при трансфере технологий, а также неоднозначность достигнутых результатов этого процесса в развитых странах, показаны основные черты протекания данного процесса в России в сравнении с развитыми странами, что создает специфику тенденций его дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dual-Use Technologies Transfer: Good Intentions and Reality

The article deals with the problem of the transfer of dual-use technologies, are shown three structure together potential donors and recipients of technologies, resulting in the multidirectional flows of technology transfer. Showing the difficulties facing the sector as a donor and recipient, and the state with the technology transfer, as well as the ambiguity of the progress of this process in the developed countries. Analyzed the main features of the flow of this process in Russia in comparison with developed countries, which creates the specificity of the trends of its further development.

Текст научной работы на тему «Трансфер двойных технологий: благие намерения и реальность»

ЭКО. - 2017. - №2 СОКОЛОВ А.В.

Трансфер

двойных технологий: благие намерения и реальность

А.В. СОКОЛОВ, кандидат экономических наук, Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, Новосибирск. E-mail: alsokolov@ieie.nsc.ru

В статье рассмотрены проблемы трансфера двойных технологий, показан трехсекторный состав совокупности потенциальных доноров и реципиентов технологий, следствием чего является разнонаправленность потоков передачи технологий. Проанализированы трудности, стоящие как перед секторами-донорами и реципиентами, так и перед государством при трансфере технологий, а также неоднозначность достигнутых результатов этого процесса в развитых странах, показаны основные черты протекания данного процесса в России в сравнении с развитыми странами, что создает специфику тенденций его дальнейшего развития.

Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, двойные технологии, военный сектор экономики, «спин-офф», трансфер технологий

Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) любой промыш-ленно развитой страны базируется на современных технологиях, поэтому чрезвычайно важен вопрос использования двойных технологий, т.е. применимых в производстве продукции как военного, так и гражданского назначения [1. С. 2]. Хотя производство вооружений, военной и специальной техники является важнейшим общественным благом, обеспечивающим безопасность страны, производимая военная продукция не используется в дальнейшем ни в процессе потребления домашних хозяйств, ни в качестве средств производства предприятиями. Вкладывая инвестиции в их производство, мы «омертвляем» часть доступных экономике страны ресурсов, и нагрузка военных расходов на бюджет может стать излишне большой - как это имело место в позднем СССР. Использование двойных технологий позволяет найти коммерческое применение военным разработкам и за счет прибыли от применения технологии в производстве гражданской продукции снизить военную нагрузку на бюджет.

Три сектора трансфера технологий

Серьезной проблемой для экономики страны может стать разрыв в технологическом уровне производств в отраслях ОПК и остальном секторе промышленности. Так, в СССР наблюдалась замкнутость, анклавность военного сектора - технологии, используемые для производства вооружений и военной техники, имевшие потенциал применения в гражданском сегменте, передавались туда с большим трудом. Подобная замкнутость становится угрозой и для самого военного сектора промышленности: с ростом сложности производимой конечной продукции у предприятия возрастает количество смежников, в том числе и не имеющих отношения к «оборонке». В частности, одной из ключевых проблем советского военно-промышленного комплекса (ВПК) стало отставание в уровне развития станкостроительной промышленности, реально во многом обслуживающей «оборонку», но формально находившейся за ее пределами, что создавало для станкостроения проблемы доступа к технологиям, новым материалам и пр.

Казалось бы, процесс активного использования двойных технологий выгоден как для государства (снижение военной нагрузки на бюджет, выравнивание технологической структуры экономики) и предприятий (рост прибыли за счет реализации коммерческого потенциала двойных технологий), так и для потребителей (доступ к новой высокотехнологичной продукции). Однако в реальности ситуация с использованием двойных технологий даже в экономике развитых стран неоднозначная.

Во-первых, секторов, между которыми осуществляется передача (трансфер) технологий, на самом деле не два, а три. Это: непосредственно военный; формально не являющийся военным, но близкий к нему по своей организации (уровень секретности, система ценообразования, малая серийность производимой продукции) сегмент производства специфичной гражданской продукции (например, гражданский космос, атомная промышленность, вертолетостроение); а также чисто гражданский сектор, включающий в себя как производство товаров народного потребления, так и ряд других направлений - например, пассажирское самолетостроение.

Эти секторы имеют ряд серьезных различий, причем второй занимает промежуточное положение, имея общие черты

с каждым из них. Например, трансфер технологий Национальным агентством по воздухоплаванью и исследованию космического пространства США (НАСА) [2] - это пример их передачи из второго в третий сектор. Таким образом, проблема двойных технологий не сводится к взаимодействию только военного и гражданского направлений использования технологии.

Во-вторых, процесс передачи технологий в настоящее время идет в разных направлениях. Трансфер из первого и второго секторов в третий (гражданский) традиционно в англоязычной литературе называется «спин-офф» (spin-off). Расширительно этот термин можно использовать для любого трансфера вниз по цепочке: из первого сектора во второй или в третий, либо из второго в третий. Такой способ передачи технологий был, по сути, единственным до рубежа 1980-1990-х гг. В это время в ряде производств, в первую очередь в радиоэлектронном комплексе (в частности, в производстве авионики), набирает силу процесс передачи технологий вверх по цепочке: первый и второй секторы начинают использовать технологии, разработанные в гражданском секторе. Такой процесс получил название «спин-ин» (spin-in). Опять же расширительно этот термин можно использовать для любого трансфера вверх по цепочке. Кроме того, отдельно можно выделить многофункциональные технологии, когда не происходит передачи технологии из сектора в сектор, а уже на стадии ее разработки выделяются различные варианты применения в разных секторах.

Выделенные три сектора, особенно первый (военный) и третий (гражданский), представляют собой, по сути, разные миры, различающиеся по следующим основным характеристикам:

• система ценообразования: для гражданской продукции она рыночная, для военной - как правило, внерыночная (контракты на ее производство между государством и компаниями, где цена формируется по принципу «издержки плюс» - это черта так называемой «оборонной культуры», характерная для всех разрабатывающих и производящих вооружения и военную технику стран);

• различные степени свободы доступа к информации: открытость для гражданского сектора (за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну) и секретность - для военного;

• скорость обновления продукции: нацеленный на коммерциализацию технологий гражданский сектор заинтересован

в быстром ее обновлении, в то время как в военном зачастую происходит долгосрочная консервация применяемых технологий. Этот принцип хорошо иллюстрируют сроки обновления электроники: в гражданском секторе оно происходит при разработке новых поколений продукции (и этот темп все убыстряется), в то время как военная продукция эксплуатируется длительные сроки, поэтому содержит часть уже устаревших деталей, производство и величина запасов которых будут поддерживаться на определенном уровне [3];

• масштабы производства однотипной продукции: если для гражданского сектора характерна высокая серийность, то для военного, как правило - выпуск гораздо более мелкими сериями;

• различные требования к потребительским характеристикам: в военном секторе повышенные требования предъявляются к надежности и качеству, достигая таких «конечных характеристик изделий, которые необходимы только в экстремальных условиях и не нужны на потребительском рынке» [4. С. 41].

Как уже было сказано, второй сектор по своим характерным признакам очень близок к первому (военному). Отмеченные существенные различия между секторами во многом определяют трудности трансфера технологий.

По легкости/сложности осуществления трансфера можно выделить следующие группы технологий:

• легко «переводимые» из сектора в сектор и требующие относительно малого объема инвестиций на доработку для использования в новом секторе;

• технологии, для которых такой трансфер технически осуществим, но требует относительно большого объема инвестиций на доработку. Один из основных вопросов для них - расчет экономической эффективности трансфера;

• трансфер которых из сектора в сектор либо технически неосуществим, либо априори экономически неэффективен.

Принадлежность технологии к той или иной группе определяется как ее особенностями, так и различными требованиями к потребительским характеристикам продукции в разных секторах. Относительная легкость трансфера технологий достигается при высоком уровне общности производимой в различных секторах продукции. Классический пример - вертоле-тостроение: гражданские варианты ряда вертолетов (например,

отечественных линейки «Ми») получаются из военных без существенной модификации - на них не устанавливают вооружение и броневую защиту, а салон оборудуют согласно конкретным требованиям. Сюда же можно отнести производство самолетов с большой грузоподъемностью (для перемещения в случае начала войны ядерных ракет), которые без существенной модификации могли использоваться и для перевозки других грузов. Относительно легко в 2000-х гг. в нашей стране был освоен выпуск газотурбинных установок для нужд «Газпрома» предприятиями, ранее выпускавшими газотурбинные авиадвигатели [5].

Проблемы и способы организации трансфера технологий

Исторически организацию производства на предприятиях отечественного ОПК (за очень редким исключением) можно рассматривать как создание неких «кентавров»: предусматривался одновременный выпуск продукции как военного, так и гражданского назначения (задолго до введения в обиход термина «конверсия» применительно к «оборонке»). По возможности производства в разных секторах сочетались между собой, а трансфер технологий мог осуществляться непосредственно на предприятии. Помимо вертолетостроения в качестве примера отметим такие отрасли ОПК, как самолетостроение, ракетно-космическую и атомную промышленность, радиоэлектронный комплекс. Производство гусеничных тракторов сопрягалось с производством танков: вспомним хотя бы неофициальное название Челябинского тракторного завода - танкоград. В то же время трансфер технологий в этих отраслях успешно действовал, как правило, между первым и вторым секторами - причем как по принципу «спин-офф», так и «спин-ин».

Однако подавляющее большинство технологий относится, по всей видимости, ко второй группе: технически осуществить этот трансфер реально, но его экономическая эффективность не гарантирована.

Организация трансфера технологий по принципу «спин-офф» возможна лишь в ситуации совпадения интересов трех сторон: двух секторов (реципиента и донора), а также государства. Необходимым условием здесь является незатянутый срок снятия секретности с технологий: из соображений безопасности выгодно

его увеличение, однако это снижает стимулы к осуществлению трансфера у сектора-реципиента. Таким образом, задачей государства (в чьей компетенции и находится вопрос об установлении этого срока) является выбор его оптимального значения.

Для СССР был характерен неоправданно долгий срок, по истечении которого передовые технологии, разработанные и применяемые для производства вооружений, военной и специальной техники, передавались в гражданское производство. Из-за высокой степени монополизации рынков товаров у предприятий отсутствовали стимулы для активного внедрения передовых технологий. В 1990-е годы это привело к тому, что технические характеристики и качество многих видов выпускаемой отечественными предприятиями ОПК гражданской продукции не соответствовали западным аналогам [6. С. 103].

Таким образом, в советской экономике были малы либо вообще отсутствовали стимулы для предприятий - как потенциальных реципиентов, так и доноров: в условиях плановой экономики извлечение выгоды от коммерциализации военных разработок с обеих сторон могло быть не прямым, а только опосредованным, а вот издержки на осуществление такого трансфера (в частности, получение разрешения на снятие грифа секретности) могли быть высоки. В рыночной экономике у обоих секторов заинтересованность присутствует, однако даже в развитых странах процесс «спин-офф» зачастую приводит к результатам меньшим, чем ожидалось.

Свои особенности имеет организация трансфера технологий по принципу «спин-ин». Она возможна лишь при совпадении интересов тех же трех сторон (два сектора и государство), однако необходимым условием является наличие в стране высокотехнологичного наукоемкого гражданского производства (в первую очередь - машиностроения), которое могло бы стать потенциальным донором при трансфере технологий. Его отсутствие (еще с советских времен) за пределами ОПК является причиной того, что в отечественной экономике имеются, по сути, примеры осуществления трансфера технологий только по принципу «спин-офф».

Между тем использование принципа «спин-ин» в трансфере технологий позволяет сокращать время разработки новых

4 ЭКО. - 2017. - №2

вооружений, военной и специальной техники; снижать их себестоимость; а также уменьшать политические риски - взаимопроникновение трех секторов необходимо для быстрого приспособления промышленных возможностей страны к удовлетворению военных запросов в случае кризиса [4. С. 52, 63].

Препятствуют осуществлению трансфера по принципу «спин-ин» и отмеченные выше различные требования к потребительским характеристикам продукции разных секторов. В 2000-2010-е гг. в развитых странах наблюдается относительное сближение требований во всех трех секторах, особенно это относится к продукции радиоэлектронного комплекса.

Важным условием является также заинтересованность сектора-реципиента в трансфере, что далеко не всегда выполняется в экономике развитых стран. Поскольку для первого и второго секторов, как правило, заключение контрактов на производство продукции имеет внерыночный характер и используется модель ценообразования «издержки плюс», фирмы-производители не заинтересованы в снижении издержек производства (в частности, путем трансфера технологий из гражданского сектора). В этой ситуации необходимы мониторинг и вмешательство государства, чтобы во всех возможных случаях при производстве продукции первого и второго секторов использовались гражданские, более дешевые (за счет конкурентной среды этого сектора) аналоги. Однако такой мониторинг на практике достаточно сложен - притом, что с 1980-1990-х гг. в США идет активное и все расширяющееся применение принципа «спин-ин» при трансфере технологий.

При трансфере технологий важная роль принадлежит государству. Так, точку отсчета формирования государственной политики США по стимулированию передачи военно-космических нововведений в гражданские отрасли разные исследователи размещают то ближе, то дальше - от 1960-х до 1990-х гг. [7. С. 30, 41, 52, 79; 8. С. 7; 9]; тем не менее, по крайней мере, в 1990-х гг. процесс трансфера технологий в этой стране уже перестал носить стихийный характер. Активную деятельность по трансферу технологий («спин-офф») ведет НАСА, являющаяся частью государственной структуры [2]: так, в рамках НАСА в 1989 г. был создан Национальный центр передачи технологий [10], а в мае 2016 г. в публичное пользование было передано 56 запатентованных этим ведомством технологий [11].

Российские особенности

Исходя из отмеченных особенностей трансфера технологий, можно сделать определенные выводы об основных чертах данного процесса в России.

Исторически сложилось так, что еще с советских времен в составе ОПК страны находился не только первый (военный) сектор - что естественно, но и второй, а также значительная часть третьего: фактически все высокотехнологичное наукоемкое гражданское машиностроение было сосредоточено на предприятиях «оборонки». Тем не менее, несмотря на то, что в процессе трансфера технологий в этом случае нет необходимости выходить за рамки единого комплекса (ОПК), по ряду причин заинтересованность в этом процессе часто отсутствует как у сектора-донора, так и у реципиента. Государство, вследствие политики установления высоких сроков снятия секретности, также не способствует на деле активизации этого процесса.

Трансфер технологий по принципу «спин-офф», хотя и с определенными проблемами, в нашей стране все-таки продолжает идти. Для реализации же принципа «спин-ин» -в частности, трансфера из гражданского сектора в военный, как было показано, необходимым условием является наличие в первую очередь высокотехнологичного наукоемкого гражданского машиностроения вне ОПК. Для России это условие - в силу исторически сложившихся причин - не выполняется. Реализация принципа создания априорно многофункциональных технологий - это, конечно, самое перспективное направление, однако для его успешной реализации, в частности, должны не затягиваться сроки снятия секретности с технологий.

Военный и гражданский секторы очень сильно отличаются друг от друга по важнейшим характеристикам. В то же время в СССР они были намного ближе, чем в развитых капиталистических странах, так как гражданский сектор тогда по ряду характеристик (модель ценообразования, скорость обновления продукции) не отличался от военного. И в настоящее время первый и третий секторы (высокотехнологичное наукоемкое гражданское машиностроение), находясь в рамках одного комплекса (российского ОПК), имеют, пожалуй, больше сходства, чем в развитых странах, однако процесс трансфера технологий это обстоятельство не облегчает.

4*

В 1990-2000-х гг. разработка новых вооружений, военной и специальной техники в РФ велась в очень малых объемах из-за недостатка финансовых средств. В тот период концептуальные технические решения, реализованные в большинстве активно продаваемых российских образцов вооружений, датировались советскими временами, многие - второй половиной 1970-х гг. [6. С. 120]. Соответственно сокращался и потенциал использования трансфера технологий по принципу «спин-офф»: чем старее технологии, тем менее они востребованы. В 2010-е гг. объемы производства не просто выросли (в рамках выполнения Государственной программы вооружений до 2020 г.), разрабатываются и поставляются в Вооруженные силы новые виды вооружений, военной и специальной техники. Но при этом в расходах на выполнение государственной программы существует серьезный перекос в структуре затрат на выполнение НИОКР и на закупку военной продукции в сторону последней. Таким образом, потенциал для трансфера технологий по принципу « спин-офф» в российском ОПК в последние годы повышается, вопрос - насколько?

При неразвитости в России принципа «спин-ин» трансфера технологий внутренние потребности в высокотехнологичной наукоемкой продукции удовлетворялись путем либо импорта готовой продукции, либо технологий. С 2014 г. подобные поставки стали стоить дороже в рублевом выражении пропорционально изменению курса рубля к доллару и евро, а по ряду направлений стали в принципе невозможны из-за введенных западными странами санкций [12]. Идея о повышении самодостаточности России в области критически важных технологий высказывалась руководством страны еще ранее: по словам В. В. Путина (2011 г.), «чувствительные технологии, особенно технологии двойного назначения, по максимуму должны быть отечественными» [13]. Понятно, что актуальность этой идеи резко возросла с 2014 г., однако ее реализация зависит от ряда причин, в первую очередь финансовых: необходимы серьезные денежные вливания разработчикам перспективных технологий, а также расширение платежеспособного спроса на подобные технологии со стороны потенциальных заказчиков - компаний ОПК (при этом увеличение объемов гособоронзаказа в последние годы не сопровождается серьезным ростом рентабельности производства).

Роль государства в ускорении процесса трансфера технологий в сложившихся в российской экономике условиях может, по всей видимости, состоять в следующем:

• в сокращении до разумного предела сроков секретности технологий;

• в создании нормативной базы с целью взаимовыгодной для всех сторон реализации этого процесса;

• в поддержке государства как собственника разработчиков технологий (государственных учреждений) и потенциальных их покупателей (госкорпораций ОПК);

• в управлении процессом трансфера технологий и создания априорно многофункциональных технологий; для этого, в частности, возможно формирование государственных структур, в определенной степени аналогичных американскому Национальному центру передачи технологий.

Так, ряд экспертов предлагает создание структуры под названием Агентство военно-гражданской интеграции, в задачи которого входили бы, среди прочего, «координация, стимулирование и организационное обеспечение работ заказчиков оборонной продукции в части выявления, оценки и распространения» технологий двойного назначения [1. С. 15]. Правда, возникает естественный вопрос: какова будет эффективность подобной созданной в российских реалиях с благими целями бюрократической структуры, но проблема государственного регулирования процесса трансфера технологий является насущной не только в нашей стране (подобное регулирование с переменным успехом осуществляется в США).

Несколько перефразируя слова героя «Театрального романа» М. А. Булгакова («Ваша пьеса тоже хорошая, теперь только стоит ее сочинить, и все будет готово»), можно констатировать, что трансфер двойных технологий - хорошая идея, осталось только придумать, как ее осуществить в современных российских условиях.

Литература

1. Рассадин В. Н., Хрусталев Е. Ю., Мустафина Я. М. Состояние и тенденции развития механизмов распространения технологий и изделий двойного применения // Научный журнал КубГАУ. - 2016. - № 2. ШЬ: http://www.ej.kubagro.ru/2016/02/pdf/46.pdf/

2. Plan for Accelerating Technology Transfer at NASA. October 2012 // NIST. National Institute of Standards and Technology. U. S. Department of Commerce. URL: http://www.nist.gov/tpo/publications/upload/NASA-Tech-Transfer-Plan.pdf

3. Revolution in the Defence Electronics Market? An Economic Analysis of Sectoral Change URL: www2.uwe.ac.uk/faculties/BBS/BUS/Research/ economics_25202005/0506_2520Revolution%2520in%2520the%2520De fence%2520Electronics%2520Market%2520An%2520Economic%2520An alysis%2520of%2520Sectoral%2520Change.pdf

4. Емельянов С. В. США: конверсия военной науки. - М.: Международные отношения, 1999. - 224 с.

5. Барановский А. Авиастроители устремились в энергетику// НГ-Политэкономия. - 2000. - 5 нояб.

6. Соколов А. В. Сравнительная оценка финансово-экономического состояния предприятий оборонной промышленности РФ / ИЭОПП СО РАН. - Новосибирск, 2010. - 195 с.

7. Панкова Л. В. Инновационная составляющая военной экономики США. - М.: ИМЭМО РАН, 2006. - 178 с.

8. Прокопенкова И. О. Поддержка инноваций в космической промышленности: опыт США и Европы // Проблемы национальной стратегии. - 2013. - № 6.

9. Передача военно-космических достижений в гражданскую экономику США. - М.: ИНИОН РАН, 1993.

10. Рахманов А., Буренок В., Глушков А. О коммерческом потенциале двойных технологий, разрабатываемых в ходе выполнения оборонных заказов. URL: http://www.sumtech.ru/zhurnal/tehnopanorama/dvoynie-tehnologii.aspx

11. НАСА передало в публичное пользование более 50 запатентованных технологий // Новости ВПК. - 2016. - 10 мая. URL: http://vpk. name/news/154915_nasa_peredalo_v_publichnoe_polzovanie_bolee_50_ zapatentovannyih_tehnologii.html

12. К России применили двойные технологии // Ведомости. -2014. - 28 март. URL: https://www.vedomosti.ru/newspaper/ articles/2014/03/28/k-rossii-primenili-dvojnye-tehnologii

13. РИА Новости. Россия сегодня. - 2011. - 20 апр. URL: https://ria. ru/science/20110420/366511446.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.