Научная статья на тему 'Высокотехнологичное и наукоемкое производство: проблемы и неопределенность будущего'

Высокотехнологичное и наукоемкое производство: проблемы и неопределенность будущего Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
904
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЕ НАУКОЕМКИЕ ПРОИЗВОДСТВА / HIGH-TECH KNOWLEDGE-INTENSIVE PRODUCTION / ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX / МЕТАЛЛУРГИЯ / METALLURGY / ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СТРУКТУРЫ / INTEGRATED STRUCTURES / ПОДПРОГРАММА / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА / PRODUCT DIVERSIFICATION / ГРАЖДАНСКАЯ ПРОДУКЦИЯ / CIVIL PRODUCTS / НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ БУДУЩЕГО / UNCERTAINTY OF THE FUTURE / PROGRAM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколов А. В., Бажанов В. А.

В статье на примере оборонно-промышленного комплекса (ОПК) показывается неопределенность будущего высокотехнологичных и наукоемких производств. Рассмотрен опыт СССР, приведший к проблемам этих производств в современном ОПК. Кратко характеризуется опыт двух последних десятилетий и показывается неэффективность применяемых механизмов, в частности интегрирования производств, проводится параллель с металлургией. Коротко анализируется подпрограмма развития ОПК в Государственной программе «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technology-intensive Enterprises: Problems and Uncertainty about the Future

In this paper for a military-industrial complex (MIC ) shows the uncertainty of the future of technology-intensive industries. Experience shows that the USSR and the problems of these industries in the modern defense industry. Summarizes the experience of the last two decades and shows procedures are inefficient, in particular the integration of production, draws a parallel with metallurgy. Briefly analyzed subroutine DIC development in the State Program «Development of the industry and enhance its competitiveness».

Текст научной работы на тему «Высокотехнологичное и наукоемкое производство: проблемы и неопределенность будущего»

Высокотехнологичное и наукоемкое производство: проблемы и неопределенность будущего

A.В.СОКОЛОВ, кандидат экономических наук, Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН,

B.А. БАЖАНОВ, кандидат экономических наук, Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск. E-mail:vab@ieie.nsc.ru

В статье на примере оборонно-промышленного комплекса (ОПК) показывается неопределенность будущего высокотехнологичных и наукоемких производств. Рассмотрен опыт СССР, приведший к проблемам этих производств в современном ОПК. Кратко характеризуется опыт двух последних десятилетий и показывается неэффективность применяемых механизмов, в частности интегрирования производств, проводится параллель с металлургией. Коротко анализируется подпрограмма развития ОПК в Государственной программе «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Ключевые слова: высокотехнологичные наукоемкие производства, оборонно-промышленный комплекс, металлургия, интегрированные структуры, подпрограмма, диверсификация производства, гражданская продукция, неопределенность будущего

Это было давно, в СССР

Проблемы, которые пытается решать современная отечественная экономика, делятся на те, что она унаследовала от советского периода, и те, что возникли и продолжают появляться за прошедшие два с небольшим десятилетия после распада СССР.

В советской экономике существовали производства, которые реально конкурировали с аналогами промышленно развитых стран. В первую очередь, это можно сказать о вооружениях и военной технике (ВВТ1), а также ряде видов гражданской продукции (но не товаров народного потребления) - в частности, космической и атомной программам.

1 В настоящее время используется аббревиатура ВВСТ - вооружения, военная и специальная техника.

ЭКО. - 2014. - №1

СОКОЛОВ А.В., БАЖАНОВ В.А.

Конкуренция в данных направлениях осуществлялась по тактико-техническим характеристикам, а не по параметру «цена - качество». Отечественная «оборонка» научилась хорошо производить продукцию с заданными тактико-техническими параметрами в сжатые сроки, не ставя перед собой цели минимизации ресурсов на заданный объем выпуска (отметим, что в западных странах военный сектор также был фактически вынесен за рамки рыночной экономики).

При этом в советской экономике фактически отсутствовал механизм передачи двойных технологий, которые могут использоваться не только в военных целях, в гражданский сектор. С одной стороны, этому препятствовали длительные (в сравнении с западными странами) сроки снятия секретности с технологий; с другой - советская экономика, не сталкиваясь с внешней конкуренцией на рынке большинства товаров гражданского назначения, не имела стимулов внедрять новые технологии. Таким образом, для отечественной экономики разработка и выпуск новых ВВТ обходились сравнительно дороже, чем для западных стран: те компенсировали часть подобных затрат прибылью от реализации двойных технологий в гражданском секторе, отечественная «оборонка» - нет.

Для разработки и производства продукции, способной реально конкурировать с западными аналогами, отечественной «оборонке» предоставлялся неограниченный доступ к наиболее качественным ресурсам - материальным, технологическим, трудовым. По сути, были созданы своеобразные «анклавы» высокотехнологичного производства.

Отсутствие механизма минимизации издержек особенно стало контрастировать с принципами построения западной экономики с середины 1980-х гг., когда США стали проводить реструктуризацию своего военного сектора. Одним из ее принципов стала ориентация на заимствование в производстве ВВТ достижений гражданского высокотехнологичного машиностроения, конкурентного по своей природе, и, следовательно, имеющего относительно более низкие средние издержки, связанные с НИОКР и производством продукции, чем чисто военные отрасли. В СССР же за пределами военно-промышленного комплекса никакого высокотехнологичного машиностроения практически не существовало, поэтому применение данной модели оказалось невозможным.

В советской экономике на порядок более длительные, чем в США, сроки передачи двойных технологий из военного сектора в гражданский имели два следствия. Во-первых, отрасль лишалась прибыли от производства высокотехнологичной конкурентоспособной гражданской продукции, что вело к росту экономических издержек производства ВВТ. Во-вторых, выпуск ВВТ и приоритетных видов гражданской продукции невозможен исключительно внутри анклавов, он требует поставок части комплектующих из других секторов. Созданные препятствия для своевременного распространения технологий за пределы анклавов приводили к разрыву в уровне технологических укладов в разных секторах экономики и создавали проблемы для производства высокотехнологичной продукции.

Таким образом, советская экономика, разрабатывая и производя ряд конкурентоспособной в мире по тактико-техническим характеристикам продукции, была неэффективна относительно промышленно развитых стран с позиций размещения ресурсов.

20 лет топтания на месте

Ключевым стратегическим направлением развития российской экономики является переход от преимущественно экстенсивного пути развития к интенсивному (инновационному). Такая стратегия была актуальна еще в советские времена, однако действенных способов ее реализации не было найдено.

Реформы 1990-х годов с их характерной чертой - отсутствием инвестиций во многих секторах (за исключением добывающих), формально создали предпосылки для поиска путей интенсивного и инновационного развития, выхода на технологии более высоких технологических укладов. Реально же в этих отраслях, в первую очередь, в машиностроении в целом и оборонно-промышленном комплексе (ОПК), в частности, происходила деградация, потеря имеющихся с советских времен технологий.

Одна из ключевых проблем современной российской экономики, на наш взгляд, состоит в том, что в ней отсутствуют механизмы достижения эффективности деятельности экономических субъектов различных уровней. Кроме того, создается впечатление, что ряд крупных экономических

субъектов с солидным временным лагом реагируют на вызовы предыдущей эпохи, что соответствует известному тезису «генералы всегда готовятся к прошедшей войне». Поясним это на примерах.

Отечественный ОПК на протяжении почти двух десятилетий испытывал серьезные проблемы с государственным заказом. При этом именно на оборонных предприятиях было сосредоточено высокотехнологичное машиностроение (как военное, так и гражданское). Фактически единственным вариантом выживания для российской «оборонки» стала работа на экспорт.

История, как известно, не терпит сослагательного наклонения, и поэтому остается только гадать, к каким результатам привело бы резкое увеличение объема денежных средств, выделяемых на приобретение ВВСТ в рамках госзаказа, случись оно в начале нулевых годов: для этого было достаточно лишь уменьшить поток денежных средств, направляемых в Стабилизационный фонд. Однако можно сказать с уверенностью, что результат был бы качественно иным по сравнению с тем, что происходило в начале 2010-х годов, когда государство наконец-то - в рамках Государственной программы вооружений до 2020 г. - стало закупать ВВСТ не в единичных экземплярах, а серийно.

Проблема в том, что средств для осуществления НИОКР в требуемом объеме у российской «оборонки» в предыдущие два десятилетия, по сути, не было, и современной ключевой задачей является именно разработка принципиально новых видов продукции. Вместо этого Россия имеет все шансы вложить серьезные деньги в закупку техники уже морально устаревшей или той, которая устареет в ближайшее время.

Интегрированная неэффективность

В программно-прогнозных государственных документах на перспективу до 2020 г., возможно, с учетом этого основным приоритетом политики развития оборонно-промышленного комплекса объявляется переход на инновационный путь реализации конкурентных преимуществ, продвижения технологий и продукции на рынки высокотехнологичных товаров и услуг, развития современных форм международного сотрудничества.

Следующим примером реагирования на устаревшие вызовы является рынок слияний и поглощений (М&А). Если рассматривать процессы интеграции в российских обрабатывающих производствах за последнее десятилетие - в первую очередь в металлургии и ОПК, то возникает ощущение, что это абсолютно самоценный и самодостаточный процесс, не связанный с целью роста эффективности деятельности компаний.

Компании российской металлургии с 2003 г. вели активную политику приобретения в первую очередь зарубежных активов. До начала мирового кризиса цены на металлы - в основном цветные - находились на аномально высоком уровне, что обеспечивало отечественной металлургии, преимущественно работающей на экспорт, рост прибылей. Кроме того, в этот период металлургические компании легко получали кредиты западных банков, результатом чего стали беспрецедентно высокие уровни внешних задолженностей металлургических компаний.

Создается впечатление, что у российских металлургов отсутствовала четкая стратегия в вопросах, какие именно активы необходимо приобретать и какова максимальная цена, которую следует платить. Возможно, руководство компаний некорректно применяет опыт деятельности на российском рынке в 1990-е годы, когда приобрести активы можно было по ценам, не отражающим их истинной стоимости, а основная проблема заключалась в том, как эти активы суметь удержать. В такой ситуации оптимальной стратегией действительно было аккумулирование как можно большего количества активов.

Та же политика в 2000-х дала принципиально иные результаты: за активы нужно было платить по мировым рыночным ценам, и к каждой покупке подходить взвешенно, рассчитывая эффективность данного приобретения. Поскольку это требование не соблюдалось, на начало 2010-х годов российская металлургия представляла собой высококонцентрированную отрасль со значительной рыночной властью у компаний; новые технологии, как правило, приобретались вместе с зарубежными активами и оставались локализованы там же; у компаний были высокое отношение величины чистого долга к объему выручки и низкие показатели рентабельности производства. Последнее, в частности, свидетельствует о том, что рост компаний «вширь» не дал синергетического эффекта ввиду непродуманности подобной политики.

В российском ОПК одним из основным направлений реформирования в 2000-е годы являлось создание государством методами жесткого администрирования крупных интегрированных структур (с многоуровневыми отношениями собственности: находящиеся на верхнем уровне иерархии такие структуры, как правило, представляют собой ОАО с контрольным пакетом акций в руках государства и, в свою очередь, владеют контрольными пакетами акций других аналогичных структур либо непосредственно предприятий, расположенных на нижних уровнях иерархии. Таким образом, государство, формально снижая свое присутствие в российской «оборонке» (параллельно идет процесс приватизации государственных оборонных предприятий), реально на начало 2010-х годов по-прежнему являлось крупнейшим ее собственником. При этом сформированные искусственным образом интегрированные структуры имели невыразительные результаты деятельности - наиболее яркими примерами являются объединенные авиастроительная и судостроительная корпорации.

По сути, как и в металлургии, можно говорить о политике М&А в «оборонке» как исключительно о самоценном процессе, мало влияющем на эффективность российского ОПК.

Незначительный в сравнении с развитыми странами объем финансирования, направляемого в России на разработку и создание реально инновационной продукции, отсутствие средств, необходимых для смены производственных мощностей, решения кадровой проблемы, привели к тому, что в тяжелом состоянии оказались многие сферы деятельности, которые и должны обеспечивать качественный рост отечественной экономики.

Высокотехнологичная и наукоемкая «неопределенность будущего»

Перспективы развития ОПК в чем-то можно проследить по открытой части подпрограммы 5 «Ускоренное развитие оборонно-промышленного комплекса» Государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее кон-курентоспособности»2 (далее - Госпрограмма), которая была

2 Государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Официальный портал Министерства промышленности и торговли РФ. URL: http://www.minpromtorg.gov.ru

утверждена в новой редакции Распоряжением Правительства Российской Федерации в январе 2013 г. Цель подпрограммы 5 - превращение к 2020 г. «научно-технического и производственно-технологического потенциала ОПК в поддерживаемый государством действенный инновационный ресурс путем ускоренной технологической модернизации, реализации его конкурентных преимуществ, и развитие кадрового потенциала оборонно-промышленного комплекса»3. Перевести в это состояние предполагается ОПК нынешний, характерные черты которого следующие:

- исчерпание технологического задела;

- технологическое отставание от уровня ведущих зарубежных стран и усиление зависимости российской экономики от зарубежных технологий;

- устаревание парка производственного оборудования;

- недостаточная загрузка производственных мощностей в рамках государственного оборонного заказа;

- сложное финансово-экономическое положение значительной части организаций ОПК;

- дефицит квалифицированных кадров.

В тексте подпрограммы предполагается, что все это можно преодолеть до 2020 г., решив ряд задач, из числа которых выделим наиболее, на наш взгляд, существенную, а именно - обеспечение инновационного развития оборонно-промышленного комплекса, включая диверсификацию производства с использованием технологий двойного назначения, в том числе на базе инновационных территориальных кластеров.

Еще в период активных процессов конверсии оборонных производств было замечено, что для предприятий, менее специализированных на производстве оборонной продукции, диверсификация относительно легко осуществима, для более специализированных - трудна. Подобная модель продемонстрирована в обзоре, подготовленном по результатам деятельности нескольких сотен мелких и средних оборонных фирм США. Более того, в составе крупных оборонных компаний, таких как McDonnellDouglas, GeneralDynamics и Grumman, функционируют многочисленные подразделения, плотно

3 Государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Официальный портал Министерства промышленности и торговли РФ. URL: http://www.minpromtorg.gov.ru

связанные с обороной, и попытки разрабатывать для них проекты диверсификации вызывали затруднения4.

Тем не менее в США с середины 1980-х годов активно проходит процесс коммерциализации оборонного производства. Если раньше можно было привычно ассоциировать военно-промышленный комплекс США с такими крупнейшими компаниями, как McDonnellDouglas, Hughes, Raytheon, то сейчас огромную часть американского ВПК составляют сравнительно небольшие частные военные компании, обслуживающие армию, военное производство и американские спецслужбы. Среди этих компаний велика доля производителей комплектующих изделий и узлов для чисто военной продукции (например, в авиастроении, в промышленности обычных вооружений)5. Естественно, что такие частные фирмы действуют в соответствии с основным критерием предпринимательской деятельности - систематическим получением прибыли.

Отметим также для справки, что в настоящее время значимое место среди оборонных компаний мира занимают многопрофильные объединения, в деятельности которых преобладают аэрокосмическая и электронная отрасли. Наиболее крупные американские (а, следовательно, и мировые) оборонные корпорации, а также BAE Systems, выросли из авиастроительных компаний. Таким образом, авиационно-космическая и электронная промышленность сейчас доминируют в оборонной индустрии мира, а авиационные системы вооружения являются наиболее дорогостоящими из всех видов военной техники6. В целом ведущие оборонные компании мира созданы в последние два десятилетия в результате активной консолидации и поглощения других предприятий. Они активно стремятся к диверсификации и повышению удельной доли гражданского сектора в своей деятельности7.

Уровень диверсифицированности ОПК с точки зрения сочетания долей военной и гражданской продукции в России в 2011 г. выглядел следующим образом (таблица).

4 ФельдманД.М. Организация промышленной конверсии как основы разоружения и развития // Проблемы теории и практики управления. - 2001. - № 4. - С. 4652.

5 Фролов А.В. Частные военные компании США // Война и мир. URL: http:// www.warandpeace.ru/ru/reports/vprint/28218/

6 Пухов Р. Мировой ВПК сегодня и завтра // Военно-промышленный курьер ВПК.-2010. - 27 окт. URL: http://vpk-news.ru/articles/5775

7 Там же.

Отраслевая структура выпуска различных видов продукции предприятиями оборонной промышленности РФ в 2011 г., %

Отрасль Вид продукции Всего

военная гражданская

Промышленная

Авиационная промышленность 43,3 29,2 38,5

Ракетно-космическая промышленность 5,7 9,1 6,9

Промышленность обычных вооружений 14,7 26,8 18,8

Промышленность боеприпасов и спецхимии 3,1 9,5 5,3

Судостроительная промышленность 17,3 14,8 16,5

Радиоэлектронный комплекс 15,8 10,6 14,1

Итого: 100,0 100,0 100,0

Научно-техническая

Авиационная промышленность 21,1 22,6 21,6

Ракетно-космическая промышленность 25,2 61,4 38,3

Промышленность обычных вооружений 20,4 2,2 13,8

Промышленность боеприпасов и спецхимии 5,3 0,8 3,7

Судостроительная промышленность 10,0 4,6 8,0

Радиоэлектронный комплекс 18,1 8,3 14,6

Итого 100,0 100,0 100,0

Источник: Военно-промышленный комплекс России. Структурные показатели 2000-2011 гг. - М.: ТС-ВПК, 2012 (Электронный ресурс - СР)

Из таблицы видно, что в России также доминирующее положение в производстве военной продукции занимает авиастроение. Эта отрасль наиболее диверсифицированна - почти 30% всего производства гражданской продукции в оборонной промышленности РФ. Второе место по производству продукции гражданского назначения занимает промышленность обычных вооружений - 26,8% всего выпуска оборонной продукции. По продукции НИОКР наиболее диверсифицированна ракетно-космическая отрасль - более 60% всех НИОКР в гражданской промышленности. В указанных отраслях большая часть гражданской продукции и продукция двойного назначения в чаще всего пока не вполне соответствует высоким мировым уровням по технологичности и наукоёмкости.

Возникает естественный вопрос: можно ли создать в России нечто близкое по уровню к мировым образцам за семь лет? Если отвечать утвердительно, то необходимо в короткие

сроки разработать и внедрить механизмы, позволяющие использовать двойные технологии и привлекать частные фирмы, оснащенные соответствующей техникой и технологиями (которых нет на оборонных предприятиях) для соответствующих производств. Найдутся ли за семь лет такие фирмы в России? Прогнозировать появление в обозримой перспективе частных военных компаний, по аналогии с США, вряд ли продуктивно, несмотря на активное акционирование бывших ФГУПов. Можно предположить, что решение задачи диверсификации возможно в более отдаленной перспективе, так же как и заявленные в подпрограмме такие основные ожидаемые конечные результаты, как создание производств на новой технологической основе по выпуску нового поколения ВВСТ, необходимых импортозамещающих производств и повышение качества и конкурентоспособности продукции ОПК. Добавим к этому указанный в подпрограмме основной риск, связанный с возможностью существенного изменения и недофинансирования государственной программы вооружения в рамках гособоронзаказа.

Последние события в бюджетной политике государства показывают, что эти риски уже начали проявляться. Тем не менее во всех прогнозных документах, в том числе и в подпрограмме 5, сохраняется статус ОПК как «локомотива инновационного развития экономики». В этой подпрограмме указывается, что осуществление ускоренной технологической модернизации и инновационного развития ОПК должно решить ряд приоритетных задач социально-экономического развития России, таких как:

- преодоление научно-технического и технологического отставания отечественной промышленности;

- развитие высокотехнологичных отраслей, переход на инновационный путь развития и создание условий для устойчивого экономического роста;

- насыщение внутреннего рынка конкурентоспособной высокотехнологичной продукцией гражданского назначения.

Позволим себе предположить, что решение этих приоритетных задач также отодвинется на более отдалённую перспективу, так как сейчас и до 2020 г. первоочередной задачей сохранившихся оборонных предприятий останется выполнение достаточно объёмных государственных оборонных

заказов в рамках реализации Государственной программы вооружений, и им будет некогда заниматься созданием (в большинстве случаев - с нуля) базы для производства высокотехнологичной наукоёмкой гражданской продукции.

Возможно, более реальными выглядят прогнозы в опубликованном на федеральном портале в 2006 г., то есть еще до кризиса 2008-2010 гг. и кардинально резкого увеличения затрат на национальную оборону, материале «Перспективы развития российского оборонно-промышленного комплекса и ВПК»8. В нем конечной целью технологического развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2025 г. обозначено обеспечение оснащения Вооруженных сил и других силовых структур новыми образцами, типами и видами ВВСТ в требуемых количествах в заданные сроки, а также сохранение за Россией статуса одного из мировых лидеров в области военно-технического сотрудничества. ОПК, как заявляли авторы прогноза, должен стать наиболее наукоемким и высокотехнологичным сектором российской экономики, решать задачи создания и расширения выпуска конкурентоспособной наукоемкой и высокотехнологичной продукции гражданского назначения.

Вместе с тем прогнозы до 2030 г. (хотя вероятность прогнозируемого технологического развития данного сектора российской экономики и оценивается как достаточно высокая) связываются с большим числом рисков и различного рода неопределённостей.

Поэтому сейчас весьма трудно делать какие-либо выводы по поводу инновационного развития экономики России; тем не менее, при всех пертурбациях 1990-х и 2000-х годов, позволим себе надеяться, что высокотехнологичные виды экономической деятельности в промышленности РФ останутся в предстоящее третье десятилетие центром активизации инновационных процессов в стране. Настораживает только то, что перспективы инновационной парадигмы в России становятся все более и более неопределенными.

8 Перспективы развития российского оборонно-промышленного комплекса и ВПК, 2006 г. Федеральный портал. URL: http:// protown.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.