Вестник Института экономики Российской академии наук
5/2019
Г.А. ВЛАСКИН
кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник ФГБУН Институт экономики РАН
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ОПК КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОСТРОЕНИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ1
В статье рассматривается процесс наращивания в ОПК выпуска конкурентоспособной высокотехнологичной гражданской продукции на основе диверсификации. Показано, что интеграция наукоемкого потенциала оборонного комплекса и гражданской сферы ускорит переход к новой инновационной модели экономического развития и будет способствовать вхождению нашей экономики в высококонкурентный мировой рынок. На примере США и Китая анализируются выгоды и преимущества военно-гражданской интеграции. Описаны наиболее успешные практики диверсификации в нашей стране. Отмечается, что несмотря на предпринимаемые законодательные и организационные меры, формирующийся механизм диверсификации еще далек от совершенства. В работе выявляются существующие здесь барьеры и трудности, а также предлагаются шаги по их преодолению и дальнейшему совершенствованию управляемости процессом диверсификации комплекса в интересах ускорения инновационного развития отечественной экономики в целом.
Ключевые слова: ОПК, диверсификация, гражданская продукция, инновации, управление, стимулирование, национальные проекты, высокие технологии, специнвестконтракт.
О14, О32. Э01: 10.24411/2073-6487-2019-10061
Впервые на официальном уровне задача перехода к новой индустриальной модели организации отечественного производства путем повышения степени интеграции оборонно-промышленного комплекса (далее ОПК) в народное хозяйство была выдвинута Президентом РФ в Перечне Поручений от 23 сентября 2016 г. № Пр-1845
1 Статья подготовлена в рамках научных исследований, проводимых по теме государственного задания «Структурная модернизация российской экономики в контексте формирования новой модели развития».
«О мерах по использованию потенциала оборонно-промышленного комплекса в производстве высокотехнологичной продукции гражданского назначения, востребованной на внутреннем и внешних рынках»2, а уже в декабре того же года в президентском Послании Федеральному Собранию были обозначены целевые ориентиры этой инициативы, а именно: к 2020 г. довести долю высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения в производстве предприятиями ОПК не менее чем до 17%, к 2025 г. - до 30%. А к 2030 г. предприятия комплекса должны выпускать для гражданского сектора как минимум половину своей продукции3. С одной стороны, необходимость диверсификации ОПК связана с завершением планового процесса переоснащения вооруженных сил и, соответственно, с сокращением объема гособоронзаказа, который долгое время был основным стимулом повышения экономической эффективности для предприятий комплекса. До 2020 г. ОПК придется пройти пик загрузки по гособо-ронзаказу, после чего начнется постепенное сокращение выпуска продукции военного назначения. Однако уже в 2018 г. Россия впервые за 13 лет не вошла в пятерку стран - лидеров по военным расходам [1].
С другой стороны, высвобождающиеся в результате диверсификации мощности ОПК планируется направить на преодоление технологического отставания гражданского производства и на дальнейшее развитие отечественной экономики в целом, продвигая ее на ведущие позиции в мире, стимулируя приумножение высокотехнологичного бизнеса и предпринимательства, поощряя создание новых квалифицированных рабочих мест и пополняя бюджет страны дополнительными доходами за счет роста налоговых поступлений.
Именно ОПК, как одна из передовых отраслей российской экономики с высокой добавленной стоимостью и большим мультипликативным эффектом, обладает необходимым научно-техническим и производственным опытом и квалифицированным персоналом: в этом секторе создается порядка 70% всей российской наукоемкой продукции и около трети мирового импорта вооружений и военной техники [2]. Сегодня в оборонном секторе сформирован научно-технический задел, позволяющий совершить прорыв по целому ряду направлений современного технологического развития (ядерные, лазерные, авиакосмические технологии, специальные материалы и сплавы и др.). Сектор успешно справляется с заменой импортных технологий и комплектующих отечественными изделиями и техно-
2 См. base.garant.ru/77673910 (дата обращения: 01.07.2019).
3 Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ 1 декабря 2016 г. М., Кремль / Президент России, официальный сайт. М., 2016. www.kremlin.ru/events/ president/news/53379 (дата обращения: 01.07.2019).
Вестник ИЭ РАН. №5. 2019 С.97-113
логиями, завершив мероприятия по импортозамещению продукции двойного и военного назначения из Украины в 2018 г. и планируя прекратить ее поставки из стран НАТО и Евросоюза к 2020 г. О масштабах предстоящей работы говорит тот факт, что в Государственной информационной системе промышленности (ГИСП), созданной Минпром-торгом РФ, зарегистрировано 2190 предприятий, которые будут задействованы в программе диверсификации [3]. Причем следует заметить, что трансфер технологий в рамках диверсификации должен стать улицей с двусторонним движением - ведь и ОПК может стать активным потребителем новых технологий, рождающихся в гражданской сфере (например, в области телекоммуникаций).
Очевидно, что процесс диверсификации затронет далеко не все предприятия ОПК. Для целого ряда из них выход на рынки гражданской продукции представляется крайне затруднительным или вовсе невозможным (ядерный оружейный комплекс, ракетные системы, специальные боеприпасы), хотя небольшая часть предприятий даже указанных направлений тем не менее уже занимает определенный сегмент на рынках гражданской продукции. В отношении же большинства предприятий ОПК реализация диверсификации представляется в принципе не только возможной, но и необходимой, несмотря на то, что она неизбежно будет сопровождаться высокими затратами и серьезной реорганизацией комплекса.
Зарубежный опыт военно-гражданской интеграции
и российская история
С проблемами взаимодействия гражданского и военного секторов экономики в интересах конкуренции и обмена передовыми технологиями сталкиваются многие страны с развитой военной индустрией, но строится эта кооперация везде по-разному. Так, в США и Франции военная промышленность развивается в основном как промышленность двойного назначения, производящая как гражданскую, так и военную продукцию. Причем следует отметить, что в этом симбиозе доходы военно-промышленных компаний от сбыта гражданской продукции обычно превышают военную долю за редким исключением. В частности, продукция гражданского назначения в общей выручке такой крупнейшей компании смешанного профиля, как Lockheed Martin Corp., составляла в 2015 г. около 21%, в то время как в других подобных по масштабам компаниях Boeing и Airbus Group она составляла 71 и 82% соответственно [4].
Успешной интеграции способствуют также эффективно функционирующие в этой сфере механизмы государственно-частного партнерства и система стимулирования взаимодействия военного и гражданского
секторов экономики. Например, возможность участия частных фирм в гособоронзаказе США активизирует мощную конкуренцию между ними за поставки государству военной продукции, в том числе на экспорт. Сотрудники Пентагона с этой целью открыли специальное представительство в Кремниевой долине, стремясь первыми перехватить у местных частных фирм наработки в области высоких технологий для их возможного использования в военном секторе, заключая с ними дорогостоящие контракты уже непосредственно для производства и испытаний передовых образцов военной техники и вооружений, основанных на применении искусственного интеллекта, робототехники, ЭЭ-печати и др.
В Китае вопросы интеграции военного и гражданского производства постоянно находятся в центре внимания руководства страны, но пока формально и тот и другой секторы функционируют независимо друг от друга. Однако при этом существующий механизм трансфера технологий позволяет таким крупным высокотехнологичным флагманам гражданского сектора, как ZTE, Huawei, Baidu, Alibaba, Tencent оставаться основными поставщиками передовых гражданских технологий, используемых военно-промышленными корпорациями КНР для их последующей адаптации к нуждам. Такая интеграция позволяет Китаю ускоренными темпами двигаться в направлении производства военной техники, соответствующей или превосходящей мировые стандарты качества, преодолевать последствия западного эмбарго на экспорт в страну продукции военного и двойного назначения. Кроме того, эта интеграция дала мощный импульс для развертывания на военно-промышленных корпорациях производства гражданских товаров. Если в начале 1980-х годов гражданская продукция китайского ОПК составляла не более 10% производства, то в 2000-х доля товаров гражданского назначения в валовой продукции оборонных предприятий Китая достигла 80% [5].
В перспективе намечается, что государственные оборонные и передовые гражданские предприятия должны быть объединены в одну связку и демонополизированы. Это позволит, как считают в Китае, сформировать более компактную и эффективную систему промышленного производства, в рамках которой интегрированные гражданские и военные структуры станут промышленно-технологическим ядром всей экономики КНР, следуя опыту американских гигантов Boeing, Lokheed Martin и Raytheon.
Отметим, что у России есть собственный опыт конверсии и диверсификации отечественного производства. Достаточно вспомнить индустриализацию Э0-х годов прошлого века, а также восстановление экономики СССР в послевоенные годы. Результатом экономической политики тех лет стали прогрессивные структурные преобразования в народном хозяйстве. При этом доля производимой ОПК граждан-
ской продукции на протяжении последующего периода выросла почти до 50%. С этой целью задействовались как мощности оборонных предприятий, так и специализированные производства, использующие технологии военного и двойного назначения.
Не в пример этим успехам попытка «конверсии» оборонных предприятий в СССР на рубеже 1980-1990-х годов, навеянная ожиданиями окончания «холодной войны», которая завершилась полной неудачей и даже нанесла серьезный ущерб предприятиям ОПК, стабильно работавшим и обеспечивающим безопасность страны в годы «железного занавеса». Надежды на использование в ходе «конверсии» либеральных рыночных механизмов при этом обернулись полным развалом не только оборонной промышленности, но и серьезными потерями для экономики страны в целом. Не случайно впоследствии в официальных материалах термин «конверсия» уже редко используется, как скомпрометировавший себя.
Только за первую половину 90-х годов сокращение оборонного заказа более чем в семь раз привело к потере примерно 300 современных технологий, около половины из них предусматривали разработку и производство продукции двойного и гражданского назначения. Расчетная прибыль от производства условной единицы военной продукции с учетом доходов от ее экспорта минимум на треть превышала гражданскую как в тот период, так и сегодня. Для компенсации выпадающих доходов от высокорентабельной продукции военного назначения оборонным предприятиям к 2025-2030 гг. с позиции диверсификации нужно в разы увеличивать производство и сбыт гражданских товаров. Однако, учитывая длительные технологические сроки, переориентация напрямую зависит и от реального финансирования, и от спроса со стороны гражданского и военного заказчика [6].
Стратегические ориентиры и барьеры диверсификации
Мало быть убежденным в жизненной необходимости и реальной осуществимости амбиционных задач, поставленных в рамках развертывающихся процессов диверсификации. Необходимо реально представлять себе, что для адаптации оборонных мощностей под выпуск гражданской продукции предстоит приложить немалые усилия: в частности, новые производства потребуют значительных инвестиций, новых управленческих решений, а также подготовки высококвалифицированных кадров. В этой связи необходимо как можно быстрее устранить мешающие развитию процесса диверсификации законодательные и организационные барьеры.
Во-первых, речь идет о пока еще недостаточной мотивации ряда предприятий сектора ОПК, свыкшихся с выпуском военной продук-
Г. А. Власкин
ции в условиях гарантированного гособоронзаказа, к их переориентации на внутренний и внешние рынки гражданской продукции, во многих случаях уже занятый десятками своих и зарубежных конкурентов, давно освоившихся на этих рынках и без борьбы не собирающихся покидать их в условиях высокого спроса на выпускаемую ими продукцию.
Во-вторых, при сокращении гособоронзаказа и отсутствии его быстрой компенсации прибылью за счет роста производства и сбыта гражданской продукции существует опасность недозагрузки производственных мощностей, снижения рентабельности и даже полной остановки производств с отправкой работников предприятий в бессрочный отпуск. Естественно, что такой сценарий для предприятий оборонной отрасли является неприемлемым.
В-третьих, нельзя упускать из виду, что большинство оборонных предприятий, производящих конечную продукцию, являются режимными объектами с разными формами допуска. Например, им запрещено приглашать на свои предприятия иностранных специалистов даже из компаний, с которыми они кооперируются. Поэтому изготовление военной и гражданской продукции на одних и тех же производственных площадях практически исключено. В этом случае придется создавать новое гражданское производство на специально выделенной территории. Только таким образом можно будет сохранить конфиденциальность, которая обязательна для предприятий ОПК. Данный аспект также является барьером на пути диверсификации, который, впрочем, преодолим.
В-четвертых, сегодня одна из основ успешной деятельности на внутреннем и мировом рынках - наличие тесных кооперационных связей между компаниями, позволяющих им не отгораживаться друг от друга, а совместно разрабатывать мероприятия, которые адекватны рынку и на которых может заработать каждый из кооперантов, то есть использовать так называемые сетевые модели. К сожалению, как показывает практика, крупные корпорации российского ОПК функционируют обособленно друг от друга, неохотно делятся разработками, прибегая только к проверенным годами взаимодействиям, что лишает бизнес необходимой гибкости и динамики. Отсутствие кооперации на рынке гражданской продукции оставляет такие предприятия без очевидных выгод и мешает росту эффективности.
В-пятых, не отвечает интересам диверсификации и низкая капитализация инновационных организаций, неурегулированность вопросов охраны прав на результаты интеллектуальной деятельности, используемые в «оборонке», при передаче их гражданскому сектору, которые могут применяться для разработки и производства продукции двойного и гражданского назначения.
ФГУП «ВНИИ «Центр», объявленный организацией ключевых компетенций по электронно-аналитическому сопровождению задач диверсификации, провел работу по выявлению факторов, негативно влияющих на процессы диверсификации. К ним, помимо вышеперечисленных проблем, специалисты Центра относят и ряд других препятствий, с которыми сталкиваются предприятия ОПК в ходе диверсификации: отсутствие компетентной рыночной службы маркетинга и сервиса, из-за чего предприятия плохо информированы об отечественном и зарубежном спросе на гражданскую продукцию; неспособность продвигать свой продукт на рынке; нехватка дешевых оборотных средств; недостаток квалифицированного персонала; слабая реальная поддержка диверсификации со стороны государства; низкий платежеспособный спрос на продукцию и др.
По итогам совещания 24 января 2018 г. в ПАО «Объединенная дви-гателестроительная корпорация - Уфимское моторостроительное производственное объединение», посвященного вопросам диверсификации производства продукции гражданского назначения организациями ОПК [7], его участниками были сформулированы четыре основные задачи для этой сферы, направленные на преодоление вышеперечисленных барьеров. Во-первых, предприятия военной индустрии могли бы стать драйверами решения целого ряда конкретных актуальных задач национального масштаба, в частности, касающихся реконструкции энергосистем и цифровизации экономики, модернизации лечебных учреждений, улучшения экологической обстановки в стране, создания промышленности рециркуляции отходов. Во-вторых, надо сформировать эффективную модель законодательного регулирования отношений в рамках диверсификации, преодолев существующие здесь барьеры в части действующего порядка закупок в ОПК. В-третьих, с целью укрепления стартовых позиций предприятий на начальном этапе диверсификации необходимо разработать систему преференциальных условий при получении заказов. Это позволит компаниям с госучастием более уверенно переориентироваться на приобретение отечественных товаров и услуг взамен импорта иностранных. В-четвертых, между государством и оборонными предприятиями необходимо найти механизмы сбалансированного разделения возможных убытков и затрачиваемых средств, например, через использование специальных инвестиционных контрактов.
На этом же совещании был поставлен вопрос о необходимости увязки планов по производству диверсифицированной продукции ОПК с инвестпрограммами естественных монополий и госкорпораций, в том числе с планами закупок федеральных органов исполнительной власти, участвующих в национальных проектах. Для исполнения этой задачи было принято Постановление Правительства РФ от
6 февраля 2019 г. № 85-6 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие оборонно-промышленного комплекса»4, являющуюся одним из главных инструментов реализации государственной политики в ОПК.
С учетом поставленных задач, связанных с формированием нового военно-гражданского облика ОПК, скорректированная Программа предусматривает рост конкурентоспособности продукции военного и гражданского секторов российской экономики на мировых рынках, благодаря увеличению их инновационного потенциала, в частности, использованию в ОПК суперкомпьютерных технологий, и интенсивному взаимному обмену высокими технологиями между обоими секторами. Результатами реализации мероприятий программы должны стать: повышение конкурентоспособности продукции ОПК на внутреннем и внешнем рынках, рост объемов промышленного производства продукции в оборонно-промышленном комплексе в 1,86 раза к уровню 2015 г. и увеличение доли инновационной продукции с 35,1% в 2018 г. до 39,2 % в 2027 г. [8].
Не менее важен и вопрос участия организаций ОПК в реализации национальных проектов РФ по наращиванию выпуска высокотехнологичной гражданской продукции. По расчетам Минпромторга, оборонно-промышленный комплекс России может в рамках реализации национальных проектов произвести гражданскую продукцию на сумму более 2 трлн руб. в ближайшие пять лет [9].
В ОПК в настоящее время реализуется также ряд других госпрограмм: «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы», «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013-2030 годы», «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013-2025 годы», «Космическая деятельность России на 2013-2020 годы», в которые также будут внесены соответствующие коррективы. Не последнее место в этом списке занимает и программа «Национальная технологическая инициатива», которая призвана способствовать осуществлению качественных структурных сдвигов как в производстве на предприятиях ОПК, так и в процессах, связанных с диверсификацией. В настоящее время указанные госпрограммы обновляются с учетом включения в них мероприятий нацпроектов.
По оценкам Минпромторга РФ, гражданская продукция оборонных предприятий может быть наиболее востребованной в таких национальных проектах, как: «Цифровая экономика», «Образование», «Здравоохранение», «Модернизация и расширение магистральной инфраструктуры», «Безопасные и качественные автомобильные дорои», «Наука», «Жилье и городская среда».
4 См.: www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72069012 (дата обращения: 01.07.2019).
Вестник ИЭ РАН. №5. 2019 С.97-113
Стимулирование диверсификации ОПК
Основная государственная поддержка производства продукции на предприятиях ОПК (включая высокотехнологичную продукцию гражданского и двойного назначения) осуществляется путем их прямого финансирования из бюджета на основе Государственной программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса» (на период до 2027 г.) и связанной с ней Государственной программы вооружений (ГПВ-2027), осуществляемой под эгидой Минобороны РФ. Задания этой программы через поручения в виде Гособоронзаказа (ГОЗ) распределяются между предприятиями ОПК по итогам проведения открытых или закрытых торгов, конкурсов, аукционов.
В конце 2018 г. в связи с угрозой распространения западных санкций на ряд российских банков, имевших на своем балансе оборонные активы (в частности, Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк и др.), Правительство РФ, руководствуясь интересами безопасности, приняло решение выбрать единый опорный банк для реализации ГОЗ и сопровождения крупных госконтрактов. Учитывалось также, что взаимодействие предприятий с единым, фактически не задетым санкциями банком повысит прозрачность платежей, увеличит скорость прохождения контрактов и сделает деятельность отобранного для этих целей специального финансового института более гибкой и ответственной, позволяя контролировать всю цепочку ГОЗ целиком. Выбор пал на Промсвязьбанк, который по состоянию на 1 января 2019 г. уже сопровождал более трети контрактов по ГОЗ. Сегодня его капитализация растет. По оценкам Минфина РФ, банк может получить на баланс от других кредитных организаций до 1 трлн руб. кредитов, выданных ранее попавшим под санкции предприятиям ОПК [10].
Следует отметить заявленную Промсвязьбанком готовность участвовать в разработке мер по наращиванию в ОПК выпуска гражданской продукции в рамках подготовки Программы по диверсификации. Банк уже работает в этом направлении с Минпромторгом и крупными холдингами ОПК, предложив свою экспертизу, компетенции, экспертов и финансирование.
Эффективной альтернативой бюджетному субсидированию предприятий ОПК является их кредитная и займовая поддержка со стороны специальных фондов и уполномоченных банковских структур, причем годовой объем такой поддержки вполне сопоставим с Госо-боронзаказом. Для того чтобы сделать более комфортными условия получения займов на развертывание на предприятиях ОПК выпуска высокотехнологичной гражданской продукции, Госдума приняла пакет из трех законов об обновленном механизме специальных инве-
стиционных контрактов (СПИК), который вступил в силу с середины августа 2019 г.5
Этими документами, в частности, вносятся поправки в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»6 в части заключения специальных инвестиционных контрактов для организаций ОПК, об использовании для этих целей механизма специнвестконтрактов (СПИК). Их заключение предоставляет предприятиям возможность получения ряда преференций, направленных на стимулирование инвестиций в создание и модернизацию промышленного производства. Оператором по заключению обновленного варианта СПИК и механизму субсидирования процентной ставки на реализацию новых инвестиционных проектов определен Фонд развития промышленности (ФРП).
Эти нововведения повлекли за собой уточнение как предмета спец-инвестконтракта, так и Закона о промышленной политике7, а также корректировку Налогового и Бюджетного кодексов. Учитывая, что теперь речь уже идет исключительно о высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения, преференции будут распространяться только на наиболее передовые технологии, перечень которых будет утверждаться Правительством РФ. Предлагается выбор участников СПИК осуществлять по тендеру. В то же время можно проводить как открытый, так и ограниченный конкурсный отбор. Рекомендуется также увеличить число участников, установив для усиления ответственности обязательное присутствие в качестве стороны СПИК органов власти всех уровней.
Продлевается срок действия таких СПИК - не более 15 лет для проектов с объемом инвестиций до 50 млрд руб. (без НДС) включительно и не более 20 лет для проектов свыше 50 млрд руб. (без НДС), а также
5 1) Федеральный закон от 02.08.2019 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» в части регулирования специальных инвестиционных контрактов». www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_330685 (дата обращения: 15.08.2019).
2) Федеральный закон от 02.08.2019 № 269-ФЗ«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части совершенствования налогообложения участников специальных инвестиционных контрактов)»; www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_330666 (дата обращения: 15.08.2019).
3) Федеральный закон от 02.08.2019 № 295-ФЗ «О внесении изменения в статью 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в части предоставления субсидий юридическим лицам в рамках специального инвестиционного контракта)»; www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_330651 (дата обращения: 15.08.2019).
6 base.garant.ru/77676500 (дата обращения: 15.08.2019).
7 Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации». base.garant.ru/70833138 (дата обращения: 15.08.2019).
Вестник ИЭ РАН. №5. 2019 С.97-113
распространяются на весь срок льготы по налогам (налогу на прибыль, земельному налогу, транспортному налогу, налогу на имущество).
Учитывая, что целый ряд российских оборонных компаний попал в санкционные списки США и Евросоюза, срок действия СПИК для них может продлеваться на период вплоть до окончательного снятия санкций.
Принятыми документами предусматривается также раздельное регулирование региональных инвестпроектов и СПИКов и соответственно ведение раздельного учета доходов и расходов инвесторов, что открывает возможность получения льготы по налогу на прибыль, а также субсидий (включая региональные), причем согласно изменениям, внесенным в Бюджетный кодекс, более чем на один бюджетный срок, что увеличит запрос на продукцию по условиям СПИК. Напомним, что еще ранее были отменены требования по нижней границе инвестиций, что делает специнвестконтракт привлекательным и для малого бизнеса.
Для крупных инвестиций могут использоваться также кредитные средства другого института развития — Внешэкономбанка. Банком сформирован перечень из наиболее важных проектов по выпуску предприятиями ОПК (до 2020 г. включительно) высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения, которые будут финансироваться целевым порядком на льготных условиях. Речь идет о снижении для заемщиков процентной ставки (до 5-7% на весь срок кредита) с учетом последующей компенсации Внешэкономбанку из федерального бюджета недополученных доходов по уплате процентов.
По расчетам Банка, по сравнению с моделью субсидирования, предполагающей возмещение части процентов инициатору проекта по факту погашения процентов перед банком, программа субсидирования Внешэкономбанка будет показывать более высокую эффективность как для заемщика, так и для федерального бюджета:
- кредитная нагрузка на заемщика снижается в 2 раза;
- экономия бюджетных средств (на весь срок кредитования) - 35%;
- бюджетная эффективность - 1 руб. субсидии = 6,7 руб. кредитных средств [11].
Свою лепту в процесс стимулирования диверсификации вносит Российский экспортный центр (РЭЦ). Согласно Постановлению Правительства РФ от 24 апреля 2017 г. № 488, он оказывает финансовую поддержку при проведении в стране и за рубежом выставочных и других мероприятий, с участием в них предприятий ОПК, производящих как гражданскую продукцию, так и продукцию двойного назначения. Выделенная Правительством РФ субсидия позволит компенсировать предприятиям ОПК до 50% затрат на участие в подобных мероприятиях.
Управление диверсификацией
Диверсификация ОПК, как целенаправленный и масштабный проект военно-гражданской интеграции, нуждается в организации, координации и постоянном отслеживании хода его реализации для достижения намеченных результатов, а потому должен обеспечиваться устойчивой и стройной системой государственного управления.
Основным документом стратегического планирования диверсификации ОПК должен стать государственно-промышленный заказ, под которым подразумевается программа по аналогии с государственной программой вооружений или государственным оборонным заказом, нацеленный на развитие научно-технологической базы, технологических платформ продукции двойного и гражданского назначения, с указанием конкретных сроков производства, и персональных ответственных, с гарантированным финансированием и так далее.
Суть документа в том, чтобы, например, на ближайший трехлетний период можно было точно знать, сколько и какой гражданской продукции будет производиться ежегодно на каждом предприятии оборонной промышленности и на какие рынки она будет поставляться. Такой «планово-административный» подход как бы возвращает нас к советской практике, но, по мнению большинства экспертов, по-другому ускорить процесс диверсификации не представляется возможным.
Ответственность за принятие стратегических решений в системе управления процессами диверсификации на федеральном уровне предлагается возложить на Военно-промышленную комиссию при Правительстве РФ. Минпромторг при этом сосредоточит свои усилия на разработке и реализации предложений по комплектации инструментария государственной поддержки диверсификации.
«Госпрограмму по диверсификации предприятий ОПК логично принимать вместе с новой госпрограммой вооружений - в 2023 году», - считает Ю.И. Борисов, Заместитель Председателя Правительства РФ по вопросам ОПК [12],. Он напомнил, что подготовка к разработке госпрограммы вооружений начинается минимум за 2,5 года до ее старта. По его мнению, «необходимо проанализировать реальные возможности предприятий ОПК по выпуску гражданской продукции, их производственные возможности, оценить их конкурентные преимущества или недостатки, разработать меры поддержки» [12]. Такая же поддержка может быть оказана в виде директивных предписаний о закупке гражданской продукции, выпускаемой предприятиями ОПК в рамках диверсификации, естественными монополиями, госкорпорациями и федеральными органами исполнительной власти. Для развития механизмов продвижения продукции ОПК предлагается помимо
прочего использовать уже зарекомендовавший себя подход по закупкам госкорпорациями и компаниями - естественными монополиями товаров у субъектов малого и среднего предпринимательства. Представляется необходимым обязать госкорпорации покупать гражданскую продукцию оборонных предприятий в установленном объеме.
Следует отметить, что выстроить современную надежную систему управления диверсификацией невозможно без формирования единой информационной среды работы с данными о диверсификации в режиме реального времени на основе системы алгоритмизированного взаимодействия организаций ОПК.
Уже упоминавшийся ранее ФГУП «ВНИИ «Центр», на который возложены задачи информационно-аналитического обеспечения деятельности в области диверсификации, провел работу по инвентаризации выпускаемой российскими предприятиями продукции гражданского и двойного назначения. На ее основе составлено более тридцати каталогов, включающих в том числе гражданскую продукцию, изготавливаемую на предприятиях ОПК (свыше 2,5 тыс. позиций) [13]. Речь идет о самолетах и вертолетах, пассажирских и промысловых судах, авиационных и судовых двигателях, средствах связи и медицинском оборудовании и т. д.
В настоящее время «ВНИИ «Центр» проводит тщательный технологический аудит каждой организации ОПК, на основании которого будут выявлены ее сильные и слабые стороны, компетенции, которые могут быть востребованы на гражданских рынках. Кроме того, формируется информационная база, в которой отражается наличие у предприятий ОПК недогруженного оборудования, которое можно использовать для выполнения гражданских заказов; перечень объектов интеллектуальной собственности; имеющиеся потребности по привлечению поставщиков; предложения по созданию совместных бизнесов на базе существующих активов.
Важную роль в намечаемых преобразованиях должна сыграть работа по подготовке специалистов, способных управлять проектами диверсификации оборонного производства. С этой целью в Ростехе разрабатывают специальную образовательную программу для приобретения в российских учебных центрах будущими бакалаврами, магистрантами и аспирантами необходимых знаний в области военно-гражданской интеграции, в рамках которой особое внимание будет уделено вопросам маркетинга и исследования рынка, промышленного дизайна, эффективного управления производством. Планируется, что такие учебные центры станут базой для проведения национальных и международных научно-технических мероприятий (конференций, семинаров, выставок и др.), связанных с обменом опытом проведения диверсификации и развития гражданского производства [14].
Г. А. Власкин
Президент РФ, подводя в конце 2018 г. итоги работ по диверсификации, отметил, что в целом ряде крупных оборонных компаний заметно возросли объемы гражданского производства, но пока еще система задействована далеко не полностью и для достижения параметров диверсификации, установленных на 2025 и 2030 гг., принятых мер недостаточно. В то же время от успешного решения данной проблемы напрямую зависит будущее развитие отечественной экономики и гарантированная безопасность нашей страны [15].
Успешные практики диверсификации
В целом, по данным Минпромторга, процесс диверсификации российских оборонных предприятий идет с опережением: доля продукции гражданского назначения в общем объеме продукции, выпускаемой организациями ОПК, по итогам 2018 г. составила 20,7%. При этом на уральских предприятиях доля ее производства и продукции двойного назначения уже достигла 32% от общего объема работы
По состоянию на апрель 2019 г. организациями ОПК заявлено к реализации около 400 инвестиционных проектов, направленных на разработку и производство преимущественно высокотехнологичной гражданской продукции, а инициаторами проектов выступают почти полторы сотни организаций ОПК. По 280 проектам выпуск гражданской продукции уже реализуется или планируется к осуществлению до 2021 г. включительно [17]. Отметим, что ряд высокотехнологичных предприятий энергично включился в эту работу. Так, Московский институт теплотехники производит оборудование для водоочистки, компания «Швабе» наладила производство медицинской техники, а концерн «Калашников» - выпуск гражданских катеров, мотоциклов и беспилотных летательных аппаратов.
Положительные примеры можно продолжить. Так, «Уральский приборостроительный завод» впервые успешно, а главное, самостоятельно, без участия западных партнеров сконструировал и освоил уникальное производство аппарата искусственной вентиляции легких (ИВЛ) с турбинным приводом. Благодаря новой конструкции генератора потока, аппарат стал более функциональным и надежным, ресурс работы увеличен почти в 10 раз. Поставка аппаратов уже осуществляется в страны СНГ и Таможенного союза [18].
Холдинг «Росэлектроника» Госкорпорации Ростех разработал и начинает поставку первых обзорных радиолокаторов малой дальности в рамках программы Росавиации по техническому перевооружению малых аэропортов России. Аппаратура способна обнаружи-
ОПК [16].
вать самолеты гражданской авиации всех эксплуатируемых массовых типов на расстоянии до 120 км [19].
В свою очередь заинтересованность оборонной промышленности в использовании высокотехнологичной гражданской продукции подтверждается многочисленными запросами оборонных компаний. В частности, как отмечает Агентство по технологическому развитию, они проявляют интерес к приобретению нестандартной технологии вакуумного покрытия зеркальных стеклянных поверхностей, которая позволяет создавать зеркала с коэффициентом отражения переменного радиуса, к технологии изготовления миниатюрных силиконовых деталей для медицинских целей, к разработке «гражданкой» специальных инструментов для фрикционной сварки металлических сплавов, а также пайки медных минитрубок высокотемпературными припоями и ко многим другим разработкам и готовым технологиям [20].
Заключение
Диверсификация производства оборонных предприятий, конечно же, не должна ограничиваться лишь отдельными успешными проектами. Важно поставить процесс военно-гражданской интеграции на системную основу, прежде всего увязав ее с реализацией наукоемких национальных проектов и проектов национальной технологической инициативы, с широким использованием инновационных технологий, генерируемых научными центрами РАН, вузами, крупным и малым бизнесом, венчурными компаниями и т. д.
Диверсификация ОПК должна дать старт созданию новой большой инновационной отрасли, способной откликаться на требования рынка и создавать высокотехнологичную и конкурентоспособную гражданскую продукцию. В свою очередь формирование на этой основе нового облика национальной технологической базы при лидирующей роли ОПК позволит ускорить переход к новой индустриальной модели организации отечественного производства, что, безусловно, будет способствовать структурной модернизации нашей экономики, преодолению технологического отставания России от развитых стран и ее вхождению в число стран - лидеров глобальной экономики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Россия не вошла в пятерку стран - лидеров по расходам на оборону // Известия. 2019. 29 апр. iz.ru/873413/2019-04-29/rossiia-ne-voshla-v-piaterku-stran-liderov-po-raskhodam-na-oboronu (дата обращения: 01.07.2019).
2. Ремизов М. Диверсификация ОПК: миссия выполнима // Стимул: журнал об инновациях в России. 2018. 27 апр. stimul.online/articles/analytics/diversifikatsiya-opk-missiya-vypolnima (дата обращения: 01.07.2019).
Г. А. Власкин
3. Маянский В Д. Особенности оценки соответствия при диверсификации оборонных предприятий. Доклад на выездном заседании Комиссии РСПП по ОПК «Диверсификация в интересах выпуска высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения на оборонных предприятиях» / ЦО СДС «Военный Регистр». 2017. 23 авг. www.sds-vr.ru/assets/docs/news/mvd1.pdf (дата обращения: 01.07.2019).
4. Попков Д.В., Коцюбинский В.А. Производство высокотехнологичной продукции гражданского назначения в ОПК России до 2030 года // Инновации. 2017. № 8 (226). С. 10-16.
5. Каменнов П.Б. Китайский военно-промышленный комплекс при Си Цзиньпине // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2017. Т. 10. № 5. С. 135-151.
6. Чичкин А. Мечи на орала // Военно-промышленный курьер. 2018. 6-12 марта. № 9 (722). С. 1, 6. www.vpk-news.ru/sites/default/files/pdf/VPK_09_722.pdf (дата обращения: 01.07.2019).
7. Совещание по вопросам диверсификации производства продукции гражданского назначения организациями ОПК, 24 января 2018 года, 19:10, Уфа / Президент России, официальный сайт. www.kremlin.ru/events/president/ news/56699/photos (дата обращения: 01.07.2019).
8. Журенков Д. Развитие ОПК: Правительство утвердило новую редакцию госпрограммы развития оборонной промышленности // Росинформбюро. 2019. 11 февр. www.rosinform.ru/top/365142-razvitie-opk-pravitelstvo-utverdilo-novuyu-redaktsiyu-gosprogrammy-razvitiya-oboronnoy-promyshlennosti (дата обращения: 01.07.2019).
9. Российский ОПК к 2025г. может поставить по нацпроектам гражданскую продукцию на 2,2 трлн руб. - Минпромторг // Интерфакс. 2019. 8 февр. prozakupki.interfax.ru/articles/1221 (дата обращения: 01.07.2019).
10. Астапенко А, Борисяк Д. ЦБ рассказал, как банки будут передавать активы Промсвязьбанку // Ведомости. 2018. 6 июня. www.vedomosti.ru/finance/ articles/2018/06/05/771945-tsb-promsvyazbanku (дата обращения: 01.07.2019).
11. Рыбаков В.В. Программа льготного кредитования Внешэкономбанком проектов в целях поддержки производства продукции гражданского и двойного назначения организациями ОПК: доклад. 2017. 14 дек. vuzpromexpo.ru/images/ rybakov.pdf (дата обращения: 01.07.2019).
12. Выступление Ю.И. Борисова на Совещании с руководством Министерства обороны и предприятий ОПК, 21 ноября 2018 г. Сочи / Президент России, официальный сайт. www.kremlin.ru/events/president/news/59171 (дата обращения: 01.07.2019).
13. Романовская А. Что мешает российской оборонке «захватить» гражданские цели?// ВВП. 2018. 8 марта. vvprf.ru/hot/chto-meshaet-rossiyskoy-oboronke-zakhvatit-grazhdanskie-tseli.html (дата обращения: 01.07.2019).
14. Чемезов С. Системные меры поддержки производства гражданской продукции. Выступление с докладом на Совещании по вопросам диверсификации производства продукции гражданского назначения организациями ОПК 24.01.2018. г. Уфа. www.kremlin.ru/events/president/news/56699 (дата обращения 01.07.2019).
Вестник ИЭ РАН. №5. 2019 С.97-113
15. Выступление В.В. Путина на Совещании с руководством Министерства обороны и предприятий ОПК, 21 ноября 2018 г. Сочи / Президент России, официальный сайт. www.kremlin.ru/events/president/news/59171 (дата обращения: 01.07.2019).
16. Плехова О. Новые трамваи, инкубатор и экстремальная навигация: чем еще гордятся уральские промышленники // Уральский рабочий. 2019. 13 марта. www.uralsky-rabochi.ru/news/item/24104 (дата обращения: 01.07.2019).
17. Деева Л. Экспансия ОПК на гражданский рынок: миссия выполнима? // Росинформбюро. 2019, 26 апр. www.rosinform.ru/feed/428123-ekspansiya-opk-na-grazhdanskiy-rynok-missiya-vypolnima (дата обращения: 01.07.2019).
18. В рамках конверсии ОПК «Уральский приборостроительный завод» разработал инновационный аппарат искусственной вентиляции легких // ИА «Оружие России». 2019, 28 февр. www.arms-expo.ru/news/diversifikatsiya-predpriyatiy-opk/v-ramkakh-konversii-opk-uralskiy-priborostroitelnyy-zavod-razrabotal-innovatsionnyy-apparat-iskusstv (дата обращения: 01.07.2019).
19. Ростех начал оснащение малых аэропортов радиолокаторами // AviationExplorer. 2019, 12 февр. www.aex.ru/news/2019/2/12/193641 (дата обращения: 01.07.2019).
20. Бакарджиева С. Быть или не быть диверсификации производства на предприятиях ОПК. www.integral-russia.ru/20408/21.09.2018 (дата обращения: 01.07.2019).
ABOUT THE AUTHOR
Vlaskin German Alexandrovich - Candidate of Economic Sciences, Leading Scientific Associate of the Federal State Budgetary Institution of Science - the Institute of Economics of the Russian Academy of Scinces, (the RAS), Russia [email protected]
DIVERSIFICATION OF THE DEFENCE INDUSTRY AS A PRIORITY DIRECTION IN BUILDING HIGH-TECH DOMESTIC INDUSTRY
The article considers the process of increasing the production of competitive high-tech civilian products in the defense industry based on diversification. It is shown that the integration of the high-tech potential of the defense complex in the civilian sphere will accelerate the transition to a new innovative model of economic development and will facilitate the entry of our economy into a highly competitive world market. On the example of the USA and China, the benefits and advantages of civil-military integration are analyzed. The most successful diversification practices in our country were described. It is noted that, despite the legislative and organizational measures being taken, the emerging diversification mechanism is far from perfect. The work identifies the barriers and difficulties that still exist here, and also suggests steps to overcome them and further improve the manageability of the process of diversification of the complex in the interests of accelerating the innovative development of the domestic economy as a whole.
Keywords: defense industry, diversification, civilian products, innovation, management, incentive, national projects, high technology, special investment contract. JEL: 014, 032.