2013 Экономика №2(22)
МЕНЕДЖМЕНТ
УДК 338.23
В.Н. Есаулов
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В РОССИИ
Национальная безопасность страны зависит от степени развития обороннопромышленного комплекса (ОПК). Важнейшее предназначение ОПК - обеспечение Российской армии необходимым перспективным, конкурентным вооружением и техническими средствами. Имея передовые технологии, инновационные преимущества, ОПК должен тесно взаимодействовать с гражданскими отраслями, к тому же полная загрузка производственных мощностей предприятий ОПК решает важнейшую сегодняшнюю проблему - снижение затрат на военную продукцию.
Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, гособоронзаказ, конкурентоспособность, загрузка производственных мощностей предприятий ОПК.
Степень защищенности страны, национальная безопасность напрямую зависят от развития ОПК. Мощный научно-технический потенциал ОПК, его оснащенность современным оборудованием способствуют внедрению высокотехнологичных процессов в авиационную и атомную промышленность, космическую отрасль и другие наукоемкие производства экономики.
Все развитые страны используют передовые технологии, новации ОПК в других отраслях экономики. Современный Российский ОПК не только должен выполнять свою главную функцию - обеспечивать все потребности Вооруженных сил РФ в качественном, лучшем оружии в мире, имеющим высокий уровень конкурентоспособности на мировом рынке. ОПК должен тесно взаимодействовать с гражданскими отраслями, обладающими инновационными преимуществами.
Предприятия ОПК связывают свою дальнейшую деятельность с получением гособоронзаказа, но в то же время понимают, что могут его и не получить. Поэтому пытаются найти востребованную на рынке гражданскую продукцию, которая соответствовала бы возможностям имеющегося оборудования и могла бы обеспечить загрузку предприятия. Такая продукция помогла бы предприятию остаться конкурентоспособным при любых переменах на рынке торговли оружием, улучшить его финансовое состояние. В рыночной экономике только за счет собственных средств, при изменяющихся требованиях рынка, сохранить финансовую устойчивость предприятия невозможно. Но в этой новой экономике большинство руководителей ОПК не ориентируются. Найти инвесторов при условиях закрытости информации и государственной секретности трудно. Крупная компания ОПК, выделив несекретные производства, дав им определенную самостоятельность, могла бы предостав-
лять потенциальным инвесторам необходимую информацию и получать дополнительные инвестиции для расширения своего бизнеса.
Совершенствование структуры ОПК проводится на основе объединения существующих производств в крупные компании. В действующем Федеральном законе от 27.12.95 № 213-Ф3 «О государственном оборонном заказе» ст. 9 гарантирован уровень рентабельности «по видам оборонной продукции (работ, услуг), обеспечивающий создание финансовой базы для производственного, научно-технического и социального развития организаций - головных исполнителей (исполнителей) посредством использования механизма формирования цены продукции (работ, услуг)». Реальность такова, что при росте цен на материалы, энергоносители, комплектующие фактическая рентабельность не обеспечивает ни возможности технического переоснащения предприятий-исполнителей гособоронзаказа, ни его социальное развитие. Особенно сложно предприятиям-изготовителям продукции с продолжительным производственным циклом, где госзаказ бывает убыточным, что не только не дает возможности производственного и социального развития, но и противоречит вышеназванному закону.
Россия отстает в научно-технической сфере, в обрабатывающих отраслях, в прогрессивных конкурентных технологиях. Сырьевая модель экономики -это низшая ступень в мировой кооперации труда [1].
Производственная база ОПК в основном состоит из стареющего российского оборудования, поэтому при обновлении производственных мощностей необходимо оснащать предприятия оборудованием с высокими техническими характеристиками, отвечающим требованиям времени, мировому уровню.
Самое мощное воздействие на Российский ОПК проявилось в проведенной конверсии, которая предполагала перенаправление трудовых, материальных, денежных ресурсов с военных заказов на гражданскую продукцию. При этом кадры ОПК должны были быть сохранены и для них должны были быть созданы новые рабочие места. Нанотехнологии военного производства должны были найти применение в производстве гражданской продукции.
Конверсия предполагала производство отечественной гражданской продукции взамен ввозимой из-за границы. Это в первую очередь оборудование для ТЭК, медицины, горного и дорожного машиностроения и т.д.
Загрузка производственных мощностей предприятий ОПК выгодна и для Минобороны, поскольку снижаются непроизводительные расходы и себестоимость военных заказов. Процесс интеграции предприятий ОПК в крупные компании способствует их адаптации к рыночным условиям, более эффективному применению инновационных технологий. К сожалению, здесь достижения пока невысокие, так, в 2005 г. инновационные технологии в военной промышленности были на уровне 19%, а в гражданской промышленности - 3,5% [2].
Работа по созданию оборудования для ТЭК очень перспективна для предприятий ОПК - решаются вопросы загрузки гражданской продукцией. ТЭК освобождается от зависимости импорта, решается вопрос энергетической безопасности страны. По прогнозным оценкам к 2020 г. до 98% комплектующих изделий, закупаемых за рубежом, ТЭК будет получать от российских производителей.
Новейшие изделия ОПК, имеющие высокие конкурентные качества, нужны и в гражданских отраслях промышленности. Для постоянного наблюдения за оборудованием ТЭК, находящегося в отдаленных и мало доступных местах, особенно могут пригодиться беспилотные многоцелевые комплексы, обеспечивающие выполнение многих функций [3].
На ОПК, кроме главной задачи - обеспечение безопасности страны, возложена и сверхзадача - быть авангардом в модернизации народного хозяйства. Для этого требуются значительные финансовые вливания не только в военную промышленность, но и в смежные отрасли. Нужны структурные изменения в ОПК, должна проводиться обоснованная интеграция. Инновационные технологии должны активно внедряться во все сферы жизнедеятельности страны. Деятельность государственной власти в области внешних отношений также должна быть направлена на решение этой сверхзадачи.
Сохранение равного соотношения выпуска военной и гражданской продукции в совокупном объеме ОПК является ориентиром для успешной работы предприятий ОПК в условиях рыночной экономики. По сообщению ЦАМТО (Центр анализа мировой торговли оружием), производство продукции гражданского назначения в январе-июле 2011 г. в целом по ОПК возросло на 4,7% [4].
Наибольшая доля гражданской продукции отмечена в авиационной и судостроительной промышленности ОПК. В дальнейшем намечаются перспективы ее роста за счет производства гражданских летательных аппаратов и гражданского судостроения, что несомненно повысит надежность этих видов транспорта, так как выпускаться будут военной промышленностью, где более строгий контроль за качеством и лучшие технологии.
Предприятия ОПК вносят свой вклад в производство оборудования для ТЭК, в разработки технологий экономящих энергию при ее создании, хранении, передаче. Успешно ведутся разработки по созданию высококонкурентных газотурбинных электростанций. Есть хорошие результаты в производстве предприятиями ОПК медицинской техники, в развитии информационных технологий и телекоммуникаций. Более 75% всех инвестиций в ОПК расходуется на покупку современного оборудования, усовершенствование устаревшего [5]. Создание конкурентного продукта в гражданском авиастроении, атомной энергетике, космических исследованиях невозможно без применения лучших современных технологий ОПК [6].
Очень важно, чтобы нанотехнологии, применяемые в военной промышленности, могли быть использованы и в производстве гражданской продукции. Такая современная отечественная продукция будет востребована и в нефтегазовой отрасли, может заинтересовать частных инвесторов. Высокая загрузка производственных мощностей предприятий ОПК снизит простои, а значит, и затраты на военную продукцию и ее цену. Недостаточный уровень конкурентоспособности в гражданском судостроении объясняется значительным объемом импортных комплектующих - до 70%, на которые установлены высокие ставки импортных пошлин. Кроме того, из-за жестких условий кредитования, более длительной постройки российских судов (в среднем в 2,5 раза) их общее удорожание достигает 77% по сравнению с успешными судостроителями мирового уровня (Япония, Южная Корея, Китай) [7].
Загрузка предприятий ОПК гражданской продукцией практиковалась и в СССР. Соответствующими министерствами доводились до предприятий нормативы по выпуску НТНП (непродовольственных товаров народного потребления), и предприятия отчитывались по этим показателям, за невыполнение которых спрашивали так же строго, как и по основной продукции. Телевизоры в 1993 г. выпускали 19 предприятий ОПК, станки-качалки для нефтедобычи - 12 предприятий, вследствие этого было даже перепроизводство этих изделий. На предприятиях ОПК делали холодильники, стиральные машины, утюги, электроплиты, посудомоечные машины, термосы и т. д. Не всегда продукция НТНП соответствовала технологической оснащенности предприятий ОПК, их специфике, и поэтому производство НТНП сопровождалось повышенными затратами, отсутствием дизайна, но надежность в эксплуатации обычно превышала средний уровень. Высокая цена на эту продукцию являлась препятствием для ее реализации.
По технической новизне продукция Российского ОПК в два раза ниже аналогичной продукции стран ЕС и США [2]. Утвержденная «Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу» ставит целью создание конкурентной отечественной судостроительной отрасли на мировом рынке. К 2020 г. его доля в общем объеме судостроения ОПК достигнет 40%, а экспортируемая продукция - 2% мирового рынка гражданского судостроения [8].
Есть хорошие примеры сотрудничества предприятий ОПК и ТЭК. ФГУП «Севмашпредприятие» создает энергоблоки для приливных электростанций, плавучих энергоблоков для отдаленных районов Крайнего Севера, ведется строительство морской ледостойкой стационарной платформы для освоения морских нефтегазовых месторождений. Это очень перспективная работа для гражданского судостроения [8]. В 2011 г. гражданская продукция в ОПК составила 33% [9]. Перед авиационной промышленностью, пока еще отстающей от технологического передового западного уровня, стоит задача поддерживать темпы прироста продаж по гражданскому сектору 15% в год. Такие темпы дадут увеличение доли гражданской продукции в общем объеме авиационной промышленности (Стратегия развития авиационной промышленности России на период до 2015 года).
Стратегией предусматривается создание современных серийных самолетов и региональных пассажирских самолетов. Прорывной проект включает кооперацию с наиболее успешными в этом бизнесе иностранными партнерами при создании нового ряда вертолетов, современных самолетов. Восстановление малой авиации актуально на сегодняшний день в связи с освоением труднодоступных районов, куда добраться можно только по воздуху. Востребованность на мировом рынке более совершенных ближне- и среднемагистральных самолетов открывает еще одно направление работы ОПК по гражданской авиации. В планы перспективных работ включено послепродажное и гарантийное обслуживание современных отечественных самолетов, продажа необходимых запчастей и комплектующих. Кроме этого, Федеральной целевой программой «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года» ставится задача к 2015 г. на мировом рынке гражданской авиатехники иметь не менее 5% продаж [8].
Наиболее активным мировым рынком является продажа продуктов радиоэлектронной техники. Такая тенденция должна только нарастать, ежегодное увеличение продаж должно расти темпами до 10%, а через 3-5 лет этот рынок будет предлагать новый более совершенный продукт. Российская радиоэлектронная промышленность преуспевает и успешно экспортирует продукцию сверхчастотной электроники, лазеры, электронно-технические преобразователи, но отстает в производстве микросхем, которые импортируются из-за рубежа. Отставание в производстве этих изделий недопустимо, поскольку создает угрозу безопасности государства. «Стратегия развития
электронной промышленности России на период до 2025 года» направлена на решение этой проблемы. Предлагаются меры по созданию собственной электронной компонентной базы (ЭКБ) на основе высоких технологий и на уровне лучших мировых производителей. Развитие ЭКБ в технической политике российского руководства имеет приоритетность. Для успешного решения поставленных задач разработан целый ряд подпрограмм, способствующих реализации Стратегии. Новая ФЦП «ГЛОНАСС» на 2012-2020 гг. рассчитана на специальных и гражданских потребителей. Использование национальной спутниковой системы ГЛОНАСС для гражданской промышленности с целью производства навигационного оборудования даст выход этому конкурентному продукту на мировой рынок. Имеется еще большей важности проект -переход России на европейскую систему цифрового телевизионного вещания [10].
ОПК является создателем конкурентоспособной высококачественной медицинской техники, по отдельным показателям превышающей зарубежные аналоги. ФЦП «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности РФ на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу» нацелена на инновационное направление развития данной отрасли, оснащение производственных мощностей до экспортоориентированного уровня. Выпуск российской промышленностью импортозамещающих стратегически значимых лекарственных препаратов и медицинской техники увеличит долю отечественной продукции до 40%. В реализации данной ФЦП активное участие будут принимать и предприятия ОПК.
Как минимум 40% производственных мощностей ОПК нужно загружать заказами на гражданскую продукцию. Примеров тому немало как в ОПК России, так и в ОПК СФО. Так, в СФО создана межрегиональная инновационная программа «Сибирское машиностроение», которая способствует загрузке предприятий ОПК заказами на высокотехнологичную гражданскую продукцию. Конкретные проекты этой программы обеспечивают национальные корпорации («Газпром», «Роснефть», РЖД и др.) продукцией с высокими конкурентными качествами по сравнению с иностранными аналогами.
Продукция предприятий ОПК может быть востребована аграрнопромышленным комплексом (АПК), легкой промышленностью, торговлей и общественным питанием. К 2015 г. ожидается, что доля гражданской продукции на предприятиях ОПК превысит 60%. При этом номенклатура гражданской продукции значительно обогатится инновационной продукцией [10].
В России недостаточно средств направляется на инновации, поскольку притока инвестиций от частного бизнеса в эту сферу нет.
Направлять свои средства в инновации имеют финансовую возможность только успешные и крупные предприятия, поскольку всегда есть опасность потерять потраченные средства. Оборонно-промышленный комплекс должен стать генератором инноваций, и к 2015 г. инновации в экономике России достигнут 12-13%, а к 2020 г. могут составить 16%, на в мировом нанотехнологическом рынке - 3-3,5% [11].
Потенциал ОПК необходимо использовать для технологического совершенствования всей промышленности страны, применяя известную мировую практику. ОПК по разработке, производству и экспорту инновационных и прогрессивных продуктов опережает другие отрасли, в том числе по научной продукции это свыше 75%, по авиационной, космической, электронной и оптической технике - 100%, по отдельным видам бытовой техники - 100%, по многим другим видам прогрессивной продукции - 70-90% [12].
Перечень мировых критических технологий включает в себя свыше 100 позиций. В то же время утвержденный Указом Президента РФ от 7 июля 2011 г. перечень критических технологий России (утверждается не реже 1 раза в 4 года) включает только 27 позиций, т.е. более чем по 70 приоритетным мировым технологиям Россия не работает.
Количественный рост экономики и качественное улучшение структуры ОПК неразрывно связаны с хозяйственной деятельностью страны в целом и функционированием ее отдельных отраслей. Учитывая эту неразрывную связь, устойчивое направление мирового развития, мировые угрозы и вызовы, Россия должна идти по пути постоянного совершенствования техники, технологии, управления, организации производства, т. е. по пути инноваций во всех сферах деятельности.
В бюджете на 2013-2015 гг. запланировано ежегодно направлять свыше 4 трлн рублей на национальную оборону и национальную безопасность
Считаю необходимым для управления такими огромными ресурсами, для реализации прорывных идей в науке и технике вывести из Минпромторга предприятия ОПК и создать Министерство оборонной промышленности (МОП), которое будет контролировать деятельность предприятий ОПК.
Известно, что вопрос о создании МОП обсуждается давно, но оппоненты, видимо, опасаются критики европейских стран и США по поводу создания такого министерства. Полагаю, что надо исходить из потребностей России, а не оглядываться на соседей. Кстати, в Советском Союзе не было МОП, но было 7 министерств оборонных отраслей. Россия может себе позволить хотя бы одно министерство оборонной промышленности, куда войдут предприятия ОПК, научные, конструкторские организации в сфере ОПК и космоса.
В рамках МОП целесообразно объединить все программы ОПК по развитию выпуска гражданской продукции, поскольку каждый холдинг или госкорпорация разрабатывали их под свои интересы и не всегда под общегосударственные. Необходимо утвердить единую госпрограмму развития предприятий ОПК до 2025 г., а МОП обеспечить контроль ее исполнения.
Литература
1. Путин В.В. Сырьевая модель экономики не позволит добиться высоких ориентиров //
Профсоюзы России. 26.05.2011 [Электронный ресурс]. URL: http://vz.ru/news/2011/5
/26/494549.html (дата обращения: 25.01.2013).
2. Российская «оборонка» поднимает гражданскую экономику [Электронный ресурс].
URL: (http://www.km.ru/news/56E147B524BD4F02B3A76132F932BC6A (дата обращения
26.01.2013).
3. Воскобойников В. У ТЭКа появятся крылья // Беспилотная авиация. 21 02.2007 [Электронный ресурс]. URL: http://www.uav.ru/voskoboynikov.php (дата обращения: 26.01.2013).
4. Минпромторг опубликовал данные по производству гражданской продукции предприятиями ОПК РФ за январь-июль 2011 года [Электронный ресурс]. URL: http://www. vpk.name>news/57224.. .opublikoval.. .grazhdanskoi.. .opk... (дата обращения: 26.01.2013).
5. Караваев И.Е. Об основных аспектах влияния реформирования и развития ОПК на обеспечение национальной безопасности // Промышленник России. 03.03.2011 [Электронный ресурс]. URL: http://www.rspp.ru/viewpoint/view/37 (дата обращения: 26.01.2013).
6. Данко А. «Оборонке» - законодательное внимание // Красная звезда. 18.08.2008 [Электронный ресурс]. URL: http://www.old.redstar.ru/2008/09/18_09/index.shtml (дата обращения:
26.01.2013).
7. Шамрай Ф. Вопросы обеспечения конкурентоспособности судостроения [Электронный
ресурс]. URL: http://www.korabel.ru/news/comments/voprosi_ obespecheniya_ konkurento
sposobnosti_sudostroeniya.html (дата обращения: 26.01.2013).
8. Пустякова Н. Основные механизмы реализации государственной промышленной политики в оборонно-промышленном комплексе на современном этапе // Вопросы защиты информации. 2007. № 4. С. 66-78 [Электронный ресурс]. URL: http://news.sec.ru/ dailypblshow.cfm? rid=17&pid=20328&pos=2&stp=50 (дата обращения: 28.01.2013).
9. Наумов И. Оборонка ставит рекорды и антирекорды // Независимая газета. 17.02.2012 [Электронный ресурс]. URL: http://www.ng.ru/economics/2012-02-17/4_opk.html (дата обращения: 26.01.2013).
10. Реус А. Научно-технический и производственно-технический потенциал оборонного комплекса в развитии гражданских секторов экономики [Электронный ресурс]. URL: http:// www.setcorp.ru/main/pressrelease.phtml?news_id=13524 (дата обращения: 28.01.2013).
11. Набиуллина Э. Материалы XIII Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества [Электронный ресурс]. URL: http://www.strf.ru/ mate-rial.aspx?CatalogId=223&d_no=45972 (дата обращения: 31.01.2013).
12. Эдуардов С. Российская оборонная промышленность деградирует [Электронный ресурс]. URL: http://www.utro.ru/articles/2004/09/29/355688.shtml (дата обращения: 29.01.2013).