Научная статья на тему 'Организация перехода предприятий ОПК на выпуск высокотехнологичной продукции двойного и гражданского назначения (диверсификация)'

Организация перехода предприятий ОПК на выпуск высокотехнологичной продукции двойного и гражданского назначения (диверсификация) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1135
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
Ключевые слова
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / ВЫПУСК ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОДУКЦИИ ГРАЖДАНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ / СОКРАЩЕНИЕ ГОСОБОРОНЗАКАЗА / ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / DIVERSIFICATION / PRODUCTION OF HIGH-TECH CIVILIAN PRODUCTS / THE REDUCTION OF THE STATE DEFENSE ORDER / INCREASING THE COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Туровец О.Г., Хромых Н.Н.

Президентом России поставлена задача на основе накопленного в ОПК потенциала для конверсии, диверсификации производства, наладить выпуск высокотехнологичной продукции гражданского назначения. Те мощности, которые нарастило ОПК, выполняя важные государственные задачи по производству, перевооружению военной техники, готовы к более серьезной задаче, которой является гражданская продукция. Диверсифицировать производство, безусловно, надо, но те условия, в которых оказываются наши предприятия, не позволяют в должной мере говорить о выходе на площадку конкурентоспособности, и по отношению к партнеру, поэтому со стороны государства необходимы меры стимулирования, которые помогут ОПК освоиться на новом для него рынке

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF TRANSITION OF THE DEFENSE ENTERPRISES TO THE PRODUCTION OF HIGH-TECH PRODUCTS OF DUAL AND CIVIL PURPOSE (DIVERSIFICATION)

The President has set a task based on the accumulated in the defense industry of potential for conversion, diversification of production, to start production of high-tech products for civilian use. The volumes, which increased its defence industry, fulfilling important state tasks, production, and modernization of military equipment, ready for a more serious task, which is civilian products. To diversify production, of course, necessary, but the conditions in which are our businesses, not allow due to talk about the exit on a platform of competitiveness and, therefore, the state is a need for incentives that will help defense industry to transition into new market

Текст научной работы на тему «Организация перехода предприятий ОПК на выпуск высокотехнологичной продукции двойного и гражданского назначения (диверсификация)»

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕХОДА ПРЕДПРИЯТИЙ ОПК НА ВЫПУСК ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОДУКЦИИ ДВОЙНОГО И ГРАЖДАНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ (ДИВЕРСИФИКАЦИЯ) О.Г. Туровец, д-р экон. наук, профессор e-mail: oskar-turovets@yandex.ru Н.Н. Хромых, студент e-mail: e-mail: oskar-turovets@yandex.ru Воронежский государственный технический университет

Президентом России поставлена задача на основе накопленного в ОПК потенциала для конверсии, диверсификации производства, наладить выпуск высокотехнологичной продукции гражданского назначения. Те мощности, которые нарастило ОПК, выполняя важные государственные задачи по производству, перевооружению военной техники, готовы к более серьезной задаче, которой является гражданская продукция. Диверсифицировать производство, безусловно, надо, но те условия, в которых оказываются наши предприятия, не позволяют в должной мере говорить о выходе на площадку конкурентоспособности, и по отношению к партнеру, поэтому со стороны, государства необходимы меры стимулирования, которые помогут ОПК освоиться на новом для него рынке

Ключевые слова: диверсификация, выпуск высокотехнологичной продукции гражданского назначения, сокращение гособоронзаказа, повышение конкурентоспособности

THE ORGANIZATION OF TRANSITION OF THE DEFENSE ENTERPRISES TO THE PRODUCTION OF HIGH-TECH PRODUCTS OF DUAL AND CIVIL PURPOSE (DIVERSIFICATION) O.G. Turovets, Doctor of Economic Science, Professor e-mail: oskar-turovets@yandex.ru

N.N. Khromykh, Student e-mail: oskar-turovets@yandex.ru Voronezh State Technical University

The President has set a task based on the accumulated in the defense industry ofpotential for conversion, diversification ofproduction, to start production of high-tech products for civilian use. The volumes, which increased its defence industry, fulfilling important state tasks, production, and modernization of military equipment, ready for a more serious task, which is civilian products. To diversify production, of course, necessary, but the conditions in which are our businesses, not allow due to talk about the exit on a platform of competitiveness and, therefore, the state is a need for incentives that will help defense industry to transition into new market

Key words: diversification, production of high-tech civilian products, the reduction of the state defense order, increasing the competitiveness

В своем послании Владимиром Путиным была также должно способствовать и успешной реализации

поставлена задача укрепления позиций России на Национальной технологической инициативы. Пик

мировом рынке вооружений, обеспечение загрузки ОПК в рамках гособоронзаказа произойдет в

загруженности организаций ОПК после выполнения 2017 году и будет постепенно снижаться. гособоронзаказа в 2020 году. В том числе путем Президентом России поставлена задача на основе

оперативного перехода на производство накопленного в ОПК потенциала для конверсии,

востребованной высокотехнологичной продукции диверсификации производства, наладить выпуск

гражданского назначения. высокотехнологичной продукции гражданского

Для этих целей в разработанной Минпромторгом назначения. Согласно поставленной задаче, пропорция

России подпрограмме "Стимулирование развития к 2020 году должна составить 50/50 [2]. оборонно-промышленного комплекса" новой Те мощности, которые нарастило ОПК,

госпрограммы развития ОПК на 2016-2020 годы были выполняя важные государственные задачи, по

предусмотрены задачи повышения объемов выпуска производству, перевооружения военной техники,

организациями ОПК продукции гражданского готов к более серьезным задачам, которыми является

назначения и стимулирования выпуска гражданская продукция. Здесь совсем другие

высокотехнологичной конкурентоспособной подходы, технология. Если по части оборонной

продукции [1]. продукции, государство было готов платить большие

Ожидается, что к 2020 году в результате средства, так как нужны были эти ценные изделия для

реализации подпрограммы объемы производства защиты нашего государства, то с гражданской

гражданской продукции вырастут в 1,3 раза, что продукцией совсем другие правила: важна скорость,

быстрота, меньшая стоимость затрат продвижения, так как она конкурирует не только качеством, надежностью, но еще и ценой.

На данном этапе задачи, государством была создана, можно сказать, первая структура - Агентство по технологическому развитию. Учредителем агентства выступило непосредственно правительство. Финансирование на первых этапах взяло на себя Министерством промышленности и торговли Российском Федерации.

Перед Агентством поставлена задача обеспечения содействия существующим российским компаниям во внедрении готовых технологических решений мирового уровня с целью достижения конкурентоспособности отечественной продукции, а так же поиск международных партнеров.

Однако оно не является финансовым институтом, а в большей степени является экспертно-консультационным органом и организатором инвестиционных проектов, сборщиком ниши, поиском потенциальных технологических решений, партнеров, с помощью которых будут реализованы данные решения, поиск финансовой стороны , иными словами, универсальный интегратор

Карта продуктов Агентства:

1. Технологический апгрейд российской компании:

• Анализ потребностей компании.

• Поиск лучших технологий в России и за рубежом.

• Комплексное сопровождение сделки по трансферу технологий.

• Помощь в получении государственной поддержки

2. Супермаркет современных технологических решений:

• «Витрина» уникальных российских и зарубежных технологий, готовых к широкому внедрению на предприятиях.

• Прозрачная финансовая модель.

• Помощь в получении государственной поддержки.

3. Поиск и трансфер мировых прорывных технологий:

• Анализ потребностей отраслей экономики.

• Поиск прорывных технологий, дающих мультипликативный эффект.

• Формирование коллективной закупки по трансферу технологий с участием государства.

4. Доступ к уникальной международной базе знаний:

• Предоставление централизованного доступа к базам IQMEN, Thompson Innovation, Роспатент, Watson Analytics, база Минобрнауки.

• Отраслевая аналитика по запросу клиентов. [3]

На сегодняшний день существует не малое

количество предприятий, которые уже вступили на

пусть диверсификации и активно занимаются выпуском продукции двойного и гражданского назначения.

Одно из таких предприятий - АО "Концерн ВКО "Алмаз - Антей"

Концерн создан в 2002 году, когда по Указу Президента Российской Федерации и Постановлению Правительства Российской Федерации в ОАО "Концерн ПВО "Алмаз - Антей" были объединены 46 предприятий: заводов, научно-производственных объединений, конструкторских бюро и научно -исследовательских институтов, которые занимались разработкой и производством зенитных ракетных комплексов малой, средней и большой дальности действия, основных типов средств радиолокационной разведки и автоматизированных систем управления. Затем в 2007 году произошло укрупнение Концерна и на сегодня в его составе более шестидесяти предприятий из семнадцати регионов страны. [4]

Что касается гражданской продукции, Концерн выпускает и является поставщиком оборудования для Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД) Российской Федерации.

Работой по созданию и формированию самого процесса диверсификации, Концерн начал заниматься с 2015 года, ставя перед собой цели: компенсация сокращения выручки продукции военного назначения, в связи с сокращением объема гособоронзаказа, за счет выпуска продукции двойного и гражданского назначения; загрузка высвобождающихся мощностей, за счет привлечения сторонних партнеров и новых проектов; удовлетворение рынков современного

технологичного оборудования и выполнения государственного социального заказа на высокотехнологическую продукцию,

импортозамещение.

Проделав определенную работу, Концерном достигнуто следующее:

-произведены серьезные структурные изменения внутри концерна;

-создан департамент развития гражданской продукции, чей основной функцией является разработка координации, реализации мероприятий диверсификации производства;

-разработаны и начаты внедряться в работу концерна собственные методики финансового анализа, рыночные аналитики, территориального и продуктового маркетинга, отбора на этих основах проекта по разработке и производству гражданской продукции;

- осуществлен ряд кадровых видоизменений. Реализованы основные компетенции, то есть поиск партнеров, технологическую, рыночную, юридическую экспертизу предлагаемых проектов, организация совместной деятельности Концерна с инициаторами проектов и инжиниринговое

О. 2017. № 4 15

сопровождение тех проектов, которые запускаются и развиваются.

Сформулированы основные принципы и критерии обора участия проектов, запускаемых в процессе диверсификации, являющиеся начальным условием для запуска проекта по созданию или разработки гражданской продукции:

востребованность рынком и государством, приводящая к возможности окупаемости и прогнозирования проектов; возможность организации производства на базе предприятия; соответствие приоритетным отраслям- связь, ЖКХ, транспорт, медицина, система безопасности и т.д.

Однако, за предыдущие 5 лет государство понесло значительные затраты на техническое перевооружение предприятий ОПК, при этом основные проблемы которые к сожалению не решились и остаются камнем преткновения, а именно фрагментальность перевооружения, его не системность, низкая эффективность при этом устаревшие станки в отдельных участках заменялись на новые, технологической интеграции производства при этом не менялась, и мы видим, что при этом логистика производства, технологическая

конфигурация остается на уровне 80 годов.

Кроме этого у нас очень существенная проблема в плане дефицита квалифицированных рабочих кадров, увеличивается и средний возраст персонала на заводах, повысился до 55 лет и как результат производительность по выпуску продукции повышается в среднем на 10-15% комплексно на весь завод, отставая о мировых показателей в разы, а именно от 3-9 раз. Очень существенно выросла доля амортизации в себестоимости, что приводит к росту себестоимости выпускаемой продукции, т.е. государство платит дважды, в первый на техническое перевооружение, а второй на увеличение себестоимости выпускаемой продукции. При этом несмотря на существенные затраты. наблюдается нарастание технического отставания предприятия машиностроительного комплекса [5].

Как уже говорилось, конкуренция очень высокая и ОПК должны соблюдать требования рынка гражданской продукции, если речь не идет о выпуске уникальной продукции.

Предприятия ОПК должны изменить сами принципы перевооружения, вместо того чтобы заменять отдельные производственные единицы, участки, необходимо по другому подходить к производственному процессу и заменять саму структуру производства.

В связи с вышеизложенным, на мой взгляд, необходимо разрабатывать уже на уровне государства комплексную программу автоматизации

машиностроительных производств. Как видно,

рыночные инструменты не всегда работают и без глобального вмешательства государства в целях и указаниях, в стратегии развития производств сегодня уже не обойтись. Задачи данной гос. программы следующие: определение перечня предприятий ОПК различной структуры с целью нахождения именно тех предприятий, которые готовы диверсифицировать свое производство на выпуск гражданской продукции, разрабатывать инвестиционные проекты с комплексной автоматизацией производственных предприятий, причем с гарантированной окупаемостью, формирование ключевых показателей эффективности деятельности этих предприятий, по себестоимости, производительности труда, коэффициенту загрузки оборотных средств, длительности переналадки и др., формирование на предприятиях постоянно действующих

подразделений, которые будут ответственные за такого радо автоматизацию, комплексную расшивку узких мест, которые наблюдаются в производственной цепочке, разработка внедрения системы менеджмента качества, разработка систем оперативного управления предприятием, управление систем налогового стимулирования и многое другое.

При внедрение данной системы, можно ожидать повышение производительности труда, сокращение длительности производственного цикла, сокращение сроков поставки продукции незавершенного производства, снижение объемов накладных затрат и т.д.. Все это приведет к сбережению государственных средств, так как какие то элементы программы могут привести в конечном итоге и к снижению себестоимости главной продукции, которую выпускает предприятие.

Диверсифицировать производство, безусловно, надо, но те условия, в которых оказываются наши предприятия, не позволяют в должной мере говорить о выходе на площадку конкурентоспособности, и по отношению к партнеру, поэтому такие меры стимулирования со стороны должны появиться и помочь ОПК освоиться на новом для него рынке.

Литература

1.Режим доступа: https://vpk.name/news/161663_ razvitie_opk_novyie_zadachi_diversifikacii.html

2. Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/ politics/articles/2016/09/08/656239-putin-potreboval

3. Агентство по технологическому развитию -Режим доступа: http://tech-agency.ru/

4. АО "Концерн ВКО "Алмаз - Антей" - Режим доступа: http://www.almaz-antey.ru/

5. ГНЦ РФ ФГУП "НАМИ"- Режим доступа: http://nami.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.