Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today 2018, №4, Том 10 / 2018, No 4, Vol 10 https://esj.today/issue-4-2018.html URL статьи: https://esj.today/PDF/12ECVN418.pdf Статья поступила в редакцию 20.06.2018; опубликована 08.08.2018 Ссылка для цитирования этой статьи:
Кушнир К.А. Анализ развития предприятий оборонно-промышленного комплекса России // Вестник Евразийской науки, 2018 №4, https://esj.today/PDF/12ECVN418.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Kushnir C.A. (2018). Analysis of development of the enterprises of defense industry complex of Russia. The Eurasian Scientific Journal, [online] 4(10). Available at: https://esj.today/PDF/12ECVN418.pdf (in Russian)
УДК 330.342 ГРНТИ 06.71.67
Кушнир Кристина Андреевна
ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» Обнинский институт атомной энергетики, Обнинск, Россия
Аспирант
E-mail: [email protected]
Анализ развития предприятий оборонно-промышленного комплекса России
Аннотация. Современное экономическое и политическое развитие многих стран в условиях интеграции мирохозяйственных связей сталкивается с необходимостью обеспечения защиты национальных интересов и собственной безопасности, в том числе путем увеличения военно-экономического мощи и потенциала страны, что во многом определяется состоянием военной экономики и, в первую очередь, оборонно-промышленного комплекса (ОПК) страны. По мнению автора оборонно-промышленный комплекс России как важнейшая составляющая национальной экономики играет уникальную роль, обеспечивает обороноспособность страны и поднимает технологический уровень ее экономического развития. Также ОПК играет важную роль в экономике любой крупной страны, поскольку является не только поставщиком современной военной техники и вооружений для обеспечения национальной безопасности, но и высокотехнологичной сферой, которая базируется на широком использовании новейших научно-технических достижений практически всех современных областей знаний. В сложной и многообразной продукции предприятий ОПК чрезвычайно высока доля интеллектуальной составляющей. Оборонно-промышленный комплекс России - это совокупность научно-исследовательских организаций и промышленных предприятий, выполняющих разработку, производство, хранение, постановку на вооружение военной и специальной техники, боеприпасов преимущественно для государственных силовых структур, а также для поставки на экспорт. Оборонно-промышленный комплекс - это около 2 тыс. организаций и предприятий высокой технологии, расположенных в 64 субъектах Российской Федерации, в которых занято более 2 млн человек - рабочих, инженеров и ученых высочайшей квалификации. В статье автором проведен анализ тенденций развития ОПК Российской Федерации. Автором проанализирована структура комплекса ОПК, обозначены ключевые предприятия, состояние и особенности их развития, функционирования и существующие перспективы развития.
Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс; предприятия ОПК; диверсификация; интеграция; государственно-частное партнерство; государственно-плановая
экономика; частно-рыночная модель; амортизационная политика; бюджетное дотационное финансирование
Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) РФ включает в себя совокупность всего спектра предприятий и организаций научно-исследовательской, проектно-конструкторской, испытательной сфер деятельности, которые выполняют разработку и дальнейшее производство специальной и военной техники, боеприпасов, амуниции, а также гражданской продукции, как для государственных силовых структур, гражданских нужд, а также на экспорт. Оборонно-промышленный комплекс Российской Федерации является одним из важнейших секторов национальной экономики, с ежегодным объемом выпуска около 3 трлн руб., в нем занято 2 млн человек, ежегодный экспорт высокотехнологичной продукции составляет 15 млрд долларов1.
Основной целью функционирования оборонно-промышленного комплекса (ОПК) любого государства мира является решение большого спектра военных и политических задач. Кроме того, одной из важных, побочных целей является содействие развитию национального хозяйства станы. В данной связи, предприятия ОПК оказывают разнонаправленное влияние на гражданский сектор экономики. В первую очередь, посредством трансфера новых технологий, научных и технологических, а также организационно-управленческих знаний, которые возникают в рамках обычной для предприятий ОПК деятельности, одновременно предъявляя спрос на аналогичные результаты деятельности, получаемые в гражданском секторе экономики. Предприятия ОПК поставляют выпускаемые на своих производствах товары гражданского назначения, одновременно пополняя бюджет поступлениями от экспорта. Именно такие предприятия, учитывая их масштабы, предъявляют спрос на рабочую силу, создают большое количество рабочих мест, обеспечивая занятость и рост доходов, привлекаемых наемных работников и прочее [8]. Кроме того, за счет средств, выделяемых государством на развитие предприятий ОПК, финансируются работы, выполняемые по заказам предприятий данного сектора, в гражданских секторах российской экономики. Именно поэтому, рассмотрению вопросов развития предприятий оборонно-промышленного комплекса России уделяется сегодня большое внимание аналитиков, ученных и пр.
Вопросам развития предприятий ОПК сегодня посвящено много работ и статей: Коробова С.П., Батьковского А.М., Хрусталева Е.В., Добровой К.Б., Базилевского А.И., Злобина Е.Ф. и пр. [1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 11].
По мнению экспертов, основная специфика ОПК России заключается:
• в монопольном положении заказчика, которым в основном является государство;
• в существующей необходимости постоянного поддержания мобилизационных мощностей, запасов материалов и стратегического сырья;
• в особенностях кооперирования, специализации и информационного (требования к секретности) взаимодействия, которые порождают специфические связи, а также некоторые ограничения в передачи технологий и пр.
В зависимости от компетенций, в данном секторе экономике, функционирует две основные модели субъектов хозяйствования: предприятия ОПК, значительно диверсифицированные в гражданский сегмент и военно-ориентированные предприятия, с низким уровнем диверсификации.
1 Возможности и угрозы гражданской диверсификации ОПК России с учёт международного опыта URL: http://soyuzmash. m/docs/prez/prez-ksrmo -141117-l.pdf (дата обращения: 24.04.2018).
В настоящее время основным стратегическим направлением развития оборонно-промышленного комплекса России является диверсификация в гражданский сектор, что стало возможным с момента принятия в 2014 году ФЗ № 488 «О промышленной политике в Российской Федерации». Последовавшая работа по реализации указанного законодательного акта положила начало совершенного новому этапу развития оборонно-промышленного комплекса. Данный этап определяется вектором модернизации, обновления основных фондов, расширения кооперации и так далее, что приведет к усилению его позиций на национальном и мировой рынке [10].
В компаниях оборонно-промышленного комплекса проводится реконструкция и техническое перевооружение производственных и экспериментально-технологических баз, таким образом, создаются новые более современные производственные мощности. Во всех отраслях оборонно-промышленного комплекса последние 5 лет наблюдается положительная динамика обновления активной части такой важной составляющей производства как основные фонды.
В структуре технологического оборудования значительно возросла доля основных фондов возрастом до 10 лет, в целом к настоящему времени весь комплекс ОПК обновлен более чем на треть. Кроме того, отмечен существенный рост инновационных технологических линий и прогрессивного оборудования, включая с использованием робототехнических комплексов и роботов, гибких автоматических линии и много координационных станков. Продолжается интенсивная системная деятельность в отношении импортозамещения в части комплектующих, используемых в производственных процессах.
В 2016 году были запущены два новых предприятия АО «Нижегородский завод имени 70-летия Победы (входящий в структуру АО «Концерт ВКО «Алмаз-Антей») и АО «Кировское машиностроительное предприятие», на которых производят радиолокационные комплексы, средства радиолокационные станции, зенитные ракетные системы. В оснащении заводов применено самое передовое техническое оборудование, благодаря которому, сведено к минимуму участие человека в производственном процессе, а автоматизированная система управления позволяет контролировать весь спектр производственных процессы. Все указанное выше оказало свое положительное влияние на развитие предприятий ОПК.
Количественный и качественней состав предприятий ОПК определяется сводным реестром организаций ОПК2. По данным на начало 2018 года в реестр занесено 1366 субъектов хозяйствования (рисунок 1).
y = 13,5x + 1325,3
R2 = 0,9995 1366
1352
1339
2015 2017 2018
Рисунок 1. Динамика численности предприятия ОПК России 2015, 2017 и 2018 гг. (составлено автором)
2 Об утверждении перечня организаций, включенных в сводный реестр организаций оборонно -промышленного комплекса URL: http://docs.cntd.ru/document/420286815 (дата обращения: 24.03.2018).
Согласно данным рисунка 1, можно сделать вывод о том, что, начиная с 2014 г., количество предприятий ОПК стабильно растет (таблица 1).3
Таблица 1
Анализ структуры предприятия ОПК по ведомственной принадлежности
Ведомство 2015 год 2017 год Абсолютное отклонение
Минпромторг России (включая компании ГК «Ростех») 977 982 5
Минобороны России 166 166 -
Роскосмос 80 81 1
Госкорпорация Росстатом 43 41 -2
РАН 38 38 -
Минобрнауки 14 13 -1
Другие 21 31 10
Составлено автором
В категорию другие, включены ведомства, у которых наименьшее число принадлежащих им компаний ОПК: ФМБА России, ФСБ России, ФСТЭК России, Минкомсвязи России, Росстандарт, Минэнерго России и Россвязь.
В разрезе ведомственной принадлежности, существенных изменений в последние три года не произошло, предприятия распределились следующим образом (рисунок 2).
2015
Минпромторг России (включая компании ГК «Ростех»
I Минобороны России
Роскосмос I Госкорпорация Росстатом РАН I Минобрнауки "Другие
Рисунок 2. Структура предприятия ОПК по ведомственной принадлежности в 2015 и 2017 годах (составлено автором)
Практически во всех отраслях оборонно-промышленного комплекса России за период 2015-2017 гг. произошло наращивание численности предприятий (таблица 2).
Таблица 2
Анализ структуры предприятий ОПК в разрезе отраслей
Отрасль 2015 год 2017 год
Ракетно-космическая промышленность 6,0 % 8,4 %
Судостроительная промышленность 9,6 % 14,0 %
Радиоэлектронная промышленность и средства связи 27,3 % 38,1 %
Промышленность обычных вооружений 7,4 % 10,4 %
Промышленность боеприпасов и спецхимии 6,9 % 9,5 %
Авиационная промышленность 14,3 % 19,6 %
3 Об утверждении перечня организаций, включенных в сводный реестр организаций оборонно -промышленного комплекса URL: http://docs.cntd.ru/document/420286815 (дата обращения: 24.03.2018).
Вестник Евразийской науки 2018, №4, Том 10 ISSN 2588-0101
The Eurasian Scientific Journal 2018, No 4, Vol 10 https://esj.today
Отрасль 2015 год 2017 год
Остальные 28,5 % 0 %
Итого 100 % 100 %
Составлено автором на основе4
Наибольший прирост предприятий продемонстрировала судостроительная промышленность (рост 45,83 %), промышленность обычных вооружений (рост 40,54 %), ракетно-космическая промышленность (рост 40 %). Ракетно-космическая промышленность и судостроительная отрасль характеризуется весьма высокой концентрацией и ведущей ролью государства в данных секторах.
В ракетно-космической промышленности действую предприятия Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК), выпускающие космические аппараты, международные космические станции, ракеты-носители, приборы для космических аппаратов и гражданскую продукцию. В целом действует примерно сотня предприятий. Крупнейшие -Центр имени Хруничева (разработчик и производитель ракет «Протон» и «Ангара») и РКЦ «Прогресс» (ракеты «Союз»). АО «Российские космические системы» (РКС) интегрирует предприятия космического приборостроения. Корпорация «Энергия» им. Королева -разрабатывает аппараты «Прогресс» и «Союз-ТМА» и оборудование для МКС. Ключевой объем заказов обеспечивает государство.
В судостроительной отрасли функционирует три основные сектора:
• судостроение: Амурский судостроительный завод (Комсомольск-на-Амуре); Хабаровский судостроительный завод (Хабаровск) «Восточная верфь» (Владивосток), Судостроительный завод им. Октябрьской революции (Благовещенск);
• судоремонт: Дальневосточный завод «Звезда» (Большой Камень), 92-й Судоремонтный завод и «Дальзавод» (Владивосток), 30-й Судоремонтный завод (пгт. Дунай) Северо-Восточный ремонтный центр (Вилючинск), 179-й Судоремонтный завод (Хабаровск), Дальневосточная судоремонтная корпорация (Советская Гавань);
• судовое машиностроение: «Варяг» (Владивосток), «Владивостокская ЭРА», «Дальприбор», «Изумруд» и «Радиоприбор» (Владивосток), «Аскольд» (Арсеньев), «Хабсудмаш» Хабаровск.
Ключевой объем заказов, указанных предприятий, обеспечивают гособоронзаказ и экспортное строительство военных кораблей. Кроме того, предприятия наращивают выпуск гражданской продукции, объем которой в последние годы интенсивно растет (рисунок 3).5
4 Казаков П.И. Оборонно-промышленный комплекс России в современных экономических условиях // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч. -практ. конф. № 12. URL: http://sibac.info/archive/economy/12.pdf (дата обращения: 31.07.2018).
5 Минпромторг РФ Судостроительная отрасль URL:
http://minpromtorg.gov.ru/activities/industry/otrasli/sudostroi/ (дата обращения: 24.03.2018).
Страница 5 из 9
12ECVN418
y = 6,34x + 43,86
R2 = 0, 62,4 9985 68,9 76,0 —
— 50,4 56,7 —
—
2014 2015 2016 2017 2018
Рисунок 3. Объем выпуска гражданской продукции судостроительной отраслью РФ в период 2014-2018 гг., млрд руб. (составлено автором)
Радиоэлектронная промышленность (РЭП) и производство средств связи является одной из наиболее наукоемких секторов, поскольку определяющую роль в ней играет микроэлектроника. Продукция радиоэлектроники является базой информационных и телекоммуникационных технологий - основного элемента мировой высокотехнологичной экономики [5].
Важной особенностью данного сегмента является устойчивый спрос на инновационную продукции, который растет с каждым годом, поэтому предприятия, действующие в ней, имеют большое число не только государственных, но и заказов от иных российских предприятий, использующих продукцию отрасли в своих производствах. Благодаря чему постоянно растет доля инновационных товаров, работ и услуг к общему объему количеству отгруженных товаров, выполненных работ и услуг предприятиями радиоэлектронной промышленности (рисунок 4)6.
У = 0,02 R2 >47x + = 0,95 0,2267 88
24,6% 27,4% 31,4% 32,7% 34,3%
— —
2014 2015 2016 2017 2018
Рисунок 4. Доля инновационных товаров (работ и услуг) к общему объему отгруженных товаров радиоэлектронной промышленности РФ в период 2014-2018 гг., % (составлено автором)
Промышленность обычных вооружений наиболее старая отрасль «оборонки», восходящей еще к временам демидовских оружейников. Отрасль сегодня объединяет предприятия, производящие артиллерию, стрелковое оружие, боеприпасы, тактические средства противовоздушной обороны (ПВО), спецхимию. Среди предприятий отрасли выделяются такие крупные и хорошо отлаженные производства, имеющие большие экспортные возможности, а также конструкторский и научный потенциал как ГК «Алмаз-Антей», «Баррикады», «Ижмаш», НПО им. Дегтярева, «Тульский оружейный завод», КБ
6 Минпромторг РФ Радиоэлектронной промышленности URL: http://minpromtorg.gov.ru/activities/industry/otrasli/radio/ (дата обращения: 24.03.2018).
машиностроения и пр. Большую роль в развитии отрасли играет госкорпорация «Ростех» (ГК «Ростех»). В настоящее время разрабатывается объединенная стратегия развития промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии на период до 2030 года.
Авиационная отрасль включает в себя спектр предприятия в сфере разработки, производства, эксплуатации, а также ремонта и обслуживания воздушных судов. С появлением стабильного и масштабного гособоронзаказа российские предприятия, производящие военные воздушные суда, переориентировались с зарубежных рынков на российский внутренний.
Указанные сектора ОПК в настоящее время развиваются благодаря мерам и направлениям поддержки обоснованных в рамках:
• государственной политики в сфере развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года»;
• государственной Программы «Развитие авиационной промышленности на 20132025 годы»;
• государственной Программы «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013-2030 годы»;
• государственной программы «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013-2025 годы» и пр.
В рамках программ приняты меры государственной поддержки: нормативно-правового регулирования и администрирования, эффективной амортизационной политики, бюджетного дотационного финансирования, льготного налогообложения и кредитования, меры по развитию кадрового потенциала (стимулирование удержания высококвалифицированных кадров на предприятиях ОПК, их обучение и переподготовка, привлечение молодых специалистов для работы с новыми технологиями) и пр.
Все это, безусловно оказало положительный эффект на развитие предприятий оборонно-промышленного комплекса России, о чем свидетельствуют результаты представленного в статье анализа.
Учитывая роль ОПК в современных условиях при реализации военной реформы, структурной перенастройки и интенсивной модернизации российской экономики, перед отраслью поставлены масштабные задача обеспечения высокого качества, повышение технологического уровня, рост конкурентоспособности продукции как военного, так гражданского, а также двойного назначения на основании развития и дальнейшего использования конкурентных преимуществ посредством широкомасштабной интеграции с гражданским высокотехнологичным сектором промышленности.
В данной связи важно отметить, что интенсивное развитие предприятия оборонно-промышленного комплексно стало возможным не только благодаря, как уже отмечено ранее, активной государственной поддержке, но и развитию инструментария ГПЧ (государственно-частного партнерства). В процессе реализации различных программ по развитию ОПК весьма важно сконцентрировать внимание на развитии данного инструментария, поскольку именно он позволяет не только создавать новые производства, а, значит, увеличивать рабочие места, разрабатывать, а далее внедрять инновационные технологии, на основании которых, в последствии, производятся различные инновационные продукты, как для военных, так и для гражданских нужд. Наиболее активно данный инструмент сегодня применяется в наукоемких секторах, что, обосновано, поскольку для развития всего ОПК особую важность имеет проведение НИОКР [6].
Сегодня отрасль находиться на стадии выбора: пойти в дальнейшем по пути государственно-плановой экономики или развивать частно-рыночную модель развития. По мнению экспертов необходим незамедлительный выбор, поскольку, чем дольше будет оттягиваться принятие данного решения, тем выше становится риск краха отрасли. При этом, сама отрасль сделать этот выбор самостоятельно возможности не имеет, поскольку решающее слово остается за ее главным акционером, регулятором и заказчиком - государством.'
Таким образом, автор считает, что полностью переходить на частно-рыночную модель не представляется возможным, так как развитие ОПК является основой национальной безопасности страны и ее суверенитета. Поэтому необходимо определить те сферы ГЧП в структуре ОПК.
ЛИТЕРАТУРА
1. Коробов С.П., Батьковский А.М. Стратегическое планирование развития отраслей оборонно-промышленного комплекса // Стратегическое планирование и развитие предприятий. Секция 3 / Материалы Пятнадцатого всероссийского симпозиума. Москва, 15-16 апреля 2014 г. / под ред. чл.-корр. РАН Г.Б. Клейнера. М.: ЦЭМИ РАН, 2014. С. 75-77.
2. Доброва К.Б. Совершенствование стратегического планирования развития корпораций оборонно-промышленного комплекса России. // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2016. - Т. 7. - № 2 (26). - С. 23-27.
3. Бирюков А.В. Инновационные кластеры в оборонной промышленности Российской Федерации. - М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2013. - 200 с.
4. Моздор С.В., Ольхов Е.Н., Иванов М.О. Межотраслевой обмен инновациями ОПК и передача достижений. - М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2014. - 96 с.
5. Авдонин Б.Н., Мартынов В.В. Отечественная электроника. Этапы создания и развития: Монография. - М.: Креативная экономика, 2012. - 200 с.
6. Караваев И.Е. Основные меры государственной поддержки инновационного развития предприятий оборонно-промышленного комплекса // Экономические отношения. -2012. - Том 2. - № 1. - С. 10-19.
7. Воробьева М.В., Губанова Е.В. Оценка инвестиционной привлекательности отраслей (на примере Калужской области) // В сборнике: Человек в XXI веке Материалы IX Международной научно-практической конференции преподавателей и студентов. -2014. - С. 136-139.
8. Губанова Е.В., Орловцева О.М. Введение в международный финансовый менеджмент. Учебная программа для студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.02 "Менеджмент" профиль "Финансовый менеджмент" очной формы обучения / Калуга, 2016. - 32 с.
9. Губанова Е.В., Орловцева О.М. Использование различных подходов к оценке деловой активности организаций для повышения эффективности принимаемых управленческих решений // Аудит и финансовый анализ. - 2017. - № 5-6. - С. 351-358.
10. Базилевский А.И., Злобин Е.Ф. Перспективы развития оборонно-промышленного комплекса России в период санкций // Universum: Экономика и юриспруденция: электрон. научн. журн. - 2017. - № 2(35). - URL: http://7universum.com/ru/economy/ archive/item/4239 (дата обращения: 21.03.2018).
11. Губанова Е.В., Селиверстова Д.И. Пути оптимизации кредиторской задолженности коммерческой организации // Аудит и финансовый анализ. - 2018. - № 1. - С. 176-179.
7 Оборонная промышленность: между госпланом и рынком URL: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2016/02/09/627923-oboronnaya-promishlennost#galleries%2F140737492618784%2Fnormal%2F1 (дата обращения: 24.03.2018).
Kushnir Christina Andreevna
National research nuclear university (Moscow engineering physics institute) Obninsk institute of nuclear power, Obninsk, Russia E-mail: [email protected]
Analysis of development of the enterprises of defense industry complex of Russia
Abstract. Modern economic and political development of many countries in the conditions of integration of world economic communications faces need of ensuring protection of national interests and own safety, including by increase military-economic power and the capacity of the country that in many respects is defined by a condition of military economy and, first of all, the defense industry complex (DIC) of the country. According to the author defense industry complex of Russia as the most important component of national economy plays a unique role, provides defense capability of the country and raises the technological level of her economic development. Also OPK plays an important role in economy of any large country as is not only the supplier of modern military equipment and arms for ensuring national security, but also the hi-tech sphere which is based on wide use of the latest scientific and technical developments practically of all modern fields of knowledge. In complex and diverse products of defense industry enterprises the share of an intellectual component is extremely high. The defense industry complex of Russia is a set of the research organizations and industrial enterprises which are carrying out development, production, storage, statement on arms of the military and special equipment, ammunition mainly for the government law enforcement agencies and also for delivery to export. The defense industry complex is about 2 thousand organizations and the enterprises of high technology located in 64 territorial subjects of the Russian Federation in which more than 2 million people - workers, engineers and scientists of the highest qualification are engaged. In article the author has carried out the analysis of tendencies of development of OPK of the Russian Federation. The author has analysed structure of the OPK complex, the key enterprises, a state and features of their development, functioning and the existing prospects of development are designated.
Keywords: defense industry complex; defense industry enterprises; diversification; integration; public-private partnership; state planned economy; private and market model; depreciation policy; budgetary subsidized financing
12ECVN418