Ar ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ
Бочуров А.А., Курбанов А.Х.
ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Аннотация. Существование и эффективное функционирование оборонно-промышленного комплекса является не только гарантией обеспечения национальной безопасности, но и условием развития промышленного производства. ОПК выступает драйвером развития экономики, источником высокотехнологичной продукции двойного назначения. История показывает, что не всегда решения, принимаемые на государственном уровне, способствовали укреплению позиций отечественного ОПК. Современные условия характеризуются, с одной стороны, существенным увеличением государственного оборонного заказа, с другой - наличием комплекса проблем и противоречий, сдерживающих дальнейшее инновационное развитие предприятий ОПК России.
Ключевые слова. Государственный оборонный заказ, оборонно-промышленный комплекс, экономическая безопасность.
Bochurov A.A., Kurbanov A.X.
PROSPECTS AND PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF THE DOMESTIC DEFENSE-INDUSTRIAL COMPLEX IN MODERN CONDITIONS
Abstract. The existence and effective functioning of the defense-industrial complex is not only a guarantee of ensuring a certain level of national security, but also a condition for the development of industrial production. The defense-industrial complex acts as a driver of economic development, a source of hightech dual-use products. History shows that not always the decisions taken at the state level, strengthened the position of the domestic defense industry. Current conditions are characterized on the one hand a substantial increase in the state defense order, the other - the existence of a set ofproblems and contradictions, inhibiting further innovative development of the enterprises of the military-industrial complex of Russia.
Keywords. State defense order, defense-industrial complex, economic security.
Отечественный ОПК представляет собой совокупность научно-исследовательских, испытательных и производственных предприятий, задачей которых является разработка, производство, хранение, постановка на вооружение военной и специальной техники, боеприпасов и прочей продукции во-
ГРНТИ 78.75.33
© Бочуров А.А., Курбанов А.Х., 2017
Андрей Александрович Бочуров - соискатель ученой степени кандидата экономических наук Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева (г. Санкт-Петербург). Артур Хусаинович Курбанов - доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры материального обеспечения Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева (г. Санкт-Петербург).
Контактные данные для связи с авторами (Курбанов А.Х.): 190000, Санкт-Петербург, наб. Макарова, 8 (Russia, St. Petersburg, Makarova emb., 8). E-mail: [email protected].
енного назначения. Он функционирует в интересах государственных силовых структур (Минобороны России, Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности и др.), которые являются его основным заказчиком.
Некоторые предприятия ОПК выпускают продукцию в рамках зарубежных заказов. Российская Федерация является одним из лидеров мирового рынка вооружений, объем которого, как следует из доклада SIPRI, в 2017 г. достиг максимума со времен холодной войны. При этом, экспортные доходы ОПК не подвержены такой волатильности, как, например, сырьевая часть российского экспорта. В период 2012-2016 гг. экспорт товаров сократился на 47 %, а экспорт вооружений оставался на уровне около 15 млрд долл. В результате, в 2016 г. доля вооружений в российском экспорте товаров превысила 5% [10].
Одна из особенностей отечественного ОПК, присущая ему с момента его появления, состоит в том, что государство получило возможность концентрировать различные виды ресурсов для достижения выдающихся результатов не только при решении вопросов создания новейших образцов вооружений и военной техники, но и для реализации масштабных проектов, имеющих важное народнохозяйственное значение [9]. Однако, после того как СССР перестал существовать, в структуре ОПК стали отмечаться существенные изменения, которые во многом были связаны с процессами, происходящими в системе государственного развития. В начале 90-х гг. ХХ в. ослабление его роли сопровождалось внедрением концепции децентрализованного управления ОПК [9]. Многие предприятия столкнулись с существенным сокращением военных заказов, были акционированы и приватизированы. Оставшиеся предприятия отрасли стали осуществлять конверсию военного производства и были вынуждены перейти на выпуск гражданской продукции, которая пользовалась спросом.
Системный кризис, поразивший ОПК, не мог не остаться без внимания со стороны государства, и в начале 2000-х гг. руководством страны был принят ряд решений, направленных на возрождение отечественного ОПК в рамках проведения государственной промышленной политики и увеличения военных расходов на фоне нестабильной геополитической ситуации в мире. Несмотря на то, что результатами реализации государственной программы вооружения (111В) 2011-2020 гг. стал не только рост боевого потенциала Вооруженных сил Российской Федерации (ВС РФ), но и развитие отечественного производственного потенциала оборонного и двойного назначения, некоторые негативные последствия преобразований, проведенных в ОПК в 1990-е гг., не преодолены до сих пор.
Дальнейшее развитие ОПК (до 2025 г.) должно осуществляться с учетом поддержания обороноспособности в существующей и прогнозируемой системе угроз, решения задач обеспечения жизненно важных интересов России в военной и гражданской сферах. Особое внимание следует уделять использованию имеющегося научно-технического задела, сохранению и развитию кадровой составляющей предприятий ОПК, проведению эффективной политики импортозамещения. Привлечение национальных исполнителей важно не только с точки зрения содействия отечественной экономике, но и для минимизации геополитических рисков [12]. Следующий цикл технологического перевооружения, когда будут реализовываться принципиально новые концепции, прогнозируется на период 2035-2050 гг. До этого времени необходимо преодолеть технологическое отставание по тем направлениям деятельности ОПК, позиции по которым были утрачены.
С использованием различных источников [2, 4-7, 10, 11, 13] в работе были проанализированы основные направления развития отечественного ОПК в среднесрочной и долгосрочной перспективе (2018-2025 гг.) с учётом состояния смежных отраслей, выявлены факторы, которые могут оказать сдерживающие или вовсе негативное воздействие на реализацию планируемых мероприятий. Результаты авторского анализа представлены в таблице.
Анализ содержания разработанной таблицы позволяет с уверенностью утверждать о том, что на сегодняшний день перед нашей страной стоит серьезная задача, заключающаяся не только в дальнейшем развитии отечественного ОПК, но модернизации всей промышленности в целом. Несмотря на то, что за последние десять лет была организована масштабная работа по развитию индустриальной основы производства, реализованных мер явно недостаточно. Одной из серьёзных проблем является проведение политики импортозамещения, которая существенно обострилась из-за введения против России санкций рядом западных стран. При этом санкции, в первую очередь, коснулись ограничений на движение капитала, выполнение ранее заключенных контрактов, связанных с
обеспечением обороны и безопасности РФ (так, например, немецкая компания «RhemmetaП», отказалась достраивать дорогостоящий центр боевой подготовки в Мулино), а также технологического трансфера в ряде ключевых для отечественной промышленности областей [8].
Таблица
Перспективы и основные проблемы развития ОПК в 2018-2025 гг._
Перспективы развития Возможные проблемы реализации мероприятий развития
Дальнейшее технологическое развитие ОПК Мероприятие предусматривает комплексную модернизацию, реконструкцию и полное техническое перевооружение предприятий ОПК с целью сохранения технологических циклов производства и эксплуатации важнейших систем вооружения. При этом, анализ оборонных расходов показывает, что основной источник роста ОПК, государственный оборонный заказ, в рамках существующей конструкции федерального бюджета и бюджетно-налоговой политики, исчерпан
Оптимизация производственных мощностей ОПК Одной из задач дальнейшего развития ОПК является сокращение излишних мощностей, дублирующих друг друга однотипных производств. Однако здесь существует множество проблем организационного, экономического и юридического характера. Территориальная схема размещения производственных мощностей предприятий ОПК не может быть преобразована в ограниченные сроки, несмотря на то, что объективно во многих случаях отмечается необоснованное увеличение затрат на логистику
Сохранение позиций России на мировом рынке вооружений Позиции России на мировом рынке технологий, продукции и услуг ОПК можно считать достаточно прочными в области авиации, космоса, систем противовоздушной обороны, автоматического стрелкового оружия. В то же время, поддержание конкурентоспособности предполагает существенные вложения в финансирование исследований и разработок как фундаментального, так и прикладного характера. Одним из основных конкурентов, существенно усилившим свои позиции на мировом рынке вооружения, является Китай, который осуществляет нелицензионное копирование российской боевой техники
Развитие в стране собственного высокотехнологичного станкостроения С начала 1990 г. металлорежущее оборудование на российских заводах практически не обновлялось и не модернизировалось. Для обеспечения производственной деятельности получила распространение закупка готового оборудования за рубежом в ущерб внедрению собственных новых разработок. Возрождение отечественного станкостроения, в том числе путем модернизации существующего оборудования, возможно на базе современной электроники и разработки новых и перспективных образцов. Однако практически непреодолимый кризис российской электронной промышленности может послужить причиной полной утраты целого ряда направлений производства отечественной продукции
Сохранение квалифицированных кадров на предприятиях ОПК В ОПК к 2025 г. запланирована профессиональная переподготовка и обучение в системе дополнительного профессионального образования работников организаций ОПК на условиях совместного финансирования. Вместе с тем, в результате негативных последствий оттока специалистов в 90-х гг. ХХ века в ОПК отмечается потеря преемственности поколений. Отечественная научно -исследовательская база не встроена в мировую систему фундаментальных и отраслевых исследований, что затрудняет её развитие в краткосрочной и среднесрочной перспективе
Использование научно-технического потенциала ОПК для выпуска продукции гражданского назначения Научно-технический потенциал ОПК, безусловно, необходимо максимально задействовать в процессе выпуска продукции гражданского назначения, доля которой по некоторым оценкам должна составить к 2030 году не менее 50%. Это обеспечит высокий уровень загрузки предприятий ОПК, гарантирующий достаточную рентабельность производства. Однако реализация данных мероприятий предполагает внедрение новых бизнес-моделей управления, идея которых заключается в создании новых рыночных ниш, что в условиях высокой конкуренции без проведения протекционистской политики со стороны государства весьма проблематично
Составлено авторами по результатам анализа работ [2, 4, 5, 6, 7, 6, 10, 11, 13] и результатов собственных исследований [6, 9 и др.].
Ввод санкций на практике показал, что без наличия собственной научно-технической базы и производства, позволяющего осуществить выпуск высокотехнологичной продукции, обеспечить устойчивый экономический рост очень сложно. В связи с этим, правительству нашей страны необходимо в ограниченные сроки наладить производство таких товаров внутри страны. Однако необходимо понимать, что это практически невозможно по целому ряду причин [8]. Следует определить приоритетные направления импортозамещения и сосредоточить все усилия на производстве стратегически важных товаров.
Предприятия ОПК работают по 13 отраслевым планам импортозамещения из 21. Первоочередное внимание необходимо уделить таким отраслям, как медицинская промышленность (доля импорта доходит до 70-80%), тяжелое машиностроение (60-80%), станкостроение (свыше 90% импортной продукции), радиоэлектроника (до 90% импорта) [8]. Государство заинтересовано в развитии отечественного производства. Популярным финансовым механизмом содействия реализации проектов в промышленности стали государственные гарантии и льготные кредиты, введенные постановлением Правительства России от 11 октября 2014 г. № 1044 «Об утверждении Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования». Они предоставляются по итогам конкурсного отбора и носят целевой характер [1].
Одним из инструментов территориального развития промышленной инфраструктуры является создание специализированных промышленных площадок: индустриальных парков (для размещения промышленных производств), технопарков (для размещения инновационных компании") и промышленных кластеров. В качестве финансовой поддержки предоставляется субсидия управляющим компаниям индустриальных парков и технопарков, возмещающая часть затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным на создание промышленной инфраструктуры. Вторым механизмом поддержки территориального развития промышленной инфраструктуры является возмещение регионам из федерального бюджета затрат на создание промышленной инфраструктуры за счет возврата уплаченных резидентами налогов и таможенных пошлин [1].
Возвращаясь к проблемам технологического развития ОПК и сохранения за Россией статуса одного из мировых лидеров в области военно-технического сотрудничества, необходимо дополнительное решение следующих задач:
• диверсификация оборонных производств, реализация активной и гибкой политики выпуска на предприятиях ОПК продукции военного и гражданского назначения, в том числе и той, которая поставляется на экспорт. При этом, следует устранить барьеры, препятствующие расширению экспорта, как источника дополнительных инвестиций - необходимость сертификации продукции, защиты интеллектуальной собственности и низкая эффективность логистики (стоимость доставки продолжает оставаться очень высокой);
• обоснованный выбор рыночных ниш (не только продуктовых, но и территориальных) для реализации продукции военного назначения российского производства;
• завоевание не позднее 2020 г. технологического лидерства на относительно открытых зарубежных рынках;
• определение в качестве приоритетных таких отраслей ОПК, как авиастроение, ракетно-космическая промышленность, промышленность вооружений, судостроение. Однако нельзя забывать о таких перспективных направлениях, как производство новых композиционных материалов, робототехника, радиоэлектроника, производство технологического оборудования и др. Подводя итог, можно сделать следующие выводы:
• отечественный ОПК в последние годы является одним из ведущих секторов российской экономики, драйвером развития промышленного производства. За счёт увеличения государственного оборонного заказа удалось произвести модернизацию мощностей предприятий ОПК и организовать финансирование научных исследований, результатом которых стали новые разработки;
• дальнейшее развитие ОПК должно осуществляться путем реализации комплекса мероприятий, предусматривающих использование производственного потенциала и технологий для выпуска продукции двойного и гражданского назначения;
• весь комплекс проблемных вопросов, сдерживающих развитие отечественного ОПК в 20182025 гг., не может быть преодолён путем увеличения финансирования ГПВ. Ясное понимание
стратегии ОПК позволяет предпринимать эффективные меры в рамках преодоления сдерживающих факторов его развития. Необходимость использования для этого научного подхода очевидна.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вертакова Ю.В., Плотникова Н.А., Плотников В.А. Промышленная политика России: направленность и инструментарий // Экономическое возрождение России. 2017. № 3 (53). С. 49-56.
2. Викулов С.Ф., Коновалов В.Б., Хрусталёв Е.Ю. Финансовые и экономические войны в эпоху сетевого мироустройства // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 111. С. 1549-1565.
3. Князьнеделин Р.А., Смуров А.М. Проблемы организации эффективной системы управления государственными и корпоративными закупками // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2016. № 6. С. 37-42.
4. Козин М.Н., Янина А.В. Государственно-частное партнерство, как фактор повышения военно-экономической безопасности государства // Научный вестник Вольского военного института материального обеспечения. 2017. № 2 (42). С. 96-101.
5. Котляров И.Д. Организация эффективного военно-гражданского сотрудничества // Ресурсное обеспечение силовых министерств и ведомств: вчера, сегодня, завтра. Сборник статей II Международной научно-практической конференции. Пермь: ПВИ ВНГ РФ, 2016. С. 177-181.
6. Курбанов А.Х., Наружный В.Е., Плотников В.А. Банковское сопровождение государственного оборонного заказа: специфика и особенности реализации // Управленческое консультирование. 2015. № 10 (82). С. 101-109.
7. Литвиненко А.Н., Пеунов П.Н. Развитие методических инструментов по противодействию экономическим преступлениями на промышленных предприятиях // Проблемы и перспективы социально-экономического развития общества: история и современность. Материалы международной научно-практической конференции. СПб.: «Свое издательство», 2016. С. 44-48.
8. Плотников А.В. Оценка влияния процессов импортозамещения на развитие регионального хозяйственного комплекса // Наука и инновации в технических университетах. Материалы Десятого Всероссийского форума студентов, аспирантов и молодых ученых. СПб., 2016. С. 154-156.
9. Плотников В.А., Курбанов А.Х., Князьнеделин Р.А. Государственный заказ как инструмент промышленной политики в оборонно -промышленном комплексе: теория и практика. СПб.: Копи-Р Групп, 2013.
10. Рынок вооружений за пять лет достиг максимума со времен холодной войны. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/politics/20/02/2017/58aad8b59a794756977f5617 (дата обращения 11.08.2017).
11. Сафиханов А.А., Козин М.Н., Курбанов Т.Х. Национальные интересы России в Арктической зоне Российской Федерации: военно-экономический аспект. 2016. № 11. Т. 22. С. 125-139.
12. Смуров А.М. Противоречия системы государственного заказа // Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики. 2016. № 11 (27). С. 79-85.
13. Смуров А.М., Целыковских А.А. Анализ системы государственного заказа ведущих зарубежных стран // Известия Российской академии ракетных и артиллерийских наук. 2017. № 1 (96). С. 41-46.