Научная статья на тему 'Международный трансфер технологий для развития постиндустриальной экономики'

Международный трансфер технологий для развития постиндустриальной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
856
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТРАНСФЕР ТЕХНОЛОГИЙ / ИМПОРТ / ЭКСПОРТ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / НАУКОЕМКОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бертош Елена

Статья посвящена вопросам развития экономических отношений, связанных с международным трансфером технологий. Показано участие Республики Беларусь в этом процессе. Предложены пути переориентации иностранных инноваций на модернизацию экономики и направления по увеличению объемов спроса на отечественные разработки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International technology transfer for post-industrial economic development

The article deals with the economic relations in the framework of international technology transfer development. The place and role of the Republic of Belarus in this process is shown. There have been suggested the ways to redirect the foreign investments to the economic modernization, and to increase the demand for the domestic developments.

Текст научной работы на тему «Международный трансфер технологий для развития постиндустриальной экономики»

Международный трансфер технологий

для развития

постиндустриальной

экономики

Резюме. Статья посвящена вопросам развития экономических отношений, связанных с международным трансфером технологий. Показано участие Республики Беларусь в этом процессе. Предложены пути переориентации иностранных инноваций на модернизацию экономики и направления по увеличению объемов спроса на отечественные разработки. Ключевые слова: международный трансфер технологий, импорт, экспорт, инновационная активность, наукоемкость.

В современных условиях, когда знания становятся важнейшим фактором экономического превосходства, развивающиеся страны обменивают на новые технологии либо свои невоспроизводимые природные ресурсы, либо товары, созданные трудом тысяч людей. Постиндустриальные державы, в свою очередь, поставляя инновации и наукоемкую продукцию, не снижают количество ресурсов, имеющихся в их распоряжении, в результате чего у развивающихся стран сужается рынок сбыта товаров и услуг, сокращаются возможности приобретать технологические новшества, от которых, по сути, зависит их будущее. Государства, стремящиеся «догнать»

мировых лидеров, фактически оказались не способны предложить им ничего, что могло бы послужить базисом равноправного и взаимовыгодного обмена продуктов труда на результаты творчества, индустриальных благ на знания [1].

Сократить отставание между странами способен трансфер технологий, который расценивается не только как международное движение знаний, разработок, но и как комплекс взаимосвязанных действий субъектов хозяйствования, участвующих в этом процессе.

Практика трансфера технологий международных компаний указывает на то, что в ходе него осуществляется комплекс действий по:

Елена Бертош,

доцент кафедры

международных

экономических

отношений

Белорусского

государственного

университета,

кандидат

экономических наук

■ закупке объектов интеллектуальной собственности (ОИС), продукции различной наукоемкости у страны-донора;

■ поставке товаров и услуг стране-реципиенту для организации непрерывного процесса производства при помощи иностранных знаний и опыта;

■ оказанию специалистами компании-донора систематической консультационной поддержки принимающей стороне;

■ подбору и обучению персонала для адаптации технологии к условиям реципиента [6, 10].

Следовательно, в ходе трансфера технология представляет собой «технологический пакет», включающий передовой опыт и знания, носителями которых выступают высококвалифицированные специалисты, ОИС, продукцию и услуги различной наукоемкости (рис. 1).

Рассмотрение в качестве объекта международного трансфера технологического пакета дает возможность

Анализ

выяснить особенности участия государств в данном процессе. Наиболее активно вовлечены в него мировые экономические лидеры, которые на протяжении последних 50 лет являются ведущими поставщиками и покупателями ОИС. На их долю в 2012 г. приходилось порядка 96,40% валютных поступлений от экспорта объектов интеллектуальной собственности и 70,92% от их импорта. Темп прироста денежных средств по первому показателю в 2000-2012 гг. находился приблизительно на одинаковом уровне и составлял 138% [8, 9].

Развивающиеся страны, напротив, увеличивают объемы потребления зарубежных ОИС. Если в 2000 г. на их долю приходилось 14,75% платежей за использование иностранных объектов интеллектуальной собственности, то в 2012 г.-25,38%. Наряду с этим по данной группе за период с 2000 по 2012 г. наблюдается увеличение объемов экспорта ОИС с 1,15 до 3,25%. Однако этот незначительный рост за аналогичный период сопровождался повышением объемов импорта в 62 раза [8, 9].

Участие в международном трансфере технологий стран с переходной экономикой незначительно. Отношения, связанные с данным процессом, в них начали формироваться приблизительно в середине 1990-х гг. На их долю в 2000 г. приходилось 0,19% валютных поступлений от экспорта ОИС и 1% от импорта, а в 2012 г.-0,35 и 3,70% соответственно. Технологические поставки в основном осуществляют страны СНГ (порядка 89% валютных поступлений от экспорта ОИС). Наибольшую активность проявляют Россия и Беларусь. В целом объем денежных средств, полученных от продажи объектов интеллектуальной

Знания и опыт:

взаимные визиты, личные контакты ученых и специалистов; научно-техническая информация; конференции, выставки, ярмарки, форумы; наблюдение и сбор научно-технических сведений; совместная разработка научно-технических проблем.

Объекты интеллектуальной собственности:

объекты промышленной собственности:

технологии производственных процессов (патентные и беспатентные изобретения, ноу-хау, товарные знаки, программное обеспечение и др.) объекты авторского права:

книги, аудио- и видеозаписи, документалистика.

Продукция различной наукоемкости:

высокотехнологичная; среднетехнологичная; низкотехнологичная.

Научно-технические услуги:

инжиринг, аутсорсинг и др.; консалтинг, сопровождающий передачу технологий; образовательные услуги; сервисные и послепродажные услуги.

собственности, в странах с переходной экономикой за период 2000-2012 гг. увеличился в 4 раза, а платежей за их приобретение - в 8,2 раза [8, 9].

Интеграция Беларуси в мировое сообщество требует проведения коренной модернизации национальной экономики, развития научно-технического потенциала и скорейшего включения страны в международный технологический обмен в качестве поставщика ОИС.

Однако в посткризисный период существует ряд трудностей:

■ слабое финансирование научной деятельности, уровень которого не соответствует среднеевропейскому значению (наукоемкость ВВП - 0,67%);

■ низкий спрос на результаты отечественных исследований и белорусские разработки, что следует из малой доли высокотехнологичного экспорта страны и низких объемов создания нововведений, востребо-

ванных на внутреннем и внешнем рынках (доля экспорта средне- и высокотехнологичной продукции - 37,2%);

■ сокращение числа инновационно активных субъектов промышленности (2010 г. - 324, 2011 г. - 443, 2012 г. - 437, 2013 г. - 411 ед.) [2];

■ отсутствие кооперационных связей по передаче результатов НИОКР из научной и образовательной сред в производственную (существенный недостаток венчурного финансирования и спин-офф компаний);

■ необходимость формирования законодательной базы

и институтов, способствующих участию Беларуси в международном трансфере технологий. В нашей стране сегодня не закреплено право собственности на ОИС, созданные при государственной поддержке, за университетами, некоммерческими организациями и субъектами малого бизнеса. В США данные

Рис. 1. Состав

технологического пакета

Источник:

составлено автором

отношения были урегулированы еще в 1980 г.;

■ отрицательное сальдо внешнеторгового оборота ОИС (2010 г. - 86,8 млн долл., 2013 г. - 194,5 млн долл.) и преобладание импортных технологических закупок, представленных овеществленными разработками, над экспортными (в 2013 г. было приобретено 17 новых, 6 высоких, а передано 13 высоких и 2 новых технологии) [2].

Все это сказывается на качественном уровне научно-технического потенциала страны. Статистические данные подтверждают, что экономические отношения, связанные с трансфером технологий, в Беларуси складываются на основе покупки иностранных ОИС, что в краткосрочном периоде может негативно сказаться на состоянии платежного баланса государства. Данная ситуация создает реальную угрозу увеличения степени зависимости нашей республики от стран-доноров. В связи с этим необходимо осуществить переориентацию импорта объектов интеллектуальной собственности для модернизации национальной экономики за счет расширения числа национальных субъектов, участвующих в международном подрядном промышленном производстве на базе компаний, реализующих ведущие технологические направления отечественной науки.

В качестве перспективных предприятий-подрядчиков могут выступать организации радиотехнической, электронной, оптико-механической, приборостроительной, биотехнологической, фармацевтической отраслей, а также сферы по производству оборудования для утилизации и переработки промышленных и бытовых

отходов [4]. Это создаст необходимые стимулы для развития на территории Беларуси фирм, включенных в межстрановые производственно-сбытовые цепочки компаний стран-доноров и привлекающих на этой основе иностранные технологии. Данные меры, по мнению специалистов Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), позволят, не имея долгосрочной зависимости от зарубежных источников технологий, получить доступ к международным сетям предприятий-заказчиков, ускорить развитие современного местного производственного потенциала, что будет способствовать модернизации экономики государства-реципиента.

В свою очередь при транснационализации деятельности отечественные компании осуществляют экспорт технологий. Так, если наблюдается максимальный технологический разрыв при расширении присутствия на внешних рынках, предприятиям целесообразно запатентовать свои ОИС в принимающей стране, чтобы монополизировать их использование и предотвратить распространение с помощью имитации или однотипных разработок. В данном случае специалисты организаций будут иметь представление о потребностях местных субъектов в технологиях, которые могут быть удовлетворены за счет белорусских предложений. Также это даст возможность повысить степень осведомленности потенциальных зарубежных партнеров об инновациях нашей страны.

В силу преобладания в Беларуси стандартизированных технологий (65-70% относятся к традиционным) [3] при выборе субъекта-реципиента целесообразно ориентироваться на государства, имеющие

с нами небольшой технологический разрыв, с относительно одинаковым или более низким уровнем социально-экономического развития. Такие страны приветствуют трансфер в традиционные трудоинтен-сивные отрасли, выпускающие стандартизированную продукцию по конкурентной цене. Однако для Беларуси также характерна высокая импортная зависимость от поставок топливно-энергетических ресурсов. Ее может помочь решить международный трансфер технологий, способный послужить основой развития долгосрочного сотрудничества в указанной области. Поэтому особое внимание следует уделять отдельным странам африканского и южноамериканского регионов. Описанные меры будут содействовать продлению жизненного цикла и прибыльной фазы технологий, увеличению объемов экспортных поставок белорусских товаров и услуг различной наукоемкости, стимулированию обмена знаниями и опытом между государствами - донором и реципиентом.

Для нашей республики также свойственно развитие рынка высокотехнологичных услуг. Доля их экспорта равняется 18%, что в пересчете на одного жителя составляет 29,3 тыс. долл. (в Японии - 8,2 тыс. долл.). Основными заказчиками выступают США, Канада, ЕС, СНГ, азиатские державы [5, 7]. Следовательно, расширение сети национальных аутсорсинговых компаний, базирующихся на ведущих высокотехнологических направлениях отечественной науки, является перспективным экономическим направлением [4]. Дальнейшее наращивание объемов экспорта данной сферы услуг будет стимулировать повышение патентной

Анализ ЩЩ

активности в стране и способствовать увеличению объемов иностранного финансирования НИОКР (9,5%) [2]. Наличие последнего - позитивная тенденция, так как зарубежные капиталовложения содействуют трансферу отечественных технологий. Способность к созданию собственных, внедрению и адаптации заимствованных разработок имеет прямую взаимосвязь с качеством организации процесса трансфера, который происходит в рамках национальной инновационной системы (НИС), поскольку экономический рост и уровень конкурентоспособности государства зависит от синергети-ческого эффекта, достигаемого на основе разумного сочетания отечественных и зарубежных технологий. Результативное заимствование должно основываться на научной кооперации с иностранными партнерами для проведения НИОКР, совместной коммерциализации полученных результатов и формированию политики привлечения инвестиций, способствующей развитию производственной базы страны и предприятий различных форм собственности.

В свою очередь созданию инновационно активных компаний, интеграции науки, образования и бизнеса будет содействовать формирование венчурных институтов и нормативной правовой базы. В качестве косвенного инструмента, стимулирующего трансфер технологий, может рассматриваться практика госзаказа на производство инновационной продукции, что особенно актуально в условиях реализации политики им-портозамещения. В настоящее время в национальной экономике наблюдается низкий спрос на отечественные разработки, что может содейство-

вать активизации функции госзакупок путем непосредственного финансирования инновационной деятельности субъектов хозяйствования и предоставления возможности косвенного регулирования их работы. Госзаказ стимулирует создание и распространение отечественных разработок, а также повышает спрос на них. В таких условиях предприятия различных форм собственности конкурируют между собой за получение бюджетного финансирования, поскольку оно может стать единственным источником их инновационного развития в условиях острой нехватки денежных средств. Очевидно, что основные потоки ресурсов направляются в крупные компании, разрабатывающие технологии «двойного назначения» и выпускающие товары на их основе. Однако в силу того, что частный бизнес, представленный малыми и средними фирмами, согласно мировому опыту, более инновационно активен и способен быстро реагировать на изменения рыночной конъюнктуры, он сможет достойно с ними соперничать. Между тем расширение государственных закупок наукоемкой продукции может привести к недобросовестной конкуренции на рынке. В связи с этим она должна полностью соответствовать нормам антимонопольного законодательства.

Также следует отметить, что в Беларуси проводится целенаправленная политика по поддержанию и укреплению собственной научно-технической базы. Происходит формирование НИС, ориентированной не только на импорт, но и экспорт отечественных разработок. Для республики характерно использование технологий широкого приме-

нения, которые уже исчерпали себя в экономически развитых державах. Наряду с этим одно из основных направлений национальной научно-технической политики - ориентация на шестой техуклад, о чем свидетельствует деятельность резидентов Парка высоких технологий. Для нашей страны в условиях нехватки финансовых средств, помимо реализации госзаказа на производство инновационной продукции, актуальным является развитие венчурного предпринимательства, формирование льготной системы налогообложения и кредитования для субъектов хозяйствования, участвующих в международном трансфере технологий, и дальнейшее выстраивание соответствующей инфраструктуры.

See: http://innosfera.org/2014/12/itt

Литература

1. Иноземцев В. Л. Пределы «догоняющего» развития.- М., 2000.

2.Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь / Национальный статистический комитет Республики Беларусь.- Мн., 2014.

3. О состоянии и перспективах развития науки в Республике Беларусь по итогам 2010 года и за период 2006-2010 годов: Аналитический доклад / под ред. И. В. Войтова, А. М. Русецкого - Мн., 2011.

4. Об утверждении стратегии технологического развития Республики Беларусь на период до 2015 года: Постановление Совета Министров Республики Беларусь №1420 от 1 октября 2010 г. // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. Электронный ресурс: http://pravo.by/main. aspx?guid=3871&p0=C21001420.

5. Цифры и факты // Парк высоких технологий. Электронный ресурс: http://www.park.by/cat-3/.

6. Capannelli G. Industry-wide relocation and technology transfer by Japanese electronics firms. A study on buyer-supplier relations in Malaysia. Electronic resource: http://www.econ.hit-u.ac. jp/~koho/jpn/active/graduate/thesis/d1998/1998capannelli.pdf.

7. ICT service exports (% of service exports, BoP) // World Bank Electronic resource: http://data.worldbank.org/indicator/BX.GSR. CCIS.ZS/countries.

8. Charges for the use of intellectual property, payments (BoP, current US$) // Worldbank 2014. Electronic resource: http://data. worldbank.org/indicator/BX.GSR.ROYL.CD/countries/1A-BY?display=default.

9. Charges for the use of intellectual property, receipts (BoP, current US$) // Worldbank 2014. Electronic resource: http://data. worldbank.org/indicator/BX.GSR.ROYL.CD/countries/1A-BY?display=default.

10. Techakanont K. Practices of Intra- and Inter-Firm Technology Transfer in the Thai Automobile Industry / K. Techakanont // Journal of International Development and Cooperation. 2001. Vol. 8, №1. Р. 179-196.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.