58
JURISPRUDENCE / «еЮкШШШМЛУШаИ» #61161), 2023
УДК 343.9
Серебренникова А.В. доктор юридических наук, доцент профессор кафедры уголовного права и криминологии Юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова DOI: 10.24412/2520-6990-2023-6165-58-60 ТРАДИЦИОННЫЕ РОССИЙСКИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ, КАК ОДИН ИЗ САМЫХ ЗНАЧИМЫХ АНТИКРИМИНОГЕННЫХ ФАКТОРОВ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
Serebrennikova A. V.
Doctor of Law, Associate Professor, Professor of the Department of Criminal Law and Criminology Faculty of Law of Lomonosov Moscow State University
TRADITIONAL RUSSIAN SPIRITUAL AND MORAL VALUES AS ONE OF THE MOST SIGNIFICANT ANTI-CRIMINAL FACTORS: THE CURRENT STATE
Аннотация.
Российские духовно-нравственные ценности проявляются в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России. К ним Указ Президента России от 09.11.2022 №809 относит передаваемые от поколения к поколению нравственные ориентиры, которые формируют мировоззрение граждан России и лежат в основе общероссийской идентичности. Однако признается недостаточность только правового обеспечения и указывается на необходимость комплекса политико-культурных мер в первую очередь результативной социально-экономическая политики. С помощью таких мер повышается эффективность превентивности противоправного поведения.
Abstract.
Russian spiritual and moral values are manifested in the spiritual, historical and cultural development of the multinational people of Russia. Among them, the Decree of the President of Russia dated 09.11.2022 No. 809 refers to the moral guidelines transmitted from generation to generation, which form the worldview of Russian citizens and form the basis of the all-Russian identity. However, the insufficiency of only legal support is recognized and the needfor a set ofpolitical and cultural measures, primarily effective socio-economic policy, is pointed out. With the help of such measures, the effectiveness of the prevention of illegal behavior is increased.
Ключевые слова: духовно-нравственные ценности; Указ Президента от 09.11.2022 №809; мировоззрение граждан России; духовное,историческое и культурное развитие; жизнь, достоинство, права и свободы человека; патриотизм, гражданственность.
Keywords: spiritual and moral values; Presidential Decree No. 809 of 09.11.2022; worldview of Russian citizens; spiritual, historical and cultural development; life, dignity, human rights and freedoms; patriotism, citizenship.
Дефиниция традиционные духовно-нравственные ценности длительно и активно обсуждаемая в специальной, научной литературе и публицистике, получила легальное закрепление лишь в 2022 г. в Указе Президента России от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [1]. К ним отнесены передаваемые от поколения к поколению нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства, укрепляющие гражданское единство. Такие ценности проявляются в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России.
Как документ стратегического планирования, Основы конкретизируют отдельные положения других документов стратегического планирования в сфере национальной и информационной безопасности, противодействия экстремизму, национальной политики, культурной политики и развития ин-
формационного общества. Обращает на себя внимание отсутствие в указанном перечне каких-либо документов по противодействию преступности.
В п. 5 Указа перечислены традиционные ценности: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Часть из них (жизнь, достоинство, права и свободы) являются объектом уголовно-правовой охраны.
При этом (п. 7 Указа) традиционные ценности считаются основой российского общества, позволяют защищать и укреплять суверенитет, обеспечивать единство государства, сберегать народ и развивать человеческий потенциал. Отметим, что и в данном случае не упомянуты ни противодействие преступности, ни развитие правового сознания.
«ШУУШШШУМ-ШУГМаУ» 2023 / JURISPRUDENCE
59
В соответствии с п. 10 Указа государственная политика в сфере сохранения и укрепления традиционных ценностей реализуется в ряде сфер (образование, воспитание и др.) среди которых правоохранительная деятельность также отсутствует. В то же время, в соответствии с Указом в реализации рассматриваемой государственной политики участвуют, в том числе органы внутренних дел и общественной безопасности.
В целом, в Указе, как основном и системообразующем документе репрезентации традиционных российских духовно-нравственных ценностей, уделено недостаточное внимание им как значимым антикриминогенным факторам, соответственно, этот вопрос требует научного анализа.
Издание Указа укрепило позицию авторов, как например, Е.Г. Багреева, ранее отстаивавших приоритет правового обеспечения сохранения господствующей культуры как важного антикриминогенного фактора. В то же время, автор признает недостаточность одного лишь правового обеспечения, полагая, что необходим комплекс правовых, политических, социальных, экономических, религиозных, организационных мер, реализуемых в основном в сферах идеологического и информационного характера [2]. Мы же полагаем, что одними лишь «мерами», т.е. административным и пропагандистским воздействием этот вопрос не решается. Здесь важна результативная социально-экономическая политика, обеспечивающая высокую занятость, благосостояние, равенство возможностей и высокой вероятностью их реализации. Именно в таком обществе повышается эффективность превенции противоправного поведения. Кроме того, традиционные ценности могут быть репродуцированы и как антикриминогенный фактор лишь в условиях развитого гражданского общества, состояние которого в современной литературе оценивается в основном критически, обсуждаются необходимость и перспективы нового «общественного договора» [3].
Принимая во внимание текущую внешнеполитическую ситуацию, важно обратить внимание на приложение к ней традиционных ценностей, имея ввиду «переориентацию широких слоев российского общества», прежде всего «элитарных групп» «с навязанных в период 30-летия рыночной трансформации западных догматов, на национальные приоритеты, цели и ценности [4, c.9-32].
В теории права традиционные ценности рассматриваются как критерий отнесения отдельного права к «абсолютным», т.е. не подлежащим государственному ограничению. В этой связи, ограничивая отдельные права, государство соотносит потенциал ограничения права с традиционными ценностями [5, c.371-374].
В российском обществе сложилось устойчивое представление о том, что традиционные духовно-нравственные ценности a priori позитивны [6] и поэтому формируют значимые антикриминогенные факторы.
В то же время, не всякие традиционны ценности и традиции позитивны и могут играть активную антикриминальную роль. Так, следует согласиться
с Д.М. Гаджиевым в том, что некоторые традиции и обычаи на Северном Кавказе, например, предполагают как должное и общественно поддерживаемое поведение возможности откупиться за совершенное общественно опасное деяние. Цитируемый автор называет это коррупционное проявление «компенсационным соглашением» [7, c. 4]. Кроме того, в том же регионе не изжиты некоторые этнические традиции и обычаи, такие как куначество или кровная месть, которые, будучи преступными деяниями, формируют криминальные традиции, препятствующие правопорядку. Не случайно, анализируя потенциал эффективной борьбы с преступностью, эксперты обосновывают потребность в научном обосновании, которое поможет в формировании правомерного поведения молодежи [8, c. 158], обращая внимание на такой антикриминогенный фактор как социальный контроль, под которым понимается механизм соблюдения определенных ограничений (условий), нарушение которых причиняет ущерб социальной системе. В данном случае имеется ввиду социальный контроль родственников, который А.М. Цалиев считает как «дополнительным резервом в борьбе с правонарушениями», так и средством профилактики с помощью в основном метод убеждения [9, c. 90-95].
Социальная среда важна для предупреждения правонарушений в республике. В гражданском обществе это общественное мнение, способное, по мнению части авторов «глубоко и сильно воздействовать на сознание», оказывая «определенное положительное действие на поведение» на объекты воздействия [8, c.160].
В числе основных традиционных ценностей в Указе Президента России от 09.11.2022 № 809 названа семья, которой в криминологической литературе придается важная антикриминогенпая функция, состоящая в данном случае не только в правовом воспитании, но и ограждением молодежи от вредных влияний, а также демонстрации детям образца нравственного поведения. В рамках этой парадигмы семья рассматривается как антикриминогенный фактор. В то же время это характерно для семей с доминирующей нравственной позицией. Именно такая семья имеет потенциал противостояния криминальным воздействиям [10].
Кроме того, традиционные российские духовно-нравственные ценности тесно связаны с культурой, которая в различных ситуациях может выступать как причина, условие преступности, криминогенный и антикриминогенный факторы [11, c. 119]. При этом, как полагает Н.И. Минкина, культура имеет мощный неиспользованный потенциал именно как антикриминогенного фактора. В этой связи автор указывает на значимость «учения куль-туральной криминологии» для прикладной общей криминологии [12].
Культура, как полагает Е.В. Грибанов, агрегирует социальные и духовные качества личности, помогая познать её. Культурные ценности, нормы, образцы в рамках социализации, преломляются через сознание под воздействием объективных и субъективных факторов, формируют поведение.
JURISPRUDENCE / «еЮкШШШМЛУШаИ» #6(165), 2023
60_
Цитируемый автор полагает, что отмеченные компоненты могут содержать «преимущественно криминогенный потенциал», что относится к причинности преступности [13].
Следует предостеречь от вульгарного «простого» понимания её «прямой» взаимосвязи с преступностью. Ряд авторов указывают на то, что «культура способна оказывать как положительное, так и негативное влияние», а отсюда делается вывод о том, что «преступность находится в прямой зависимости от уровня культуры в обществе» [11, с. 119], который ничем не подтверждён, также как и констатация «низкого уровня культуры в России» «на протяжении нескольких лет». Такой упрощённый подход предполагает, что от «повышения уровня» культуры снизится число преступлений. Примечательно, что этот вывод «подтверждён» лишь «результатами нашего опроса», а не корреляцией статистики преступлений со статистикой культуры.
В криминологической литературе причинность преступности тщательно и всесторонне исследована и среди главных причин «низкий уровень культуры» называется крайне редко.
Список литературы
1. Указ Президента России от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»// Официальный интернет-портал правовой информации Шр://риЪИса-tion.pravo.gov.ru/Document/View/000120221109001 9?Мех= 1 &rangeSize=1
2. Багреева Е.Г. Социокультурные и силовые регуляторы открытого и закрытого общества. Вологда, 2003.
3. Ильин В. А., Морев М. В. В стране формируются контуры нового общественного договора// Экономические и социальные перемены: факты, тенденции. 2022. Вып. 15. № 6. С. 9-34.
4. Ильин В. А., Морев М. В. Специальная военная операция выявляет новые черты граждан-
ского общества// Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2022. Вып. 15. № 5. С. 9-32.
5. Якушев П.А. Традиционные ценности как пределы ограничения прав// Юридическая техника. 2018. № 12. С. 371-374.
6. Восприятие российской и иностранной культуры среди отечественной молодежи// ВЦИОМ. 2022 https://ok.wciom.ru/filead-min/file/presentation/Vospriyatie_kult_2022-12-19.pdf
7. Гаджиев Д.М. Власть и особенности предупреждения преступности в Республике Дагестан: монография. Махачкала, 2007. С. 4.
8. Баймурзаева Р.А. Роль национальных традиций и обычаев в предупреждении преступности несовершеннолетних (на материалах Республики Дагестан)// Современное право. 2012. №3. С. 157161.
9. Цалиев А.М. Некоторые формы социального контроля у народов Северного Кавказа// Региональные особенности преступности и проблемы эффективности борьбы с нею: Тезисы докладов к научно-практической конференции. Махачкала, 1985. С. 90—95.
10. Тимошина Е. М. Криминологическое изучение семьи как антикриминогенного фактора в предупреждении отклоняющегося поведения детей: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. М., 2008.
11. Коцарев А.А., Пчелкина Е.В. Взаимосвязь культуры общества и преступности// Вестник Международного юридического института. 2019. №2 (69). С. 118-122.
12. Минкина Н. И. Криминологический анализ культуры современного общества: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. 12.00.08. Иркутск, 2003.
13. Грибанов Е.В. Культура в детерминацион-ном комплексе преступности // Вестник Воронежского института МВД России. 2009. № 3. http://vu-zirossii.ru/publ/vzaimosvjaz_kultury_obsh-hestva_i_prestupnosti/16-1-0-7683