Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСКОВСКИХ ГИМНАЗИЙ В СФЕРЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX ВЕКА'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСКОВСКИХ ГИМНАЗИЙ В СФЕРЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
традиционные ценности / религиозное сознание / духовно-нравственное воспитание / воспитательная работа / гимназия / traditional values / religious consciousness / spiritual and moral education / educational work / gymnasium

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисов Б. Ю.

В статье рассматривается деятельность гимназий Министерства народного просвещения губернского города Пскова в конце XIX — начале XX века в сфере духовно-нравственного воспитания учащихся, которое востребовано и в наше время. Цель исследования: изучение деятельности гимназий в деле духовно-нравственного воспитания своих учеников как учреждений классического образования, хотя и являющихся предметом спора об их эффективности, но бывших самыми распространенными учебными заведениями и отличавшихся стремлением к получению среднего образования через них самыми широкими социальными слоями и конфессиями. Методы исследования: анализ архивных документов, анализ и интерпретация полученной информации. В результате проведенного исследования удалось выявить, что духовно-нравственное воспитание в рассматриваемый период базировалось на религиозной ценностно-смысловой основе, с христианских позиций отношения к ближним, очерчивая весь жизненный путь человека. В основу данных установок было помещено жертвенное служение ближним, созвучное идеалам, провозглашенным Указом Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», который уже назвали нацеленным против «эгоизма и за семью». Нам также удалось установить, что морально-нравственные требования предъявлялись и к преподавателям гимназий, которые приносили своего рода присягу, обязывавшую служить на своем поприще, «не жалея живота своего». Блестящая плеяда выпускников Псковской императора Александра Первого Благословенного гимназии является ярким подтверждением правильности постановки дела воспитания ее учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борисов Б. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF PSKOV GYMNASIUMS IN THE FIELD OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF STUDENTS IN THE LATE XIX — EARLY XX CENTURY

The article examines the activities of gymnasiums of the Ministry of Public Education of the provincial city of Pskov in the late XIX — early XX century in the field of spiritual and moral education of students, which is in demand in our time. The purpose of the study is to study the activities of gymnasiums in the spiritual and moral education of their students as institutions of classical education, although they are the subject of a dispute about their effectiveness, but they were the most common educational institutions, and were distinguished by the desire to receive secondary education through them by the widest social strata and confessions. Research methods: analysis of archival documents, analysis and interpretation of the information received. As a result of the conducted research, it was possible to reveal that spiritual and moral education in the period under review was based on a religious value-semantic basis, from the Christian standpoint of the attitude towards neighbors, outlining the entire life path of a person. These attitudes were based on sacrificial service to neighbors, consonant with the ideals proclaimed by the Decree of the President of the Russian Federation “On the approval of the Foundations of State Policy for the preservation and strengthening of traditional Russian spiritual and moral values”, which has already been called aimed against “selfishness, and for the family”. We also managed to establish that moral requirements were also imposed on gymnasium teachers who took a kind of oath obliging them to serve in their field “without sparing their belly”. The brilliant galaxy of graduates of the Pskov Emperor Alexander the First Blessed Gymnasium is a vivid confirmation of the correctness of the task of educating its students.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСКОВСКИХ ГИМНАЗИЙ В СФЕРЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX ВЕКА»

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Б. Ю. Борисов

Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 1, № 2 (91). С. 52-59. Domestic and foreign pedagogy. 2023. Vol. 1, no. 2 (91). P. 52-59.

Научная статья УДК 37.017.93

doi: 10.24412/2224-0772-2023-91-52-59

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСКОВСКИХ ГИМНАЗИЙ В СФЕРЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В КОНЦЕ XIX -НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Борис Юрьевич Борисов

Псковский государственный университет, Псков, Россия, borrisov@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматривается деятельность гимназий Министерства народного просвещения губернского города Пскова в конце XIX — начале XX века в сфере духовно-нравственного воспитания учащихся, которое востребовано и в наше время. Цель исследования: изучение деятельности гимназий в деле духовно-нравственного воспитания своих учеников как учреждений классического образования, хотя и являющихся предметом спора об их эффективности, но бывших самыми распространенными учебными заведениями и отличавшихся стремлением к получению среднего образования через них самыми широкими социальными слоями и конфессиями. Методы исследования: анализ архивных документов, анализ и интерпретация полученной информации. В результате проведенного исследования удалось выявить, что духовно-нравственное воспитание в рассматриваемый период базировалось на религиозной ценностно-смысловой основе, с христианских позиций отношения к ближним, очерчивая весь жизненный путь человека. В основу данных

© Борисов Б. Ю., 2023

установок было помещено жертвенное служение ближним, созвучное идеалам, провозглашенным Указом Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», который уже назвали нацеленным против «эгоизма и за семью». Нам также удалось установить, что морально-нравственные требования предъявлялись и к преподавателям гимназий, которые приносили своего рода присягу, обязывавшую служить на своем поприще, «не жалея живота своего». Блестящая плеяда выпускников Псковской императора Александра Первого Благословенного гимназии является ярким подтверждением правильности постановки дела воспитания ее учащихся.

Ключевые слова: традиционные ценности, религиозное сознание, духовно-нравственное воспитание, воспитательная работа, гимназия Для цитирования: Борисов Б. Ю. Деятельность псковских гимназий в сфере духовно-нравственного воспитания учащихся в конце XIX — начале XX века // Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 1, № 2 (91). С. 52-59 . doi: 10.24412/2224-0772-2023-91-52-59.

Original article

ACTIVITIES OF PSKOV GYMNASIUMS IN THE FIELD OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF STUDENTS IN THE LATE XIX—EARLY XX CENTURY

Boris Yu. Borisov

Pskov State University, Pskov, Russia, borrisov@yandex.ru

Abstract. The article examines the activities of gymnasiums of the Ministry of Public Education of the provincial city of Pskov in the late XIX — early XX century in the field of spiritual and moral education of students, which is in demand in our time. The purpose of the study is to study the activities of gymnasiums in the spiritual and moral education of their students as institutions of classical education, although they are the subject of a dispute about their effectiveness, but they were the most common educational institutions, and were distinguished by the desire to receive secondary education through them by the widest social strata and confessions. Research methods: analysis of archival documents, analysis and interpretation of the information received. As a result of the conducted research, it was possible to reveal that spiritual and moral education in the period under review was based on a religious value-semantic basis, from the Christian standpoint of the attitude towards neighbors, outlining the entire life path of a person. These attitudes were based on sacrificial service to neighbors, consonant with the ideals proclaimed by the Decree of the President of the Russian Federation "On the approval of

the Foundations of State Policy for the preservation and strengthening of traditional Russian spiritual and moral values", which has already been called aimed against "selfishness, and for the family". We also managed to establish that moral requirements were also imposed on gymnasium teachers who took a kind of oath obliging them to serve in their field "without sparing their belly". The brilliant galaxy of graduates of the Pskov Emperor Alexander the First Blessed Gymnasium is a vivid confirmation of the correctness of the task of

educating its students.

Keywords: traditional values, religious consciousness, spiritual and moral

education, educational work, gymnasium

For citation: Borisov B. Yu. Activities of pskov gymnasiums in the field of spiritual and moral education of students in the late XIX — early XX century. Domestic and Foreign Pedagogy. 2023;l(2):52-59. (In Russ.). doi: https://doi. org/ 10.24412/2224-0772-2023-91-52-59.

Введение. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» конкретизировал положения вышедших ранее документов и продолжил линию на утверждение семейных ценностей, а также идеалов патриотизма и служения Отечеству в деле воспитания учащихся.

Помимо определения базовых понятий, относящихся к традиционным ценностям, таких как жизнь, достоинство человека, его права и свободы, патриотизм, крепкая семья и служение Отечеству, определены задачи сохранения и укрепления традиционных ценностей, прописаны инструменты реализации данной государственной политики. Отмечено, что в случае позитивного сценария реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей, российское общество будет надежно защищено от вызовов современности, связанных с распространением деструктивной идеологии, понятие которой также приводится в документе. Целью подобной государственной политики является формирование высоконравственной личности.

В Указе отмечена роль традиционных российских религий, особенно православия, оказавших значительное влияние на формирование исторического и духовного наследия нашей страны. С учетом того, что церковь прежде всего является хранительницей предания, передающегося из поколения в поколение и являющегося важным элементом традиции, необходимо обращение к опыту использования религиозного

мировоззрения в деле воспитания учащихся.

Мы предполагаем, что стоящие перед нами задачи могут быть реализованы с учетом историко-педагогического опыта педагогических традиций духовно-нравственного воспитания в учебных заведениях дореволюционной России на примере гимназий губернского города Пскова.

Цель исследования. Изучение деятельности гимназий в деле духовно-нравственного воспитания своих учеников как учреждений классического образования, хотя и являющихся предметом спора об их эффективности, но бывших самыми распространенными учебными заведениями и отличавшихся стремлением к получению среднего образования через них самыми широкими социальными слоями и конфессиями.

Методы исследования. Анализ архивных документов; анализ и интерпретация полученной информации.

Результаты исследования. Прежде всего обратимся к определению понятия «духовно-нравственное воспитание», под которым понимается «воспитание, интегрирующее цели, принципы, содержание и методы духовного и нравственного воспитания. Оно направлено на приобщение молодых людей к одной из существующих в обществе систем духовных ценностей (гуманистической, религиозной, этнической), на создание условий для поиска и нахождения ими личностных смыслов этих ценностей, на формирование стремления и готовности действовать в своей повседневной жизни в соответствии с этими ценностями» [4, с. 15].

С учетом того, что в царской России господствующим было религиозное сознание, на основании которого осуществлялось воспитание подрастающего поколения, то обязательным являлось изучение Закона Божия во всех учебных заведениях. Не являлась исключением и Псковская мужская гимназия, образованная еще 2 июня 1808 года на базе Главного народного училища и являющаяся старейшим учебным заведением Пскова, в стенах которого ныне располагается средняя общеобразовательная школа № 1 им. Леона Поземского.

Программа испытания зрелости по Закону Божию в Псковской императора Александра Первого Благословенного гимназии за 1913/1914 учебный год в разделе «Православно-христианское веро- и нравоучение» содержала следующие важные с точки зрения духовно-нравственного воспитания моменты: «Существенная связь нравственности с религией. Богооткровенный нравственный закон» [1, л. 11].

Относительно отношения человека к другим людям гимназисты должны были усвоить и руководствоваться в жизни следующими разделами предмета: «Обязанности христианина по отношению к ближним. Неразрывная связь любви к Богу с любовью к ближним. Связанное с любовью к ближнему уважение личности каждого человека. Искренность, честность, правдивость, доверие, справедливость по отношению к ближнему. Сострадание, сорадование, долготерпение, прощение обид. Милосердие, благотворительность и самоотречение в пользу ближнего» [1, л. 12].

По отношению христианина к самому себе выдвигались следующие обязанности: «Отношение к себе, как носителю образа Божия. Христианский взгляд на счастье, как результат нравственно-доброго настроения, а не как на совокупность эгоистически чувственных наслаждений» [1, л. 12].

Также круг частных обязанностей христианина определялся следующими положениями: «Почтение к родителям. Нравственное значение семьи. Христианское воспитание детей» [1, л. 12-об.].

Относительно нравственности в общественной жизни указывалось следующее: «Любовь христианина к своему Отечеству, требующая жертвы и самоотречения. Обязанности воина-христианина. Обязанности христианина во всех обстоятельствах жизни и в затруднениях руководствоваться учением Священного Писания и святой Церкви» [1, л. 12-об.].

Таким образом, программа по Закону Божию излагала в систематическом порядке основные понятия об этических категориях с точки зрения их библейского и богословского понимания как христианское учение о морали.

Нравственное богословие изучаемого предмета, таким образом, давало ответы на основные вопросы касательно всей жизни человека, формируя мировоззрение, разделявшее в качестве основных констант бытия понятия долга, чести и ответственности.

Лучшим подтверждением наличия этих качеств у учеников Псковской мужской гимназии является блестящая плеяда ее выпускников 1912— 1916 годов, в числе которых микробиолог с мировым именем Лев Зильбер, академик в области медицины Август Летовет, писатели Юрий Тынянов и Вениамин Каверин и многие другие деятели, чьи имена увековечены на памятных досках, украшающих здание школы № 1 г. Пскова. Школьный музей по праву бережно хранит память о своих выпускниках и педагогах,

приумножая заложенные ими традиции.

К слову, говоря о преподавателях, необходимо отметить, что по долгу рода деятельности и службы на них также налагались обременения морального свойства. Так, в фондах Государственного архива Псковской области сохранился документ под названием «Клятвенное обещание преподавателей Псковской губернской мужской гимназии А. Турбина и В. Луйга» от 25 октября 1881 года, в котором оба педагога «обещаются и клянутся Всемогущим Богом, перед Святым Его Евангелием» служить императору Александру Александровичу и его наследнику Николаю Александровичу «верно и нелицемерно, не щадя живота своего до последней капли крови» [2, л. 30]. Также преподаватели обязались способствовать в своей деятельности ко всему, что служит пользе государственной, не извлекая корысти, по совести исполняя свои обязанности.

В заключение клятвы приносилось крестное целование и ставилась подпись под текстом «Клятвенного обещания». Необходимо отметить, что в настоящее время, возможно, есть смысл обратиться к данного рода практике, которая используется в ряде зарубежных стран под названием «Клятва учителя».

Надо сказать, что делу воспитания учащихся служили не только учебные предметы морально-нравственного свойства, но и правила поведения, принятые в учебных заведениях, а также регулярная практика поощрений и взысканий.

Так, в Псковской Мариинской женской гимназии педагогический совет на своем заседании 10 декабря 1867 года принял «Правила о воспитанницах», которые были напечатаны и розданы всем ученицам и их родителям. Начинались правила с указания на то, что в учебное заведение принимаются «дети всех состояний, без различия звания и вероисповедания», подчеркивая тем самым равность учениц, в том числе перед обязанностями и ответственностью. Правила регулировали своевременный приход в гимназию, наличие удостоверения от родителей в случае отсутствия, обязывали к опрятному виду. Согласно правилам в каждом классе перед началом занятий воспитанницами (по очереди) прочитывалась молитва. Нельзя было возражать учителям, задавать вопросы, не относящиеся к уроку, а их замечания надо было выслушивать почтительно и своевременно исправлять. Запрещалось во время уроков подсказывать. На перемене можно было ходить, разговаривать, но «без крика, ссор, соблюдая между собой вежливость и дружелюбие»

[3, л. 11-об.]. Также дисциплинированно полагалось себя вести после окончания уроков, при выходе из класса и в гардеробе.

Возвращаясь к религиозным началам воспитания, отметим, что по субботам, после окончания уроков, девицы всех классов должны были собираться в зале, для того чтобы прослушать объяснение предстоящего воскресного Евангелия, излагаемое законоучителем гимназии.

О значимости воспитательной работы может свидетельствовать тот факт, что как при переводе учениц в высшие классы, так и при их выпуске с аттестатами в награду выдавались книги и похвальные листы только тем, кто по всем предметам имел отметки не ниже 4 баллов, а по поведению — не ниже 5 баллов.

Регулярность контроля успехов и поведения со стороны родителей обеспечивалась выдачей соответствующих свидетельств еженедельно по субботам, где те должны были расписываться [3, л. 12-об.].

Заключение. Таким образом, обратившись к историко-педагогическому опыту духовно-нравственного воспитания в гимназиях Министерства народного просвещения г. Пскова, удалось установить, что оно базировалось на религиозной ценностно-смысловой основе, с христианских позиций отношения к ближним. Для нас, живущих в ситуации мировоззренческого плюрализма общества и светского государства, данные положения нравственного богословия предмета Закона Божия ценны с точки зрения хорошего примера и вообще как таковой возможности постановки и решения вопросов сложной онтологии человеческого бытия в социуме. Для многих педагогов, родителей и учеников данные прописные истины способны стать подлинным откровением. Дисциплинарная практика, имевшая место в гимназиях, отличалась своей регулярностью и подлинной заинтересованностью участников учебного процесса в успехах воспитательной работы, элементы которой также могут быть востребованы.

Список источников

1. ГАПО (Государственный архив Псковской области). Программа по Закону Божию (Псковская губернская мужская гимназия, 1913-1914 гг.). Ф. 8. Оп. 1. Д. 94. Л. 11.

2. ГАПО. Формулярный список о службе преподавателя математики и физики Псковской мужской гимназии А. И. Турбина. 1878 г. Ф. 8. Оп. 1. Д. 14. Л. 30.

3. ГАПО. Переписка с попечителем Санкт-Петербургского учебного округа об открытии при гимназии педагогических курсов с образцовой школой по подготовке учителей начальных школ. Ф. 7. Оп. 1. Д. 24. Л. 11-об. Л.12-об.

4. Шитякова Н. П. Духовно-нравственное воспитание школьников: проблемы, теории, технологии: учебное пособие / Н. П. Шитякова, И. В. Верховых. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. С. 15.

Peferences

1. GAPO (Gosudarstvennyj arhiv Pskovskoj oblasti). Programma po Zakonu Bozhiju (Pskovskaja gu-bernskaja muzhskaja gimnazija, 1913-1914 gg.). F. 8. Op. 1. D. 94. L. 11. [In Rus].

2. GAPO. Formuljarnyj spisok o sluzhbe prepodavatelja matematiki i fiziki Pskovskoj muzhskoj gimna-zii A. I. Turbina. 1878 g. F. 8. Op. 1. D. 14. L. 30. [In Rus].

3. GAPO. Perepiska s popechitelem Sankt-Peterburgskogo uchebnogo okruga ob otkrytii pri gimnazii pedagogicheskih kursov s obrazcovoj shkoloj po podgotovke uchitelej nachal'nyh shkol. F. 7. Op. 1. D. 24. L. 11-ob. L.12-ob. [In Rus].

4. Shitjakova N. P Duhovno-nravstvennoe vospitanie shkol'nikov: problemy, teorii, tehnologii: ucheb-noe posobie / N. P. Shitjakova, I. V. Verhovyh. Cheljabinsk: Izd-vo Cheljab. gos. ped. un-ta, 2016. S. 15. [In Rus].

Информация об авторе

Б. Ю. Борисов — кандидат педагогических наук, доцент кафедры среднего общего образования и социального проектирования, докторант Института стратегии развития образования Российской академии образования

Information about the author

B. Yu. Borisov—PhD (Education), Associate Professor of the Department of Secondary General Education and Social Design, Doctoral student of the Institute of Education Development Strategy Russian Academy of Education

Статья поступила в редакцию 15.02. 2023; одобрена после рецензирования 01.03.2023; принята к публикации 07.03.2023.

The article was submitted 15.02.2023; approved after reviewing 01.03.2023; accepted for publication 07.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.