ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 3. С.23-36. Domestic and foreign pedagogy. 2022. Vol. 1, no. 3. P. 23-36.
Научная статья УДК 37.017.93
doi: 10.24412/2224-0772-2022-84-23-36
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ НАСЕЛЕНИЯ ПЕЧОРСКОГО КРАЯ
В ПЕРИОД ЕГО ПРЕБЫВАНИЯ В СОСТАВЕ ЭСТОНИИ В 20-30-е ГОДЫ XX В.
Б. Ю. Борисов
Борис Юрьевич Борисов
Псковский государственный университет, Псков, Россия. Институт стратегии развития образования Российской академии образования, Москва, Россия, borrisov@yandex. ш
Аннотация. В статье рассматривается деятельность культурно-просветительских обществ Эстонии периода ее первой независимости, возникших в 1923 году в Таллине. Цель исследования — изучение специфики деятельности культурно-просветительских обществ на территории Печорского края, описание основных направлений деятельности по духовно-нравственному воспитанию его населения. Методы исследования — анализ архивных документов культурно-просветительских обществ, дневниковых записей и воспоминаний их участников; анализ и интерпретация полученной информации. В результате проведенного исследования удалось выявить предпосылки, причины и условия возникновения сети культурно-просветительских обществ
© Борисов Б. Ю., 2022
на территории Печорского края. Результатом усилий культурной общественности, интеллигенции и местного духовенства стало учреждение в 1923 году организации под названием «Союз русских просветительских и благотворительных обществ в Эстонии». Несомненным достоинством данного объединения было то, что оно возникло исключительно благодаря общественной инициативе, воспроизводя все то лучшее, что было наработано за годы существования земств, попечительств и благотворительных учреждений дореволюционной России. Начиная с 1924 г. в местах компактного проживания русского населения, составлявшего на тот момент почти половину жителей Эстонской Республики, ежегодно стали проводиться Дни русского просвещения — культурно-просветительские праздники с обширной программой. Таким образом, на территории Печорского края удалось на практике преодолеть имевшиеся изъяны духовно-нравственного воспитания дореволюционной поры. Благодаря планомерной просветительской, творческой деятельности неравнодушных пастырей и их сподвижников удалось выстроить работу по формированию гражданского самосознания и национального достоинства местных жителей. Деятельность культурно-просветительских обществ наглядно продемонстрировала способность русских людей даже в условиях отсутствия поддержки государственной власти собственными силами организовывать и осуществлять планомерную культурную работу.
Ключевые слова: культурно-просветительское общество, духовно-нравственное воспитание, христианское просвещение, народный хор
Для цитирования: Борисов Б. Ю. Деятельность культурно-просветительских обществ по образованию и духовно-нравственному воспитанию населения Печорского края в период его пребывания в составе Эстонии в 20-30-е годы ХХ века // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 3 (84). С. 23-36. doi: 10.24412/2224-0772-2022-84-23-36
Original article
Activities of Cultural And Educational Societies for Education and Spiritual and Moral Upbringing of the Population of The Pechora Region During the Period When the Region Was Part of Estonia in the 20s—30s of the 20th Century
Boris Yu. Borisov
Pskov State University, Pskov; Institute of Education Development Strategy of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The article discusses the activities of Estonian cultural and educational societies during its first independence, which emerged in 1923, in Tallinn. The purpose of the study is to study the specifics of the activities of cultural and educational societies in the Pechora region, to describe the main activities for the spiritual and moral education of its population. Research
methods — analysis of archival documents of cultural and educational societies, diary entries and memories of their participants; analysis and interpretation of the information received. As a result of the study, it was possible to identify the prerequisites, causes and conditions for the emergence of a network of cultural and educational societies in the Pechora region. The result of the efforts of the cultural community, the intelligentsia and the local clergy, was the establishment in 1923 of an organization called the Union of Russian Educational and Charitable Societies in Estonia.
The undoubted advantage of this association was that it arose solely thanks to a public initiative, reproducing all the best that had been accumulated over the years of the existence of zemstvos, trustees and charitable institutions of pre-revolutionary Russia. Starting from 1924, in the places of compact residence of the Russian population, which at that time accounted for almost half of the inhabitants of the Republic of Estonia, the Days of Russian Enlightenment began to be held annually — cultural and educational holidays with an extensive program.
Thus, in the territory of the Pechora region, it was possible to overcome the existing shortcomings of spiritual and moral education of the pre-revolutionary period in practice. Thanks to the systematic educational, creative activities of caring pastors and their associates, managed to build work on the formation of civic consciousness and national dignity of local residents. The activities of cultural and educational societies have clearly demonstrated the ability of Russian people, even in the absence of state support, to organize and carry out systematic cultural work on their own.
Keywords: cultural and educational society, spiritual and moral education, Christian education, folk choir
For citation: Borisov B. Yu. Activities of cultural and educational societies for education and spiritual and moral upbringing of the population of the Pechora region during the period when the region was part of Estonia in the 20s-30s of the 20th century. Domestic and Foreign Pedagogy. 2022;1(3):23-36. (In Russ.). https://doi.org/ 10.24412/2224-0772-2022-84-23-36
Введение. После нормативно закрепленного в законе возвращения воспитательной работы во все без исключения учебные заведения необходимо избежать как формального подхода в данной работе, так и повторения ошибок прошлого. В силу этого необходимы теоретические разработки в сфере историко-педагогического опыта духовно-нравственного воспитания учащихся в России. Особенно актуальными представляются исследования, затрагивающие исторические периоды, являющиеся переломными. В минувшем XX веке в нашем отечестве, несомненно, таковыми стали периоды революции и Гражданской войны,
а также распада СССР. Именно тогда, после утраты государственного единства, в период конфликтов и вынужденной эмиграции для мыслящей части соотечественников стала очевидной необходимость переосмысления причин произошедшего и адекватная работа по исправлению допущенных обществом ошибок.
Конечно же, найденные ответы, на волновавшие общественность вопросы приводили к необходимости исправления тех недостатков, которые касались воспитания подрастающего поколения. Также заслуживали пристального внимания и переосмысления общественные процессы, связанные с развитием образования в пореформенной России. Традиционно поступательное развитие образования в России в те годы, у нас оценивалось преимущественно положительно, однако совершенно очевидно, что, помимо явных достоинств, данный процесс сопровождался и определенными негативными явлениями — например, среди учителей встречались нигилисты и революционеры. Совершенно очевидно, что требовала новых подходов и форм культурная и просветительская работа среди народа.
На наш взгляд, данные направления деятельности удалось комплексно и успешно реализовать нашим соотечественникам в 20-30-е гг. XX века на исконно русских территориях Псковского края, отошедших по условиям Тартуского мирного договора государствам Латвии и Эстонии. Историко-педагогический опыт Печорского края данного периода по духовно-нравственному воспитанию и культурно-просветительской деятельности заслуживает самого пристального внимания. Данный опыт актуален в связи с тем, что немалое число молодых россиян привержены ценностям исключительно Западного мира,— и выражают стойкое желание покинуть свою отчизну.
Рассмотренный в статье опыт Печорского края, находившегося до 1940 г. в составе Эстонии, позволяет наглядно увидеть, как наши предки, оказавшись поневоле за рубежом, ценили родную русскую культуру и православие, которое является ее ядром.
Цель исследования. Изучение деятельности культурно-просветительских обществ Печорского края, описание основных направлений деятельности по духовно-нравственному воспитанию его населения.
Методы исследования. Анализ архивных документов культурно-просветительских обществ, дневниковых записей и воспоминаний их участников; анализ и интерпретация полученной информации.
Результаты исследования. Поскольку в царской России официально было закреплено господство религиозного взгляда на мир, именно на основании этого мировоззрения осуществлялось воспитание детей, а изучение Закона Божия являлось обязательным для всех народных училищ. Вместе с тем под внешне благостной картиной воспитания детей в духе традиционных духовно-нравственных ценностей, укорененных в религиозной традиции, скрывался целый пласт проблем. Так, на страницах периодического издания «Псковские епархиальные ведомости» регулярно выходили критические материалы, касающиеся вопросов религиозного образования и воспитания подрастающего поколения, принадлежащие перу небезразличных к делу христианской педагогики людей — учителей и священников. Авторы были солидарны в мнении о том, что это очень важное дело не поставлено на должном уровне, а преподавание Закона Божия построено исключительно на формальных основаниях, не служащих развитию религиозного чувства у детей. И это при том, что в дореволюционной России одним из главных предметов курса гимназии считался именно Закон Божий, который изучался с первого по седьмой класс.
По мнению Н. П. Шитяковой, неудовлетворительное состояние духовно-нравственного воспитания учащихся при изучении Закона Божия было следствием ряда причин. Первая из них заключалась в том, что законоучители игнорировали фактор множественности современной им культуры, ограничиваясь лишь религиозной парадигмой [8, с. 28].
Вторая причина заключалась в схоластичности учебных заведений, в которых дословное зазубривание вероучительных истин не сопровождалось пониманием их сути и значимости [4, с. 214].
Третья же причина была в обязательности и принуждении, регламентации и репрессиях за низкие оценки в ходе изучения данной дисциплины.
Подобная постановка преподавания Закона Божия впоследствии привела в стан революционеров не только бывших учеников церков-но-приходских школ, но даже немалое число семинаристов, изучавших со школьной скамьи катехизис и в обязательном порядке посещавших богослужения.
Впрочем, впоследствии и Советская эпоха— вследствие подобного единообразия и обязательности идеологических начал— приводила в стан диссидентов и эмигрантов даже отпрысков из семей партийных работников.
Надо отметить, что были и иные причины низкого уровня религиозного образования и воспитания. Не каждый священнослужитель имел необходимые силы, возможности, а самое главное — желание преподавать в церковно-приходских школах. У некоторых батюшек преобладала искренняя убежденность в том, что духовенство необходимо для отправления служб, произнесения проповедей и исполнения треб, но не для обучения детей. Поэтому ощущалась острая нехватка подлинных пастырей и законоучителей, которые бы всей душой и всем сердцем радели и о правильном по существу и форме изучении Закона Божия, и о тщательном приучении детей к его повседневному исполнению [9, с. 5].
Но, увы, на практике возобладал взгляд на законоучителя, деятельность которого была ограничена уроками в стенах народного училища, порой не лучшего качества. В свою очередь, пастырство исчерпывалось совершением богослужений, произнесением проповедей и отправлением треб. Последствия такой несогласованности пастырства и законоу-чительства приводили к упадку нравственности, утрате благочестия и распространению социалистических воззрений, имевших в основе своей псевдорелигиозную основу.
Искоренять пагубные последствия такого подхода пришлось уже после эпохальных социальных катаклизмов в России первой половины XX века, в ходе которых, многие выпускники и выпускницы церков-но-приходских школ сохранили церковь в тяжелые годы испытаний и гонений, причем немало из них — ценой собственной жизни.
Также происходило активное осмысление причин произошедшей национальной катастрофы и в рядах наших соотечественников в русском зарубежье, которые, в отличие от Советской России, имели большую свободу для исправления ошибок, допущенных в деле духовно-нравственного воспитания [10, с. 77]. Именно в условиях эмиграции появились новые идеи, формы и методы духовно-нравственного воспитания, была явлена новая воцерковленная школа, которая по-особому заявила себя в Прибалтийских странах, обладавших частью исконно русских земель Псковского края, согласно Тартускому мирному договору, и где представилась возможность сохранить привычный уклад на двадцать лет дольше, чем на остальной части некогда единого Российского государства.
Идеи профессора, протоиерея, русского религиозного философа и педагога Василия Зеньковского, возглавлявшего во Франции Педагогическое
бюро, были востребованы Русским студенческим христианским движением, которое в лице своих активистов на территории стран Балтии существенно оживило деятельность воскресных школ, православных детских садов и кружков молодежи [6, с. 112].
В 1929 году по примеру Парижа в Риге был основан Религиозно-педагогический кабинет, который преследовал цель помощи обществу в деле религиозного воспитания и образования молодежи.
Необходимо отметить, что данный, не столь обширный исторический период пребывания русских земель в составе «буржуазной» Эстонии еще по достоинству не оценен, малоизучен и малоизвестен. Произошло это по вполне понятным и известным причинам: в советский период его беспристрастное изучение было невозможно, а в постсоветский социальная история набрала такие обороты, что затенила собой этот исторический период. Вместе с тем необходимость современного развития приграничных со странами Балтии территорий Псковской области требует обращения к этой по-своему уникальной странице истории. Помимо этого, многие вопросы возрождения нашей страны немыслимы без осмысления опыта жизни наших предков, переживших лихолетье Гражданской войны и иные социальные потрясения, выпавшие на долю страны и народа в первой четверти неспокойного двадцатого столетия и предельно обострившие религиозное чувство селян.
Провиденциалистское понимание исторического процесса в народных массах заставляло искать причины крушения России прежде всего в себе и исходя из этого действовать. Так, писатель, историк, археолог Леонид Зуров, совершивший ряд экспедиций в этот край, из бесед с местными мужиками уяснил их стойкую убежденность в том, что конец мировой истории и Страшный суд будет происходить именно в этих местах.
Не стояла в стороне и интеллигенция, которая в огромном количестве была сосредоточена в центре уезда Печорах и осознавала груз своей ответственности перед обществом.
Результатом ее усилий стало учреждение в 1923 году организации под названием «Союз русских просветительских и благотворительных обществ в Эстонии» [7, с. 95]. Несомненным достоинством данного объединения было то, что оно возникло исключительно благодаря общественной инициативе, воспроизводя все то лучшее, что было наработано за годы существования земств, попечительств и благотворительных
учреждений дореволюционной России.
Начиная с 1924 г. в местах компактного проживания русского населения, составлявшего на тот момент почти половину жителей Эстонской Республики, ежегодно стали проводится Дни русского просвещения — культурно-просветительские праздники с обширной программой.
Особо стоит отметить Залесское культурно-просветительское общество, которое играло заметную роль в жизни села Залесье и всего прихода, включавшего в себя несколько деревень. Это общество начало свою деятельность 1 декабря 1922 г. и первоначально даже называлось обществом народного образования. Главной задачей общества являлась просветительная работа среди местного населения, в значительной своей части неграмотного, и проведение групповых занятий под руководством членов общества в специально организованных для этого кружках. По замыслу устроителей общества планировалось учредить около десятка кружков, включая «научный кружок для лиц, желающих продолжить свое образование на курсах заочного преподавания, организованных Американским союзом молодых людей» [1, с. 5].
Однако самыми жизнеспособными оказались четыре кружка:
1) певческий, возглавляемый местным священником отцом Михаилом Гривским (созданная им хоровая группа имела церковный и светский репертуар, пела в церкви, давала концерты);
2) музыкальный, при котором существовал оркестр;
3) кружок любителей книги с библиотекой;
4) артистический кружок.
Настоящей душой всего дела и непосредственно певческого коллектива был отец Михаил Гривский, который еще в студенческие годы являлся регентом семинарского хора. Свои музыкальные дарования будущий отец Михаил проявил еще до революции, являясь и преподавателем педагогических курсов для учителей церковно-приходских школ, и учителем пения Псковского духовного училища. В издании «Псковские епархиальные ведомости» отец Михаил регулярно публиковал статьи, в которых доказывал необходимость музыкального образования в духовных учебных заведениях. К заслугам отца Михаила также стоит отнести создание в Пскове школы псаломщиков и епархиальной библиотеки для церковных певчих.
Среди сподвижников отца Михаила в Залесском обществе можно отметить учителя А. А. Анисимова, псаломщика В. П. Воскресенского
и других неравнодушных жителей округи [2, с. 169]. Это общество, как и многие другие ему подобные, входило в Союз русских просветительных и благотворительных обществ Эстонии.
С 1 ноября 1923 г. при обществе начала действовать воскресная школа, где— в числе других предметов,— изучался и эстонский язык. С 1924 г. общество народного образования стало называться культурно-просветительским обществом, и его деятельность набирала все больший размах. Так, 1925 г. был ознаменован открытием сельскохозяйственного кружка и читальни. В следующем, 1926, году возникает пожарное общество, необходимость которого может быть актуальна и в наше время, с учетом ежегодных угроз огненной стихии для лесов и селений. В том же 1926 г. появился спортивный кружок. В 1933 г. был организован кружок молодежи для проведения литературных чтений, а также модных в то время судов над литературными героями и других культурных мероприятий.
Как можно увидеть, существенной особенностью данного периода развития этой местности было то, что жизнь прихода и его благотворное влияние распространялось широко за пределы храмовой ограды и не ограничивалось одним лишь участием в богослужении, а было сосредоточено в широкой кружковой деятельности. На селе регулярно силами кружковцев ставились любительские спектакли, а коллектив участвовал в гастролях. Подобно другим селениям волости здесь также каждое лето, после Троицы, являвшейся престольным праздником в селе, отмечали День русского просвещения, программа которого включала в себя и торжественные речи, и концертную программу хора с оркестром, народные игры, забавы и многое другое. Благо что музыкальный кружок со временем вырос до размера оркестра народных инструментов.
Итог данной целенаправленной культурной деятельности Залесского общества лучше всего передают слова, сказанные его членами по поводу перевода в Ригу одного из самых его активных членов — отца Михаила Гривского, деятельность которого была сравнена с созданием прочного фундамента культуры на селе [2, с. 171]. В 1929 г. в Залесье появилась детская площадка, а годом позже, в 1930 г., подобно Кулейскому просветительскому обществу, в Залесье появились курсы кройки и шитья, демонстрируя тем самым востребованность данного направления обучения среди жительниц Печорского края. Само же Залесское культурно-просветительское общество внесло неоценимый вклад в дело народного образования и просвещения края. И это неспроста: видимо, поскольку
край находится на перекрестке культур, они взаимно обогащали друг друга, ведь давно известно, что родная культура наиболее рельефно раскрывается при взаимодействии с другими [11, с. 42].
Примером этому могла служить соседняя Кулейская волость, где в 20-40-е годы XX века при численности населения 5 600 человек находилось три храма, и, несмотря на объективные материальные трудности, люди жили достаточно насыщенной духовной жизнью.
Еще в 1913 г. возникло Кулейское культурно-просветительское общество, в обязанности которого входило обучение крестьянских детей грамотности. В том же году в д. Киршино открылась школа, в которой Закон Божий был одним из главных предметов, для его преподавания два раза в неделю приходил священник. С 1926 г. школа стала шестиклассной, начиная с четвертого класса изучали эстонский язык. Дети посещали школу с радостью. Многодетным семьям оказывалась необходимая помощь: одежда и питание. Помимо этого, в здании школы были организованы курсы кройки и шитья, кулинарные курсы, а к празднику готовились спектакли. Одной из главных задач, которые ставились перед культурно-просветительским обществом, было создание хора. Кулейский хор насчитывал порядка сорока человек, а руководил им Л. Поспелов. Дело было поставлено профессионально: голоса были расписаны, для струнного оркестра печатались ноты. В соседней с Кулье деревне Лисье тоже был достаточно большой хор, больше сорока человек. Руководил им регент церковного хора, а впоследствии и настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери в деревне Лисье Василий Лирин, под руководством которого хоровые партии были расписаны по голосам. Василий Иванович Лирин вел большую общественную работу, написал несколько нотных книг, был хорошим поэтом. Являясь псаломщиком-регентом, он возглавлял приходской совет Лисейской церкви.
Из дневника Василия Лирина следует, что 12 августа 1934 г. в селении Кулье проходил День русского просвещения, и Лисейский хор после окончания богослужения отправился в Кулье. В 12 часов дня на площадь вынесли икону святого пророка Илии (храмовую икону этого сельского храма) и отслужили молебен пророку Илие, а также святым учителям славянским Кириллу и Мефодию. После был пропет гимн Эстонии, а затем народ с песнями прошел по деревне. Обойдя деревню, подошли к установленной эстраде, с которой организаторы праздника обратились к местным жителям с приветственным словом от лица
культурно-просветительских обществ Эстонской Республики. Среди прочих выступил и И. П. Самолетов — управляющий местного банка и благотворитель. Инструктор культурных обществ И. В. Семенов рассказал собравшейся публике о жизни и деятельности двух выдающихся россиян — Д. И. Менделеева и Н. В. Гоголя.
По воспоминаниям очевидцев тех лет, в День пророка Илии (один из самых почитаемых на Руси) в храме собиралось большое количество нарядно одетых прихожан, среди которых особенно выделялись представители народности сету. После окончания службы начинались гулянья с песнями и танцами. Конечно же, это было место сбора селян всех возрастов, где дети и молодежь вбирали в себя образцы поведения и досуга взрослых, пожилые из разных селений могли встретиться друг с другом, погулять, побеседовать. Как же эта атмосфера диссонирует с буднями современных социальных работников, которые обслуживают одиноких пожилых на дому или в социальных учреждениях, организуя для них досуг и уход вдали от родных и близких [3, с. 225].
Таким образом, на территории Печорского края удалось на практике преодолеть имевшиеся изъяны духовно-нравственного воспитания дореволюционной поры, когда пастыри приняли на себя миссию просветительства, а устраиваемые ими праздники объединяли всех жителей от мала до велика.
Благодаря планомерной просветительской, созидательной деятельности неравнодушных пастырей и их сподвижников обделенная ранее культурной созидательной работой деревня в буквальном смысле слова расцвела, являя собой яркий калейдоскоп народных дарований. Сети культурно-просветительских обществ на территории Печорского края удалось выстроить последовательную поступательную работу по развитию грамотности, формированию гражданского самосознания и национального достоинства местных жителей, привитию им духовно-нравственных ценностей отечественной культуры, то есть всего того, что, увы, не было сделано за десятилетия после отмены крепостного права в России. Им удалось направить селян, как бы сейчас сказали, на «европейский путь развития», а по сути помогли возвратиться к «самим себе», к своим корням и традициям, придав им новый смысл [12, с. 62].
В концептуальном плане ценность деятельности культурно-просветительских обществ заключается в том, что она была призвана к жизни насущными потребностями местных жителей, простого народа, то
есть стала следствием гражданской инициативы и показала свою жизнеспособность, в отличие от политики государства, которая не всегда адекватна. Ибо, как отмечает историк образования А. В. Овчинников, «история идей и мыслей о воспитании и образовании человека и человеческих сообществ отличается от истории образовательной политики и образовательного законодательства прежде всего более длительной своей живучестью, продолжительностью в цивилизационном развитии и памяти нации. Она менее подвластна всем изменениям политического курса, не сильно зависит от него, оставляя след в опыте общественного воспитания и неосознанно для многих каждый раз проявляясь в новом, неожиданном ранее колорите» [5, с. 145]. И с этим трудно не согласиться. Так, сердцевиной деятельности сети культурно-просветительских обществ было развитие хорового народного творчества, блестяще представленного на многочисленных певческих праздниках той поры в Таллине, Печорах и Нарве. Обращение именно к данному виду творчества было вызвано историей появления духовного центра края — Псково-Печерского монастыря, который возник, согласно преданию, после услышанного его основателями ангельского пения из глубины Святой горы. Старцы монастыря наказывали людям не только добросовестно трудиться на многогрешной земле, но и обращать свой взор к «небесным обителям» и посредством духовных песнопений «совершать нравственный подвиг, одухотворяющий и просветляющий сумерки тяжкого бремени жизни» [7, с. 152].
Заключение. Возникновение культурно-просветительских обществ на территории Печорского края в 20-30-е гг. XX века было продиктовано стремлением оказавшейся там эмигрантской интеллигенции, обладавшей необходимым культурным, моральным и интеллектуальным потенциалом, исправить те недостатки религиозного, духовно-нравственного воспитания, которые привели к крушению Российской империи. Благодаря самоотверженной деятельности членов обществ небольшой исконно русский край покрылся сетью кружков, школ, любительских театров и народных хоров. Организаторам и участникам культурно-просветительских обществ Печорского края удалось преодолеть недостатки духовно-нравственного воспитания дореволюционной поры, показав наглядно и множественность современной культуры, и действенные способы изучения Закона Божия.
Впоследствии, в годы Великой Отечественной войны, рассмотрен-
ный опыт культурно-просветительных обществ Печорского края был воспринят Псковской духовной миссией, которая наряду с духовным окормлением светских школ, учреждением церковных школ организовывала детско-юношеские кружки христианско-просветительного характера. Опыт культурно-просветительских обществ Печорского края заслуживает самого пристального изучения и популяризации, особенно с учетом нормативно закрепленного «возвращения» воспитательной работы в наши учебные заведения.
Список источников
1. Протоколы общих собраний и заседаний правления Залесского культурно-просветительского общества. ГАПО (Государственный архив Псковской области), ф. Р-211 (Троицкая церковь с. Залесье Печорского района), оп. 2, д. 2.
2. Волкова В. П. Залесское культурно-просветительское общество // Псков. 2001. № 15. С. 169-172.
3. Зуров Л. Ф. Статьи и письма. М., 2014. 401 с.
4. Обозный К. П. История Псковской православной миссии. 1941-1944 гг. М.: Изд-во Крутицкого подворья, 2008. 607 с.
5. Овчинников А. В. Проблемы отечественного образования и воспитания в наследии российских либеральных мыслителей начала XIX века // Проблемы современного образования. 2017. № 5. С. 143-150.
6. Кочкина Д. Д. Деятельность комиссии по православному христианскому образованию в США во второй половине XX — первой четверти XXI века // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 1, № 1 (74). С. 100-114.
7. Сахарова Н. В. Культурная жизнь русского населения Печорского края. 1920-1930-е гг. // Псков. 2009. № 30. С. 146-154.
8. ШитяковаН. П., Верховых И. В. Духовно-нравственное воспитание школьников: проблемы, теории, технологии: учебное пособие. Челябинск: Изд-во Челябинского гос. педагогического университета, 2016. 197 с.
9. Ширский С. И. О преподавании Закона Божия в начальных народных училищах. Кострома: Губернская типография, 1876. 234 с.
10. Balgiu B. A. Possible mechanism of the influence of gratitude on life satisfaction // Journal of Psychological and Educational Research. 2019. Vol. 27, No. 2. P. 75-87.
11. Linnik O., Barna K. Value attitude of modern children and parents towards books // Didactica Slovenica-Pedagoska Obzorja. 2017. Vol. 32. No. 2. P. 33-48.
12. Potocnik R. Heritage preservation education: Teachers' preconceptions and teachers' implementation in visual arts classes // Center for Educational Policy Studies Journal. 2020. Vol. 10, No. 2. P. 49-76.
References
1. Protokoly obshchih sobranij i zasedanij pravleniya Zalesskogo kul'turno-prosvetitel'skogo obshchestva // Gosudarstvennyj arhiv Pskovskoj oblasti. F. R-211 (Troickaya cerkov' s. Zales'e Pechorskogo rajona). Op. 2, d. 2. [In Rus].
2. Volkova V. P. Zalesskoe kul'turno-prosvetitel'skoe obshchestvo // Pskov. 2001. № 15. S. 169-172. [In Rus].
3. ZurovL.F. Stat'i i pis'ma. M., 2014. 401 s. [In Rus].
4. Oboznyj K. P. Istoriya Pskovskoj pravoslavnoj missii. 1941-1944 gg. M.: Izd-vo Krutickogo
podvor'ya, 2008. 607 s. [In Rus].
5. Ovchinnikov A. V. Problemy otechestvennogo obrazovaniya i vospitaniya v nasledii rossijskih liberal'nyh myslitelej nachala XIX veka // Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2017. № 5. S. 143-150. [In Rus].
6. Kochkina D. D. Deyatel'nost' komissii po pravoslavnomu hristianskomu obrazovaniyu v SShA vo vtoroj polovine XX — pervoj chetverti XXI veka // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2021. T.
1, № 1 (74). S. 100-114. [In Rus].
7. Saharova N. V. Kul'turnaya zhizn' russkogo naseleniya Pechorskogo kraya. 1920-1930-e gg. // Pskov. 2009. № 30. S. 146-154. [In Rus].
8. Shityakova N. P., Verhovyh I. V. Duhovno-nravstvennoe vospitanie shkol'nikov: problemy, teorii, tekhnologii: uchebnoe posobie. Chelyabinsk: Izd-vo Chelyabinskogo gos. pedagogicheskogo universiteta, 2016. 197 s. [In Rus].
9. Shirskij S. I. O prepodavanii Zakona Bozhiya v nachal'nyh narodnyh uchilishchah. Kostroma: Gubernskaya tipografiya, 1876. 234 s. [In Rus].
10. Balgiu B. A. Possible mechanism of the influence of gratitude on life satisfaction // Journal of Psychological and Educational Research. 2019. Vol. 27, No. 2. P. 75-87.
11. Linnik O., Barna K. Value attitude of modern children and parents towards books // Didactica Slovenica-Pedagoska Obzorja. 2017. Vol. 32, No. 2. P. 33-48.
12. Potocnik R. Heritage preservation education: Teachers' preconceptions and teachers' implementation in visual arts classes // Center for Educational Policy Studies Journal. 2020. Vol. 10, No.
2. P. 49-76.
Информация об авторе
Б. Ю. Борисов — кандидат педагогических наук, доцент кафедры среднего общего образования и социального проектирования;докторант
Information about the author
B. Yu. Borisov — PhD (Education), Associate Professor of the Chair of secondary general education and social design; doctoral student
Статья поступила в редакцию 16.02.2022; одобрена после рецензирования 01.04.2022; принята к публикации 04.05.2022. The article was submitted 16.02.2022; approved after reviewing 01.04.2022; accepted for publication 04.05.2022.