Научная статья на тему 'Педагогические традиции духовно-нравственного воспитания в приграничном регионе (на примере Псковской области)'

Педагогические традиции духовно-нравственного воспитания в приграничном регионе (на примере Псковской области) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
духовно-нравственное воспитание / приграничный регион / педагогическая традиция / spiritual and moral education / border region / pedagogical tradition

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисов Борис Юрьевич, Шпак Алексей Павлович

Статья посвящена актуальным вопросам духовно-нравственного воспитания молодежи; рассмотрены основные понятия: «педагогическая традиция», «духовно-нравственное воспитание»; дано авторское определение дефиниции «педагогическая традиция»; рассмотрена важность принятия поправок в Конституцию Российской Федерации и Закон «Об образовании» с точки зрения возрождения полноценной воспитательной работы в образовательных заведениях всех звеньев; рассмотрены исторические особенности социокультурной среды приграничного региона на примере Псковской области, и ее значимости в судьбах Отечества; подчеркнута историческая значимость Православия в истории России на примере истории приграничной Псковской земли; показана преемственность опыта просветительской деятельности дореволюционных церковно-приходских школ на Псковщине и аналогичных им заведений, получивших новый импульс своего развития в период с 1920 по 1940 годы; прослежены тенденции возрождения духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания на Псковской земле на этапе современного развития в условиях новых геополитических реалий приграничья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL TRADITIONS OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION IN THE BORDER REGION (USING THE EXAMPLE OF THE PSKOV REGION)

The article is devoted to topical issues of spiritual and moral education of young people; the basic concepts are considered: “pedagogical tradition,” “spiritual and moral education”; the author’s definition of the definition of “pedagogical tradition” is given; considered the importance of adopting amendments to the Constitution of the Russian Federation and the Law “On Education” from the point of view of reviving full educational work in educational institutions of all levels; the historical features of the sociocultural environment of the border region on the example of the Pskov region, and its significance in the fate of the Fatherland are considered; emphasized the historical significance of Orthodoxy in the history of Russia on the example of the history of the border Pskov land; shows the continuity of the experience of educational activities of pre-revolutionary parish schools in the Pskov region and similar institutions that received a new impetus development from 1920 to 1940; trends in the revival of spiritual, moral and military-patriotic education on Pskov land at the stage of modern development in the conditions of new geopolitical realities of the border are traced.

Текст научной работы на тему «Педагогические традиции духовно-нравственного воспитания в приграничном регионе (на примере Псковской области)»

Педагогические традиции духовно-нравственного воспитания в приграничном регионе (на примере Псковской области)

Борисов Борис Юрьевич,

кандидат педагогических наук, кафедра среднего общего образования и социального проектирования, Псковский государственный университет E-mail: borrisov@yandex.ru

Шпак Алексей Павлович,

кандидат педагогических наук, Псковский государственный

университет

E-mail: apshpak@mail.ru

Статья посвящена актуальным вопросам духовно-нравственного воспитания молодежи; рассмотрены основные понятия: «педагогическая традиция», «духовно-нравственное воспитание»; дано авторское определение дефиниции «педагогическая традиция»; рассмотрена важность принятия поправок в Конституцию Российской Федерации и Закон «Об образовании» с точки зрения возрождения полноценной воспитательной работы в образовательных заведениях всех звеньев; рассмотрены исторические особенности социокультурной среды приграничного региона на примере Псковской области, и ее значимости в судьбах Отечества; подчеркнута историческая значимость Православия в истории России на примере истории приграничной Псковской земли; показана преемственность опыта просветительской деятельности дореволюционных церковно-приходских школ на Псковщине и аналогичных им заведений, получивших новый импульс своего развития в период с 1920 по 1940 годы; прослежены тенденции возрождения духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания на Псковской земле на этапе современного развития в условиях новых геополитических реалий приграничья.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, приграничный регион, педагогическая традиция.

Современная социокультурная ситуация в России характеризуется небывалыми в ее истории усилиями государства, прилагаемыми к модернизации системы образования, совершенствования материальной базы, компьютеризации школ и внедрения цифровых технологий. Вместе с тем, наряду с данными широкомасштабными мероприятиями по совершенствованию материальной базы учебных заведений, в соответствии с современными требованиями, усилия по организации воспитательной работы учащихся были явно недостаточны, и нуждались, как это исторически сложилось в России, в их поддержке на самом высоком уровне.

В поправках к Конституции РФ, которые были вынесены на общероссийское голосование 1 июля 2020 г., закреплялся принцип единой системы воспитания и образования в России, а также была возложена на государство обязанность создавать условия, способствующие воспитанию в детях патриотизма, гражданственности и уважения к старшим.

В минувшем 2020 году Государственная Дума приняла поправки в Закон «Об образовании» по вопросам воспитания обучающихся, внесенные Президентом РФ В. Путиным.

Таким образом с 1 сентября 2020 г. вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». В пояснительной записке к законопроекту говорилось о том, что воспитание учащихся будет составной частью образовательных программ, а принятие закона будет способствовать всестороннему духовному, нравственному и интеллектуальному развитию обучающихся.

Школам, колледжам и вузам был дан год (до 1 сентября 2021 года) на то, чтобы скорректировать свои образовательные программы в соответствии с новым законом. В них нужно будет включить рабочие программы воспитания и календарный план воспитательной работы.

Таким образом у профессионального педагогического сообщества, родителей, общественных и религиозных деятелей, давно говоривших о необходимости приобщения подрастающего поколения к огромному идейному богатству духовно-нравственных ценностей нашего Отечества, появилась законодательно закрепленная почва для деятельности.

Спустя много лет, наконец нормативно было закреплено положение, согласно которого, обра-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

и

см со

зование должно включать не только знания и навыки, но и духовные, моральные ценности, которые формируют личность и объединяют общество.

При этом совершенно очевидно, что при реализации закона на практике как никогда важно предотвратить формальный подход и органично включить воспитание в единый образовательный процесс, для чего необходимы теоретические разработки в области отечественных педагогических традиций духовно-нравственного воспитания.

Законом также были конкретизированы цели воспитания с целью уточнения его вектора, включающего в себя формирование у юных граждан России патриотизма, развитого гражданского самосознания и чувства глубокого уважения к памяти защитников Родины и их подвигам. Решение данных проблем, стоящих перед школьным образованием, возможно лишь путем привития ученикам чувства истории и исторической памяти, как таковой, обеспечив преемственность поколений и сохранение национальной культуры. Не секрет, что деструктивные силы, активно вовлекающие в сферу своих интересов молодежь, особый упор делают на разрыв связей между поколениями.

Мы предполагаем, что указанные цели будут более оптимально реализованы с учетом опоры на педагогические традиции духовно-нравственного воспитания в Псковском приграничье.

В настоящее время, Псковская область является единственным субъектом в Российской Федерации, имеющим Государственную границу с тремя государствами: Эстонией, Латвией и Беларусью. Так исторически сложилось, что русский город Псков, ближе всех расположен к Западному миру. Вместе с тем подобное соседство, обеспечивавшее бесперебойность культурных и деловых контактов России и Запада, никоим образом не довлело на Псковскую землю в плане культурной самоидентификации, остававшуюся сквозь века «родовым гнездом русской цивилизации». В немалой степени этому способствовало и военное противостояние с соседями, пытавшимися подчинить себе Псковскую землю не только политически и экономически, но что немаловажно, и духовно. Вековое отстаивание своих национальных святынь на краю русской земли привело к тому, что Псков сыграл одну из ключевых ролей в становлении российской государственности и русской национальной культуры.

Таким образом, формирование педагогических традиций духовно-нравственного воспитания в Псковском приграничье происходило в сложных условиях становления и развития Пскова как самобытного культурного центра России, которому постоянно приходилось сдерживать экспансию с Запада. И это принципиально важно, поскольку иные русские земли, в период утраты государственного единства, вынуждены были испытывать на себе гнет восточного могущественного завоевателя, каковым являлась Орда, то Псковская

земля вынесла на себе тяготы 123 военных столкновений с соседями из Европы.

В этой связи как никогда востребован опыт воспитания подрастающего поколения в Псковском приграничье с учетом приверженности значительного числа молодых людей из современной России ценностям Западного мира, и стойкому желанию покинуть свою Отчизну. Очевидно явное непонимание молодежью исторической миссии и предназначения России в мире, непреложной ценности ее самобытной национальной культуры, сердцем которой является Русское Православие, имеющее глубокие корни на Псковской земле.

На сегодняшний день категория «духовно-нравственное воспитание» плотно вошла в научно-категориальный аппарат современной отечественной педагогической теории и практики, а также нашла свое непосредственное воплощение в программных документах образования.

Также необходимо отметить, что в настоящее время, сложилось три различных подхода к определению содержания духовно-нравственного воспитания: светский, оккультно-мистический и религиозный.

Если обратиться к гуманистическому подходу, как магистральному на сегодняшний день, то он понимает под духовностью степень освоения человеком высших ценностей, идей, понятий и нравственных норм, связанных с его социальной жизнью и деятельностью. Исходя из этих позиций человек считается духовным в той мере, в какой он освоил указанные ценности, а духовное воспитание понимается как постижение и освоение высших объектов культуры [1].

Вместе с тем, исследователи отмечают, что современная педагогическая наука в России нуждается в новом осмыслении всего того, что связанно с духовным и нравственным миром человека. При этом если окинуть взором мировой опыт духовного развития человечества, то можно заметить, что он касается, прежде всего, переживания человеком определенной, исключительно важной для него трансцендентной реальности, включенной в религиозную сферу его бытия.

Исходя из позиций религиозного подхода отметим, что его исходным принципом выступает именно признание наличия у человека духа как некоей онтологической реальности, и его важнейшей характеристики. Отсюда предметом духовно-нравственного воспитания человека является целенаправленное формирование его духовно-нравственной сферы, а основой его содержания -религиозные ценности и заповеди.

Если обратиться к категории традиции, тесно связанной с духовно-нравственным воспитанием, то по мнению И.Н. Полонской, «исследование традиции - ключ к раскрытию метафизики социального бытия. Этим определяется его непреходящая эвристическая ценность» [2].

Раскрывая содержание понятия «педагогическая традиция», М.В. Савин говорит о ней, как о целостном исторически сложившимся педагоги-

ческом явлении, элементами которого выступают только наиболее существенные характеристики и черты педагогического опыта [3]. Сама же традиция устанавливает связь между поколениями.

Исходя из вышеперечисленного, мы приходим к собственному пониманию дефиниции педагогическая традиция, под которой нами понимается: хорошо отлаженная способность создавать в обществе здоровую атмосферу, в которой традиционное воспитание и научение будут обеспечены в очном контакте поколений, всесторонней поддержкой подрастающего поколения (преемников) поколением старшим.

Обращение к педагогическим традициям XIX века показало, что формирование и становление традиций сельской школы в России, и в Псковской губернии, в частности, происходило на фоне не только проникающих и распространяющихся идей западной педагогики, но и с учетом национальных и самобытных подходов к образованию. Изучение педагогических традиций свидетельствует о том, что в истории России пореформенного периода хорошо просматриваются характерные черты отечественного воспитания, которые можно соотнести с тремя «константами»: духовностью, открытостью, традиционностью. Духовность отражается в традициях православной педагогики, открытость подтверждается проникающими в Россию теориями трудового и свободного воспитания, традиционность русской педагогики основана на национальных идеях, природосообразности и народности в педагогике.

Так, в церковно-приходских школах Псковской губернии устанавливались особые доверительные отношения учеников и учителей, сохранялась привязанность учащихся к школе после ее окончания. Этому способствовал ряд обстоятельств постановки учебно-воспитательного дела.

Так, при школах организовывались хоры из действующих и бывших учеников, которые принимали участие в Богослужениях. В праздничные дни организовывались вокально-литературные вечера, на которых исполнялись не только церковные концерты, но пьесы светского содержания, отличавшиеся музыкальной красотой. Школьные библиотеки способствовали религиозно-нравственному развитию и обогащению знаниями практического свойства.

Поскольку церковно-приходская школа тесным образом была связана с церковным кругом, религиозной верой, то целью обучения было не только получение полезных сведений и простой грамоты, но и религиозно-нравственное воспитание. При изучении молитвы, обращалось внимание на сознательность усвоения, чтобы возбудить в детях молитвенный дух, развить сознание важности молитвы, неотложной нужды в ней, а жития святых использовались как образцы для подражания.

Впрочем школы посещали не только дети, но и отцы, поскольку по воскресениям и в праздничные дни в церковно-приходских школах проводились религиозно-нравственные чтения, в кото-

рых принимали участие местный причт и учителя. Крестьяне охотно посещали такие чтения, нередко на них присутствовало от 45 до 200 человек.

Необходимо отметить, что подобные традиции духовно-нравственного воспитания продолжились в Псковском приграничье, и в неспокойном XX веке после того как часть территории Псковщины, оказалась в составе Эстонии и Латвии, и где на 20 лет был, таким образом, отложен коренной слом сложившегося коренного уклада социально-экономической, культурной и общественной жизни, духовным центром которой стал Псково-Печорский монастырь.

Так, в период нахождения Печорского района в составе Эстонии (1920-1940 гг.), местное население было активно вовлечено в деятельность Русского Студенческого Христианского Движения (РСХД), образованного в Прибалтике в 1928 г. Студенты и молодые крестьяне Петсеримаа (Пе-чор) участвовали в съездах движения, ездили в многочисленные паломнические поездки, в религиозных кружках читали и обсуждали духовную литературу. В Прибалтийских странах осуществлялись религиозно-педагогические съезды РСХД, на которые приезжали профессора, преподаватели и философы первой волны русской эмиграции из Европы. В качестве слушателей выступали местные священники, педагоги, студенты, а также многочисленные учащиеся русских гимназий и школ Латвии и Эстонии, включавших, как мы уже ранее отмечали, в то время в себя часть земель современной Псковской области. В Печорах, при монастыре, действовала Псково-Печерская духовная семинария.

Приходская жизнь в Печорском районе в «эстонский» период также была насыщена. На селе, в приходах работали церковно-приходские школы. Так, например, в 20-х годах ХХ века в Троицкой церкви села Залесье служил священник Михаил Гривский, который играл большую роль не только в своем приходе, но и в общественно-культурной жизни всей округи. Отец Михаил стал одним из организаторов русского культурно-просветительского общества, главной целью которого являлась просветительская работа среди местного населения, находившая свое воплощение в организации занятий в различных кружках. В 1923 году при Залесском обществе была открыта воскресная школа, где преподавание велось на русском и эстонском языках. При этом обществе активно действовали певческий, музыкальный, артистический кружки, а так же кружок любителей книги. Функционировала и своя библиотека. Со временем здесь появились еще сельскохозяйственный, научный и спортивный кружки, активно действовало пожарное общество. Хоровое пение было поставлено на должный уровень во многих приходах.

В годы Великой Отечественной войны огромную моральную поддержку населению на оккупированной территории оказывала Псковская духовная миссия, возобновившая во всей полноте ре-

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

лигиозную жизнь, открывшая приюты и церковноприходские школы, осуществлявшая христианскую работу с детьми и молодежью. Именно вопросам школы, воспитания и образования Миссия уделяла наибольшее внимание.

Исключительная особенность пограничного положения Псковской земли позволила малоизвестному до революции Свято-Успенскому Псково-Печерскому монастырю превратится в мощный духовный центр, ни на день не прекращавший своего служения, и продолживший традицию русского старчества. Наместники и старцы монастыря, не обладавшие никакой официальной властью, пользовались исключительным авторитетом в народной среде, а местным властям приходилось этот фактор учитывать. Печоры являлись центром притяжения для верующих людей Советской эпохи со всей нашей страны. Успешному функционированию жизни в церковных приходах способствовал высокий авторитет духовенства у местного населения, ценившего нравственные качества своих священников, их проповеднический талант, а главное - знание своей паствы.

Таким образом, в Печорском крае, создалась уникальная во всей стране ситуация, когда не нарушилась традиция церковно-приходской жизни, а вместе с ней и традиция духовно-нравственного воспитания, востребованная на современном этапе развития отечественной системы образования.

Возрождение полноценной церковной жизни стало возможным в канун юбилея - 1000-летия Крещения Руси. Так первая воскресная школа в Псковской области возникла при Псково-Печерском монастыре в 1990 году. Тогда же возник и детский хор при ней. В разработке учебных программ воскресной школы и организации учебного процесса, в совершении первых паломнических поездок деятельное участие принимал наместник монастыря архимандрит Тихон (Секрета-рев).

Сегодня приходы Псковской митрополии принимают активное участие в проведении мероприятий, посвященных памятным датам в истории области и России. Совместно с органами государственной и муниципальной власти, образовательными, культурно-просветительскими учреждениями и воинскими подразделениями проводят огромную работу по патриотическому, духовно-нравственному воспитанию населения и особенно молодежи. Ежегодным стало проведение «Александро-Невских чтений», организуемых псковским воинским храмом, носящим имя этого святого полководца.

Активно развивается военно-патриотическое воспитание в регионе, где два самых крупных города - Псков и Великие Луки являются городами «Воинской славы». Ежегодно проводятся десятки 5 военно-патриотических мероприятий, с учетом то-§ го, что исторически регион, выдержал много осад

сч о см со

неприятеля. По особому ежегодно отмечается день памяти героев десантников 6-ой роты.

Так что несмотря ни на какие испытания и невзгоды, выпавшие на долю Псковской области за последний век, педагогические традиции духовно-нравственного и патриотического воспитания продолжают свое развитие, и именно в приграничном регионе, изучая его историю, можно найти те необходимые «точки роста» в этом непростой, но исключительно важной миссии без которой нам всем не выжить перед лицом современных вызовов.

Литература

1. Епископ Зиновий (Корзинкин), Н.Н. Гатилова, В.М. Меньшиков. Духовно-нравственное воспитание: сущность и предмет // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 1 (29), 2014, С. 15.

2. Полонская, И.Н. Социокультурная традиция: онтология и динамика: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. - Ростов н/Д, 2006, С. 3.

3. Савин M.S. Содержание и структура педагогической традиции // Ярославский пед-ий вестник. - 2004. - № 3 (40), С. 77.

PEDAGOGICAL TRADITIONS OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION IN THE BORDER REGION (USING THE EXAMPLE OF THE PSKOV REGION)

Borisov B. Yu., Shpak A.P.

Pskov state University, Pskov, Russian Federation

The article is devoted to topical issues of spiritual and moral education of young people; the basic concepts are considered: "pedagogical tradition," "spiritual and moral education"; the author's definition of the definition of "pedagogical tradition" is given; considered the importance of adopting amendments to the Constitution of the Russian Federation and the Law "On Education" from the point of view of reviving full educational work in educational institutions of all levels; the historical features of the sociocultural environment of the border region on the example of the Pskov region, and its significance in the fate of the Fatherland are considered; emphasized the historical significance of Orthodoxy in the history of Russia on the example of the history of the border Pskov land; shows the continuity of the experience of educational activities of pre-revolutionary parish schools in the Pskov region and similar institutions that received a new impetus development from 1920 to 1940; trends in the revival of spiritual, moral and military-patriotic education on Pskov land at the stage of modern development in the conditions of new geopolitical realities of the border are traced.

Keywords: spiritual and moral education, border region, pedagogical tradition.

References

1. Bishop Zinovy (Korzinkin), N.N. Gatilova, V.M. Menshikov. Spiritual and moral education: essence and subject/Scientific notes: electronic scientific journal of Kursk State University. 2014. No. 1 (29), 2014, Page 15.

2. Polonskaya, I.N. Sociocultural tradition: ontology and dynamics: autoref. dis... Dr. philos. sciences. - Rostov N/A, 2006, S.3.

3. Savin M.V. The content and structure of the pedagogical tradi-tion//Yaroslavl Pied Bulletin. - 2004. - No. 3 (40), Page 77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.