Научная статья на тему 'Особенности коллаборационизма на Псковщине (1941 — 1944 гг. )'

Особенности коллаборационизма на Псковщине (1941 — 1944 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1519
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Великая Отечественная война / нацистский оккупационный режим / коллаборационизм / Псков. / Great Patriotic War / Nazi occupation regime / collaborationism / Pskov

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — КовалёВ Борис Николаевич

Никакая армия, действующая в качестве оккупантов какой-либо страны, не может обойтись без сотрудничества с властями и населением этой страны. Комплекс взаимоотношений между ними и составляет сущность коллаборационизма. Районы современной Псковской области находились под гитлеровской оккупацией дольше всех российских регионов — с июля 1941 по июль 1944 года. Так как регион является приграничным, на его территории активно действовали вооруженные формирования из Эстонии и Латвии. Нацистами и их союзниками активно поддерживались идеи национализма и антисемитизма. Печерский монастырь, оказавшийся после революции 1917 г. на территории независимой Эстонии, никогда не закрывался. Он, а «также Псковская православная миссия» стали центрами духовного коллаборационизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF COLLABORATIONISM IN THE PSKOV REGION (1941–1944)

No army acting as occupiers of any country can do without cooperation with the authorities and the population of this country. The complex relationships between them are the essence of collaborationism. The areas of the present-day Pskov region were under Nazi occupation longer than the rest of the Russian regions — from July 1941 to July 1944. Since the region was border-straddling, armed forces from Estonia and Latvia were active in its territory. The Nazis and their allies actively supported the ideas of nationalism and anti-Semitism. The Pskov-Pechory monastery, which turned out to be on the territory of independent Estonia after the 1917 revolution, had been functional since that time. This monastery and the Pskov Orthodox Mission became centers of “spiritual collaborationism

Текст научной работы на тему «Особенности коллаборационизма на Псковщине (1941 — 1944 гг. )»

УДК 94(470.24)084.8+343.3 UDC 94 (470.24)084.8+343.3 DOI 10.25797/NHP.2019.16.3.004

ОСОБЕННОСТИ КОЛЛАБОРАЦИОНИЗМА НА ПСКОВЩИНЕ (1941 — 1944 ГГ.)

Аннотация: Никакая армия, действующая в качестве оккупантов какой-либо страны, не может обойтись без сотрудничества с властями и населением этой страны. Комплекс взаимоотношений между ними и составляет сущность коллаборационизма. Районы современной Псковской области находились под гитлеровской оккупацией дольше всех российских регионов — с июля 1941 по июль 1944 года. Так как регион является приграничным, на его территории активно действовали вооруженные формирования из Эстонии и Латвии. Нацистами и их союзниками активно поддерживались идеи национализма и антисемитизма. Печерский монастырь, оказавшийся после революции 1917 г. на территории независимой Эстонии, никогда не закрывался. Он, а «также Псковская православная миссия» стали центрами духовного коллаборационизма.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, нацистский оккупационный режим, коллаборационизм, Псков.

FEATURES OF COLLABORATIONISM IN THE PSKOV REGION (1941-1944)

Abstract: No army acting as occupiers of any country can do without cooperation with the authorities and the population of this country. The complex relationships between them are the essence of collaborationism. The areas of the present-day Pskov region were under Nazi occupation longer than the rest of the Russian regions — from July 1941 to July 1944. Since the region was border-straddling, armed forces from Estonia and Latvia were active in its territory. The Nazis and their allies actively supported the ideas of nationalism and anti-Semitism. The Pskov-Pechory monastery, which turned out to be on the territory of independent Estonia after the 1917 revolution, had been functional since that time. This monastery and the Pskov Orthodox Mission became centers of "spiritual collaborationism"

Keywords: Great Patriotic War, Nazi occupation regime, collaborationism, Pskov

Районы современной Псковской обла- цией дольше всех российских регионов — сти находились под гитлеровской оккупа- с июля 1941 по июль 1944 года. Сам Псков

был захвачен вермахтом 9 июля 1941 г., а освобожден только 23 июля 1944 г.

Никакая армия, действующая в качестве оккупантов какой-либо страны, не может обойтись без сотрудничества с властями и населением этой страны. Без такого сотрудничества оккупационная система не может быть дееспособной. Она нуждается в переводчиках, в специалистах-администраторах, хозяйственниках, знатоках политического строя, местных обычаях и т. д. (Семиряга 2000: 5). Комплекс взаимоотношений между ними и составляет сущность коллаборационизма.

Городские управы действовали под руководством «городского головы» или «обер-бургомистра». В городах и деревнях представители коллаборационистской администрации занимали лучшие дома (естественно, из тех, где не обосновались какие-либо германские учреждения). Так в Пскове управа находилась в непострадавшем от бомбардировок двухэтажном особняке в центре города. В нем было 30 просторных кабинетов для чиновников, а также поликлиника, зубоврачебный кабинет, столовая, склад, мастерская и хозяйственные кладовые («За Родину» 1943).

Очень часто бургомистры числились на нескольких постах одновременно. Так псковский градоначальник Черепенькин получал жалование сразу в трех местах, будучи бургомистром, начальником отдела пропаганды и директором музея (АУФСБПО 1: 43).

Псковская городская полиция разместилась на улице Ленина в доме № 8. Немцы переименовали ее в Архангельскую. Полицейские были вооружены пистолетами, винтовками, дубинками. На западный манер их называли «констеблями». В обя-

занности полицейских входило «поддержание порядка»: проведение облав и обысков по заданию комендатуры, проверка документов, дежурство по городу. Всего в полиции числилось около 170 псковичей. При этом весь руководящий состав состоял из немцев и эстонцев, поэтому в штате полиции значились и переводчики (Псковские хроники 2004: 217).

Для проведения карательных акций против советских партизан гитлеровцами создавались специальные подразделения. Так в районе Пскова действовал специальный антипартизанский орган «Рефе-рент-Н». Завербованные агенты должны были выявлять коммунистов и комсомольцев, а также лиц, поддерживающих связь с партизанами и подпольщиками (АУФСБПО 2: 68).

Одной из основных целей военной оккупации является использование захваченной территории в качестве аграрно-сы-рьевого придатка и источника дешевой рабочей силы. В течение всей оккупации нацисты широко использовали местное население на различных неоплачиваемых работах. С помощью биржи труда нацисты и их пособники насильно мобилизовали население Пскова на строительство дорог, лесозаготовки и торфоразработки. В связи с участившимися случаями саботажа псковское городское управление 31 января 1942 года расклеило по городу следующее объявление: «По сообщению немецких властей, случаи отказа от работы и злостного уклонения отдельных граждан города от несения трудовой повинности в настоящее время принимают совершенно недопустимый характер и становятся явлением обычного порядка, а применяемые до сего времени меры борь-

бы с этим явлением не достигают своей цели и не дают необходимых положительных результатов. Поэтому немецкие власти с 1 февраля будут в этих случаях применять самые суровые меры, вплоть до расстрела» («За Родину» 1942).

В этих условиях население города всеми способами уклонялось от отправки в Германию и от принудительных работ.

В январе 1942 года нацистские отделы агитации и пропаганды оповестили граждан о том, что при распределении земли лучшие участки должны получить те, кто активно участвует в построении «Новой Европы», т. е. волостные руководители, старосты, полицейские, представители «групп самообороны», активисты.

Можно сделать вывод, что главный упор аграрной политики нацистов делался на расслоение русского крестьянства, его разложение. Как следует из фашистских газет и листовок, а также из партизанских донесений, те жители, которые лояльно и сочувственно относились к захватчикам, пользовались рядом льгот и преимуществ. Во-первых, было объявлено, что они раньше других перейдут на единоличное хозяйство, они же получали права на торговлю в городах и возможность закупок земельных, сенокосных и лесных участков. Во-вторых, им оказывалась помощь со стороны немецкой администрации путём предоставления лошадей, сельхозин-вентаря и зерна во время посевной. В — третьих, им снижались или вообще отменялись некоторые виды налогов. Активно поощрялась и рекламировалась тенденция обогащения этого слоя населения — строительство ими мельниц и новых домов, возращение имущества, изъятого органами советской власти.

Во всех захваченных областях немцы награждали земельными наделами местных жителей, участвующих в борьбе против партизан. Предателям давали в Псковском уезде наделы земли до 25 га. В отдельных случаях немцы обещали еще более высокие земельные награды.

Многонациональный характер населения Советского Союза в предвоенных планах нацистов оценивался чаще всего лишь с той точки зрения, что межнациональные противоречия в СССР настолько велики, что он представляет собой «колосс на глиняных ногах». В условиях подготовки плана молниеносной войны никакой серьезной и продуманной политики по отношению к различным народам России не планировалось. Если и готовились какие-либо планы, то они касались полного или частичного уничтожения «недочеловеков», в первую очередь евреев и цыган.

Одной из форм деятельности немецко-фашистской оккупационной политики было разделение населения по национальному признаку. Южные районы псковщины входили в «черту оседлости Российской империи», где традиционно проживало большое количество еврейского населения.

В современной научной литературе и публицистике преследование и уничтожение евреев в 1933 — 1945 гг. нацистами и их союзниками обозначается термином «Холокост». Это слово переводится с древнегреческого как «всесожжение», «уничтожение огнем» (Альтман 2002: 546).

Все без исключения старосты и коменданты на оккупированной территории Псковской области в августе-сентябре

1941 года получили распоряжение, из которого следовало, что они обязаны в кратчайший срок известить германское командование о наличии в районах их проживания «иностранцев и жидов». Задачу по очищению территории от «нежелательного национального элемента» офицеры вермахта возложили на карательные отряды, находящиеся при военных комендантах. Все они были сформированы из жителей Эстонии и Латвии.

Евреи обязаны были носить на одежде особые знаки: в Пскове и Острове на спине и груди жёлтые и белые звезды, в других местах — повязки на рукавах. На территории Псковской области гетто были созданы в Пскове, Опочке, Невеле, Великих Луках, Порхове, Пустошке и Се-беже. В Пскове в гетто находилось около 1000 человек (ГАПО: 75).

Геноцид против евреев нацисты могли осуществлять лишь при содействии или хотя бы при сочувственном отношении к этим акциям со стороны местного населения. Поэтому не было ни одного направления в идеологическом воздействии на жителей России, оказавшихся под немецкой оккупацией, в котором бы не присутствовали антисемитские сюжеты.

Основная задача этой политики заключалась в том, чтобы доказать: у немцев и русских есть общий враг — евреи. В Псковской газете «За Родину» в течение всех лет оккупации существовала рубрика «Беседы с Домной Евстигнеевной», где носителем исконной народной мудрости выступала деревенская богобоязненная старушка. Из номера в номер в ее уста коллаборационистскими журналистами вкладывались следующие мысли: «Потерял народ наш разум, когда жидовских

вшей себе за шиворот пустил. Вот они его и объели. Ну, да война выучит, жидовскую храбрость мы знаем. Немец ему в печенку въелся, вот он русский народ и гонит на убой за свои жидовские интересы» («За Родину» 1942а).

Наибольшую помощь нацистам в осуществлении их политики оказывало так называемое «союзное население». В его качестве оккупанты рассматривали в первую очередь эстонцев и латышей. Работая с ними, представители нацистских пропагандистских служб разъясняли, что видят в нём потенциального союзника.

Уже после окончания Второй мировой войны на Западе среди русской эмиграции второй волны появился термин «Третья сила». Бывшие коллаборационисты пытались доказать, что они во время войны не сотрудничали с нацистами, а были независимой силой, которая стремилась построить Россию, свободную от коммунизма.

К наиболее известным политическим образованиям, действовавшим на территории псковщины в годы войны, относится народно-трудовой союз нового поколения (НТСНП). Эта политическая организация возникла в 1929 году в результате объединения Национального союза русской молодежи в Болгарии и Союза русской национальной молодежи в Югославии. За предвоенные годы она несколько раз меняла свое название, пока с 1936 г. не стала именоваться НТСНП.

Союз в своей деятельности изначально ориентировался на эмигрантскую молодежь, его отделения появились в тех городах Европы, где концентрировалась эмиграция. Фактически солидаристы пытались создать русский вариант герман-

ского национал-социализма. Их симпатии к Гитлеру оттолкнули от Союза значительную часть русской эмиграции. Членов НТС за желание всячески подражать нацистам даже называли «нацмальчика-ми» (Млечин 1994: 53).

Во Пскове представителем НТС являлся К.А. Кирий. Он стремился вовлечь в организацию в первую очередь представителей интеллигенции. Им активно распространялась различная программная литература. К деятельности НТС проявило большой интерес немалое количество сотрудников «новой русской администрации», в том числе и бывший «шеф Новгородского гестапо» Б. А. Филистинский (АУФСБНО: 87).

В начале 1943 года во Пскове начал свою работу так называемый Русский национальный комитет (в некоторых документах — Русский комитет. — Б. К.). В него вошли все наиболее заметные коллаборационисты и «новые предприниматели» (т. е. торговцы. — Б. К.) города и района. Свою деятельность они попытались развернуть на всей оккупированной территории Северо-Запада РСФСР. Ее возглавлял журналист выходившей в Пскове газеты «За Родину» Г.Я. Хроменко. От призывов к содействию всем мероприятиям немцев «комитетчики» перешли к попыткам создания «русских антибольшевистских сил». Было заявлено, что основными задачами РНК являются:

1) Оказание помощи немецким войскам в разгроме Красной армии.

2) Вовлечение в состав Комитета молодежи и интеллигенции как основного резерва РОА.

3) Подготовка местных административных кадров будущего русского прави-

тельства, которое придет к власти после победы над большевиками.

4) Выявление лиц, тормозящих деятельность Русского комитета и изоляция их при помощи германского командования.

С целью вовлечения в Комитет новых участников инициативная группа опубликовала в коллаборационистской газете «За Родину» воззвание «Вечевой колокол зовет», в котором содержался призыв к населению вступать в ряды Русского национального комитета и оказывать всемерную помощь как моральную, так и материальную немецким захватчикам в построении новой России (Служба регистрации: 120 — 121).

Эта организация (как, впрочем, и все подобные) возникла по инициативе нацистов. Как показал на допросе в НКГБ бывший бургомистр Пскова Черепень-кин, его пригласили в отдел немецкой пропаганды. Там немецкий чиновник приказал ему выделить из аппарата Псковского городского управления 10 человек, которые должны периодически, раз в неделю, посещать особые собрания, где будут обсуждаться вопросы политического характера.

По возвращении из отдела пропаганды бургомистр выбрал 10 человек, включая и самого себя, для создания «инициативной группы по организации русского национального движения». На первом собрании присутствовало около 50 человек. Хро-менко объявил там: «Сейчас обсуждается вопрос о создании русского правительства. В Смоленске уже создан такой комитет во главе с генералом Власовым. Мы должны создать такой же для решения во Пскове различных государственных дел» (АУФСБПО 3: 287).

Все записавшиеся в РНК сразу же прикреплялись к различным учреждениям и мастерским для проведения там пропагандистской работы. В течение следующих двух недель немецким отделом пропаганды было проведено пять аналогичных собраний.

В мае 1943 года активисты РНК выехали в трехнедельную экскурсию по территории Германии. Они посетили следующие города: Берлин, Галле, Герлиц, Зальцбург и Дрезден. В них проходили встречи с ответственными работниками отделов пропаганды, бургомистрами городов и гауляйтерами.

В приветственных речах псковские коллаборационисты говорили о своей преданности III Рейху, идеям национал-социализма и лично фюреру Великой Германии Адольфу Гитлеру. Кроме этого, в этих выступлениях раздавались призывы к представителям немецких властей быстрее признать Русский национальный комитет как организующий фактор борьбы против большевизма.

На обратном пути участники экскурсии пожелали встретиться с генералом Власовым. Такая встреча для них была организована. Власов призвал членов РНК к активной борьбе против большевизма и всесторонней помощи немцам (АУФСБПО 3: 131).

До конца лета 1943 года немецким отделом пропаганды было организовано еще несколько собраний РНК. На них в основном заслушивались доклады о положении дел на фронтах и объяснялись причины «временных» неудач германской армии. Идея создания «антибольшевистского правительства» во Пскове, видимо, не нашла сочувствия в Германии и поэ-

тому больше на этих собраниях не обсуждалась. В августе 1943 года по приказу германского командования Черепенькин был снят с должности городского головы и после этого работа РНК замерла.

С первых дней своего пребывания на Северо-Западе России захватчики осуществляли свой план по возрождению религиозных культов. Только на территории новгородчины было открыто 40 новых церквей, на территории псковщины — более 60. В самом Пскове стали действовать 6 храмов (Служба регистрации: 264).

Данная политика проводилась по ряду причин. Во-первых, экономически она практически не затрагивала интересы вермахта и Германии. Во-вторых, церковный амвон был идеальным местом для проведения своей пропаганды и, в-третьих, это была хорошо задуманная пропагандистская акция, ибо в первые месяцы войны советская сторона по инерции считала церковь своим злейшим врагом.

Одним из немногих православных монастырей России, никогда не прекращавших своей деятельности, является Псково-Печорский. Он находился на той территории, которая с 1920 до 1940 входила в состав буржуазной Эстонской республики. Практически все монахи были настроены крайне антисоветски, и приход немецких войск в июле 1941 г. ими был встречен с большой радостью и воодушевлением. Это объяснялось тем, что с первых дней восстановления советской власти в Печорском районе они почувствовали крайне негативное отношение к себе. Многие из них были арестованы советскими органами государственной безопасности. Вскоре после прихода

немцев настоятеля Печерского монастыря вызвали в военную полицию, где представитель Абвера заявил ему о том, что монахи обязаны помогать Германии в борьбе против общего врага — большевизма. К ним были отнесены коммунисты, партизаны и все недовольные «новым порядком». Сразу же немецкой разведке были предоставлены списки печорских коммунистов (АУФСБПО 4: 32).

22 июня 1942 г. Гебитскомиссар Псковского округа получил из Печорского монастыря письмо следующего содержания: «Почтительнейше имею честь Вам доложить, что 21 сего июня было совершено молебствие о даровании нашим освободителям окончательной победы над богопротивным большевизмом.

Да поможет господь Бог победоносной Великогерманской армии и ее великому вождю Адольфу Гитлеру в окончательном уничтожении безбожного коммунизма». Оно было подписано настоятелем монастыря. Также монастырь торжественным богослужением и крестным ходом отмечал день захвата Печор германской армией (АУФСБПО 4: 145).

Немецкие власти высоко ценили то активное содействие, которое они имели в проведении своей политики со стороны монахов монастыря. Одна из многочисленных благодарностей была получена Печерским монастырем и от канцелярии фюрера за подарки Гитлеру ко дню его рождения.

Особое доверие оккупантам к Пско-во-Печорскому монастырю можно во многом объяснить особым отношением нацистов к православному духовенству прибалтийских республик, которые в 1940 г. были присоединены к Советскому

Союзу. В январе 1941 г. экзархом Прибалтики был назначен митрополит Сергий (Воскресенский), который до этого являлся полномочным представителем Московской патриархии в этом регионе. При приближении германских войск к Риге представителями советской власти ему было рекомендовано эвакуироваться. Вместо этого он скрылся. 12 сентября 1941 г. экзарх Сергий обратился к германским властям с докладной запиской, в которой доказывал оккупантам, что Московская патриархия никогда не примирялась с безбожной властью, подчинившись ей только внешне и что поэтому он, Сергий, имеет моральное право призвать русский народ к восстанию (Поспеловский 1995: 206).

Создание и организация «православной миссии» во многом связана с инициативой православного духовенства из Прибалтики и, в частности, с деятельностью Экзарха Сергия. В начале июля 1941 г. он вступил в переговоры с германским командованием, предложив отправить миссионеров «в большевистские области России». Активное содействие ему оказало СД, и уже 18 августа первые посланники прибыли в Псков. Всего их было 14 человек, в основном священников. Изначально они не получали никакой поддержки ни со стороны немецкой, ни со стороны русской коллаборационистской администрации. Дело дошло до того, что вновь прибывшие священники даже не получили продовольственных карточек. Ситуация кардинально изменилась после вмешательства отдела пропаганды и СД. Последние увидели в миссии надежного проводника своей политики. По требованию немцев миссионеры должны были

не только (и не столько) налаживать церковную жизнь, а «объяснять и указывать ему преимущества и достоинства новой, открывающейся для него жизни».

Все миссионеры, прибывшие из Прибалтики, стали считаться членами Православной миссии. Из их числа постепенно образовалось Управление миссии. Во главе её стоял Начальник миссии, имевший несколько заместителей, курировавших отдельные церковные дела, ревизора. Все решения, принятые миссией, утверждались Экзархом.

К концу немецкой оккупации число священников на этой территории возросло до 175, а число приходов до 200. Так как большая часть этой территории принадлежала Ленинградской епархии, священники должны были возносить во время богослужения имя митрополита Ленинградского Алексия, находящегося по другую сторону фронта. Но когда с советских самолетов начали разбрасывать подписанные Алексием антифашистские листовки, оккупационные власти запретили любое положительное упоминание его имени в храмах (Поспеловский 1995: 207).

В августе 1942 священники оккупированных районов Северо-Запада РСФСР получили секретный циркуляр от «Православной миссии», подписанный прото-иреем Кириллом Зайцем. В нем давались следующие задания:

1) Выявлять партизан и лиц, связанных с ними.

2) Среди прихожан выявлять всех тех, кто настроен против немцев, их союзников и выражают недовольство немецкими порядками.

3) Выявлять всех служителей культа, которые отправляют службы, не имея со-

ответствующего образования, то есть священников-самозванцев.

4) Выявлять в своем приходе всех лиц, кто ранее был репрессирован советской властью.

Здесь же говорилось, что все эти сведения должны ежемесячно пересылаться во Псков в «Православную миссию». В этом же циркуляре были и задания по церковным делам, а именно: сборы на бедных детей, о ремонте храмов. 10 % от всех сборов должны были посылаться на содержание миссии и экзархата (АУФСБПО 4: 140 — 141).

При отступлении немецких войск из Печорского района офицер немецкой разведки Шифер пришел в монастырь и дал задание монахам всячески помогать Германии в условиях «временного отступления ее армии». Он попросил собирать сведения о передвижениях частей Красной армии, о настроениях красноармейцев. Также предполагалось проводить активную пропаганду о совершенстве немецкой техники и гуманизме нацистского оккупационного режима. Тогда же настоятель по собственной инициативе упаковал все ценности, находившиеся в монастыре, на сумму 5 миллионов рублей золотом, в четыре больших ящика и сдал их немецким властям на хранение (АУФСБ ПО 4: Л. 116).

Нацистскую оккупационную политику по отношению к духовенству русской православной церкви и православной религии нельзя назвать однолинейной. Хотя на первом этапе войны они видели своим потенциальным союзником все русское духовенство, в дальнейшем это отношение изменилось. Патриотическая позиция Русской Православной Церкви и

московского митрополита Сергия способствовала тому, что немцы в своей политике стали делать ставку на тех священников, которые после 1917 года оказались в эмиграции или проживали за пределами Советского Союза. Оторванные от национальной почвы, они искренне верили в то, что принимают участие вместе с «Новой Европой под руководством Германии» не в войне против своего народа, а «в кре-

стовом походе против большевизма». Однако все их попытки представить себя «выразителями интересов и чаяний всех русских православных людей» потерпели крах.

Зимой 1944 года началось крупномасштабное наступление Красной армии под Новгородом и Ленинградом. Летом 1944 г. псковская земля была полностью освобождена от нацистских захватчиков.

Литература:

Альтман 2002 — Альтман И.А. Жертвы ненависти. М., 2002.

АУФСБНО — Архив Управления ФСБ по Новгородской области. Исторический фонд. Д. 54.

АУФСБПО 1 — Архив Управления ФСБ по Псковской области. Д.3514-С.

АУФСБПО 2 — Архив Управления ФСБ по Псковской области. Д. 41586.

АУФСБПО 3 — Архив Управления ФСБ по Псковской области. Д. 22114.

АУФСБ ПО 4 — Архив Управления ФСБ по Псковской области. Д. 2370.

ГАПО — Государственный архив Псковской области. Ф. Р-903. Оп. 3. Д. 1.

«За Родину» 1942 — «За Родину» (Псков). 1942. 2 февраля.

«За Родину» 1942 а — «За Родину» (Псков). 1942. 12 апреля.

«За Родину» 1943 — «За Родину» (Псков). 1943. 28 марта.

Млечин 1994 — Млечин Л. Русские националисты и немецкие национал-социалисты // Новое время. 1994. № 10.

Поспеловский 1995 — Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 1995.

Псковские хроники 2004 — Псковские хроники. Выпуск 4. Псков, 2004.

Семиряга 2000 — Семиряга М. И. Коллаборационизм. Природа, типология и проявления в годы Второй мировой войны. М., 2000.

Служба регистрации — Служба регистрации архивных фондов Управления ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Материалы к литерному делу 118 «Чекисты на защите Ленинграда»

References:

Al'tman 2002 — Al'tman I.A. ZHertvy nenavisti [the Victims of hatred]. M., 2002.

AUFSBNO — Arhiv Upravleniya FSB po Novgorodskoj oblasti. Istoricheskij fond [Archive of the FSB in the Novgorod region. Historical Fund]. D. 54.

AUFSBPO 1 — Arhiv Upravleniya FSB po Pskovskoj oblasti [Archive of the FSB in the Pskov region]. D.3514-S.

AUFSBPO 2 — Arhiv Upravleniya FSB po Pskovskoj oblasti [Archive of the FSB in the Pskov region]. D. 41586.

AUFSBPO 3 — Arhiv Upravleniya FSB po Pskovskoj oblasti [Archive of the FSB in the Pskov region]. D. 22114.

AUFSB PO 4 — Arhiv Upravleniya FSB po Pskovskoj oblasti [Archive of the FSB in the Pskov region]. D. 2370.

GAPO — Gosudarstvennyj arhiv Pskovskoj oblasti [The State archive of the Pskov region]. F. R-903. Op. 3. D. 1.

Mlechin 1994 — Mlechin L. Russkie nacionalisty i nemeckie nacional-socialisty [Russian nationalists and German national socialists] // Novoe vremya. 1994. № 10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Pospelovskij 1995 — Pospelovskij D.V. Russkaya Pravoslavnaya Cerkov' v XX veke [Russian Orthodox Church in the XX century]. M., 1995.

Pskovskie hroniki 2004 — Pskovskie hroniki. Vypusk 4. [Pskov Chronicles. Issue 4] Pskov, 2004. Semiryaga 2000 — Semiryaga M. I. Kollaboracionizm. Priroda, tipologiya i proyavleniya v gody Vtoroj mirovoj vojny [Collaboration. Nature, typology and manifestations during the WWII]. M., 2000.

Sluzhba registracii — Sluzhba registracii arhivnyh fondov Upravleniya FSB po Sankt-Peterburgu

1 Leningradskoj oblasti. Materialy k liternomu delu 118 «CHekisty na zashchite Leningrada» [Service of registration of archival funds of Management of FSB across St. Petersburg and the Leningrad region. Materials for the special case 118 «security officers for the defense of Leningrad»]

«Za Rodinu» 1942 — «Za Rodinu» (Pskov). 1942. 2 fevralya [«For The Motherland» (Pskov). 1942.

2 Feb.]

«Za Rodinu» 1942 a — «Za Rodinu» (Pskov). 1942. 12 aprelya [«For the Motherland» (Pskov). 1942. April 12]

«Za Rodinu» 1943 — «Za Rodinu» (Pskov). 1943. 28 marta [«For The Motherland» (Pskov). 1943. March 28]

Ковалёв Борис Николаевич — доктор исторических наук, профессор. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербургский институт истории РАН. Ведущий научный сотрудник.

E-mail: bnkov@mail.ru

Kovalev Boris — doctor of history, Professor. Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg Institute of history, Russian Academy of Sciences. Leading researcher.

E-mail: bnkov@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.