Научная статья на тему 'Антисемитская пропаганда на оккупированной территории Ленинградской области (по материалам газеты «За Родину» 1942-1943 гг. )'

Антисемитская пропаганда на оккупированной территории Ленинградской области (по материалам газеты «За Родину» 1942-1943 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

435
117
Поделиться
Ключевые слова
АНТИСЕМИТИЗМ / ПРОПАГАНДА / СССР / НАЦИСТЫ / КОЛЛАБОРАЦИОНИЗМ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / ХОЛОКОСТ / ПРЕССА

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Асташкин Д. Ю.

Исследованы особенности антисемитской пропаганды на оккупированной территории Ленинградской области. Вопрос изучен по материалам коллаборационистской газеты «За Родину» (Псков Рига). Анализируется авторство антисемитских текстов, классифицируются антисемитские мифы в газете.

ANTISEMITIC PROPAGANDA IN THE OCCUPIED LENINGRAD REGION (BASED ON THE MATERIALS OF THE PAPER “ZA RODINU” (1942-1943))

The article investigates special aspects of the antisemitic Nazi propaganda in the occupied Leningrad region based on the materials of the collaborationist paper “Za Rodinu” (Pskov Riga). The authorship of antisemitic texts is analysed, antisemitic myths in the paper are classified.

Текст научной работы на тему «Антисемитская пропаганда на оккупированной территории Ленинградской области (по материалам газеты «За Родину» 1942-1943 гг. )»

УДК 94(47).084.8

АНТИСЕМИТСКАЯ ПРОПАГАНДА НА ОККУПИРОВАННОЙ ТЕРРИТОРИИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ГАЗЕТЫ «ЗА РОДИНУ» 1942—1943 ГГ.)

Д.Ю .Асташкин

ANTISEMITIC PROPAGANDA IN THE OCCUPIED LENINGRAD REGION (BASED ON THE MATERIALS OF THE PAPER "ZA RODINU" (1942—1943))

D.Yu.Astashkin

Гуманитарный институт НовГУ, strider-da@yandex.ru

Исследованы особенности антисемитской пропаганды на оккупированной территории Ленинградской области. Вопрос изучен по материалам коллаборационистской газеты «За Родину» (Псков—Рига). Анализируется авторство антисемитских текстов, классифицируются антисемитские мифы в газете.

Ключевые слова: антисемитизм, пропаганда, СССР, нацисты, коллаборационизм, Великая Отечественная война, Вторая мировая война, Холокост, пресса

The aricle investigates special aspects of the antisemitic Nazi propaganda in the occupied Leningrad region based on the materials of the collaborationist paper "Za Rodinu" (Pskov—Riga). The authorship of antisemitic texts is analysed, antisemitic myths in the paper are classified.

Keywords: antisemitism, propaganda, USSR, Nazi, collaborationism, World War II, Great Patriotic War, Holocaust, press

Одной из форм оккупационной пропаганды было разделение людей по национальному признаку. Уничтожение евреев нацисты могли осуществлять лишь при содействии или равнодушии со стороны остального населения. Как следствие, антисемитские сюжеты постоянно присутствовали во всех материалах нацистской пропаганды. Как отмечал в мемуарах коллаборационист В .Самарин: «Немецкая пропаган -да... имела две основные, весьма примитивные линии : 1. Германская армия освободила русский народ. 2. Во всех страданиях русского народа виноваты евреи» [1, с. 283]. Между коммунистами и евреями нацисты ставили знак равенства (символом чего стал знаменитый лозунг «Бей жида-политрука»), поэтому многие антикоммунистические материалы были антиеврейскими и наоборот.

Особое место в создании «образа врага» занимала коллаборационистская пресса. Журналисты, со -трудничающие с нацистами, использовали свое чувство языка, знание местных реалий для решения пропагандистских задач оккупантов, в частности, возбужде-

ния антисемитизма на захваченной территории. Примечательно, что расовую теорию национал-социалистов о превосходстве германской нации над всеми другими коллаборационистские газеты не пропагандировали, однако антисемитизм был присущ практическим всем [2].

По образцу статьи Р .Херцштайна, который про -анализировал антисемитскую пропаганду в Орловской области на примере газеты «Речь» [3], мы разберем антисемитскую пропаганду в Ленинградской области по материалам газеты «За Родину» (выходила с осени 1942 г. по лето 1944 г.).

Для Северо-Запада РСФСР антисемитизм не был типичен, поскольку еврейское население было достаточно малочисленным и ассимилировалось в городское общество [4]. Тем не менее, даже это неболь -шое число евреев стало жертвами нацистов и их пособников . По сути, антисемитская пропаганда доказывала местному русскому населению логику уничтоже -ния своих и без того малочисленных еврейских сосе -дей.

До 1942 г. большинство коллаборационистских газет распространялось бесплатно. В обязанности почтальонов входило получение в комендатурах или управах свежих номеров газет или листовок и расклейка их на специальных стендах. Даже когда газеты стали платными, их покупали. Поэтому коллаборационистские газеты — «Правду» и «Северное слово», «За Родину» и «Доброволец» — можно было найти даже в маленькой деревне [5]. Отметим, что у всей коллаборационистской печати был четкий ареал распространения. Так, газета «За Родину» (печатавшаяся номинально во Пскове, а на деле — в Риге) относилась к Ленинградской области (Псковский и Новгородский районы). Как подчеркивает исследователь Б.Равдин: «Распространение этой газеты внутри, скажем, Риги, наказывалось какими-то суровыми мерами. Газета предназначалась исключительно для Псковской области (имеется в виду — территория современной Псковской области — Д.А.), и дальше — на Северо-Запад, вплоть до Новгорода» [6].

Во многом газету «За Родину» изначально делали те же люди, которые работали в журналистике Северо-Запада РСФСР до войны. Так, в июле 1941 г. газета «Псковский колхозник» вместе со своим главным редактором А.Петровым (псевдоним Ф.Лебедева) в полном составе перешла на сторону немцев. В 1942 г. А.Петров стал главным редактором новой оккупационной газеты «За родину». Парадоксально, что, несмотря на огромную разницу идеологий, редакция сохранила авторский состав и лексику. Эту идентичность отмечает историк Б.Ковалев: «Вот та же самая газета «За Родину», которая выходила во Пскове. Я брал газету «Псковский колхозник» образца 1940 г. и газету «За Родину» образца 1942 г. Писали одни и те же люди. <...> Сравнивая статьи того же самого Петрова образца 1940 г. и 1942 г., я понял, что лексика у человека за два года, конечно, не поменялась» [7].

О профессиональной и внешней преемственности советской и коллаборационистской печати пишет историк С.Бернев: «Для придания большей достоверности своей печатной продукции органы немецкой пропаганды стремились к сохранению советских названий газет, их формата, шрифтов, стилистического оформления» [8].

Таким образом, население оккупированной территории Новгородской области получало коллаборационистскую прессу в знакомом стиле, менялись только тезисы пропаганды. Вместо привычных восхвалений коммунистов пресса так же регулярно публиковала обвинения в адрес «жидо-большевиков».

Истинное авторство многочисленных антисемитских текстов газеты «За Родину» установить не всегда возможно. Некоторые публикации подписаны инициалами, псевдонимами или не имели подписи вовсе. Предположим, что корректуру вносила и оккупационная Служба безопасности (СД), курировавшая и спонсирующая газету. Также мало изучен вопрос о степени редакторской правки. Так, на редактуру жаловались коллаборационисты Б.Филистинский и В.Блюм рейхсляйтеру Розенбергу: «Руководство упомянутой газеты (Псков—Рига) вносит в материалы неслыханные искажения как политического, так и литературно-

го плана. После выхода в печать материалы едва можно узнать» [9].

Некоторые коллаборационисты в своих послевоенных мемуарах (изданных в эмиграции) ожидаемо отказывались от авторства антисемитских текстов и даже отрицали их наличие в газете. В частности, видный автор газеты Вера Пирожкова оправдывалась спустя 50 лет: «Мы писали и печатали антикоммунистические статьи, но ничего национал-социалистического, кроме официальных известий, которые мы были обязаны опубликовать в той форме, в какой они к нам поступали, мы не печатали. Антисемитских статей я тоже не брала. Из местных авторов, непостоянных сотрудников нашей редакции, мне лишь два раза приносили антисемитские статьи» [10]. Вместе с тем В.Пирожкова публиковала антисемитские тексты под собственным именем, вот несколько пассажей из ее статей: «Злобная сила еврейства, питавшаяся в течение веков лишь ненавистью и действовавшая путем интриг, обманов и террора, не устоит под натиском здоровых, творческих сил народов» [11, 31.08.1943]; «Никто так яростно и упорно не ненавидит национальное чувство любого народа, как евреи» [11, 29.12.1943].

Другая сотрудница газеты Л.Осипова заявляла в своем дневнике о небольшой творческой свободе: «Можно не писать того, чего писать не хочешь. Немцы не заставляют кривить душой, если не считать кривизной умалчивание <.> Так, например, в текстах Люто-ва (по мнению историка О.Будницкого, это псевдоним ее мужа — ДА.) нет ни малейшего намека на антисемитизм или на преклонение перед немцами и Германией» [11, с. 170]. У самой Л.Осиповой антисемитских материалов в газете «За Родину» также не выявлено. Тем не менее, судя по массиву текстов, другие авторы писали о евреях часто. Следует отметить, что употребление словоформ «евреи», «жиды», «иудеи» зависело от авторов, порой в одном и том же тексте использовались все три — видимо, для избегания тавтологии. Словоформа «сионист» встречается несравнимо реже — около десяти раз за весь исследуемый период.

Тематически антисемитские материалы газеты «За Родину» можно разделить на несколько основных сюжетов, в той или иной степени манипулирующих мифами.

Так, в газете был популярен тезис Геббельса о всемогущем мировом еврейском капитале — «плутократии». Этот термин «За Родину» поясняла так: «. организованная клика могущественных жидовских финансовых магнатов, которые своими громадными состояниями и миллионными доходами достигают хозяйственного, политического, а во время войны, и военного владычества» [11, 24.10.1942]. Антикапиталистические тексты, по сути, были привычны и для довоенной советской пропаганды, новым фактором был только антисемитизм. С ним изображение мировой экономики и геополитики становилось крайне примитивным: «Борьба за новый здоровый порядок Европы, а, следовательно, и всего света, представляет собою борьбу против мирового еврейства. Главными центрами капиталистического еврейства являются С. Ш. А. и Англия» [11, 30.09.1942]. Евреев обвиняли и в милитаризме: «Жиды являются поджигателями нынешней

войны, с помощью которой они хотели ослабить национальную мощь народов и превратить их в своих рабов» [11, 29.06.1943].

Попытки изобразить «мировое еврейство» иногда доходили до курьеза: так, газета «За Родину» ссылалась на врага III Рейха — премьер-министра Англии У.Черчилля, пересказывала тезисы его статьи 1920 года о еврейской проблеме и роли евреев в революционном движении [11, 16.09.1942].

В материалах «За Родину» использовался миф о том, что антисемитизм характерен для всех стран планеты: «Народы Европы жидов не желают! Во всем мире распространяется антиеврейское настроение, виной чему отчасти является текущая война, возбудителями которой были жиды. <...> Даже в малонаселенных странах, каковыми являются Австралия, Новая Зеландия и Канада, к жидам относятся крайне враждебно» [11, 28.05.1943]. Как следствие, газета призывала к тотальному геноциду: «Война сильно увеличила антиеврейское сознание. Еврейский вопрос категорически требует разрешения его на практике. Для Европы это разрешение может быть только следующим: полное изгнание или ликвидация жидов» [11, 28.05.1943].

Мифу о засилии евреев в общественных институциях СССР газета посвятила свыше двадцати достаточно подробных обзоров: «Евреи в русской науке» [11, 22.12.1943], Евреи в русском искусстве» [11,

08.10.1942], «Евреи в советской музыке» [11,

29.10.1943] и т.д. Авторы дотошно перечисляли еврейские фамилии знаменитостей в какой-либо сфере, выискивали еврейские корни у остальных. Тексты о политиках СССР [11, 7.02.1943] и пропагандистах газеты «Правда» [11, 26.05.1943] еврейского происхождения сопровождались шаржами, где художник утрировал их будто бы семитские черты внешности (уши, губы, нос, кудри). Отсутствие русских фамилий в списках элит объяснялось антинародными репрессиями НКВД.

Своеобразно продвигался миф о еврейской верхушке партии и правительства. Газета «За Родину» не могла впрямую доказать это фамилиями, поэтому ограничивалась утверждениями о «полужидах» и персоной Л.Кагановича. По сути, некоторые авторы пытались сделать из него символ «жидо-большевизма», преувеличивая его власть. В качестве аргументации использовались порой крайне необычные источники: «Как известно, «тенью» Сталина является чистокровный еврей. Американский еврей Б.Ц.Гольдбергер пишет об этом на столбцах иудейской газеты «Тог» [11, 17.06.43]. Также для подтверждения могущества Л.Кагановича использовался миф, что Сталин женат на его дочери Розе [11, 09.06.1943].

После ставки нацистской пропаганды на разжигание национальной розни во многих материалах c 1942 г. агрессивно противопоставлялись еврейские «угнетатели» и «угнетаемые» русские. Освободителями были представлены сначала немцы, а с 1943 г. — солдаты РОА в союзе с вермахтом. Вся новейшая история России, начиная с Октябрьской революции, изображалась как цепь еврейских репрессий против русского народа, особенно подчеркивалась роль ГУЛАГа и НКВД в деле истребления недовольных «жидоболь-шевизмом» русских. О евреях в лагерях писали редко,

причисляя их к спекулянтам на привилегированном положении [11, 20.02.1943].

Миф о логичности и необходимости антисемитизма в России транслировался через исторические очерки о еврейском вопросе. Согласно им, евреи несколько веков пытались захватить власть в России и, следовательно, антисемитизм в России обоснован традициями предков. Типичен в этом отношении материал «Ересь жидовствующих» [11, 8.09.1943] о секте в средневековом Новгороде. Он имел научно-популярную форму, вплоть до мини-рецензии на текст от эксперта — протоиерея К. Зайца. Тем не менее, в статье есть несколько антисемитских комментариев типа: «Уже тогда, более четырех веков тому назад, еврейство делало попытку тайно, изнутри ослабить и деморализовать русский народ». Похожим образом выстроена научно-популярная статья «Мы, русские, страшимся больше всего жидов», — сказал посол Василия III в 1526 году» [11, 20.01.1943], в которой детально рассказывалось о решении «еврейского вопроса» правителями России XVI—XVIII вв.

Для пропаганды антисемитских традиций использовали авторитет классиков — печатали отрывки «Дневника писателя» Ф.М.Достоевского [11, 24.02.1943], части книги В.Розанова «Опавшие листья» [11, 26.02.1943] и других авторов. Это было типичным для многих коллаборационистских газет («Речь», «Новый путь»).

Евреи активно обвинялись в органической ненависти к православию, именно им приписывали советские репрессии против церковников. Об этом на страницах «За Родину» высказывались даже священники, характерна статья экзарха-митрополита Сергия «Германская армия помогает православной церкви», где он перечислял антирелигиозные действия советской власти: «Уходя на север и восток, красная армия оставляла за собой разрушенные храмы. Так было, напр., в 1941 г. на всем пути ее бегства к Волхову, Ильменю, Ленинграду. Большевистские агенты, обыкновенно евреи, налетали на деревни и небольшие городки со специальным заданием сжечь уцелевшие церкви» [11, 10.10.1942].

Иногда антисоветская и антисемитская пропаганда облекались в крайне популярную среди русского населения и особенно крестьян форму раёшника — образные народные слова, сказанные в рифму [5].

Вопрос об эффективности антисемитской пропаганды на оккупированной территории Ленинградской области требует дальнейшего системного изучения, поскольку в оценке результативности немецкие и советские источники противоречат друг другу. Зато можно утверждать, что по факту советское государство мало противодействовало антисемитизму, который навязывался миллионам советских граждан в оккупации, лагерях, блокадном Ленинграде и тылу [4].

Даже после окончания войны часть населения воспроизводили материалы нацистской пропаганды о евреях, соглашались с ними. Ярко это проявилось во время «Дела врачей» (1953 г.). Так, некоторые новгородцы прямо поддерживали нацистов: «Немцы были правы, когда они во время II Мировой войны организовывали гонение на евреев и уничтожали их» [12].

Таким образом, антисемитская пропаганда пережила войну. Более того, ее языковые средства используются и современными неонацистами на постсоветском пространстве. Поэтому изучение технологии создания антисемитских материалов имеет актуальное прикладное значение для информационного противодействия национализму.

Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 14-1153003).

1. «Свершилось. Пришли немцы!». Идейный коллаборационизм в СССР в период Великой Отечественной войны / Сост. и отв. Ред. О.В.Будницкий, М. 2012. 324 с.

2. Грибков И.В., Молчанов Л.А. Русские газеты на оккупированной советской территории (1941—1944 гг.) // Новый исторический вестник. 2007. № 2. С. 143-153.

3. Herzstein R. Anti-Jewish Propaganda in the Orel Region of Great Russia, 1942-1943: The German Army and Its Russian Collaborators [Электр. ресурс]. URL: http://motlc.wiesenthal.com/site/pp.asp?c=gvKVLcMVIuG& b=395147 (дата обращения 10.10.2014).

4. Лекция Н. Ломагина об антисемитизме в период блокады [Электр. ресурс]. URL: http://www.cogita.ru/analitka/ otkrytye-diskussi/nikita-lomagin-ob-antisemitizme-v-period-blokady (дата обращения 10.10.2014).

5. Ковалев Б. Листовка со смирением // Родина. 2011. № 6. С. 30.

6. Равдин Б., Толстой П. Русская печать под нацистами [Электр. ресурс]. URL: http://www.svoboda.org/content /transcript/2092782.html (дата обращения 10.10.2014).

7. Ковалев Б. Предатели и коллаборационисты. Эфир на радио «Эхо Москвы», 7 апреля 2008 года.

8. Бернев С.К. Периодическая печать на оккупированной территории Северо-Запада РСФСР (1941—1944) // Вестник НовГУ2008. №49. C.9.

9. Филистинский Б., Блюм В. О методах и формах антибольшевистской пропаганды [Электр. ресурс]. URL: http://labas.livejournal.com/871181.html (дата обращения 10.10.2014).

10. Цит. по: Пирожкова В. Потерянное поколение. СПб. 1998. С. 192.

11. Номера газеты «За Родину» указанных дат.

12. Архив управления ФСБ по Новгородской области. Ф. 9. Оп. 27. Д. 5. Л. 171.

References

1. Budnickij O.V., ed. "Svershilos'. Prishli nemcy!". Idejnyj kollaboracionizm v SSSR v period Velikoj Otechestvennoj vojny ["It is finished. Germans came!". Conscientious Collaboration in the USSR during the Great Patriotic War]. Moscow, 2012. 324 p.

2. Gribkov I.V., L.A. Molchanov L.A. Russkie gazety na okkupirovannoj sovetskoj territorii (1941—1944) [Russian newspaper in the occupied Soviet territory (1941—1944)]. Novyj istoricheskij vestnik [The New Historical Bulletin], 2007. no. 2, pp. 143-153.

3. Herzstein R. Anti-Jewish Propaganda in the Orel Region of Great Russia, 1942-1943: The German Army and Its Russian Collaborators Available at: http://motlc.wiesenthal.com/ site/pp.asp?c=gvKVLcMVIuG&b=395147 (accessed 10.10.2014).

4. Lecture of N.Lomagin on anti-Semitism during the blockade. Available at: http://www.cogita.ru/analitka/otkrytye-diskussi/nikita-lomagin-ob-antisemitizme-v-period-blokady (accessed 10.10.2014).

5. Kovalev B. Listovka so smireniem [Flyer with humility]. Rodina [Homeland], 2011, no. 6, p. 30.

6. Ravdin B., Tolstoj P. Russkaja pechat' pod nacistami [Russian press under the Nazis]. Available at: http://www.svoboda.org/content/transcript/2092782.html (accessed 10.10.2014).

7. Kovalev B. Traitors and collaborators. Broadcast on the radio "Echo of Moscow", 7 april 2008.

8. Bernev S.K. Periodicheskaja pechat' na okkupirovannoj territorii Severo-Zapada RSFSR (1941—1944) [Press in the occupied territory of the North-West of the RSFSR (19411944)]. Vestnik NovSU, 2008, no. 49, p. 9.

9. Filistinskij B., Bljum V. O metodah i formah antibol'shevist-skoj propagandy [On the methods and forms of anti-Bolshevik propaganda]. Available at: http://labas.livejournal.com/871181.html (accessed 10.10.2014).

10. Pirozhkova V. Poterjannoe pokolenie [Lost Generation]. Saint Petersburg, 1998, p. 192.

11. Newspaper "Za Rodinu".

12. Archive of Federal Security Service in Novgorod Region, f. 9, in. 27, f. 5, p. 1.